Научная статья на тему '2 января 1918 г.: день, когда большевики подчинили государственные театры'

2 января 1918 г.: день, когда большевики подчинили государственные театры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Революция 1917 года / государственные театры России / большевики / В.В. Бакрылов / Ф.Д. Ба-тюшков / А.В. Луначарский / Russian revolution of 1917 / the State theatres of Russia / the Bolsheviks / V.V. Bakrylov / F.D. Batyushkov / A.V. Lunacharsky

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петр Николаевич Гордеев

Рассматривается сюжет истории, связанный с установлением советской власти в театрах России в период революции. 2 января 1918 г. в здание Дирекции театров в Петрограде явился отряд красногвардейцев во главе с комиссаром В.В. Бакрыловым. Бакрылов отстранил от работы главноуполномоченного по государ-ственным театрам Ф.Д. Батюшкова и уволил служащих его канцелярии. Драматическая и балетная труппы осу-дили большевиков, но отказались прекращать спектакли, а солисты оперы и технический персонал открыто перешли на сторону новой власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

January 2, 1918: the day when the Bolsheviks subdued the State theatres

More than two months of confrontation between the People’s Commissar for Education A.V. Lunacharsky and Russian State theatres that did not recognize his authority in January 1918 came to its culmination. The decisive day was January 2, when acting on behalf of Lunacharsky and the Soviet government, the Commissar V.V. Bakrylov seized by force the Office of the Chief Commissioner for State theatres, dismissed its employees and suspended F.D. Batyushkov, the Chief Commissioner, who was the leader of anti-Bolshevik resistance in theatres. Despite their significance, these events have not yet been the subject of a special research; this article is the first time that such an attempt has been made. The main sources were the memoirs of a number of theatrical figures (the most important of them are the memoirs of S.L. Bertensson and V.F. Bezpalov), materials of the periodical press and archival documents. The latter were deposited in three repositories – the Central State archive of literature and art of Saint Petersburg (in the case “Statements, certifi-cates and correspondence about the admission and dismissal of employees, part 1” there is a description of the incident itself, presented by the dismissed employees), the Manuscript Department of the Institute of Russian literature (of particular interest is the diary of S.I. Smirnova-Sazonova) and the Department of manuscripts of the Saint Petersburg State Museum of theatrical and musical art – the funds of the latter preserved a number of resolutions showing the attitude of artists to the events taking place. The government Commissar V.V. Bakrylov, who occupied the Office of the Chief Commissioner for State theaters on the morning of January 2, 1918, not only suspended F.D. Batyushkov, but also required the employees to recognize the power of the Bolsheviks. When the latter refused to obey, they were all dismissed. Actors Yu.M. Yuriev and A.A. Usachev, who were in the Office at that time, were affronted, and the Office itself was smashed. These actions caused outrage in the theatrical circle, and on the same day the troupe of the Alexandrinsky theatre expressed sympathy to F.D. Batyushkov and the injured officials. However, by this time there had already been many supporters of the Soviet government in the former Imperial theatres. The actions of V.V. Bakrylov and A.V. Lunacharsky were generally supported by the representatives of the technical staff and the soloists of the Mariinsky Opera company. Although the drama actors and, a little later, the ballet dancers condemned the Bolsheviks, they did not cancel the performances, supporting the dismissed only in words. This allows us to confirm that the events of January 2, 1918, were a turning point in the struggle of the Bolsheviks for the subordination of State theatres.

Текст научной работы на тему «2 января 1918 г.: день, когда большевики подчинили государственные театры»

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84

Tomsk State University Journal of History. 2023. № 84

Научная статья УДК 94/571

doi: 10.17223/19988613/84/2

2 января 1918 г.: день, когда большевики подчинили государственные театры

Петр Николаевич Гордеев

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, petergordeev@mail.ru

Аннотация. Рассматривается сюжет истории, связанный с установлением советской власти в театрах России в период революции. 2 января 1918 г. в здание Дирекции театров в Петрограде явился отряд красногвардейцев во главе с комиссаром В.В. Бакрыловым. Бакрылов отстранил от работы главноуполномоченного по государственным театрам Ф.Д. Батюшкова и уволил служащих его канцелярии. Драматическая и балетная труппы осудили большевиков, но отказались прекращать спектакли, а солисты оперы и технический персонал открыто перешли на сторону новой власти.

Ключевые слова: Революция 1917 года, государственные театры России, большевики, В.В. Бакрылов, Ф.Д. Батюшков, А.В. Луначарский

Для цитирования: Гордеев П.Н. 2 января 1918 г.: день, когда большевики подчинили государственные театры // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 84. С. 11-17. doi: 10.17223/19988613/84/2

Original article

January 2, 1918: the day when the Bolsheviks subdued the State theatres

Petr N. Gordeev

A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation, petergordeev@mail.ru

Abstract. More than two months of confrontation between the People's Commissar for Education A.V. Lunacharsky and Russian State theatres that did not recognize his authority in January 1918 came to its culmination. The decisive day was January 2, when acting on behalf of Lunacharsky and the Soviet government, the Commissar V.V. Bakrylov seized by force the Office of the Chief Commissioner for State theatres, dismissed its employees and suspended F.D. Batyushkov, the Chief Commissioner, who was the leader of anti-Bolshevik resistance in theatres. Despite their significance, these events have not yet been the subject of a special research; this article is the first time that such an attempt has been made. The main sources were the memoirs of a number of theatrical figures (the most important of them are the memoirs of S.L. Bertensson and V.F. Bezpalov), materials of the periodical press and archival documents. The latter were deposited in three repositories - the Central State archive of literature and art of Saint Petersburg (in the case "Statements, certificates and correspondence about the admission and dismissal of employees, part 1" there is a description of the incident itself, presented by the dismissed employees), the Manuscript Department of the Institute of Russian literature (of particular interest is the diary of S.I. Smirnova-Sazonova) and the Department of manuscripts of the Saint Petersburg State Museum of theatrical and musical art - the funds of the latter preserved a number of resolutions showing the attitude of artists to the events taking place.

The government Commissar V.V. Bakrylov, who occupied the Office of the Chief Commissioner for State theaters on the morning of January 2, 1918, not only suspended F.D. Batyushkov, but also required the employees to recognize the power of the Bolsheviks. When the latter refused to obey, they were all dismissed. Actors Yu.M. Yuriev and A.A. Usachev, who were in the Office at that time, were affronted, and the Office itself was smashed. These actions caused outrage in the theatrical circle, and on the same day the troupe of the Alexandrinsky theatre expressed sympathy to F.D. Batyushkov and the injured officials.

However, by this time there had already been many supporters of the Soviet government in the former Imperial theatres. The actions of V.V. Bakrylov and A.V. Lunacharsky were generally supported by the representatives of the technical staff and the soloists of the Mariinsky Opera company. Although the drama actors and, a little later, the ballet dancers condemned the Bolsheviks, they did not cancel the performances, supporting the dismissed only in words. This allows us to confirm that the events of January 2, 1918, were a turning point in the struggle of the Bolsheviks for the subordination of State theatres.

Keywords: Russian revolution of 1917, the State theatres of Russia, the Bolsheviks, V.V. Bakrylov, F.D. Batyushkov, A.V. Lunacharsky

For citation: Gordeev, P.N. (2023) January 2, 1918: the day when the Bolsheviks subdued the State theatres. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 84. pp. 11-17. doi: 10.17223/19988613/84/2

© П.Н. Гордеев, 2023

После Октябрьской революции бывшие императорские театры, переименованные в марте 1917 г. в государственные, отказались признавать власть большевиков. Во главе «саботажа» стоял главноуполномоченный комиссара Временного правительства над бывшим Министерством двора по государственным театрам Ф.Д. Батюшков, известный филолог, театральный и литературный критик [1. С. 32-36]. В декабре 1917 г., обменявшись открытыми письмами с А.В. Луначарским, требовавшим сначала подчинения, а затем отставки Батюшкова, последний получил от целого ряда театральных деятелей и учреждений письма с выражением поддержки [2. С. 143-151]. Однако после официального увольнения Батюшкова (приказом за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина и народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского [3. С. 1]), а также после начавшихся в труппах «паломничества» к Луначарскому и переписки с ним положение главноуполномоченного стало более шатким [4. С. 3; 5. С. 8]. Последняя надежда - на образованный в декабре Совет по управлению государственными театрами - также не оправдалась. 1 января 1918 г. Батюшков писал председателю Союза артистов-солистов оперной труппы Мариинского театра Г.А. Боссэ, отстаивая свое право на учреждение подобного Совета и его правомочность (что тяготевшие к большевикам солисты не признавали и прямо заявили об этом Батюшкову 30 декабря): «Мой ответ имеет, так сказать, исключительно "академический" характер, так как я теперь не ожидаю ни от Совета, ни вообще от своей дальнейшей деятельности при Государственных] Театрах никаких практических результатов ввиду новых сложившихся обстоятельств» [6. Л. 7; 7. Л. 4 об.-5].

Тем временем 28 декабря А.В. Луначарский, издавший приказ об упразднении «нелепо громоздкой, дорогой бюрократической и корчащей из себя начальство "Конторы"» (так он именовал Канцелярию главно-уполномоченного по государственным театрам), а также о назначении «ликвидационной комиссии», в состав которой наряду с представителями артистов и технического персонала должен был войти «назначенный мною полномочный комиссар» [8. С. 1], в очередной раз обратился к Батюшкову, причем теперь в письме звучали откровенные угрозы: «Я даю Вам срок в 24 часа. Если Вы не пришлете мне за это время категорическое заявление о том, что Вы подчиняетесь моему распоряжению, сдаете свою должность и очищаете занимаемую Вами квартиру в трехдневный срок, что Вы отказываетесь от дальнейшей интриги с каким-то Высшим советом, то я обращусь в Военно-следственную комиссию с просьбой немедленно арестовать Вас как чиновника, не подчиняющегося революционной власти и противодействующего ей». Батюшков ответил на этот раз менее уверенно: «Мне не было сообщено, да и теперь Вы не сообщаете, кому я должен "сдать должность" и в чем эта процедура заключается? Сложить полномочия я могу только перед властью, узаконенной Учредительным собранием. Я уже писал Вам, что не скрываюсь и что Вы можете меня арестовать, когда Вам угодно». 30 декабря из Наркомпроса за подписью товарища народного комиссара Г.Д. Закса Батюшкову

было отправлено извещение в том, что «Л.Д. Мецнер уполномочен принять от Вас все дела по управлению государственными театрами» [9. С. 59-60]. Отметим, что управляющий Канцелярией главноуполномочен-ного по государственным театрам Л.Д. Мецнер был технической фигурой и доверием большевиков не пользовался (что доказало его увольнение несколько дней спустя); новой власти было прежде всего важно отстранить популярного и упрямого Батюшкова, а фамилия его преемника значила не столь много.

На этот раз Батюшков решил выполнить требование новой власти. Не позднее 1 марта 1918 г. (датируется по пометке на документе) он писал А.В. Луначарскому: «Согласно полученной мной бумаге за подписью тов. народного Комиссара по просвещению, Гр. Закса, от 30-го дек. 1917 г., № 147, я передал дела по управлению Государственными] Театрами Л.Д. Мецнеру (бумага получена мной 31 дек.), причем г. Закс на ... (неразборчивое слово, возможно «словах». - П.Г.) мне заверил, что Канцелярия остается и не будет нарушена автономия отдельных Трупп Госуд[арственных] Театров. Сообщение о передаче мною дел управляющему Канцелярией должно было появиться в "Вестнике Канцелярии" в ближайший срок, но, очевидно, в новый год этот номер не мог быть напечатан» [10. Л. 4].

После Нового года настало время действовать тому самому «полномочному комиссару», о появлении которого А.В. Луначарский (перешедший теперь, как иронизировал эмигрант Н.А. Горчаков, «к подлинно советским методам» [11. С. 30]) предупреждал театральную общественность, - революционеру, левому эсеру, а после революции фольклористу и участнику Вольфилы Владимиру Васильевичу Бакрылову [12]. Последний был не чужд сцене: кассиры и служащие Канцелярии главноуполномоченного по государственным театрам в январе 1918 г. вспоминали, что этот «совсем молодой человек, бывший студент» - «большой театрал», который «обращался многократно с просьбой "записать билеты" к бывшему заведующему театральными кассами Н.М. Шишко» [13. С. 4]. Впрочем, на этот раз он повел себя не так, как можно было бы ожидать от записного поклонника Мельпомены и Терпсихоры.

Сам Луначарский вспоминал о завершающем этапе своей борьбы с Батюшковым: «Я назначил для введения некоторого внешнего административного порядка в театрах и для постоянного наблюдения за их повседневной жизнью молодого левого эсера Бакрылова в качестве комиссара государственных театров. Этот молодой революционер показал свою энергию и умение при своеобразном завоевании нами Министерства народного просвещения. Товарищ Бакрылов был человеком немного нажимистым и несколько самоуверенным, но его твердая рука хотя кое-где и прижимала довольно больно тот или иной пункт, но оказалась, на первое время по крайней мере, целесообразной. Некоторые говорили потом, что с Бакрыловым повеяло новым воздухом» [14. С. 281]. «Бакрылов очутился под кровлей государственных театров в самое горячее время - самое горячее, по крайней мере с политической точки зрения, - принял на себя и, в свою очередь,

отбил все удары, которые, как легко себе представить, сыпались на него в достаточном количестве. Человек порывистый и нервный, Бакрылов, быть может, порой излишне восстанавливал против себя, но все это в большой степени оправдывалось обстановкой тех дней», -вспоминал артист В.Ф. Безпалов, в описываемое время -комендант петроградских государственных театров, близкий к большевикам [15. С. 111-112]. Схожие впечатления оставил Бакрылов у В.Н. Всеволодского-Гернгросса, вспоминавшего в 1927 г.: «Государственные театральные круги были невероятно взволнованы поведением Бакрылова: он действительно вел себя крайне радикально. Бакрылов был человек молодой, с темпераментом, и, вполне возможно, были некоторые резкости, но главное было в том, что управление государственных театров чувствовало, что налагается советская рука, и Бакрылов был олицетворением этой руки, и естественно, что против него было большое возбуждение; по-видимому, он допускал и кое-какие нетактичности» [16. С. 264]. «Своими энергичными действиями в конторе он в несколько дней разорил очаг, подогревавший саботажнические настроения в труппе», - одобрительно писал в своих мемуарах Б.А. Го-рин-Горяйнов [17. С. 147]. Сам Бакрылов, впрочем, оценивал свою деятельность без излишнего пафоса: несколько лет спустя в ответ на просьбу театроведа Е.М. Кузнецова «написать воспоминания о его работе в государственных театрах», он сказал: «Какой я комиссар!.. Не был я комиссаром!.. Я был просто вышибалой...» [15. С. 120].

В выявленных документах сохранилось несколько описаний событий 2 января 1918 г., произошедших в историческом здании Дирекции императорских театров на Театральной улице. Одно из первых и наиболее подробных принадлежит Ф.Д. Батюшкову. В его архиве, отложившемся в Рукописном отделе Пушкинского Дома, сохранился черновик обращения к художественно-репертуарным комитетам трупп («как органам самоуправления артистич[еских] коллективов») по поводу разосланной 2 января всем труппам резолюции служащих Канцелярии главноуполномоченного по государственным театрам, «на которую до сих пор не последовало ответа». Батюшков, напоминая об этом спустя несколько дней (даем примерную датировку исходя из содержания), подталкивал артистов к выражению солидарности чиновникам.

«Обстоятельства дела таковы, - напоминал главно-уполномоченный. - 2-го января, до начала присутствия, явившимися большевиками во главе с Народ-н[ым] (Бакрылов именовался правительственным, а не народным комиссаром. - П.Г.) Комиссаром Бакрыло-вым было занято помещение Канцелярии, куда сходившиеся служащие не были допущены. Это вынудило их собраться наверху в приемной Главноуполномоченно-го, куда явился вскоре гражд[анин] Бакрылов. Заявив, что Канцелярия считается упраздненной, тем не менее, дескать, в интересах театров работа ее не должна прекращаться, г. Бакрылов предложил служащим немедленно приступить к занятиям под его руководством, при непременном условии признания власти Народн[ых] Комиссаров. Таким образом, управляющий Канцеля-

рией Л.Д. Мецнер фактически уже оказался отстраненным. В ответ на выраженное требование служащие, обсудив положение, вынесли уже сообщенную артистам резолюцию, в которой ясно была формулирована мысль, что если труппы найдут возможность продолжать свою деятельность при создавшемся положении, то все они немедленно встанут на работу именно в интересах Государственных] Театров. Выслушав эту резолюцию, гражд[анин] Бакрылов объявил, что все служащие считаются уволенными и приступил к приемке дел. Уступая насилию, служащие сдавали ключи, причем подвергались грубым оскорблениям, случайным свидетелем которых оказался артист Государственных] Театров Юрьев, подвергшийся, в свою очередь, резкому оскорблению со стороны гр. Бакрылова, потребовавшего удаления Ю.М. Юрьева из Канцелярии. Точно так же пришедшего за своим паспортом в Канцелярию артиста Государственных] Театр[ов] А.А. Усачева удалили в самой резкой форме. В тот же вечер разослана бумага служащим, пользующимся казенными квартирами, об очищении этих квартир в семидневный срок. В Канцелярии водворились неведомые люди, и что там происходит, неизвестно, но служащие уже четвертый день ничего не знают о своей участи, причем большинство не дополучило содержания.

Подтверждая свою готовность обслуживать Государственные] Театры, служащие ожидают от артистов решения вопроса - как же им быть, ввиду разгона Канцелярии, насильственного удаления служащих, которым объявлено об их увольнении, тогда как они ни на минуту не прерывали своей работы, пока не оказались запертыми двери Канцелярии? Желают ли артисты, чтобы служащие Канцелярии продолжали свою службу Театрам, и каковы их намерения в отстаивании условий, делающих такую работу возможной?

Позволю себе напомнить, что и комиссар Луначарский подтвердил на собрании артистов-солистов, что никакого признания законности большевистской власти от служащих при Государственных] Театр[ах] не требуется. Между тем комиссар Бакрылов именно потребовал от людей, стоящих совершенно вне политики, заявления их политического credo и придрался к отказу высказаться о большевистской политике, которая лишь не признавалась общегосударственной, чтобы выкинуть на улицу лишенных всякого обеспечения тружеников» [18. Л. 1-1 об.].

Любопытно, что уволенные служащие, обращаясь в феврале 1918 г. (в документе указано, что со времени их увольнения прошел «шестинедельный срок») в новый, организованный уже при большевиках Совет государственных театров с просьбой «о скорейшем рассмотрении вопроса о восстановлении нас в служебных правах по Канцелярии Государственных Театров», излагали события 2 января почти дословно по приведенному выше обращению Ф.Д. Батюшкова [10. Л. 6-6 об., 9-9 об.]. По всей видимости, чиновники не посчитали нужным сочинять свой текст, когда в их распоряжении был документ, составленный приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, другом и корреспондентом А.П. Чехова, В.Г. Короленко и А.И. Куприна [19. С. 178-195].

Об упоминаемом в письме Ф.Д. Батюшкова оскорблении, нанесенном В.В. Бакрыловым Ю.М. Юрьеву и А.А. Усачеву, говорят и другие источники. Инцидент подробно описан в воспоминаниях С.Л. Бертенсона (возможно, перепутавшего спустя сорок лет Усачева с актером Ю.В. Корвин-Круковским): «Не обошлось без драматических выступлений: в самый разгар разгрома в канцелярию зашли артисты Александринского театра Юрьев и Корвин-Крюковский и стали громко выражать протест Бакрылову и тем, кто его сопровождал. Особенно волновался Корвин-Крюковский. Он стал в эффектную позу, простер руки по направлению видневшегося из окна Александринского театра и сказал: "Вы видите это здание? Клянусь моими сединами (и он показал на свою седую голову), что ни один из вас не переступит порога этого здания!" Самое ближайшее время показало, что эти громкие слова были ничем другим, как трескучей театральной фразой: актерам неизбежно пришлось подчиниться силе» [20. С. 243]. В дневниковой записи С.И. Смирновой-Сазоновой, сделанной в тот же день, 2 января 1918 г., со слов ее дочери, актрисы Л.Н. Шуваловой, этот эпизод изложен несколько иначе - главным героем в нем предстает Ю.М. Юрьев: «Контора государственных] театров разогнана и занята красногвардейцами. Батюшкову и всем конторск[им] чиновникам приказано очистить казенные квартиры. Карпов и Зилотти уже не управляющие труппами, эта должность уничтожается, Карпов будет просто режиссером. Юрьева, кот[орый] пришел в контору, комиссар выгнал. Юрьев, уходя, сказ[ал] ему: "Попробуйте явиться в нашу труппу, вы увидите, к[ак] она вас примет!"» [21. Л. 157].

О том, что происходило 2 января 1918 г. (по данным прессы, «захват» Канцелярии состоялся в 11 часов дня [22. С. 6]) в здании Дирекции театров, сохранились любопытные мемуарные свидетельства. С.Л. Бер-тенсон, бывший в 1917 г. заведующим постановочной частью петроградских государственных театров, вспоминал в эмиграции спустя много лет: «2 января 1918 года, спускаясь рано утром по лестнице своей квартиры в канцелярию, я увидел, что в подъезде и в передней находятся несколько солдат с винтовками и что наш старорежимный швейцар, верой и правдой прослуживший в театральном доме много лет, совершенно растерян и подавлен. Оказалось, что советский комиссар явился со стражей, чтобы принять соответственные меры. Комиссар этот, молодой человек лет восемнадцати по фамилии Бакрылов, прошел в канцелярию и приказал всем служащим собраться в кабинете у Батюшкова для того, чтобы выслушать требования власти. Приказание это было исполнено. Бакрылов начал с того, что задал вопрос, признаем ли мы советскую власть? На это последовал единогласный отрицательный ответ. Тогда он заявил, что не признающие эту власть должны немедленно сдать ему свои должности и все служебные бумаги, а Батюшкову, кроме того, было сказано, что в его квартире будет произведен обыск. Подчинение силе было неизбежно, - Бакрылов опирался на солдат с винтовками. Каждый из нас отправился по своим местам в канцелярии и стал подготовлять сдачу дел» [20. С. 242-243].

Е.М. Кузнецов, редактировавший воспоминания коменданта петроградских государственных театров В.Ф. Безпалова, поместил в примечаниях к тексту своеобразный очерк о В.В. Бакрылове, с которым Кузнецов был знаком лично. Колоритное описание событий этого дня было сделано им со слов самого Бакры-лова и потому особенно интересно: «Все входы были заперты, а у главного подъезда поставлена стража. В служебном кабинете Батюшкова были произведены обыск и выемка служебных бумаг, после чего были созваны все работники дирекции (всегда отличавшейся довольно пухлым штатом), которым Бакрылов кратко объявил, что с сегодняшнего дня все они уволены, должны немедленно очистить помещение и завтра сюда допущены уже не будут. Часть служащих разбежалась; некоторые оставались у своих столов, прибирая бумаги, и Бакрылов вспоминал, как у какого-то стола он размашистым движением сбросил гору папок, рассыпавшихся бумажным дождем под испуганные крики чиновника

- "Фьюить!.. По всей этой бумажной трухе, понимаете, - говорил он, выразительно присвистывая: фьюить!.."» [15. С. 116]. Отметим, что варварское поведение Бакрылова вполне вписывается в его образ, запомнившийся Батюшкову, Бертенсону и другим современникам событий («При разгроме большевиками конторы уцелел только один кабинет старшей кассирши, - отметила 3 января 1918 г. в дневнике С.И. Смирнова-Сазонова. - В остальных помещениях все было вскрыто и разбросано» [21. Л. 161]). Однако его отношение к служащим Канцелярии в этом эпизоде передано не совсем точно: прежде увольнения их попытались «привести к присяге» большевистскому правительству. Бакрылов, как отмечал по свежим следам журналист «Наших ведомостей» (бывших «Биржевых»), «направился в контору, где все служащие находились в сборе. Им был задан вопрос, будут ли они работать под властью большевиков. Служащие потребовали дать им некоторое время для обсуждения этого вопроса. После недолгого совещания служащие вынесли следующее решение: они будут работать с большевиками только в том случае, если их также признают и артисты, а сейчас они приступить к занятиям не могут». После этого Бакрылов, не настроенный ждать, объявил об увольнении всего состава Канцелярии главноуполномоченного [23. С. 8]. Увольнению подвергся 41 человек во главе с управляющим Канцелярией Л.Д. Мецнером [10. Л. 8-8 об.].

Несмотря на запугивание со стороны представителей новой власти, чиновники не сдавались. В тот же день они провели общее собрание, выработавшее резолюцию (которая уже упоминалась выше, в «обращении» Ф.Д. Батюшкова), отправленную труппам артистов. Вот ее текст: «Мы, служащие Канцелярии Государственных Театров, выслушав предложение представителя "Совета Народных Комиссаров" приступить немедленно к работе под руководством уполномоченного от этого Совета лица, постановили:

Ввиду того, что работа Канцелярии неразрывно связана с деятельностью Государственных Театров и к политике никакого отношения не имеет, возобновить

деятельность Канцелярии лишь по выяснении вопроса об отношении артистов всех трупп к проекту реформы Государственных Театров, предложенному г. Луначарским, а также о том, будут ли функционировать Государственные Петроградские Театры при создавшемся положении». «По уполномочию Общего Собрания служащих» резолюцию подписали их «выбранные делегаты» - Л.Д. Мецнер и бухгалтер Д.А. Поспеев [10. Л. 7]. Отметим, что разгром В.В. Бакрыловым Канцелярии главноуполномоченного вызвал у артистов, насколько можно судить, смешанные чувства: к возмущению самоуправством большевиков примешивалось некоторое злорадство по адресу «чиновников». И С.И. Смирнова-Сазонова, и ее дочь Л.Н. Шувалова придерживались правых, резко антибольшевистских взглядов, при этом первая из них записала в дневнике (в тот же день, 2 января) о взгляде дочери на произошедшее: «О разгоне конторы она не жалеет. Это б[ыло] чиновничье гнездо, присосавшееся к театру. Они вдесятером делали дело, для кот[орого] довольно б[ыло] одного, и держали себя величественно с актерами, около кот[орых] кормились, мало того, занимали ка-зен[ные] квартиры в дирекции. Оказывается, конторскими чиновниками б[ыло] занято 16 квартир» [21. Л. 158].

Несмотря на такие настроения, вероятно, не высказываемые публично, актеры Александринского театра, на экстренное собрание которых в тот же день явился Ф.Д. Батюшков с рассказом «о насильственном занятии Канцелярии Государственных театров и о разгоне всех ее служащих именующим себя Правительственным Комиссаром по Государственным театрам» и резолюцией служащих Канцелярии, встали на сторону последних. Александринцы постановили «одобрить действия служащих канцелярии и выразить им свое сочувствие», а также «протестовать против насилия, учиненного над избранником автономной труппы Ф.Д. Батюшковым и над канцелярией, обслуживающей автономную труппу Александринского театра, но тем не менее продолжать спектакли и репетиции, преодолевая все сопряженные с упразднением канцелярии трудности, и только в случае полной невозможности отвечать за нормальную работу в театре, в зависимости театра от канцелярии, прекратить всякую работу в Александринском и в Михайловском театрах» [24. С. 4]. Оговорка о продолжении спектаклей, конечно, несколько подрывала декларируемую артистами солидарность с уже уволенными чиновниками.

Тем временем В.В. Бакрылов пытался склонить отдельных служащих на свою сторону. «Не успел я начать приводить в порядок бумаги в моем служебном кабинете, - вспоминал С.Л. Бертенсон, - как открылась дверь и появился Бакрылов. Усевшись в кресло возле моего письменного стола, он начал следующую речь: "Товарищ Бертенсон! Мне известно, что работники Государственных театров вас ценят и вам доверяют. Почему бы вам не остаться работать с нами? Я уверен, что все пошло бы у нас гладко и хорошо". Я отвечал, что считаю советскую власть незаконной и, кроме того, не могу нарушать общего постановления всех Государственных служащих вообще и нашего управления в частности не работать с этой властью и

потому от его предложения отказываюсь. Бакрылов быстро со мною расстался, и через каких-нибудь полчаса мне был вручен приказ об моем увольнении, подписанный Луначарским, и другой приказ, подписанный Бакрыловым, о выезде из казенной квартиры в трехдневный срок» [20. С. 243]. Гораздо больше сочувствия новое руководство встретило у технического персонала. В тот же день, 2 января, к Бакрылову «явилась депутация от портных Александринского театра, которая заявила, что она признает власть большевиков» [23. С. 8].

Тогда же Бакрылов направил официальное обращение в «комитет оперной труппы Мариинского театра» с предложением «делегировать одного товарища» для работы в «Комиссии по реорганизации управления Государственными театрами». 3 января на общем собрании артистов-солистов Мариинской оперы под председательством В.Э. Мейерхольда было решено направить делегатом в эту комиссию режиссера П.И. Мельникова, а кандидатами певцов В.И. Лосева и В.С. Шаронова, чем фактически артисты подтвердили легитимность переворота, произведенного Бакрыловым в управлении театрами [7. Л. 3, 9 об.]. Артисты балетной труппы, в свою очередь, определили свое отношение к событиям на собрании 8 января: хотя они и поддержали на словах служащих Канцелярии («работа Канцелярии Государственных Театров должна быть продолжена, как учреждения, обнимающего собою заведывание всеми отраслями театрального хозяйства, нарушение деятельности которого отразится сейчас пагубно и на деятельности Гос[ударственных] Театров»), а также отметили, что «ликвидация и реорганизация Канцелярии должна быть произведена только представителями всех групп, входящих в состав Государственных] Те-атр[ов], и с их согласия», однако на прекращение спектаклей все-таки не пошли, обусловив продолжение работы сохранением своей «автономии» [25. Л. 1].

Рассмотрев фактическую сторону событий 2 января 1918 г. в театральном ведомстве, представляется возможным подвести некоторые итоги.

Во-первых, следует отметить, что накануне проведенного под руководством В.В. Бакрылова захвата здания Управления государственными театрами Ф.Д. Батюшков уже был готов передать свои полномочия Л.Д. Мецнеру, как того требовал А.В. Луначарский. Однако грубость Бакрылова, его обращенное к служащим требование признать новую власть и затем их увольнение резко обострили потухавший уже конфликт. Во-вторых, обратившись к артистам государственных театров, Батюшков и чиновники Канцелярии главноуполномоченного получили поддержку только у актеров Александринского театра и, спустя некоторое время, в балетной труппе Мариинского театра; солисты оперной труппы и технический персонал выразили готовность работать с Бакрыловым. В-третьих, даже александринцы и артисты балета, высказав возмущение разгоном Канцелярии (первые выразили также поддержку лично Батюшкову), не стали прекращать спектакли, не использовав тем самым последнее и наиболее сильное средство борьбы, бывшее в их распоряжении. В-четвертых, нерешительная и

половинчатая реакция артистов и служащих, не признававших власть Совета народных комиссаров, на проведенную под руководством Бакрылова силовую

акцию позволяет заключить, что большевики одержали 2 января 1918 г. важную победу над «саботажниками» из бывших императорских театров.

Список источников

1. Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1982. 343 с.

2. Гордеев П.Н. «В лице Вашем имеем дело с кристально чистым человеком» : письма деятелей культуры Ф.Д. Батюшкову. Декабрь 1917 г. //

Исторический архив. 2016. № 1. С. 143-151.

3. По ведомству государственных театров // Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства. 1917. 15 дек.

4. Артисты Михайловского театра у Народного Комиссара по просвещению // Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства.

1917. 29 дек.

5. Письмо артистов Гос. Мариинского театра к нар. комиссару А.В. Луначарскому // Известия Центрального Исполнительного Комитета и

Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. 1917. 24 дек.

6. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Ф. 66. ГИК 8624/117.

7. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Ф. 68. ГИК 23238/5.

8. Распоряжение Народного Комиссара по просвещению о временном порядке самоуправления Петроградских Государственных театров //

Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства. 1917. 29 дек.

9. Первые мероприятия Наркомпроса по управлению театрами (декабрь 1917 г.) / подг. В.Д. Зельдович // Исторический архив. 1959. № 1.

С. 50-60.

10. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 260. Оп. 1. Д. 48.

11. Горчаков Н.А. История советского театра. Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1956. 414 с.

12. Розанов Ю.В. Фольклорист и театральный деятель Владимир Бакрылов: страницы биографии // Вестник Вологодского государственного университета. Сер. Гуманитарные, общественные, педагогические науки. 2018. № 3. С. 32-36.

13. Новый комиссар В.В. Бакрылов // Новая Петроградская газета. 1918. 5 янв.

14. Луначарский А.В. На советские рельсы // Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М. : Сов. Россия, 1968. С. 275-286.

15. Безпалов В.Ф. Театры в дни революции 1917. Л. : Academia, 1927. 136 с.

16. «День воспоминаний» в РИИИ о театральной жизни 1917-1918 гг. Публикация Ю.Е. Галаниной // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Сообщения. Публикации. Обзоры. СПб. : Рос. ин-т истории искусств, 2016. Вып. 6. С. 227-290.

17. Горин-Горяйнов Б.А. Актеры : (из воспоминаний). Л.-М. : Искусство, 1947. 156 с.

18. Рукописный отдел Института русской литературы РАН. № 15636.

19. Гордеев П.Н. Государственные театры России в 1917 году. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 856 с.

20. Бертенсон С.Л. Вокруг искусства. Холливуд, 1957. 414 с.

21. Рукописный отдел Института русской литературы РАН. Ф. 285. № 67.

22. К конфликту в государственных театрах // Театр и искусство. 1918. № 1. С. 5-6.

23. Захват большевиками канцелярии гос. театров // Наши ведомости. 1918. 3 янв.

24. Театральное эхо // Новая Петроградская газета. 1918. 7 янв.

25. Отдел рукописей Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Ф. 66. ГИК 8624/118.

References

1. Zolotnitskiy, D.I. (1982) Akademicheskie teatry naputyakh Oktyabrya [Academic theaters on the ways of October]. Leningrad: Iskusstvo.

2. Gordeev, P.N. (2016) "V litse Vashem imeem delo s kristal'no chistym chelovekom": pis'ma deyateley kul'tury F.D. Batyushkovu. Dekabr' 1917 g.

["We find you a crystal-clear man to deal with". Letters of cultural figures to Fyodor Batyushkov. December 1917]. Istoricheskij arhiv — Historical archive. 1. pp. 143-151.

3. Gazeta Vremennogo Rabochego i Krest'yanskogo pravitel'stva. (1917a) Po vedomstvu gosudarstvennykh teatrov [The Department of State Theatres].

15th December.

4. Gazeta Vremennogo Rabochego i Krest'yanskogo pravitel'stva. (1917b) Artisty Mikhaylovskogo teatra u Narodnogo Komissara po prosveshcheniyu

[Actors of the Mikhailovsky theatre at the People's Commissar for Education]. 29th December.

5. Izvestiya Tsentral'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta i Petrogradskogo Soveta Rabochikh i Soldatskikh Deputatov. (1917) Pis'mo artistov Gos.

Mariinskogo teatra k nar. komissaru A.V. Lunacharskomu [Letter from actors of the State Mariinsky Theatre to the People's Commissar Anatoly V. Lunacharsky]. 24th December.

6. Department of Manuscripts of the St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. Fund 66. GIK 8624/117.

7. Department of Manuscripts of the St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. Fund 68. GIK 23238/5.

8. Gazeta Vremennogo Rabochego i Krest'yanskogo pravitel'stva. (1917) Rasporyazhenie Narodnogo Komissara po prosveshcheniyu o vremennom

poryadke samoupravleniya Petrogradskikh Gosudarstvennykh teatrov [Order of the People's Commissar for Education on the Provisional Order of Self-Government of the Petrograd State Theatres]. 29th December.

9. Zeldovich, V.D. (1959) Pervye meropriyatiya Narkomprosa po upravleniyu teatrami (dekabr' 1917 g.) [The first events of the People's Commissariat

of Education for the management of theaters (December 1917)]. Istoricheskiy arkhiv. 1. pp. 50-60.

10. The Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg. Fund 260. List 1. File 48.

11. Gorchakov, N.A. (1956) Istoriya sovetskogo teatra [The History of the Soviet Theatre]. New York: Izd-vo im. Chekhova.

12. Rozanov, Yu.V. (2018) Fol'klorist i teatral'nyy deyatel' Vladimir Bakrylov: stranitsy biografii [Folklorist and theatre worker Vladimir Bakrylov: Pages of biography]. Vestnik Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye, obshchestvennye, pedagogicheskie nauki. 3. pp. 3236.

13. Novaya Petrogradskaya gazeta. (1918) Novyy komissar V.V. Bakrylov [The new Commissar Vladimir V. Bakrylov]. 5th January.

14. Lunacharsky, A.V. (1968) Vospominaniya i vpechatleniya [Memories and Impressions]. Moscow: Sovetskaya Rossiya. pp. 275-286.

15. Bezpalov, V.F. (1917) Teatry v dni revolyutsii 1917 [Theatres in the days of the revolution of 1917]. Leningrad: Academia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Galanina, Yu.E. (2016) "Den' vospominaniy" v RIII o teatral'noy zhizni 1917-1918 gg. ["Day of Memories" in RIII about theatrical life 1917-1918]. In: Iz fondov Kabineta rukopisey Rossiyskogo instituta istorii iskusstv. Soobshcheniya. Publikatsii. Obzory [From the collections of the Office of Manuscripts of the Russian Institute of Art History: Messages. Publications. Reviews]. Vol. 6. St. Petersburg: [s.n.]. pp. 227-290.

17. Gorin-Goryaynov, B.A. (1947) Aktery: (iz vospominaniy) [Actors: (From the memoirs)]. Leningrad; Moscow: Iskusstvo.

18. The Manuscript Department of the Institute of Russian literature of the Russian Academy of Sciences. № 15636.

19. Gordeev, P.N. (2019) Gosudarstvennye teatry Rossii v 1917godu [State theatres of Russia in 1917]. St. Petersburg: RSPU.

20. Bertenson, S.L. (1957) Vokrug iskusstva [Around the Art]. Hollywood: [s.n.].

21. The Manuscript Department of the Institute of Russian literature of the Russian Academy of Sciences. Fund 285. № 67.

22. Anon. (1918) K konfliktu v gosudarstvennykh teatrakh [To the conflict in state theatres]. Teatr i iskusstvo. 1. pp. 5-6.

23. Nashi vedomosti. (1918) Zakhvat bol'shevikami kantselyarii gos. teatrov [Capture by the Bolsheviks of the Office of State Theatres]. 3rd January.

24. Novaya Petrogradskaya gazeta. (1918) Teatral'noe ekho [The theatrical echo]. 7th January.

25. Department of Manuscripts of the St. Petersburg State Museum of Theater and Musical Art. Fund 66. GIK 8624/118. Сведения об авторе:

Гордеев Петр Николаевич - доктор исторических наук, старший научный сотрудник кафедры русской истории (XIX-XXI вв.) Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: petergordeev@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Gordeev Petr N. - Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher at the Department of Russian History (XIX-XXI centuries) of the Institute of History and Social Sciences of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: petergordeev@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.01.2020; принята к публикации 03.07.2023 The article was submitted 10.01.2020; accepted for publication 03.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.