Научная статья на тему '120-летие Уссурийского казачьего войска'

120-летие Уссурийского казачьего войска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев О. И.

20 июня 2009 г. в г. Владивостоке состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 120-летию Уссурийского казачьего войска, которая проходила под эгидой Администрации Приморского края и Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

120th Anniversary of the Ussuri Cossack Troops

120th Anniversary of the Ussuri Cossack Troops

Текст научной работы на тему «120-летие Уссурийского казачьего войска»

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

120-ЛЕТИЕ УССУРИЙСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

О /"V июня 2009 г. в г. Владивостоке состоялась научно-практическая конфе-С- \^ренция, посвящённая 120-летию Уссурийского казачьего войска, которая проходила под эгидой Администрации Приморского края и Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Наибольший практический вклад в организацию работы форума внесли В. А. Игнатьев, начальник отдела анализа социальных процессов региона Управления внутренней политики Приморского края, Н.А. Кабанов, главный специалист-эксперт отдела и Г.Г. Ермак, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Активное участие в организации конференции приняли также представители казачьих структур Приморского края.

С докладами выступили О.А. Мельников, зам. руководителя аппарата Администрации Приморского края; С.А. Ивкина, главный специалист-эксперт Управления Министерства юстиции РФ по Приморскому краю; В.Б.Цепля-ев, атаман Приморского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Союз казаков»; В.М.Тришин, руководитель казачьего военно-патриотического клуба «Держава»; С.И. Ноздрин, начальник штаба Владивостокского городского казачьего общества, а также сотрудники ИИАЭ Л. И. Гал-лямова, Г.Г.Ермак, О.И.Сергеев, Л.Е.Фетисова.

Доклады представителей казачьего движения посвящены практически значимым для казачества проблемам, связанным с организацией работы казачьих структур, военно-патриотическим воспитанием молодёжи, взаимоотношениями казачьих обществ и государственных структур. Особый интерес у присутствующих вызвали научные доклады, представленные сотрудниками Института истории.

В выступлении канд. ист. наук О. И. Сергеева была подчёркнута особая роль Уссурийского казачества в истории дальневосточного региона и в целом страны. Будучи составной частью казачества России уссурийцы внесли свой достойный вклад в формирование Российского государства, обустройство его восточных окраин, охрану границ, защиту национальных интересов в лихие военные годы.

Уссурийское казачье войско — самое молодое в истории казачьих войск России. В 2009 г. отмечается 120-летний юбилей со времени его структурного оформления. Первые казачьи станицы—они же первые российские поселения на Приморской земле—возникли в 1858 г., т.е. до официального включения территории в состав Российского государства. Но наличие де-факто здесь русских поселений дало дополнительный козырь правительству в закреплении приморских земель за Россией путём заключения в 1860 г. Пекинского договора.

Уссурийские казаки, как и в целом казачество Дальнего Востока, внесли большой вклад в заселение края. Только в результате переселений 1855—1862 гг.

на Амуре и Уссури возникло 96 станиц и посёлков. В 1869 г. в Амурской и Приморской областях на долю казачества приходилось 43%, в 1897 г. только 10,3%. Всего в 1897 г. в трёх областях Приамурского края проживали 972 901 чел., из них казачьего сословия — 232 619 чел., т.е. 23,9% жителей края.

Воссоединение южной части Дальнего Востока с Россией потребовало организации обороны края. В этих условиях важное значение приобретали иррегулярные, т.е. казачьи части. В 1895 г. из всего мужского казачьего населения России в военное время на службе должно было находиться 12,8%, а в мирное— 2%. Для казачьих войск Приамурского края это соотношение было иным: в 1895 г. из 100% мужчин на службе в военное время находилось 24,3%, в мирное— 3,1%, т. е. казаки Дальнего Востока несли большую боевую нагрузку, чем в целом казачество страны.

Обороняя родной край, охраняя его границы, казаки внесли заметный вклад в защиту интересов страны, доблестно проявив себя во многих военных кампаниях. В 1900 г. три сотни казаков-уссурийцев принимали участие в «китайском походе», в результате появились первые Георгиевские кавалеры. Серьёзным испытанием для казаков стала русско-японская война. Отмечая заслуги Уссурийского казачьего полка, император пожаловал казакам надпись на головные уборы «За отличие в делах против японцев 1904—1905 года». 180 ка-заков-уссурийцев в русско-японскую войну стали георгиевскими кавалерами. С началом Первой мировой войны на фронт отправился Уссурийский казачий полк, а затем и Уссурийский казачий дивизион. Уссурийцы воевали на различных фронтах: Северном, Юго-Западном, Румынском. Только за 1915 г. 279 казаков Уссурийского войска стали Георгиевскими кавалерами. Революционные события, Гражданская война и последующие репрессии прервали организованную историю Уссурийского казачества. И лишь в 90-е гг. XX в. начался процесс его возрождения.

Хозяйственной деятельности уссурийских казаков посвящён доклад д-ра ист. наук Л. И. Галлямовой. Традиционными хозяйственными занятиями казачества являлись земледелие и скотоводство. Однако на Дальнем Востоке развитие земледелия на казачьих землях отставало от крестьянского земледелия, несмотря на лучшие условия наделения землёй. На Дальнем Востоке на казачий двор приходилось в среднем 6,4 дес. пашни, а на крестьянский — 12,7 дес. Помимо зерновых культур казаки занимались огородничеством, в ряде округов Уссурийского войска началось развитие бахчеводства. В некоторых хозяйствах выращивался табак, предпринимались попытки разведения плодовых деревьев и пр. Дальневосточное полеводство отличалось активным использованием сельскохозяйственных орудий и машин: накануне Первой мировой войны по насыщенности земледельческими машинами Дальний Восток значительно опережал не только Европейскую Россию, но и Сибирь. На территории казачьих войск открывались специальные склады, продававшие технику (в 1909 г. в Уссурийском войске их действовало 4, продано 225 плугов, 20 жаток, 24 веялки и т.д.), и прокатные станции, для временного пользования техникой.

В целом в аграрной отрасли экономики уссурийского казачества развивались важные процессы, способствовавшие формированию благоприятных предпосылок для существенного подъёма сельскохозяйственного производства, которые, к сожалению, были прерваны начавшимися масштабными событиями войны и революций.

В выступлении канд. ист. наук Л.Е. Фетисовой особо отмечалось, что движение русских людей «встречь солнца» было начато казаками и промышленниками. В силу особенностей заселения Дальнего Востока важным компонентом его культуры стал мужской героико-песенный фольклор, носителями которого являлись первопроходцы. Однако жизнь вдали от исторической родины привела к определённым потерям в содержательной части произведений, оказались забытыми прежние географические реалии. С появлением на Дальнем Востоке русских землепроходцев на смену былине пришёл жанр исторической песни. Прямое подтверждение существованию в регионе живой эпической традиции—сложение песни «Во Сибирской во украйне во Даурской стороне» об осаде Комарского (Кумарского) острога маньчжуро-китайцами в 1655 г. и победе русского оружия:

Побежал богдойский князёк Со своими силами Прочь от острогу. А сам заклинается: «А не дай же. Боже, Напредки бывать На славной и быстрой Амуре реке...»

Память о Комарском остроге и ратном подвиге казаков сохранило их народное творчество.

В фольклоре дальневосточного казачества событиям, происходившим в регионе, придавался государственный масштаб, что соответствовало действительности. Реализация этой идеи осуществлялась обычным для народного творчества способом—популярные произведения получали местную приуроченность. Например, в тексте «Скакал казак через долину» во второй строке обычно назывались кавказские поля, но участники военных действий в Китае заменили их «маньчжурскими полями».

Первая мировая война явилась очередным испытанием для служилого сословия, главенствующим чувством оставалась верность воинскому долгу:

Из тайги, тайги дремучей, От Амура от реки Молчаливой грозной тучей На войну шли казаки.

В целом, несмотря на значительную удалённость и труднодоступность дальневосточных земель, дальневосточная фольклорная культура развивалась в том же русле, что и на исторической родине. Характерной особенностью казачьего репертуара являлась его героико-эпическая направленность, которая не ограничивалась общероссийскими сюжетами и активно пополнялась новыми мотивами за счёт дальневосточных реалий.

Современным проблемам Уссурийского казачества посвящён доклад канд. ист. наук Г. Г. Ермак. Возрождение самобытной казачьей культуры — одна из основных целей современного казачьего движения, сформулированная в новой Концепции государственной политики в отношении российского казачества, принятой 2 июля 2008 г. Концепция предполагает совершенствование

и развитие государственной и иной службы российского казачества. Именно служба, военные особенности казачьего быта, военизированность сознания были основой самобытной казачьей культуры. Но материальная и духовная культура российского казачества не представляла единого монолита, каждое войско имело свои специфические особенности, которые определяли различные исторические, политические, социальные, природные и этнические факторы. И сегодня возрождение культуры Уссурийского казачества зависит от становления и развития исторических традиций, созданных XVII—XIX вв.

В Уссурийском казачьем войске общероссийской общественной организации «Союз казаков» созданы и действуют три военно-патриотических клуба: казачий «Держава» (пос. Славянка), казачий военно-патриотический клуб «Кадет» при Партизанском казачьем округе (пос. Владимиро-Александровское), военно-спортивный детский клуб в Манзовском казачьем округе (пос. Сибир-цево). Созданы три кадетских класса в г. Уссурийске, посёлках Славянка и Гро-деково. Радуют зрителей артисты Артёмовского казачьего хора «Сударушка», уссурийского «Гойда», ансамбля этнических казаков «Емшан», создаются музейные экспозиции, посвящённые истории казачества.

Таким образом, традиции Уссурийского казачества, несмотря на все тяготы, выпавшие на его долю, живы, развиваются и эффективно используются в нравственном, гражданском, патриотическом воспитании молодого поколения. Как подчёркивали выступавшие в ходе дискуссий на конференции, она имела большое как научное, так и практическое значение. Материалы конференции, отмечали казаки, будут использованы в ходе продолжающейся работы по возрождению уссурийского казачества и в военно-патриотическом воспитании молодого поколения дальневосточников.

0. И. СЕРГЕЕВ,

кандидат исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.