УДК 776.77
Воронежский государственный технический университет магистрант направления «СМИ и интернет» Колесникова А.С. Россия, г. Воронеж, тел. +7(952)753-75-73 e-mail: canbenatural19@gmail. com
Воронежский государственный технический университет ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Голованова Н.Ю. Россия, г. Воронеж, тел. 8(473)271-50-48, +7(951)863-85-78 e-mail: nadezhdagolovanova90@mail.ru
А.С. Колес
Voronezh State Technical University
Master student of the faculty
«Mass media and the Internet»
Kolesnikova A.S.
Russia, Voronezh,
tel. +7(952)753-75-73
e-mail: canbenatural19@gmail.com
Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication Assistant lecturer Golovanova N.Yu. Russia, Voronezh,
tel. 8(473)271-50-48, +7(951)863-85-78 e-mail: nadezhdagolovanova90@mail.ru
ва, Н.Ю. Голованова
ВОРОНЕЖ И ЯПОНИЯ: ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
С ПОЗИЦИИ СМИ
Проводится анализ российско-японских и воронежско-японских отношений. Опираясь на материалы средств массовой информации, авторы реконструируют хронологическую цепочку событий, на которых строились отношения между двумя государствами, и устанавливаются их причинно-следственные связи. Выясняется, что стало причиной привлечения внимания представителей бизнеса и политической элиты Японии к Воронежу, и рассматриваются все этапы введения трех японских высокотехнологичных проектов в воронежскую среду. Выясняются основные характеристики и особенности «умного и здорового жилья», в ходе логического анализа вычисляется приблизительный процент жителей Воронежа, которые смогли бы позволить себе возведенный по японскому проекту дом. Далее приводится обзор основных событий, связанных с введением и дальнейшей эксплуатации японской системы «умных светофоров», и реакции на них воронежских автолюбителей. Третий проект, в котором японская сторона собирается принять участие в будущем, - возвращение в Воронеж трамвая, который теперь планируется сделать высокоскоростным. В заключение на основе полученных в ходе анализа фактов представлена перспектива развития экономических и технологических связей, установленных между Воронежем и Японией.
Ключевые слова: межгосударственные связи, экономика, политика, Россия, Япония.
A.S. Kolesnikova, N.Y. Golovanova
VORONEZH AND JAPAN: PROSPECTIVE COLLABORATION FROM THE POSITION OF MASS MEDIA
The research presents analysis of relationships between Russia and Japan in general and Voronezh and Japan in particular. Basing on information from mass media, the authors reconstruct the chronology of relationships between the two countries and establish the reasons of these relationships and their consequences. The article is focused on the factors which attracted attention of Japanese businessmen and politicians to Voronezh and on the
© Колесникова А.С., Голованова Н.Ю., 2019
stages of introduction of the three Japanese high-technological projects into Voronezh city environment. The authors give the main characteristics of "Smart Wellness House" projected by Japanese engineers and on logical analysis calculate the approximate percentage of Voronezh citizens which could afford to buy such house. The authors also present the review of the main events connected with the introduction and usage of Japanese "smart traffic lights" as well as the drivers' reaction on them. The third project Japan is going to take part in is the return of the tram to Voronezh planned as a high-speed means of transport. In conclusion based on the analyzed facts the authors consider the prospects of further economic and technological relationships between Voronezh and Japan.
Key words: interstate relationships, economy, politics, Russia, Japan.
Российско-японские отношения, вышедшие сегодня на новый уровень развития, все больше привлекают внимание общественности. Это объясняется проблемой Курильских островов [1]; кроме того, Япония поддерживает антироссийские санкции [2] и оправдывает действия США по выходу из ДРСМД [3]. Тем не менее, с отдельными субъектами Российской Федерации японская сторона уже длительное время ведет активное экономическое сотрудничество. Данная работа посвящена анализу развития отношений между Россией (в частности, Воронежем) и Японией. Источником исследования являются материалы российских и воронежских СМИ, в которых освещались вопросы российско-японского и воронежско-японского сотрудничества.
Согласно материалам телеканала RT, еще в мае 2016 года в Сочи премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил президенту России Владимиру Путину план двустороннего экономического сотрудничества. В него включались следующие пункты: введение новых медицинских технологий; развитие городов; укрепление сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса; энергетическое сотрудничество; многоплановое развитие промышленности; строительство аэропортов и морских портов; мелиорация почв; взаимодействие в сфере информационных технологий и развитие гуманитарных обменов. И именно на этой встрече Воронеж был выдвинут в качестве города, где японцы могли бы продемонстрировать свой опыт в «развитии городов».
Спустя несколько месяцев, 16 декабря 2016 года, президент России В. Путин впервые за 11 лет совершил двухдневный визит в Японию, где провел несколько официальных переговоров, в частности, с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Об этой встрече писали практически все российские федеральные СМИ и большое число иностранных медиа.
«Газета.ру», например, сообщала о том, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил: главная цель новых проектов с Россией - подписание мирного договора [4].
В сетевом издании «РИА Новости» об этой встрече говорилось, что лидеры двух стран договорились о реализации совместных технологических и экономических проектов. Именно в этом контексте вновь прозвучало название города Воронежа: «Мы продолжим сотрудничество в области градостроительства при поддержке жизненной среды и региональной экономики, используя в качестве «пилотных городов» Владивосток и Воронеж» (слова премьер-министра Японии Синдзо Абэ) [5].
Уже в марте 2017 года состоялась встреча заместителей министров иностранных дел России и Японии - Игоря Моргулова и Такэо Акибы, на которой решался вопрос об улучшении экономики на Курильских островах. Центральным предложением стало стимулирование рыбной индустрии на Южных Курилах, а также введение безвизового режима и популяризация туризма на островах. Идея ведения совместной деятельности на спорных территориях была достаточно перспективной для обеих стран, однако свое развитие она так и не получила - не было достигнуто договоренности. Россия считает, что любая деятельность на островах должна осуществляться в рамках российского за-
конодательства, в свою очередь Япония настаивает на создании специальной юридической системы на четырех спорных островах.
На той же встрече в марте 2017 года вновь был упомянут город Воронеж: помимо энергетических проектов, в нем планировалось реализовать медицинские программы, нацеленные на увеличение продолжительности жизни. В ответ представители России договорились привлечь в Японию российских специалистов для помощи в демонтаже реакторов на разрушенной АЭС [4]. Как отмечалось тогда в японских СМИ, Токио надеялся, что успешная реализация всех планов выведет отношения между Японией и Россией на качественно новый уровень.
Между тем, 20 марта 2017 года из материалов Интернет-издания Лента.ру стало известно о российско-японской встрече, прошедшей в формате «2+2»: министры иностранных дел (Сергей Лавров и Фумио Кисида) и министры обороны (Сергей Шойгу и Томоми Инада) обсуждали проблемы региональной безопасности и ракетные программы КНДР [6].
Северокорейская тема поднималась лидерами России и Японии и 27 апреля 2017 года. Токио было важно понять, как Россия отнесется к укреплению обороноспособности страны, уже поддержанной Д. Трампом. Японский премьер не скрывал, что просил В. Путина воспользоваться имеющимися у Кремля ресурсами, чтобы продолжать оказывать давление на КНДР и требовать от «режима чучхе» (официальная северокорейская идеология) соблюдения резолюций Совбеза ООН. Тем не менее, главной темой встречи, которая в этот раз проходила уже в Москве, стало заключение мирного договора. Приблизиться к нему могла помочь совместная хозяйственная деятельность на Курилах. Согласно сообщению посольства Японии в РФ, по итогам встречи было подписано 7 межведомственных и межрегиональных документов и 22 документа - между организациями. Среди них имелось соглашение между администрацией Краснодарского края и Префектурным управлением Ямагути о сотрудничестве в области торговли, экономики, культуры, спорта, образования, науки и туризма, а также меморандум о развитии взаимодействия в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды.
О Владивостоке в этот раз упомянуто не было. Взамен японская сторона продемонстрировала В. Путину видео, в котором показано, как в Воронеже будет реализована программа комфортной городской среды. В ролике японцы перечисляют основные воронежские проблемы: пробки на дорогах, износ общественного транспорта, системы водоснабжения и водоотведения, многоквартирные дома и другие объекты. Для решения этих проблем Воронеж выбрали пилотным городом, в котором с применением новейших технологий японских фирм будут реализованы проекты «градостроительства с целью создания комфортной и чистой среды, обеспечивающей уютную и активную жизнь».
В видеоролике говорится, что в Воронеже планируется реализовать 10 проектов по улучшению городской среды; особенно подробно рассказывается о системе «умных светофоров», о «бестраншейной замене трубопроводов», об «умном и здоровом жилье» и о совершенствовании системы общественного транспорта. В конце ролика подводится итог: главная цель проекта - используя взаимодействие «государств и частных организаций Японии и России», сделать Воронеж «умным городом» и улучшить в нем качество жизни [7].
На следующий день после визита Синдзо Абэ в Москву, 28 апреля 2017 года, по сообщению газеты «Коммуна», Воронеж посетила японская делегация во главе с Министром по экономическому сотрудничеству с Россией Хиросигэ Сэко. Вместе с губернатором Алексеем Гордеевым и заместителем Министра строительства и ЖКХ РФ А. Чибисом члены делегации посетили несколько городских объектов, а затем провели рабочую встречу.
Первым объектом посещения стала площадка на территории, расположенной на улице 20-летия Октября, возле бассейна ВГТУ (бывшего ВГАСУ). Университет предоставил ее для реализации проекта создания модели умного жилья «Умный здоровый дом». Здесь старший управляющий директор компании «Nice Corporation» Киётоси провёл презентацию проекта «Умный дом», по завершении которой Хиросигэ Секо и Александр Гордеев заложили памятный камень в честь начала строительства.
Вторым объектом, который посетила японская делегация, стал железнодорожный вокзал «Воронеж-1». Представитель японской компании Nikken Sekkei Исикава Такаю-ки представил губернатору области проект строительства двух линий метрополитена. Согласно этому проекту, наличие метро в городе предполагало развитие городского пространства: модернизацию вокзальной площади под главный пересадочный узел и прилегающих к ней улиц до уровня экономического центра города [8]. В дальнейшем этот проект также оказался забытым.
О приезде министра экономики Японии также вышел большой материал на портале «Моё! Онлайн». Из него становится известно, что Воронеж был выбран пилотной площадкой для реализации японских проектов в России после оценки экспертов по градостроительству обоих государств и никаких политических соображений с этим выбором связано не было. Кроме того, журналисты «Моё! Онлайн» проанализировали информацию о будущих объектах и пришли к выводу о том, что ничего принципиально нового в них нет. Система светофоров, которая изменяет время работы светового сигнала в зависимости от трафика, в крупных городах России уже давно работает.
С вопросами о втором японском проекте - «умном и здоровом доме» - журналисты обратились к заместителю (на тот момент) генерального директора «ДСК», сегодня ставшему генеральным директором фирмы - Андрею Соболеву. Он рассказал, что дом можно будет назвать «умным» потому, что в нём предусмотрят систему климат-контроля и контроля за расходованием коммунальных ресурсов, а «здоровым» - из-за использования полезного для жильцов материала - дерева. По мнению журналистов «Моё!», подобное жилье зажиточная часть населения России строит для себя уже много лет.
Третий проект - строительство метро, вероятность реализации которого в материале и вовсе отрицается. Как рассказал журналистам встречавший японскую делегацию бывший мэр Воронежа, а ныне губернатор Воронежской области Александр Гусев, итогов совместной работы с японцами должно быть два: во-первых, они помогут разработать проект будущего метро; во-вторых, на это обратят внимание федеральные власти и появится шанс получить от них финансовую поддержку. О самом строительстве и каких-либо сроках этого строительства говорить тогда было нечего [9].
Рассмотрим, что в итоге вышло из всех трех проектов, предложенных японцами.
Как указано на портале «Российская газета», открытие «умного дома» состоялось в четверг, 22 августа 2017 года, в рамках двухдневного визита в Воронеж делегации министерства строительства, инфраструктуры и транспорта Японии.
Официальное название проекта - Smart Wellnes House (в переводе на русский -«умный здоровый дом»). Он представляет собой двухэтажный дом коттеджного типа, площадью 170 квадратных метров. Проектировкой здания занималась японская компания «Nice Corporation», а его строительством - российская компания «ДСК».
Перечислим основные особенности «умного дома».
1. Материал. Основной строительный материал здесь - дерево. По данным японских ученых, оно помогает снизить кровяное давление у жильцов и нормализует работу нервной системы. Также стены туалета, ванной и кухни покрыты панелями из специального материала, поглощающими запахи и лишнюю влагу.
2. Компактность. Дом построен по всем правилам эргономики. На первом этаже прихожая, кухня-столовая и санитарный блок. Выходящая на улицу стена стеклянная, в ней сдвижные двери, ведущие на террасу. На втором этаже место для гостиной и спальной комнаты.
3. Технологичность. Крыша из черной черепицы предназначена для поглощения тепла. На ней же установлены солнечные батареи. Часть электроэнергии дом вырабатывает самостоятельно и в случае отключения основной системы электропитания, дом продолжит работать на собственных ресурсах. А электричество «умному дому» нужно постоянно. Здесь круглосуточно работает система климата, регулирующая температуру, влажность и качество воздуха во всех помещениях. Теплоизоляция в доме происходит за счет кондиционеров: здесь отсутствует система отопления, что традиционно для японских домов.
Цель строительства «умного и здорового дома» - введение новых строительных стандартов для строительства жилья в российском мегаполисе - была достигнута спустя полгода после открытия проекта, 1 февраля 2018 года. Компания «ДСК» на встрече с японской делегацией предложила возвести еще 141 коттедж с приусадебными участками на лесной территории села Чертовицы Рамонского района.
Японская сторона одобрила и поддержала предложения строительной компании. Управляющий директор одной из строительных компаний Японии «Suteki Europe NV» Рёсуке Мидзуно отметил, что развитие идеи умного и здорового жилья в Воронеже как в модельном городе имеет для Японии огромное значение. Он также выразил надежду, что данный проект не замедлит распространиться по всей стране [10].
Спустя чуть больше года, 27 февраля 2019 года, генеральный директор АО «ДСК» А. Соболев продемонстрировал проект будущей эко-деревни «Чертовицкая Дубрава» прибывшему в регион полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И. Щеголеву. По словам А. Соболева, первоначально будет построено 5 демонстрационных вариантов коттеджей, площадью от 122 до 220 квадратных метров, из поставляемых японскими производителями домоком-плектов. Каждый из этих проектов станет типовым для строительства остальных домов поселка. В перспективе - начать производство российских домокомплектов и обеспечить будущую деревню всей необходимой инфраструктурой [11].
Второй предложенный японцами проект - «умные светофоры».
По материалам электронного издания «Время Воронежа», предложение установки системы «умных светофоров» ARTEMIS выдвинул премьер-министром Японии Синдзо Абэ 7 сентября 2017 года на III Восточном экономическом форуме, проходившем во Владивостоке.
По словам Синдзо Абэ, с помощью данной системы можно будет решить проблему не только с пробками, но и с экологией. При частом торможении автомобиля в атмосферу выделяется большее количество углекислого газа, чем при его безостановочном движении. По прогнозам японских специалистов, после введения системы в эксплуатацию время движения в утренних пробках по самой загруженной улице в Воронеже - Московскому проспекту - может сократиться на 29%, а в вечерних - на 31%. Во всей системе должны быть подключены десять перекрестков (это 145 «умных светофоров») от памятника Славы до пересечения улиц Плехановская и Кольцовская [12].
24 ноября 2017 года в сетевом издании «РИА «Воронеж» бывший губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил, что планируется закончить монтаж системы до 10 декабря 2017 года, а до 1 февраля будет совершено несколько пробных запусков [13].
Однако уже 18 декабря 2017 года на сайте ГТРК «Воронеж» сообщили, что окончание установки ARTEMIS переносится на «конец декабря»: монтажу системы поме-
шали плохие погодные условия. Здесь же стало известно, что японская компания Kyosan Electric инвестировала в монтаж светофорных объектов 30 млн. рублей, еще 4 млн. было вложено в установку опор из городского бюджета [14].
И только 22 января 2018 года «Вести-Воронеж» сообщили, что японскими специалистами проводится корректировка работы системы перед ее запуском в тестовом режиме. Менеджер проекта по техническим вопросам Нотаки Рёта, дававший журналистам интервью, отметил, что средняя скорость движения при нынешних погодных условиях (в этот день в Воронеже выпал снег) зависит не столько от работы светофоров, сколько от снегоуборочных машин. А уже 24 января «Вести-Воронеж» снова выпустили материал, в котором сообщалось, что, несмотря на запуск умных светофоров, город продолжает стоять в пробках [15].
При этом, по информации издательства «Коммуна», 28 марта 2018 года в ходе деловой встречи временно исполняющего обязанности губернатора Воронежской области А. Гусева с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в Российской Федерации Тоёхиса Кодзукибыла достигнута договоренность о продолжении реализации проекта системы ARTEMIS и расширении зон размещения светофоров с автокоррекцией. В частности, планировали установку системы на улицах Брусилова, Димитрова, 20-летия Октября и Кольцовской. Также опыт внедрения «умных светофоров» планировали растиражировать в другие субъекты РФ [16].
Днем позже, 29 марта 2018 года, на пресс-конференции начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Е. Шаталова имел место разговор о том, что жители города не понимают, почему японские «умные светофоры», широко проанонсированные властями и давно установленные, не помогают уменьшить количество пробок. Евгений Шаталов пояснил, что система еще находится в развитии, оборудована только часть светофоров, и, по информации, предоставленной Управлению ГИБДД Управлением транспорта, пропускная способность перекрёстков увеличилась на 10, 15 и 20 процентов в зависимости от рассматриваемого перекрестка [17].
В этот же день, по информации городского портала 36on.ru, случилась первая поломка «умного светофора»: на пересечении улицы 45-й Стрелковой Дивизии и Московского проспекта.
Следующая поломка случилась 15 апреля 2018 года, и информация о ней появилась в группе социальной сети «ВКонтакте» - «Типичный Воронеж». На этот раз световой регулировщик на том же перекрестке улицы 45-ой Стрелковой Дивизии и Московского проспекта перестал переключать цветовые сигналы, остановившись на «красном».
Затем 24 апреля 2018 года в «Народных новостях» портала «Моё! Онлайн» появилось сообщение, из которого следует, что сломавшийся возле Памятника Славы «умный светофор» чудесным образом освободил движение на перекрестке, чем упростил перемещение по городу, в частности, для автобусов, которые начали ходить более систематично.
И уже 26 апреля 2018 года рано утром «Вести-Воронеж» опубликовали информацию о пробке на Московском проспекте: от улицы Шишкова до Кольцовской, что составляет больше пяти километров. Причиной дорожного затора стал сломанный «умный светофор», установленный на улице Плехановской, у площади Заставы. Сложившуюся в городе дорожную ситуацию сервис «Яндекс. Пробки» оценил в 8 баллов. А затем сломался светофор на пересечении Московского проспекта с проспектом Труда. Об этом в редакцию «МОЁ! Online» сообщил постоянный читатель издания.
15 мая 2018 года Воронеж встал в огромных пробках. По сообщению портала «Моё!», в этот день сломался еще один «умный светофор» - на пересечении Москов-
ского проспекта с улицей Урицкого. В этот же день светофор вышел из строя и на улице Краснознаменной. Также серьезная пробка наблюдалась на пересечении улиц 9 января (6 км), Анотоново-Овсеенко (5 км) и Героев Сибиряков (5 км). Из-за трех перечисленных выше факторов ситуация на дорогах ухудшилась во всем городе.
Далее, 21 мая 2018 года на сайте Агентства бизнес-информации вышла публикация, в которой, ссылаясь на сообщение Минстроя, говорится, что в Воронеже «умные светофоры» могут появиться еще на 40 перекрестках и вместе с ними создадут «единый ситуационный центр». Также в материале «Абирега» говорится, что заместитель министра строительства и ЖКХ РФ А. Чибис считает «умные светофоры» в Воронеже «очень позитивным» опытом. По его словам, японской системой заинтересовался уже целый ряд регионов.
На следующий день, 22 мая 2018 года, Интернет-газета «Время Воронежа» провела опрос, в котором читатели должны были ответить на вопрос: «Нуждается ли Воронеж в «умных светофорах»? Большая часть проголосовавших читателей (78%) ответила, что «умные светофоры» нужны, но лишь при изменении всей транспортной системы.
На данный момент любой житель в городе может отметить, что пробки в городе хоть никуда и не исчезли, но стали более терпимыми (по данным городской администрации, удалось уменьшить пробки на 20%). Однако большинство водителей это связывают не с работой «умных светофоров», а с введением платных парковок в центре города и, соответственно, с уменьшением потока машин в одну сторону по утрам и в обратную по вечерам.
В интервью с воронежскими водителями на тему японской системы «умных светофоров» ARTEMIS мы узнали следующее:
- трое из десяти человек предположили, что «умные светофоры», в связи с их непригодностью, отключили;
- два из десяти отметили, что сразу после установки системы выехать с улицы 45-ой стрелковой дивизии на Московский проспект было практически невозможно, однако сейчас путь стал открыт - водители связывают это с правильной настройкой системы;
- четверо из десяти подчеркнули, что с Проспекта Труда на Московский проспект и до «умных светофоров» и после них утром и вечером по-прежнему собирается пробка, но уже не такая длинная, с более интенсивным движением;
- еще три водителя заметили, что пробка на Московском проспекте как возникала, так и будет возникать, поскольку кольцо в районе Памятника Славы не предназначено для того огромного потока машин, который возникает в городе в час пик;
- абсолютно все опрошенные нами водители отметили, что в тот же час пик пробки в обе стороны от остановки «Проспект Труда» до улицы Кольцовской никуда не исчезли, и изменений к лучшему в ближайшем будущем, очевидно, не предвидится;
- также все опрошенные водители подчеркнули, что в случае возникновения аварии улицы, на которых установлены «умные светофоры», становятся практически обездвижены.
Таким образом, можно сделать вывод, что перед установкой японской системы «умных светофоров» и соответственного вложения в них материальных средств в Воронеже необходимо было наладить всю транспортную систему: к примеру, увеличив проходимость дорог за счет ремонта дорожного полотна и запрета парковать автомобили на крайней полосе проезжей части. Ввод платных парковок несколько помог в решении проблемы, уменьшив поток машин в центр, но проходимость осталась та же.
При этом, мы отлично понимаем: прежде чем запретить парковать автомобили в одном месте, необходимо предложить водителям какие-либо аналоги и желательно, чтобы на них не уходило все, что хозяин автомобиля заработает за день. К примеру, если бы каждая организация озаботилась о парковочных местах, закрепленных за каж-
дым работником-автомобилистом и за использование которых следовал бы незначительный вычет из заработной платы, - вполне можно было бы навести порядок в парковках и значительно расчистить проходимость автомобильных дорог в городе.
Однако вместо этого в Воронеже было решено пустить скоростной трамвай и, соответственно, заново проложить в городе рельсовые пути. Остается надеяться, что сами рельсы не будут возвышаться над проезжей частью и не станут еще одной помехой для движения автомобилей.
Идея скоростного трамвая родилась в городе из желания построить в мегаполисе, где уже больше миллиона жителей, метро. Воронеж собирался строить метро еще в 80-х годах ХХ века. Тогда идея не была реализована в силу сложности проекта и нехватки финансирования.
Именно японцы в апреле 2017 года возродили мысль о строительстве воронежского метрополитена. Они же выдвинули собственный проект, о котором мы говорили выше [8]. Финансовые сложности японскую сторону не пугали: они предложили совершенно новую модель инвестирования - государственно-частную, когда государство помогает городу, например, в строительстве тоннелей, а покупкой поездов и оформлением пересадочных пунктов занимаются уже частные компании.
Далее последовало нескольких крупных критических выступлений [18, 19]: участники общественного движения «Город и транспорт» и известный российский блогер Илья Варламов примерно в одно и то же время, не совещаясь, призвали отказаться от идеи многолетнего и дорогостоящего строительства метрополитена и предпочесть скоростной трамвай - об этом воронежская ГТРК сделала два крупных материала.
Стоит отметить, что над проектом «легкого метро» или скоростного трамвая в Воронеже уже размышляли: в 2013 году бывший мэр города А. Гусев рассказал корреспондентам РИА Воронеж, что рельсовый общественный транспорт в Воронеже планируется сделать преимущественно наземным, уходить под землю он будет только в районах, где ширина автомобильных дорог не рассчитана на появление дополнительных строений - а это весь центр города [20]. Стоимость всех работ, по информации «РИА Воронеж», оценивали в 15-18 млрд. рублей, реализацию планировали начать в течение трех лет.
В июле 2016 года стало известно, что в пятилетний план строительства крупных дорожных объектов создание легкого метро или скоростного трамвая в Воронеже не вошло [21].
Это не помешало с подачи японских коллег с 2017 года вновь активно заняться разработкой проекта воронежского метрополитена (снова подземного). Так, 12 марта 2019 года на шестом заседании Российско-Японской рабочей группы, проходившем в Воронеже, городские власти вновь обсуждали возможности создания в городе нового вида общественного транспорта - скоростного трамвая, в чем японцы обещали оказать свою высокотехнологичную помощь. Как становится ясно из слов нынешнего губернатора Воронежской области А. Гусева, в ответ на это город поможет в распространении японских технологий по всей российской территории [22].
Изучение материалов СМИ, освещающих российско-японские и воронежско-японские отношения, ставит под сомнение прочность, новизну и пользу японских технологий, внедряемых в российскую или - небольшое уточнение - воронежскую городскую среду. Тем более, когда всем в России хорошо известны причины введения этих технологий - мирный договор и параллельное возвращение островов Малой Курильской гряды (Кунашир, Итуруп, Шикотан и группа островов Хабомаи) японской стороне как одно из условий подписания договора, с чем наше государство до сих пор остается категорически несогласным. На данный момент территориальные споры вспыхнули с новой силой. Недавно стало известно, что японская сторона выразила протест России
из-за учений мотострелковых подразделений на южных Курилах [23], приняв их, по-видимому, за какие-либо провокации.
В это же время с Воронежем Япония продолжает поддерживать экономическое сотрудничество, однако какие-либо выгоды для жителей города пока не заметны: собственный коттедж сможет себе позволить лишь малая часть воронежцев; система «умных светофоров» для городских дорог оказалась непригодна. На этом фоне сложно поверить в появление в Воронеже рельсового общественного транспорта при поддержке японцев.
Библиографический список
1. Россия высказалась о передаче Курил Японии. URL: https://lenta.ru/news/2019/02/07/ne_otdadim/(дата обращения: 15.04.2019).
2. Японское издание назвало Курилы идеальным местом для американских ракет. URL: https://ria.ru/20190205/1550384589.html (дата обращения: 15.04.2019).
3. Япония под ударом: почему Токио винит Москву. URL: https://www.gazeta.ru/army/2019/02/04/12162847.shtml (дата обращения: 15.04.2019).
4. Япония добавила к Курилам Воронеж. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2017/03/18_a_10581755.shtml#page5 (дата обращения 15.04.2019).
5. Абэ: визит Путина в Японию - историческое событие. URL: https://ria.ru/world/20161216/1483777000.html (дата обращения: 15.04.2019).
6. В Токио начались переговоры глав МИД России и Японии. URL: https://lenta.ru/news/2017/03/20/russia_japan_peregovory/ (дата обращения: 15.04.2019).
7. В сети появилась видеопрезентация с планами японцев сделать из Воронежа «умный город». URL: http://vestivrn.ru/novosti/v-seti-poyavilas-prezentatsiya-s-planami-yapontsev-sdelat-iz-voronezha-umnyiy-gorod_2017-5-4_12-20 (дата обращения: 15.04.2019).
8. Строительство двух линий метро в Воронеже обойдется в 1 млрд. евро. URL: https://riavrn.ru/news/stroitelstvo-dvukh-liniy-metro-v-voronezhe-oboydetsya-v-1-mlrd-evro/ (дата обращения: 15.04.2019).
9. «Умный дом», «умные светофоры» и метро - что из этого на самом деле построят в Воронеже японцы. URL: https://moe-online.ru/news/davajte-obsudim/362448 (дата обращения: 15.04.2019).
10. Дом с умом. URL: https://rg.ru/2017/09/14/reg-cfo/v-voronezhe-postroili-umnyj-dom.html (дата обращения: 15.04.2019)
11. Полпреду президента продемонстрировали в Воронеже проект эко-деревни.
URL:
http://www.chr.aif.ru/voronezh/events/polpredu_prezidenta_prodemonstrirovali_v_voronezhe _proekt_eko-derevni (дата обращения: 15.04.2019).
12. Россия-Япония: встреча министров и программа перекрестного года культуры. URL: http://business-leisure.ru/russia-japan-mid-culture-year-2018/ (дата обращения: 15.04.2019).
13. В Воронеже монтаж «умных светофоров» завершат до 10 декабря. URL: https://riavrn.ru/news/v-voronezhe-montazh-umnykh-svetoforov-zavershat-do-10-dekabrya/ (дата обращения: 15.04.2019).
14. Установку 145 «умных светофоров» в Воронеже завершат к концу декабря. URL: http://vestivrn.ru/novosti/ustanovku-145-umnyih-svetoforov-v-voronezhe-zavershat-k-kontsu-dekabrya_2017-12-18_18-10 (дата обращения: 15.04.2019).
15. В Воронеже снег помешал японским специалистам настраивать «умные» светофоры. URL: http://vestivrn.ru/novosti/v-voronezhe-snegopad-pomeshal-yaponskim-spetsialistam-nastraivat-umnyie-svetoforyi_2018-1-22_17-30 (дата обращения: 15.04.2019).
16. Александр Гусев и Тоёхиса Кодзуки обсудили вопросы сотрудничества Воронежской области и Японии. URL: http://communa.ru/politika/aleksandr_gusev_i_toyekhisa_kodzuki_obsudili_voprosy_sotrudni chestva_voronezhskoy_oblasti_i_yaponii/ (дата обращения: 15.04.2019).
17. В ГИБДД рассказали, когда воронежцы почувствуют эффект от «умных светофоров». URL: https://moe-online.ru/news/society/1009751 (дата обращения: 15.04.2019).
18. Воронежские активисты продолжают агитировать горожан против строительства метро. URL: http://vestivrn.ru/novosti/voronezhskie-aktivistyi-prodolzhayut-agitirovat-gorozhan-protiv-stroitelstva-metro_2017-7-24_18-0 (дата обращения: 15.04.2019).
19. Блогер Илья Варламов назвал проект метро в Воронеже бесполезным. URL: http://vestivrn.ru/novosti/bloger-ilya-varlamov-nazval-proekt-metro-v-voronezhe-bespoleznyim_2017-7-25_12-15 (дата обращения: 15.04.2019).
20. Власти Воронежа вернулись к идее легкого метро. URL: https://riavrn.ru/news/vlasti-voronezha-vernulis-k-idee-legkogo-metro/ (дата обращения: 15.04.2019).
21. Мэрия создаст пятилетний план строительства дорог в Воронеже. URL: https://riavrn.ru/news/meriya-sozdast-pyatiletniy-plan-stroitelstva-dorog-v-voronezhe/ (дата обращения: 15.04.2019).
22. Россия - Япония: «Воронеж стал знаковым городом в развитии наших отношений». URL: https://gorcom36.ru/content/rossiya-yaponiya-voronezh-stal-znakovym-gorodom-v-razvitii-nashikh-otnosheniy/ (дата обращения: 15.04.2019).
23. Япония назвала российские учения на Курилах неприемлемыми. URL: https://ria.ru/20190313/1551741298.html (дата обращения: 15.04.2019).
References
1. Russia has expressed its opinion about the return of the Kuril Islands to Japan. URL: https://lenta.ru/news/2019/02/07/ne_otdadim/(date of application: 15.04.2019).
2. Japanese media characterized the Kuril Islands as an ideal area for American rackets. URL: https://ria.ru/20190205/1550384589.html (date of application: 15.04.2019).
3. Japan at peril: why Tokyo blames Russia. URL: https://www.gazeta.ru/army/2019/02/04/12162847.shtml (date of application: 15.04.2019).
4. Japan has added Voronezh to the Kuril Islands. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2017/03/18_a_10581755.shtml#page5 (date of application: 15.04.2019).
5. Abe: Putin's visit to Japan is a historically important event. URL: https://ria.ru/world/20161216/1483777000.html (date of application: 15.04.2019).
6. Foreign secretaries of Russia and Japan have initiated negotiations in Tokyo. URL: https://lenta.ru/news/2017/03/20/russia_japan_peregovory/ (date of application: 15.04.2019).
7. A video presentation about Japanese plans to turn Voronezh into a "smart city" has appeared in the Internet. URL: http://vestivrn.ru/novosti/v-seti-poyavilas-prezentatsiya-s-planami-yapontsev-sdelat-iz-voronezha-umnyiy-gorod_2017-5-4_12-20 (date of application: 15.04.2019).
8. The building of two metro lines in Voronezh will cost 1 billon dollars. URL: https://riavrn.ru/news/stroitelstvo-dvukh-liniy-metro-v-voronezhe-oboydetsya-v-1-mlrd-evro/ (date of application: 15.04.2019).
9. "Smart house", "smart traffic lights" and the underground - what really will the Japanese build in Voronezh? URL:_https://moe-online.ru/news/davajte-obsudim/362448 (date of application: 15.04.2019).
10. Intelligent house. URL:_ https://rg.ru/2017/09/14/reg-cfo/v-voronezhe-postroili-umnyj-dom.html (date of application: 15.04.2019).
11. Presidential envoy was demonstrated the project of eco-village. URL: http://www.chr.aif.ru/voronezh/events/polpredu_prezidenta_prodemonstrirovali_v_voronezhe _proekt_eko-derevni (date of application: 15.04.2019).
12. Russia - Japan: the meeting of ministers and the program of the culture exchange year. URL:_http://business-leisure.ru/russia-japan-mid-culture-year-2018/ (date of application: 15.04.2019).
13. The installation of "smart traffic lights" will be finished in Voronezh before 10 December.
URL:https://riavrn.ru/news/v-voronezhe-montazh-umnykh-svetoforov-zavershat-do-10-dekabrya/ (date of application: 15.04.2019).
14. The installation of 145 "smart traffic lights" will be finished in Voronezh by the end of December. URL: http://vestivrn.ru/novosti/ustanovku-145-umnyih-svetoforov-v-voronezhe-zavershat-k-kontsu-dekabrya_2017-12-18_18-10 (date of application: 15.04.2019).
15. The snow in Voronezh has prevented the Japanese specialists from setting "smart traffic lights". URL: http://vestivrn.ru/novosti/v-voronezhe-snegopad-pomeshal-yaponskim-spetsialistam-nastraivat-umnyie-svetoforyi_2018-1-22_17-30 (date of application: 15.04.2019).
16. Alexander Gusev and Toyohisa Kozuki have discussed the issues of collaboration between Voronezh region and Japan. URL: http://communa.ru/politika/aleksandr_gusev_i_toyekhisa_kodzuki_obsudili_voprosy_sotrudni chestva_voronezhskoy_oblasti_i_yaponii/ (date of application: 15.04.2019).
17. The traffic police have told when Voronezh citizens will see the effect of "smart traffic lights". URL: https://moe-online.ru/news/society/1009751(date of application: 15.04.2019).
18. Voronezh activists still set the citizens against the building of the underground. URL: http://vestivrn.ru/novosti/voronezhskie-aktivistyi-prodolzhayut-agitirovat-gorozhan-protiv-stroitelstva-metro_2017-7-24_18-0 (date of application: 15.04.2019).
19. The blogger Ilya Varlamov characterized the project of Voronezh underground as useless. URL: http://vestivrn.ru/novosti/bloger-ilya-varlamov-nazval-proekt-metro-v-voronezhe-bespoleznyim_2017-7-25_12-15 (date of application: 15.04.2019).
20. Voronezh officials returned to the idea of the light metro. URL: https://riavrn.ru/news/vlasti-voronezha-vernulis-k-idee-legkogo-metro/ (date of application: 15.04.2019).
21. Voronezh city government will make a five-year plan of road building. URL: https://riavrn.ru/news/meriya-sozdast-pyatiletniy-plan-stroitelstva-dorog-v-voronezhe/ (date of application: 15.04.2019).
22. Russia - Japan: "Voronezh has become an emblematic city in the development of our relationships". URL: https://gorcom36.ru/content/rossiya-yaponiya-voronezh-stal-znakovym-gorodom-v-razvitii-nashikh-otnosheniy/ (date of application: 15.04.2019).
23. Japan characterized Russian military training in the Kuril Islands as inappropriate. URL: https://ria.ru/20190313/1551741298.html (date of application: 15.04.2019).