Научная статья на тему '2. 2. Совершенствование способов защиты прав пациентов в российском законодательстве1'

2. 2. Совершенствование способов защиты прав пациентов в российском законодательстве1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
819
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / ЗАЩИТА / УСЛУГА / СУД / MEDICINE / THE DOCTOR / THE PATIENT / PROTEC-TION / SERVICE / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воеводкина Екатерина Викторовна, Ларина Ольга Григорьевна

Авторы рассматривают систему специальных способов защиты прав пациентов в Российской Федерации, анализируют действующее за-конодательство, практику его применения, сравни-вают с зарубежными системами защиты прав пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воеводкина Екатерина Викторовна, Ларина Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF WAYS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF PATIENTS IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Authors consider system of special ways of protection of the rights of patients in the Russian Federa-tion, analyze the current legislation, practice of its applica-tion, compare to foreign systems of protection of the rights of patients

Текст научной работы на тему «2. 2. Совершенствование способов защиты прав пациентов в российском законодательстве1»

2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ1

Ларина Ольга Григорьевна, к.ю.н. Должность: доцент кафедры теории государства и права. Место работы: Юго-Западный государственный университет. E-mail: [email protected]

Воеводкина Екатерина Викторовна, аспирант. Место учебы: Юго-Западный государственный университет.

Аннотация: Авторы рассматривают систему специальных способов защиты прав пациентов в Российской Федерации, анализируют действующее законодательство, практику его применения, сравнивают с зарубежными системами защиты прав пациентов.

Ключевые слова: медицина, врач, пациент, защита, услуга, суд.

PERFECTION OF WAYS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF PATIENTS IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Larina Olga Grigorevna, PhD in law. Position: associate professor. Place of employment: theory of state and law chair, Southwest state university. E-mail: [email protected] Voevodkina Ekaterina Viktorovna, postgraduate student/ place of study: Southwest state university.

Annotation: Authors consider system of special ways of protection of the rights of patients in the Russian Federation, analyze the current legislation, practice of its application, compare to foreign systems of protection of the rights of patients.

Keywords: medicine, the doctor, the patient, protection, service, court.

На сегодняшний день созрела огромная необходимость в создании нормативно-правового акта, непосредственно защищающего интересы пациентов, как наиболее слабой стороны медицинских отношений.

Согласно справке Федерального фонда обязательного медицинского страхования в первом полугодии 2009 года в России было проведено 5 млн. экспертиз качества медицинской помощи. Нарушения были выявлены в 2,5 млн. случаев, то есть 50 % оказываемой в РФ медицинской помощи имеет дефекты.

Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2009 году, показывает:

- 49 % граждан не довольны качеством медицинской помощи;

- 52 % не довольны укомплектованностью ЛПУ и квалификацией кадров;

- 54 % не довольны отношением медперсонала к себе;

- 68% жалуются на очереди.

Нормативно-правовое обеспечение прав пациентов в мире получает сегодня достаточное распространение. Первой страной в мире, принявшей специальный закон о правах пациентов, стала Финляндия (1992 г.), причем обсуждение законопроекта длилось около 20 лет. Закон является «административным», т.е. содержит директивы, определяющие обязанности поставщиков медицинских услуг, а не права, которые пациенты могут требовать. Второй страной, принявшей спе-

1 Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

циальный закон о правах пациентов, стали Нидерланды. Этот закон был частью масштабной медицинской реформы, заявленной в 1995 году. Закон под|названи-ем Act on the medical treatment contract от 1 апреля 1995 года, вошедший составной частью в Гражданский кодекс, прояснял и усиливал юридический статус пациента. Поскольку закон отличался четкой и ясной структурой, ряд стран (например, Литва и Эстония) взяли его впоследствии как основу для разработки своих собственных законов о правах пациентов. Во второй половине 1990-х гг. аналогичное законодательство было введено во многих странах, в том числе -Израиле (1996), Литве (1996), Исландии (1997) и Дании (1998), Норвегии (2000), Франции (2002), в Молдавии (2005). В ряде стран (например, Болгария, Греция, Германия, Венгрия, Словакия и Испания) регулирование вопросов, связанных с правами пациентов, включено в различные законы, касающиеся систем здравоохранения в целом.

В нашей стране осознается важность проблем, связанных с правами пациентов. На рассмотрение Государственной Думы неоднократно вносились проекты Федеральных законов «О защите прав пациентов» (в частности, в апреле 2001г. - депутатом Государственной Думы Шараповым В.Ф. и Давиденко В.И. и в июне 2001 года - депутатом Государственной Думы Саркисяном А.Г.). Однако вопрос о правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения остается открытым, не решенным.

Некоторые правоведы и юристы считают, что права пациентов достаточно защищены Гражданским кодексом и Законом «О защите прав потребителей». Однако эти законодательные акты регулирует отношения лишь в части непредоставления или ненадлежащего предоставления пациентам медицинских услуг, тогда как сама медицинская деятельность гораздо шире.

На данный момент основным нормативно-правовым актом, регулирующим медицинскую деятельность в России, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года.

В ч. 1 ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 приведен ряд пав пациентов.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебнопрофилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд (ч. 2 ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Однако современная жизнь динамична и выдвигает немало проблем в сфере медицины и здравоохранения для урегулирования которых нужен новый правовой подход. С одной стороны, за последнее десятилетие получили достаточное развитие и генная инженерия, и молекулярная медицина, и клонирование, и суррогатное материнство, и трансплантация органов и тканей, а с другой стороны, пациенты все чаще страдают от врачебных ошибок, остаются наиболее уязвимыми и бесправными. Из отчета работы Комитета по этике при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития видно, что в 2009 году было подано 2844 жалобы, что на 9% больше в сравнении с аналогичным периодом 2008 года.

В части 2 статьи 30 Основ Законодательства об охране здоровья граждан, указано: «В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответ-свующие профессиональные медицинские ассоциации, либо - в суд». Следовательно, законодательством предусмотрены общий (обращение в суд) и специальный (обращение к должностным лицам лечебнопрофилактического учреждения и в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации) способы защиты прав пациента.

Признавая значение судебной защиты прав пациента, вместе с тем не следует забывать и специальные способы защиты, в том числе, гражданско-правовые. К сожалению на сегодняшний день приходится констатировать, что указанные в законодательстве специальные способы защиты прав пациента не получили должного распространения. Во многом это связано с тем, что должностные лица лечебнопрофилактических учреждений и профессиональные медицинские ассоциации не уделяют достаточного внимания разработке и апробации эффективных механизмов реализации их важной функции - защиты прав пациента.

В этой связи представляется актуальным оценить и по возможности использовать мировой опыт в сфере защиты прав пациентов, с учетом, национальной специфики России. Богатство и многообразие мирового опыта правового и гражданского развития, позволяет внедрить достаточно адекватную для России модель государственных и негосударственных институтов защиты прав пациентов.

Источником нарушений прав пациентов являются конфликты между врачом и пациентом, обусловленные следующими конфликтообразующими факторами:

1) низкий профессиональный уровень врачей;

2) этические нарушения, завышенные субъективные ожидания результатов лечения (не реализованные надежды на результат);

3) недостаточные научные;

4) технологические и инфраструктурные возможности медицины, противоправные действия медицинских работников, влекущие за собой уголовную, административную и гражданскую ответственность;

5) участие пациентов в медицинских экспериментах и клинических исследованиях, приводящие к нарушениям здоровья;

6) ятрогении.

Изо всех перечисленных факторов только противоправные действия медицинских работников подлежат рассмотрению судами и правоохранительными органами. Данная сфера представляется специфической отраслью судебной деятельности, или - общим способом защиты прав пациентов. Остальные из перечисленных факторов являются сферой саморегулирования врачебной деятельности.

До сих пор, обращение в вышестоящие органы управления здравоохранения является практически единственным специальным способом, удовлетворения претензий пациента в случаях нарушения его прав. Обращение к руководителю медицинской организации, практически всегда оказывает положительный эффект как в качестве медицинской помощи, так и в степени удовлетворенности пациента. Данный способ разрешения конфликтных ситуаций и защиты прав

пациента, следует признать достаточно эффективным. Однако, следует отметить, что именно руководители медицинских организаций, стараются как можно меньше «выносить сор из избы». Им выгоднее предоставить пациенту возможность повторно получить ту же услугу, или денежную компенсацию, предотвращая тем самым обращение пациента в суд и правоохранительные органы. В противном случае негативных последствий для медицинской организации будет на порядок больше.

Следует отметить, что именно административный способ разрешения конфликтных ситуаций порождает пустоту в сфере защиты прав пациента. Потому что, чиновнику от медицины проще распорядиться на счет качественного лечения одного конфликтного пациента и не обратить внимание на сотни других, которые в силу ряда причин ни когда не будут жаловаться на врачей. В последнее время мы наблюдаем, что правовой вакуум в здравоохранении постепенно заполняется различными организациями, отстаивающими нарушенные права пациентов. Это, без сомнения, позитивный знак. Но деятельность подобных организаций, без взаимодействия с саморегулируемым врачебным сообществом - однобока и не полноценна. Ведь ни один представитель общественной организации не сможет заменить профессионального доктора в системе врач-пациент.

Важными причинами увеличения фактов ненадлежащего оказания медицинских услуг в нашей стране являются отсутствие (недостаточность): нормативноправового регулирования в сфере оказания медицинских услуг; правовых гарантий профессиональной деятельности медицинских работников; устойчивой правовой основы в отношениях "врач - пациент - медицинское учреждение"; системы профилактики профессиональных нарушений; должной правовой подготовки медицинских работников; системы страхования гражданской (профессиональной) ответственности в здравоохранении; унифицированного порядка заключения договоров об оказании медицинской услуги, где должны быть регламентированы правовые взаимоотношения между пациентом, врачом и медицинским учреждением (организацией); знаний у населения об их гражданских правах, правах пациента, ответственности за собственное здоровье; стандартов ведения медицинской документации, диагностики и лечения с учетом правовых аспектов оказания медицинских услуг; занижение объемов оказания медицинских услуг как следствие дефицита финансирования в системе ОМС; несоблюдение информационных и де-онтологических принципов и др.

Основными причинами ненадлежащего оказания медицинских услуг на современном этапе, вследствие чего пациенты обращаются с исками в суды различных инстанций, в первую очередь являются: деонтологиче-ские нарушения прав пациентов - невнимательность, грубость, небрежность медицинских работников, ошибки в диагностике и лечении, низкая профессиональная квалификация медицинских работников, недооценка тяжести состояния больного.

В национальном законодательстве Российского государства явно прослеживается пробел в правовом регулировании отношений, возникающих непосредственно между пациентом и исполнителем медицинской услуги в процессе ее оказания, и сам пациент не выработал еще в себе (негде было научиться в условиях бесплатной и, как следствие, безответственной меди-

цины) поведенческого стереотипа, основанного на уважительном к себе отношении.

Результаты социологических опросов, проведенных в 2009 и 2010 гг. показали высокий процент неосведомленности пациентов о своих правах и способах их защиты, а также случаи нарушения прав пациентов.

Так, результаты анкетирования 2808 пациентов лечебно-профилактических учреждений г. Курска и Курской области в марте 2009 г. по удовлетворенности населения уровнем и качеством оказания медицинской помощи позволили сделать следующие выводы.

Медицинская помощь для опрошенных представляется доступной (88%). Удовлетворенность населения качеством медицинской помощи оценивается как «хорошее» 44 % населения, что, конечно, является невысоким показателем в условиях построения социального государства. Качеством работы врачей специалистов удовлетворены 69 %, службы скорой помощи - 65 %, участковых терапевтов - 84%. Последний показатель является высоким, что говорит о действенности государственных мер, предпринятых в целях реформирования участкового медицинского обслуживания населения. Это подтверждает и мнение большинства (74,9 %) о том, что за последние три года качество медицинского обслуживания в России улучшилось.

Тем не менее, респонденты предлагали властям решить ряд важнейших задач. Так, необходимо улучшить снабжение стационаров медикаментами, увеличить количество узких специалистов, отменить талонную систему в поликлиниках, ввести запись по телефону (особенно в детских поликлиниках). Также опрошенные обращали внимание на большие сроки ожидания госпитализации, недоступность диагностических исследований, плохие материально-бытовые условия в детских стационарах и поликлиниках. В качестве путей решений проблем предлагалось улучшить финансирование районных лПу, построить новые поликлиники, компьютеризировать рабочее место врача, и наконец, повысить зарплату работникам медицины.

В Великобритании, где государство взяло на себя обязанность обеспечить своих граждан медицинской помощью, созданы достаточно эффективные и развивающиеся механизмы защиты прав пациентов. Эти механизмы независимы от службы здравоохранения. Гражданское общество Великобритании сумело доказать Парламенту не только целесообразность судебной реформы, но и, понимая, что пациентам в споре противостоит сила государства, на уровне законодательства добилось того, чтобы к защите пациентов допускались только адвокаты, прошедшие специальную подготовку в вопросах ведения данной категории дел. Теперь законодательно установлено, что только сертифицированный в вопросах 'медицинских' исков адвокат может и способен обеспечить быструю и эффективную помощь пациентам. В настоящее время в Великобритании, лицензии на право защиты пациентов имеют 138 адвокатов и фирм, или - менее 5 %.

В России насущно назрела необходимость создания общероссийской врачебной саморегулируемой организации. Если в рассмотрении врачебных ошибок будут заняты эксперты и юристы, выделенные врачебным сообществом для защиты прав пациентов, количество судебных процессов существенно уменьшиться. Тогда врачи смогут больше заниматься пациентами, нежели судебными разбирательствами.

В стране необходима реформа судопроизводства по делам о медицинских ошибках, предусматривающая специальную процедуру досудебного разрешения спо-

ра и участие в ней структур общероссийской врачебной саморегулируемой организации, что по оценкам экспертов может уменьшить количество исков к медицинским организациям на 2/3. Саморегулируемая врачебная организация является наиболее перспективным механизмом обеспечения внесудебных процедур разрешения споров между врачами и пациентами, гарантом объективности и честности при проведении экспертиз, а так же уникальным инструментом сбора информации и коллегиального исследования причин врачебных ошибок, принятия мер по их предупреждению. Именно саморегулируемое врачебное сообщество должно обобщать, анализировать и распространять объективную информацию о нарушениях прав пациентов, снижать риск опасности медицинских вмешательств.

Именно саморегулируемая врачебная организация призвана стать ключевым звеном и гарантом, обеспечивающим пациентов и их доверенных лиц всей необходимой информацией, помощью и поддержкой в случаях медицинских ошибок. Только принципы саморегулирования врачебной деятельности, внедренные повсеместно, способны изменить культуру медицинской помощи, перейти от 'защищающейся медицины', к такой, где при любой ошибке интересы пациента будут все-таки стоять на первом месте.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующие меры по совершенствованию правового регулирования и защиты прав пациентов:

Активное применение норм закона о саморегулируе-мых организациях является наиболее действенным шагом по пути широкомасштабного развития специальных способов защиты прав пациента.

Необходимо законодательно закрепить прерогативу защиты прав пациентов за Общероссийской саморегу-лируемой врачебной организацией.

Программы обучения медицинских работников должны содержать общие и специальные вопросы правоведения и биоэтики.

Врачебному сообществу России необходимо установить принципы профессиональной деятельности, в которых должны быть обозначены правила профессионального поведения медработника, такие как, необходимость нести ответственности перед пациентом за проявленную небрежность или упущения в работе;

Общероссийская саморегулируемая врачебная организация должна иметь свободный доступ к участию в судебных процессах и процедурах досудебного урегулирования конфликтов, связанных с нарушениями прав пациентов и медицинскими ошибками.

Для рассмотрения врачебных ошибок должен быть разработан внесудебный протокол, предусматривающий ключевую роль саморегулируемой врачебной организации.

В качестве альтернативного общего способа защиты прав пациента, широкое распространение должны получить специализированные третейские суды при общероссийской саморегулируемой врачебной организации по рассмотрению споров между пациентами и исполнителями медицинской услуги.

Судьи и адвокаты, допущенные для рассмотрения дел, связанных с медицинскими ошибками должны иметь специальную подготовку в этой сфере.

Оценивая в целом проблему защиты интересов пациентов в нашей стране, хочется отметить, что нарушение прав пациентов, в том числе конституционного права на охрану здоровья, влечет ухудшение состояния здоровья людей, увеличение смертности и инва-

лидизацию населения. Это оборачивается значительными потерями трудового потенциала, снижением качества рабочей силы, требует огромных государственных затрат и таким образом наносит серьезный ущерб экономической и демографической безопасности страны.

Таким образом, юридическое оформление защиты прав пациентов - одна из приоритетных задач нашей страны, а все нормативные акты в области охраны здоровья и медицины должны реализовываться в контексте не только отдельного человека, но и общества в целом.

Отзыв

на статью Лариной О.Г. и Воеводкиной Е.В. «Совершенствование способов защиты прав пациентов в российском законодательстве»

В условиях демографических проблем зашита прав пациентов в нашей стране является одним из приоритетных направлений социальной политики.

В статье авторы рассматривают систему специальных способов защиты прав пациентов в Российской Федерации, анализируют действующее законодательство, практику его применения, сравнивают с зарубежными системами защиты прав пациентов. Автор делает вывод о необходимости изучения мирового опыта, что представляется актуальным в сфере защиты прав пациентов с учетом, национальной специфики России. Богатство и многообразие мирового опыта правового и гражданского развития, позволяет внедрить достаточно адекватную для России модель государственных и негосударственных институтов защиты прав пациентов.

Значимыми являются выводы автора о необходимости принятия нормативного акта - Закона о защите прав пациента.

Таким образом, статья Лариной О.Г. и Воеводкиной Е.В. содержит ценные научные выводы, отвечает установленным требованиям и является актуальной в условиях построения социального государства.

Рецензент, д.ю.н., проф., заведующий кафедрой гражданского права Юго-Западного государственного университета В.Н. Сусликов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.