точки зрения придерживались 62%, а в начале 2017 г. - только 57% респондентов.
Критическое отношение французов к предоставлению минимального социального пособия нуждающимся было широко распространено и на рубеже 1990-2000-х годов. Более трети опрошенных в тот период были согласны с тем, что иногда выгоднее получать минимальное социальное пособие, чем работать за низкую зарплату. Тогда такое ужесточение общественного мнения во многом объяснялось ожиданиями, что изменение порядка предоставления пособий будет способствовать росту спроса на рынке труда и сокращению безработицы. В настоящее время, указывает автор, французское население поддерживает курс на борьбу с бедностью, но очень критично относится к действующей системе социальных пособий в связи с их неблагоприятными последствиями для занятости.
С.Н. Куликова
2018.02.032. РОДРИК Д. ПРОДУМАННЫЙ ХОД МАКРОНА НА РЫНКЕ ТРУДА.
RODRIK D. Macron's labor gambit // Project Syndicate. - 2017. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/mac ron-labor-reform-france-growth-by-dani-rodrik-2017-09
Ключевые слова: Франция; президент Э. Макрон; рынок труда; трудовая реформа; безработица.
Профессор Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета (Harvard Kennedy School) Д. Родрик рассматривает последствия реформы рынка труда, предложенной французским президентом Э. Макроном.
Согласно официальной версии, реформа Макрона направлена на усиление гибкости рынка труда, а на самом деле она упрощает процедуру увольнения работников. Кроме того, реформа предусматривает возможность введения предельного уровня компенсации за противоправное увольнение (ранее размер компенсации определялся решением арбитражного суда и мог быть достаточно высоким). Более того, реформа отменяет норму, исключающую возможность массовых увольнений в крупных компаниях, основываясь исключительно на соображениях внутренней рентабельности.
Идея упрощения процедуры увольнения работников не кажется автору такой уж бессмысленной. Если затраты на увольнение непомерно высоки, предприятия не в состоянии нанимать дополнительных работников в период подъема, опасаясь, что не смогут снизить затраты на рабочую силу в случае экономического спада. Затраты на увольнение увеличивают затраты по найму - так утверждает экономическая теория. И, наоборот, сокращение затрат на увольнение ведет к снижению затрат на наем служащих.
В благоприятной экономической ситуации, когда предприятия стремятся к расширению своей деятельности, именно затраты на рабочую силу мешают реализовать такую стратегию. По этой причине упрощение процедуры увольнения работников в условиях подъема устранит ключевое препятствие для инвестирования и увеличения производственных возможностей, и, наоборот, в неблагоприятные конъюнктурные периоды это просто будет приводить к росту числа увольнений. Какой из этих факторов - стоимость найма или увольнения - преобладает в политике предприятий, зависит от состояния совокупного спроса и «животного чутья» (animal spirits) предпринимателей.
Эта двойственность объясняет, почему трудно установить четкую эмпирическую связь между уровнем защиты занятости и созданием рабочих мест, несмотря на энтузиазм многих экономистов и политиков, поддерживающих идею повышения гибкости рынка труда. Законодательство в области защиты занятости значительно ограничивает текучесть рабочей силы, сокращая, как количество принимаемых, так и увольняемых работников. Однако, когда речь идет об общем уровне занятости и безработицы, то законодательство, как показывают последние исследования, перестает работать1. Сравнительный анализ трудового законодательства во Франции и странах ЕС не дает уверенности в том, что реформы Макрона приведут к росту занятости, утверждает автор.
Во Франции действует довольно громоздкая система трудового законодательства. Однако, как свидетельствуют данные ОЭСР, наемные работники Германии и Нидерландов с постоянны-
1 Holmlund B. What do labor market institutions do? // Labour economics. -2014. - Vol. 30, N 10. - P. 62-69.
ми трудовыми контрактами имеют большую степень защищенности по сравнению со своими коллегами во Франции.
До глобального финансового кризиса Франция занимала второе место после Германии в области дерегулирования рынка труда. Однако следует учитывать, что уровень безработицы в Германии и Нидерландах существенно ниже, чем во Франции. Разница между этими странами состоит в том, что Германия и Нидерланды имеют значительный профицит текущего платежного баланса в противоположность Франции, у которой этот баланс сводится с небольшим дефицитом. Это означает, что экономика Германии и Нидерландов получает большой доход от внешнего спроса, а Франция такого дохода не имеет.
Важно также, что «жесткий» рынок труда является важнейшим компонентом социальной стабильности в развитых странах. Он обеспечивает безопасность доходов и занятости для тех работников, чья жизнь может быть подвергнута потрясениям. По словам итальянского экономиста Г. Бертола (G. Bertola), такая «жесткость» «может быть эффективной, поскольку строгое законодательство в области защиты занятости обеспечивает выравнивание уровня трудовых доходов».
Беда Макрона в том, что он не располагает достаточным количеством инструментов для подъема французской экономики, считает автор. Что касается макроэкономической политики, то его действия ограниченны правилами, действующими в зоне евро, а надежды на то, что Германия поможет финансовыми и инвестиционными средствами, крайне невелики. В конечном счете, заключает автор, хочет того Макрон или нет, его президентство будет оцениваться экономическими и политическими последствиями трудовой реформы.
Б.Г. Ивановский
2018.02.033. МОДЕЛИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОЙ ЗАНЯТОСТИ.
Working time patterns for sustainable work / Anxo D., Boulin J., Cabrita J., Vermeylen G. - Luxembourg: Eurofound, 2017. - 75 p. -Mode of access: https://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_ publication/field_ef_document/ef1720en.pdf