Научная статья на тему 'Роль симуляционных технологий в обучении врача общей практики'

Роль симуляционных технологий в обучении врача общей практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль симуляционных технологий в обучении врача общей практики»

55 лет ^

ции вуза, студентов на институциональном уровне. Реализация стандарта «Преподаватель медицинских организаций образования и науки» является частью национальной стратегии Республики Казахстан в области развития потенциала ППС, участвующего в реализации образовательных программ в высшей медицинской школе. Эта стратегия позволит достичь высо-

кого качества дополнительного образования за счет выполнения обязательных требований к повышению квалификации и/или переподготовке преподавателя медицинского вуза и регламентировать учебный процесс путем создания системы контроля за эффективностью работы организаций, осуществляющих дополнительное профессиональное обучение.

УДК 614.2:371.1

Г.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА, М.Н. ТУРЕБАЕВ, А.М. АЛТАЕВА, А.П. КУДРЯВЦЕВА

РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Городская поликлиника №1, Актобе

Для того, чтобы осуществлять профессиональную деятельность, любой врач должен обладать знаниями. Однако одних знаний для практической деятельности явно недостаточно, необходимы умения, навыки. В целом проблема обучения практическим навыкам, представляется чрезвычайно актуальной. В этом отношении рациональным и современным направлением в образовательном процессе является применение симуляционного обучения.

Что представляет из себя данное обучение? Это новые методы обучения с выраженным практическим направлением, эффективно формирующие в слушателях навыки через погружение в реальность. Преимущество данного обучения состоит в том, чтобы смоделировать любую клиническую ситуацию. Слушатель может обучаться в таком количестве, которое необходимо ему для закрепления навыков. Симуляция дает обучающимся возможность оказать помощь пациенту в более полном объеме и делать ее более последовательно. Освоение ряда мануальных навыков невозможно без использования манекенов. Сегодня есть манекены и симуляторы, позволяющие отработать большинство мануальных навыков. В первую очередь это относится к навыкам сердечно-легочной реанима-

ции. Учитывая, что врачей общей практики приходится обучать во многих направлениях, роль симуляционно-го обучения высока.

На кафедре общей врачебной практики факультета дополнительного медицинского и фармацевтического образования слушатели во время прохождения тематических циклов проходят обучение в учебно-клиническом центре университета. Во время него они активно овладевают методиками проведения сердечно-легочной реанимации взрослым и детям, в том числе новорожденным, дефибрилляции, отоларингологического и гинекологического осмотра, осуществляют ведение родов, отрабатывают аускультацию легких и сердца. Контроль закрепления навыков проводится преподавателем в виде разбора, с вовлечением в данный процесс всех слушателей. Это обучение играет большую роль в формировании компетентного врача общей практики.

Таким образом, применение обучения, основанного на моделировании ситуаций, является перспективным направлением в системе медицинского образования. Использование моделирования гарантирует повышение качества обучения основных клинических навыков.

УДК 614.88 : 616.8-057.875

А.М. ДОЛГОВ, Н.В. АПТИКЕЕВА, Л.И. ЛЕВОШКО, С.В. ИШКОВ, А.Ю. РЯБЧЕНКО, Т.М. ЯКУБОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ ПО НЕВРОЛОГИИ

Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия

Основной педагогической деятельностью кафедры неврологии, медицинской генетики является подготовка студентов четвертого курса и имеет своей целью подготовку врача общего профиля. Усвоение материала по неотложной неврологии необходимо на уровне навыков и умений (согласно ФГОС).

В вопросы неотложной неврологии включены прежде всего острые нарушения мозгового кровообращения, синдром церебральной гипертензии, закрытая черепно-мозговая травма, эпилептические статус, миастенический и вегетативные кризы. В лекционном курсе расширен раздел неотложной помощи при опухолях головного мозга, эпилепсии, при острой патологии периферической нервной системы. Особое внимание на кафедре уделяется организации и методическому обеспечению практических занятии по данным

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

вопросам. Имеется специальная учебная комната, оборудованная для изучения неотложной неврологии. Яркие иллюстрации особенно прочно запоминаются и у студентов возникает, как говорил И.П.Павлов, неотступное "думание", стимулирующее к углубленному познанию. Также имеется необходимый фонд таблиц, слайдов, видеороликов для обеспечения наглядных иллюстраций изучаемого материала. В коротком вступлении преподаватель подчеркивает актуальность проблемы, что настраивает студентов на заинтересованное изучение темы. Итогом самостоятельной деятельности студентов на цикле пропедевтики нервных болезней является обобщение, анализ результатов обследования, постановка синдромального диагноза. Умение выделить синдромы в острейшей фазе заболевания определяет врачебную тактику у постели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.