Научная статья на тему '101 проблемы кадровой подготовки специалистов грибного производства в условиях развивающейся инновационной среды'

101 проблемы кадровой подготовки специалистов грибного производства в условиях развивающейся инновационной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «101 проблемы кадровой подготовки специалистов грибного производства в условиях развивающейся инновационной среды»

с =

шаг 2: решается задача Ьгк ^т1П по переменным г и ] при ограничениях V

угк < ] ™., . ^ Л/ . Найденное решение ^ включается во множество ;

шаг 3: выполняется шаг 2 до тех пор, пока не будут найдены все производители, удовлетворяющие критерию шага 2, то есть способные поставить необходимое количество нужного продукта конкретному потребителю. При этом они будут ранжированы в порядке возрастания суммарной стоимости к - го продукта.

Можно выделить два варианта реализации этих процессов.

Первый - создается организационная структура, которая, подобно Рамблеру или Яндексу, собирает в одной базе данных с определенной периодичностью всю информацию по всем сайтам, имеющим спрос и предложение товаров и услуг в области сельского хозяйства. На данном интегрированном сайте создается информационная система, реализующая тот или иной уровень автоматизации электронной торговли.

Второй - разрабатывается типовой сайт сельскохозяйственного предприятия с размещением у одного провайдера под управлением мощной СУБД на основе единых классификаторов, например, ГРНТИ и ОКП.

Разработка типовых информационных систем в десятки раз дороже программно-реализованных отдельных задач для отдельного конкретного предприятия. Например, на Западе комплексная система управления крупным предприятием стоит несколько миллионов долларов. Очевидно, что типовые информационные системы, а уж, тем более, созданные на основе автоматизированного проектирования, отдельные предприятия не способны создать. Такую работу для целых отраслей, групп предприятий должны разрабатывать специализированные организации, которых в АПК нет. При этом экономия средств на разработке ИС при переходе на промышленную технологию типового проектирования составит не менее 5 миллиардов рублей. Экономия, при этом, только на оцифровке публикаций составит около 900 млн. рублей, а экономия на разработке и сопровождении сайтов превысит 1 млрд. рублей в год.

Комплексную же оценку эффективности внедрения ЕИПАЗ еще только предстоит осуществить, поскольку внедрения аналога его в мире нет. Мы можем сделать это лишь, последовательно оценивая отдельные составные элементы ЕИПАЗ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Отчет о НИР «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». -ВИАПИ РАСХН. 2010.

2.Отчет о НИР «Анализ состояния и объемы информационных ресурсов сельскохозяйственных предприятий в Интернет-пространстве». -ВИАПИ РАСХН. 2011.

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРИБНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Набоких А.А., к.э.н., доцент ФГБОУВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Ряттель А.В., к. ф-м.н., доцент ФГБОУ ВПО Вятский государственный гуманитарный университет Формирование рыночной экономики в России вызвало необходимость переориентации производства и реализации товаров (услуг) на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Сфера образования в рыночной экономике не стала исключением. Отражением ситуации явилась Концепция модернизации российского образования. В рамках профессиональной подготовки в российском образовании в соответствии с запросами и требованиями рынка труда произошло существенное увеличение списка профессий. Большинство работодателей восполняют потребность в квалифицированных кадрах,

способных выполнять современные технологические операции, в основном, за счет курсов переподготовки кадров, кратковременных стажировок, консультаций и т.п.

Сегодня большинство отраслей народного хозяйства перешли или еще переходят на новый уровень рыночной экономики - «опережающее развитие», который предусматривает не ориентацию на имеющуюся потребность, а формирование совершенно новой потребности, для этого нужны своевременно подготовленные профессиональные кадры.

Такие значимые требования конкурентной среды существенным образом отражаются на профессиональных учебных заведениях, в том числе и сельскохозяйственного профиля. Поэтому следует изучить возможность обучения по вновь возникающим востребованным профессиям соответствующего уклона и разработать пакет сопровождающей учебно-программной документации.

Одним из перспективных направлений сельского хозяйства становится грибоводство, нуждающееся в специалистах различного профиля. Ведь в большей степени от профессиональности кадров, начиная от руководителя хозяйства и заканчивая простым рабочим, зависят стабильные высокие урожаи и прибыльность грибоводства.

Что же является основой прибыльности грибоводства?

Главными требованиями высокого урожая культивируемых грибов являются: высококвалифицированный персонал; качественно изготовленный субстрат; выполнение климатических требований; соблюдение гигиенических норм и правил; правильный сбор, хранение и транспортировка грибов. Для грибоводческого дела, безусловно, эти принципы являются законами успешного бизнеса, где планируемый результат - это высокие требования к каждому шагу, выверенному во времени и показателях.

Проблемы при производстве культивированных грибов возникают из-за несоблюдения требований к системе качеств технологических операций. При этом чаще всего персонал не способен своевременно реагировать на сбои в технологическом процессе и внести соответствующие коррективы (технология культивирования грибов этих ошибок не прощает), что приводит к потере времени, ухудшению качества грибов и, естественно, сокращению доходов предприятия.

Сложность в решении этих проблем лежит в слабой подготовке кадров, которые научены делать свою работу по инструкции, а не как требуют соответствующие обстоятельства. Предположим, произошло изменение качества субстрата. Эта ошибка возникает не из-за нарушений в технологии, а из-за потери контроля над уровнем компонентов субстрата (например, погодные условия их выращивания были не отслежены и не отражены в технологическом учете) или сбое технологических показателей оборудования.

Основным инструментом повышения грамотности персонала, и увеличения будущего урожая должна являться аналитическая работа, сопровождаемая контролем во времени изменений всех процессов. Немногие фирмы ведут базу данных показателей для последующего анализа и повышения результатов. Это требует как начальной подготовки специалистов, так и последующей их стажировки и консультаций.

Следовательно, невыполнение основных принципов культивирования грибов, в основном, связано с непрофессиональным выполнением обязанностей как руководителя предприятия, так и специалистов разного уровня.

Однако многие грибоводы видят корнем проблем грибоводства именно плохое техническое обеспечение, а не профессионализм персонала. Доля правды в этом есть, но статистика успешных хозяйств свидетельствует, что и с несовременным оборудованием урожай может расти. При этом с внедрением автоматизированных информационных технологий грибоводство начинает переживать кадровый голод.

В соответствии с этим ведущие грибные хозяйства хотят вкладывать инвестиции в людей, но качественной в соответствии с государственными стандартами профессиональной подготовки в РФ не существует.

Профессиональная подготовка специалистов грибной отрасли в России ведется только в рамках предоставления консалтинговых услуг крупными грибными комплексами,

например, ПКП «Сантана» (г. Саратов) и ООО «Школа грибоводства» (г. Москва). Полученная при обучении теоретическая база знаний не в состоянии гарантировать успех в грибном бизнесе, в особенности на региональном рынке.

Для профессиональной подготовки специалистов требуется разработать образовательные стандарты по всем профессиям грибной отрасли с учетом региональных компонентов. В соответствии с требованиями создать учебно-методический комплекс с информационным сопровождением для своевременного определения и устранения технологических нарушений, снижающих урожайность и качество грибной продукции.

Решение этой насущной проблемы возникло при возрастающем с каждым годом спросе на грибную продукцию, а, соответственно, увеличении количества желающих заниматься столь интересным, но при этом сложным видом бизнеса. Но, не смотря на это, вхождение на рынок культивируемых грибов и развитие на нем для многих остается лишь желанием по одной причине - отсутствие качественного профессионального образования.

Заметим еще, что подготовка специалистов грибного производства даст возможность профессиональным учебным заведениям создать собственное грибное хозяйство, которое при соблюдении требований технологии культивирования грибов и грамотном бизнес-планировании принесет им значительные доходы. При этом учащиеся помимо специального грибного образования сформируют первоначальные навыки грибного предпринимательства. Внедрение такого вида производства можно посоветовать и общеобразовательным школам, особенно сельским, которые в рамках производственной бригады на невостребованных основных фондах могут создать грибной цех.

ДВЕ ВЕЛИКИХ ЛИЧНОСТИ

Ястребинская Г.А., к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет- МСХА имени К.А.

Тимирязева

В рамках выбранной темы (рубрики) и посвящения чтений научному наследию академика А.А. Никонова, его юбилейной дате, естественно выплывает требование к публикуемым тезисам - попытаться сказать слово о Великом Ученом и о Великом Незнакомце. Никонов из семьи крестьянина, крестьянский сын, что определило во многом его незаурядную личность, характер и направление его трудовой деятельности, это прекрасно отражено в книге «Академик А.А. Никонов: творческое наследие и воспоминания коллег» (М: 2008). Личность А.А. Никонова отражена в памяти коллег, с ним работавших и связанных по жизни, в его работе и публикациях, и последнем фундаментальном труде «Спираль многовековой драмы; аграрная наука и политика России (XVIII - XX вв.» - М: 1995), к сожалению, завершившим его земной путь. Личность А.А. Никонова до сих времен, а его нет с нами почти 2 десятилетия, остается неоднозначной: у него много поклонников, последователей, но немало тех, кто не переносит на дух даже его имя. Что ж, это удел всех незаурядных личностей!

О второй «личности», Великом Незнакомце, также, как и о его адепте, академике А.А.Никонове, много сказано, а порой и ничего не сказано, а отношение тоже: от любви до ненависти - это о Крестьянстве. Одни считают его основой жизни, а другие говорят, что его сейчас нет! В этой статье мы употребляем слова «Великий Незнакомец» - Личность, как понятие собирательное и Соборное.

Каков же портрет этой личности - Крестьянин? Как ученые посмотрим на то, что о нем пишут, и прежде всего деятели науки. Нет однозначного, устоявшегося определения, кто такой Крестьянин. И мы не будем в краткой статье повторять имеющиеся в литературе определения, не будем дискутировать.

Отметим, что крестьянское хозяйствование предъявляет высокие требования к тем, кто им занимается. Еще в 1924 г. Н.П. Макаров сформулировал 10 основных качеств, которыми должен обладать человек, ведущий крестьянское хозяйство: • здоровье;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.