Научная статья на тему 'Человеческий капитал как фактор экономического развития'

Человеческий капитал как фактор экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Е.А.

Статья посвящена человеческому капиталу как основному фактору экономического развития экономики. Рассматриваются приоритетные направления государственного регулирования для успешного развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как фактор экономического развития»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Авдеева Е.А.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Статья посвящена человеческому капиталу как основному фактору экономического развития экономики. Рассматриваются приоритетные направления государственного регушрования для успешного развития человеческого капитала.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификаций и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества.

Проблема оценки и измерения вклада человеческого капитала в экономическое развитие страны издавна привлекает внимание исследователей. Истоки концепции человеческого капитала можно найти в трудах У Пет-ти. В его книге «Политическая арифметика» содержится первая попытка подсчета человеческого капитала. Дальнейшее развитие идей У Петги мы находим в трудах «Теория нравственных чувств» и «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита. Смит А. развил эту идею, включив знания и квалификацию в основной капитал общества, наряду с машинами и землей. Рикардо Д. придал образованию значение фактора, влияющего на экономическое развитие страны.

Маркс К. никогда не рассматривал человека в качестве капитала. Однако он развил идею трех ступеней развития человеческого капитала. Первая ступень развития характеризуется личной зависимостью. Она охватывает отношения непосредственного производства, отношения распределения, обмена и потребления.

На смену личной зависимости приходит личная независимость - вторая ступень развития человеческого капитала. В качестве своей основы она имеет всестороннюю вещественную зависимость от других товаропроизводителей.

Третья ступень развития человеческого капитала - свободная индивидуальность, когда всестороннее развитие каждого становится условием развития всех.

В 60-80 гг. XX в. за рубежом появились новые теории экономического роста (Р. Лукас. Г. Беккер, Т. Шульц), доказывающие, что основным фактором экономического роста является человеческий капитал. Уровень раз-

* Аспирант кафедры Теоретической экономики.

вития общества определяется как господствующими типами хозяйства, так и установившейся иерархией ценностей и интересов, характеристиками населения, т.е. человеческим капиталом. Он включает способности, знания, умения работников, которые дают им возможность функционировать в экономической среде.

Так в ходе научно-технического развития (НТР) наука превращается в непосредственную производительную силу. Если после неолитической революции сложилась присваивающая производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Знания и информация становятся приоритетными ресурсами, а человеческий капитал - основополагающим фактором развития экономики знаний. Вложения в человеческий капитал становятся активом, обеспечивающим более высокий поток доходов на протяжении всей жизни людей.

К основным формам инвестиций в человеческий капитал относят образование, воспитание, здравоохранение и другие. Таким образом, человеческий капитал рассматривается как запас, который может накапливаться и быть источником будущего дохода. Инвестирование в развитие человеческого капитала, как правило, приводит к повышению производительности труда, росту эффективности производства. Практика свидетельствует, что повышение человеческого капитала с помощью образования, улучшения медицинского обслуживания и питания влияет на экономический рост, прежде всего, в странах (регионах) с низким уровнем доходов и ограниченных человеческих возможностей.

В экономике знаний трансформируется не только содержание и роль человеческого капитала, но и роль инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образования. Хорошо образованные и умелые люди - это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний. В развитых странах существует устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом. В США высокий уровень образования, как правило, гарантирует более высокий уровень доходов. По оценкам Министерства Образования США, в 1970 г. среднестатистический молодой американец с дипломом бакалавра имел доход на 24 % выше, чем человек, обладающий лишь дипломом средней школы. По состоянию на 1998 г., эта «премия» за высшее образование для мужчин возросла до 56 %. Среди молодых американок она увеличилась с 82 % в 1970 до 100 % в 1998 г. По данным газеты Los Angeles Times, в конце 1970 годов зарплата выпускника американского ВУЗа на его первой работе на 25 % превышала заработок выпускника школы, впервые устроившегося на работу. В 1980 годы этот разрыв увеличился до 50 %, в 2000 г. - достиг 70 %. По данным Министерства Труда США, за период с 1997 по 1999 год, американец с выс-

шим образованием зарабатывал, в среднем, 52,2 тыс. долл. в год. Сейчас, по подсчетам Бюро Переписи Населения США, американец, имеющий магистерскую или докторскую степень зарабатывает, в среднем, 74,602 долл. в год (данные 2006 г.). Уровень зарплаты бакалавра составляет 51,206 долл. в год. Гораздо ниже доход тех, кто прекратил учиться, получив среднее образование - 27,915 долл. Заработки тех, кто не смог закончить и высшую школу, составляют 18,734 долл. в год [3].

Осознанная еще в 60-70 годах XX в. роль человеческого капитала привела к широкому распространению программ инвестиций в него. В развивающихся странах это выразилось в развитии начального и среднего образования, которое рассматривалось как главный фактор роста производительности труда.

Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) регулярно публикует доклады о тенденциях в сфере образования в индустриально развитых странах мира. Согласно данным этих исследований, все больше людей получают высшее образование. В среднем, 32 % трудоспособных людей (возрастная категория 25-65 лет) - в развитых странах ныне имеют законченное высшее образование. Наиболее значительна доля людей с высшим образованием в Канаде (43 %), США (38 %) и Японии (36 %), а наименее - в Мексике (6 %), Турции и Португалии (по 9 %). В ряде государств (например, в Дании, Польше, Австралии, Финляндии) до 40 % всех молодых людей заканчивают высшие учебные заведения. При этом, в экономически развитых странах более 90 % финансирования учреждений системы образования происходит за счет государства. Некоторым исключением является лишь сфера высшего образования. Так, на долю частных источников финансирования (плата за обучение, гранты и так далее) приходится 80 % бюджетов университетов Южной Кореи, 50 % бюджетов ВУЗов США, Японии и Австралии. В Дании, Финляндии, Греции и Норвегии ВУЗы лишь на 4 % финансируются за счет частных средств. Специалисты ОЭСР подчеркивают, что чем выше уровень образования в стране - тем больше ВВП и показатели экономического развития, дольше продолжительность жизни и лучше здоровье населения. По их данным, увеличение продолжительности обучения на 1 год позволяет повысить ВВП на 3-6 % [3].

К сожалению, в России человеческому капиталу как фактору экономического роста необходимо уделять большее внимание. В Индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП) 2010 г. Россия занимает 65 место с ИРЧП 0,719. Она находится после Албании (64) и перед Казахстаном (66) в середине списка высокоразвитых, по оценке ООН, государств [1].

Основной акцент ставится на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы. Именно поэтому российскую экономику часто называют «невосприимчивой» к инновациям и даже кон-

тринновационной». Считается, что человеческий капитал не играет существенной роли в экономическом развитии России, так как квалифицированный труд оказывается невостребованным, а основной объем производства завязан на сырьевые отрасли. Результатом этого является ситуация, когда российские квалифицированные и талантливые специалисты предпочитают жить и работать за рубежом, так как в России их труд оказался «ненужным» обществу. А ведь увеличение человеческого капитала на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3 %\

Для повышения качества человеческого капитала в России государству необходимо быть движущей силой развития, накопления и использования знаний. Для успешного развития экономики России необходимо модернизировать политику государства, совершить инновационный рывок, как его осуществила Финляндия. Показателен нетипичный образец индустриального перехода от ресурсоориентированной промышленности к высоким технологиями и информационно-коммуникационным технологиям. Опыт Финляндии говорит, что для экономического успеха определенные социальные и институциональные инвестиции не менее важны, чем технологические. На протяжении почти двух десятилетий грамотное управление и низкий уровень коррупции были тесно вплетены. В этой связи государству для совершения инновационного прорыва необходимо уделить внимание следующим аспектам:

- модернизации административно-управленческого аппарата. Государству необходимо определять цели и приоритеты, создание институтов эффективного использования знаний и развития человеческого капитала, инфраструктуры доступа к знаниям всего общества;

- совершенствованию и развитию системы здравоохранения;

- модернизации системы образования. Государству необходимо закладывать обучение современным навыкам управления человеческим капиталом с целью создания новых знаний;

- развитию системы социальной защиты населения;

- поддержке науки посредством социального заказа, увеличению доли высокотехнологичного сектора в расходах в ВВП и затрат на исследования и разработки. Развитие собственных НИОКР и инновационного производства.

В условиях инновационного развития экономики роль государства должна сводиться не только к разработке механизма эффективного использования инноваций в человеческий капитал, но и к созданию условий развития человеческого капитала. Лидерство в мировой экономике переходит к странам, которым удается максимально повысить производительность умственного труда. Разработка доктрины развития человеческого капитала

1 Подробный обзор исследований посвященных влиянию человеческого капитала оцениваемого по уровню образования приведен в [2].

- требование дня. Чем больше возможностей - образовательных, интеллектуальных, информационных - будет иметь каждый человек, тем выше и качественнее будет человеческий потенциал страны, тем больше возможностей у общества.

Список литературы:

1. Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/development/hdr/2010/ hdr_2010_indicators.pdf.

2. Sianesi B., Van Reenen J. The returns to education // Journal of Economic Surveys. - 2003. - Vol. 17, No. 2. - P. 157-200.

3. Уровень образования и экономическое развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/475.

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ КАК КРИТЕРИЙ БЕДНОСТИ

© Беглова Е.И.*

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак

В статье рассмотрена сущность прожиточного минимума как основного критерия, позволяющего оценить уровень распространения бедности в России. На основе статистических данных дан анализ структуры прожиточного минимума в разрезе основных социально-демогра-фических групп.

Социальные и экономические перемены, происходящие в современной России, коренным образом изменили весь комплекс проблем, связанных с благосостоянием населения. Особую роль в этом сыграло то обстоятельство, что реформирование национальной экономики сопровождалось существенным ростом числа факторов риска.

Главной темой в социальной сфере стала бедность. Следует отметить, что определение численности бедного населения в России в условиях транс -формационной экономики является дискуссионной проблемой. Так, если согласно данным Росстата России в 2009 г. доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 13,1 % [1, с. 171], в тоже время международные исследования приводят показатели бедного населения, варьирующиеся от 18 до 49 %.

Россия была первой страной СНГ, в которой после начала рыночных преобразований в 1992 г. была принята официальная методика измерения

* Заведующий кафедрой «Экономика и управление», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.