Научная статья на тему '10 лет договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и китайской Народной Республикой'

10 лет договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и китайской Народной Республикой Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2377
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ / AGREEMENT / RUSSIA - CHINA RELATIONS / POLITICAL CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ларин Виктор Лаврентьевич

В статье анализируются результаты и характер отношений между Россией и КНР в первое десятилетие XXI в. Отталкиваясь от сути и содержания российско-китайского договора 2001 г., автор демонстрирует как бесспорные положительные результаты развития отношений, так и существующие в них проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tenth Anniversary of the Treaty of Good-Neighborhood, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China

The article deals with the nature and results of Russia China relation in the first decade of 21st century. The author analyses these relations as a practical realization of the ideas and principles of Russia China agreement of 2001 accentuating their main achievements and existing problems.

Текст научной работы на тему «10 лет договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и китайской Народной Республикой»

К 10-ЛЕТИЮ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ДОГОВОРА

УДК: 327(471+510)

10 ЛЕТ ДОГОВОРУ О ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

Виктор Лаврентьевич ЛАРИН,

доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток.

E-mail: victorLar@mail.ru

В статье анализируются результаты и характер отношений между Россией и КНР в первое десятилетие XXI в. Отталкиваясь от сути и содержания российско-китайского договора 2001 г., автор демонстрирует как бесспорные положительные результаты развития отношений, так и существующие в них проблемы. Ключевые слова: российско-китайский договор, двусторонние отношения, политическое доверие.

Tenth Anniversary of the Treaty of Good-Neighborhood, Friendship and Cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China V.L. Larin, Phd., Professor, Director of Institute

The article deals with the nature and results of Russia — China relation in the first decade of 21st century. The author analyses these relations as a practical realization of the ideas and principles of Russia — China agreement of 2001 accentuating their main achievements and existing problems.

Key words: Agreement, Russia — China relations, political confidence.

Десять лет назад, в июле 2001 г., произошло важное событие в истории отношений современной России с Китаем. 16 июля в Кремле Президент РФ В. Путин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой». В Совместном заявлении глав двух государств, принятом при подписании документа, этот договор был назван «программным документом, определяющим развитие китайско-российских отношений в новом веке» [1]. Базовым и принципиальным положением договора стало обязательство сторон развивать

долгосрочные «...отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнёрства и стратегического взаимодействия» и делать это на основе «.соблюдения принципов и норм международного права и пяти принципов мирного сосуществования» (ст. 1).

Для обоих государств договор имел и продолжает сохранять важное идеологическое, нормативно-правовое и прикладное значение. Во-первых, он закрыл эпоху «бездоговорных отношений», которая продолжалась между Россией и Китаем более 20 лет, после истечения срока действия Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между КНР и СССР от 14 февраля 1950 г. [2]. По мнению И. Рогачёва, в то время посла России в Пекине, с заключением договора «получили прочную гарантию» около двухсот действовавших на то время соглашений между СССР/Россией и Китаем [3]. Во-вторых, он оформил общность подходов двух государств ко многим вопросам внутренней политики каждого из них и процессам и явлениям международной жизни. Наконец, он стал основой для конкретных решений в различных областях двусторонних торговоэкономических и гуманитарных связей. В октябре 2004 г. стороны приняли «План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» на 2005—2008 гг., который наполнил отношения российско-китайские отношения «стратегического взаимодействия и партнёрства» конкретными задачами и определил формат межгосударственных, межрегиональных и приграничных связей [4]. В ноябре 2008 г. был утверждён «План действий» по реализации договора на следующие четыре года (2009—2012 гг.).

Десять лет действия соглашения — достаточный срок, чтобы подвести итоги, проанализировать уже сделанное, выявить существующие проблемы, оценить перспективы. Но речь в данной статье не о самом договоре, а о его практической реализации, о российско-китайских отношениях в первое десятилетие XXI в. и о том, какими они будут в будущем. Без сомнения, эти отношения важны не только для России и Китая, не только влияют на векторы их собственного развития. Они также являются одной из доминант мировой политики. Развитие российско-китайских отношений, как отмечено в «Совместном коммюнике по итогам 15-й встречи глав правительств России и Китая» от 23 ноября 2010 г., «.не только принесло фактическую пользу народам двух стран, но и внесло важный вклад в укрепление мира и стабильности на мировой арене» [5], и, кроме того, по мнению Председателя КНР Ху Цзиньтао, ещё и «.стимулировало восстановление мировой экономики, [её] стабильное и здоровое развитие» [6].

Общепризнано, что наибольшие успехи в отношениях между Россией и Китаем достигнуты в сфере высокой политики. Превосходные степени стали уже почти обязательными в политической оценке двусторонних связей. «Небывало высокий уровень» российско-китайских отношений был впервые зафиксирован в «Совместной декларации РФ и КНР» от 14 октября 2004 г., а в своём последнем интервью накануне поездки в Ки-

тай в апреле 2011 г. Д. Медведев ещё раз подтвердил тезис о «высшей точке» развития российско-китайских отношений за всю их историю [7].

Свидетельств в пользу такой оценки немало. На первом месте среди них— постоянные, тесные, почти дружественные [8] контакты на высшем уровне. Они были при В. Путине, они же сохраняются и при Д. Медведеве. Только в 2010 г. Д. Медведев и Ху Цзиньтао встречались шесть раз: в апреле в Бразилии, в мае в Москве, в июне в Ташкенте и в Торонто, в сентябре — в Пекине, в ноябре — в Сеуле. С 1996 г. действует механизм ежегодных встреч глав правительств России и Китая. Последняя из них (пятнадцатая встреча) прошла 23 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге. Существуют и работают Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств (во главе с заместителями глав правительств А. Жуковым и Ван Цишанем), Комиссия по гуманитарному сотрудничеству (возглавляют А. Жуков и член Госсовета КНР Лю Яньдун) и 19 межправительственных подкомиссий. Сформирован механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, 4-й раунд консультаций состоялся между Секретарём СБ России Н. Патрушевым и Членом Госсовета КНР Дай Бинго в декабре 2009 г. в Пекине.

Важной частью политического взаимодействия России и КНР стали парламентские контакты. В мае 2010 г. посетил Китай спикер ГД РФ Б. Грызлов, прошло четвёртое заседание парламентской комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой и Всекитайским собранием народных представителей. 17—20 октября 2010 г. состоялись визит Председателя Совета Федерации С. Миронова в Китай и четвёртое заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и ВСНП.

Россия и КНР успешно координируют свои подходы к принципиальным вопросам современного миропорядка и основным международным проблемам, таким как иранская ядерная проблема и ситуация на Корейском полуострове. В 2010 г. министры иностранных дел двух государств С. Лавров и Ян Цзечи встречались семь раз, а сентябрьский саммит этого года завершился Совместным заявление глав двух государств, в котором декларирована решимость России и Китая «... и далее работать сообща со всеми миролюбивыми государствами и народами во имя формирования справедливого и рационального международного порядка, предотвращения на планете войн и конфликтов» [9].

В ходе визита В. Путина в Китай в октябре 2004 г. был окончательно решён пограничный вопрос. 14 октября 2004 г. министры иностранных дел двух государств С. Лавров и Ли Чжаосин подписали До пол ни тель ное соглашение между РФ и КНР о государственной границе на её восточной части. В Совместной декларации по итогам встречи в верхах в октябре 2004 г. записано, что достигнутые договорённости по вопросу о прохождении линии российско-китайской границы являются «сбалансированным и оптимальным вариантом» и «.открывают двум Сторонам дополнительные возможности для осуществления совместных действий

приграничных регионов обеих стран в таких конкретных областях, как защита окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, судоходство, хозяйственное сотрудничество, обеспечение безопасности и стабильности в районе границы» [10]. Выражаясь словами российских дипломатов, это согласование подвело «окончательную черту» под погранично-территориальной проблемой, «.нерешённость которой на протяжении 40 с лишним лет ставила оба государства на крайне опасную грань и возбуждала нездоровые настроения у населения» [11].

На фоне попыток переоценки исторического прошлого, предпринимаемых определёнными политическими силами в Европе и Азии, важный демонстрационный эффект имели общие действия России и Китая в мероприятиях, посвящённых победе СССР в Великой Отечественной войне и окончанию войны на Тихом океане. В мае 2005 г. и 2010 г. Ху Цзиньтао участвовал в торжествах по случаю 60-летия и 65-летия победы, 26 сентября 2010 г. во время официального визита в КНР Д. Медведев осмотрел Мемориальное кладбище в Люйшуне, встретился с китайскими и российскими ветеранами Второй мировой войны. Россия и Китай заявили о том, что «решительно осуждают попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны, героизировать нацистов, милитаристов и их пособников, очернить освободителей» [12]. Как утверждает российский МИД, «.практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения» [13].

Первое десятилетие XXI в. отмечено также реализацией крупных двусторонних проектов сотрудничества. Их не так много, они в основном носят гуманитарный, временами виртуальный характер и, возможно, даже выглядят бледно на фоне беспрецедентных по своим масштабам примеров сотрудничества середины 1950-х гг., когда Советский Союз создавал в новом Китае целые отрасли промышленности. Но таких проектов не было почти полвека.

К крупным двусторонним экономическим проектам можно отнести энергетическое взаимодействие, которое, по мнению китайских экспертов, «носит стратегический характер», поскольку оно «.не ограничено лишь уровнем торговых отношений, а поднято на уровень экономической стратегии и энергетической дипломатии» [14]. У всех на слуху строительство ветки нефтепровода до китайской границы и долгосрочное соглашение о поставках сибирской нефти в Китай [15], но это сотрудничество распространяется на более широкие сферы (газ, уголь, атомная и гидроэнергетика). Не случайно в 2008 г. на уровне заместителей глав правительств была создана специальная структура по энергодиалогу (И. Сечин — Ван Цишань). Прошло уже семь заседаний (7-е — 22 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге), достигнуты серьёзные договорённости в сфере энергетического взаимодействия.

С 1 января 2011 г. нефтепровод «Россия — Китай» официально введён в коммерческую эксплуатацию, и Россия начала выполнять соглашение о ежегодных поставках по данному трубопроводу нефти в Китай в объё-

ме 15 млн. т сроком на 20 лет. За два первых месяца этого года по нефтепроводу в Китай было перекачено 2,57 млн. т нефти [16]. На фоне масштабного импорта энергоресурсов Китая это совсем не много, и на долю России пришлось в 2010 г. лишь 7,5% всего китайского импорта нефти, но главными источниками «чёрного золота» для страны остаются страны Ближнего Востока. В перечне поставщиков нефти в КНР Россия занимает четвёртую позицию, а в условиях углубляющейся мировой конкуренции за энергоресурсы и обострения обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке значение России для Китая как стратегического партнёра в области энергетики возрастает.

К числу пока ещё виртуальных, но перспективных проектов (если только региональные власти и бизнес России отнесутся к нему с должным вниманием) относится Программа сотрудничества между регионами Восточной Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, утверждённая в сентябре 2009 г. Д. Медведевым и Ху Цзиньтао. Пока такого внимания явно недостаточно и программа является для российской стороны скорее демонстрацией интереса к сотрудничеству, чем документом для исполнения.

Результативными не только по количеству мероприятий, но и по масштабу воздействия на широкие слои населения были национальные годы России в Китае и Китая в России (2006—2007 гг.), русского и китайских языков (2009—2010 гг.). В рамках каждого из годов проведено более 200 разнообразных мероприятий, которые способствовали росту общественного интереса и лучшему узнаванию друг друга народами двух стран. Достигнута договорённость о проведении обменных годов туризма. Вполне реальное следствие этих мероприятий — некоторое, хотя и незначительное, снижение в России «градуса» страха перед «китайской экспансией».

Существуют и вполне конкретные, измеряемые результаты развития отношений. Их несколько.

Экономический: в период с 2000 по 2010 гг. объём российско-китайской торговли увеличился без малого в 10 раз (с 5,72 до 55,5 млрд. дол.); накопленных китайских инвестиций в России — со 100 млн. до 2,6 млрд. дол., российских в КНР — с 220 млн. (2001 г.) до без малого 1 млрд. дол. [17].

Гуманитарный: число россиян, побывавших в Китае, выросло с 997 тыс. чел. в 2000 г. до 2,37 млн. чел. в 2010 г. (максимум — 3,17 млн. чел. — был достигнут в 2008 г.). Однако при этом количество граждан КНР, посетивших Россию в 2010 г. (748 тыс.), было лишь на 254 тыс. больше, чем в 2000 г., но меньше, чем в 2005 г. (1,1 млн. чел.), а китайских туристов в Приморском крае насчитали в 2009 г. в 4 раза меньше, чем в 2001 г.

Региональный: с 2000 по 2010 г. объём торговлиДальнего ВостокасКи-таем вырос в 6,1 раза (с 1,1 до 6,9 млрд. дол.), пров. Хэйлунцзян с Россией — с 1,4 до 7,5 млрд. дол. (пик торговли был достигнут в 2008 г. — 11 млрд. дол.); количество китайских рабочих, ежегодно привлекаемых

в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, выросло за этот же период с 15 до 90 тыс. чел.; более 60 субъектов Российской Федерации имеют, по данным посольства РФ в КНР, контакты с провинциями Китая [18].

Перечень успехов можно расширить. Очевидно, что у желающих дать позитивную оценку результатам развития отношений есть достаточно аргументов для формулирования подобных выводов. Однако не всё так безоблачно на горизонте российско-китайских отношений. Остаются проблемы экономической и культурной адаптации, исторические обиды, штампы взаимовосприятия. У противников этих отношений не меньше доводов «против», чем у сторонников «за». Подход к оценке итогов последнего десятилетия российско-китайских отношений с позиций «что не сделано» и «давайте сравним», безусловно, будет заметно более пессимистичным. Его сторонники не преминут отметить, что за прошедшее десятилетие Россия выпала из первой десятки внешнеторговых партнёров Китая, а её доля во внешнеторговом обороте КНР по-прежнему не превышает 2%; что объём торговли России с Китаем в 2010 г. был в 8,6 раз меньше торговли КНР с Европейским Союзом, в 8,2 раза — с США, в 5,4 раза — с Японией, в 3,7 раза— с Южной Кореей; что доля накопленных российских инвестиций в Китае и китайских в России составляет менее 0,5% всех иностранных инвестиций в каждом из этих государств; что Россия уже превратилась в экспортёра ресурсов и импортёра готовой продукции из Китая и т.д. Справедливо? Абсолютно! Но была ли альтернатива?

По моему глубокому убеждению, альтернативы не существовало. Менталитет и настроения российской политической и бизнес элиты в 90-е годы XX в. — первое десятилетие XXI в., так же, как алгоритм и результаты социально-экономических реформ в стране, убеждают, что эти результаты— если не предел возможного, то почти максимум желаемого. Именно традиционный пиетет перед Западом и настороженность, а нередко и подозрительность в отношении Востока со стороны и российских элит, и подавляющей массы населения страны сдерживали многочисленные попытки китайского руководства развить и углубить российско-китайские отношения.

И, наверное, закономерно, что к середине первого десятилетия нового века, именно тогда, когда наверху заговорили о «лучших в истории» двусторонних отношениях, в этих отношениях наметился определённый застой. Причины застоя стороны трактовали по-разному. Китайская сторона увидела их в недостаточном уровне взаимопонимания и взаимодоверия, источником чего служит недостаточный уровень знаний друг о друге. Российская сторона соглашалась, и в итоговом документе по результатам очередного саммита на высшем уровне в марте 2007 г. — Совместной декларации — было зафиксировано намерение сторон «.развивать сотрудничество в политической сфере на основе постоянного укрепления взаимодоверия» [19]. Но в Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. главной задачей в области российско-китайских связей было названо «.приведение объёма и качества экономического взаимодействия

в соответствие с высоким уровнем политических отношений» [20], что, кстати, стопроцентно совпадает с «главной задачей» в отношении КНР аналогичной «Концепции 2000 года».

Нельзя не согласиться с оценкой китайских экспертов, что высокий уровень политического доверия на самом высоком уровне, начало которому положили М. Горбачёв и Дэн Сяопин, по-прежнему не имеет прочных административной и политической основ, широкой опоры в среде российской бюрократии и рядовых исполнителей. Во многом поэтому принимаемые «в формате политического доверия» решения остаются нереализованными. Примеров достаточно: так и не открытые консульства во Владивостоке и Харбине, не построенный мост через Амур у Благовещенска и Хэйхэ, мертворождённые приграничные торгово-промышленные комплексы, обещанные, но несостоявшиеся крупные инвестиции и т.д.

Корни недоверия к Пекину проросли очень глубоко и напрямую питают идеи о «китайской угрозе». Тезис о «жёлтой опасности» с юга выводится на основе системы предположений и допущений, основанных на «заинтересованности Китая в расширении своей территории на север», хищнической эксплуатации российских природных ресурсов и размещении избыточного населения Китая в Сибири и на Дальнем Востоке. О «тайных планах» Китая по овладению Сибирью и Дальним Востоком с начала 1990-х гг. вещают многие российские «патриоты». Как правило, мысли эти основаны не на знаниях, а на убеждениях и предположениях. Ни один из них не смог предъявить хотя бы один документ, где эти планы были бы изложены хотя бы схематично, но они априори уверены в их существовании, потому что «их не может не быть». При этом исторические карты, отображающие «отторгнутые у Китая царской Россией земли», выдаются за современные, отображающие затаённые замыслы Пекина. Страшилки о грядущей китайской экспансии заполоняют пространство российского интернета [21].

Справедливо, что в поисках причин застоя и пробуксовки в отношениях китайские политологи выявляют прежде всего гуманитарные и психологические факторы и при этом обращают свои взоры преимущественно к России. Среди этих факторов — проблема «китайской угрозы» как порождение страха перед быстрым подъёмом Китая; «историческое наследие россиян» — присущие им чувства «национальной гордости, вели-кодержавия и гегемонизма»; отсутствие единообразного подхода к Китаю внутри России; неопред ел ённость внешней политики Москвы, опять же вследствие её неспособности отказаться от «великодержавных привычек» и проевропейского крена в политике [22]. Малоприятные для россиян выводы, но они почти не отличаются от тех, которые делают некоторые российские эксперты, оценивая российскую внешнюю политику вообще и политику в Азии, в частности.

Однако и сам Пекин взращивает антироссийские чувства у жителей Поднебесной. Продолжая воспитывать патриотические чувства

китайских школьников демонстрацией материалов об «агрессивности царской России», китайские политики закладывают в сознание своих граждан зёрна жертвенности и мести, способные в определённый момент дать мощные ростки. И дают добро на повторный выход в свет четырёхтомной «Истории агрессии царской России против Китая». Переиздание этого труда, созданного в период острого советско-китайского противостояния 70—80-х гг., сначала в 2007 г. в Шанхае, а затем в 2010 г. в Пекине, осуществлённое под эгидой Академии общественных наук КНР [23], навевает тревожные мысли.

Несмотря на существующие проблемы, российская сторона (по крайней мере, на самом высшем уровне) сегодня в целом очень довольна характером развития отношений. Если В. Путин в бытность свою президентом ещё высказывал серьёзную озабоченность некоторыми аспектами российско-китайских отношений, прежде всего качеством российского экспорта в Китай, то Д. Медведев больше говорит о достижениях, о «колоссальном объёме экономических связей, экономического сотрудничества», «очень мощном инвестиционном сотрудничестве», важности развития отношений в области культуры. Президент искренне убеждён, что «для большинства наших граждан. наши страны остаются близкими, соседними, дружественными» [24] и российско-китайские связи никогда ранее «.не характеризовались столь высоким уровнем взаимного доверия» [25].

Китайская сторона в целом тоже удовлетворена состоянием отношений, хотя раз за разом выражает сожаление по поводу «недостаточно-го уровня взаимного доверия». Не случайно на встрече с вновь избранным Президентом России Д. Медведевым в мае 2008 г. Председатель КНР Ху Цзиньтао на первое место среди выдвинутых им четырёх предложений по «ускорению китайско-российского стратегического партнёрства» поставил «дальнейшее укрепление взаимного политического доверия, взаимной поддержки», сославшись при этом на Договор 2001 г. [26].

Для Китая, который подвергается достаточно мощному давлению со стороны Запада по многим направлениям, взаимодействие с Россией важно не столько в сфере экономики и торговли (где, как я уже отмечал выше, реальные успехи заметны в относительном исчислении, но скромны — в абсолютном и в сравнении), сколько в области внутренней и внешней политики, с точки зрения, как заметил А. Воскресенский, «неформальной политической и дипломатической поддержки» [27]. Как отмечают китайские специалисты, моральная поддержка России нужна Китаю и в решении серьёзных внутренних проблем (Тайвань, борьба против сепаратизма, сохранение политического единства страны), и чтобы «совместно противостоять давлению со стороны Запада» [28].

Москве, в свою очередь, по-прежнему недостаёт глубокого понимания ни своих интересов на Востоке, ни роли и места Китая в своих весьма расплывчатых планах и аморфных стратегиях. Вынужден повториться, но России срочно нужна стратегия продвижения в Восточную Азию

и АТР, «.стратегия с ясными целями и достижимыми результатами. Пора, наконец, понять и сказать: зачем России нужны Дальний Восток, Китай, вся Восточная Азия?» [29].

Помимо этого, как мне кажется, России и Китаю не очень хорошо удаётся «дружить» в сфере экономики. Если выделить из экономического взаимодействия энергетику, то «сухой остаток» покажется удручающим. И к тому же в процессе экономического возрождения и модернизации страны «Россия не сможет оторваться от западных капиталов и рынков», возможности же Китая влиять на Россию в этой области очень малы [30]. Возможно, что слишком пристальное внимание властей к этой области отношений даёт обратный эффект. Значительно лучше это получается в области глобальной и региональной политики и безопасности, где у Москвы и Пекина много схожих интересов и общих подходов.

Но в любом случае у российско-китайских отношений есть прочные правовая и организационная основы для дальнейшего развития. И это «в нашем бушующем мире» условие немаловажное.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Московское совместное заявление глав государств России и Китая // Сборник российско-китайских документов. 1999—2007. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С. 153.

2. Срок действия Договора истёк в 1979 г., и правительство КНР, следуя своим принципам того времени не подписывать новые политические двусторонние базовые документы, 3 апреля 1979 г. объявило о своём решении не продлевать срок его действия.

3. Рогачёв И. Историческая веха в наших отношениях с Китаем: Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 5. С. 21, 23.

4. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (2005—2008 годы) // Сборник российско-китайских документов. 1999—2007. С. 297—317.

5. = Совместное коммюнике по итогам 15-й встречи глав правительств Китая и России // http://www.fmprc.gov.cn/chn/gxh/ zlb/smgg/t771908.htm.

6. (ШШ) — Информационное сообщение о переговорах Ху Цзиньтао и Президента России Медведева. 27 сентября 2010 г. // http://www.fmprc.gov.cn/chn/gxh/tyb/zyxw/t756405.htm.

7. Интервью Дмитрия Медведева Центральному телевидению Китая. 12 апреля 2011 г. // http://kremlin.ru/transcripts/10911.

8. Определение «почти что» использовано потому, что для прагматичных по сути российско-китайских отношений очень подходит русская поговорка «дружба — дружбой, а денежки — врозь». Как заметил В. Путин в своём достаточно откровенном интервью от 14 октября 2009 г., которое он давал уже в статусе главы правительства, «.в основе наших отношений лежит взаимный национальный интерес, а личные отношения — они сопровождают этот процесс» // По завершении официального визита в Китай В.В. Путин ответил на вопросы журналистов — http://premier.gov.ru/visits/world/136/3903.html.

9. Совместное заявление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в связи

с 65-летием окончания Второй мировой войны. 27 сентября 2010 г. // http://news. kremlin.ru/ref_notes/720.

10. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики //Сборник российско-китайских документов. 1999—2007. С. 288—289.

11. Внуков К. Россия — Китай: углубление партнёрства и взаимодействия (к итогам визита Президента РФ В. Путина в КНР) // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 6. С. 26.

12. Совместное заявление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны //http://news.kremlin.ru/ref_notes/720.

13. О российско-китайских отношениях//http://www.russia.org.cn/rus/2827/31293037. print.

14. См.: Цзинь Цзяньхун. Итоги и перспективы китайско-российского энергетического сотрудничества 2010—2011 гг. // http://legal-way.ru/news1377.php.

15. Отвод на Китай от ВСТО построен в соответствии с условиями межправительственного соглашения о сотрудничестве в нефтяной сфере (февраль 2009 г.). Согласно этому документу «Роснефть» и «Транснефть» получают от китайской стороны кредиты в объёме 15 и 10 миллиардов долларов соответственно в обмен на гарантии поставок нефти в течение 20 лет 300 млн. т нефти (по 15 млн. т в год).

16. Российская газета. 2011. 1 марта.

17. Эти цифры взаимных инвестиций на 2010 г. озвучил Д. Медведев в интервью китайским СМИ // Интервью Дмитрия Медведева Центральному телевидению Китая. 12 апреля 2011 г. // http://kremlin.ru/transcripts/10911.

18. О российско-китайских отношениях//http://www.russia.org.cn/rus/2827/31293037. print.

19. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики //Сборник российско-китайских документов. 1999—2007. С. 492.

20. Концепция внешней политики Российской Федерации // http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/d48737161a0bc944c32574870048d8f 7?OpenDocument

21. См.: Храмчихин А. Как Китай раздавит Россию. Война будет короткой: У России нет шансов // Агентство политических новостей. 2008. 23 июля — http://www.apn. ru/publications/article20421.htm (дата обращения: 14.04.2011).

22. = Хуан Дэнсюэ. Анализ отношений стратегического партнёрства между Китаем и Россией // 2008. № 3.

С. 37 — 40.

23. (И#ЕДО) = История агрессии царской России против Китая. В 4 т., 5 кн. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 2010.

24. Интервью Дмитрия Медведева Центральному телевидению Китая. 12 апреля 2011 г. // http://kremlin.ru/transcripts/10911.

25. Интервью Дмитрия Медведева китайской газете «Жэньминь жибао». 26 сентября 2010 г. // http://kremlin.ru/news/9020

26. = Переговоры Председателя Ху Цзиньтао и Президента Медведева. 24 мая 2008 г. // http://www.fmprc.gov.cn/chn/zxxx/ t439773.htm

27. Круглый стол в ПДВ. Меняющийся Китай в меняющемся мире // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 67.

28. См.: = Чжао Минвэнь. Исторический харак-

тер развития китайско-российских отношений) // ЩШйМЛ'Йо 2009. № 5. С. 19—23.

29. См.: Ларин В.Л. Тихоокеанская политика России в начале XXI века // Свободная мысль». 2007. № 2.

30. Хуан Дэнсюэ. Указ. соч. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.