Научная статья на тему 'Проблемы специализации и концентрации в управлении рынком культивируемых грибов'

Проблемы специализации и концентрации в управлении рынком культивируемых грибов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ / КУЛЬТИВИРУЕМЫЕ ГРИБЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набоких А. А.

Рассмотрены проблемы специализации и концентрации в управлении рынком культивируемых грибов. С ростом числа потребителей свежих культивируемых грибов возникает неудовлетворенный спрос по причине отсутствия необходимого количества этой продукции на прилавках магазинов, и как следствия повышается цена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набоких А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы специализации и концентрации в управлении рынком культивируемых грибов»

РАЗВИТИЕ АПК

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИВУПРАВЛЕНИИ РЫНКОМ КУЛЬТИВИРУЕМЫХ ГРИБОВ

А. А. НАБОКИХ, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий и систем в экономике E-mail: [email protected] Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Рассмотрены проблемы специализации и концентрации в управлении рынком культивируемых грибов. С ростом числа потребителей свежих культивируемых грибов возникает неудовлетворенный спрос по причине отсутствия необходимого количества этой продукции на прилавках магазинов, и как следствие повышается цена.

Ключевые слова: специализация, рыночная концентрация, конкурентная среда, управление рынком, культивируемые грибы.

Рынок культивируемых грибов настолько специфичен, что позволяет с высоким технологическим подходом управлять урожайностью и точно планировать доходы и расходы. Производство культивируемых грибов как сельскохозяйственной культуры носит круглогодичный непрерывный характер. Грибоводство как отдельное производство сельского хозяйства должно быть максимально специализировано при подготовке кадров, оборудования и технологии. Несоблюдение требований к специализации производства приведет в той или иной степени к ухудшению результатов. Зачастую этот процесс и происходит — большинство хозяйств работает очень нестабильно: периоды высокой урожайности и хорошего качества продукции сменяются менее прибыльными периодами, а иногда и большими провалами. В условиях конкуренции такие сбои в работе могут закончиться весьма печально.

Рассмотрим специализацию производства на примере грибов штамма вешенки — НК-35.

Основная проблема специализации в грибоводстве состоит в подготовке технологов, специалистов субстратного производства. Проблемы в этой области часто возникают не из-за того, что персонал не знает, какую технологическую операцию надо сегодня осуществить и как ее осуществить, ав том, что иногда эта операция выполняется некачественно.

Кроме того, есть еще одна, пожалуй, самая большая сложность — способность персонала вовремя заметить сбой в технологии, выявить его причину и своевременно внести коррективы в ход технологического процесса. Сложность эта объясняется, во-первых, тем, что часто в хозяйстве работает недостаточно квалифицированный персонал, неспособный проанализировать ситуацию и найти правильное решение возникшей проблемы. Во-вторых, очень важно, чтобы персонал не относился шаблонно к выполнению технологических операций. Шаблонное исполнение одной и той же технологической операции может привести к ослаблению внимания.

Например, вдруг резко ухудшается качество субстрата. Вполне понятно, что это не могло произойти из-за того, что технолог вдруг забыл рецептуру субстрата или схему его приготовления. Причина заключается в том, что вовремя не были зафиксированы изменения, которые произошли в период подготовки субстрата: в погодных условиях, в исходных компонентах, в технике и т. п. Поэтому вовремя не были внесены соответствующие коррективы в ход процесса. Плохой контроль за течением процесса компостирования привел к автоматическому повторению опера-

ций без учета анализа ситуации, т. е. ответственный за это персонал по каким-то причинам неответственно отнесся к выполнению своих обязанностей.

Поэтому можно заключить, что невыполнение основных принципов выращивания грибов, как правило, связано с некачественным и непрофессиональным выполнением своих обязанностей персоналом, начиная от руководителя хозяйства и кончая простым рабочим.

Профессиональная подготовка специалистов грибной отрасли в России ведется только в рамках консалтинговыхуслуг ООО «Техник» (г. Саратов), ООО «Школа грибоводства» (г. Москва). Полученная теоретическая база знаний не в состоянии гарантировать успеха, особенно на своем региональном рынке. Требуются систематическое совершенствование знаний и обобщение опыта.

Оборудование по выращиванию культивируемых грибов является весьма специфичным, причем экономия и самостоятельное изготовление оборудования приведут заведомо к более низкому урожаю. Комплект основного оборудования, которое постоянно совершенствуется с целью повышения урожайности, представлен в табл. 1.

Технологический процесс грибоводства, как было сказано в требованиях к специалистам, является весьма специфичным, причем этапы технологии не меняются, а содержание постоянно совершенствуется и требует максимальной концентрации внимания и совершенной системы контроля за процессом. Технологический процесс производства грибов «Вешенка» включает этапы:

1) подготовкакомпонентов:

• хранение соломы;

• хранение мицелия;

2) подготовка субстрата:

• измельчение соломы;

• обработка горячей водой и охлаждение;

3) посадка грибницы:

• инокуляция мицелием;

• разрастание мицелия;

• созревание субстрата;

4) плодоношение:

• плодообразование;

• сбор и сортировка урожая;

• сжигание больных, отмерших грибов;

5) упаковка, маркировка и отгрузка покупателю;

6) подготовка к новому обороту:

• выгрузка и транспортировка субстрата;

• создание компоста для внесения в почву в качестве удобрения;

• очистка помещения под новый цикл.

Таблица 1

Комплект оборудования предприятия по производству культивируемых грибов «Вешенка»

Оборудование Количество

Отопительный котел типа КВ — 300 1

Субстратное производство

Соломорезка на 0,5 т соломы / ч (до 10кВт) 1

Баки металлические утепленные с трубчатыми электронагревателями объемом 1,5 м3 4

Столы для инокуляции, обитые металлом 2

Вентилятор радиальный (1 ООО м3/ч) с фильтром грубой (вЗ) и тонкой (Б8) очистки воздуха и с теплообменником 1

Вытяжной осевой вентилятор (500 м3/ч) 1

Камеры инкубации

Вытяжной осевой вентилятор (500 м3/ч) 1

Приточно-рециркуляционная установка с теплообменником и вентилятором производительностью 4 000 м3/ч 1

Щит управления с термостатом-термодатчиком 1

Светильники мощностью 80 Вт 6

Вытяжной потолочный вентилятор на 2—3 тыс. м3/ч 1

Кондиционер для охлаждения воздуха в камере мощностьюдо 10 кВт 1

Камеры плодоношения

Стеллажи трехярусные металлические на 100 24

мешков каждый

Климатический бокс с приточно-рециркуляци-онной камерой, теплообменником и вентилято- 1

ром производительностью 8—10тыс. м3/ч

Разводка вентиляционной системы -

Увлажнители воздуха АГ-1 2

Станция управления АГ-1 1

Парогенератор производительностью 30—40 кгпара / ч 1

Светильники мощностью 80 Вт 18

Шахта вытяжной вентиляции или вытяжной 1

вентилятор

Тележка для развоза мешков 2

Тележка для сбора грибов 1

Овощные полиэтиленовые ящики для сбора грибов 50

Холодильная машина производительностью 20-30 кВт 1

Подсобные помещения

Горячий стол, электронные весы, рабочие столы, -

напольные весы

Холодильная камера объемом 6—10 м3 1

Склад материалов (деревянные стеллажи), офисная техника, мебель —

Кроме проблем специализации производства у грибоводства есть и сложность в коммерческой сфере. Проблема концентрации производителей культивируемых грибов на территории России является весьма актуальной. Основное производство грибов

сконцентрировано в Центральном и Приволжском федеральных округах России. Это вызвано более высокими доходами населения и культурой общества в питании. Доставка грибов в отдаленные от производства регионы усложнена малыми сроками и условиями хранения и сложностью транспортировки из-за хрупкости структуры тела грибов. При этом культивируемые грибы не относятся к товарам повседневного спроса, что усложняет процесс их реализации. Необходимо выявить интенсивность конкуренции, концентрацию производств на территории России и предложить региональным сельскохозяйственным производителям создавать грибное производство в связи с неудовлетворенным спросом, завышенными ценами производителей других регионов и отсутствием свежих грибов.

Для полного анализа конкурентной среды рынка продукции грибоводства региона недостаточно использовать только данные статистики. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры, а главное, в связи с недоступностью соответствующей информации о состоянии рынка культивируемых грибов, осуществление общего контроля за состоянием рынка объективно затруднено. Кроме того, не все аспекты конкуренции имеют цифровое представление. Для многих факторов сложно предложить адекватный статистический измеритель, и их описание возможно только на качественном уровне. В такой ситуации оценку конкурентной среды рынка культивируемых грибов необходимо проводить на основе статистической информации при дополнительном отслеживании ситуации на рынке с помощью методов анкетирования и проведения опросов. Применение опросных методов должно проводиться не единожды, а постоянно, с определенным временным промежутком и, желательно, по одной и той же выборке предприятий. Собранную таким образом качественную информацию за ряд лет можно будет использовать для прогнозирования.

Для выявления проблем специализации производства, рыночной концентрации и состояния конкурентной среды регионального рынка культивируемых грибов и его инфраструктуры в целом необходимо проведение комплексной методики оценки, которая должна состоять из следующих этапов:

1) анализ состояния регионального рынка культивируемых грибов:

• определение организационной структуры такого рынка;

• анализ динамики товарного производства и реализации культивируемых грибов;

• структурно-динамический анализ рыночного потенциала предприятий грибоводства

региона;

2) оценка конкурентной среды при помощи количественных индикаторов (емкость рынка, доля предприятий на рынке, насыщенность рынка, уровень потребления, влияние сезонности на формирование основных показателей, открытость рынка для межрегиональной торговли, эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность);

3) оценка конкурентной среды при помощи качественных индикаторов (составление потребительских карт по видам культивируемых грибов различных производителей, представленных на рынке, с целью выявления социально-экономических характеристик потребителей грибов, определения мнения потребителей о продукции, развитии рынка и производства, выявления и оценки наиболее значимых факторов, влияющих на принятие решения о покупке культивируемых грибов).

Согласно методическим рекомендациям профессора Г. Л. Азоева можно определить динамику грибного рынка и интенсивность конкуренции на данном рынке. Сначала проведем расчет показателя динамики рынка (Тт) по объемам рынка в конце анализируемого и базисного периодов ( Ут и Ут) и длительности периода (¿):

V- V 12

т _ т_гт_ I 1

т~ V ' , ■

т

Как считает Г. Л. Азоев, темп роста, его максимальная и минимальная границы лежат в пределах 140 и 70% в год. Поэтому, если Тт > 1,4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении в пределах 0,7 <Тт< 1,4 рынок проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания, если Тт< 0,7,то ожидается кризис рынка.

По данным долей всех предприятий по производству культивируемых грибов, отчитывающихся перед Госкомстатом, показатель динамики рынка культивируемых грибов равен Тт = 1,96 и, соответственно, данный рынок проходит состояние ускоренного роста.

По динамике рынка рассчитываются показатели интенсивности конкуренции (и). Можно принять, что если Тт> 1,4, то и( = 0; при 0,7 < Тт<

(14 - Т ) М т

1,4, и, -^ ; если Т = 0,7, то П= 1. Показа' 0,7 т ' тель интенсивности конкуренции в данном случае характеризует не интенсивную конкуренцию, так как Т >1,4и П = 0.

т ' t

К показателям рыночной концентрации относятся:

а) коэффициент рыночной концентрации (СК), который рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке.

Используем уровень концентрации трех (СЯ-3), четырех (СЯ-4), шести (СЯ-6), восьми (СЯ-8), десяти (СЛ-10) крупнейших продавцов, так как именно они в совокупности определяют существенную долю рынка.

Расчет коэффициентов рыночной концентрации производится по формуле:

V + V +... + V

Таблица 2

Динамика концентрации производства грибной отрасли России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CR = -

Vm

Год Показатели концентрации, % Индекс Герфиндаля— Хиршмана

Сй-З СЙ-4 СЙ-6 СЙ-10

2006 30,6 37,2 48,1 62,3 545

2007 30,3 35,6 43,7 58,0 531

2008 29,1 34,2 41,5 56,3 519

где ¥1+У2+^ Уп+ — объемы реализации (поставки) п крупнейших продавцов; Ут — общий объем реализации товара; б) индекс рыночной концентрации Герфинда-ля—Хиршмана (НН1), рассчитываемый как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами,

N

шш = £ А2,

где Б — доля /-Й фирмы Нк рынке, %; N — общее число фирм на рынке.

Показатели концентрации и индексы Герфин-даля—Хиршмана для грибного сектора сельского хозяйства России за 2006—2008 гг. представлены в табл. 2.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфин-даля—Хиршмана выделяются три типа рынка:

• высококонцентрированные: при 2 000 < НН1< 10 000, 70%< СЯ-3< 100%;

• умеренно концентрированные: при 1000 < НН1< 2 000,45 %< СЯ-3< 70%;

• низкоконцентрированные: при НН1 < 1 000, СЯ.-3 <45 %.

Исходя из данных, представленных в табл. 2, рынок культивируемых грибов по степени монополизации рынка относится к низкоконцентрированному. Индекс Герфиндаля—Хиршмана здесь менее 1 000, что тоже подтверждает неконцентрирован-ность рынка культивируемых грибов.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштаб-ной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

Высокая концентрация рынка определяется совокупной долей трех или четырех крупнейших

субъектов (т.е. коэффициентами концентрации), а также коэффициентом Герфиндаля—Хиршмана, который показывает, какое место, долю на данном рынке занимают более мелкие субъекты, есть ли предпосылки при данной структуре рынка для противодействия более мелких субъектов рыночной силе крупнейших.

В условиях неразвитости малого предпринимательства в России, а также несовершенной статистической базы по субъектам малого предпринимательства коэффициент Герфиндаля—Хиршмана может давать отчасти искаженную картину, особенно в грибоводстве (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка удваивается). Однако степень монополизации рынка с учетом субъектов малого предпринимательства должна снижаться, а не расти.

Данный критерий вместе со степенью преодолимое™ барьеров «входа» на рынок является основным в оценке рыночной концентрации и состояния конкурентной среды.

Проблема специализации и концентрации в управлении рынком культивируемых грибов ставится и исследуется остро. Высокий урожай — это высокие требования к специализации, акоммерчес-кий успех в реализации культивируемых грибов — систематическое исследование рыночной концентрации и, в целом, конкурентной среды рынка культивируемых грибов и его инфраструктуры.

Список литературы

1. Азоев Г.Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. 196 с.

2. Купер Г. Потенциал российского рынка грибов // Школа грибоводства. 2004. № 6. С. 15.

3. СафрайАИ., Тишенков А. Д. Конференция «Грибоводство: стратегия и тактика успешного бизнеса» // Школа грибоводства. 2003. № 4 С. 12—16.

4. Тишенков А. Д. Характеристика культивируемых видов и штаммов вешенки производства фирмы Sylvan // Школа грибоводства. 2003. №1.С. 10-12.

5. Тишенков А. Д., Карпов Ф. Ф. Технология культивирования вешенки // Школа грибоводства. 2000. №4. С. 2-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.