Научная статья на тему 'И. М. Уραλοβ: артист-большевик на императорской сцене'

И. М. Уραλοβ: артист-большевик на императорской сцене Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.М. УРАЛОВ / I.M. URALOV / ТЕАТР / THEATRE / БОЛЬШЕВИКИ / BOLSHEVIKS / РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В РОССИИ / REVOLUTION OF 1917 IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордеев Петр Николаевич

В статье на основании документов из нескольких архивных собраний впервые рассматривается творческий путь выдающегося русского актера И.М. Уралова на сцене Александринского театра, причем особое внимание уделено переломному для страны периоду 1917-1918 гг. Делается вывод о том, что Уралов в отличие от большинства своих коллег еще до революции придерживался левых взглядов, а в 1917 г. решительно поддержал большевиков и сыграл важную роль в процессе признания труппой бывшего императорского театра новой власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.M. URALOV: THE ARTIST-BOLSHEVIK ON THE IMPERIAL STAGE

The article based on documents from several archival collections for the first time considered the career of the outstanding Russian actor I.M. Uralov on the stage of Alexandrinsky theatre, with special attention paid to the turning point for the country's history in 1917-1918 years. It is concluded that Uralov, unlike most of his colleagues, even before the revolution leftist, and in 1917 strongly supported the Bolsheviks and played an important role in the recognition the new government by the former imperial theater troupe.

Текст научной работы на тему «И. М. Уραλοβ: артист-большевик на императорской сцене»

YAK 94(47).084.1 ББК 63.3(2)535

П.Н. ГОРДЕЕВ

P.N. GORDEEV

И.М. УРАЛОВ: АРТИСТ-БОЛЬШЕВИК НА ИМПЕРАТОРСКОЙ СУЕНЕ

I.M. URALOV: THE ARTIST-BOLSHEVIK ON THE IMPERIAL STAGE

В статье на основании документов из нескольких архивных собраний впервые рассматривается творческий путь выдающегося русского актера И.М. Уралова на сцене Александринского театра, причем особое внимание уделено переломному для страны периоду 1917-1918 гг. Делается вывод о том, что Уралов в отличие от большинства своих коллег еще до революции придерживался левых взглядов, а в 1917 г. решительно поддержал большевиков и сыграл важную роль в процессе признания труппой бывшего императорского театра новой власти.

The article based on documents from several archival collections for the first time considered the career of the outstanding Russian actor I.M. Uralov on the stage of Alexandrinsky theatre, with special attention paid to the turning point for the country's history in 1917-1918 years. It is concluded that Uralov, unlike most of his colleagues, even before the revolution leftist, and in 1917 strongly supported the Bolsheviks and played an important role in the recognition the new government by the former imperial theater troupe.

Ключевые слова: И.М. Уралов, театр, большевики, революция 1917 года в России.

Key words: I.M. Uralov, the theatre, the Bolsheviks, the revolution of 1917 in Russia.

Илья Матвеевич Коньков, по сцене - Уралов (18741-1920) - выдающийся русский актер, бывший в начале XX века одним из наиболее востребованных драматических артистов в обеих столицах. Происходя из мещан г. Орска, Оренбургской губернии [11, л. 1 б об.], он начал сценическую карьеру в качестве актера-любителя в маленьком, но прославленном «Слове о полку Иго-реве» в городе Новгороде-Северском [9, с. 221]. Впоследствии наделенный незаурядным талантом Уралов играл в ведущих театрах своего времени: петербургском театре В.Ф. Комиссаржевской (1904-1907 гг.), затем - в знаменитом МХТ (1907-1911 гг.) [3, с. 386]. Предметом настоящей статьи является деятельность Уралова на сцене императорского, а затем - государственного Александринского театра; при этом особое внимание уделено периоду 1917-1918 гг., когда Уралов сыграл важную роль в качестве одного из ведущих проводников большевистского влияния на театр.

В период работы у К.С. Станиславского Уралов начал переговоры с Александринским театром о переходе на императорскую сцену. 8 февраля 1908 г. актер подписал с Дирекцией императорских театров контракт на два года с годовым содержанием 5 000 руб. [11, л. 3-3об.]. После этого его планы неожиданно изменились. 8 апреля 1908 г. Уралов написал директору театров В.А. Теляковскому письмо, в котором просил освободить его от условий контракта, так как МХТ «ставит в будущем году "Ревизора" и мне предлагает роль городничего. Вы, конечно, отлично понимаете, глубокоуважаемый Владимир Аркадьевич, что для меня, как для актера еще сравнительно молодого, сыграть эту роль столько же заманчиво, сколько и рискованно, но что при этом ни один театр не может дать мне таких условий для приготовления такой роли, как Художественный... Нигде я не могу получить всей суммы таких

1 В «Театральной энциклопедии» в качестве даты его рождения указан 1872 год, что восходит к сообщению Я.О. Малютина, однако это противоречит пометке в личном деле артиста, где указан 1874 г. [3, с. 386; 9, с. 220; 11, л. 55].

указаний, как в Художественном театре и нигде мне не могут дать такого количества времени и репетиций для приготовления столь ответственной роли. <...> Если я <...> должен буду принять все таки службу в Александринском Театре, потому что платить неустойку мне совершенно не по средствам, то я вместе с тем должен буду и отказаться от мечты сыграть знаменитую роль так, как я только могу и быть может надолго задержать свое артистическое развитие» [11, л. 4-5].

Теляковский разрешил отсрочить контракт на год с тем, чтобы он был заключен на период с 1 сентября 1909 г. по 1 сентября 1911 г. Позднее артист попросил об отсрочке еще на один год. И это вновь было разрешено, однако управляющий труппой Н.А. Котляревский сообщил Уралову 16 декабря 1909 г., что контракт его более «возобновлен быть не может». Тем не менее уже 10 февраля 1911 г. Уралов подписал трехлетний контракт с Дирекцией театров и 1 августа того же года перешел на императорскую сцену [11, л. 7-11]. Длительные переговоры1 и многочисленные уступки, на которые шла Дирекция по просьбе артиста, свидетельствовали о том, что талант последнего высоко ценился В.А. Теляковским и его окружением. Это подтверждалось и окладом артиста - уже за первый год работы в Александринском театре ему было назначено довольно крупное содержание в 5 000 руб., а к началу 1917 г. Уралов получал 8 000, что ставило его в один ряд с премьерами труппы [14, л. 2].

Отзывы об И.М. Уралове в мемуарах его коллег, как правило, превосходные. «Самобытный», «талантливый» артист [16, с. 274], «замечательный русский актер», обладавший «могучим сценическим талантом» [9, с. 217], «замечательный исполнитель» роли Городничего2 [18, с. 109]. Ю.В. Корвин-Круковский в своих неопубликованных мемуарах «Странички из моих воспоминаний» отмечал: «Уралов был прекрасным актером, больше бытового характера и уже в МХТ, откуда он пришел к нам, пользовался несомненным успехом» [8, л. 222]. Е.В. Александровская, дочь актрисы Е.П. Корчагиной-Александровской, писала о том, как ее мать, говоря об Уралове «не раз сокрушалась, почему так редко вспоминают об этом большом актере, чрезвычайно много сделавшем для нашего театра» [2, с. 169-170]. Даже критично настроенный по отношению к молодым артистам корифей труппы В.Н. Давыдов в письме к главноуполномоченному по государственным театрам Ф.Д. Батюшкову, написанном летом 1917 г., называл Уралова среди актеров, составляющих исключение в Александринском театре, «с громадой труппы» которого «светлого, отрадного, оживляющего - ничего не найдешь и не сделаешь!» [5, л. 11].

Весьма неординарными для одного из ведущих артистов императорского театра были политические взгляды И.М. Уралова. Я.О. Малютин, оставивший об Уралове подробный мемуарный очерк, вспоминал, что еще до революции Илья Матвеевич увлекся толстовством [9, с. 220, 232]. Здесь, видимо, и следует искать начальную точку того идейного движения влево, которое в итоге привело Уралова к большевикам (его коллега по сцене Б.А. Горин-Горяйнов причислял Уралова к «левой» группе актеров Александринки, сформировавшейся еще в предреволюционный период [4, с. 128]). Обратим внимание и на такой факт: в 1914 г., при подписании нового контракта, Уралов

1 Некоторые их аспекты интересно осветил Н.Н. Ходотов в своих мемуарах: «Почти три года я убеждал дирекцию принять в труппу этого талантливого актера. Вспоминается письмо Уралова ко мне из Москвы, где он жаловался, что не подходит к московскому Художественному театру, хотя все кругом его любят и ценят.

- Я там чувствую себя как корова в седле, - писал он, - когда я чувствую, что Городничий у меня идет легко без натяжки, Станиславский спрашивает: не болен ли я?.. не случилось ли чего со мной?.. Когда я действительно играю без настроения и голова трещит, мне говорят: - «вот сегодня, вы нашли то, что надо!» - Сам чорт ногу сломит!..» [16, с. 355]. О том, что Уралова не удовлетворяла «система» Станиславского, упоминал и Я.О. Малютин [9, с. 223].

2 Одна из самых удачных ролей И.М. Уралова перешла к нему в январе 1918 г., после ухода из Александринского театра бессменного исполнителя роли Городничего В.Н. Давыдова [10, с. 4].

попросил Дирекцию театров, чтобы ему выдали 3 000 руб. авансом. Требовалось поручительство двух актеров, которое дали А.Л. Загаров и В.Э. Мейерхольд [11, л. 30, 33-34]. Очевидно, хорошие отношения между Ураловым и Мейерхольдом (отчасти объяснимые тем, что оба они были выходцами из МХТ) могли сыграть роль и в «левом повороте», совершенном обоими в 1917 г.

Вспоминая о времени, наступившем после Февральской революции, актер Д.Х. Пашковский, один из наиболее преданных сторонников Советской власти в Александринском театре, в своей автобиографии (1927 г.) писал: «Я уже слышал выступления ораторов коммунистов, некоторые из которых только что вышли из тюрем... Конечно, знал я - мало, и понимал немного... Но с мучительной пытливостью всматривался и изучал. Илья Уралов., тогда уже имевший связи, просвещал меня. Мы вместе упивались "красным евангелием" и вместе выжидали» [13, л. 2]. Выжидать, впрочем, пришлось недолго - Октябрьский переворот, вызвав раскол в бывшем императорском театре, дал возможность поклонникам «красного евангелия» выйти из тени. Пока же отметим, что, в свете воспоминаний Пашковского, указание Я.О. Малютина на то, что Уралов стал «первым членом большевистской партии среди актеров нашего театра» [9, с. 235], получает дополнительное подтверждение. О том же писала и Е.В. Александровская, по словам которой Уралов «еще задолго до революции <...> был связан с передовыми рабочими организациями, с большевистским подпольем и вскоре после Октября 1917 года вступил в ряды Коммунистической партии» [2, с. 170].

Уже 28 октября 1917 г. при принятии труппой Александринского театра резолюции, осуждавшей действия большевиков и содержащей заявление о временном прекращении спектаклей, три актера, в том числе И.М. Уралов и Д.Х. Пашковский, ее не поддержали, оказавшись в меньшинстве. Это вызвало замечание главноуполномоченного по государственным театрам Ф.Д. Батюшкова, сделанное в тот же день в дневниковой записи: «Пашковский потерпел на этот раз полное фиаско. Присоединился к нему Уралов по недомыслию. Артист он талантливый, слов нет, но не особенно интеллигентный» [6, с. 369]. Как видно из автобиографии Пашковского, скорее последний присоединился к Уралову, который его «просвещал». Разногласия Уралова с большинством труппы породили слух о том, что будто бы артист, «в связи с последними политическими событиями», подал в отставку [12, с. 4].

23 ноября 1917 г. И.М. Уралов обратился к управляющему труппой Е.П. Карпову с просьбой о предоставлении ему отпуска «по домашним обстоятельствам» с 27 ноября по 5 декабря. Карпов препятствий к удовлетворению просьбы не встретил, равно как и Ф.Д. Батюшков, которому было об этом доложено. Однако уже 7 декабря первый из них доносил второму, что артист Уралов «из разрешенного ему и уже истекшего отпуска не возвратился». Главноуполномоченный распорядился прекратить Уралову выплату содержания с 5 декабря [11, л. 48, 50]. Причину просьбы об отпуске и неявки из него выяснить пока не удалось, но несомненно, что это, уже чисто служебное (и, по-видимому, заслуженное Ураловым) взыскание отнюдь не улучшило его отношения к театральной администрации, назначенной при Временном правительстве.

В январе 1918 г. после установления контроля большевиков над государственными театрами в Александринке был сформирован проправительственный Временный комитет, взявший в свои руки управление театром. В состав этого комитета спустя день после его основания вошел и И.М. Уралов, к тому времени уже вернувшийся в театр [7, с. 38]. Возможно, именно из-за этого дня Б.А. Горин-Горяйнов ошибочно указал в своих мемуарах, что «Главных "захватчиков власти" в театре - И.И. Судьбинина, И.М. Уралова и А.Ф. Новинского - в составе комитета, по тактическим соображениям, не было». Представляет, однако, интерес следующее замечание мемуариста: «Проводником их политики стал Д.Х. Пашковский, который ничего не предпринимал, не посоветовавшись предварительно с этой тройкой, к кото-

рой вскоре примкнули также М.Е. Дарский и К.Н. Яковлев» [4, с. 143]. Свидетельство Горин-Горяйнова в общем дополняет уже известную нам, по автобиографии Д.Х. Пашковского, картину его отношений с И.М. Ураловым в революционный период, в которых ведущей стороной, по крайней мере, в первое время, был Уралов.

1918 г. стал для И.М. Уралова чрезвычайно бурным временем. В феврале он возглавил образовавшуюся в театре «комиссию для чтения новых пьес», приобретая тем самым решающий голос в определении репертуара [15, с. 4]. С 24 апреля по 12 мая артист числился в отпуске [11, л. 53], вернулся затем в театр и снова уехал летом в г. Новгород-Северский, где организовал местный театр и выступал в нем (в то лето с ним познакомился оказавшийся в Новгороде-Северском выдающийся советский математик П.С. Александров, впоследствии академик [1, с. 237]). В личном деле Уралова значилось, что в начале октября 1918 г. он находился «за границей» (впрочем, такой статус, в условиях Гражданской войны и немецкой оккупации Украины мог быть и у Новгорода-Северского) и вернулся в Александринский театр лишь 10 октября. И это возвращение, однако, не было окончательным: артист снова уезжает из Северной столицы, и лишь 1 июля 1920 г. вновь принимается на службу в бывший императорский Александринский, а теперь - Государственный академический театр драмы (ГАТЕДР) [11, л. 52, 54, 58].

Однако на этот раз Уралову уже не суждено было поработать в тех стенах, где в предреволюционные годы он стяжал славу одного из наиболее значительных русских актеров. 16 октября 1920 г. Илья Матвеевич скончался в Новгороде-Северском [11, л. 58], отдав последние годы жизни театру этого небольшого и древнего города. В 1922 г. в честь актера было переименовано расположенное неподалеку от Новгорода-Северского (около 30 км на северо-восток) село Олтарь Сумской области Украины, получившее название Урало-во [17, с. 155].

Рассмотрев таким образом основные вехи жизненного и творческого пути выдающегося артиста, можно подвести определенные итоги. Во-первых, на основании установленных фактов представляется возможным назвать жизненный путь И.М. Уралова уникальным. Добившись выдающегося положения в ведущих драматических театрах страны, став одним из премьеров императорской сцены, Уралов делает после Февральской революции головокружительный поворот, перейдя, в отличие от большей части интеллигенции, в том числе и его коллег по сцене, на сторону большевиков. Во-вторых, эта метаморфоза носила не конъюнктурный характер, как у многих «революционеров» образца 1917 г., а была подготовлена предшествующей жизнью артиста, который еще до падения монархии «имел связи» с революционными элементами. В-третьих, своеобразным «мостом» к социалистическим взглядам могло стать, в случае Уралова, увлечение идеями Л.Н. Толстого, антигосударственные взгляды которого, несомненно, подталкивали интеллигенцию «влево». В-четвертых, в послеоктябрьский период Уралов стал одним из вождей малочисленной группы артистов Александринского театра, принявших большевизм и увлекавших за собой колеблющихся товарищей по сцене. В-пятых, начиная с 1918 г. артист отходит от блестящих перспектив театральной карьеры (среди тех, кто перешел на сторону новой власти, Уралов был - в Петрограде - едва ли не крупнейшим, по таланту, актером) и сосредоточивается на развитии маленького провинциального театра в г. Новгороде-Северском. Причины этого решения остаются пока невыясненными.

Так или иначе в 1910-х гг. И.М. Уралов промелькнул на петроградском театральном небосклоне яркой звездой. Наряду с выдающимся дарованием артиста, современникам также запомнился его решительный разрыв с прошлым и переход к большевикам в 1917 г., что было, конечно, нетипично для представителя художественной интеллигенции. Однако, для самого Ильи Матвеевича, толстовца, человека левых взглядов, такое решение было по-своему вполне последовательным.

Литература

1. Александров, П.С. Страницы автобиографии [Текст] / П.С. Александров // Успехи математических наук. - 1979. - Т. 34. - Вып. 6. - С. 219-249.

2. Александровская, Е. Из воспоминаний о матери [Текст] / Е. Александровская // Корчагина-Александровская Е.П. «Страницы жизни», статьи и речи, воспоминания. - М. : Искусство, 1955. - С. 155-223.

3. Ан, А. [Альтшуллер А.Я.] Уралов, Илья Матвеевич [Текст] / А.Я. Альтшул-лер // Театральная энциклопедия. - Т. V - М., 1967. - С. 386.

4. Горин-Горяйнов, Б.А. Актеры: (Из воспоминаний) [Текст] / Б.А. Горин-Горяйнов. - Л. ; М. : Искусство, 1947. - 156 с.

5. Давыдов, В.Н. Письма к Батюшкову Ф.Д. [Текст] / В.Н. Давыдов // Рукописный отдел Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома). № 15074.

6. Дневниковые записи и мемуарный очерк Ф.Д. Батюшкова о его пребывании на посту главноуполномоченного по государственным театрам в 1917 году (из собрания Рукописного отдела Пушкинского Дома). Публикация П.Н. Гордеева [Текст] / Ф.Д. Батюшков // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2013 год. - СПб. : ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. -С. 360-379.

7. Золотницкий, Д.И. Академические театры на путях Октября. [Текст] / Д.И. Золотницкий. - Л. : Искусство. Ленинградское отделение, 1982. - 343 с.

8. Корвин-Круковский, Ю.В. Странички из моих воспоминаний [Текст] / Ю.В. Корвин-Круковский // Архивно-рукописный отдел Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина. Ф. 533. - № 14.

9. Малютин, Я.О. Актеры моего поколения [Текст] / Я.О. Малютин. - Л. ; М. : Искусство, 1959. - 356 с.

10. Новый городничий [Текст] // Новая Петроградская газ. - 1918. - 28 янв. -С. 4.

11. О службе артиста русской драматической труппы Ильи Уралова [Текст] // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 497. Оп. 13. Д. 1095.

12. Отставка г. Уралова [Текст] // Петроградская газ. - 1917. - 5 нояб. - С. 4.

13. Пашковский, Д.Х. Жизнеописание Доната Христофоровича Пашковско-го [Текст] / Д.Х. Пашковский // Отдел рукописей и документов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Ф. 45. ГИК 20912/1.

14. Переписка с администрацией русской драматической труппы [Текст] // РГИА. Ф. 497. Оп. 6. Д. 5120.

15. Театр и музыка [Текст] // Наш век. - 1918. - 28 февр. - С. 4.

16. Ходотов, Н.Н. Близкое - далекое [Текст] / Н.Н. Ходотов. - М. ; Л. : Academia, 1932. - 446 с.

17. Чухно, В.Е. История населенных пунктов Украины. Середино-Будский район Сумской области [Текст] / В.Е. Чухно. - Киев : ТОВ «Интерсервю», 2013. -354 с.

18. Юрьев, Ю.М. Записки [Текст] / Ю.М. Юрьев. - Л. ; М. : Искусство, 1948. -719 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.