Научная статья на тему '15. 3. Эффективность монетарной политики как фактор включения страны в мировую экономику'

15. 3. Эффективность монетарной политики как фактор включения страны в мировую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ / МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / MONEY SUPPLY / MONETARY AGGREGATES / MONETIZATION OF ECONOMY / MONEY POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинкина Анастасия Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению показателя монетизации экономики в качестве одного из основных индикаторов уровня развития страны, характеризующего степень доверия экономических субъектов к национальной денежной системе. Акцентируется внимание на понятии оптимального соотношения денежных агрегатов в структуре денежной массы. Предложены оригинальные идеи, связанные с пересмотром действующей системы денежных агрегатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF MONEY POLITICS IS THE FACTOR OF COUNTRY'S INCLUSION IN THE WORLD ECONOMY

The article covers the review of such economic indicator as monetization of economy and considers it as one of the main indexes of country's level of development which shows trust degree between economic entities and the national currency. The accent is under optimum relationship of monetary aggregates in the structure of money supply. The original ideas related to the revision of the currently system of monetary aggregates are suggested.

Текст научной работы на тему «15. 3. Эффективность монетарной политики как фактор включения страны в мировую экономику»

15.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР ВКЛЮЧЕНИЯ СТРАНЫ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Калинкина Анастасия Юрьевна, Дипломатическая Академия МИД РФ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению показателя монетизации экономики в качестве одного из основных индикаторов уровня развития страны, характеризующего степень доверия экономических субъектов к национальной денежной системе. Акцентируется внимание на понятии оптимального соотношения денежных агрегатов в структуре денежной массы. Предложены оригинальные идеи, связанные с пересмотром действующей системы денежных агрегатов.

Ключевые слова: денежная масса, денежные агрегаты, монетизация экономики, монетарная политика

THE EFFICIENCY OF MONEY POLITICS IS THE FACTOR OF COUNTRY’S INCLUSION IN THE WORLD ECONOMY

Kalinkina Anastasia Y., Diplomatic Academy of The Russian Department of the Interior

Annotation: The article covers the review of such economic indicator as monetization of economy and considers it as one of the main indexes of country's level of development which shows trust degree between economic entities and the national currency. The accent is under optimum relationship of monetary aggregates in the structure of money supply. The original ideas related to the revision of the currently system of monetary aggregates are suggested.

Keywords: money supply, monetary aggregates, monetization of economy, money politics

Проблема количества денег - проблема, имеющая статистическое и экономическое измерение. Деньги существуют и принадлежат различным собственникам в двух основных формах: в виде записи на банковских счетах, являющихся обязательствами, или пассивами, банковской системы, и в виде банковских билетов, являющихся обязательствами центрального банка страны. Экономическое значение имеет соответствие, или баланс, между обязательствами банковской системы и их обеспечением (активами), как во всей их совокупности, так и структурно, по срокам и формам активов и обязательств.

Денежная масса в обращении (номинальная) - это сумма наличных денег и денег безналичного оборота в обращении, обслуживающих экономические отношения и находящихся в собственности государства, предприятий и населения на определенную дату или за определенный период (средняя величина денежной массы).

Реальная денежная масса — денежная масса при постоянных (базовых) ценах. Определяется делением номинальной денежной массы на индекс-дефлятор ВВП (или с известной долей условности на индекс потребительских цен). Как экономический рост опреде-

ляется увеличением реального ВВП, так и для реального поступательного развития экономики необходимо увеличение именно реальной денежной массы. Увеличение номинальной денежной массы вызывает лишь соответствующий рост номинального ВВП.

Денежная масса в обороте характеризуется величиной денежных агрегатов, состав и число которых значительно различаются в отдельных странах. Структура денежной массы достаточно сложна не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. Денежная масса представляет собой один из приоритетов денежно-кредитной политики. Она воздействует на развитие экономики в целом, на изменение цен, уровень безработицы, платежную систему, а также на место страны в международных отношениях.

Процессы глобализации в современной мировой экономике затрагивают и сферу денежного обращения, она давно уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики любой страны во многом зависит от организации национального денежного обращения. Устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения являются необходимым условием развития экономики, а нарушение денежного баланса неминуемо приводит к экономическому кризису.

Именно поэтому центральные банки всех государств мира постоянно изучают международный опыт и тенденции развития денежного обращения, стремятся разрабатывать и внедрять новые схемы его организации исходя из национальных особенностей.

Одной из основных тенденций является глобализация процессов денежного обращения в Европе и в мире в целом. Излишне напоминать о введении с 1 января 2002 года единой общеевропейской валюты. Эту же тенденцию подтверждают слияния и укрупнения коммерческих банков, сокращение числа банковских институтов. Второй основной тенденцией является увеличение объемов и оборота наличности в целом и в отдельно взятых государствах. Тенденцией в мировом наличном обращении является централизация обработки наличности. Стремясь сократить операционные расходы на обработку наличности, современные банки автоматизируют процессы пересчета денег, проверки их подлинности и др., постоянно сокращая долю ручного труда и расширяя спектр розничных банковских услуг. С рассмотренными тенденциями тесно связана оптимизация денежных потоков. Следующей основной (и, к сожалению, совершенно нехарактерной для российской банковской системы) тенденцией является аутсорсинг в вопросах производства, выпуска в обращение, обработки и уничтожения наличных денег. Многие центральные и резервные банки (Австралия, Великобритания, Швеция, ЮАР и др.) разрабатывают специальные схемы наличного денежного оборота. С целым рядом инициатив по взаимодействию с центральными и коммерческими банками других стран и собственными коммерческими банками выступила Федеральная резервная система США. Силами банковских альянсов, крупнейших инкассаторских компаний (Brink's, Securicor и др.) и специально созданных для этого компаний создаются крупные кассовые центры. Основной и очевидной целью всех этих мероприятий и программ является снижение операционных расходов по перевозке и обработке наличности.

Калинкина А.Ю.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ

К сожалению, необходимо отметить и тот факт, что отставание российской банковской системы в оснащении современной банковской техникой и внедрении передовых технологий является очевидным в силу целого ряда негативных процессов, происходивших в нашей стране за последнее десятилетие. Вместо того чтобы догнать западные банки по внедрению технологий обработки наличности, наши банки остались на уровне 80-х годов прошлого века. Как выдающееся достижение банка представляется увеличение числа банкоматов, в то время как такие средства автоматизации обработки денег, как кэш-диспенсеры и рециркуляторы, практически не используются.

Российское государство должно всячески поощрять и способствовать распространению безналичных расчетов среди населения. Однако массовое использование безналичных денег населением существенно затрудняется отсутствием электронных устройств, считывающих электронные пластиковые карты, при осуществлении электронных платежей в мелких и средних торговых организациях, недостаточным количеством банкоматов, несовершенной системой оплаты коммунальных услуг посредством безналичных расчетов (счет необходимо иметь именно в Сбербанке, не происходит автоматической индексации при повышении тарифов, регулярные задержки системой Сбербанка проведения этих расчетов и пр.). Проблему могли бы решить принимаемые ЦБ акты об обязательном оснащении торговых точек с определенным уровнем товарооборота считывающими электронными устройствами, о снижении платы за обслуживание кредитных карт физических лиц в коммерческих банках и др.. Немаловажным является и рост функциональности банкоматов, который должен проходить в тесной связи с возрастанием роли самообслуживания в банковской индустрии.

В настоящее время монетарная политика в области регулирования денежной массы сводится, по сути, к контролю за ее объемом. Однако очень важным является не только количественная характеристика денежной массы - объем, но и качественная - ее структура. И здесь следует обратиться к такому показателю как монетизация экономики.

Монетизация экономики - это отношение денежной массы М2, включающей наличные деньги в обращении, остатки на рублевых и валютных счетах предприятий и населения в банках, к объему ВВП. Обратным по значению к коэффициенту монетизации является показатель скорости денежного обращения, рассчитываемый как отношение номинального валового внутреннего продукта к среднегодовой денежной массе М2. При этом должна перестраиваться сама система денежных агрегатов, большие изменения должны произойти в содержании агрегатов.

Так, агрегаты М1 и М2 представляют собой ликвидную задолженность (обязательства), которая не может быть погашена одновременно. Агрегат М0 может мультиплицировать счета, пока весь агрегат не будет исчерпан нормативными резервными требованиями.

Однако представляется, что сами по себе счета еще не являются деньгами. Они станут ими, когда смогут выполнять функцию средства платежа. Если учесть, что основная доля вкладов за рубежом приходится на частных лиц, то «обращение» счетов там достигается посредством электронных платежных систем. В нашей стране этого не происходит по причине отсутствия платежных систем таких масштабов.

Российский агрегат М1 включает вклады граждан в банках до востребования. Однако этот элемент денег в российских условиях не выполняет функцию средства обращения, так как не развиты пластиковые карты, чеки, депозитные сертификаты и т.д. Основная их функция — обслуживание хозяйственного оборота на территории России — не выполняется.

Так, например, в Европе пластиковая карта является наиболее часто используемым платежным инструментом. В среднем по Европе в обращении находится 900 карт на 1000 жителей. Показатели же по России куда более скромные. Так операции по оплате товаров, работ или услуг физическими лицами при помощи банковской карты составляет в III квартале 2010 года лишь 10% от общего объема операций с использованием банковских карт [13, стр. 24].

Объяснение существования агрегата М2 необходимостью показать функцию денег только как средства накопления [7, стр. 816] также не состоятельно, так как в сегодняшней России копят скорее доллары, драгоценности или недвижимость (это менее ликвидно, но, увы, безопаснее). Тем более, накопления - это еще не деньги, деньгами они становятся, когда начинают обращаться.

В связи с этим, денежные агрегаты М1 и М2 есть ни что иное как ускоренное обращение бумажной наличности, а так как скорость обращения денег в финансовом секторе высока, то принимают все счета за агрегат, хотя конечно же обслуживание их потребует определенного времени.

В финансовой системе происходит обращение первого порядка; второй уровень представляет реальный сектор, где происходит обращение второго порядка (обслуживание ВВП) той массы, которая обращается в финансовом секторе. Такой системой объясняется низкий уровень монетизации российской экономики. Ведь скорость обращения М0 в ВВП такая же как и в среднем в мире. Однако в России это обращение по большей части идет без участия банковской системы, о чем говорит низкое значение денежного мультипликатора. Денежная масса М0 всего лишь дублируется в финансовом секторе на счетах.

Одним из решений данной проблемы является развитие электронных платежных систем. Развитие новых форм расчетов и способов платежа является одной из основ здорового и качественного развития национальной экономики, ее финансовой системы. Тем более, существует мнение, что с внедрением электронных технологий эмиссии денег не происходит. Электронные технологии лишь оживляют «мертвые» средства, возвращая деньгам их фундаментальную функцию -быть средством платежа, то есть иметь ненулевую частоту обращения.

В системе агрегатов должны быть отражены все возможные до определенного уровня ликвидности активы, используемые в расчетах с определенной интенсивностью. Например агрегат М0 должен включать вклады, с которых производятся расчеты по пластиковым картам. Причем, операции снятия наличных через банкомат будут относить карточные счета к разряду «до востребования», а безналичный расчет по карточкам в торговой сети — к полноценным ликвидным деньгам М0. В связи с этим, в целом карточные счета представляют собой агрегат по ликвидности находящийся между М0 и М1, однако по мере развития электронных технологий он, во-первых, будет увеличиваться, а во-вторых, будет приближаться по ликвидности к М0, так как безналичные операции будут вы-

теснять такие операции как обналичивание карточных счетов.

Поэтому для таких денег необходимо выделить промежуточный агрегат М02, который в настоящее время по ликвидности равен агрегату М1, но с развитием электронных денег он будет по свойствам приближаться к М0. Кроме того, являясь банковскими, а не базовыми деньгами, пластиковые карты все же требуют надзора со стороны властей, чему будет способствовать аналитика агрегата М02.

Путем многолетних наблюдений, проведенных почти в восьмидесяти странах мира, выявлено, что минимальная величина коэффициента монетизации составляет 30 - 33 %. При дальнейшем сокращении коэффициента падает управляемость экономики со стороны государства, товарообменные процессы дезорганизуются, а каналы денежного обращения заполняются суррогатами. Кроме того, существенно снижается значение кредита в национальной экономике.

В развитых странах монетизация по агрегату М2 достигает 80 - 100%. Наибольшее значение коэффициента монетизации наблюдается в таких странах и территориях, как Гонконг, Швейцария, Ливан, Япония, Сингапур, Австрия, Малайзия, Великобритания, Люксембург, Мальта, то есть там, где действуют важнейшие мировые финансовые центры. Это и неудивительно, ибо нормальное функционирование финансовых центров возможно лишь при наличии исключительно высокой степени доверия к банковским системам соответствующих стран со стороны как резидентов, так и нерезидентов.

Несмотря на то, что теоретически повысить уровень монетизации можно мерами денежно-кредитной политики, на практике процессы реального сектора экономики оказывают на монетизацию более существенное влияние. Кроме того, эффективность инструментов денежно-кредитной политики ограничена инфляционными рисками. Поэтому повышение монетизации находится в прямой зависимости от темпов роста экономики: чем они выше, тем больше спрос на деньги и тем выше уровень ее монетизации.

В период с 1991 по 1994 г. в РФ отмечается огромный разрыв между темпами инфляции и темпами прироста денежной массы М2, что и стало, по-видимому, причиной огромного снижения реальной денежной массы в экономике и пятикратного снижения уровня монетизации экономики даже в условиях сокращения реального производства. То есть, правительство вело рестриктивную денежную политику и ограничивало денежное предложение в условиях гиперинфляции. Кроме того, именно в этот период произошло заметное падение уровня жизни населения. Развитие многих стран мира убедительно показывает устойчивую связь низких показателей коэффициента монетизации (и соответственно высоких значений скорости денежного обращения) с высокими темпами инфляции и денежной эмиссией. На июль 2010 года денежная масса М2 составила в России 17 190,3 млрд. руб., прирост денежной массы к началу года составил 9,5% [6, стр. 55].

Хотя в последние годы во многих странах в связи со значительным перераспределением денежной массы в пользу деривативных операций в финансовом секторе связь валютного курса, инфляции, долговых обязательств экономических субъектов стала менее очевидна и прямолинейна, однако все равно необходимо отметить, что все перечисленные выше факторы (инфляция, показатели денежной массы и валютный

курс), переплетаясь и взаимно дополняя друг друга, оказывают существенное влияние на развитие экономики страны в зависимости от конкретной экономической ситуации.

В связи с этим основными индикаторами правильности монетарной политики и эффективности функционирования денежной системы в целом является стабильность стоимости денег на товарных и валютных рынках и обеспеченность экономических субъектов достаточной массой платежных средств. Первый индикатор - стабильность стоимости денег - проявляется в относительной стабильности покупательной способности и валютного курса национальных денег. Второй индикатор выражается как раз через коэффициенты монетизации определенных экономических переменных, в частности через показатели монетизации валового внутреннего продукта, выступающие как показатели эффективности развития общества и экономики.

В конечном счете, при обосновании стратегии и механизмов развития страны на основе формирования эффективной денежной политики власти должны ориентироваться на необходимое и достаточное увеличение монетизации, причем это повышение должно основываться в меньшей степени на повышении объемов наличной денежной массы и в большей - на увеличении безналичных денег, то есть увеличении денежного мультипликатора.

Список литературы:

1. Основные направления единой государственной ДКП на 2010 г.

2. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

3. Положение №14-П от 05.01.1998 г. «О правилах организации налично-денежного обращения на территории РФ»

4. Федеральный закон № 395-1от 02.12.90 «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона № 17-ФЗ от 03.02.96г.

5. Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

6. Бюллетень банковской статистики, № 7, 2010 г.

7. Российский статистический ежегодник, 2009 г.

8. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2002г.

9. Статистика финансов: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Са-лина. М.: Финансы и статистика, 2000г.

10. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки // М.: «Кнорус», 211. 004г.

12. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Уч. пособие - СПб.: Знание, 2003 г.

13. Садков В.Г., Овчинникова О.П. Банковские системы развитых стран и совершение денежно-кредитной политики России // М.: Прогресс, 2003г.

14. Мировая карточная статистика // «Мир карточек», № 9, 2008 г.

15. Моисеев С.Р. «Взлет и падение монетаризма» // «Вопросы экономики», №9, 2002 г.

16. Эль А. «Особенности маркетинга карточных продуктов» // «Мир карточек», № 1, 2008 г.

17. Сайт Ассоциации российских банков: http://www.arb.ru

18. Сайт журнала «Банковские технологии»: http://www.banktech.ru

19. Сайт Центрального Банка РФ: http://www.cbr.ru

20. Сайт РосБизнесКонсалтинг: http://www.rbc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.