Научная статья на тему '100-летний путь педагогической биомеханики спорта'

100-летний путь педагогической биомеханики спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биомеханика спорта / достижения новой биомеханической педагогики / sports biomechanics / achievements of new biomechanical pedagogics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.П. Иванова

Цель исследования – исторический анализ развития биомеханики спорта в России. Результаты исследования и выводы. В статье раскрыта история становления педагогической биомеханики за 100 лет. 20-е годы прошлого века считают началом Российской педагогической биомеханики, задачи которой сводились к внедрению достижений новой биомеханической педагогики в прогресс изменяющейся жизни человека, прогресс искусства, образования, модернизации труда и спорта. В 1939 г. выходит первый учебник «Биомеханика физических упражнений» под редакцией Е.А. Котиковой, в котором изложены основы педагогики построения физических упражнений. В 1963 г. открывается первая кафедра биомеханики в институте им. П.Ф. Лесгафта, а в дальнейшем – диссертационные Советы по биомеханике, в Нальчике, Майкопе и других городах. В настоящее время наблюдается снижение интереса к биомеханике со стороны российского научного сообщества. В связи с этим автором актуализируется необходимость открытия в спортивных вузах биологических Диссертационных Советов, которые вполне способны оценивать качество работ по биомеханике спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.П. Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centenary of academic sports biomechanics discipline

Objective of the study. The sports biomechanics discipline coming to its birth centenary should undoubtedly be protected for its great service and benefits for humanity, and this is the core idea of our article. Results and conclusion. As things now stand, it is very likely that Biomechanics PhD dissertations will no more be defended since 2021 – that may be interpreted as indicative of the interest in the discipline being lost by the Russian research community. It is necessary to understand the true reasons for collapse of the academic biomechanics discipline on the verge of its birth centenary, otherwise our sports research may be stalled due to the need for a human movement theory to facilitate competitive progresses in many sports disciplines, particularly the most difficult ones – including e.g. figure skating, artistic and rhythmic gymnastics with their unprecedentedly beautiful and complex elements and movement culture on the whole. This movement culture is akin to ballet in terms of the movement expression and artistic merits – that have always been of special interest for the Russian biomechanics researchers working in collaboration with the leading choreographers and athletes in the above-mentioned and other projects by the Research Institute of Physical Education.

Текст научной работы на тему «100-летний путь педагогической биомеханики спорта»

100-ЛЕТИИИ путь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БИОМЕХАНИКИ СПОРТА

УДК/UDC 796(094)

Поступила в редакцию 20.07.2021 г.

Доктор биологических наук, профессор Г.П. Иванова1

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

CENTENARY OF ACADEMIC SPORTS BIOMECHANICS DiSCiPLiNE

Dr. Hab., Professor G.P. Ivanova1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Информация для связи с автором: gpiva@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - исторический анализ развития биомеханики спорта в России.

Результаты исследования и выводы. В статье раскрыта история становления педагогической биомеханики за 100 лет. 20-е годы прошлого века считают началом Российской педагогической биомеханики, задачи которой сводились к внедрению достижений новой биомеханической педагогики в прогресс изменяющейся жизни человека, прогресс искусства, образования, модернизации труда и спорта. В 1939 г. выходит первый учебник «Биомеханика физических упражнений» под редакцией Е.А. Котиковой, в котором изложены основы педагогики построения физических упражнений. В 1963 г. открывается первая кафедра биомеханики в институте им. П.Ф. Лесгафта, а в дальнейшем - диссертационные Советы по биомеханике, в Нальчике, Майкопе и других городах. В настоящее время наблюдается снижение интереса к биомеханике со стороны российского научного сообщества. В связи с этим автором актуализируется необходимость открытия в спортивных вузах биологических Диссертационных Советов, которые вполне способны оценивать качество работ по биомеханике спорта.

Ключевые слова: биомеханика спорта, достижения новой биомеханической педагогики.

Abstract

Objective of the study. The sports biomechanics discipline coming to its birth centenary should undoubtedly be protected for its great service and benefits for humanity, and this is the core idea of our article.

Results and conclusion. As things now stand, it is very likely that Biomechanics PhD dissertations will no more be defended since 2021 - that may be interpreted as indicative of the interest in the discipline being lost by the Russian research community. It is necessary to understand the true reasons for collapse of the academic biomechanics discipline on the verge of its birth centenary, otherwise our sports research may be stalled due to the need for a human movement theory to facilitate competitive progresses in many sports disciplines, particularly the most difficult ones - including e.g. figure skating, artistic and rhythmic gymnastics with their unprecedentedly beautiful and complex elements and movement culture on the whole. This movement culture is akin to ballet in terms of the movement expression and artistic merits - that have always been of special interest for the Russian biomechanics researchers working in collaboration with the leading choreographers and athletes in the above-mentioned and other projects by the Research Institute of Physical Education.

Keywords: sports biomechanics, achievements of new biomechanical pedagogics.

Введение. Научная проблема возникла в связи с выходом проекта Постановления РАН № 118 от 24.02.21 г. об укрупнении научных специальностей, по которым присуждаются научные степени. В случае утверждения данного постановления РАН учебной дисциплины «биомеханика», как педагогической науки, надо понимать, что её не станет. Аспирантура и Диссертационный Совет, при которых готовились кадры по биомеханике для физической культуры и спорта, по-видимому, также исчезнут. Непосредственное движение живого субъекта в физической культуре и спорте и есть объект изучения педагогической биомеханики, а в других странах кинезиологии. Если педагогической биомеханики спорта в России не станет, то какая же наука возьмет на себя решение этой интегральной задачи? С биологической точки зрения нервно-мышечное обеспечение движений может быть продолжено учеными-биологами, как это делал П. Ф. Лесгафт в медицине, но вторую сторону анализа - взаимодействие с силами внешнего происхождения - биологам преподавать не по-

лучится, так как нужны другие знания, спортивный опыт и особое образование, которое в программах физкультурных вузов достаточно широкое.

Цель исследования. Биомеханика, как понимали учителя-теоретики движений Н. А. Бернштейн [2-7], Г. А. Коган [13], В. К. Бальсевич [1], Л. В. Чхаидзе [16], В. М. Зациорский, Д. Д. Донской [9], способна раскрыть сущность и ценность двигательной активности во имя здоровья, в борьбе с болезнями, а также без ее анализа не будет рекордов в спорте и в жизни. Ее надо сохранить во благо человека, биомеханика прошла тяжелый 100-летний путь, обсуждению чего и посвящена статья.

Результаты исследования и их обсуждение. История «рождения биомеханики». В 20-е годы прошлого столетия, сразу после революции и гражданской войны, новое государство проявляло интерес ко всему передовому, авангардному в строительстве новой жизни. С огромным энтузиазмом внедрялись смелые подходы в различные отрасли науки, производства, искусства, образования.

№1 • 2022 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

В это время биомеханика, как новая отрасль науки о человеке, стала необходима при автоматизации производства и оптимизации любого рабочего движения, она получила общественное признание в искусстве и образовании, а потому, возможно, в начале 20-х годов был создан в Москве Центральный институт труда (ЦИТ), которым руководил А. К. Га-стев. Он был яростным сторонником биомеханики и впервые открыл биомеханическую лабораторию по изучению движений, где работали Н. А. Бернштейн, Т. С. Попова [5], Г. А. Коган [13], каждый из которых осваивали свои определенные направления в биомеханике.

Методической основой решения биомеханических задач с первых шагов стала световая регистрация движений, описанная в работах Н. А. Бернштейна и Т. С. Поповой [5]. К 1926 г Н. А. Бернштейн выпустил самостоятельный труд -«Общая биомеханика» [4]. Годом раньше в сборнике исследований ЦИТ появилась работа ученика П. Ф. Лесгаф-та - Г. А. Когана «Основы организации труда» [13].

Таким образом 20-е годы прошлого века можно считать началом Российской педагогической биомеханики, задачи которой сводились к внедрению достижений новой биомеханической педагогики в прогресс изменяющейся жизни человека, прогресс искусства, образования, модернизации труда и спорта.

Об истоках биомеханики. В 1905 г П. Ф. Лесгафт публикует книгу «Основы теоретической анатомии», а на ее материале создает курс «Теория телесных движений», по которому учились слушательницы его курсов, а далее студенты институтов физической культуры и пр. Возможно поэтому считалось, что родоначальником понятия «биомеханика» является П. Ф. Лес-гафт. Однако, как утверждает в автобиографическом очерке о жизни и работе Н. А. Бернштейна, историк Ирина Сироткина [15, с. 51], так не думал даже Петр Францевич. Он считал, что термин «биомеханика» возник у эмбриологов. В 1887 г в работе венского врача Морица Бенедикта и врача из Страсбурга Эрнста Мейнерта было использовано слово «биомеханика», а у последнего только в заглавии труда по органогенезу, потому что, по утверждению историка И. Е. Сироткиной, «биомеханика» означала в те времена науку о развитии органов эмбриона.

Однако обнадеживают слова А. В. Луначарского о том, «что биомеханика является частью науки о жизни, и рано или поздно все будут рассуждать с точки зрения основных законов биомеханики» (цитата по [15]).

На кафедре анатомии в Ленинграде в 1930-1940-е г работали ученики П. Ф. Лесгафта: А. А. Красуская, Е. А. Котикова и продолжатели его идей: И. М. Коряковский, Д. А. Семенов, Е. Г. Котельникова и др., проводившие биомеханический анализ движений в различных видах спорта. Благодаря этой работе, ими был собран материал, позволивший издать в 1939 г. первый учебник «Биомеханика физических упражнений» под редакцией Е.А. Котиковой [8], в котором изложены основы педагогики построения физических упражнений, то есть движений в гимнастике, легкой атлетике и пр.

Период запрещения биомеханики в СССР. В 1947 г. вышла в свет монография Н. А. Бернштейна «О построении движений» [7], получившая сразу премию за новаторство, однако новое всегда встречает противодействие, сопротивление, что испытала на себе биомеханика «живого» и кибернетика. Возникли публичные разногласия между представителями физиологической школы И. П. Павлова и учеными, придерживающимися многоуровневой теории построения движений Н. А. Бернштейна, называемыми тогда «механистами». На показательных диспутах с 1949-го по 1956 г. вынужденно голосовали против теории «механистов» даже некоторые ученики большого ученого, опасаясь репрессий, а сам великий экспериментатор, предчувствуя угрозу своей «научной

судьбе», вынужден был тихо уходить с мест своей прежней службы из-за закрытия лабораторий по биомеханике и возникшего стихийного страха у окружающих сослуживцев к самому слову «биомеханика». Это продолжалось до конца 1958 г., когда в институтах физической культуры была факультативно возвращена биомеханика, а Н. А. Бернштейн появился на конференции по физиологии лишь в 1966 г.

Возрождение биомеханики. Жизнь страны менялась, шла подготовка человека к полету в космос, где работали биомеханики, например, Л. В. Чхаидзе [16] - ученик Бернштейна; появились успехи в робототехнике и автоматизации труда [9, 17]; очевидны стали большие победы в спорте. Все это было бы невозможным без внедрения в новое и передовое новейших достижений биомеханики, которая возвращалась и в процесс подготовки специалистов, в первую очередь, в физическом воспитании и спорте.

В то же время из-за периода запрета биомеханики в нашей стране отечественная наука о движении «живого» уже не была первой и единственной в мире. Вышла в ГДР биомеханика спорта, в США - «Биомеханика» Р. Александера, активно стала развиваться биомеханика в Италии и Финляндии. Из республик Советского Союза начал возобновлять научную работу по биомеханике в Грузии - профессор Л. В. Чхаидзе [16], в Ленинграде - Е. Г. Котельникова [10] продолжила консультировать по вопросам биомеханики в ГДОИФК при доцентуре кафедры физиологии, возглавляемой профессором Н. В. Зимкиным, после перехода физиолога движений Е. К. Жукова в институт эволюционной физиологии. Кроме работы в институте Е. Г. Котельникова проводила курс биомеханики в хореографическом училище им. Вагановой, как в 30-е годы Г. А. Коган [13] или Н. А. Бернштейн в музыке [7].

Первая кафедра биомеханики в учебной системе СССР. Наконец, в 1961 г. проводится первый симпозиум по биомеханике в институте П. Ф. Лесгафта по инициативе проректора по науке Д. А. Семенова, любимого ученика Е. А. Котиковой, с одобрения ректора института Д. П. Ионова, великолепного тренера, понимающего роль биомеханики в модернизации техники бега своей ученицы - чемпионки страны Галины Поповой.

Главной целью симпозиума было обсуждение вопроса об открытии первой в СССР кафедры биомеханики. Кафедра биомеханики в институте им. П. Ф. Лесгафта открылась только в 1963 г. В 1965 г. в Москве в институте физической культуры создается кафедра, подобная ленинградской, а далее - в Тбилиси, Минске, Львове, Киеве и других городах появились кафедры или предметы из цикла биомеханики. Дисциплина «биомеханика» из запрещенной превратилась в обязательную и очень популярную, специалисты по которой были востребованы в России.

В 1968 г. подобную же кафедру биомеханики и проблемную научную лабораторию, оснащенную специальной аппаратурой, открыл в институте физкультуры г. Омска доктор биологических и кандидат педагогических наук В. К. Бальсе-вич, первый специалист по возрастной биомеханике с мировым признанием, разработавший новый кинезиологический подход к спорту высших достижений, благодаря введенному и реализованному им понятию физического потенциала [1]. В. К. Бальсевич науку о движениях человека выделил из общей биомеханики в самостоятельную дисциплину - кинезио-логию, опередив время и события.

Самая сильная биомеханическая лаборатория создалась в ГЦОЛИФК в период заведования лабораторией, а потом и кафедрой, профессора В. М. Зациорского [9].

Научный центр по общей биомеханике в СССР, в том числе и спортивной, был в Риге, где проводились огромные по охвату специалистов, работающих в разных направлениях,

http://www.teoriya.ru

№!• 2022 Январь | Yaпuary

конференции, собиравшие до 2000 участников. Существовал он при Латвийской Академии Наук со своим Диссертационным Советом по биомеханике. В Южных Университетах России в городах Ставрополь, Нальчик, Майкоп и Краснодар хорошо поставлено преподавание биомеханики, у них были свои диссертационные Советы по биомеханике, например, в Нальчике, Майкопе, в работе которых участвовали профессора В. К. Бальсевич [1], В. Н. Курысь [12], Г. П. Иванова [11], И. М. Козлов [12], например, в Майкопе, где присваивались по биомеханике ученые степень кандидатов и докторов по педагогическим наукам.

В настоящий момент, с 2021 г. нельзя будет проводить защиты диссертаций по биомеханике на соискание кандидатов педагогических наук, что свидетельствует о потере интереса к данному научному направлению в среде российских ученых. Необходимо разобраться в истинных причинах крушения педагогической биомеханики к концу 100-летия своего существования. Наш спорт остается без дальнейшего развития теории движений во имя достижения рекордов и поиска новых техничных побед, а также новых образцов невиданной красоты и сложности прыжков, как в фигурном катании, гимнастике спортивной и художественной, сродни балету по выразительности движений, чем увлекались первые российские биомеханики в содружестве с хореографами и спортсменами, работая вместе в научно-исследовательском институте физкультуры, что было описано выше. Действительно, настало время вспомнить то, как в 1970-х г. к профессору первой кафедры биомеханики В. А. Петрову на консультацию приходили Т. Москвина и Т. Манина - аспиранты - чемпионы по конькам и гимнастике, с просьбой помочь описать и разобраться в анализируемом движении. Не раз хотел поговорить о механизмах создания вращения самый главный маэстро сейчас по вопросам построения прыжков на льду -Алексей Мишин, тренер-рекордсмен, исповедующий, как инженер, необходимость глубокого внедрения биомеханики в тренировку, а по словам Н. А. Бернштейна [4] - в «конструкцию человеческой машины».

Выводы. В статье раскрыта судьба педагогической биомеханики за 100 лет, показано, что преподавание биомеханики в Университете им. П. Ф. Лесгафта за 100 лет осуществлялось в основном специалистами-выпускниками института, спортсменами, которые получали дополнительные знания в других вузах и защищали диссертации по биологии или педагогике. В настоящее время возникает необходимость того, чтобы в спортивных вузах работали биологические Диссертационные Советы, которые вполне способны оценивать качество работ по биомеханике спорта, которая, как предложил В. К. Бальсевич и как ее называют в зарубежных учреждениях, считается наукой о движениях человека или кинезиологией.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бернштейн Н.А. Исследование по биомеханике удара с помощью световой записи / Н.А. Бернштейн. - М.: Исследование центрального института труда, 1923. - Т. 1, выпуск 1. - С.19-79.

3. Бернштейн Н.А. Биодинамическая нормаль удара / Н.А. Бернштейн. - М.: сб. «Исследование Центрального института труда», 1924 г, Т.1, выпуск 2. - С. - 101-123.

4. Бернштейн Н.А. Общая биомеханика / Н.А. Бернштейн. - М.: Изд. РИО ВЦСПС, 1926. - 416 с.

5. Бернштейн Н.А. Исследование по биодинамике фортепьянного удара / Н.А. Бернштейн, Т.С. Попова // Сб. работ Гос. института музыкальной науки. - М.: Музгиз, 1930, Вып. 1. - С. 5-47.

6. Бернштейн Н.А. Исследование по биодинамике ходьбы, бега и прыжка / Н.А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1940 г.; (работа по материалам собственных изданий статей в журналах «Теория и практика физ. культуры»: 1937 г. - № 3. - С. 250-261; № 4. - С. 328-341; 1938 г. - № 3. - С. 72-73; С. 395-396; 1939 г. -№ 3. - С. 60-64).

7. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Медгиз, 1947.

8. Биомеханика физических упражнений: учебное пособие/ Под общ. ред. Е.А. Котиковой. - М.-Л., 1939. - 328 с.

9. Гурфинкель В.С. Регуляция позы человека / В.С. Гурфинкель, Я.М. Коц, Л.М. Шик. - М.: Наука, 1965 - 321 с.

10. Жуков Е.К. Биомеханика физических упражнений / Е.К. Жуков, Е.Г. Котельникова, Д.А. Семенов. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - 259 с.

11. Иванова Г.П. Современный теннис: биомеханика, эргономика, техника игры. - Наука о спорте / Г.П. Иванова // Энциклопедия систем энергообеспечения. Изд. EOLSS. Изд. Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2011, С. 695-712. (рус. яз.).

12. Кичайкина Н.Б. Биомеханика. Учебное пособие / Н.Б. Кичайки-на, И.М. Козлов, А.В. Самсонова. - СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 160 с.

13. Коган Г.А. Основы биомеханики физических увечий. Строительная биомеханика / Г.А. Коган. - Л.: Наука и школа, 1926.

14. Курысь В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения: учебное пособие / В.Н. Курысь. - М.: Советский спорт, 2013. - 368 с.: ил.

15. Сироткина И.Е. Мир как живое движение. Интеллектуальная биография Николая Бернштейна / И.Е. Сироткина. - М.: Когито-центр, 252 с.

16. Чхаидзе Л.В. Николай Александрович Бернштейн (к 100-летию со дня рождения) / Л.В. Чхаидзе // Теория и Практика Физической культуры. - 1997 г. Т. 28. - № 1. - С.117-133.

References

1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiol-ogy]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2000. 275 p.

2. Bernstein N.A. Issledovanie po biomekhanike udara s pomoshchyu svetovoy zapisi [Research on impact biomechanics using light recording]. Moscow: Issledovanie tsentralnogo instituta truda, 1923. V. 1, no. 1. pp.19-79.

3. Bernstein N.A. Biodinamicheskaya normal udara [Biodynamic normal of impact]. Moscow: Issledovanie Tsentralnogo instituta truda publ., 1924, V.1, no. 2. pp. 101-123.

4. Bernstein N.A. Obshchaya biomekhanika [General biomechanics]. Moscow: RIO All-Union Central Council of Trade Unions, 1926. 416 p.

5. Bernstein N.A., Popova T.S. Issledovanie po biodinamike fortepy-annogo udara [Research on biodynamics of piano beat]. Collected works of Gos. instituta muzyikalnoy nauki. Moscow: Muzgiz, 1930, no. 1. pp. 5-47.

6. Bernstein N.A. Issledovanie po biodinamike khodby, bega i pryzhka [Study on biodynamics of walking, running and jumping]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1940; (work based on editions of articles in the journal Teoriya i praktika fiz. kultury: 1937. No. 3. pp. 250-261; no. 4. pp. 328-341; 1938 g. No.3. pp. 72-73; pp. 395-396; 1939. No. 3. pp. 60-64).

7. Bernstein N.A. O postroenii dvizheniy [On building movements]. Moscow: Medgiz publ., 1947.

8. Kotikovoy E.A. [ed.] Biomekhanika fizicheskikh uprazhneniy [Biomechanics of Exercise]. Study guide. Moscow-Leningrad, 1939. 328 p.

9. Gurfinkel V.S., Kots Y.M., Shik L.M. Regulyatsiya pozy cheloveka [Regulation of human posture]. Moscow: Nauka publ., 1965. 321 p.

10. Zhukov E.K., Kotelnikova E.G., Semyonov D.A. Biomekhanika fizicheskikh uprazhneniy [Biomechanics of physical exercise]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1963. 259 p.

11. Ivanova G.P. Sovremenny tennis: biomekhanika, ergonomika, tekh-nika igry. Nauka o sporte [Modern tennis: biomechanics, ergonomics, playing technique. Sports Science]. Encyclopedia of power supply systems. EOLSS. MAGISTR-PRESS publ., 2011, pp. 695-712. (in Rus.).

12. Kichaykina N.B., Kozlov I.M., Samsonova A.V. Biomekhanika [Biomechanics]. Study guide. St. Petersburg: NGU im. P.F. Lesgafta publ., 2008. 160 p.

13. Kogan G.A. Osnovy biomekhaniki fizicheskikh uvechiy. Stroitelnaya biomekhanika [Fundamentals of Biomechanics of Physical Injury. Building biomechanics]. Leningrad: Nauka i shkola publ., 1926.

14. Kurys V.N. Biomekhanika. Poznanie telesno-dvigatelnogo uprazh-neniya [Biomechanics. Cognition of bodily movement exercise] Study guide. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2013. 368 p.: il.

15. Sirotkina I.E. Mir kak zhivoe dvizhenie. Intellektualnaya biografiya Nikolaya Bernshteyna [World as living movement. Intellectual biography of Nikolai Bernstein]. Moscow: Kogito-tsentr publ., 252 p.

16. Chkhaidze L.V. Nikolai Aleksandrovich Bernshteyn (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Nikolai Aleksandrovich Bernstein (to the 100th anniversary of his birth)]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy kultury. 1997. V. 28. No. 1. pp.117-133.

17. BAIN and MOVEMENT. International symposium. St. Petersburg-Moscow Russia, 6-10 July, 1997 (Chairman - V.S. Gurfinkel). pp. 8687, 95.

№1 • 2022 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.