УДК: 94(430)+94(73)087
DOI 10.52575/2687-0967-2022-49-3-595-604
Оригинальное исследование
1990 и 1994 годы - важнейшие вехи на пути к расширению
НАТО на Восток
Родович Ю.В.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, 300026, г. Тула, просп. Ленина, 125 E-mail: [email protected]
Аннотация. Цель данной статьи - проанализировать обстоятельства, при которых события 1990 и 1994 годов стали рубежными на пути к расширению Североатлантического блока на восток. В публикации показано, почему именно 1990 год стал отправной точкой на пути к продвижению Североатлантического альянса в сторону российских границ, а 1994 год открыл дорогу к реализации этого процесса. В связи с этим отмечаются роковая ошибка советского лидера М.С. Горбачева, допущенная при объединении Германии и упущенная им и президентом России Б.Н. Ельциным возможность при решении вопроса о выводе российских войск с территории Восточной Германии добиться приемлемых для страны условий и остановить продвижение НАТО в восточном направлении.
Ключевые слова: НАТО, США, Германия, Великобритания, Франция, Россия
Для цитирования: Родович Ю.В. 2022. 1990 и 1994 годы - важнейшие вехи на пути к расширению НАТО на Восток. Via in tempore. История. Политология. 49 (3): 595-604. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-3-595-604
1990 and 1994 as the Most Important Milestones on the Way to NATO's Expansion to the East
Yury V. Rodovich
Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Avenue, Tula 300026, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of this article is to analyze the circumstances under which the events of 1990 and 1994 became milestones on the way to the expansion of the North Atlantic Bloc to the East. The publication shows why 1990 became the starting point on the way to advancing the North Atlantic towards the Russian borders, and 1994 opened the way to the implementation of this process. In this regard, the fatal mistake made by Soviet leader Mikhail Gorbachev during the unification of Germany and the opportunity missed by him and Russian President Boris Yeltsin when deciding on the withdrawal of Russian troops from the territory of East Germany to achieve acceptable conditions for the country and stop the advance of NATO in the eastern direction is noted. The urgency of the problem of NATO expansion to the East is connected with the approach of this aggressive western bloc to the borders of Russia. The author of this article tried to find out why exactly these years became milestones on the way of bringing the bloc's political and military infrastructures closer to the Russian borders.
Key words: NATO, USA, Germany, Great Britain, France, Russia
For citations: Rodovich Yu.V. 2022. 1990 and 1994 as the Most Important Milestones on the Way to NATO's Expansion to the East. Via in tempore. History and political science. 49 (3): 595-604 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-3-595-604
Введение
Актуальность проблемы расширения НАТО на восток связана с приближением этого агрессивного западного блока к границам России. Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России 21 декабря 2021 г., президент РФ В.В. Путин заявил о крайней обеспокоенности руководства страной развёртыванием пусковых установок глобальной системы противоракетной обороны США, адаптированных к применению ударных систем «Томагавк» в Румынии и планами по размещению их в Польше. В случае дальнейшего продвижения этой инфраструктуры и появления ракетных комплексов США и НАТО на Украине их подлётное время до Москвы сократится до семи-десяти минут, а при размещении гиперзвукового оружия - до пяти. В.В. Путин подчеркнул, что для России это серьёзнейший вызов - «вызов нашей безопасности» [Расширенное заседание коллегии..., 2021]. А пресс-секретарь президента Д.С. Песков назвал расширение НАТО на Украину, в Грузию и Молдавию вопросом «жизни и смерти» для России [В Кремле назвали расширение НАТО..., 2021 ].
По теме расширения НАТО в восточном направлении написано немало работ. Российские и зарубежные ученые и публицисты рассмотрели различные аспекты стратегии расширения альянса, дискуссии относительно выработки политики в США и России по поводу расширения НАТО на восток, предпосылки, основные этапы расширения НАТО в сторону российских рубежей и отношение к этому руководителей РФ [Саймс, 1994; Глинский-Васильев, 2000; 2003; Иванов, 2017; Sarotte, 2014; Kramer, 2017], исследовали указанную проблему в контексте геополитической ситуации на пространстве бывшего СССР [Алиев, 2009], выявили сторонников и противников продвижения альянса к границам России [Жихарев, 1995], рассмотрели последствия этого процесса [Уткин, 1998; Братерский, 2019].
В процессе расширения Североатлантического союза на восток особое место занимают события 1990 и 1994 годов. Автор данной статьи попытался выяснить, почему именно эти годы стали рубежными на пути приближения политических и военных инфраструктур блока к российским границам.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. СССР и страны Центрально-Восточной Европы переживали период глубокого системного кризиса. Политика «перестройки» в Советском Союзе терпела провал, наблюдался «парад суверенитетов». Страны ЦВЕ совершили антикоммунистические революции и стали все больше ориентироваться на Запад. Этой ситуацией не преминули воспользоваться США и их западноевропейские союзники. Возникла идея расширить зону влияния Североатлантического блока в восточном направлении. При этом Вашингтон ставил перед собой три задачи. Во-первых, исключение стран ЦВЕ из сферы российских интересов и обеспечение влияния США, во-вторых, установление здесь «санитарного кордона» в случае свертывания демократических преобразований в России, в-третьих, создание плацдарма для «сдерживания» этой страны в случае ее «агрессивного поведения».
Проблема расширения НАТО на восток во многом оказалась связана с вопросом об объединении Германии. К началу 1990 г. два германских государства входили в противостоящие друг другу блоки: ФРГ - в Североатлантический союз, а ГДР - в Организацию Варшавского Договора (ОВД). Посольство США в Бонне проинформировало Вашингтон о том, что глава МИД ФРГ Г.-Д. Геншер 31 января 1990 г. в Тутцинге заявил: изменения в Восточной Европе и процесс объединения Германии не должны приводить к «ущемлению интересов советской безопасности». Поэтому НАТО должно исключить «расширение своей территории на восток, то есть приближение ее к советским границам». В Боннской телеграмме также содержалось предложение Геншера оставить территорию Восточной Германии вне военных структур НАТО даже в объединенной Германии [Elb, p. 33-46]. В феврале того же года Г.-Д. Геншер в беседе с британским коллегой Д. Хердом сказал:
Результаты и их обсуждение
«У русских должны быть какие-то гарантии того, что, если, например, польское правительство в один прекрасный день выйдет из ОВД, оно на следующий день не вступит в НАТО» [Mr. Hurd to Sir C. Mallaby..., 1990]. Он считал, что объединение Германии может быть достигнуто только в общеевропейском контексте.
Лидеры США и стран Западной Европы стремились заверить тогдашнего руководителя СССР M.C Горбачева в том, что продвижения структур НАТО на восток не будет. Госсекретарь США Дж. Бейкер 9 февраля 199G г. заявил Генеральному секретарю ЦК КПСС: «Если бы мы сохраняли присутствие в Германии, которая является частью НАТО, не было бы расширения юрисдикции НАТО для сил НАТО ни на дюйм на восток» [Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and James Baker., 1990]. Дж. Бейкер убеждал главу советского MИД Э.А. Шеварднадзе, что организация НАТО является в гораздо большей степени политической, чем военной, и заявил о необходимости «железных гарантий» того, что юрисдикция или силы НАТО не будут продвигаться на восток [Memorandum of сonversation between James Baker and Eduard Shevardnadze., 1990]. В таком же духе высказался и канцлер ФРГ Г. Коль в беседе с M.C Горбачевым 1G февраля того же года [Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and Helmut Kohl., 1990].
Генеральный секретарь ЦК КПСС в беседе с министром иностранных дел Великобритании Д. Хёрдом 11 апреля отметил, что «британцы признали важность ничего не делать для ущерба советских интересов и достоинств» [Sir R. Braithwaite..., 1990].
Президент Франции Ф. Mиттеран 25 мая сообщил M.C Горбачеву, что всегда советовал своим партнерам НАТО не перемещать военные формирования НАТО из Западной в Восточную Германию [Record of conversation between Mikhail Gorbachev and Francois Mitterrand, 1990].
В беседе с советским лидером в Вашингтоне 31 мая президент США Дж. Буш-ст. также заверил его об отсутствии намерения «навредить Советскому Союзу любым способом» [Record of conversation between Mikhail Gorbachev and George Bush..., 1990].
На этой встрече с Дж. Бушем M.C Горбачев согласился на участии объединенной Германии в Североатлантическом блоке. Эта позиция была подтверждена им в ходе переговоров в Архызе с канцлером ФРГ Г. Колем в июле 199G г.
Роковой ошибкой M.C Горбачева было то, что данные советской стороне обещания об отсутствии намерений продвижения НАТО на восток были устными и не были оформлены в виде какого-либо имеющего обязательную юридическую силу соглашения. M.C Горбачев согласился и на завершение начатого в одностороннем порядке в 1989 г. вывода советских войск с территории Восточной Германии к концу 1994 г.
В Лондонской декларации, принятой на саммите НАТО 5-6 июля 199G г., о дальнейшем расширении или прекращении экспансии НАТО не было сказано ни слова [Declaration on a transformed North Atlantic Alliance., 1990].
Вместе с тем в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 199G г. было зафиксировано, что после завершения вывода советских войск с территории тогдашней ГДР и Берлина в данной части Германии могут размещаться формирования немецких вооруженных сил, но без носителей ядерного оружия. Иностранные войска и ядерное оружие или его носители не будут размещаться в данной части Германии и развертываться там [Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии., 1990]. Таким образом, размещение войск НАТО и ядерных средств в Восточной Германии юридически исключалось.
Посол Великобритании в СССР (а затем и России) в 1988-1992 гг. Р. Брайтуайт вспоминал, что в марте 1991 г. британский премьер-министр Дж. Mэйджор, отвечая на вопрос министра обороны СССР Д.Т. Язова о возможном вступлении в альянс восточноевропейских государств, заверял его, что «ничего подобного не случится». Об этом же премьер-министр заявил и M.C Горбачеву [Смотряев, 2017].
После самороспуска ОВД и распада СССР в 1991 г. соотношение сил на международной арене коренным образом изменилось. США стали считать себя победителями в «холодной войне».
Хотя в условиях ликвидации «советской угрозы» Западу необходимость существования НАТО отпала, тем не менее этот блок сохранился. А члены «Вышеградской группы» (Польша, Чехословакия и Венгрия) в 1991 г. договорились координировать усилия относительно вступления в НАТО. В то же время альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора. Так, в 1991 г. был учрежден Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). По словам близким к официальным властям США политологов Дж. Голдгейра М. Макфола, администрация Дж. Буша-ст. оставила вопрос о расширении НАТО нерешенным: в Вашингтоне еще шли дискуссии по этому поводу.
В конце лета - начале осени 1993 г. некоторые деятели администрации нового главы Белого дома Б. Клинтона, прежде всего, советник по национальной безопасности Э. Лэйк, предложили президенту провести в январе 1994 г. встречу НАТО на высшем уровне для выработки критериев и графика расширения альянса в Центральной Европе и, возможно, предложения варианта ассоциированного членства для ведущих претендентов [Голдгейр, Макфол, 2009, с. 227)].
Б. Клинтон, с одной стороны, считал необходимым поддержать проведение в России политических и экономических реформ. В то же время президент и его окружение были обеспокоены нестабильной ситуацией в России и дальнейшей судьбой российской демократии, так как на выборах 12 декабря 1993 г. в Государственную Думу России гайдаровская партия «Выбор России» получила всего 15 % голосов [Голдгейр, Макфол, 2009, с. 165]. После провала на выборах активные проводники реформ Е.Т. Гайдар и Б.Г. Федоров вышли из состава правительства. Покинули занимаемые должности и два самых видных западных советника российского правительства - А. Аслунд и Дж. Сакс. Последний предсказывал российским экономическим реформам очень мрачное будущее [Голдгейр, Макфол, 2009, с. 169].
В условиях, когда перспектива продолжения реформ в России для Вашингтона казалась неопределенной, Б. Клинтон счел необходимым решить вопрос о расширении НАТО. В январе 1994 г., после саммита НАТО в Брюсселе, в ходе визита в Прагу для встречи с лидерами Центральной Европы по настоянию Э. Лэйка Б. Клинтон отметил, что «вопрос уже больше не в том, примет ли НАТО новых членов, а в том, когда и как это произойдет». «Политика расширения» была подтверждена в июле 1994 г. в ходе визита Б. Клинтона в Варшаву [Голдгейр, Макфол, 2009, с. 230].
У. Бёрнс, посол США в Иордании в 1998-2001 гг., в своих мемуарах отмечал, что в вопросе о расширении НАТО посольство США призывало к осторожному и взвешенному подходу: прежде чем обсуждать возможность официального принятия в НАТО Польши и других стран Центральной Европы, рекомендовалось подумать о других формах сотрудничества с бывшими странами - членами ОВД, а также о новых договорных отношениях между НАТО и Россией [Бёрнс, 2020, с. 150].
Ответом американских военных ведомств на ситуацию, создавшуюся после заявления Б. Ельцина в августе 1993 г. в Варшаве о допустимости вступления Польши в НАТО и начала массовой публичной кампании Польско-американского конгресса совместно с З. Бжезинским и Г. Киссинджером за скорейшее расширение альянса, стала программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) [Глинский-Васильев, 2003].
Согласование национальных интересов США и России посредством ССАС и ПРМ представлялось для Вашингтона крайне важным, как и расширение НАТО. США, с одной стороны, стремились защитить страны ЦВЕ от распространения на них сферы российских интересов, приближая военный альянс к границам России, а с другой стороны, не желали тогда изолировать и «потерять» ее в европейской системе безопасности из-за расширения
НАТО на восток [Иванов, 2017, с. 42]. ПРМ, как и СССАС, в какой-то степени должны были успокоить руководство РФ.
В январе 1994 г. было решено, что расширение Североатлантического блока пойдет путем дифференциации среди участников ПРМ (ведущую роль в разрешении этого вопроса сыграл бывший посол США в Германии Р. Холбрук). Так как решения фактически принимались в Вашингтоне в одностороннем порядке, это вызывало недовольство представителей ряда союзников, в частности представителя ФРГ в НАТО Г. фон Рихтхофена [Глинский-Васильев, 2003].
Дифференциация между участниками ПРМ и кандидатами в альянс завершилась в октябре 1994 г., когда американский Конгресс назвал Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию получателями целевой финансовой помощи для подготовки к вступлению в НАТО. Россия подписала документ о присоединении к ПРМ в июне 1994 г.
Первым из ведущих западных официальных лиц публично потребовал экспансии НАТО на восток министр обороны ФРГ Ф. Рюэ. В Бонне посчитали, что будет полезно параллельно с расширением ЕС интегрировать его новых членов и в военный союз, чтобы сделать их переход с одной стороны на другую более полным. С другой стороны, по мнению Рюэ, со стратегической точки зрения для Германии было выгодно изменить свое крайнее положение на востоке НАТО на более безопасное центральное, а роль потенциального фронтового государства навязать другим, например, Польше [Kronauer, 2019].
Расширение НАТО на восток было невозможным, пока мощная группировка российских войск оставалась на территории Восточной Германии. В Бонне решили форсировать перемещение этих войск в Россию. В марте 1994 г. министр обороны ФРГ Ф. Рюэ обусловил скорейший вывод российского контингента необходимостью дальнейшего политического развития Германии и стремлением проводить более независимый внешнеполитический курс [Presse- und Informationsamt der Bundesregierang... Bulletin. 1994, Nr. 28, S. 255].
По мнению вице-президента академии геополитических проблем, бывшего начальника главного управления международного военного сотрудничества Генштаба Вооруженных Сил РФ Л.Г. Ивашова, руководство России, когда ее войска покидали Германию, имело хорошие шансы добиться приемлемых для себя условий и остановить продвижение НАТО на восток [При выводе войск из Германии РФ могла остановить расширение НАТО, 2009].
Но лидерам ФРГ удалось добиться от российского президента Б.Н. Ельцина согласия на досрочный отвод Западной группы войск с территории Германии. Руководство РФ, как прежде и руководство СССР, даже не попыталось обусловить вывод военного контингента требованием не расширять структуры НАТО в сторону российских границ.
31 августа 1994 г. войска ЗГВ, 207 тыс. членов их семей, 115 тыс. единиц боевой техники, в том числе более 4 тыс. танков, 691 самолет, 638 вертолетов и 2,6 млн тонн материально-технических средств покинули немецкую землю [25 Jahre nach Abzug der Sowjettruppen].
Сразу после этого Запад развернул усилия по включению Центрально-Восточной Европы в Североатлантический блок. 1 декабря 1994 г. Совет НАТО в Брюсселе опубликовал коммюнике о начале переговорного процесса по расширению НАТО на восток. В документе, в частности, отмечалось, что расширение НАТО «дополнит расширение Европейского союза» [Communiqué NATO., 1994].
Последовавшая серия протестов со стороны российского руководства и представителей общественности не смогли остановить процесс подготовки к расширению Североатлантического альянса на восток: Россия к этому времени уже не имела мощных рычагов для того, чтобы предотвратить или остановить неблагоприятное для себя развитие событий.
В марте 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия были приняты в НАТО. За этим последовало еще четыре «волны» расширения блока. В его состав были включены не только страны Центрально-Восточной, но и Прибалтики. Число членов альянса достигло 30. В статье ежедневного американского консервативного интернет-издания American Thinker (2021 г.) была
дана оценка продвижению НАТО на восток с позиции России: «Эта экспансия может рассматриваться из Москвы только как стратегия окружения России и превращения её соседей во враждебные страны. Пока Россия была экономически и в военном отношении слаба, этот процесс шёл безостановочно» [МагкоуБку, Бе1шап, 2021].
В связи с высказываниями некоторых политиков и военных о включении Украины, Грузии и Молдавии в Североатлантический блок и военным освоением Украины с учетом допущенных в начале 1990-х гг. ошибок, Россия направила США и руководству НАТО проекты документов по обеспечению правовых гарантий безопасности [Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки..., 2021; Соглашение о мерах обеспечения безопасности., 2021], которые исключили бы дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении и размещение в сопредельных с нами странах ударных наступательных систем вооружений.
На российско-американских переговорах и переговорах в рамках Совета Россия -НАТО и ОБСЕ относительно выдвинутых предложений представители России твердо отстаивают интересы безопасности страны.
Выводы
1990 год стал отправной точкой на пути к расширению Североатлантического блока на Восток, а 1994 год открыл дорогу к реализации этого процесса.
Для этого сложились определенные условия: при объединении Германии данные советской стороне обещания об отсутствии намерений продвижения НАТО на восток не были оформлены в виде какого-либо имеющего обязательную юридическую силу соглашения; наблюдались ослабление позиций России на международной арене после распада Организации Варшавского Договора и СССР, нестабильность в стране, пугающая Вашингтон ситуация после выборов в Государственную Думу России, в которой реформаторские силы потерпели поражение, что ставило под сомнение будущее российской демократии, в поддержку которой выступали лидеры США; острые проблемы в проведении экономических реформ.
В 1994 г. последовали заявления президента США Б. Клинтона о том, как и когда произойдет расширение НАТО. Для нейтрализации озабоченности России возможным продвижением альянса на восток ее включили в программу «Партнерство ради мира». Выступление германского министра обороны Ф. Рюэ за скорейший вывод российского контингента с территории Восточной Германии, поддержанное канцлером Г. Колем, привело к тому, что лидерам ФРГ удалось добиться от российского президента Б.Н. Ельцина согласия на досрочный вывод Западной группы войск из страны. Руководство РФ не попыталось обусловить вывод военного контингента требованием не расширять структуры НАТО в сторону российских границ. Возможность добиться приемлемых для России условий и остановить продвижение НАТО на восток была упущена.
Сразу после завершения вывода Россией своих войск с германской территории Запад предпринял усилия по включению Центрально-Восточной Европы в Североатлантический блок и, по сути дела, отказался от своих обязательств, тем самым совершив обман в отношении советских и российских партнеров.
Брюссельское коммюнике Совета НАТО 1 декабря 1994 г. возвестило о начале переговорного процесса по расширению НАТО на восток, что привело в дальнейшем к реальному приближению военных структур блока к границам России, создав в конечном итоге прямую угрозу ее безопасности и вынудив ее принимать адекватные меры.
Список литературы
Алиев В.Р. 2009. Расширение НАТО на восток в контексте геополитической ситуации на постсоветском пространстве. Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 5: 67-73.
Бёрнс У. 2020. Невидимая сила. Как работает американская дипломатия = William J. Burns. The Back Channel: A Memoir of American Diplomacy and the Case for Its Renewal. М., Альпина Паблишер, 780.
Братерский А. 12.03.2019. «Унижение для России»: зачем расширяли НАТО. 20 лет первому расширению НАТО на Восток. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2019/03/12_a_12237643.shtml (дата обращения: 27.12. 2021).
В Кремле назвали расширение НАТО вопросом жизни и смерти для России 26.12.2021. URL: https://ria.ru/20211226/nato-1765541099.html URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67402 (дата обращения: 26.12. 2021).
Глинский-Васильев Д.Ю. 2000. Проблема расширения НАТО во внутриполитическом процессе в США и России (1990-1998 гг.): диссертация ... канд. Ист. наук: 07.00.03. М., 286.
Глинский-Васильев Д.Ю. 28.02.2003. Расширение НАТО на восток как проблема российской и европейской безопасности. URL: http://viperson.ru/articles/rasshirenie-nato-na-vostok-kak-problema-rossiyskoy-i-evropeyskoy-bezopasnosti (дата обращения: 27.12. 2021).
Голдгейр Дж., Макфол М. 2009. Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны». М., Междунар. отношения. 520.
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности. 17 декабря 2021 г. (проект). URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1790809/ (дата обращения: 27. 12. 2021).
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.12 сентября 1990 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/901736368 (дата обращения: 27.12. 2021).
Жихарев С. 8.08.1995. Запад о расширении НАТО. Россия останется партнером. Но изолированным. Коммерсант. № 142 (860).
Иванов О.П. 2017. Американская официальная концепция по расширению НАТО на восток: к истокам вопроса. Современная Европа. 6: 34-46.
При выводе войск из Германии РФ могла остановить расширение НАТО. 04.11. 2009. URL:https://ria.ru/20091104/191872208.html (дата обращения: 27.12. 2021).
Расширенное заседание коллегии Минобороны. 21.12.2021. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67402 (дата обращения: 26.12. 2021).
Саймс Д. 1994. 1-8 мая. Каким будет партнерство, зависит от Москвы (Об отношении России к расширению НАТО). Московские новости: 12.
Смотряев М. Расширение НАТО: обманул ли Запад Горбачева? 26.12.2017. URL: https://www.bbc.com/russian/features-42483896 (дата обращения: 27.12. 2021).
Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора. 17 декабря 2021 г. (проект). URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1790803/ (дата обращения: 27. 12. 2021).
Уткин А.И. 1998. Осмысление геополитического сдвига. США & Канада: экономика, политика, идеология. 4: 15-32.
Communiqué NATO M-NAC-2(94)116 (Final Communiqué). URL:
https://www.nato.int/docu/comm/49-95/c941201a.htm (accessed: 30. 12. 2021).
Declaration on a transformed North Atlantic Alliance issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council («The London Declaration"). Londоn. 6 July 1990. URL: https ://web .archive .org/web/20090212164756/http ://www.nato .int/docu/basictxt/b900706a.htm (accessed: 27.12 2021).
Elbe F. Spring 2010, The Diplomatic Path to Germany Unity.Bulletin of the German Historical Institute. 46: 33-46.
Kramer M., Shifrinson J.R. Itzkowitz A. 2017. NATO Enlargement-Was There a Promise? International Security. Vol. 42, iss. 1: 186-192.
Kronauer J. 12.03.2019. Aggressiv gen Osten. Militärbündnis auf Expansionskurs: Vor 20 Jahren traten Polen, Tschechien und Ungarn der NATO bei. Junge Welt. URL: https://www.jungewelt.de/loginFailed.php?ref=/artikel/350790.aggressiv-gen-osten.html Accessed: 27.12. 2021).
Mandelbaum М. 2016. Mission failure: America and the world in the post-Cold War era. New York, Oxford University Press, 504.
Markovsky A., Belman T. Ukraine, NATO, and the Most Fateful Error of American Policy. 20.12. 2021. URL:
https://www.americanthinker.com/articles/2021/12/ukraine_nato_and_the_most_fateful_error_of_a merican_policy.html (accessed: 28.12.2021).
Memorandum of conversation between James Baker and Eduard Shevardnadze in Moscow. Feb 9, 1990. URL:
https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and Helmut Kohl
Feb 10, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and James Baker in Moscow.
Feb 9, 1990 // NATO Expansion: What Gorbachev Heard /National Security Archive. URL:
https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
Mr. Hurd to Sir C. Mallaby (Bonn). Telegraphic N. 85: Secretary of State's Call on Herr Genscher: German Unification. Feb 6, 1990. NATO Expansion: What Gorbachev Heard /National Security Archive. URL:
https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
Presse- und Informationsamt der Bundesregierang Bulletin. 28. 28 März 1994. Bonn, 255.
Record of conversation between Mikhail Gorbachev and George Bush. White House, Washington D.C.May 31, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
Record of conversation between Mikhail Gorbachev and Francois Mitterrand (excerpts).
May 25, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
Sarotte M.E. 2014. A Broken Promise? What the West Really Told Moscow About NATO Expansion. Foreign Affairs. Vol. 93. 5: 90-97.
Sir R. Braithwaite (Moscow). Telegraphic N. 667: «Secretary of State's Meeting with President Gorbachev». Apr 11, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021).
25 Jahre nach Abzug der Sowjettruppen: Was ist seitdem schiefgelaufen? 15.09. 2019. URL: https://de.rt.com/europa/92321-25-jahre-nach-abzug-sowjettruppen. URL:
https://ria.ru/20091104/191872208.html (accessed: 27.12. 2021).
References
Aliyev V.R. 2009. Rasshireniye NATO na vostok v kontekste geopoliticheskoy situatsii na postsovetskom prostranstve [NATO expansion to the east in the context of the geopolitical situation in the post-Soviet space]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12. Politicheskiye nauki [Bulletin of Moscow University. Series 12. Political science]. 5: 67-73.
Berns U. 2020. Nevidimaya sila. Kak rabotayet amerikanskaya diplomatiya [Invisible power. How American Diplomacy Works] = William J. Burns. The Back Channel: A Memoir of American Diplomacy and the Case for Its Renewal. M., Al'pina Pablisher. 780.
Braterskiy A. 12.03.2019. «Unizheniye dlya Rossii»: zachem rasshiryali NATO. 20 let pervomu rasshireniyu NATO na Vostok [«Humiliation for Russia»: why NATO was expanded. 20 years of NATO's first expansion to the East]. URL:
https://www.gazeta.ru/politics/2019/03/12_a_12237643.shtml (accessed: 27.12. 2021).
V Kremle nazvali rasshireniye NATO voprosom zhizni i smerti dlya Rossii [The Kremlin called NATO expansion a matter of life and death for Russia] 26.12.2021. URL: https://ria.ru/20211226/nato-1765541099. html URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67402 (data obrashcheniya: 26.12. 2021)
Glinskiy-Vasil'yev D.Yu. 2000. Problema rasshireniya NATO vo vnutripoliticheskom protsesse v SSHA i Rossii (1990-1998 gg.) [The problem of NATO expansion in the internal political process in the USA and Russia (1990-1998)]: dissertatsiya ... kand. ist. nauk: 07.00.03. M., 286.
Glinskiy-Vasil'yev D.Yu. 28.02.2003. Rasshireniye NATO na vostok kak problema rossiyskoy i yevropeyskoy bezopasnosti [NATO expansion to the east as a problem of Russian and European security]. URL: http://viperson.ra/articles/rasshirenie-nato-na-vostok-kak-problema-rossiyskoy-i-evropeyskoy-bezopasnosti (data obrashcheniya: 27.12. 2021).
Goldgeyr Dzh., Makfol M. 2009. Tsel' i sredstva. Politika SSHA v otnoshenii Rossii posle «kholodnoy voyny» [Purpose and means. US policy toward Russia after the Cold War]. M.: Mezhdunar. otnosheniya. 520.
Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiyey i Soyedinennymi Shtatami Ameriki o garantiyakh bezopasnosti. 17 dekabrya 2021 g. (proyekt) [Treaty between the Russian Federation and the United States of America on Security Guarantees. December 17, 2021 (draft)]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1790809/ (accessed: 27. 12. 2021).
Dogovor ob okonchatel'nom uregulirovanii v otnoshenii Germanii. 12 sentyabrya 1990 g. [Treaty on the Final Settlement with Respect to Germany. September 12, 1990]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901736368 (data obrashcheniya: 27.12. 2021).
Zhikharev S. 8.08.1995. Zapad o rasshirenii NATO.Rossiya ostanetsya partnerom. No izolirovannym [West on NATO expansion. Russia will remain a partner. But isolated]. Kommersant. № 142 (860).
Ivanov O.P. 2017. Amerikanskaya ofitsial'naya kontseptsiya po rasshireniyu NATO na vostok: k istokam voprosa [The American official concept for NATO expansion to the east: to the origins of the issue]. Sovremennaya Yevropa [Modern Europe]. 6: 34-46.
Pri vyvode voysk iz Germanii RF mogla ostanovit' rasshireniye NATO [With the withdrawal of troops from Germany, the Russian Federation could stop the expansion of NATO]. 04.11. 2009. URL:https://ria.ru/20091104/191872208.html (accessed: 27.12. 2021).
Rasshirennoye zasedaniye kollegii Minoborony [Expanded meeting of the Collegium of the Ministry of Defense]. 21.12. 2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67402 (data obrashcheniya: 26.12. 2021).
Sayms D. 1994. 1-8 maya. Kakim budet partnerstvo, zavisit ot Moskvy (Ob otnoshenii Rossii k rasshireniyu NATO) [What kind of partnership will be depends on Moscow (On Russia's attitude towards NATO expansion)]. Moskovskiye novosti [Moscow news]: 12.
Smotryayev M. Rasshireniye NATO: obmanul li Zapad Gorbacheva? [NATO expansion: did the West deceive Gorbachev?] 26.12. 2017. URL: https://www.bbc.com/russian/features-42483896 (accessed: 27.12. 2021).
Soglasheniye o merakh obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii i gosudarstv-chlenov Organizatsii Severoatlanticheskogo dogovora. 17 dekabrya 2021 g. (proyekt) [Agreement on Security Measures for the Russian Federation and the Member States of the North Atlantic Treaty Organization. December 17, 2021 (draft)]. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1790803/ (accessed: 27. 12. 2021).
Utkin A.I. 1998. Osmysleniye geopoliticheskogo sdviga [Making sense of the geopolitical shift]. SSHA & Kanada: ekonomika, politika, ideologiya [USA & Canada: economics, politics, ideology]. 4: 15-32.
Communiqué NATO M-NAC-2(94)116 (Final Communiqué). URL:
https://www.nato.int/docu/comm/49-95/c941201a.htm (accessed: 30. 12. 2021).
Declaration on a transformed North Atlantic Alliance issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council («The London Declaration"). London. 6 July 1990. URL: https ://web .archive .org/web/20090212164756/http ://www.nato .int/docu/basictxt/b900706a.htm (accessed: 27.12 2021).
Elbe F. Spring 2010, The Diplomatic Path to Germany Unity.Bulletin of the German Historical Institute. 46: 33-46.
Kramer M., Shifrinson J.R. Itzkowitz A. 2017. NATO Enlargement-Was There a Promise? International Security. Vol. 42, iss. 1: 186-192.
Kronauer J. 12.03.2019. Aggressiv gen Osten. Militärbündnis auf Expansionskurs: Vor 20 Jahren traten Polen, Tschechien und Ungarn der NATO bei. Junge Welt. URL: https://www.jungewelt.de/loginFailed.php?ref=/artikel/350790.aggressiv-gen-osten.html (accessed: 27.12. 2021).
Mandelbaum M. 2016. Mission failure: America and the world in the post-Cold War era. New York, Oxford University Press, 504.
Markovsky А., Belman T. Ukraine, NATO, and the Most Fateful Error of American Policy. 20.12. 2021. URL:
https://www.americanthinker.com/articles/2021/12/ukraine_nato_and_the_most_fateful_error_of_a merican_policy.html (accessed: 28.12.2021). Memorandum of conversation between James Baker and Eduard Shevardnadze in Moscow. Feb 9, 1990. URL:
https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-
heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and Helmut Kohl
Feb 10, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-
expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). Memorandum of conversation between Mikhail Gorbachev and James Baker in Moscow. Feb 9, 1990 // NATO Expansion: What Gorbachev Heard /National Security Archive. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-
heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). Mr. Hurd to Sir C. Mallaby (Bonn). Telegraphic N. 85: Secretary of State's Call on Herr Genscher: German Unification. Feb 6, 1990. NATO Expansion: What Gorbachev Heard /National Security Archive. URL:
https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-
heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). Presse- und Informationsamt der Bundesregierang Bulletin. 28. 28 März 1994. Bonn, 255. Record of conversation between Mikhail Gorbachev and George Bush. White House, Washington D.C.May 31, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). Record of conversation between Mikhail Gorbachev and Francois Mitterrand (excerpts). May 25, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-
expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). Sarotte M.E. 2014. A Broken Promise? What the West Really Told Moscow About NATO Expansion.
Foreign Affairs. Vol. 93. 5: 90-97. Sir R. Braithwaite (Moscow). Telegraphic N. 667: «Secretary of State's Meeting with President Gorbachev». Apr 11, 1990. URL: https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2017-12-12/nato-expansion-what-gorbachev-heard-western-leaders-early (accessed: 10.12.2021). 25 Jahre nach Abzug der Sowjettruppen: Was ist seitdem schiefgelaufen? 15.09. 2019. URL: https://de.rt.com/europa/92321-25-jahre-nach-abzug-sowjettruppen. URL:
https://ria.ru/20091104/191872208.html (accessed: 27.12. 2021).
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 16.02.2022 Received 16.02.2022
Поступила после рецензирования 07.06. 2022 Revised 07.06. 2022
Принята к публикации 07.06. 2022 Accepted 07.06. 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Родович Юрий Владиславович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и археологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула, Россия
ORCID: 0000-0002-4551-908Х
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yury V. Rodovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of History and Archeology of the Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy, Tula, Russia