Научная статья на тему 'Наука и образование: становление глобальных форм'

Наука и образование: становление глобальных форм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобалистика / глобальное образование / глобальная научная революция / глобальные исследования / глобальный кластер знания / глобальный мир / глобализация / глобализации образования / образование для устойчивого развития / опережающее образование / футуризация образования / anticipated education / globalistics / global education / global scientific revolution / global research / global cluster of knowledge / global world / globalization / globalization of education / education for sustainable development / futurization of education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука и образование: становление глобальных форм»

Урсул А.Д., Урсул Т.А.1

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СТАНОВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ФОРМ

Ключевые слова: глобалистика, глобальное образование, глобальная научная революция, глобальные исследования, глобальный кластер знания, глобальный мир, глобализация, глобализации образования, образование для устойчивого развития, опережающее образование, футуризация образования.

Keywords: anticipated education, globalistics, global education, global scientific revolution, global research, global cluster of knowledge, global world, globalization, globalization of education, education for sustainable development, futuriza-tion of education.

Мировая наука и образование в начале третьего тысячелетия находятся в явно выраженной бифуркационной стадии - на коренном переломе своего развития. Будучи одним из традиционных и самых масштабных социальных институтов и процессов функционирования общества, образование должно таким образом изменить содержание и форму своего собственного развития, чтобы способствовать дальнейшему выживанию цивилизации, выходу ее из пока углубляющегося глобального кризиса. Но оно может это реализовать, если наука создаст новое содержание, которое будет передано в образование.

Упомянутый кризис антропогенного происхождения усиливается в результате обострения глобальных проблем, ухудшения геополитической ситуации в мире и развёртывания ряда негативных глобальных процессов, обретающих всё больший масштаб и угрожающих существованию человечества и всей жизни на Земле. Это находит своеобразную форму выражения в науке и образовании, когда «подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба»2. В определённой степени это же относится и к современной науке.

Именно потому, что кризис стал глобальным, и угрозы существованию человечества стали носить общепланетарный характер и масштаб (что, особенно, демонстрирует глобальная социально-экологическая проблема), уже невозможно выйти из кризиса без широкого использования новых, в том числе опережающих механизмов и факторов развития. Ведь если разразится социально-экологическая либо иная общепланетарная катастрофа, то устранять ее последствия будет уже некому. Глобальный характер грядущих перемен, вызовов, рисков и угроз накладывает особые условия на содержание и формы деятельности людей, отличные от привычно-традиционных. Ведь чем масштабнее катастрофа, тем труднее борьба с ее отрицательным воздействием на человечество и поэтому средства решения глобальных проблем, устранения глобальных кризисов и катастроф в принципе должны носить опережающий характер, а не «отстающий» - как ликвидация последствий локальных чрезвычайных ситуаций и катастроф в настоящее время3.

Новая глобальная революция в науке

Этапы развития науки, когда происходит качественное преобразование фундаментальных оснований науки, создаются принципиально новые научные теории, подходы, методы, способы научного исследования, считаются научными революциями. Наиболее широкомасштабные в отечественной литературе именуются «глобальными научными революциями», следующие друг за другом: становление классического естествознания, формирование дисциплинарной организации науки, появление неклассического естествознания и, наконец, - постнеклассической науки.

Здесь значение термина «глобальная» (революция) предполагает, что революционный переворот в основаниях науки будет распространяться, в принципе, на всю науку в целом, независимо от того, какой объект изучается. «Глобальное» в этом случае выступает в смысле общенаучного и представляется как процесс, разворачивающийся во времени и захватывающий все большее число областей научного поиска («потенциальная глобальность»). Вместе с тем существуют и другие значения термина «глобальное», когда термин отражает реальные глобальные процессы, напри-

1 Урсул Аркадий Дмитриевич - д.филос.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик АН Молдавии, директор Центра глобальных исследований и профессор Факультета глобальных процессов МГУ. E-mail: ursul-ad@mail.ru

Урсул Татьяна Альбертовна - д.филос.н., профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, зав. кафедрой социальных наук и технологий Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». E-mail: ursult@mail.ru

2 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - С. 38.

3 Ильин И.В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / Предисловие В.А. Садовничего. - М.: Издательство Московского университета, 2016.

мер, глобализацию, развёртывание глобальных проблем и ряда других уже существующих или потенциальных процессов общепланетарного масштаба и характера1.

Глобальные исследования стали формироваться как глобальный кластер научного знания, включающий в себя глобалистику как «ядро» этих исследований, отдельные глобальные дисциплины, глобальный эволюционизм. В глобальный кластер научного знания время от времени добавляются результаты исследований какой-либо научной проблемы «в условиях глобализации» (либо влияния других глобальных процессов), способствуя становлению её «глобального статуса» и свидетельствуя о дальнейшем развёртывании новой глобальной революции в науке2.

Поскольку рассматривается кластер глобального знания, то имеет смысл выявить начало появления каждого из составляющих этого кластера, рассматривая их как эволюционный процесс глобализации научных исследований. Вначале глобальное знание появилось в синкретическом (латентно-нерасчленённом) виде у В.И. Вернадского ещё в 1902-1903 годах и особенно в первой половине XX века. Не только в России, но и в мировой науке в целом В.И. Вернадский заложил «первые кирпичи» в исследования глобальных процессов3.

Довольно широко распространена точка зрения, что глобальные области научного знания стали активно разрабатываться лишь с появлением глобалистики во второй половине 60-х годов прошлого века. Однако это не совсем так: в качестве примера можно указать на глобальную экологию, исследующую совокупность всех живых организмов планеты во взаимодействии с окружающей их средой, которая стала формироваться ещё с конца 40-х годов прошлого века. И до появления глобалистики стали возникать некоторые глобальные дисциплины (инерция дисциплинарного развития науки), среди которых важно выделить глобальную экологию в её в основном биологическом варианте видения (и даже в эволюционном варианте).

Глобалистика представляется как основное направление и этап становления глобальных исследований. Глобалистика стала формироваться тогда, когда стали изучаться такие глобальные феномены (процессы и системы) как глобальные проблемы, угрожающие дальнейшему существованию человечества. В это же время появился глобальный подход к социологии, скорее всего под влиянием глобального мировоззрения и начала исследования глобальных проблем. Также в начале 70-х годов прошлого века стал формироваться глобальный (универсальный) эволюционизм в основном под влиянием осмысления проблем освоения космоса.

Глобалистика порождает новые междисциплинарные формы научного знания, взаимодействуя с теми или иными научными дисциплинами, которые обнаруживают готовность и возможность эволюционировать в глобальном направлении. Тем самым уже существующие научные дисциплины представляют собой внешние источники для «глобального синтеза» и носят междисциплинарный характер. Но это междисциплинарное взаимодействие - не единственный источник появления различных интегративных направлений глобалистики.

Глобалистика акцентирует своё внимание на глобальных процессах и системах как объектах исследования4. Первичным для неё является объект исследования (глобальные феномены) как более широкое понятие, а вторичным оказывается предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство или характеристика объекта, заимствованная глобалистикой от конкретной научной дисциплины. Формирующиеся же глобальные дисциплины продолжают изучать те же объекты, что и раньше, расширяя свою предметную область теперь уже в глобальном масштабе и измерении.

Формирование новых междисциплинарных разделов глобалистики также связано с глобализационными исследованиями (globalization studies), изучающими различные направления глобализации. Именно они оказываются внутренним механизмом становления интегративных разделов глобалистики, имеющими не только междисциплинарную природу. Таким образом, в ходе глобализации науки появились глобальные исследования, в которые входят глобалистика, а уже внутри неё стали развиваться глобализационные исследования (3G).

Один из источников возникновения глобальных феноменов - это процессы локального и регионального характера. Эти процессы, обладают содержательно-качественным признаком глобальности (но еще не территориальным). Они затем расширяются в пространственно-географическом масштабе и могут стать общепланетарными процессами, суммируя последствия и черты предыдущего развития цивилизации. Тем самым, формирование «потенциальной глобальности» происходит в ходе превращения локальных процессов в региональные, а впоследствии и в соответствующие глокальные и глобальные процессы.

Нечто аналогичное имеет место и на теоретико-познавательном уровне в процессе становления глобальных исследований. Генерируемое новое глобальное знание появляется тогда, когда ставится цель исследования какой-либо научной проблемы, например, «в условиях глобализации» или «глобальных рисков», а потом это знание включается в конкретную область исследований, которая таким образом начинает обретать глобальные черты.

Существуют области научного знания, которые ранее исследовали те или иные глобальные процессы, которые явно не использовали (а скорее просто не декларировали) глобальный подход. Наиболее характерным примером тако-

1 Урсул А. Д. «Глобальность» как базовое понятие глобальных исследований // Философия и культура. 2019. - № 6. - С. 1 -13. DOI: 10.7256/2454-0757.2019.6.29279. - https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29279

2 Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный вектор науки и образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2017. - № 9. -С. 17-21; Урсул А.Д. Становление науки о глобальном мире // Социодинамика. 2018. - № 10. - С. 61-67. DOI: 10.25136/24097144.2018.10.27446. - http://e-notabene.ru/pr/article_27446.html

3 Урсул А. Д. В.И. Вернадский и глобальные исследования (К 155-летию со дня рождения учёного) // Век глобализации. 2018. - № 3. - С. 3-14. DOI: 10.30884/vglob/2018.03.01

4 Урсул А.Д. Глобалистика и глобализационные исследования: становление новых интегративных направлений // Философская мысль. 2018. - № 4. - С. 17-29. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.4.24168. - http://e-notabene.ru/fr/article_24168.html

го рода знания может оказаться антропология, изучавшая такие глобальные процессы как глобальное расселение человека, использование огня, неолитическую революцию, становление городов-государств и т.д. К этой же сфере социальных исследований можно отнести и теорию международных отношений, где на глобальных чертах и потенциях которых ранее просто не акцентировалось внимание.

Одной из важных тенденций глобализации науки является то, что глобалистика, как наиболее динамичная составляющая глобальных исследований, уже проявила не только дисциплинарные, но и междисциплинарно-интегра-тивные интенции. Тем самым происходит трансформация глобалистики в глобально-когнитивную систему, вовлекающую значительную часть существующего научного знания в глобальную сферу научного поиска. Причём наименование «глобалистика» в гораздо большей степени применимо к той более поздней форме глобального знания, которая исследует не только глобализацию, а в более широком ракурсе - глобальные процессы и системы.

Особую роль в глобальных исследованиях играет глобальный эволюционизм, чья предметная область распространяется на всю Вселенную, используя самое широкое значение понятия «глобальность». Глобальный эволюционизм представляет собой общенаучную концепцию глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем предстает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Траектория перманентной самоорганизации предстаёт как супермагистраль и основной аттрактор глобальной эволюции. Глобальный эволюционизм в силу своего междисциплинарного характера выступает как концептуально-общенаучное «ядро» современной и будущей науки, особенно для глобального знания, способствуя формированию единой науки1.

Глобальный (универсальный) эволюционизм в отношении к глобальным исследованиям выполняет методологическую, системно-объяснительную и предсказательно-прогностические функции и является одним из источников применения эволюционного подхода в глобальных исследованиях и прежде всего, становления эволюционной глоба-листики2. Развёртывание многих глобальных процессов можно объяснить и прогнозировать, исходя из принципов и положений глобального эволюционизма.

Новая глобальная революция в науке не сможет «захватить» всё научное пространство, поскольку есть и будут существовать другие, «неглобальные» сферы научных исследований, например, региональные или локальные (если выделять по пространственному параметру). Но и по другим признакам можно обнаружить исследования, которые в принципе не имеют «глобального статуса». Это свидетельствует в пользу того, что эта «глобальная революция» не охватит всю науку в целом, а лишь её часть, пусть и весьма значительную (но будет оказывать влияние на другую часть).

Если раньше «глобальные научные революции» выстраивались одна за другой на темпоральной траектории, то в настоящее время «новая глобальная революция в науке» совмещается и взаимодействует с рядом других научно -революционных трансформаций - в области информации, экологии, космических и астрономических исследований, НБИКС-технологий и т.д. Глобальные исследования включаются в происходящий «мультиреволюционный взрыв» в современной науке, когда почти в один и тот же исторический период появляется не одна - очередная «глобальная научная революция», а целый комплекс кардинальных, в том числе и общенаучных, трансформаций в науке.

Становление глобальных форм образования

Современное образование, весьма слабо обеспечивая потребности живущих в наше время поколений людей, фактически игнорирует будущее, находя свое «комфортабельное» существование в «воспоминаниях о прошлом» и обучении прошлому и лишь отчасти настоящему. Образовательные институты, системы и процессы недостаточно ориентированы на будущее, на создание того его образа, который обеспечит выживание человеческого рода в будущем, особенно отдаленном. Система знаний и ценностей, функционирующая в образовании, ещё не адаптирована к тому будущему, который станет глобальным миром.

Но уже появились те тенденции становления образования в глобальном мире, которые так же, как и формирование глобальной науки, разворачиваются в направлениях, следующих как из прошлого этого вида деятельности, так и из целей его будущей эволюции. Прежде всего, речь идёт о глобализации образования, как о тенденции универсализации форм и структур (институтов), а также взаимосвязи всех составляющих мирового образования в целостную систему. Эту систему мы не называем глобальным образованием, поскольку этим термином обозначается нечто другое.

Глобализация образования придает целостность контурам (формам) образования, проявляясь в различных гло-бализационных процессах в образовании, но не акцентирует внимание на его содержании. Поэтому формируемая целостность носит в значительной степени формально-организационный характер, придаёт образованию «глобальную форму», которая должна будет наполняться предметным содержанием глобального характера, в результате чего возникло и развивается глобальное образование.

К этому направлению глобализации образования примыкает и оказывает на него сильное влияние та форма глобализации образования, которая связана с его информатизацией, использованием информационно-коммуникативных технологий и становлением «умного образования». Будущий глобальный мир в определённом контексте будет

1 Ursul A.D., Ursul T.A. Universal (Global) Evolutionism // Philosophy and Cosmology. 2018. - Vol. 20. - P. ЗЭ-41. DOI: 10.29202/phil-cosm/20/3; Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм: проблемы методологии. - Saarbrücken: Lambert Academic Pablishing, 2017. - 332 с.

2

См.: Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования и эволюционный подход. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - 436 с.

представлять собой информационное общество, которое становится одновременно обществом знания и обществом образования, поскольку предполагает ускоренное опережающее развитие науки и образования, других сфер духовной культуры.

Формирование человека в процессе образования может моделироваться процессом движения и накопления информации, т.е. мыслится как своего рода глобальный информационный процесс. Образование в определенном аспекте действительно представляет собой информационно-коммуникативный процесс передачи, переработки и других форм движения и освоения особого рода информации. В этом ракурсе образовательный процесс может моделироваться движением образовательной информации от учителя к ученику (и наоборот), от одного поколения людей к другому, а также различными формами сохранения и преобразования информации. «Умное образование», широко использующее новые информационные технологии, должно стать приоритетным механизмом становления глобального информационного общества с устойчивым развитием.

Именно с помощью этого глобально-информационного процесса, глобальное знание из глобального кластера научного знания наполняет образование глобальным содержанием, в результате чего оно становится глобальным об-разованием1. Пока это небольшая часть мирового образовательного процесса, которая начала развиваться всего около полувека тому назад, спустя несколько лет после появления первых форм глобального знания, постепенно включая новые его виды и разделы. Несмотря на то, что территория глобального образования будет только расти, тем не менее, оно не вытеснит другие составляющие мирового образовательного процесса. Оно останется лишь какой-то частью мирового образования, но его роль в нём будет возрастать по мере становления глобального мира2.

Образование на современном этапе, а тем более в будущем глобальном мире, уже не может ограничиваться своей инерционно-трансляционной функцией (передачи прошлого в настоящее), ибо перемены зачастую идут быстрее усвоения знаний живущими поколениями. Научные знания и иные формы культуры, функционирующие в образовании, в момент передачи их в образование, оказываются устаревшими и малопригодными для борьбы с кризисными явлениями и защиты от умножающихся угроз и опасностей. Формирующийся глобальный мир «требует» инновационных глобальных перемен в образовании, которые в значительной степени концентрируются и выражаются в модели образования для устойчивого развития3.

Эта форма образования становится не только предпосылкой достижения устойчивого развития, но и приоритетным его средством. Переход к глобальной устойчивости фактически начинается со становления образования в интересах устойчивого развития, которое стало как одним из ключевых инструментов достижения Целей развития тысячелетия, так и тех новых 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР) которые были приняты на Саммите по устойчивому развитию, утвердившему Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Тем самым образование в интересах устойчивого развития (как потенциально глобальный процесс) должно будет опережать становление устойчивого будущего в его «полном формате».

Эта темпоральная особенность образования в интересах устойчивого развития была осознана не только как дальнейшая экологизация образования, но и как его футуризация, т.е. смещение акцентов на изучение и моделирование будущего4. Опережающий механизм, футуризирующий образование, складывается из включения в образование проблемы будущего, а также гораздо более ускоренного (по сравнению с другими видами человеческой материальной деятельности) развития. Пока превалирует экологическое видение этой формы и направления образования, которому ещё не придано какого-то достаточно чёткого вектора развития на официальном уровне. Поэтому ставится задача создания расширенной общей и системной концепции образования в интересах устойчивого развития и выявления его оптимальных путей и форм развития. Процесс перехода российского образования на магистраль глобальной устойчивости уже начался, хотя и не приобрел ещё широкого масштаба. Важно принять нетрадиционные решения на государственном уровне в большинстве стран мира, которые должны будут переориентировать существующие системы образования на новые общемировые цели перехода на путь устойчивого развития.

Совершенно очевидно, что образование, ставшее атрибутом человеческого существования и развития надо переориентировать на новые общечеловеческие цели (прежде всего на Цели устойчивого развития - ЦУР) и фундаментальные ценности III тысячелетия, соответствующие новой цивилизационной парадигме. Образование должно не только передавать соответствующую информацию из прошлого в настоящее, но и создавать информацию о будущем, причём о том будущем, которое необходимо человечеству. А такая переориентация меняет смысл образования, его роль в жизнедеятельности людей.

Образование как один из важнейших глобально-мировых процессов должно в своем современном развитии «предвидеть» и опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений людей, которые еще не появились и не участвуют в принятии решений своими предками (эти последние должны принимать решения за них).

1 Урсул А. Д. Становление образования глобального мира // Век глобализации. 2019. - № 2. - С. 21-32.

2 Урсул А.Д., Урсул Т.А. Перспективы становления устойчивого глобального мира // Социально-гуманитарные знания. 2019. - № 1. - С. 141-152.

3 Ильин И.В., Урсул А. Д., Урсул Т.А. Образование для устойчивого развития: глобальный контекст // Вестник Московского университета. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2017. - № 2. - С. 3-29; Урсул А.Д., Урсул Т. А. Российское образование в ракурсе стратегии устойчивого развития // Экономика в промышленности. 2018. - № 1. - С. 95-105. БОТ: 10.17073/2072-1633-20181-95-105

4 Ильин И.В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа: Эволюционный подход и глобальные перспективы / Предисловие В.А. Садовничего. - М.: Издательство Московского университета, 2016. - 560 с.

Ответственность за судьбы будущего человечества лежит сейчас на нынешних поколениях, и от их решений зависит судьба наших потомков.

Образование, понимаемое как процесс усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, опыта, культуры прошлых поколений, их передачи нынешним поколениям уже не соответствует принципу темпоральной целостности в его ориентации на устойчивое будущее. Будущие поколения из такого понимания образования «выпадают» (они просто отсутствуют и потому не принимают решений). Поэтому, согласно принципу темпоральной целостности, в образовательном процессе должны быть связаны все три вида поколений, уходящие, ныне активно действующие и будущие, в том числе ещё не появившиеся. УР как раз ориентирует на связь прошлых и существующих поколений с будущими, а это требует иной трактовки образования, которое могло бы реализовать «спасительную» функцию для всей цивилизации.

Вместе с тем стало очевидным, что человечество ещё не готово к восприятию и реализации стратегии устойчивого развития в том виде, как она существует сейчас на концептуально-стратегическом уровне. Важно существенно расширить предметное поле научного исследования проблемы достижения глобальной устойчивости, сделать концепцию УР как глобального развития более системно-целостной и тем самым - адекватной и эффективной для практической реализации и развёртывания этого глобального процесса.

Как было отмечено в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, этот переход -процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей - рационализироваться в соответствии с экологическими и иными ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - со-вершенствоваться1.

Систему взаимосвязи экологии, экономики и социальной сферы, во всяком случае, в её современном представлении для повышения эффективности будущего перехода к УР, как следует из вышеизложенного, необходимо существенно расширить. «Пространство движения к УР» целесообразно превратить в своего рода расширяющееся п-мерное фазовое пространство, где станут появляться и другие измерения, из которых необходимо будет выделять приоритетные направления и сферы деятельности по переходу к УР (приоритеты устойчивого развития), на которых в первую очередь будут сосредоточены усилия и средства.

Новый этап перехода мирового сообщества к УР связан с формированием не только новой концепции УР, но и образования, в которой образование для устойчивого развития (ОУР) начинает играть ключевую, всё более активную и заметную роль. Образование для устойчивого развития признается (но пока ещё не становится) обязательным вектором воспитания и развития гражданина каждой страны в течение всей его жизни.

В свете принятых ЦУР, надо продолжить работу над концепцией УР, а также воспользовавшись постановкой ЦУР, в России целесообразно продолжить работу над Государственной стратегией устойчивого развития РФ её новом -целевом формате. Такую стратегию, работа над которой началась еще с 1996 г., целесообразно завершить в течение ближайшего времени, учитывая уже более широкое понимание УР и принятых целей. На базе этой стратегии должен быть создан План (или Программа) действий по выполнению этой стратегии на период до 2030 г. Этот план (программа) для России может оказаться аналогичным Повестке дня в области устойчивого развития до 2030 года, но должен быть более концептуальным, учитывающим теоретические инновации российских учёных. Такая же проблема стоит и перед российскими учёными и педагогами в области ОУР, о чем достаточно подробно сказано в Ханты-Мансийских рекомендациях по реализации Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития2, хотя эти мероприятия важно дополнить и другими, учитывающими более широкое понимание УР.

В принципе, в ожидаемую концепцию ОУР в приоритетном порядке будут включаться те модели образования, которые по своей предметной области оказываются близкими к проблематике УР. Ясно, что, как и УР, так и ОУР, должны иметь системный характер и распространяться на все образовательные дисциплины и учебные курсы, и, в первую очередь, должны развиваться там, где есть больше оснований для включения идей УР в образовательный процесс. Оптимальный переход современного образования к ОУР будет связан прежде всего с внедрением уже разработанных рекомендаций последних форумов ООН и ЮНЕСКО по ОУР, дальнейшим расширением концепции устойчивого развития за пределы преимущественно «экологического» и даже «триадного» форматов УР, а также с разработкой критериев и индикаторов образования в интересах устойчивого развития.

Несмотря на то, что экологическая составляющая (и соответствующая модель) образования в настоящее время превалирует в той форме образования, которым большинство педагогов считает образование для устойчивого развития, всё же пока это лишь начало формирования новой системно-целостной модели этой формы образования3. Идеи УР будут в той или иной степени внедряться в уже существующие учебные дисциплины, причём не только в экологическом ракурсе, ведь в принципе ОУР имеет общенаучно-междисциплинарный характер как в научном, так и образовательном измерениях. Но имеется в виду не только меж- и мультидисциплинарное расширение этого типа образова-

1 См: Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ № 440 от 01.04.96 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15 Ст. 1572.

См.: Ханты-Мансийские рекомендации по реализации Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развития. - http://www.geogr.msu.ru/ science/projects/our/docs/index.php; Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. -http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php

3 Урсул А. Д. Экологическая модель образования: ориентация на устойчивое развитие глобального мира // Образовательные технологии. 2019. - № 2. - С. 59-71.

ния, но и добавление и системную интеграцию новых моделей образования, способствующих выживанию цивилизации через достижение глобальной устойчивости.

Образование XXI века, основанное на стратегии устойчивого развития цивилизации ноосферной ориентации, всё меньше будет транслировать из поколения в поколение неустойчивый образ жизни современных жителей планеты, общечеловеческие архаичные ценности, знания и умения, приближающие глобальную антропогенную катастрофу. Становясь темпорально-целостным и всеобще-глобальным, образование будущего глобального мира будет передавать нынешним и будущим поколениям информацию и культуру, ориентирующие на преодоление глобальных кризисов и катаклизмов, на выживание человечества и неопределённо долгую и безопасную эволюцию.

Ясно, что образование не должно оставаться на периферии глобального мира в качестве традиционно-отстающей составляющей глобального развития, а обязано стать его особенно важным опережающим «катализатором». Более того, можно считать, что без специальным образом организованного образования и просвещения человечество в принципе не сможет достичь глобальной устойчивости и последующих форм цивилизационного процесса, гарантирующим его выживание и неопределенно долгое существование.

Образование, мыслимое как непрерывный инновационный процесс, должно будет не только модернизироваться, но и в существенной степени футуризироваться, становиться всё в большей степени опережающим образованием, не отстающим от современной жизни, а эффективно прокладывающим путь в наш общий глобально-устойчивый мир. Опережающее образование в некотором смысле тоже оказывается «дистанционным» образованием, но уже не только в пространственных координатах, но и во временном измерении, продолжая вектор футуризации во всё более отдалённое будущее.

Вот почему формируемые сейчас модели образования III тысячелетия - это не просто очередные модели образования, каких в последнее время появилось немало. Это модели, которые представляют будущее образование в новом ракурсе, который в принципе меняет его содержание и функции в мировом сообществе, стремящимся выжить в условиях глобальных кризисов и ожидаемых планетарно-космических катастроф. Здесь образование рассматривается в его целостном виде в глобальном масштабе и перспективе прежде всего в связи с развитием науки и общества, его взаимодействием с природой.

Включение функции опережения наряду с передачей знаний меняет само понимание, а значит, и определение понятия «образование». Образование с этой точки зрения - это не только трансляция знаний и культуры от прошлых поколений к нынешним и будущим, но и опережающая подготовка человека к опережающим эффективным действиям по переходу на стратегию устойчивого развития, «конечной» целью которого является формирование сферы разума, обеспечивающей выживание цивилизации и её дальнейшую коэволюцию с сохраняющейся биосферой.

Полагаем, что за основу создания будущей в какой-то степени целостной модели образования в глобальном мире можно принять модель образования для устойчивого развития. Основание этого утверждения связано с тем, что будущей моделью развития цивилизации выступает устойчивое развитие. Поэтому к наиболее развитой экологической составляющей ОУР будут добавляться модель опережающего образования, видение образования на базе концепции «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», глобальное образование, умное образование, а в дальнейшем и другие модели образования (например, модель космического образования на базе новейших астрономии и космонавтики) и т.д.

Заключение

Тем самым, со второй половины прошлого и начала нынешнего веков «революционные трансформации» в науке и образовании принимают форму нелинейного «мультиреволюционного взрыва», захватывающего всё более существенную часть научно-образовательного пространства. Его суть заключается в появлении почти в один и тот же исторический период не одной очередной глобальной или комплексной революции в образовании и науке, а целого их «куста», которые создают научно-образовательную основу становления будущей сферы разума - ноосферы, обретающей глобальное содержание и форму.

Это позволяет считать, что не только в науке происходит новая глобальная революция, но с её помощью - аналогичная глобальная революция в образовании. Появление комплексных глобально-революционных трансформаций в науке и образовании является одним из главных предвестников становления глобального устойчивого мира, который ориентирован на созидание ноосферы1. Наука и образование, которые уже в этом столетии могут стать единым глобально-опережающим научно-образовательным процессом, должны изменить траекторию социальной ступени эволюции в направлении ее выживания, сохранения и дальнейшего перманентного устойчивого прогресса.

1 Урсул Т.А., Урсул А.Д. Становление глобального мира. Пути и перспективы. -ing, 2019. - 205 с.

Saarbrücken: Palmarium Academic Pablish-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.