содействия
безопасности
использования
Биотехнологий
в молдове
Анжела Лозан,
администратор Офиса по биобезопасности Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды Республики Молдова, доктор биологических наук
Ж
M
Нынешний год отмечен 15-летием Карта-хенского протокола Конвенции ООН о биологическом разнообразии, реализующего положения, касающиеся безопасности современной биотехнологии. Согласно документу приняты меры для создания механизмов и инструментов, способных предотвратить возможное неблагоприятное воздействие живых измененных организмов (ЖИО) на окружающую среду и биоразнообразие с учетом возможных последствий для здоровья человека.
№7 (185) | Июль 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 35
ТЕМА НОМЕРА
Биобезопасность, управление экосистемами и экологическое земледелие - основные приоритеты развития Молдовы, где более 75% земель используется в аграрном производстве. Большая часть населения страны (58,6%) проживает в сельских районах, и около 15% территории заняты естественным растительным покровом, который состоит преимущественно из лесных местообитаний. Биоразнообразие и природные экосистемы Молдовы находятся под постоянным давлением: расширение сельхозземель; распространение чужеродных и ин-вазивных видов, включая непреднамеренное трансграничное перемещение ЖИО; обширная вырубка лесных площадей; значительная эрозия почв и неправильная практика земледелия; загрязнение окружающей среды и последствия изменения климата.
В течение 15 лет Молдова успешно соблюдает обязательства по внедрению международных соглашений об обеспечении сохранения биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов. Будучи стороной Картахенского протокола и конвенций о биологическом разнообразии (КБР) и изменении климата, страна приложила немало усилий для сохранения биоразнообразия и принятия мер по обеспечению безопасности использования современной биотехнологии. Они зафиксированы в Национальной стратегии по охране окружающей среды на 2014-2023 гг., Национальной стратегии и плане действий по сохранению биораз-
нообразия на 2015-2020 гг., Национальном законодательстве о биобезопасности (2001), Законе об экологической сети (2007) и др.
Также внесены поправки в некоторые отраслевые законы в области сельского хозяйства, здравоохранения, охраны окружающей среды, исследований и инноваций. Изменена процедура рассмотрения запросов и разработаны руководящие административные принципы для отслеживания ЖИО. Принятые решения по разрешению ЖИО, электронный регистр ЖИО и различные базы данных разработаны и доступны на национальном веб-сайте Механизма посредничества по биобезопасности (МПБ). Подготовлен список национальных экспертов из научно-исследовательских учреждений, готовых участвовать в работе по оценке рисков ЖИО. Следует отметить, что лаборатория молекулярной биологии в Национальном агентстве по продовольственной безопасности Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды оснащена специальным оборудованием для обнаружения и идентификации ЖИО, а также аккредитована в соответствии со стандартами ISO 17025. Создание национального узла (www.biosafety.md) для МПБ является одним из важнейших достижений страны, которые содействуют повышению осведомленности общественности и обмену информацией о биобезопасности, которая считается ключевым вопросом на глобальном и региональном уровнях. В связи с этим в Кишиневе
провели несколько мероприятий, среди которых:
■ Региональный семинар по созданию потенциала и обмену опытом в области оценки и управления рисками ЖИО (2007);
■ Совещание ЮНЕП для национальных координаторов проектов по внедрению МПБ (2009);
■ Седьмое Координационное совещание КБР для правительств и организаций, осуществляющих и/или финансирующих деятельность по созданию потенциала в области биобезопасности;
■ Восьмое совещание Контактной группы КБР по созданию потенциала в области биобезопасности (2011);
■ Четвертое Совещание сторон Орхусской конвенции (2011);
■ Общая оценка рисков ЖИО в рамках Картахенского протокола по биобезопасности (2014);
■ Глобальный семинар по актуализации биобезопасности в национальной политике, КБР (2016). Разработаны учебные программы университетских курсов «Генетически модифицированные организмы» и «Биобезопасность
и устойчивое развитие», которые преподаются на факультете биологии и почвоведения Государственного университета Молдовы студентам магистратуры. Опубликованы руководства, академические монографии и книги, информирующие общественность о возможных рисках использования ГМО [1-10].
Однако в настоящее время Молдова не в состоянии полностью обеспечить соблюдение законов из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры и квалифицированного персонала для оценки рисков внедрения новых
36 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №7 (185) | Июль 2018 |
http://innosfera.by
организмов и их мониторинга, а также недостаточно эффективного планирования и ведения хозяйства на местном уровне.
Кроме того, существующих инициатив по наращиванию национального потенциала недостаточно для преодоления трудностей в осуществлении положений Картахенского протокола и конвенций по биоразнообразию и изменению климата. По-прежнему существует настоятельная необходимость в разработке конкретных правил и процедур биобезопасности с учетом условий страны.
В этой связи важную роль играют механизмы мониторинга, требующие надлежащей практики персонала и оборудования, соответствующего международным нормам. Возможность мониторинга ЖИО уменьшит потенциальные риски переноса генов из генетически модифицированных культур в дикие. К тому же будут получены положительные экологические выгоды, например сокращение/смягчение последствий утраты биоразнообразия и содействие выполнению Айтин-ских целевых задач в области биоразнообразия до 2020 г.; восстановление и адаптация экосистем за счет надлежащей практики управления; защита от рисков, связанных с внедрением и непреднамеренным трансграничным перемещением ЖИО; поддержка сохранения традиционного и органического сельского хозяйства.
Необходимо консолидировать региональное сотрудничество и усилия по сокращению утрат биоразнообразия и поддержанию
стабильности природных экосистем, предотвращению деградации земель, устойчивости к последствиям изменения климата и поглощению углерода, а также тиражировать полученный опыт посредством демонстрационных экспериментальных проектов успешного экологического земледелия в буферных зонах вблизи охраняемых территорий и экосетей.
Большое значение имеет повышение эффективности биобезопасности за счет уменьшения рисков ЖИО для окружающей среды и учета социально-экономических рисков - для решения проблем адаптации экосистем и сохранения ландшафтов в природных сетях Молдовы. Предлагается развивать три компонента действий, а именно:
■ уменьшить угрозы для биоразнообразия посредством улучшения институционального потенциала в области биобезопасности;
■ обеспечить устойчивое сохранение экосистем за счет эффективного управления биобезопасностью и ведением сельского хозяйства;
■ установление партнерских отношений между лицами, принимающими решение, и фермерами. Также необходимо проводить мероприятия, направленные на минимизацию неблагоприятного воздействия новых организмов на биоразнообразие и окружающую среду, чтобы способствовать сохранению и восстановлению ценных ландшафтов Молдовы. Чрезвычайно важное значение имеет субрегиональное сотрудничество, а также взаимодействие стран на основе совместных тренингов.
Необходимо предпринять специальные меры для решения вопросов, связанных с биобезопасностью, в соответствии с Кар-тахенским протоколом и Конвенцией о биологическом разнообразии. Они должны способствовать укреплению потенциала местных общин и фермерских хозяйств, систем поддержки принятия решений и участия в обеспечении биобезопасности и устойчивости экосистем, что окажет положительное влияние на органическое сельское хозяйство, туризм, расширит доступ на более крупные торговые рынки. СИ
ЛИТЕРАТУРА
1. Lesanu M., Lozan A. BÍotehnologÍÍ clasÍce sÍ modern.- ChÍsÍnau, 20l0.
2. Lozan A., GalÍtschÍ I., Scorpan O. BÍosecurÍtate: Cadrul natÍonal reglementatÍv-ÍnstÍtutÍonal.- ChÍsÍnau, 2008.
3. Port A., Duca M., Lozan A.. TehnÍcÍ sÍ cerÍnte prÍvÍnd securÍtatea bÍologÍca.-ChÍsÍnau, 2008.
4. AmarfiÍ I., Lozan A. OperatÍonal GuÍde on BÍosafety Portal (BCH).-ChÍsÍnau, 2008.
5. Duca M., Lozan A., Port A., GlÍjÍn A., Lupascu V.. Aspecte metodologÍce prÍvÍnd testarea plantelor modÍficate genetÍc.-ChÍsÍnau, 2008.
6. Scorpan V., Lozan A. DÍctÍonarul de termenÍ BÍotechnologÍcÍ.-ChÍsÍnau, 2004.
7. Stratan N., Lozan A., Caldarus V. BÍosecurÍtatea Ín RepublÍca Moldova - aspect legÍslatÍve sÍ ÍnstÍtutÍona le.—ChÍsÍnau, 2003.
8. NatÍonal BÍosafety Framework for the RepublÍc of Moldova. NatÍonal Report.- ChÍsÍnau, 2004.
9. PalÍÍ A., Comarov G., Lozan A., Scorpan V. BÍotehnologÍÍ moderne Ín fitotehnÍe; bÍosecu rÍtate.-ChÍsÍnau, 2004.
10. Tрoмбицкий И., ^зан A. Рyкoвoдствo no инфoрмирoванию населения и участия в принятии решений в oбласти биoбезonаснo-сти.- Кишинев, 2010.
11. Lozan A. BÍosafety Concerns Ín the RepublÍc of Moldova: opportunÍtÍes and challenges.- ChÍsÍnau, 2008.
http://innosfera.by/2018/07/biotechnology Moldova
http://innOSfera.by j №7 (185) j Июль 2018 j НАУКА И ИННОВАЦИИ 37