Искусствоведение список научных статей
-
Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели
В статье рассматриваются общие тенденции развития двух тюркских музыкальных культур в период становления профессионализма европейского типа в первой половине ХХ столетия. Показывается благотворное воздействие достижений азербайджанской профессиональной музыки на развитие татарской музыки в...
2022 / А Л. МаклыгинВАК -
Вклад Ибн ал-Хатиба в андалусско-магрибское классическое музыкальное наследие
На основе поэтических текстов из сохранившихся марокканских песенных сборников XVIII–XIX веков раскрывается вклад выдающегося арабо-испанского учёного-энциклопедиста Ибн ал-Хатиба в андалусское поэтико-музыкальное наследие и теорию музыки. С одной стороны, его строфическая поэзия стала неотделимой...
2022 / Т С. СергееваВАК -
Две вариации на тему «Композитор и фольклор»
Статья посвящена проблеме преломления элементов фольклорной музыкальной культуры двумя крупнейшими русскими композиторами — Стравинским и Рахманиновым. В центре внимания находится сопоставление народно-песенных и авторских структурных моделей в области ритмики, метра и мелодики.
2022 / Т А. СтаростинаВАК -
Александр Николаевич Скрябин. Элитарный композитор
Статья посвящена фигуре А.Н. Скрябина: внимание автора сконцентрировано на специфике музыкального языка, жанрово-стилистической направленности, вопросах национально-мировоззренческой причастности Скрябина к феномену русской музыкальной культуры.
2022 / Д И. ТопилинВАК -
Сквозь призму параллелей (по прочтении статьи А.Л. Маклыгина «Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели»)
Данные заметки вызваны впечатлениями от знакомства со статьёй А. Маклыгина «Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели». Автор комментирует некоторые положения статьи, ссылаясь на новые исследования азербайджанских и зарубежных учёных. Отмечен перспективный ракурс исследования — сквозь...
2023 / З А. Ахундова-дадашзадеВАК -
Органная педаль: история, эволюция, исполнительская практика
Статья посвящена истории возникновения и эволюции органной педали, а также некоторым вопросам исполнительских техник, применимых к этому важному отделу инструмента. В разных странах органная педаль возникала и развивалась с характерными для конкретной страны особенностями, что также нашло отражение ...
2023 / Л Г. Камелина, Е В. БурундуковскаяВАК -
Формирование и развитие класса контрабаса в Парижской консерватории в 1820–1830-е годы
В статье рассматривается процесс формирования класса контрабаса в Парижской консерватории. В конце 1820-х — начале 1830-х годов здесь развернулась важная для последующей контрабасовой практики дискуссия о постановке руки, конструкции смычка и настройке инструмента. Результатом стало внедрение в...
2023 / Р Д. Давлетшин, О В. ЖестковаВАК -
Бардашт в азербайджанском мугамном дастгяхе «Хумаюн»
В статье рассматривается роль и функциональное значение части под названием «бардашт» в азербайджанском мугамном дастгяхе и, в частности, в дастгяхе «Хумаюн». Имеющиеся многочисленные аудио- и видеозаписи дастгяха «Хумаюн», нотные записи исследователей мугама — Наримана Мамедова, Акрама Маммадли,...
2023 / Ф И. МахаммадзадеВАК -
Гучжэн и фортепиано: ансамбль национального и европейского инструментов в сочинениях китайских композиторов
В статье рассматриваются предпосылки и возникновение ансамбля гучжэна и фортепиано в творчестве китайских композиторов XX–XXI в. Использование традиционного и европейского инструментов в составе ансамбля, по мнению многих композиторов Китая, позволило взаимообогатить культуру Востока и Запада. Это...
2023 / Н В. Петрова, Д Р. ЗагидуллинаВАК -
Шариатский судья о музыкальной культуре российских мусульман в начале ХХ века. Страницы неизвестного эссе Хасана-Гата Габаши
Вниманию читателей представлен фрагмент уникальной арабографичной рукописи выдающегося татарского мыслителя начала ХХ века Хасана-Гата Габаши «Янә „Өмид“ пароходы» («Снова пароход „Надежда“») в переводе и с комментариями. Тема музыки и отношения к музыке в исламском обществе, всегда волновавшая...
2023 / Г Р. СайфуллинаВАК -
Эффект Чёрного лебедя: Вальс из балета «Семь красавиц» Кара Караева
Вальс из балета «Семь красавиц» — яркий пример Чёрного лебедя в творчестве Кара Караева. В нём представлен более интересный, чем в теории Нассима Талеба, вариант «чёрнолебяжьей» динамики, а «обман восприятия» обставлен эффектнее, чем в балете «Лебединое озеро» Чайковского, где Чёрный лебедь,...
2023 / Р И. СафаралибековаВАК -
«Языковые» и прочие игры Джона Адамса
Видный американский композитор Джон Кулидж Адамс в своей композиторской практике уделяет немало внимания заглавиям своих произведений, часто весьма красочным и необычным. Анализ этих заглавий и процесс их перевода на русский язык обнаруживает неизменное стремление Адамса к шуткам, каламбурам,...
2023 / Т В. ЦареградскаяВАК -
М.Г. Кондратьев и «Казань как „наше всё“»: к юбилею учёного
В статье раскрываются научные связи известного чувашского музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Михаила Григорьевича Кондратьева с Казанской государственной консерваторией им. Н.Г. Жиганова. Представлены основные направления деятельности учёного, отдельно выделена монография «Чувашская...
2023 / Бушуева Любовь ИвановнаВАК -
Транспонирование национальной культуры в процессе формирования современного балетного театра Бурятии
Транспонирование особенностей национальной культуры в современный балетный театр — одно из ведущих направлений в развитии балета Бурятии. В статье эта проблема рассматривается на примере спектакля, представленного в репертуаре Бурятского театра оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова. Это постановка...
2023 / Доржиева Галсана СодномовнаВАК -
Лидия Алексеевна Федотова: педагог и исследователь2023 / Жесткова Ольга ВладимировнаВАК
-
Соотношение слова и музыки в «русской песне»: к вопросу о генезисе жанра
В статье определяются генезис и характерные признаки «русской песни» — одного из жанров камерно-вокальной лирики XIX века. Материал рассматривается с точки зрения его ритмического устройства — поэтического и музыкального. Это даёт возможность установить, что особенности жанра (равно как и присущий...
2023 / Кудрявцев Александр Владимирович, Смирнова Елена МихайловнаВАК -
О церковных органах в музыкальной практике А. Брукнера
Музыкальная деятельность великого австрийского композитора Антона Брукнера на протяжении нескольких десятилетий была связана с игрой на органе. Как композитор, писавший органную музыку, он оставил всего несколько пьес, по ним невозможно фундаментально судить о творческих поисках музыканта. О...
2023 / Локотьянова Диана ЕвгеньевнаВАК -
Генезис и специфика гитарных транскрипций
В статье обсуждается проблема неустойчивости терминологии транскрипторской деятельности и предпринимается попытка рассмотрения её в историческом контексте. Сам процесс трансформирования одного текста в другой понимался по-своему в разные эпохи, точно так же изменялось и отношение к тексту...
2023 / Лю ЧжэньвэйВАК -
Лариса Владимировна Бражник. Линия жизни2023 / Нуриева Ирина МуртазовнаВАК
-
Произведения для струнного квартета Мансура Музафарова: особенности фактуры
Статья посвящена сочинениям для струнного квартета одного из первых татарских профессиональных композиторов — Мансура Ахметовича Музафарова. Обращаясь к академическому составу инструментов в своих квартетах и обработках народных песен, композитор сочетает классические и народно-инструментальные...
2023 / Рольбина Елена ИльиничнаВАК