Научная статья на тему '15 лет социологии в РГГУ'

15 лет социологии в РГГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
171
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL EDUCATION / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY OF SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тощенко Жан Терентьевич, Буланова Марина Борисовна

Статья посвящена юбилейной дате социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета. Цель статьи проанализировать основные события, связанные с развитием социологии и социологического образования в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

15 years of sociology in Russian State University for the Humanities (RSUH)

Article is devoted to the anniversary date of the Department of Sociology, Russian State Humanitarian University. The purpose of article review the major events associated with the development of sociology and sociological education at the university.

Текст научной работы на тему «15 лет социологии в РГГУ»

Ж.Т. Тощенко, М.Б. Буланова 15 ЛЕТ СОЦИОЛОГИИ В РГГУ

Статья посвящена юбилейной дате социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета. Цель статьи -проанализировать основные события, связанные с развитием социологии и социологического образования в университете.

Ключевые слова: социология, социологическое образование, социологический факультет.

Юбилейный год - всегда повод вспомнить о том, что было прожито, что достигнуто и что предстоит сделать. Два события предваряли решение руководства университета об организации социологического образования в РГГУ. Во-первых, открытие в 1990-х годах подготовки социологов во всех крупных российских университетах и, во-вторых, преобразование в 1991 г. Историко-архивного института в Российский государственный гуманитарный университет. В новом университете были образованы и начали функционировать новые факультеты: экономический, философский, филологический, лингвистики, психологии. Для завершения классического гуманитарного образования не доставало только социологического факультета. 5 декабря 1996 г. решением Ученого совета университета была образована общеуниверситетская кафедра социологии. Заведование кафедрой было поручено чл.-кор. РАН, профессору, доктору философских наук Ж.Т. Тощенко.

Новой кафедре предстояло организовать чтение курса социологии на всех факультетах РГГУ. К этой сложной задаче при-

© Тощенко Ж.Т., Буланова М.Б., 2012

ступили канд. филос. наук М.Б. Буланова, проф. Л.Г. Юлдашев, канд. психол. наук А.Я. Воронов. В самом начале работы пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: часть факультетов сразу откликнулись на предложение ввести курс социологии (в их числе факультеты Историко-архивного института (ИАИ), Институт экономики и управления), другая часть посчитала введение этого курса необязательным, его можно было под тем или иным предлогом игнорировать. Некоторые факультеты заменили курс социологии другими предметами уже в ходе образовательного процесса, когда выяснилось, что преподаватели, взявшиеся читать данный курс, не имели полного представления об этой науке.

Первая учебная программа курса «Социология», подготовленная кафедрой, включала три раздела. Первый раздел «История социологии» давал представление о предмете, структуре социологии как науки: о современной западной и русской социологических школах. Во второй раздел «Теоретическая социология» были включены проблемы построения и применения социологических теорий общества (его структуры, институтов) и личности. В третьем разделе «Прикладная социология» студенты были ориентированы на изучение конкретных проблем внутригрупповых отношений, освоение методики и техники проведения и организации социологических исследований. Кроме того, студенты в данном разделе знакомились с такими вопросами теории и практики социологии, которые были связаны со спецификой их будущей специальности. Так, экономистам преподавались те аспекты социологического знания, которые связаны с функционированием экономики, труда, демографии, а музееведов знакомили с социологическими проблемами культуры и искусства.

Интерес к преподаванию социологии постепенно привел к появлению в программе спецкурсов. Например, экономический факультет ввел спецкурс «Экономическая социология» (Ж.Т. Тощенко), некоторые факультеты проявили интерес к спецкурсу «Философия и социология собственности» (А.Х. Бур-ганов).

Успехи преподавания социологии создали необходимые условия для организации отделения социологии в составе философского факультета (декан - д-р филос. наук, проф. В.Д. Губин). Такое решение отвечало традиции: после возрождения социологии в начале 1960-х годов первые социологические отделы появились в составе философских подразделений - в Институте философии АН СССР, на философских факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова и ЛГУ,

при кафедре научного коммунизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

При выработке концепции социологического образования в РГГУ была поставлена задача - создать собственный вариант модели подготовки специалистов. Эта модель была построена на следующих принципах. Во-первых, изучение всего комплекса социально-гуманитарных дисциплин: философии, истории, экономической теории, права, политологии, психологии. Такая широкая база знаний необходима для специалиста с фундаментальной подготовкой. Во-вторых, глубокая профессиональная подготовка, усвоение теоретических и прикладных знаний по данной специальности. Здесь проявляется специфика специальности: знание теории должно сочетаться с практикой, с реальными потребностями общества и человека. В-третьих, специальная, особая математическая подготовка будущих специалистов как залог их успешной деятельности. Знания теории измерений, математической логики, теории вероятностей и математической статистики, других прикладных областей математики остро необходимо социологам-профессионалам. В-четвертых, языковая подготовка (в первую очередь по английскому, немецкому, французскому языкам), которая делает возможным для выпускников использовать свои знания не только на постсоветском, но и европейском и других пространствах. Эти четыре принципа дополняются еще одним важным требованием: студенты должны иметь систематическую практику: на 1-м курсе - ознакомительную, на 2-м - учебную, на 3-м и 4-м курсах - профессиональную, на 5-м курсе - педагогическую.

На основе данной концепции в 1997 г. был проведен первый набор студентов. 1 сентября 1997 г. шестнадцать студентов приступили к профессиональной подготовке по неведомой для многих из них специальности. Состав отделения был усилен известными методологами-практиками профессорами В.Ф. Ле-вичевой и Е.А. Гришиной. В целях организации учебно-научных исследований и практики для студентов был открыт Центр социологических исследований (руков. О.Н. Козлова, позднее -М.С. Цапко).

В 2000-2001 гг. были открыты вечернее и заочное отделения по подготовке специалистов-социологов. Для становления этого нового и сложного дела многое сделала проф. Г.А. Цветкова.

В 2001 г. решением Ученого совета на базе специальности были открыты две специализации: социология маркетинга, политический и бизнес-РИ, реклама. С этого времени ежегодно

начал увеличиваться набор студентов, в том числе и на платной основе.

К 2002 г. созрели условия для организации самостоятельного факультета в составе двух кафедр: истории и теории социологии (Ж.Т. Тощенко) и прикладной социологии (В.Ф. Левичева). В настоящее время в составе факультета образована третья кафедра -политической социологии (Н.М. Великая) и базовая кафедра ВЦИОМ (В.В. Федоров).

Общими усилиями кафедр создан модульный курс преподавания социологии на непрофильных факультетах. Были внедрены учебно-исследовательские проекты: поисковые социологические исследования, проводящиеся студентами под контролем преподавателя. Всего с 1997 по 2011 г. в РГГУ подготовлены 556 специалистов-социологов (391 человек по очной форме обучения, 84 - по очно-заочной (вечерней), 81 - по заочной).

С 2011/2012 учебного года обучение социологов проводится по программам «Бакалавр социологии», «Магистр социологии». В 2011 г. открыта магистратура по трем профилям подготовки: Социальные технологии и управленческое консультирование (В.В. Щербина), Политическое консультирование (Л.Н. Вдовичен-ко), Социология маркетинга (В.В. Солодников).

За годы работы факультета первоначальная модель социологического образования модернизировалась, и сейчас включает несколько положений: подготовку социологов на широком фундаменте всех социальных и гуманитарных наук; знакомство с основными положениями естественных наук, а также серьезную математическую подготовку; усвоение комплекса дисциплин, которые касаются только социологии. В числе последних теория, методология и методы познания социальной реальности; генезис идей в истории социологии; специальные социологические теории; отраслевые социологии. Студент оттачивает полученные теоретические знания и практические навыки в ходе социологической практики: сначала - ознакомительной, потом - профессиональной, а на последнем курсе - педагогической. Такая модель подготовки социолога-профессионала построена на соединении научного (теоретического) и прикладного характера социологического знания. В рамках этой модели можно предложить новые разработки, новые подходы, в том числе приглашение коллег-социологов на мастер-классы. Хорошо сочетается предложенная модель и с требованиями нового (третьего) Государственного образовательного стандарта о том, что только 50% учебного времени отводится федеральному компоненту, а остальное - университетской инициативе.

За прошедшие годы преподавателями факультета были изданы и переизданы учебники и учебные пособия: Ж.Т. Тощен-ко «Социология» (1994, 1998, 2005, 2012 гг.), «Политическая социология» (4-е изд., под ред. Ж.Т. Тощенко), Н.В. Романовский «Историческая социология», О.Н. Козлова «Социология», Ж.Т. Тощенко, Г.А. Цветкова «Социология труда», М.Б. Буланова «Обществознание» (в составе авторского коллектива) и др. Примером учебного пособия нового типа, в котором приняли участие большинство преподавателей факультета, стал «Тезаурус социологии» (под ред. Ж.Т. Тощенко). Издание реализует две цели - научно-познавательную и учебно-методическую. В основе тезауруса лежит концепция «социологии жизни», которая получила обоснование в работах Ж.Т. Тощенко. В книге, во-первых, дано логически последовательное изложение основополагающих социологических понятий, исходя из концепции «социологии жизни». Во-вторых, тезаурус представляет собой руководство как для практикующих социологов, так и для будущих профессионалов, ибо в реальной повседневной практике они оперируют именно этими понятиями и категориями. Тезаурус можно назвать учебным пособием нового типа, так как он отражает научную и прикладную потребность в познании социальных процессов и явлений в социологическом ключе. Оно нужно тем, кто работает в области социологии, чтобы в сжатом и концентрированном виде представить «поле» данной науки. Тезаурус нужен тем, кто интересуется социологией и стремится расширить свой кругозор. В данной информации испытывают потребность коллеги из других отраслей знания, работающие «на стыке» специальностей. Наконец, это издание необходимо тем, кто впервые приступает к изучению социологии.

На факультете сложилась самостоятельная научная школа, сосредоточившая внимание на изучении проблем теории и методологии социологии, общественного сознания, духовной жизни общества. В рамках этой целевой установки на факультете начиная с 1999 г. ежегодно проводятся международные научные конференции, посвященные изучению проблем интеллигенции. Результатом этой деятельности стал выпуск сборников, которые объединены в серию «Интеллигенция и современность». В настоящее время выпущены 11 сборников по различным аспектам жизни и деятельности гуманитарной интеллигенции (в сфере экономических, политических, нравственных и других общественных отношений). Причем специально выделялись и, соответственно,

обсуждались вопросы, характеризующиеся актуальностью, значимостью и злободневностью. Так, последняя конференция в 2010 г. называлась «Интеллигенция в этноконфессиональном мире: пути выбора».

Еще одним направлением деятельности факультета стало проведение социологических исследований, которые в основном осуществлял Научно-учебный центр социологических исследований. Этот Центр стал регулярно осуществлять исследования внутри университета, которые, с одной стороны, нацелены на изучение будущей гуманитарной интеллигенции (опросы «Первокурсник», «Выпускник»), с другой стороны, помогают регулировать внутреннюю жизнь университета. За эти годы изучались настроения молодых преподавателей и аспирантов университета, свободное время студентов, обстановка в общежитии, отношение к библиотеке, работа книжной лавки «У кентавра», столовой.

В 1999 г. при РГГУ был открыт диссертационный совет К 064.49.07 по социологическим наукам. Первой диссертацией, защищенной в совете в 2000 г., стала кандидатская работа И.А. Янки-ной «Стратификация отношения к сферам "материальное и духовное бытие" (на примере среднего города России)» по специальности 22.00.08 - социология управления.

На факультете открыта аспирантура по пяти специальностям: 22.00.01 - история, методология и теория социологии, 22.00.04 -социальная структура, социальные институты и процессы, 22.00.05 - политическая социология, 22.00.06 - социология культуры, 22.00.08 - социология управления. До 2002 г. комплектование аспирантуры шло за счет выпускников других вузов, с того момента по настоящее время закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации наши выпускники: Н.Н. Могутнова, И.М. Матасова, А.В. Чеботарева, А.И. Дубинина, Н.Д. Шутенко, А.Е. Творогов, А.Е. Волохов, Н.В. Панкратова, А.Я. Макаров, Т.В. Латышева, Д.Г. Цыбикова. Часть из них - А.Б. Росляков, Р.И. Анисимов, Е.А. Ирсетская, Е.А. Колосова, Т.В. Стародубцева - стали нашими коллегами-преподавателями.

В 2004 г. кандидатский совет был преобразован и открыт совет по защите диссертаций Д 212.198.09. За период с 2004 г. в Совете защищены: по специальности 22.00.01 - теория, история и методология социологии - 3 докторские и 3 кандидатские диссертации; по специальности 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы - 15 кандидатских и 1 докторская диссертация; по специальности 22.00.06 - социология

культуры, духовной жизни - 5 кандидатских диссертаций; по специальности 23.00.02 - политические институты, этнопо-литическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии - 1 докторская и 6 кандидатских диссертаций.

На факультете уделяется большое внимание научной работе студентов. Начиная с 1999 г. ежегодно проводятся конференции студентов и аспирантов с участием студенчества других городов России и стран СНГ, которые завершаются изданием сборников «Наша социология. Исследовательские практики и перспективы». Студенты и аспиранты активно участвуют во всероссийских научных конференциях, в конференциях МГУ «Ломоносовские чтения», в конференциях ВЦИОМ и других организаций, неоднократно завоевывали престижные дипломы и призовые места. Мы также гордимся тем, что студенческая жизнь не замыкается в рамках только учебного процесса: регулярно празднуется «День социолога», проводятся посвящение в студенты и другие мероприятия.

Несколько слов о трудоустройстве наших выпускников. По их словам, представляясь социологами, они слышат от работодателей одно и то же: знаете ли программу SPSS, умеете ли подготовить программу и инструментарий социологического исследования, какой навык работы имеете для проведения опросов, интервью, фокус-групп, участвовали ли в конкретных исследованиях? Утвердительный ответ на данные вопросы приводит к тому, что все наши выпускники находят удовлетворяющую их работу и/или продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре.

В заключение хотелось сказать несколько слов о наших коллегах - высококвалифицированных специалистах: профессора Л.Ф. Адилова, Л.Н. Вдовиченко, Е.А. Гришина, А.Б. Каримова, С.Н. Майорова-Щеглова, Н.Р. Маликова, О.Н. Козлова, Н.В. Романовский, В.В. Солодников, Г.А. Цветкова, В.В. Щербина; доценты Н.И. Белова, М.Б. Буланова, И.В. Воробьева, В.И. Горбачева, А.В. Захаров, Е.И. Иванова, Г.К. Уразалиева, М.С. Цапко, И.О. Шевченко являются примером добросовестного творческого труда, глубоко заинтересованного отношения к своей преподавательской и научной деятельности. В работе факультета принимают участие совместители из различных вузов и научных центров Москвы, в их числе проф. Г.Г. Татарова, директор ВЦИОМ В.В. Федоров, доцент С.А. Магарил и другие.

Оценивая 15-летний опыт преподавания социологии в РГГУ, можно сказать, что проделан большой объем работы, но есть проблемы, которые еще предстоит решить. Одна из них - отработка различных вариантов организации учебного и научно-исследовательского процессов, которые бы полностью обеспечили эффективное включение студентов в изучение и умелое применение на практике теории, методологии и методов социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.