ДОГОВОРЕННОСТИ О НЕРАСШИРЕНИИ НАТО НА ВОСТОК ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ АРХИВНЫМИ
ИСТОЧНИКАМИ
Аннотация
В статье приводятся документально подтвержденные доказательства из архивов России и США о том, что в процессе обсуждения объединения Германии в 1990 году советское руководство неоднократно получало заверения, что военно-политический блок НАТО не будет расширяться на Восток к границам СССР, также эти заверения были озвучены и в 1991 году уже представителям российского руководства. К статье прилагаются выдержки из архивных документов, в которых зафиксированы обещания лидеров и высокопоставленных представителей стран Запада не расширять НАТО на Восток, а выстраивать общую, совместную с СССР/Россией архитектуру безопасности в Европе.
Ключевые слова: ОВД, НАТО, СССР, Россия, ФРГ, ГДР, США, архивные документы.
Авторы
Горохов Андрей
Главный редактор журнала «Русская политология -Russian Political Science», кандидат политических наук (Москва, Россия)
Васильев Кирилл
Студент кафедры языкознания и переводоведения ИИЯ МГПУ, переводчик (Москва, Россия)
Многие политологи, историки в России и зарубежных странах задаются вопросом: были ли даны обещания и заверения советским, а затем и российским лидерам со стороны Запада о нерасширении НАТО? Именно такие заверения якобы были высказаны в период, когда обсуждался вопрос об условиях объединения Германии1. И действительно есть такие документы, которые подтверждают, что советское, а затем и российское руководство получало однозначные
1 Объединение Германии состоялось 3 октября 1990 года путем вхождения ГДР в состав ФРГ.
ответы, что расширения НАТО не планируется и не будет. Такие заявления давались как кулуарно (в процессе закрытых переговоров, в дипломатической переписке), так и публично — на пресс-конференциях. Примеры этих заявлений мы приведем в настоящей статье. Также в качестве приложения публикуем архивные документы, в которых зафиксированы обещания лидеров и высокопоставленных представителей стран Запада не расширять НАТО на Восток, а выстраивать общую, совместную с СССР/Россией архитектуру безопасности в Европе.
К вопросу о расширении НАТО на Восток обращаются российские исследователи: Ф.М. Гиниятов1 [2], О.П. Иванов2 [5], А.А. Завада3 [4] и др. Данная тема анализируется американскими и европейскими историками и политологами: это Джошуа Ицковиц Шифринсон4 (Joshua R. Itzkowitz Shifrinson) [19], Норман Мар-ковиц5 (Norman Markowitz) [11], Джон Феффер6 (John Feffer) [10], Мэри-Элис Са-ротте7 (Mary Elise Sarotte) [16], Станислав Белень8 (Stanislaw Bielen) [1] и др.
Например, американский исследователь Джошуа Ицковиц Шифринсон в своей статье сделал однозначное заключение, что «более полное ознакомление с дипломатическими документами показывает, что Советский Союз неоднократно получал гарантии о нерасширении НАТО в Восточную Европу» [19]. И такие заявления звучали в процессе переговоров о воссоединении
1 Гиниятов Ф.М. — кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Казанского (Приволжского) федерального университета.
2 Иванов О.П. — доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России.
3 Завада А.А. — соискатель кафедры истории общественных движений и политических партий Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
4 Джошуа Ицковиц Шифринсон — научный сотрудник по вопросам международной безопасности Дартмутского колледжа и младший профессор Школы государственного управления и государственной службы Джорджа Буша при Техасском университете.
5 Норман Марковиц — преподаватель исторического факультета Университета Рутгерса в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси.
6 Джон Феффер — директор отдела внешней политики Института политических исследований (Foreign Policy In Focus). Автор книги «Афтершок: путешествие в разбитые мечты Восточной Европы» (Zed Books), романа-антиутопии Splinterlands (Dispatch Books).
7 Мэри-Элис Саротте — профессор истории в университете Южной Калифорнии и Гарвардском университете.
8 Станислав Белень — профессор Института
международных отношений Варшавского уни-
верситета, специалист по внешней политике Рос-
сии. В 1999-2014 гг. главный редактор журнала Stosunki Midzynarodowe — International Relations.
Германии в 1990 году. Более того, Джошуа Ицковиц Шифринсон опубликовал новые доказательства, свидетельствующие о том, что Соединенные Штаты использовали гарантии нерасширения НАТО с целью использования слабостей СССР для усиления США в Европе после окончания холодной войны. Какова аргументация Джошуа Ицковица Шифринсона и какие документы он использует в качестве доказательства?
Первое. 31 января 1990 года министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер9 (1927-2016), выступая в Тутцинге (Западная Германия), выдвинул условие: «услуга за услугу» — не будет расширения территории НАТО на Восток, то есть ближе к границам Советского Союза, если Советы разрешат воссоединение Германии10.
Здесь необходимо добавить из воспоминаний Геншера следующее пояснение: в январе 1990 года его впервые посетила мысль, что «принадлежность единой Германии к НАТО породит ряд сложных вопросов»11, поэтому 31 января 1990 года, выступая в Евангелической академии в Тутцинге, Геншер обратился к НАТО с требованием подтвердить: «...что бы ни происходило в странах Варшавского договора, расширения территории НАТО на Восток, то есть ближе к границам Советского Союза, не будет». Свое требование Геншер мотивировал тем, что перемены в Восточной Европе «не должны наносить ущерб советским интересам в области безопасности». Выступление
9 Ганс-Дитрих Геншер — в 1974-1992 годах — министр иностранных дел и вице-канцлер ФРГ.
10 Джошуа Ицковиц Шифринсон ссылается на данный источник: Elbe F., Kiessler R. A Round Table with Sharp Corners: The Diplomatie Path to German Unity. — Baden-Baden, Germany: Nomos, 1996. — Р. 79.
11 Здесь и далее воспоминания Геншера цитируются по статье: Wagner M.K. Das große Rätsel um Gensehers angebliches Versprechen. — 19.04.2014. — URL: https://www.faz.net/aktuell/ politik/ost-erweiterung-der-nato-was-versprach-genscher-12902411.html?printPagedArticle=true# pageIndex_2.
Геншера впоследствии получило название «Тутцингской формулы».
Второе. 2 февраля 1990 года Геншер уточнил, что «НАТО не будет расширять свое территориальное присутствие ни на территорию ГДР, ни где-либо еще в Восточной Европе». Это утверждение Геншера подтверждается архивными документами Государственного департамента США [17], которые описывают встречу Геншера с государственным секретарем США Джеймсом Бейкером1.
Третье. На переговорах в Москве 7-9 февраля 1990 г. Д. Бейкер неоднократно связывал воссоединение Германии с обязательством о нерасширении НАТО. Например, 9 февраля 1990 года Бейкер обещал Эдуарду Амвросиевичу Шеварднадзе2 (1928-2014) «железные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будут перемещаться на Восток» [14].
Четвертое. Также 9 февраля 1990 года Бейкер уже на встрече с Михаилом Сергеевичем Горбачевым3 и Э.А. Шеварднадзе пообещал, что «не будет расширения юрисдикции НАТО ни на дюйм к Востоку» [15]. Эти обещания Д. Бейкер озвучил и публично, на пресс-конференции, где заявил, что Соединенные Штаты предложили «не допускать расширения сил НАТО на Восток, чтобы смягчить опасения по поводу безопасности тех, кто находится на востоке Германии» [8].
Пятое. 10 февраля 1990 года Геншер заявил Э.А. Шеварднадзе, что «НАТО не будет расширяться на Восток»4.
1 Джеймс Бейкер — государственный секретарь США при Джордже Буше — старшем (1988-1992).
2 Шеварднадзе Э.А. — министр иностранных дел СССР (1985-1990), министр внешних сношений СССР (ноябрь-декабрь 1991 г.).
3 Горбачев М.С. — Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1988-1989), Председатель Верховного Совета СССР (1989-1990). Единственный Президент СССР (1990-1991).
4 Джошуа Ицковиц Шифринсон в своем исследовании для подтверждения слов Геншера ссылается на данный источник: Spohr K. Precluded
Шестое. 13 февраля 1990 года Государственный департамент США проинформировал свои посольства о том, что «[секретарь] ясно дал понять <...> что мы поддерживаем объединенную Германию в НАТО, но что мы готовы гарантировать, что военное присутствие НАТО не будет распространяться дальше на Восток» [18].
Седьмое. 31 мая 1990 года Джордж Буш — старший5 (1924-2018) заявляет М.С. Горбачеву, что не будет «победителей и проигравших», а вместо этого Советский Союз будет «интегрирован <...> в новую Европу» [12].
Помимо архивных документов, которые нашел Джошуа Ицковиц Шифринсон, мы добавим еще три источника — это стенограмма беседы М.С. Горбачева с канцлером ФРГ Гельмутом Колем6 (1930-2017) один на один 10 февраля 1990 года [6]; запись беседы М.С. Горбачева с президентом Франции Франсуа Миттераном7 (1916-1996) 25 мая 1990 года [7] и Докладная записка Президенту России Борису Николаевичу Ельцину8 (1931-2007) от делегации Верховного Совета России в штаб-квартиру НАТО от 3 июля 1991 года [3].
К ранее зафиксированным обещаниям не расширять НАТО на Восток добавим:
Восьмое. 10 февраля 1990 года Г. Коль однозначно пообещал М.С. Горбачеву: «Мы считаем, что НАТО не должна расширять сферу своего действия.
or Precedent-Setting? The «NATO Enlargement
Question» in the Triangular Bonn-Washington-
Moscow Diplomacy of 1990-1991 // Journal of Cold
War Studies. — 2012. — Vol. 14. — No. 4. — Р. 30.
5 Джордж Буш — старший — 41-й президент США (1989-1993).
6 Гельмут Коль — немецкий политический и государственный деятель. Председатель Христи-анско-демократического союза (ХДС; 1973-1998), канцлер ФРГ (1982-1998).
7 Франсуа Миттеран — французский политический и государственный деятель. Первый секретарь Французской социалистической партии (1971-1981), Президент Французской Республики (1981-1995).
8 Ельцин Б.Н. — первый Президент Российской Федерации (1991-1999).
Надо найти здесь разумное урегулирование. Я правильно понимаю интересы безопасности Советского Союза и отдаю себе отчет в том, что вы, г-н Генеральный секретарь, и советское руководство должны будете доходчиво объяснить происходящее населению СССР» [6].
Девятое. Позиция Франции была выражена Ф. Миттераном, который также выступал против расширения НАТО. Вот его слова, которые были высказаны 25 мая 1990 года М.С. Горбачеву: «Я выдвинул следующее требование: при любом варианте передовые рубежи НАТО — а Франция не участвует в их обороне — не должны выдвигаться в восточную часть будущей единой Германии. Результатом германского единства не может быть изоляция Советского Союза. Франция этого не примет» [7].
Десятое. Уже в 1991 году от руководства НАТО, а именно от генерального секретаря Манфреда Вернера1 (1934-1994), было сделано однозначное заявление: «Лично я и Совет НАТО против расширения альянса. Эту точку зрения разделяют 13 из 16 членов НАТО. Я выскажусь против членства в НАТО Польши и Румынии лидерам этих стран, как уже высказался лидерам Венгрии и Чехословакии. .Не следует допускать изоляции СССР от европейского сообщества» [3].
Именно на заверениях о нерасширении НАТО на Восток СССР, а затем и Россия стали рассматривать Запад не как противника, а как партнера, с которым можно вести диалог, выстраивать совместную систему безопасности в Европе и Евроатлантике. По сути, заверения о нерасширении НАТО на Восток создавали условия доверительных отношений, в результате которых стала возможна единая Германия.
С момента объединения Германии, завершения холодной войны был шанс
1 Манфред Герман Вернер — министр обороны ФРГ (1982-1988), генеральный секретарь НАТО (1988-1994).
создать Европу внеблоковым и немилитаристским пространством. Но после распада СССР появилась иллюзия неизбежности и безальтернативности однополярного мира во главе с США. Такое видение приводит к политике, которая не укрепляет доверие и не повышает безопасность.
Что произошло после холодной войны? На Востоке — военно-политический блок Варшавского договора прекратил свое существование, СССР распался на независимые республики2. Россия, как правопреемница СССР, перешла на рыночный и демократический путь экономического и политического развития, вошла в Совет Европы и ВТО, стала участницей G8 (до 2014 г.) и G20.
На Западе — военно-политический блок НАТО не только сохранил свое существование, но и активно продвигается на Восток, включая в себя новые государства. В состав блока вошли Венгрия, Польша и Чехия (1999); Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония (2004); Хорватия и Албания (2009); Черногория (2017); Северная Македония (2020).
При этом НАТО после окончания холодной войны активно проводит военные операции, решения о которых принимаются в обход Совета Безопасности ООН. Например, против Союзной Республики Югославии (1999), Ирака (2003), Сирии (с 2014 года без согласия с официальным Дамаском и резолюции СБ ООН). Безусловно, такая политика ведет мир к новой гонке вооружений и новым угрозам.
Параллельно идет процесс демонтажа договоренностей, которые были заключены между США и СССР с целью прекращения холодной войны, создания стратегической стабильности и устойчивой системы международной безопасности.
2 В результате распада СССР образовалось 15 независимых государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония.
В 2001 году Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны и начали выстраивать свою глобальную систему ПРО. Базы этой системы уже работают в Румынии и Польше.
В 2019 году США, обвинив Россию, вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Следом был запущен процесс обсуждения с союзниками США планов по размещению ракет средней дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В 2020 году США вышли из Договора по открытому небу1, вновь обвинив Россию.
Расширение НАТО, выход США из договоров, ограничивающих гонку вооружений, являются политикой, направленной на установление и удержание силовыми методами одно-полярного мира. Такая политика ведет к новым конфликтам, в том числе и вооруженным, к милитаризации и гонке вооружений и, как следствие, создают небезопасный и непредсказуемый мир.
Отказ от заверений о нерасширении НАТО на Восток привел к утрате доверия к Западу со стороны России. Тем самым Запад, как представляется в российском обществе, не переставал рассматривать Россию как врага, приближая через расширение НАТО свою военную инфраструктуру к границам России, а действия Запада оцениваются как обман советского и российского руководства с целью получения во-
1 Идея «открытого неба» впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Предлагалось обмениваться военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран. 24 марта 1992 года в Хельсинки его подписали представители 27 стран — членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (европейские государства, а также США и Канада). (См.: Договор по открытому небу. Досье // Сайт ТАСС. — и^: https://tass.ru/ тРо/8535021.)
енно-политического превосходства с дальнейшими непредсказуемыми военными действиями по отношению к России.
С таким выводом согласятся не только в России, но и в США: например, Норман Марковиц2 очень точно сформулировал мысль: «Расширение НАТО можно рассматривать не как начало новой эры, а как продолжение политики и отношений времен холодной войны»3. Аналогичный вывод делает и Джон Феффер, когда пишет, что расширение НАТО разрушило мечты европейцев о демилитаризованной Европе: «Расширение НАТО представляет собой шаг назад для Восточной и Центральной Европы. Вслед за уходом советских войск расширение НАТО обращает вспять тенденцию к демилитаризации в регионе»4.
Поэтому условие, на котором завершилась холодная война, а именно заверение о том, что расширения НАТО на Восток не будет, было дезавуировано самим Западом, что, конечно, создает чрезвычайное напряжение на Европейском континенте. И именно это необходимо учитывать для анализа всей ситуации в сфере безопасности, которая сложилась в Европе к завершению 2021 года. И без такого анализа невозможно понять логику российского руководства, которое в декабре 2021 года направило в США и НАТО проекты документов5, подписание ко-
2 Норман Марковиц — преподаватель исторического факультета Университета Рутгерса в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси.
3 Markowitz N. NATO Expansion in Eastern Europe: For What and For Whom? — URL: https:// origins.osu.edu/history-news/nato-expansion-eastern-europe-what-and-whom?language_content_ entity=en.
4 Feffer J. The Costs and Dangers of NATO Expansion. — URL: https://ips-dc.org/the_costs_ and_dangers_of_nato_expansion/.
5 В декабре 2021 года Россия передала США проекты договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО. Документы были переданы 15 декабря заместителю госсекретаря США Карен Донфрид.
торых — это, по сути, подтверждение условий завершения холодной войны.
В приложении к настоящей статье мы публикуем выдержки из архивных документов, которые подтверждают заявления представителей Запада не расширять НАТО на Восток:
• Документ № 1: Конфиденциальная телеграмма государственному секретарю США из посольства США в Бонне о выступлении министра иностранных дел ФРГ Дитриха Геншера (1 февраля 1990 года).
• Документ № 2: Стенограмма беседы Джеймса Бейкера и Эдуарда
Шеварднадзе в Москве (9 февраля 1990 года).
Документ № 3: Стенограмма беседы Михаила Горбачева и Джеймса Бейкера в Москве (9 февраля 1990 года).
Документ № 4: Стенограмма беседы Михаила Горбачева с Гельмутом Колем один на один (10 февраля 1990 года).
Документ № 5: Стенограмма беседы Михаила Горбачева с Франсуа Миттераном (25 мая 1990 года).
Приложение Документ № 1
Конфиденциальная телеграмма посольства США в Бонне Госсекретарю по вопросу речи главы МИД ФРГ: Геншер определяет свое видение новой европейской структуры (документ переведен с английского на русский).
Дата: 01.02.1990.
Источник: U.S. Department of State Case No. F-2015-10829. Doc No. C06264304 Оригинал на английском опубликован: https://nsarchive.gwu.edu/sites/default/files/docu-ments/4325675/Document-01-U-S-Embassy-Bonn-Confidential-Cable.pdf
ТЕМА: ГЕНШЕР ИЗЛАГАЕТ СВОЕ ВИДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
7. (U) Переходя к следующему вопросу, а именно к членству в Европейском сообществе и НАТО после воссоединения Германии, Геншер объясняет: «Наше членство в Европейском сообществе в случае (немецкого) единства является необратимым, как и наша воля продолжать интеграционный процесс в направлении политического союза. То же самое относится и к членству (объединенной Германии) в западном альянсе. Мы не хотим нейтральной объединенной Германии». Территория сегодняшней ГДР не будет включена в военную структуру НАТО.
8. (U) С другой стороны, Геншер ясно дает понять, что изменения в Восточной Европе и процессе объединения Германии не должны приводить к «ущемлению интересов советской безопасности». Следовательно, НАТО должен исключить «расширение своей территории на Восток, т.е. приближение ее к советским границам». Геншер добавляет, что «рассмотрение вопроса о включении той части Германии, которая составляет сегодняшнюю ГДР, в военные структуры НАТО, заблокировало бы германо-германское сближение».
<...>.
Документ № 2
Стенограмма беседы Джеймса Бейкера и Эдуарда Шеварднадзе в Москве (документ переведен с английского на русский).
Дата: 09.02.1990.
Источник: U.S. Department of State, FOIA 199504567 (National Security Archive Flashpoints Collection, Box 38)
Оригинал на английском опубликован:
https://nsarchive.gwu.edu/document/16115-document-04-memorandum-conversation-between
Бейкер: Очевидно, что процесс продвигается быстрее, чем кто-либо ожидал. Выборы были перенесены на 18 марта. Вскоре после этого я ожидаю, что две Германии заключат договор об объединении, который будет охватывать внутренние аспекты объединения. Это означает какое-то слияние или политический аппарат, возможно, назначение Берлина столицей, шаги к экономическому объединению, развитию общей валюты, так что в любом случае мы считаем, что объединение неизбежно. И я понял из вашей речи в Брюсселе и из заявления президента Горбачева на прошлой неделе, что вы также ожидаете, что объединение неизбежно. На наш взгляд, важно, чтобы это происходило в условиях стабильности и с должным учетом безопасности и опасений соседей Германии. Одно можно сказать наверняка: США никоим образом не стремятся извлечь одностороннюю выгоду из сложившейся ситуации. Что необходимо, так это процесс или механизм, который может иметь дело с внешними аспектами или элементами объединения. И этот процесс или механизм должен обеспечивать, чтобы объединение происходило стабильным образом и с должным учетом интересов других. Мы считаем, что следует рассмотреть что-то вроде двух Германий плюс четыре державы — механизм два плюс четыре, если хотите. Это вступит в силу только после того, как две Германии соберутся вместе по внутренним аспектам объединения после выборов 18 марта.
Само по себе использование механизма четырех держав вызвало бы глубокое возмущение немецкого народа или его противодействие. Действительно, это, вероятно, привело бы к возрождению национализма в Германии.
СБСЕ отличается громоздкостью. Она была бы не в состоянии идти в ногу с быстро меняющимися событиями. Это можно было бы использовать в качестве зонтичной организации для ратификации результатов объединения. Я думаю, что это было бы очень уместно.
Что касается вопроса о нейтралитете, который поднял [Ханс] Модров1, мы считаем, что это было бы ошибкой. Думаю, что если вы просто посмотрите на историю, то увидите, что это было бы ошибкой. Нейтральная Германия, несомненно, приобрела бы свой собственный независимый ядерный потенциал. Однако Германия, которая прочно закрепилась в изменившемся НАТО, под этим я подразумеваю НАТО, который в гораздо меньшей степени является военной организацией, а в гораздо большей степени политической, не нуждалась бы в независимом потенциале. Разумеется, должны быть железные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будут продвигаться на Восток. И это должно быть сделано таким образом, чтобы удовлетворить соседей Германии на Востоке. Два заключительных момента. Как Восточная, так и Западная Европа
1 Ханс Модров — председатель Совета Министров ГДР. Последний коммунистический глава правительства ГДР.
говорили нам, что — и, кстати, на это намекал Горбачев, — что продолжающееся присутствие американских войск в Европе является фактором стабильности. Мы не обязательно хотим держать войска в Европе. И нам ясно, что внутри Соединенных Штатов будет усиливаться давление с целью вернуть наши войска домой, если союзники по-прежнему не захотят, чтобы они были там. Поэтому, если есть какие-либо признаки того, что союзники не хотят их видеть, мы ни в коем случае не будем держать там наши войска. Я уже говорил, что мы будем сохранять наше присутствие до тех пор, пока этого желают наши союзники. Они этого не хотят, наша страна просто не сможет поддерживать присутствие в Европе, и мы немедленно вернем наши войска домой. Альянс НАТО — это механизм, с помощью которого мы поддерживаем свое присутствие в Германии и других странах. В своей берлинской речи я подчеркнул, что НАТО должен превратиться в гораздо более политический альянс. Это основные идеи, которые у меня есть по поводу объединения.
Документ № 3
Стенограмма беседы Михаила Горбачева и Джеймса Бейкера в Москве (документ переведен с английского на русский).
Дата: 09.02.1990.
Источник: U.S. Department of State, FOIA 199504567 (National Security Archive Flashpoints Collection, Box 38)
Оригинал на английском опубликован: https://nsarchive.gwu.edu/document/16116-document-05-memorandum-conversation-between
Бейкер: <...> У меня есть еще один или два пункта. Мы не очень благосклонно относимся к нейтральной Германии. В ФРГ говорят, что это неудовлетворительный подход. Нейтральная Германия, на наш взгляд, не обязательно будет немилитаристской Германией. Она вполне может решить, что ей нужен собственный независимый ядерный потенциал, а не зависеть от сдерживающих сил Соединенных Штатов. Все наши союзники и восточноевропейцы, с которыми мы говорили, сказали нам, что хотят, чтобы мы сохраняли присутствие в Европе. Я не уверен, одобряете вы это или нет. Но позвольте мне сказать, что, если наши союзники захотят, чтобы мы ушли, мы уйдем через минуту. Действительно, если они хотят, чтобы мы ушли, мы уйдем, и я могу заверить вас, что настроения американского народа таковы, что они захотят, чтобы мы ушли немедленно. Механизм, с помощью которого мы имеем военное присутствие США в Европе, — это НАТО. Если вы упраздните НАТО, американского присутствия больше не будет.
Мы понимаем необходимость гарантий странам на Востоке. Если мы сохраним присутствие в Германии, которая является частью НАТО, юрисдикция НАТО не будет расширена ни на дюйм на Восток. В конце концов, если это приемлемо для всех, мы могли бы провести обсуждения в формате «два плюс четыре», которые могли бы привести к такому результату. Возможно, есть лучший способ справиться с внешними последствиями объединения Германии. Если и есть, то я об этом не знаю. У нас нет соглашения с Германией, но мы уведомили об этом Геншера, и он сказал, что хочет подумать об этом. Дюма это понравилось, и теперь я говорю об этом вам.
Горбачев: В принципе, я разделяю ход ваших мыслей. Этот процесс идет полным ходом. Мы должны скорректировать этот процесс. Мы должны приспосо-
биться к этой новой реальности и не быть пассивными в обеспечении того, чтобы стабильность в Европе не была нарушена. Что ж, для нас и для вас, независимо от различий, нет ничего страшного в перспективе объединенной Германии. Но это упрощение. Прежде всего, мы оба заинтересованы в улучшении европейских условий, и мы не можем просто стоять в стороне. Итак, с какой Германией мы столкнемся в будущем? Как она может быть включена в мировые структуры?
Во-вторых, в Лондоне, Париже, Будапеште и Варшаве существуют разные точки зрения. Вчера у меня был разговор с Ярузельским1. Он знает, что вы здесь сегодня, а Коль и Геншер будут здесь завтра. Учитывая это, он хочет позвонить и поговорить. Немецкий вопрос — ключевой вопрос для него. Это очень важно для поляков.
Бейкер: Совершенно верно.
Документ № 4 Из беседы М.С. Горбачева с Г. Колем один на один Дата: 10.02.1990.
(Беседа состоялась во время приезда Г. Коля в Москву. На встрече присутствовали с немецкой стороны X. Тельчик2, с советской — А.С. Черняев3) Источник: Архив Горбачев-Фонда. — Ф. 1. — Оп. 1.
Опубликовано: Михаил Горбачев и германский вопрос: Сборник документов. 1986-1991. Сост., предисл. и примеч. А.А. Галкина, А.С. Черняева / Горбачев-Фонд. — М.: Весь Мир, 2006. — С. 339-360.
Г. КОЛЬ. <...> Другим является вопрос НАТО и ОВД. Я слышал, что у вас состоялась плодотворная беседа с госсекретарем Бейкером. Не вдаваясь в подробности, хотел бы лишь сказать, что мы выступаем за дальнейший прогресс в вопросах разоружения и будем ему всячески содействовать. Мы за прогресс в Вене, за успех переговоров по СНВ, прежде всего по химическому оружию. Естественно, что при этом нельзя забывать и ракеты короткой дальности, которые у вас называются тактическими. Об этом тоже предстоит поговорить.
Чего мы не хотим, так это нейтралитета. Это была бы историческая глупость. Такая ошибка уже была совершена после 1918 года. Для немцев тогда был определен специальный статус. Смысл Рапалло заключался в том, чтобы выбраться из этого специального статуса. Не надо повторять ошибок.
Мы считаем, что НАТО не должна расширять сферу своего действия. Надо найти здесь разумное урегулирование. Я правильно понимаю интересы безопасности Советского Союза и отдаю себе отчет в том, что вы, г-н Генеральный секретарь, и советское руководство должны будете доходчиво объяснить происходящее населению СССР.
1 Войцех Витольд Ярузельский (1923-2014) — первый Президент Польской народной республики (1989) и первый Президент посткоммунистической Республики Польша (1989-1990).
2 Тельчик Хорст (Horst Teltschik) — заместитель руководителя Ведомства Федерального канцлера в кабинете Г. Коля (1982-1990), начальник отдела внешней политики и безопасности. Ближайший советник Г. Коля по внешнеполитической проблематике.
3 Анатолий Сергеевич Черняев (1921-2017) — российский историк и писатель, главный внешнеполитический советник М.С. Горбачева в последние дни существования Советского Союза.
Документ № 5 Из беседы М.С. Горбачева с Ф. Миттераном
Дата: 25.02.1990.
(На встрече присутствовал В.В. Загладин1. Беседа началась во время рабочего завтрака). Источник: Архив Горбачев-Фонда. — Ф. 1. — Оп. 1.
Опубликовано: Михаил Горбачев и германский вопрос: Сборник документов. 1986-1991. Сост., предисл. и примеч. А.А. Галкина, А.С. Черняева / Горбачев-Фонд. — М.: Весь Мир, 2006. — С. 350-365. <...>
М.С. ГОРБАЧЕВ. Но есть и другие реалии, о которых нельзя забывать... Советский Союз может почувствовать себя в изоляции и тогда уж, естественно, будет искать из нее выходы...
Ф. МИТТЕРАН. Изоляция — это, скорее, проблема Восточной Германии. ФРГ — мощная экономическая держава с 62-миллионным населением, с собственной армией. Каково будет поведение 17 млн жителей нынешней ГДР? Это, разумеется, очень важная проблема. Но она не является центральной, доминирующей.
Я выдвинул следующее требование: при любом варианте передовые рубежи НАТО — а Франция не участвует в их обороне — не должны выдвигаться в восточную часть будущей единой Германии.
М.С. ГОРБАЧЕВ. Членство будущей Германии в НАТО может повлечь за собой серьезные нарушения всего стратегического баланса.
Нам предлагают только один способ решения проблемы без какой-либо альтернативы...
Ф. МИТТЕРАН. Но могут быть и другие варианты — те, которые обсуждаем мы с вами, которые вы обсуждаете с Бушем, о которых идет речь на международных форумах. Результатом германского единства не может быть изоляция Советского Союза. Франция этого не примет.
Так что в этом вопросе надо проявить немного воображения. М.С. ГОРБАЧЕВ. Вы мне дали еще один хороший аргумент: всем нам надо проявлять воображение. Однако воображение партнеров, с которыми я беседовал в последнее время, ограничивается только одним вариантом...
Ф. МИТТЕРАН. Надо также изучить проблему мирного договора, мирного урегулирования. Какую цену немцы готовы заплатить за новую систему? Возможно, что и ничего.
М.С. ГОРБАЧЕВ. Но все это не прекращает прав наших держав, возникших в результате Второй мировой войны. В нашем случае эти права опираются на 27 млн погибших и 18 млн искалеченных. <...>
Литература
1. Болень С. НАТО в мире переоценки // Россия в глобальной политике. — 2017. — № 3.
2. Гиниятов Ф.М. Расширение НАТО на восток и позиция России // Вестник экономики, права и социологии. — 2012. — № 1. — С. 176-178.
3. Докладная записка Борису Ельцину от делегации Верховного Совета России в штаб-квартиру НАТО // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). — Ф. 10026. — Оп. 1.
4. ЗавадаА.А. Расширение Североатлантического альянса (НАТО) на Восток и политика Российской Федерации (90-е гг. XX в.) // Общество: политика, экономика, право. —
1 Загладин Вадим Валентинович — первый заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС, советник М.С. Горбачева по международным делам (с 1988 г.).
2017. — № 9. — URL: http://dom-hors.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/pep/2017/9/politics/ zavada.pdf.
5. Иванов О.П. Американская официальная концепция расширения НАТО на Восток: к истокам вопроса // Современная Европа. — 2017. — № 6. — С. 34-46.
6. Из беседы М.С. Горбачева с Г. Колем один на один 10 февраля 1990 года // Архив Горбачев-Фонда. — Ф. 1. — Оп. 1. Опубликовано: Михаил Горбачев и германский вопрос: Сборник документов. 1986-1991 / Сост., предисл. и примеч. А.А. Галкина, А.С. Черняева / Горбачев-Фонд. — М.: Весь Мир, 2006. — С. 339-360.
7. Из беседы М.С. Горбачева с Ф. Миттераном 25 мая 1990 года // Архив Горбачев-Фонда. — Ф. 1. — Оп. 1. Опубликовано: Михаил Горбачев и германский вопрос: Сборник документов. 1986-1991 / Сост., предисл. и примеч. А.А. Галкина, А.С. Черняева / Горбачев-Фонд. — М.: Весь Мир, 2006. — С. 350-365.
8. Department of State, Press Release, «Press Conference of James Baker III Following U.S.-USSR Ministerial Meetings, Moscow, USSR, February 9, 1990», PR No. 14, February 16, 1990, folder 20, box 161, Baker Papers, SMML
9. Elbe F. A Round Table with Sharp Corners: The Diplomatic Path to German Unity / F. Elbe, R. Kiessler. — Baden-Baden, Germany: Nomos, 1996.
10. Feffer J. The Costs and Dangers of NATO Expansion. — URL: https://ips-dc.org/the_costs_ and_dangers_of_nato_expansion/.
11. Markowitz N. NATO Expansion in Eastern Europe: For What and For Whom? — URL: https:// origins.osu.edu/history-news/nato-expansion-eastern-europe-what-and-whom?language_ content_entity=en.
12. Memorandum of Conversation, "Meeting with President Gorbachev", May 31, 1990, folder "Gorbachev (Dobrynin) Sensitive July-December 1990 [1]", box 91128, Scowcroft Files, GBPL; and Rice, "Issues for Camp David", briefing cards.
13. Memorandum of ^nversation between Mikhail Gorbachev and James Baker in Moscow. Friday February 9, 1990 // Source: U.S. Department of State, FOIA 199504567 (National Security Archive Flashpoints Collection, Box 38).
14. Memorandum of Conversation, "Second One-on-One, the Secretary, Eduard Shevardnadze", February 9, 1990, box 38, Soviet Flashpoints, NSA.
15. Memorandum of Conversation, "Secretary Baker, President Gorbachev, Eduard Shevardnadze", February 9, 1990, box 38, Soviet Flashpoints, NSA.
16. Sarotte M.E. How to Enlarge NATO: The Debate inside the Clinton Administration, 1993-95 // International Security. — 2019. — Vol. 44 (1). — P. 7-41.
17. Secretary of State to American Embassy Bonn, «Baker/Genscher Meeting February 2», February 3, 1990, folder «Germany — March 1990», box CF00775, Kanter Files, GBPL.
18. Secretary of State, "Briefing on U.S.-Soviet Ministerial", February 13, 1990, State Department Freedom of Information Act website (hereafter DOS/FOIA).
19. Shifrinson J.R. Itzkowitz. Deal or No Deal? The End of the Cold War and the U.S. Offer to Limit NATO Expansion // International Security. — Vol. 40. — No. 4. (Spring 2016). — P. 7-44.
20. SpohrK. Precluded or Precedent-Setting? The «NATO Enlargement Question» in the Triangular Bonn-Washington-Moscow Diplomacy of 1990-1991 // Journal of Cold War Studies. — 2012. — Vol. 14. — No. 4.
21. U.S. Embassy Bonn Confidential Cable to Secretary of State on the speech of the German Foreign Minister: Genscher Outlines His Vision of a New European Architecture. Feb 1, 1990 // U.S. Department of State Case No. F-2015-10829. Doc No. C06264304.
22. Wagner M.K. Das große Rätsel um Genschers angebliches Versprechen. — 19.04.2014. — URL: https://www.faz.net/aktuell/politik/ost-erweiterung-der-nato-was-versprach-genscher-12902411.html?printPagedArticle=true#pageIndex_2