УДК 7803
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В НОВОКУЗНЕЦКЕ
Лесовиченко А. М., доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой народной художественной культуры и музыкального образования, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск, РФ). E-mail: lecovichenko50@mail.ru
Прибыткова А. В., соискатель, Новосибирский государственный педагогический университет, преподаватель, Детская школа искусств № 1 (г. Новокузнецк, РФ). E-mail: a.v.profit@mail.ru
В статье рассмотрена краткая история становления концертной деятельности в городе Новокузнецке, начиная с первой половины XX века до настоящего времени. Авторами была представлена линия развития художественной самодеятельности, приведшая к возникновению профессиональных учебных заведений, которые являются одним из основных средств концертной деятельности промышленного города.
Ключевые слова: концертная жизнь, художественная самодеятельность, коллективы, музыкальные школы, школы искусств, колледж искусств.
CONCERT ACTIVITY IN MUSICAL EDUCATION INSTITUTIONS OF NOVOKUZNETSK
Lesovichenko A. M., Doctor of Culturology, Professor, Chair of Folk Art Culture and Music Education, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: lecovichenko50@ mail.ru
Pribytkova A. V., Post-Graduate Student, Novosibirsk State Pedagogical University, Teacher, Children's Art School No. 1 (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail: a.v.profit@mail.ru
The article describes a brief history of the formation of concert activity in Novokuznetsk, since the first half of the XX century to the present. The authors have presented the development of amateur line that created the vocational training institutions, which are one of the main means of concert activity of the industrial city.
Keywords: concert life, amateur, groups, music schools, art schools, college of art.
Структура концертной жизни в музыкальной культуре европейского типа опирается большей частью на профессиональных артистов, выступающих с концертами постоянно. Однако в условиях провинциального города основная нагрузка ложится на клубные учреждения. А по мере развития системы музыкальных учебных заведений - и на них тоже.
Города, отдаленные от центра региона, в культурном плане несколько обделены разнообразием концертной жизни. Это касается, в частности, индустриальных городов. Новокузнецк не стал исключением. При том, что с появлением крупных предприятий, здесь сконцентрировались большие массы трудящихся, интенсивность му-
зыкальной жизни увеличивалось гораздо медленнее, чем собственно производственная.
Конечно, до появления промышленных гигантов (город имеет четырехсотлетнюю историю, а бурный рост начался в первой половине XX века, со времени строительства Кузнецкого металлургического комбината) культурная жизнь здесь была ещё менее богатой, однако, изменения в структуре музыкальной жизни, несмотря на количественное увеличение города, долгое время были не очень существенными.
Пожалуй, самым заметным обстоятельством можно считать активное внедрение рабочих и учащихся фабрично-заводских училищ в художественную самодеятельность. Именно она многие
годы была основным ресурсом концертной жизни города. Например, оркестр баянистов из рабочих и учащихся Кузнецкого металлургического комбината за небольшой срок существования (с мая 1937 по март 1938 года) дал более 50 выступлений перед рабочей аудиторией, исполнив произведения классического и народного репертуара [1, с. 4]. В 1939 году самодеятельные кружки Дворца культуры металлургов 371 раз выступили на различных площадках, обслужив в праздники и на выборах более 107 тысяч человек [2, с. 8].
В годы войны в художественной самодеятельности возникали коллективы, способные исполнять даже сложные образцы классики. Так, известно, что на концерте, посвященном юбилею П. Чайковского, струнным оркестром самодеятельного кружка Дворца культуры металлургов (руководитель Б. А. Галыгин) в 1942 году была исполнена интермедия к опере «Пиковая дама» [3, с. 4]. Разумеется, среди участников коллектива были педагоги, а возможно и учащиеся.
Площадками для выступлений чаще всего были клубы и другие учреждения культуры. Например, самодеятельные коллективы профсоюза угольщиков показывали свои творческие достижения на сцене Летнего театра металлургов [4, с. 2]. Позже в различных клубах города стали организовываться и проводиться не только единичные концерты, а целые фестивали и циклы концертов художественной самодеятельности предприятий Новокузнецка. В частности, в 1957 году памятным событием стал фестиваль молодежи Старокузнецка в клубе им. Гоголя. На праздниках молодежи выступал хор Сталинской ТЭЦ [6, с. 2]. В клубе Островской площадки проходили концерты, в которых принимал участие коллектив художественной самодеятельности учебно-производственного предприятия общества слепых - руководитель А. Кулаков [5, с. 8].
Так продолжалось до середины 90-х годов XX века, когда клубная система стала испытывать большие проблемы в своей деятельности.
Более жизнеспособной оказалась концертно-просветительская деятельность музыкальных школ, школ искусств, колледжа искусств и музыкального отделения факультета Педагогики и методики начального образования Кузбасской государственной педагогической академии. Здесь
основная нагрузка ложится на учреждения ведомства культуры, педагогическое - выполняет вспомогательные задачи. Например, сводный хор студентов Новокузнецкого колледжа искусств и Кузбасской государственной педагогической академии под руководством заслуженного деятеля искусств РФ С. Липового, выступая на крупных хоровых мероприятиях, таких как ежегодный фестиваль Православной духовной музыки, в большей степени опирается на студентов колледжа искусств [8, с. 129].
В постсоветское время стало понятно, что в структуре концертной жизни деятельность учебных заведений художественной культуры является важной не только для формирования профессионализма обучающихся, но и в аккумуляции слушателей, выполняет тем самым важную социальную функцию в рамках города.
При этом следует отметить, что концертная роль учебных заведений непрофессиональной направленности - детских музыкальных школ и школ искусств, школ для взрослых, кружков и студий в клубных учреждениях - не совпадают с задачами центров специальной подготовки музыкантов в колледже искусств.
Тем не менее, могут быть выделены общие моменты, характеризующие концертную деятельность всех учебных заведений: основные формы концертной работы осуществляются, прежде всего, как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов [7, с. 19]. Например, во всех вышеперечисленных музыкальных учебных заведениях проводятся ежегодные отчетные концерты. В музыкальных школах и школах искусств такие концерты демонстрируют всю музыкально-концертную деятельность за год, а колледж искусств представляет концерты каждого из своих отделений в отдельности. Слушателей города ежегодно радуют концерты студенческого оркестра русских народных инструментов под руководством А. Михайлина, а также студенты и преподаватели духового, оркестрового, фортепианного и вокального отделений. Примером может послужить концерт вокальной музыки «Мелодии поющих сердец», прошедший во Дворце культуры «Алюминщик». В концертах принимают участие преподаватель Новокузнецкого колледжа искусств, лауреат международных конкурсов
Наталья Николаюк и студентка вокального отделения колледжа, лауреат международного конкурса в Болгарии, стипендиат областной стипендии имени Б. Штоколова Екатерина Исаева [9].
Концертная деятельность учебного заведения - не самоцель. Однако, если речь идет о концертах преподавателей, можно говорить и об иных позициях. Для некоторых это именно главная часть профессиональной жизни.
Нужно иметь в виду также, что зал учебного заведения зачастую становится более или менее систематической площадкой для выступления гастролирующих музыкантов, а учащиеся и преподаватели - нередко единственными слушателями.
Восприятие концертов, проходящих в учебном заведении достаточно специфично. Исходным моментом здесь является удовлетворение художественно-познавательных потребностей и лишь попутно эстетических и гедонистических.
Различия роли музыкальных учебных заведений определяется как социальной задачей учебного заведения, так и особенностями развития культуры населенного пункта в том или ином регионе. Преимущественно индустриальный спектр новокузнецкого социума неизбежно сказывается на приоритетах в выборе репертуара выступлений преподавателей и учащихся, который ограничивается пределами популярной классики или музыки, распространяемой в СМИ.
Несмотря на заметную концертную деятельность, которую ведет колледж искусств, в этой сфере с ними успешно конкурируют музыкальные школы и школы искусств. Там, где нет никаких музыкальных вузов, средние учебные заведения могут быть главным звеном концертной жизни города, если к тому же отсутствуют профессиональные концертные организации. Именно такая ситуация сложилась в Новокузнецке.
Когда музыкальная школа или школа искусств не имеет своей концертной площадки, которую можно использовать как общедоступную, происходит труднорасчленимое сращивание концертной деятельности музыкальной школы и клубного учреждения или дворца культуры, например, на совместном концерте преподавателей Детская школа искусств № 1 и школы-студии современного танца «Танцующий остров», посвященном Дню медицинского работника. Ежегодно
проходит «Рождественский концерт», на котором учащиеся хореографического отделения Детской школы искусств № 1 выступают со всеми балетными классами города на сцене Дворца культуры «Алюминщик».
Положение учреждения в концертной жизни населенного пункта во многом определяет социально-психологические свойства учащихся, что, в свою очередь, сказывается на профессиональном развитии последних.
Ключевое положение учебного заведения любого уровня в концертной жизни населенного пункта обеспечивает быстрое формирование сценической, а через это и личностной уверенности учащихся, создает условия для взросления, особенно это относится к профессиональным заведениям.
Вместе с тем, тот же момент является одним из факторов ограничения творческого роста, рано создает сугубо прагматическое отношение к художественной деятельности. И, напротив, в тех случаях, когда начинающий музыкант долго изолирован от систематической концертной практики, в его сознании формируется образ идеального слушателя, который стимулирует потребность непрерывного творческого роста.
Аналогичным образом складывается и система ценностей в концертно-исполнительской работе у преподавателей учебных заведений: возможность интенсивной концертной деятельности при отсутствии творческой конкуренции обусловливает часто среднее качество результата, но обеспечивает сценическую уверенность и "легкое" отношение к своему труду. Новокузнецкие музыканты часто берутся за разные виды музыкальной деятельности, поскольку музыкантская среда в городе не очень дифференцирована.
Исключение составляют те случаи, когда преподаватель сам прошел становление в элитарной среде, ориентируется на ее ценности. Нередко в условиях географической оторванности от своей группы добивается высоких и самобытных творческих результатов. Если такой музыкант способен влиять на духовную атмосферу учебного заведения, где он работает, может сложиться школа с высоким творческим потенциалом в городах, удаленных от традиционных творческих музыкальных центров. В Новокузнецке показа-
тельным, в этом смысле, деятелем является Лазарь Александровский - в прошлом доцент Новосибирской консерватории, интересный пианист, с начала 90-х живущий в кузбасском городе.
Концертная деятельность музыкальных учебных заведений в Новокузнецке стала не толь-
ко заметным, но во многом решающим фактором концертной жизни города, поскольку клубные учреждения опираются в наибольшей мере именно на учащуюся молодёжь, а выступления профессиональных артистов в последние десятилетия стали достаточно редкими.
Литература
1. Большевистская сталь. - 1938. - № 67. - 28 марта.
2. Большевистская сталь. - 1940. - № 26. - 9 февр.
3. Большевистская сталь. - 1942. - № 46. - 17 апр.
4. Бухтиярова Т. Городской смотр художественной самодеятельности // Большевистская сталь. - 1950. -№ 108. - 2 июня.
5. Илларионова З. Совершенствуется мастерство самодеятельных артистов // Кузнецкий рабочий. - 1960. -№ 82. - 24 апр.
6. Кузнецкий рабочий. - 1957. - № 36. - 20 февр.
7. Лесовиченко А. К проблеме концертной деятельности музыкального учебного заведения // Интеллект. Культура. Образование: мат-лы сибир. конф. - Новосибирск, 1994. - С. 129-132.
8. Липовой С. Из опыта работы с Новокузнецким муниципальным камерным хором // Из истории музыкальной культуры Сибири: сб. ст. / ред.-сост. О. А. Киселева. - Новокузнецк. - 2009. - С. 13-23.
9. ГОУ СПО «Новокузнецкий колледж искусств» [Электронный ресурс]. - URL: http://artcollege-nk.ru (дата обращения: 03.09.2014).
References
1. Bol'shevistskaya stal' [The Bolshevik steel], 1938, no 67, March 28. (In Russ.).
2. Bol'shevistskaya stal' [The Bolshevik steel], 1940, no 26, February 9. (In Russ.).
3. Bol'shevistskaya stal' [The Bolshevik steel], 1942, no 46, April 17. (In Russ.).
4. Bukhtiyarova T. Gorodskoy smotr khudozhestvennoy samodeyatel'nosti. [Urban review of amateur art work]. Bolshevistskaya stal', 1950, no 108, June 2. (In Russ.).
5. Illarionova Z. Sovershenstvuetsya masterstvo samodeyatel'nykh artistov [Improved mastery of amateur actors]. Kuznetskiy rabochiy, 1960, no. 82, April 24. (In Russ.).
6. Kuznetskiy rabochiy [Kuznetsk worker], 1957, no 36, February 20. (In Russ.).
7. Lesovichenko A. K probleme kontsertnoy deyatel'nosti muzykal'nogo uchebnogo zavedeniya [On the problem of live performances music schools]. Intellekt. Kul'tura. Obrazovanie: materialy sibirskoy konferentsii [Intellect. Culture. Education: Siberian conference materials]. Novosibirsk, 1994, pp. 129-132. (In Russ.).
8. Lipovoy S. Iz opyta raboty s Novokuznetskim munitsipal'nym kamernym khorom [From experience with Novokuznetsk Municipal Chamber Choir] Iz istorii muzykal'noy kul'tury Sibiri. Sbornik statey. Red.-sost. O.A. Kiseleva [From the history of musical culture of Siberia. Collection of articles. Ed. O.A. Kiselyova]. Novokuznetsk, 2009, pp. 13-23. (In Russ.).
9. GOU SPO "Novokuznetskiy kolledzh iskusstv" [Novokuznetsk College of Arts]. Available at:http://artcollege-nk.ru (accessed 03.09.2014). (In Russ.).