2'2010
Пробелы в российском законодательстве
11.13. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ВЫЯВЛЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Птухина Марина Владиславовна. Должность: главный государственный инспектор. Место работы: Новороссийская таможня, отдел таможенных инспекций.
Аннотация: Статья посвящена анализу методов экономического анализа для выявления преступлений во внешнеэкономической деятельности. Эти методы позволяют установить связь между экономическими показателями и характером преступной деятельности Ключевые слова: экономическая деятельность, международные договоры, преступления, информация, показатели.
METHODS OF ECONOMIC ANALYSIS IN THE IDENTIFICATION AND INVESTIGATION OF CRIMES IN THE FIELD OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
Ptukhina Marina Vladislavovna. Position: Chief state inspector. Place of employment: Novorossiysk Customs office, Customs Inspections Department.
Annotation: This article discusses the methods of Economic Analysis applicable for the detection of crimes in foreign economic activity. These methods help to identify the relationship between the economic indicators and the facts of criminal activities.
Keywords: economic activities, international treaties, crime, information, indices.
Важное значение в выявлении и расследовании преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности имеют методы экономического анализа. Эти методы лишь недавно стали обозначаться и применяться в методических рекомендациях по расследованию экономических преступлений. Их применение позволяет установить, в частности, какое влияние на изменение экономических показателей оказывают противоправные деяния, способствующие им причины и условия. Экономико-правовой анализ позволяет выяснить, как издание и реализация конкретных правовых актов сказываются на экономических показателях и преступной деятельности Применение этих методов в наиболее общем виде основано на одном из свойств организованной преступной деятельности - способности адаптироваться к правовой среде функционирования субъектов предпринимательской деятельности, адаптировать саму эту среду для достижения преступного результата, придавать вид законности фиктивным хозяйственным операциям. Организованная преступная деятельность находит обязательное отражение в системе экономической информации, что позволяет выявлять ее признаки с помощью информационно-поисковых систем (ИПС) диагностического типа методами экономикоправового и оперативно-экономического анализа.
Из вышеизложенного, относительно корректировки таможенной стоимости товаров видно, что объединить разнородные преступления в рамках единой класси-
фикационной группы было бы невозможно, если бы не применение дополнительного - криминалистически значимого - критерия классификации, которым является одна из сфер деятельности - внешнеэкономическая деятельность.
Понятие "внешнеэкономическая деятельность" сформулировано в ст. 1 Федерального закона "Об экспортном контроле" от 18.07.99 N 183-ФЗ. Под этим термином понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Очевидно, что в каждой из приведенных в определении видов деятельности (внешнеторговая, инвестиционная и др.) совершаются преступления в сфере таможенного дела, различающиеся по способу, механизму следообразования, источникам
криминалистически значимой информации, субъектам совершения и т.д., но имеют при этом общие закономерности.
К этим закономерностям относятся:
1) преступная деятельность, как правило, характеризуется взаимодействием участников ВЭД двух и более государств;
2) участниками ВЭД являются российские юридические и физические лица, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности, а также иностранные лица (ст. 1 ФЗ "Об экспортном контроле");
3) эта деятельность регулируется различными нормами права: таможенного, валютного, банковского, административного и др.;
4) важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играют особенности законодательства иностранного государства (государств), международное законодательство;
5) регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется государством в лице уполномоченных им органов, среди которых центральное место занимает ФТС РФ. Участвуют в регулировании и контроле за этой деятельностью и другие структуры: органы валютно-экспортного контроля, Центральный банк и др.;
6) реализация внешнеэкономической деятельности ее участниками находится в тесной связи с действиями (бездействием) должностных лиц и государственных служащих вышеназванных государственных органов и учреждений;
7) внешнеэкономической деятельности связана с перемещением различных объектов через таможенную границу. К числу этих объектов относятся: товары, в том числе и указанные в диспозициях ст. ст. 189 - 190, 193 УК РФ, иные предметы, в том числе перечисленные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ и др.
Детальную классификацию преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности "внутри" криминалистического классификационного критерия дает В.Д. Ларичев. Автор помимо уголовно-правовой выделяет следующие основания классификации:
1) вид внешнеэкономической деятельности в сферах внешней торговли, иностранного инвестирования, в том числе свободных экономических зонах, офшорного бизнеса, при перевозке товаров и грузов;
2) этап осуществления внешнеэкономической деятельности: стадия заключения сделок, таможенное
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Птухина М.В.
декларирование (от декларирования до выпуска в свободное обращение), перемещение товаров по таможенной территории РФ (транзит, доставка товаров под таможенным контролем, таможенное сопровождение товара), осуществление расчета по контрактам и т.п.;
3) категория участников ВЭД: преступления, совершаемые юридическими и физическими лицами;
4) категория субъектов преступлений - участников ВЭД: должностные лица таможенных органов, сотрудники подразделений инфраструктуры внешнеэкономической деятельности (таможенные брокеры, таможенные перевозчики и др.), должностные лица ОВД и других правоохранительных органов;
5) степень организованности субъектов преступлений: преступления, совершаемые единолично либо группой лиц.
Отмечая условность данной классификации, В.Д. Ларичев адресует ее, прежде всего оперативным работникам аппарата БЭП органов МВД РФ. Такое деление помогает оперуполномоченным специализироваться на выявлении и раскрытии преступлений при осуществлении отдельных видов, этапов внешнеэкономической деятельности, организовать оперативное обслуживание отдельных сфер внешнеэкономической деятельности, осуществить оптимальный подбор негласных сотрудников для выявления определенных правонарушений и т.п.