Научная статья на тему 'Обучение детей младшего школьного возраста плаванию, с преимущественным развитием у обучающихся когнитивного показателя'

Обучение детей младшего школьного возраста плаванию, с преимущественным развитием у обучающихся когнитивного показателя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / SWIMMING TRAINING / ДЕТИ 7-8 ЛЕТ / CHILDREN 7-8 YEARS / АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ACTIVATION OF THE LEARNING PROCESS / КОГНИТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / COGNITIVE INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лепилина Татьяна Викторовна, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Коннов Владимир Михайлович

Плавание является одним из жизненно важных навыков для человека. Обучение плаванию лучше всего проводить в младшем школьном возрасте. Выявлено, что успех обучения технике плавания зависит от уровня развития когнитивного показателя у детей. Дети с более высоким уровнем развития когнитивного показателя демонстрируют более качественную технику спортивного плавания в результате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лепилина Татьяна Викторовна, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Коннов Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN SWIMMING, WITH THE PRIMARY DEVELOPMENT IN STUDENTS COGNITIVE INDEX

Swimming is one of the vital skills for a person. Swimming is best taught at a younger school age. It was revealed that the success of training in swimming techniques depends on the level of development of the cognitive index in children. Children with a higher level of development of the cognitive index demonstrate a better technique of sport swimming as a result of training.

Текст научной работы на тему «Обучение детей младшего школьного возраста плаванию, с преимущественным развитием у обучающихся когнитивного показателя»

Литература:

1. Ахметов, И.И. Методика и организация занятий атлетической гимнастикой с учетом типа телосложения мужчин и их генетической предрасположенности / И.И. Ахметов, И.Ю. Яновский // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 1. - С. 22-25.

2. Бомпа, Т.О. Серьезный силовой тренинг / Т.О. Бомпа, М.Д. Паскуале, Л.Д. Крнаккиа. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 303 с.

3. Дворкин, Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.

4. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 199 с.

5. Ильмушкин, Г.М., Пархаева О.В., Судакова Ю.Е. Воспитание физических качеств у студентов технологического института на занятиях физической культурой. Научное мнение: научный журнал / Г.М. Ильмушкин, О.В. Пархаева, Ю.Е. Судакова. - Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2014. - № 8. - С. 54-61.

6. Ильмушкин, Г.М., Пархаева, О.В., Судакова, Ю.Е. Метод круговой тренировки как средство развития физических качеств студентов технологического вуза / Г.М. Ильмушкин, О.В. Пархаева, Ю.Е. Судакова. -Вестник ДИТИ, №2 (4). 2014. С. 186-196.

7. Менхин, А.В. Атлетическая гимнастика: культуризм, атлетизм или бодибилдинг? / А.В. Менхин, М.А. Лубшев // Спорт в школе. - 2000. - № 45. - С. 20.

Педагогика

УДК 797.2.015.12-053.5

доцент кафедры физического воспитания Лепилина Татьяна Викторовна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Торгово-экономический институт, Сибирский федеральный университет,

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева,

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин

Коннов Владимир Михайлович

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЛАВАНИЮ, С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОГНИТИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ

Аннотация. Плавание является одним из жизненно важных навыков для человека. Обучение плаванию лучше всего проводить в младшем школьном возрасте. Выявлено, что успех обучения технике плавания зависит от уровня развития когнитивного показателя у детей. Дети с более высоким уровнем развития когнитивного показателя демонстрируют более качественную технику спортивного плавания в результате обучения.

Ключевые слова: обучение плаванию, дети 7-8 лет, активизация процесса обучения, когнитивный показатель.

Annotation. Swimming is one of the vital skills for a person. Swimming is best taught at a younger school age. It was revealed that the success of training in swimming techniques depends on the level of development of the cognitive index in children. Children with a higher level of development of the cognitive index demonstrate a better technique of sport swimming as a result of training.

Keywords: swimming training, children 7-8 years, activation of the learning process, cognitive indicator.

Введение. Известно, что плавание является одним из самых эффективных средств воздействия на организм человека, с целью оздоровления и развития физических качеств личности. Регулярные занятия плаванием оказывают существенное положительное влияние на уровень развития сердечнососудистой и дыхательной систем организма, опорно-двигательный аппарат и различные группы мышц. Специфическая особенность плавания связана со значительной двигательной активностью человека в водной среде, чем и объясняется гигиенически-оздоровительная и прикладная ценность плавания [12]. Не секрет, что уровень повседневной двигательной активности современных молодых людей значительно ниже, чем необходимо по рекомендациям специалистов в области здравоохранения [7; 8; 15; 16].

По мнению многих ученых и экспертов, обучение технике плавания будет наиболее эффективным при занятиях с детьми младшего школьного возраста, так как данный возраст признан оптимальным для быстрого освоения детьми технических приемов плавания [6; 13]. Занятия плаванием побуждают детей проявлять инициативу и активность в поиске наиболее действенных способов выполнения заданий тренера. Исключительную важность в данном возрасте представляет собой деятельность по развитию у детей стойких мотиваций к занятиям плаванием и физическими упражнениями вообще, поскольку именно в этом возрасте следует заложить основы стремления к здоровому образу жизни [9; 14]. К сожалению, методическая база эффективного обучения детей технике спортивного плавания в настоящее время нуждается в значительном обновлении и усовершенствовании. Необходимость внесения изменений в методику обучения детей плаванию обусловлена, в том числе и нехваткой подходящих для эффективного обучения плавательных бассейнов, на что указывают эксперты [3; 4].

Специалисты отмечают насущную необходимость скорейшей разработки действенных и эффективных методик обучения детей плаванию, включающих в себя грамотную последовательность упражнений для правильного освоения техники плавания [1]. Данная необходимость связана в первую очередь с тем, что у многих детей в дошкольном возрасте присутствует большое количество ошибок при освоении ими технических элементов спортивного плавания [10]. По мнению тренеров очень важно в начальный период

обучения плаванию сделать правильный акцент на выполнении упражнений, предупреждающих появление у обучающихся негативных ощущений и ошибок в технике плавания, связанных с воздействием водной среды [2]. Ученые отмечают, что в современной литературе накопилось значительное количество эффективных средств и методических приемов, способствующих формированию успешного навыка плавания у детей и подростков. Эти данные могут значительно дополнить сведения, содержащиеся в учебниках по обучению плаванию, некоторые из которых уже в значительной мере «устарели» и нуждаются в усовершенствовании [11]. Следовательно, актуальность исследований авторов статьи обусловлена разрешением противоречия между потребностью в новых, эффективных методиках обучения детей технике плавания и недостаточным организационно-педагогическим уровнем существующих методик обучения.

Формулировка цели статьи. Основной целью исследований авторов является обоснование возможности успешного обучения младших школьников технике спортивного плавания, путем использования экспериментальной методики активизации обучения детей 7-8 лет технике плавания. Одним из основных отличий предлагаемой авторами методики от используемых методик обучения является преимущественное развитие у детей когнитивного показателя на занятиях по плаванию. Развитие когнитивного показателя осуществлялось за счет практического использования разнообразных физических упражнений выполняемых детьми самостоятельно и по заданию тренера, как на суше, так и в водной среде. Гипотеза исследований авторов заключалась в том, что предлагаемая ими методика активизации обучения детей 7-8 лет технике плавания позволяет обеспечить более высокие результаты обучения, чем классические методики обучения.

Изложение основного материала статьи. Исследования авторов статьи состояли из нескольких важных этапов. Сначала была разработана экспериментальная методика «Активизация обучения плаванию детей 7-8 лет». Данная методика включала в себя, подобранные авторами комплексы игровых упражнений, способствующих успешному овладению техническими приемами спортивного плавания. В методику было включено авторское методическое обеспечение, включающее в себя учебные видеофильмы и индивидуальные учебные рабочие тетради по обучению технике плавания. Следует отметить, что наличие обширного и информативного наглядного материала создает дополнительные возможности для успешного овладения техникой плавания и способствует формированию устойчивого интереса к регулярным занятиям плаванием у детей и подростков [5].

На следующем этапе были набраны группы детей (п=120) указанного возраста, разделенные случайным образом на экспериментальную (п=60) и контрольную (п=60) группы. Площадкой для апробации авторской методики послужил «Дворец водного спорта» на базе Сибирского государственного университета науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева. Период исследований составил около 2 лет (2015-2016 гг.). Занятия с детьми экспериментальной и контрольной групп обучения технике спортивного плавания, разделенными на равные более малые подгруппы проходили в чаше малогабаритного бассейна (диаметр - 8х4 м, глубина -0,8-1 м). Длительность занятий по плаванию - 45 минут дважды в неделю.

Использование авторской методики на занятиях по обучению технике спортивного плавания детей младшего школьного возраста характеризуется применением разнообразных физических упражнений, выполняемых как на суше, так и водной среде. Упражнения объединены в целый комплекс игр и развлечений, выполняемых детьми самостоятельно и по заданию тренера. Разучивание и совершенствование новых двигательных действий, смена двигательной активности на каждом занятии позволили повысить увлекательность и эмоциональную привлекательность всего процесса обучения. Высокий уровень эмоциональности процесса обучения поддерживался контрольно-оценочной деятельностью тренеров-преподавателей. Известно, что положительные оценки имеют важнейшее значение для детей данного возраста, являясь важной мотивацией для достижения успехов в процессе обучения. Для выставления оценок использовались индивидуальные рабочие тетради по обучению технике плавания. В тетради ставились только положительные оценки, что, по мнению авторов методики обучения, способствовало возрастанию активности и повышению уровня мотивации детей к обучению технике плавания.

Сбор и анализ результатов развития когнитивного показателя у детей 7-8 лет в процессе их обучения технике плавания, осуществлялся авторами в ходе апробации экспериментальной авторской методики обучения плаванию. Когнитивный показатель в данном случае характеризовался степенью усвоения учебных знаний по плаванию, осознанным пониманием приобретенных знаний, способностью к объяснению усвоенных знаний в процессе обучения. В ходе апробации авторской методики оценивалось знание различных стилей спортивного плавания, способность выполнения технических приемов плавания (имитации движений на суше и плавания в водной среде). Проводился опрос детей о правилах безопасности и нормах поведения в бассейне, нормах личной гигиены и значении навыка плавания для жизнедеятельности. Учебные теоретические знания давались детям, как в подготовительной части учебных занятий, так и непосредственно во время выполнения заданий по обучению технике плавания. Сбор данных осуществлялся авторами статьи и тренерами преподавателями при помощи использования педагогического наблюдения, опроса обучающихся, выставления оценок за технику овладения различными стилями спортивного плавания.

В начале апробации авторской методики выявление уровня развития когнитивного показателя позволило определить, что у большей части детей отсутствуют четкие, системные знания о навыках и стилях спортивного плавания, нет осознанного понимания необходимости занятий плаванием для успешной жизнедеятельности. Всего лишь около одной трети обучающихся продемонстрировали наличие частичных и несистемных знаний о стилях плавания и важности занятий плаванием для себя.

Уровень развития когнитивного показателя у детей экспериментальной и контрольной групп в начале исследований представлен в таблице 1.

Таблица 1

Развитие когнитивного показателя у детей в начале апробации авторской методики обучения

технике плавания

Уровень Характеристики Группы (п=120)

Контр. (п=60) Эксп. (п=60)

высокий Достаточный уровень знаний о стилях спортивного плавания и осознание большой значимости занятий плаванием для успешной жизнедеятельности. Присутствие понимания необходимости занятий плаванием для себя. 0 0

средний Наличие частичных, несистемных знаний о стилях спортивного плавания, неполное осознание важности занятий плаванием для успешной жизнедеятельности. 15 16

низкий Почти полное отсутствие системных знаний о стилях и способах плавания. Нет понимания необходимости занятий плаванием для успешной жизнедеятельности. 45 44

В конце исследований было выявлено значимое (Р<0,01) увеличение уровня развития когнитивного показателя у детей в ходе использования авторской методики по обучению технике плавания. Следует отметить, что было обнаружено достоверное увеличение уровня развития данного показателя, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Высокий уровень развития когнитивного показателя выявлен у 25% детей в контрольной группе и 70% детей в экспериментальной. Такая значительная разница в количестве детей демонстрирующих высокий уровень развития данного показателя позволяет авторам утверждать о преимуществе использования авторской методики обучения детей технике плавания, в сравнении с большинством действующих методик обучения. Обнаружена также достоверная (Р<0,01) разница в количестве детей исследуемых групп, демонстрирующих средний и низкий уровни развития когнитивного показателя. В контрольной группе было выявлено значительно большее количество детей со средним и низким уровнем развития данного показателя. В контрольной группе средний уровень развития был выявлен у 51% детей, а в экспериментальной у 25% школьников. Низкий уровень развития когнитивного показателя был выявлен у 23% школьников контрольной группы и у 5% детей из экспериментальной группы. Результаты исследований уровня развития когнитивного показателя у детей, принимавших участие в исследованиях, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Развитие когнитивного показателя у детей в конце исследований по применению авторской методики обучения технике плавания

Уровень Характеристики Группы (п=120)

Контр. (п=60) Эксп. (п=60)

высокий Знания о стилях и технике плавания усвоены в полном объеме. Выявлено понимание важной роли занятий плаванием для укрепления здоровья и успешной жизнедеятельности. Учебные задания выполняются на оценку «отлично». 15 42*

средний Усвоение необходимых знаний о стилях и технике плавания - частичное. Наблюдается некоторая пассивность в беседах и опросах. Присутствуют знания о существенном влиянии плавания на здоровье и жизнедеятельность человека. Задания преподавателя выполняются. 31* 15

низкий Учебные знания о стилях и технике плавания не усвоены или усвоены поверхностно и бессистемно. Обнаружено отсутствие навыков свободного плавания. Отсутствие навыков самоконтроля. 14* 3

* - достоверность различий (Р<0,01)

Следует отметить, что в конце обучения детям были выставлены итоговые оценки за демонстрацию техники различных стилей спортивного плавания. Оценки выставленные детям из экспериментальной группы достоверно (Р<0,01) выше, чем оценки выставленные детям из контрольной группы. Средний оценочный балл в экспериментальной группе - 4,7 баллов, а в контрольной группе - 4,1 балла. Разница в средних оценках свидетельствует о преимуществе авторской экспериментальной методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста с преимущественным развитием когнитивного показателя у обучающихся.

Выводы:

1. Апробация авторской экспериментальной методики «Активизация обучения плаванию детей 7-8 лет» показывает, что методическое обеспечение данной методики позволяет значимо воздействовать на уровень когнитивного показателя развития обучающихся.

2. Оценки за выполнение технических приемов плавания различными стилями показывают, что уровень развития когнитивного показателя оказывает существенное влияние на уровень технической подготовки детей, проходящих обучение. Выявлена достоверная (Р<0,01) разница в оценках выставленных за технику спортивного плавания, в пользу детей экспериментальной группы, демонстрирующих более высокий уровень развития когнитивного показателя.

3. Данные исследований свидетельствуют о достоверном и значительном (Р<0,01) преимуществе в развитии когнитивного показателя у детей экспериментальной группы, в сравнении с данными развития когнитивного показателя у детей контрольной группы. Значительная разница в результатах оценки уровня развития когнитивного показателя, в пользу детей обучавшихся технике спортивного плавания на основе использования авторской методики обучения, позволяет утверждать о достижении цели исследований.

Литература:

1. Волоскова Г.В., Дьячков Д.В., Максимова С.А., Полунькова И.С., Лукашов П.А. Особенности начального обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях глубоководного бассейна // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №1 (119). С. 53 - 56.

2. Гусева А.В., Иванов А.С. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки // Теория и практика физической культуры. 2014. №9. С. 60 - 62.

3. Косьяненко Д.А. Методика обучения плаванию девочек 7-10 лет в условиях глубокого открытого плавательного бассейна: Дис...канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 155 с.

4. Лепилина Т.В., Кудрявцев М.Д., Стручков В.И., Шивит-Хуурак И.К., Гамзин М.А. Влияние занятий плаванием на активизацию учебно-познавательной деятельности у детей 7-8 лет // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. №57-10. С. 260 - 266.

5. Лепилина Т.В. Методическое обеспечение процесса обучения плаванию детей 7-8 лет // Вестник КГПУ им. В .П. Астафьева. 2013. №2 (24). С. 240 - 244.

6. Лепилина Т.В., Завьялов А.И. Необходимые условия активизации детей 7-8 лет при обучении плаванию // В мире научных открытий. 2013. №11.11 (47). С. 181 - 196.

7. Осипов А.Ю., Петухов К.Г., Петухова Л.А.. Шнаркин С.М. поиск эффективных способов увеличения уровня двигательной активности и коррекции массы тела студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. №55-4. С. 306 - 312.

8. Осипов А.Ю., Федорова И.А., Кочеткова Т.Н., Логинов Д.В. Оценка уровня двигательной активности студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2017. №54-3. С. 157-164.

9. Осипов А.Ю., Лошакова В.М. Методы сохранения здоровья молодежи // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного образования. Вузовская педагогика: мат. конф. / гл. ред. С.Ю. Никулина. Красноярск: Версо, 2012. С. 400 - 402.

10. Раевский Д.А., Раевский А.В. Формирование двигательной готовности к обучению плаванию детей дошкольного возраста // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 2013. №1. С. 32 - 33.

11. Тарабрина И.В. Эффективность методики обучения плаванию на суше // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №2 (21). 236 - 240.

12. Шлячков Р.Н. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста: кроль на груди, кроль на спине: Дис.канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 137 с.

13. Щербаков Б.В. Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет // Вестник спортивной науки. 2009. №5. С. 18 - 21.

14. Lebedinskiy V., Koipysheva E., Rybina L., et al. Age dynamic of physical condition changes in pre-school age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia // Physical Education of Students. 2017. №6. P.280 - 286. D0I:10.15561/20755279.2017.0604

15. Osipov A., Kudryavtsev M., Iermakov S., et al. Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic // Physical education of students. 2017. №4. P.176 - 181. D0I:10.15561/20755279.2017.0405

16. Osipov A., Starova O., Malakhova A., et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation // Journal of Physical Education and Sport. 2016. №4. P.1236 - 1241. D0I:10.7752/jpes.2016.04196

Педагогика

УДК 37.02; 796.8 ББК 75.1

аспирант Любимов Владимир Борисович

Екатеринбургский филиал

Уральского государственного университета физической культуры (г. Екатеринбург)

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В

СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

Аннотация. В статье на основе интеграции развития отдельных физических качеств представлена часть алгоритма построения спортивной подготовки юных борцов, обуславливающая возможность осуществления учебно-тренировочных занятий с раннего возраста и достижение в последующем высоких спортивных результатов. Предложенное автором построение методики подготовки юных спортсменов-борцов на начальном этапе подготовки, представлено на кратком анализе развития в ходе учебно-тренировочного процесса значимых для спортивной борьбы физических качеств, в частности силовых характеристик юного спортсмена.

Основной целью исследования является поиск оптимального и наиболее эффективного пути построения спортивной тренировки юных спортсменов-борцов. Значимым, с точки зрения автора, в этом случае выступает не развитие отдельных физических качеств, а их правильное соотношение и сочетание в упражнениях, используемых в качестве базовых в учебно-тренировочной программе спортивной подготовки. В этом случае тренер выстраивает процесс в континууме спортивной подготовки с интеграцией индивидуальных особенностей развития юного спортсмена и базовых физических качеств конкретного вида спорта, образующих кинетическую цепь соревновательного двигательного действия.

Ключевые слова: структура, модельные характеристики, спортивная борьба, интеграция, физическая подготовка.

Annotation. In article on the basis of integration of development of separate physical qualities the part of algorithm of construction of sports preparation of young wrestlers providing the possibility of implementation of educational and training occupations from early age and achievement in the subsequent high sports results is presented. The construction of a technique of preparation of young athlete's wrestlers at an initial stage of preparation offered by the author is presented on the brief analysis of development during educational and training process of physical qualities significant for wrestling, in particular power characteristics of the young athlete.

The main purpose of the study is to find the optimal and most effective way to build sports training of young wrestler athletes. Significant, from the point of view of the author, in this case, is not the development of individual physical qualities, but their correct ratio and combination in the exercises used as basic in the training program of sports training. In this case, the trainer builds the process in the continuum of athletic training with the integration of the individual characteristics of the development of the young athlete and basic physical qualities of a particular sport, forming the kinetic chain competition physical action.

Keywords: structure, model characteristics, wrestling, integration, physical training.

Введение. Согласно физическому, психологическому и когнитивному развитию, ребенку должно быть не менее 6 лет, прежде чем участвовать в организованном процессе спортивной подготовки, а в некоторых случаях - не менее 10 лет (спортивная борьба) [41.

Популярность видов спорта в настоящее время продолжает расти. Согласно результатам исследования, из семидесяти пять процентов семей России имеют по крайней мере одного ребенка, который посещает учебно-тренировочные занятия какого-либо вида спорта [5, с. 2411.

Однако, к сожалению, нормативно-правовая база, которая содержит руководящие принципы, правила и положения, регламентирующие деятельность в большинстве видов спорта детей рассматриваемого нами возраста, была создана на основе относительно небольшого количества научных данных, что не может не вызвать тревогу у специалистов, занятых в процессе подготовки юных спортсменов.

Достаточно нечеткие описания возрастных особенностей юных спортсменов, не позволяющие корректировать учебно-тренировочный процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка, не определенность времени занятий и структуры спортивной деятельности.

Менее 20% из 2-4 миллионов «маленьких спортсменов» и менее 8% тренеров спортивных школ получают формальное обучение [5, с. 2411. Каждый год около 35% юных спортсменов прекращают участвовать в спортивной деятельности и в дальнейшем, не возвращаются к участию в ней.

Наряду со сказанным, показатели, на основании которых можно декларировать спортивное истощение юных спортсменов в последнее время значительно возросли, что, на наш взгляд, обусловлено несоответствием используемых на практике программ подготовки половозрастным особенностям ребенка, в частности рассматриваемого нами возрастного периода 7-9 лет. Сказанное способно привести либо к получению травм, либо к уходу ребенка из спортивной деятельности с чувством отвращения к ней и нежеланием заниматься ею в дальнейшем.

Построение наиболее оптимальной методики планирования и организации учебно-тренировочного процесса с юными спортсменами необходимо «согласовать» не только с его общеизвестными и научно обоснованными многими учеными возрастными особенностями, но и осуществить точную оценку индивидуальной спортивной готовности каждого ребенка, для выявления степени его готовности к спортивной конкуренции и перспективной успешности в достижении высоких спортивных результатов [2, с. 131.

Несоответствие спортивной готовности и форсирование в развитии навыков может привести к возникновению устойчивых симптомов тревоги, стресса и, в конечном счете, к полному физическому и психологическому истощению юного спортсмена [2, с. 151. С нашей точки зрения в качестве основной цели в учебно-тренировочном процессе юного спортсмена цели должно стать приобретение положительного спортивного опыта посредством обучения и практики формирования, соответствующих тому или иному виду спорта фундаментальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.