Д. Е. Локотьянова
О церковных органах в музыкальной практике А. Брукнера
Аннотация
Музыкальная деятельность великого австрийского композитора Антона Брукнера на протяжении нескольких десятилетий была связана с игрой на органе. Как композитор, писавший органную музыку, он оставил всего несколько пьес, по ним невозможно фундаментально судить о творческих поисках музыканта. О взаимосвязях его художественных взглядов с органной практикой можно косвенно проследить, взяв за основу органы, на которых играл Брукнер. Цель статьи — показ эволюции творческих взглядов Брукнера через знакомство с церковными органами, на которых играл великий мастер, в соответствии с хронологией его жизненного и творческого пути.
Ключевые слова: Антон Брукнер, церковный орган, австрийская музыкальная культура, европейский романтизм, искусство органной игры.
D. E. Lokotyanova
About church organs in the musical practice of A. Brukner
Summary
The musical activity of the great Austrian composer Anton Bruckner was associated with playing the organ for several decades. He left only a few pieces as a composer who wrote organ music, it is impossible to fundamentally judge the creative searches of a musician from them. The relationship between his artistic views and organ practice can be indirectly traced based on the organs on which Bruckner played. The purpose of the article is to show the evolution of Bruckner's creative views through reviewing church organs, which were played by the great master in accordance with the chronology of his life and creative path.
Keywords: Anton Bruckner, church organ, Austrian musical culture, European romanticism, the art of organ playing.
DOI: 10.48201/22263330_2023_42_26
УДК 78.071: 781.91 ББК 85.3
Статья поступила: 29.01.2023
/ I нтон Брукнер (1824-1896) родился в J— Верхней Австрии в живописной деревушке Ансфельден. Сведений об органе, на котором он играл в детстве, нет. Однако есть сведения о более позднем органе. В 1864 году для приходской церкви Ансфельдена (нем. Ansfelden) выдающимся органостроите-лем XIX века Й. Брейнбауэром был построен механический орган с короткой октавой (ныне его называют «маленький брукнеровский орган» — "kleinen Brucknerorgery. В 2009 году, почти полностью сохранившийся, он был отреставрирован фирмой Kögler2. Орган является одним из ценных инструментов линцской епархии (см. ил. 13). Диспозиция органа приходской церкви в Ансфельдене представлена в таблице 1.
дила в круг его профессиональных обязанностей. К сожалению, сведений о старом органе Виндхаг-Фрайштадта так же нет.
С 1843 по 1845 год будущий великий органный импровизатор работал помощником учителя в Кронсторфе (нем. Kronstorf). Здесь он играл на органе И. Я. Хааса4 из Мондзее, построенном мастером в 1772 году в Штай-ре (нем. Steyr). В 1785 году орган перевезли в Кронсторф, а в 1843 году произвели ремонт. В 1879 году инструмент заменили новым органом М. Маурахера (И/11)5. Брукнер играл на нём во время более поздних визитов в Кронсторф. Сегодня инструмент представляет собой ценный культурный документ романтического органного звучания, поскольку сохранился в первозданном виде6 (см. ил. 27).
В годы работы в Кронсторфе Брукнер несколько раз в неделю ходил в Эннс (нем. Enns)
Таблица 1. Диспозиция органа приходской церкви в Ансфельдене
Manual Pedal Pedal C-a°, 18 Tasten, 12 Töne
Principal 8' Gedeckt 8' Salicional 8' Gamba 8' Octave 4' Quinte 3' Supcroktavc 2' Mixtur IV Violon 16' Subbass 16' Oktavbass 8' Windladen Schleifladen
Spieltraktur mechanisch
Registertraktur mechanisch
Registeranzahl 11
Manuale 1, C-c3, kurze tiefe Unterornave
Spielhilfen, Koppeln: Pedalkoppel
В Хёршинге (нем. Hörsching) Брукнер получил первые профессиональные уроки по цифрованному басу и игре на органе у своего двоюродного брата Иоганна Баптиста Вайса (Johann Baptist Weiß, 1813-1850). Сведений о хёршингском органе нет. Причиной тому может быть пожар, случившийся 6 июня 1852 года, в результате которого сгорела большая часть Хёршинга.
В годы трудовой деятельности Брукнера в Виндхаг-Фрайштадте (нем. Windhaag-Freistadt, 1841-1843 годы) игра на церковном органе вхо-
к учителю Леопольду фон Ценетти (Leopold von Zenetti, 1805-1892). Брукнер принимал участие и в музыкальной жизни Эннса — исполнял церковную и камерную музыку. В Эннсе находился малый орган словенского священника и органостроителя из Любляны Ф. К. Крисманна8, построенный им около 1779-1780 года (II/16). Орган был перестроен в 1881 году Маурахером (II/ 23).
Одним из любимых «крисманновских» инструментов Брукнера был орган монастыря Санкт-Флориан (см. ил. 39). Согласно
договору от 24 февраля 1770 года, монастырь заказал Крисманну инструмент с двумя мануа-лами и педалью. До 1774 года мастером велось строительство органа под руководством проректора Маттеуса Гогля (Matthäus Gogl, годы жизни неизвестны). Когда орган был завершён, он обладал III мануалами, 74 регистрами и педалью. Корпус был изготовлен мастером-плотником Кристианом Джеггом (Christian Jegg, годы жизни неизвестны) из Санкт-Флориана [См.: 13. S. 49]. У органа с самого начала были проблемы с подачей ветра, из-за чего было произведено несколько модификаций мехов: с 1783 года меха перетянули 17 раз.
В 1830-х — 1840-х годах, когда Брукнер был певчим, а затем монастырским органистом, орган находился почти в том же состоянии, что и во времена Крисманна. Лишь в 1873 году под руководством проректора Фердинанда Мозера (Ferdinand Moser, 1827-1901) монастырь решил восстановить орган и поручил эту работу Маурахеру. Концепция Маурахера заключалась в том, чтобы в результате изменений остались только корпус органа и большая часть труб. По смете от 6 декабря 1871 года 53 из запланированных 70 звучащих регистров надлежало взять от прежнего органа, и инструмент должен был быть увеличен за счёт четвёртого мануала. На деле в ходе работы была расширена диспозиция органа с 70 до 78 регистров: 22 из 78 регистров были полностью перестроены, а 30 регистров с большой долей крисманновских труб — всего 3729 — были использованы повторно. Таким образом, около трети труб Крисманна были заменены органным мастером на новые, чтобы приблизить тембр к романтическому звуковому идеалу. В центральной части фасада 8-футовые трубы мастер заменил на 16-футовые, добавил четвёртый мануал.
18 октября 1875 года Антон Брукнер вместе с монастырским органистом Йозефом Зайбер-лем (Joseph Seiberl, 1836-1877) участвовал в освящении этого органа. Консоль органа сегодня находится на родине Брукнера в деревушке Ансфельден.
Интонация регистров, предложенная Мау-рахером, соответствовала той, которую Иоганн Готлоб Тёпфер (Johann G. Töpfer) представил ещё в 1833 году в своей работе Die Orgelbau — Kunst nach eine Neue Theorie dargestellt und auf mathematische und physikalische Grundsätze gestützt, mit vielen Tabellen [20]. После завершения преобразований из рядов цецилианцев Верхней Австрии стала доноситься критика. Иоганн Евангелист Хаберт (Johann Evangelist Habert, 1833-1896) писал, что «с научной точки зрения новый орган не отвечает тем требованиям, которые к нему должны предъявляться» [10].
После Первой мировой войны дефекты и нововведения в органостроении привели к кардинальному обновлению инструмента. Выразителем был биограф Брукнера Макс Ауэр (Max Auer, 1880-1962). Он хотел связать обновление органа со 100-летием со дня рождения композитора в 1924 году. Ауэр призвал к реставрации большого органа, потому что это «великолепное произведение <...> органостроения отсталое и устаревшее» [Цит. по: 20]. Прежде чем начались работы, прошло шесть лет споров между сторонниками и противниками (включая Мау-рахера) обновления. В 1931-1932 годах производители органов Dreher & Flamm (Зальцбург) и Gebrüder Mauracher (Линц) заменили ползун-ковые ящики на конусные и снабдили инструмент электропневматическим приводом. Орган был снова расширен и имел уже 92 регистра, 6159 труб, четыре мануала и педаль. Хоровые органы были присоединены к главному органу. Освящённый 5 мая 1932 года, с тех пор он стал называться «органом Брукнера».
После оккупации монастыря национал-социалистами орган снова стал нуждаться в ремонте и расширении. По предложению лейпцигского Томаскантора Гюнтера Рамина (Günther Ramin, 1898-1956), который должен был стать органистом монастыря, орган решили перестроить. Победила концепция Йозефа Мертина (Josef Mertin, 1904-1998), согласно которой планировалась отсылка к старому органу Крисманна. После интенсивных обсуждений органостроительная компания Zika из Оттенс-
хайма (Верхняя Австрия), наконец, получила 11 февраля 1943 года заказ на реконструкцию органа в стиле барокко на основе бывшего инструмента Крисманна. Однако органостроительная компания работала над конверсией до 1951 года из-за проблем с поставками материалов в конце войны. Изменившаяся политическая ситуация и возвращение каноников-августинцев в свой монастырь позволили завершить преобразование органа в 1951 году. Инструмент имел 103 регистра с четырьмя мануалами и педалью.
По случаю столетия со дня смерти Антона Брукнера в 1996 году 20 января 1992 года Верхнеавстрийский органостроительный институт
Гельмута Кёглера в Санкт-Флориане получил заказ на полный ремонт большого органа. Утверждение реставрационных работ органа состоялось 11 апреля 1996 года, а освящение органа — 14 апреля 1996 года. После реставрационных работ Orgelbauanstalt Kögler инструмент получил электрический механизм и новую консоль с электронной системой настройки (4 х 640 комбинаций). Сегодняшний орган имеет 7386 труб. До 1886 года этот орган оставался крупнейшим в Дунайской монархии. Известно, что многие учёные отмечали его «необыкновенную силу звука и сладость голосов» [19]. Диспозиция органа представлена в таблице 2.
Таблица 2. Диспозиция брукнеровского органа монастыря Санкт-Флориан
I II Trompetenwerk / Regalwerk 1С- g'"
Positiv / C - g'" Hauptwerk / C - g'" C-g"'
Prinzipalino 8' Praestant (enge Mensur) 16' Trompete 16' Dulzian
Koppel 8' Doucetlöte 16'8' Trompete 8' Basson 16'
Echo 8' Principal (weite Mensur) 8' Trompete 4' Krummhorn 16'
Ottava 4' Oktav (enge Mensur) 8' Rauschwerk 12fach 4' Bärpfeife 8'
Kleingedeckt 4' Flauto hemiolo 8' Geigenregal 4'
Falsetti dolci 4' Quintadena 8' Terzzimbel 3fach 1/6'
Decima quinta 2' Unda maris 8'
Flauto conditioni 2' Alba 8'
Decima nona 1 1/3' Oktav (weite Mensur) 4'
Vigésima secunda 1' Superoktav (enge Mensur) 4'
Vigésima sesta 2/3' Spitzflöte 4'
Vigésima nona ' V Divinare 4'
Musette 8' Quint (weite Mensur) 2 2/3'
- Tremulant Quint (enge Mensur) 2 2/3' Nasat 2 2/3' Sedecima (enge Mensur) 2' Gemshom 2' Flauto in XV 2' Accordo 1-fach (weite Mensur) 4' Mixtur 8fach (enge Mensur) 2'
Pedal / С - f III. Schwellwerk / С - g'" Labialwerk / С - g'"
Prinzipal 32' Contra-Principal 16' Salizional 16'
Bordoni 32' Principal 8' Rohrgedackt 16'
Prinzipal 16' Flauto commune 8' Rohrflöte 8'
Oktav 16' Traverso 8' Nachthorn 8'
Borduna 16' Viola da Gamba 8' Salizional 8/
Violon 16' Dulziana 8' Großnasat 5 1/3'
Quintadena 16' Sirene 8' Nachthom 4'
Gedackt 10 2/3' Voce umana 8' Portunalflöte 4'
Gedackt 10 2/3' Oktav 8' Hohlflöle 8' Violongedackt 8' Violoncello 8' Gemshorn 5 1/3' Supcroktav 4' Nachtliorngcdackt 4' Schwegel 2' Accordo 12fach 8' Kornett 4fach 4' Rausehpfcifc 3fach 2' Bombardoni grossi 32' Bombardoni mezzanetti
Fagott 16' Trompete 8' Klarine 4' WÜ
III, III-II
I-PED, II-PED, III-PED Labialwerk an I, II, III, IV, Pedal Trompetenwerk an II, III, IV, Pedal Regalwerk an I, II, II, IV, Pedal
Hlektrische Spiel- und Registertraktur mit elektronischer Setzeranlage (4 x 640 Setzer, Aufzeichnungsgerät
В 1856 году Брукнер, органист монастыря Санкт-Флориан, участвовал в прослушивании на должность временного органиста в Старом соборе Линца и выиграл его. Вот что писала линцская газета об этом событии: «Особый интерес представил состоявшийся 13 мая конкурсный экзамен на временную замену на должность органиста кафедрального собора в Линце <...> На этот экзамен собралось немало знатоков и любителей искусства. Кандидатам было дано задание разработать тему, заданную профессором Дюрнбергером и записанную непосредственно перед выступлением по строгим контрапунктическим принципам фуги. Эта задача была решена кандидатами на экзаменах по большей части с большим мастерством, но особенно г-ном Антоном Брукнером из Санкт-Фло-риана — по единодушному мнению экзаменационной комиссии и ценителей искусства — в результате чего, как сообщили вчера, должность органиста собора в Линце уже предварительно присуждена» [14].
Трёхмануальный орган Ф. К. Крисманна в Старом соборе Линца (Иезуитская церковь св. Игнатия) — один из важнейших звуковых памятников Австрии (см. ил. 410). Его называют
брукнеровским органом, поскольку Брукнер служил в соборе временным органистом с 1855 года (официально с 1856 года) в течение 13 лет. В 1857 году австрийский мастер представил декларацию епископскому ординариату «с целью возможного (необходимого) ремонта» [3. S. 1213]. По сути, эта декларация стала началом поэтапной работы.
Первоначально орган был построен для соборной церкви Энгельсцелля (1760) и был первой работой Крисманна. После того как Эн-гельсцелльское аббатство было секуляризовано в 1786 году в ходе роспуска Жозефинского монастыря, в 1790 году монастырский орган перешёл в иезуитскую церковь Святого Игнатия, которая в 1784 году была возведена в кафедральный собор Линцской епархии. Крисманн позаботился о переносе и переустановке инструмента в собор Линца. Эта работа, включая адаптацию и новый корпус органа, была выполнена в 1790 году.
Орган Крисманна создавался в традициях ХУШ века как трёхмануальное произведение искусства с относительно небольшим педальным механизмом в духе австрийско-итальянской традиции органостроения. С 1857 по 1893
год инструмент был преобразован Леопольдом Брейнбауэром (Leopold Berinbauer, 1859-1920) в соответствии с пожеланиями самого Брукнера [См.: 3. S. 14]. Давая советы Брейнбауэру по вопросам реконструкции линцского органа, Брукнер высказывал пожелания, отчасти соответствовавшие классическим принципам построения органов: например, звуковой диапазон (короткие октавы), повторение 17-тоно-вой педали остались без изменений. Однако некоторые барочные особенности звучания были адаптированы к вкусу романтического времени (блокировка была разделена, галерейный позитив был интегрирован в основной корпус — за клавиатурный стол, а вместо аликвотных регистров были установлены базовые голоса). Существующий в барочной традиции Blockwerk был изменён, расширились регистры. Эти изменения настроили орган на романтический лад. Орган имел 31 регистр и педаль. С тех пор инструмент практически не изменился.
Орган в Старом соборе Линца — яркий пример расширения возможностей инструмента, подлинный памятник Брукнеру, образец австрийского органного романтизма (диспозицию органа см. в таблице 3). Даже после переезда в
Вену Брукнер часто возвращался в Линц, чтобы импровизировать на инструменте, адаптированном к его звуковым идеям11.
В Линце Брукнер говорил о современном симфоническом звуковом идеале, о реконструкции старых инструментов, подобно крис-манновским. В письме к Рудольфу Вайнвурму (Rudolf Weinwurm, 1835-1911) в 1868 году Брукнер пишет: «Моя игра, к сожалению, возможна только на больших органах. На небольших пропадает весь эффект флейт и порой становится очень смешно...» [3. S. 85-86].
Брукнер выделял также орган Крисманна для приходской церкви Штайра (см. ил. 512). Он часто посещал его, чтобы поиграть на барочном органе (II/26), построенном Крисманном в 1772 году. Орган был преобразован Маурахером (1803-1809): по совету Брукнера инструмент получил несколько дополнительных регистров и неоготический корпус. Старый ящик в стиле барокко (см. ил. 613) был доставлен в Райхенталь в Мюльфиртеле (нем. Reichental; Mühlviertel).
Других крисманновских органов в районе Линца нет: орган в Адмонте 1782 года строения, на котором играл Брукнер (нем. Admont), сгорел.
Таблица 3. Диспозиция брукнеровского органа в Старом соборе Линца
I. II. III. Pedal
Hauptwerk Mittelmaoual Oberwerk
Portun 16' Flauto 16' Principal 8' Principalbas 16'
Salicional 8' Principal 8' Coppel 8' 8'
Coppel 8' Coppel 8' Salicet 8' Subbas 16'
Quint 6' Gamba 8' Spitzfloetc 4' Oktavbas 8'
Octav 4' Vox humana 8' Quint 3' Pedal
Picolo 4' Echo 8' Superoktav Mixtur 6f. '
Quint 3' Octave 4' 2' Pombarton 16'
Supcroktav Flöte 4' Mixtur 3f,
2' Vagott 8'
Mixtur 7f. (BAß C-h)
Cornctt 4 f. Trompete 8' (Diskant cl-c3)
Temperatur (Stimmung) Gleichstufige Stimmung
Windladen Schleifladen
Spieltraktur mechanisch
Registertraktur mechanisch
Registeranzahl 32
Manuale 3, CDEFGABHC c'" ( kurze Oktave)
Pedal CDEFGABHC -GIS (kurze Oktave, 12 Töne repetierend, 17 Tasten
Spielhilfen, Koppeln Coppula III; Sperrventile ftir I, II und III
В Вене (район Йозефштадт) Брукнер любил играть на органе церкви пиаристов Марии Треу (Buckow organ, 1858; см. ил. 714). Корпус выполнен частично Йозефом Лойпом из Вены15 (см. ил. 816). Орган был не только лучшим и ценнейшим в художественном отношении в Вене, но и вехой в европейском органострое-нии того времени. Не случайно консерватория в Вене выбрала именно его для выпускных экзаменов. Самым выдающимся кандидатом, который должен был проявить себя на практическом экзамене по композиции, был Антон Брукнер, сдававший здесь экзамены в 1858 и 1861 годах17. Поэтому, как и орган в Старом соборе Линца, его с полным правом можно было бы назвать органом Брукнера (диспозицию см. в таблице 4). Иоганн фон Гербек, впоследствии ставший придворным музыкальным руководителем, резюмировал результаты выступления Брукнера памятными словами: «Это он должен был экзаменовать нас!» [Цит. по: 2].
Брукнер также играл на главном органе Венской Вотивкирхе («вотивной церкви»), хоть и не часто. Строитель органа — компания Уолкер из Людвигсбурга (EF Walker & Cie, 1878). Орган
сохранил свой внешний вид, конструкцию и звучание до наших дней (диспозицию органа см. в таблице 5). В 1952 году инструмент был отремонтирован после нанесённого войной ущерба. Тщательная реставрация была проведена в 1995-1996 годах органостроительной компанией Orgelbau Klais Bonn (г. Бонн).
С лета 1863 года Брукнер приезжал в Бад Ишль (нем. Bad Ischl) на день рождения императора и на другие торжества императорской семьи в качестве придворного органиста. Брукнер любил называть себя «императорским органистом» [3. S. 37]. 31 июля 1890 года он играл на органе на свадьбе эрцгерцогини Марии Валери (Marie Valerie, 1868-1924) с эрцгерцогом Францем Сальватором (Franz Salvator, 18661939) Вариации на императорский гимн в сочетании с «Аллилуйя» Г. Ф. Генделя из «Мессии». 2 августа он дал органный концерт (см. ил. 918, диспозиция — в таблице 6).
Орган был построен М. Маурахером в 1888 году в римско-католической приходской церкви Святого Николая, но по случаю 80-летия австрийского императора между 1908 и 1910 годами он был расширен и реставрирован в 1993
Таблица 4. Диспозиция органа в церкви пиаристов Марии Треу в Вене
I. Hauptwerk II. Mittclmanual III. Oberwerk Pedal
Principal 16' (Prospekt) Principal S' Gemshorn 8' Doppeltlöte 8' Nasard 5 l/.V Octave 4' Quinlc 2 2/3' Supcroctav 2' Pro gre s s.h a rnuin. 111 -V 2 2/3' Cornetli grandi III Flauto fondamcnto 16' Geigenprincipal 8' Portunal flöte 8' Doppelrohrflöte 8' Prästant 4' Spitzflöle 4' Oktave 2' Mixtur III-IV Flute d'amour 8' Viola di gamba 8' Salicionale 8' Geigenprästant 4' Flauto dolce 4' Oboa X' Principal 16' Subbass 16' Vuilonbass 16' Grand Nasard 10 2 '3' Principal 8' Baßflötc X' Supcroctav 4' Basso Contra 32' Posaune 16'
VVindluden Schlei fladen
Spicltraktur mechanisch
Rcgistcrtraktur mechanisch
Rtyisleran/ahl 34
Manuale 3, C-f3
Pedal C-d1
Spielhilfen, Koppeln HW/POS. HW/SW, P.HW
Таблица 5. Диспозиция органа Венской Вотивкирхе
1 II III Pedal Piiiuiptdal
liuiptwrrk Ncbcin» erfc Schwrllwcrk
Pt-ocipa! > ßuurdun Ift Gei£eiijtfitHnjxil Grand EkiurtUm SuMxifl 16-
l'.xJtii гттаюг i Ь Salxnjnal S 32' Uourdon 8'
PreKipai 8 Principal S Spitz Fk>ete S' Principal Bafl KV Violoncello В
K.oittnprnmpal Oedeck! S Lieblich Cicdeckl Viulunbmß 16'
% Salicii'ifial S R Quinthass I02'3'
EVsuni.-ri S .-Vviiime fr finKsri Flwti.' Ortm-baß
Hohlfloetc j Ocu\ 4 Düke S- HoetLUbass 8'
(jesusb-Tn fc ikibltksefs; 4 Fugiint 4
Viola Л Gamba Spitölorte 4 Travels Flocte4' UctavhaU +
S Super Oeui\ 2' Geirtshnrfi 4 RlHrihtwjilll 16'
Quinütoi S Mixtur 5t. .23 Piccolo 2 Trompete S' ias)
Отглг ? 1 у Trompete R (as) Лаляепе S' 1 ds| darin« ♦ ras)
Ltan 4 Fagott & Oboe К
RiXttlluetc 4 Iiis!
Karte - Сотпо4 (as(
Tere 3 ' 5
Опал 2
Cimta <( > «Л
g't
«лиг <f ::v
Scharrtet. I
Fdp« Ii* idvi
» !3s.i
-i 1 £1 i
CornetiocsZ las)
Sliiranlonhöhe a' = 433 Hz
Temperatur (Stimmung) glcichschwcbcnd iemperiert
Windladen Kcgctladcn. Barker-Maschtnc im ersten Manual
Spiellraktur mechanisch
Registeitraktur mechanisch
Register aii^ahl 61 (3762 Pfeifen)
Manuale 3. C-f
Pedal C'-d1
Spielhilferi, Koppeln - Koppeln: III 1. II 1. III 11. l'P, II/P, III P - Piarui Pedal (Au.sschiiltLi«K der järünen pcdal-Resister) - III. Manual mil Piano Pedal (Tutli III mtl entsprechenden Pedalregislemi - Forte II. Manual mil Pedal (Tutli II mil entsprechenden Pcdalrejjislem 1 - Forte 1. Manual mil Pedal (Tutti 1 mil entsprechenden Pedalregisiem) - Tutti mil Goppel 1. und N Manual zum Pedal (Gcncraltutti ohne ZunEcnreEisäcn - Goppel 1. Manual zum Pedal (Pedalkoppcl 1) - Goppel II, Manual zum Pedal (Pcdalkoppel Iii ■ Goppel III. Manual zum Pedal (Pedalkoppcl Hl) - Solo III. Manual zum Pedal (offensichtlich nicht original: nur die drei Fedalzungen 16". S'. 4") - II. Manual crescendo Fagott & Oboe (Winddrussel au Schwellwirlumg der durchschlagende« 1 larmisniumstimme | - Hello III. Manual (Schwelllritl jcum F.chowerk III. Manual) - Zuniienstirnrntn (Rohrw crktuiii)
Таблица 6. Диспозиция органа в приходской церкви Св. Николая в Бад Ишле
I. II. III. Pedal
Hauptwerk Positiv Sehwcllwerk
Principal 16' Lieblich Salizet 16' Kontrabaß 21'
Bordun 16' Gcdackt 16' Geigenprincipal 8' Principalbaß 16'
Principal 8' Flötcnprincipal 8' Do leeflöte 8' Violon 16'
Viola baritonc 8' Gamba 8' Acolinc 8' Subbaß 16'
Do ppcl flöte 8' Salicional 8' Vox coclcstis 8' Stillgedacktbaß 16'
Gcdackt 8' Philomela 8' Konzertflöte 8' Quintbaß 10 2/3'
Quintatön 8' Lieblich Unda maris 8' Oktavbaß 8'
Gemshorn 8' Gcdackt 8' Travelsflötc 8' Baß flöte 8'
Nassat 5 1/3' Oktave 4' Dolciana 4' Gcdccktbaß 8'
Oktave 4' Dolccflötc 4' Harmonia aetheria IV Cello 8'
Fugara 4' Geigen 2 2/3' Pedal-Cornett III 8'
Rohrflötc 4' Prästant 4' Oboe 8' Octavc 4'
Quinte 2 2/3' Quintflötc2 2/3' Fern werk Posaune 16'
Oktavin 2' Septime 2 2/7' (geplant) Trompete 8
Mixtur V 2 2/3' Flautino 2' Vox angelica 8'
Fagott 16' Ter/ 1 3/5- Äolsharfe 8'
Trompete 8' Mixtur III 2' Fernflöte 8'
Trompete 4' C'ornatt 4' Viola 4'
Klarinette 8' Piccolo 2'
Tuba mirabilis 8' Vox humana 8'
году компанией Rieger. Инструмент получил прозвище Юбилейный орган Кайзера (Kaiser-Jubiläums-Orgel). Из-за своего электропневматического действия он считался лучшим органом монархии. Он имеет 60 регистров, три мануала и педаль, что делает его одним из самых больших органов в стране.
В 1863 году Брукнер играл на органе бывшего цистерианского монастыря церкви St. Maria Himmelfahrt Фюрстенфельда (нем. Fürstenfeld). Орган был построен немецким органостроителем Иоганном Георгом Фуксом (Johann Georg Fux, 1651-1738). Данная работа является одним из самых известных творений мастера. Фактически не изменившийся, этот инструмент считается одним из важнейших памятников органостроения в стиле барокко в Баварии (см. ил. 1019, диспозиция — в таблице 7).
Мастер использовал для своего нового органа шесть духовых инструментов и 11 рядов труб от предыдущего органа неизвестного мастера. Новый орган с 27 регистрами и двумя мануалами и педалью, созданный с принятой в то время короткой октавой, был освящён 14 августа 1736 года.
Иоганн Георг Грайфф (Johann Georg Greiff 1693-1753) создал органный корпус, являющийся одним из самых больших в Баварии (высота около 16 м, ширина — 11,5 м). Деревянные передние трубы 32-футового регистра «Gross Portun» покрыты серебром. Это была обычная практика в период барокко с целью экономии средств, так как металлические трубы такого размера стоили намного дороже. Иоганн Георг Фукс не имел опыта работы с открытыми 32-футовыми трубами и, по-видимому, неверно оценил требуемую подачу ветра для этого регистра. В 1977-1978 годах орган реставрировала компания Сандтнер.
С 1883 года Брукнер почти каждый год приезжал в Соборную церковь бенедиктинского аббатства Святого Агапита фон Пренесте в Крем-смюнстере (нем. Kremsmünster), чтобы поиграть во время церковных служб или на концертах на органе (1878) Маурахера (см. ил. 1120).
В летние месяцы 1863-1880 годов Брукнер гостил в Бад-Гойзерне (нем. Bad Goisern) у своего друга органиста Франца Ксавера Пефраля (Franz Xaver Pefral, 1817-1883). Здесь он по просьбе Пефраля играл на органе в католической церкви (Pfarrkirche St. Agatha) и в проте-
станской (evang. Pfarrkirche). Перейдём к истории создания органа протестанской церкви.
В 1783 году состоялась церемония освящения органа (вероятно, перевезённого из Франконии в церкви Гойзерер). Орган был оснащён одним мануалом и короткой 12-тоновой педалью. В XIX веке был добавлен второй мануал, а педаль расширилась до 27 тонов (см. табли-
цу 8). Инструмент был реставрирован в 1979 году органостроительной компанией Ригель. В 2008-2009 годах произошла реконструкция органа.
Органостроитель в римско-католической приходской церкви Св. Агаты неизвестен (см. ил. 1221-1322). Дата создания — около 1600 года (см. диспозицию в таблице 9).
Таблица 7. Диспозиция органа церкви St. Maria Himmelfahrt Фюрстенфельда23
I, II.
Oberwerk Hauptwerk CDF.FGA-c3 Pedal CDEFGA-a"
CDEFGA-ï1
Holzprincipal 8' Violon (S) 16' Gross Portun 32'
Viol di Gamba (S) 8' Principal* 8 Petalprincipal* 16'
Salicat (S) 8' Fleltcn offen 8 Subpas(S) 16'
Coppl* 8' Octav* 4' Spitz Flcttcn 2* Hörndl 11* I IV, Quinladena 8 Oclav 4 Walt Fleltcn (S) 4 Quint 3 Supcroclav 2 Scsquialler II* 2, 1 3/5' Octavpas* 8' Quintpas 6' Supcroctavpas 4' 4'. 3 1 >'5', Petal Mixtur VI* 2 2 3', 2', 1 KV, г
Cimpl III 11* '/V, IV 1 1/3', Г, Mixtur V 4/5'. 2'T. 1/2' Cïmpl III <SJ 1 '. 2/3', 1/2' Tnmipas (M) 16"
Koppeln: Sehichekoppcl I/II, IIP
Таблица 8. Диспозиция органа протестантской церкви
Hauptwerk Oberwerk Pedal
Principal 8 Fuss Flaut 8 Fuss Sub-Bass 16 Fuss
Flaut 8 Fuss Salizional 8 Fuss Octav-Bass 8 Fuss
Octav 4 Fuss Principal 4 Fuss Violon-Bass 8 Fuss
Picola 4 Fuss Flaut 4 Fuss
Octav 2 Fuss
Mixtur
Stimmtonhöhe Ca. 1,5 Halbtöne über heitigen Normalstimmung
Windladen Schieifladen
Spieltraktur mechanisch
Registertraktur mechanisch
Registeranzahl 13
Manuale 2, C-d3
Pedal C-d'
Spielhilfen, Koppeln Kopplung1
Таблица 9. Диспозиция органа римско-католической церкви Св. Агаты
Manual CDEF-c'" Pedal Windladen Schleifladen
Gedackt 8' Prinzipal 4' Flöte 4' Oktav 2' Quint 1 1/3' Oktävlein 1' Subbass 16' Spieltraktur mechanisch
Registertraktur mechanisch
Registeranzahl 7
Manuale 1, CDEF-c3
Pedal CDEF-f1
Spielhilfen, Koppeln Pedalkoppel
С 1869 по 1894 год Брукнер бывал на церковных праздниках Клостернойбургского аббатства, там он играл на фестивальном органе монастыря (см. ил. 1424). Орган построен мастером из Пассау Йоханном Фройндтом25 в период с 1636 по 1642 год из различных частей двух органов, которые уже находились в церкви. Фройндт смог выбрать лучшие материалы из двух органов. Инструмент предназначался для сольной игры (для сопровождения в храме был хоровой орган). Фестивальный орган не претерпел серьёзных изменений. Этот факт делает его выдающимся звуковым памятником того времени.
Диспозиция органа сочетает в себе черты эпохи Возрождения и барокко (см. таблицу 10). Один только Hauptwerksprinzipal не имеет себе равных по строгому и величественному звучанию и окраске тона. Standardregister эпохи Возрождения сохранился в первозданном виде. Это очень редкое явление, и, следовательно, он единственный в своём роде в Австрии. Орган имеет 35 регистров, три мануала и педаль. Инструмент настроен на усреднённую темперацию, то есть терции некоторых мажорных тональностей «плавают». Высота его строя примерно на полтона выше, чем в равномерной темперации. В мануалах и педали отсутствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез и соль-диез большой октавы. В усреднённом темперированном строе эти низкие ноты почти никогда не игрались, поэтому они были исключены из соображений экономии. Это обстоятельство вносит ограничения
в репертуар, который возможно исполнять на этом органе. Однако он идеально подходит для интерпретации произведений XVI и XVII веков.
Незадолго до Второй мировой войны в некоторых местах были обнаружены повреждения древоточцами. После окончания войны инструмент был восстановлен. Качественного материала для замены конструкции, подлежащей обновлению, не было, поэтому сделали лишь временный каркас. В 1983-1985 годы швейцарская компания Kuhn смогла реконструировать орган. Первоначальные голоса были восстановлены. Благодаря своему превосходному звучанию фестивальный орган является одним из самых важных звуковых памятников в Европе.
В Шлирбахе (нем. Schlierbach) Брукнер во время отпуска в Кирхдорф-на-Кремсе играл в церкви цистерианского монастыря на органе XVIII века. Орган построен в 1770 году Валентином Хохляйтнером (Valentin Hochleitner, годы жизни неизвестны) из Виндишгарстена (нем. Windischgarsten). В 1767 году был подписан контракт с Хохляйтнером на строительство нового органа с 24 регистрами. Орган пришлось удалить из-за заражения древоточцами и заменить новым органом.
Примерно в 1899 году Л. Брейнбауэр построил новый инструмент с пневматическими конусными ящиками. В 1985 году компания Mathis & Söhne (Швейцария) построила новый механизм в корпусе органа 1770 года, включая несколько исторических трубок (см. ил. 1526, диспозиция — таблица 11).
Таблица 10. Диспозиция фестивального органа в Клостернойбургском аббатстве
1. Rückpositiv / CDEFGABH - c'" IL Hauptwerk/ CDEFGABH - c III. Brustwerk! CDEFGABH-c" Pedal / CDEFGABH -b°(19)
1642 Nachthorn gedackt 8' 1642 Principal in der octav 4' 1642 Klein Copl 4' 1642 Spitzfloelen in der Octav 4' 1642 Octav z. Prinzipal 2' 1950 Superoctav z. Prinzipal r 1950 Cimbl scharf doppelt !.V 1984 Krumbhom 8 1642 Prinzipal 8' 1642 *prinzip floelen 8' 1642 Copl 8' 1642 Quintadena 8' 1642 Octav 4' 1642 Oct.Copl 4' 1950 Dulcian i.d. Octav 4' 1642 Offne Floeten i.d, Octav 4' 1642 Quint über der Octav 3' 1642 Superoctav 2' 1950 «Mixtur 12-14fach 4' 1950 Cimbl grob doppelt 2/3' 1990 *l)ulciun in d. Untcroctav 16' 1990 * Pusaun 8' 1642 Coplfloeten in der Octav 4' 1642 Superoctav 2' 1642 Spitzfloelen i.d. Superoctav 2' 1642 Regal 8' 1984 Tremulant 1642 Bortun Principal (inkl. Kontra-B auf der links von C befindlichen Untertaste) 16' 1642 *Subbaß 16' 1642 Octav 8' 1642 Choralfloctcn 8' 1642 Supcroktav 4' 1642 Mixtur 7-8fach (teilweise 1950 rekonstruiert) 4' 1642 Rauschwerk 3fach (teilweise 1950 rekonstruicrtO 2' 1990 »Großpusaun 16' 1990 "Octav Pusaun 8'
Manualumfang: C D H F ü A B H C" (45) Pedalunfang: C D E F' G A. B H b" auf der obersten Untertaste sowie zusätzliche Taste Kontra-B ITir portun Prinzipal 16' Koppel Rückpositiv / Hauptwerk (1642) Wind Flinterladen Sperrventil tür die mit * gekennzeichneten, am Spieltisch rot beschrifteten Register auf des Hauptgehäuses (1642) [keine Pcdalkoppel] Mechanische Spiel- und Rriiistertraktur
Таблица 11. Диспозиция органа в Шлирбахе
I Hauptwerk II Nebenwerk Pedal Temperatur (Stimmung) Kirnberger III
Bourdon 16' Prästant 8' Hohlflöte 8' Octave 4' Spitzflöte 4' Quinte 22/.V Octave 2' Mixtur 3-4fach 2' Cymbel 2-3fach 1' Comet 5 fach 8' Trompete 8' Principal 8' Bourdon 8' Octave 4' Flote 4' Nasard 21h' Octave 2' Waldflote 2' Terz l3/s" Quinte 1 'A' Scharf 4fach l'/i' Cromorne 8' Vox humana 8' Tremulant Principal 16' Subbass 16' Octave 8' Gedacktbass 8' Octave 4' Posaune 16' Trompete 8' Clairon 4' Windladen Schleifladen
Spieltraktur mechanisch
Registertraktur mechanisch
Registeranzahl: 31
Manuale 2, C-g-
Pedal 30 Töne. C-f'
Spielhilfen, Koppeln Koppeln: NW-HW, NW-PED, HW-PED; Plenotritt HW & PED
В Вильхеринге (нем. Wilhering) Брукнер летние каникулы проводил в монастыре и играл там на хоровом органе (см. диспозицию в таблице 12).
Лепнину кафедры и корпус хорового органа в 1739-1741 годы выполнил австрийский штукатур из Санкт-Флориана Франц Йозеф Хольцин-гер (Franz Josef Holzinger, 1691-1775), продолжили работу мастера-штукатуры из Аугсбурга Иоганн Михаэль Фейхтмайер (Johann Michael Feuchtmayer, 1709-1772) и Иоганн Георг Убель-хёр (Johann Georg Übelherr/Üblhör, 1703-1763), два члена школы Вессобрунна. Они выполнили статую арфиста царя Давида над органом, а также два органа в аббатстве.
Всемирно известный хоровой орган в стиле барокко (I/P/9) был изготовлен в 1746 году
Николаусом Руммелем-старшим27. Антон Брукнер считал его одним из своих фаворитов, а орган — жемчужиной в искусстве ор-ганостроения. Богато украшенный корпус, как и кафедра, выполнены штукатурами из Аугсбурга.
Корпус главного органа выполнен в стиле барокко и является украшением задней части церкви (работа Иоганна Игнаца Эгедархера28). Романтический орган был построен в 1883 году Л. Брейнбауэром (III/P/39). Это была первая крупная работа мастера (третий мануал был добавлен в 1981 году). В период с 2016 по 2018 год оба инструмента были тщательно отреставрированы швейцарской органостроительной компанией Kuhn AG (см. ил. 1629, диспозиция — таблица 13).
Таблица 12. Диспозиция органа в Вильхеринге
I. Manual1 CDEFGA-с" PedaP CDEFGA - a
Principal 8' Flauta 8' Octav 4' Flauta 4' Quint 3' et Super Octav 2' Mixtur 1' et 4fach Podun-Bass 16' et Alba 8' Octav-Bass 8'
Таблица 13. Диспозиция главного органа
в Вильхеринге
I. II. III. P.
Hauptwerk Unterwerk C- Brüstungswerk Pedal
С-Г" f" C-f
Bourdun 16' Geigenprincipal Gedackt 8' Principalbass
Principal 8' 8' Quintade 8' 16'
Gemshom 8' Liebl. Gedact 8' Principal 4' Subbass 16'
Gedact 8' Salicional 8' Rohrflöte 4' Violon 16'
Quintation 8' Philomele 8' Scsquialtcr 2f. Principalbass
Gamba 8' Dolcissimo 8' 21'3 8'
Flauto dolce Principal 4' Octave 2' Cello 8'
8' Zartflötc 4' Spitzflöte Г Quintbass 5
Octave 4' Waldflöte 2' Oboe 8'
Flöte 4' Mixtur 4f. 2' ■ Cymbelstern Octavbass 4'
Violine 4' Tremulant Bombard 16'
Rauschquinte
2f. 2-s
Cornett 4f. 2"
Mixtur 5f, 2' Trompete 8' Cymbelstern
Koppeln IN, HM, I-P, IH-P
Kollektivzüge P, MF, F, FF, PO (Pleno Organo)
Doppelfalten-Magazinbalg mit Schöpfbalg Kalkantenanlage
Имеются краткие сведения ещё о нескольких органах Австрии, на которых играл Брукнер. Так, известно, что:
22 августа 1870 года Брукнер играл на органе на концерте в Вельсе, вызвав «всеобщее удивление и восхищение» (Welser Amzeigen, 24 августа 1870);
в Тульне 19 января 1873 года Брукнер аплодировал новому органу Маурахера в приходской церкви и получил от мэра серебряную табакерку. Инструмент в 1746 году построил Й. Хенке (I. Henke, годы жизни неизвестны);
в 1875 году в приходской церкви Кремса Брукнер осмотрел орган Маурахера;
в бенедиктинском монастыре в Зайтен-штеттене (нем. Seitenstetten) Брукнер дружил с органистом Йозефом Антоном Пфайффером (Joseph Anton Pfeiffer, 1776-1859), высоко оценившим его игру на органе;
в Перг (нем. Perg) Брукнер приезжал, чтобы оценить работу органиста Ф. В. Мейндля (Franz Wenzl Meindl, 1807-1888), строившего его в 1862-1863 годы под руководством пастора Карла Ауэра (Carl Auer, годы жизни неизвестны). Орган был создан 20 января 1863 года и в тот же день утверждён Брукнером, который после этого стал чаще приезжать в Перг и играть на органе, ставшем одним из его любимых инструментов. В 1903 году орган был отремонтирован мастером Брейнбауэром. Карандашные надписи, которые были обнаружены, когда старый орган был снят в 1983 году, показывают, что ремонт и реконструкция органа проводились в 1917, 1941, 1950 и 1973 годах.
Перейдём к органам, на которых Брукнеру довелось играть во время его органного турне по городам Европы. Речь пойдёт не только о ро-
мантизированных барочных органах, подобно органам Крисманна-Маурахера, но и романтических симфонических органах.
К романтическому органу следует отнести отреставрированный ведущим французским органостроителем XIX века Аристидом Кавайе Колем30 пятимануальный орган Собора Парижской Богоматери (см. ил. 1731). Брукнер импровизировал на нём в 1869 году. В 1864-1867 годах Кавайе-Коль выполнил полную перестройку старого органа 1402 года. Инструмент приобрёл типичное для Кавайе-Коля «романтическое» звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера (см. таблицу 14).
28 и 29 апреля 1869 года Брукнер дал два концерта в церкви Святого Эпвра (нем. Saint Epvre) в Нанси во Франции. В числе других известных органистов он играл на неоготическом органе Йозефа Мерклина (Établissement Merklin-Schutze)32. Этот орган ранее демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1867 году и был награждён золотой медалью. Мерклина наградили званием кавалера ордена Почётного легиона. Концерты имели большой успех для Брукнера и получили множество комментариев в немецких и австрийских газетах (см. ил. 1833, диспозиция — таблица 15).
В Париже по приглашению компании Брукнер играл в актовом зале Établissement Merklin-Schutze, а также в церквях Сен-Сюльпис и Сен-Трините.
Самым крупным и сложным симфоническим органом и одновременно крупнейшим органом во всей Франции стал орган церкви Сен-Сюльпис в Париже, реконструированный Кавайе-Коллем (см. ил. 1934, диспозиция — таблица 16).
Таблица 14. Диспозиция органа Собора Парижской Богоматери
[. Grand-Orgue t-V II. Positif c-sl' 111. Récit C-e: rv, Solo C-f1 V, t.rand-Cbtrtir C-Ï1 Pedale c-f (keys go to El. but №1 and ¡>1 sllent) Résonnant? expressive c-E'
Violon Baise 16 Bourdon 16 Montre s Viole de (>anibe k Flûte hiirmunR|ue s Bourdon k Prestant 4 Octave 4 Doublette 2 Fourniture Itamwnique II-v 4 cymbale liarmonmue II-v 2 2 3 Bombarde 16 Tiomperte s Clairon 4 Chamades: Chamade k ( kajitidl- 4 ChamaJt' REC* G/mel REC 1 (fmm vt Montre 16 Bourdon 16 Saliemnal 8 Flûte harmonioue s Bourdon x l:nda maris к (frtim ci Prestant 4 Flûte douce 4 Nazard 2 • Doublent 2 Tierce 1 f Fourniture v Cymbale v Clarinet hisse 16 Clarinet s Clarinet aiguë 4 Ricit expressif: QuinmiLm 16 Diapason s Flûte trauTSsere k Viole de (janiht k Bourdon céleste k rfrtbn l ) Voix céleste s (&0tl) cl Orta\ e 4 flùle cx-tav iante 4 Quinte < tktavin 2 Bombarde 16 Tnjmpcttc s basaoo Hautbois 8 Clarinet s Voix liumiine s Clairon 4 Récit djisxique: <irom f) Cornet v & i iautbcui 8 Chamades: bas» Chanade k Dessus Chaiiude s t'hiuitilk 4 oumudt: recale s Baxse Chamade GO* divotiv Chamade GO * Chamade g('j 4 TivmoJo Bourdon 32 (lùviest ixiine acousite l< Principal 16 Montre s Flûte hitmvifliqul* v Qumle 5 ■ ■ -prolani 4 Tierce 3■ ■ : Nazani2 Septième 2--" Doublent 2 Cornet и- v 2 -t ^ ( trarkk; fourniture 11 2 Fourniture v слмьак v Cromome s Chumatir GO H t bumjiif G ( > 4 Carnt'l REC 1 ' НчшЫ>и. REC 5 fjh.i'.t: ■ f-i;*. (I4>ute ,vm7/ ^ i,Î Principal s BourtkMi s * Pustani 4 * Quinte 2 -- - * doublent 2 * Tierce [ • ' • * lanjîlf i • " septième 3 ■1 PiccoJo 1 Plein ieu eii-v 2 5 Tuba ma^na 16 Trompette s Clairon 4 l'omet v S tpulhi 'JUl 1 U <f\*i ¿JXlL'rtsJciJ Principal 32 Contrebasse 16 Soubasse 16 Quinte ¡0-- • Flûte к Violoncelle к Tierce 61 ■ Quinte s i !/> Septième 41v: Octave 4 Contre Bombarde 32 Bombarde 16 Basson 16 Tromretk' n На.чял1 к Gamin 4 Chinmidc GO ■y Chamade GO 4 Chamade Riwlï К Chamade REi ' 5 Chamade REC 4 Bourdon 16 Principal s Bourdon 8 pi estant 4 Flûte 4 new léme 3 ' >i Tierce 31 ' • onzième 2 > ''/i i Nazard 2 *-Flûte 2 Tierce 1 '■>! Lancot 11 ;'> Flageolet i Fourniture lii суилое ni bassimi. bassin 8 Voix humaine 8 ctiiims Tremblant
Couplera: III. III. I, IV/I. VI; lit II, IV II, Vil; IV III. V III; V IV, Octave grave général, inversion PosùîfGrand-orguc. Tirasses (Grand-orgue. Positif. Récit. Solo, Grand-Chœur en 8; Grand-Orgue en 4, Positif en 4. Récit en 4. Solo en 4. Grand-Chœur en 4). Sitb and Super octave couplers and Unison OO"fur ail manuals (Octaves graves, octaves aiguës, annulation 8r). Octaves aiguës Pédalier.
Таблица 15. Диспозиция органа в церкви Святого Эпвра в Нанси
I. II. III. Pedal C-d1
Positiv innen C-g-' Große Orgel C-g3 Ausdrucksvolle Geschichte C-g
Hummel 16 Main 16 Hummel 8 Soubasse 32
Main 8 Hummel 16 Harmonische Flöte 8 Große Flöte 16
Rohrflöte 8 Uhr 8 Gambe 8 Soubasse 16
Salicional 8 Hummel 8 Himmlische Stimme 8 Oktavebass 8
Gambe 8 Harmonische Flöte 8 Oktavianflöte 4' Cello 8
Prestant 4' Dulciana 8 Flageolett 2 Flöte 4'
Harmonische Flöte 4' Gambe 8 Fagott 16 Bombardieren 16
Glocke II 8 Prestant 4' Trompete 8 Trompete 8
Trompete 8 Oktavianflöte 4' Fagott-Oboe 8 Horn 4
Klarinette 8 Fünfte flöte 3' Versorgung V-VI Großes Kornett V Bombardieren 16' Trompete 8' Horn 4' Mechanische Stimme 8
Мастер перестроил орган Франсуа Анри Клико (François-Henri Clicquot, 1732-1790). Корпус был разработан Жаном-Франсуа-Тере-зом Шальгрином (Jean-François Chalgrin, 17391811) и месье Жудо (нет сведений). Несмотря на то, что в нём используются многие материалы из французского классического органа Клико, он считается величайшим произведением Кавайе-Колля, включающим 102 регистра с пятью мануалами и педалью, и, возможно, является самым впечатляющим инструментом эпохи романтического французского симфонического органа. Орган сохранился до сегодняшних дней почти в том же состоянии, каким Кавайе-Колль завершил его в 1862 году.
В церкви Сен-Трините находится большой орган Кавайе-Колля, расположенный на балконе. Инструмент был значительно обновлён и расширен (диспозицию см. в таблице 17).
В июле 1871 года по случаю органных концертов в Альберт-холле и в Хрустальном дворце (выставочное здание в Гайд-парке) Брукнер посетил Лондон, показав своё непревзойдённое искусство импровизации. 21 августа 1871 года на лондонском праздновании объединения
Германии Брукнер снова играл в Хрустальном дворце. Он исполнил органные импровизации на Wacht am Rhein с таким совершенством и силой, что английская и немецкая публика совершенно потеряла свою обычную хладнокровную чопорность.
Большой орган (описан его создателем как «Голос Юпитера»), расположенный в Королевском Альберт-холле в Лондоне, является вторым по величине органом в Соединённом Королевстве после Большого органа Ливерпульского собора. Первоначально был построен компанией Henry Willis & Sons в 1871 году и совсем недавно перестроен Mander Organs, имея 147 регистров и, после реставрации 2004 года, 9 999 труб. У органа 1871 года было четыре мануала и 111 регистров (см. таблицу 18), в то время он был самым большим в мире.
Осенью 1872 года Брукнер импровизировал для открытия нового органа Фридриха Ладега-ста в Зале музыкального общества в Вене. 4/5 сентября 1880 года посетил органный концерт женевского органиста Антона Херинга. На следующий день по просьбе Херинга Брукнер сыграл органные импровизации на органе
Таблица 16. Диспозиция органа церкви Сель-Сюльпис в Париже
I
Grand-choeur
1st keyboard, 56 notes C
to G, 1st floor-back
II
Grand-orgue 2nd keyboard, 56 notes, С to G, 1st (loor-front
III
Positif
3rd keyboard, 56 notes C to G, 2nd floor-front
IV
Recit expressif 4th keyboard, 56 notes, C to G, 3rd floor
V
Solo
5st keyboard, 56 notes, C to G, 2nd floor-back, former Bombarde division
Pedal
C-F
30 notes
Salicional 8 Octave 4' i (862> Fourniture IV ranks < 17761781)
Plein Jeu IV ranks 11 "761781)
Cornet ranks (D3) u"6-
1781)
Bombarde 16 î i "6-1 "81 » Basson 16 ri862) l'trompette 8 ii"6-rsii 2 trompette 8 ( i "6- r s 11 Basson 8 (1862) Clairon4< 1776-1 "si i Clairon-doublette 2 ii862i
Principal harmonique 16
«1776-17X1) Montre 16 (177617811
Bourdon 16 (17761781)
Flûte conique 16
(1862)
Montre 8 (17761781)
Diapason 8 ( 1845, 1854)
Bourdon 8 (177617811
Flûte harmonique
S (I776- 1?N() Flûte à pavillon H
(1845.1854)
Quinte 5 1/3 Prestanl 4 (17761781,1862)
Doublette 2 (17761781)
Laye des jeux de fond
Violonbasse 16
(1862)
Quintaton 16 < 1862) Salicional 8 ii~~6-
1781)
(1845, 1852) ( 1862 ^ Viole de gambe 8 Unda maris 8 1I862.1 Quintaton 8 Flûte traversiére 8 (1862)
Flûte douce 4 Flûte octaviante 4 Dulciane 4 Laye des jeu* de combinaison Doublette 2 <1862) Quinte 2 2/3 (1776-1781) Tierce 1 3/5 (17761781)
Larigot 1 1.3 (1776-1781) Picolo 1.(1776-1781) Plein-jeu
harmonique III-VI (1862)
Basson 16 118621 Baryton 8 ( 1 "6178 i )
Trompette 8 (17761781)
Clairon 4 (17761781)
Laye des jeux de fond
Quintaton 16
(¡776-1781)
Diapason 8
(1903)
Bourdon 8
(1776-1781) Violoncelle 8
(1862)
Voix céleste 8 (1862) Preslant 4
(¡776-17.81) Doublette 2
(¡776-1781)
Fourniture IV
i 1776-1781) 11989-1991)
Cymbale V
11776-1781) (1989-1991) Basson-hautbois 8
(1776-1781) (1989-1991)
Cromorne 8
(¡776-1781) Voix humaine
8 (1776-1781)
Laye des jeux de
combinaison
Flûte
harmonique H 118621 Flûte
octaviante 4
(¡8621
Dulciane 4
(¡862)
Nazard 2 2/3
(¡776-1781)
Octavin 2 (1862) Cornet V (1776-1781) Bombarde 16 (¡862)
Trompette 8
(¡8621
Clairon 4 < 1862)
Laye des jeux de fond
Bourdon 16
(1776-1781)
Flûte conique
16 (1862) Principal 8
(1776-1781)
Bourdon 8 (1862) Flûte
harmonique 8
(1862)
Violoncelle 8
(1862)
Gambe 8 (1862) Kéraulophone 8
(i8(i2)
Prestant 4 (1776.
1781)
Flûte octaviante 4 (Daublaine-Callinet) Lave des jeux de
combinaison
Octave 4 (1862) Octavin 2 (1862) Quinte 5 1/3 (Daublaine-Callinet) Tierce 3 1/5 (1862)
Septième 2 2/7 Mutin ( Quinte 2 2/3
(1862)
Cornet V (17761781)
Bombarde 16 (1862) Trompette 8
(1776-1781)
Clairon 4 (17761781)
Trompette coudée à forte pression 8 (Daublaine-Callinet ? Cavaillé-Coll
„1,1,am-_
Lay e des jeux de fond
Principal 32
I 1—6-1781 i. I18621
Principal 16
iSixielé Cavaillè-Coll 11934) Contrebasse 16 11-76-1781) Soubasse 16 il"6-]781l Principal 8 119341
Violoncelle 8
11845, 1854|
11'IH'I 1'M 11
Flûte 8 1 ¡771,-r* 11
Flûte 4 <17761 "> 11
Lave des jeux de'
combinaison
Bombarde 32
II 6-17811 I18621
Bombarde 16
11 "6-17811 11862l
Basson 16 (Daublame-Callinet) Trompette 8
Il""6-178 11
(Daublaine-Callinet) Ophicléide 8
Il 6-1781)
Clairon 4 (¡776-rsil
Таблица 17. Диспозиция органа в церкви Сен-Трините
1 Grand-Orgue C-g1 II Positif C-g1 III Récit (expressif) C-g5 Pédale C g1
Montre 16' Jeux sous Bourdon 16' Flûte 32'
Bourdon 16' expression: Flûte traversiére 8' Soubasse 16'
Montre 8' Cor de nuit 8' Bourdon 8' Contrebasse 16'
Flûte harmonique 8' Flûte douce 4' Gambe 8' Flûte 8'
Bourdon 8' Nazard 2 г,У Voix céleste 8' Bourdon 8'
Gambc 8' Flageolet 2r Flûte octaviantc 4' Violoncelle 8'
Prcstant 4' Tierce 1 »V Nazard 2 / Flûte 4'
Flûte octaviante 4' Piccolo Г Octavin 2' Plein Jeu IV
Nazard 2 2,У Clarinette S' Tierce 1 3 y Bombarde 16'
Doublcttc 2' ¡eux non-expressifs: Cvmbalc 111 Trompette 8'
Cornet V Quintaton 16' Bombarde 16' Clairon 4'
Plein Jeu IV Principal 8' Trompette 8'
Cymbale II [V Flûte harmonique 8' Basson-Hautbois 8'
Bombarde 16' Salicional S' Voix humaine 8'
Trompette 8' Unda maris 8' Clairon 4'
Clairon 4' Prestant 4' Tremblant
Doublette 2'
Cornet II—V
Fourniture IV
Basson 16'
Trompette 8'
Clairon 4'
Таблица 18. Диспозиция Большого органа в Королевском Альберт-холле
1 Choir and II Great Organ C-c4 III Swell Organ C-c* IV Solo and Bombard
Orchestral Organ C-c4
Orean C-c4
i'ir.Kt Division Contra Violent 32' Double Open Diapason 1 First Division
(Choir) Contra Gamba 16' Bourdon 1 /Solo) enclosed.
unenclosed: Open DiapasonS' Double Open Diapajion 16' Open Diapason 8 Contra Bass 16' Flûte à PavillonS'
I.ieblich Double Claribcl Flute Viola da Gamba 8 Viole d'Amonri!'
Gcdeckt8'39 Bourdon Salicional S Doppel FluleS'
DulcianaS' Open Diapason 1 Vox Angelica 8 Harmonic Claribcl
Gemshorn4' Ctoen Uiaoaiun 2 Flute à Cheminée 8 FluteS'
Lioblich Flute4' Open Diapason 3 Claribcl Flute 8 Unda Mans 118'
Nazard2;/V Open Diapason 4 Principal 4 Wald Flute4'
Flageole t2' Open Diapason 5 Viola 4 Flauto Traverso4'
Tierce 1 .V Geiiicn Harmonic Flute 4 Piccolo Traverso2'
Mixture y.\/^::III TrumpetS' Clarion4' Second Division Hull! Flute Octave Quint ■> Double Bassoon 16'
Viola da. Gamba Rohr Flute Suoer Octave 1 iarmonic Piccolo 7 2 Corno di BasseltoS' Hautboy 8' Bassoon 8 'XXTremul
(Orchestral) Quint Mixture K12 I}.!</. 2: V uni
enclosed: Octave Fourniture 15.19.22.26-2 ' \ Double Horn 16'
Contra Viole 16' Principal Contra Oboe 1 French Hom8'
VioloncelloS' Viola OboC 8 HCarillons
44
MyHwka. HœycCTBO, HayKa, nparcmKa / № 2(42) 2023
Viola
Harmonic Flute Octave Quint Super Octave I'ifteenlh
Mixture tU2.tS.19.22 Harmonics lf> 15.l7.l9.il.22 Fourniture ¡'1.22.26.29 Cl m We 19. 22.26.29J US. S6 Contra Tromba Tromba Octave Tromba Posaune
1 larmonic Trumpet Harmonic Clarion
Violoncelloii' Viole d'Orchestre 18'
Viole d'Orchestre
Viole Sourdtne8' Violes Celestes
Viole
Oclaviante4' Cornet t/tr Violes 12.15.17.19.22
Quintatonlô' Harmonie FluteS' Concert Fluie4' Harmonie Piccolo2r Double Clarinet 16' Clarinets' Orchestrai HautboyS' Cor Anglais®' M Tremulant
Couplers: I Choir to Pedal, II Great to Peda, III Swell to Pedal, IV Solo to Pedal, V Choir (unenclosed) on Solo, VU Octave Orchestral, VIII Sub Octave Second Division (Orchestral), IX Unison off, X Swell to Choir, XI Solo to Choir, XII Reeds on Choir, XIII Great Second Division on Choir, XIV Choir to Great, XV Swell to Great, XVI Solo to Great, XVIII Octave (16'. 8', 4' slops only), XIX Solo to Swell, XXI Octave. XXII Sub Octave, XXlIi Unison ofT.
Ofcoc 8 ^Carillons
Barvton 1 ¿Tubular Bells
Vox Hutnana S Second Division
Tremulant (Bombard)
enclosed in Solo bo
Double Trumpet 1 Bombardon 16'
Trumpet 8 TubaS'
Clarion 4 Orchestral
Tuba 8 Trumpets'
Tuba Clarion 4 Cornopeans'
Quint Trumpel5
Orchestral Clarion4'
Sesquialteral1.\ i \;
Contra Tuba 16'
Tuba MirabilisS'
Tuba CIarion4'
Pedal C-l1
64
Double Open ood itrom ") 32'
Double Open Diapason I tioiu ')) 32'
Contra Violone (from 64) 32'
Double Quint (from 21V
Open Wood 1 16'
Otjen Wood 11 16'
Open Diapason 1 16'
Open Diapason II 16'
Violone 16'
Sub Bass 16'
Salicional 16'
Viole diüiii 4SI 16'
Quint 10'/
Octave Wood i from f<i S'
Principal (trom Si 8'
Violoncello 8'
Mute 8'
Octave Ouint
Super Octave 4'
Harmonica 10 !2 15 17 !'i 21 22 VII
Mixture 1X29.22 26.29 V
Double Ophitlt ide aiom 25) 32'
Double Trombone ilium 27 i:> Swtll) 32'
Oühkiuidc 16'
Bombard 16'
Trombone <Ln Swdli 16'
Kagolto 16'
Trumpet(tioin lit) 16'
Clarinet (iiom&ü) 16'
Bassoon (Iknti 130) 16'
Ouint Trombone 107/
Posaune (from 25) 8'
Clarion 8'
(Jctavi Posaune (f'tum 151 4'
ttBas.y Drum
МегЫт^сМ^е в кафедральном соборе Сен-Пьер. 6 сентября 1880 года Брукнер посетил Лозанну. В присутствии местного органиста Луи Даниэля Делессера он играл на старинном органе в соборе Нотр-Дам. 7 сентября 1880 года во Фрайбурге Брукнер услышал органиста Иоганна Фогта в Николаускирхе. С 8 по 10 сентября 1880 года Брукнер посетил Люцерн. В начале февраля 1884 года Брукнер отправился в Прагу, Байройт, Мюнхен. Он посетил Прагу в рамках своего последнего международного органного тура. 7 февраля 1885 года Брукнер играл на открытии нового симфонического органа «Рудольфинума» (50-регистровый орган, построенный в 1883-1884 годах немецкой фирмой Вильгельма Зауэра из Франкфурта-на-Оде-ре). Также Брукнер играл на органах в соборе Святого Вита, а также в Страговском и Эммаус-ском монастырях.
Подведём итоги. В органной практике Брукнера встречаются барочные крисманновские органы (в Эннсе, Санкт-Флориане, Линце, Штайре), а также органы менее известных мастеров (Ф. Й. Фройндта, Н. Руммеля, И. Г. Фукса, И. Я. Хааса). Также встречаются органы, сочетающие в себе черты органов эпохи Возрождения и барокко (в Клостернойбурге). В XIX веке некоторые барочные органы были преобразованы М. Маурахером (в Кронсторфе, Эннсе, Санкт-Флориане, Штайре) и Л. Брейнба-уэром (в Линце).
Эволюция в органостроении шла параллельно с эволюцией органного исполнительства и
композиторского мастерства Антона Брукнера. Любопытно, что именно в годы пребывания в Линце Брукнер, снискавший на тот момент славу выдающегося органиста, говорит об органах с романтическим звучанием. Это происходит в тот период, когда Брукнер знакомится с творчеством Р. Вагнера, обучается у О. Китцлера, готовится к созданию своей Первой симфонии. К инструментам с романтической звучностью можно отнести преобразованный М. Маурахером орган в Санкт-Флориане, а также созданные им органы в Бад Ишле, Кремсмюнстере, Тульне, Кремсе. Сюда же следует отнести орган, реконструированный Л. Брейнбауэром в Старом соборе Линца, и построенные им органы в Шлирбахе и Вильхеринге, органы Ф. В. Мей-ндля, Й. Мерклина. Однако к подлинно симфоническим органам относятся те, на которых Брукнер играл во время своего органного турне по городам Европы. К ним относятся органы А. Кавайе-Колля (в Соборе Парижской Богоматери, а также в церквях Сен-Сюльпис, Сен-Три-ните) и орган компании Henry Wills&Sons в Хрустальном дворце.
Возможности разных органов отражаются в сочинениях Брукнера. В нотах органных сочинений имеются приметы, указывающие на возможности барочных инструментов. Например, небольшое количество мануалов (2-3). В ряде церковных сочинений выписан цифрованный бас. Как известно, практика basso continuo, распространённая в эпоху барокко, отразилась на звуковом облике органа (органные партии мало отличались от клавесинных). Подобное наблю-
дается и в брукнеровских хорах с органом. Показателен мотет Ave Maria WAB 5, написанный в 1856 году в Линце. Композитор указывает в нотах над органной партией «прозрачный 8-фунтовый регистр», в нотах выписан цифрованный бас, педаль помещена под нотами для левой руки. В Прелюдии d-moll для органа WAB 130 в нотах помечены моменты смены звучности, попеременно задействуются два мануала, педаль. Все указания сообразуются с возможностями монастырского органа в Санкт-Флориане. Хор Ecce sacerdos WAB 13 1885 года демонстрирует возможности органа высокого барокко. На отдельной строке выписана партия педали; звучит organo pleno.
Так и оркестр представлялся Брукнеру в виде монументального идеального органа, «именно органная звучность с её несмешивающимися регистровыми тембрами определила склонность Брукнера к раздельному использованию основных групп оркестра, к мощному, но ясному по колориту tutti, к привлечению медных духовых инструментов в гимническом проведении мелодии, к трактовке сольных голосов, деревянных духовых. И струнную группу Брукнер подчас приближал к звучанию соответствующих органных регистров. Так, он охотно применял тремоло, мелодическое пиццикато в басах» [1].
ПримеЧания
1 Йозеф Брейнбауэр (Josef Breinbauer=Preinbauer) — австрийский ор-ганостроитель XIX века в Линцской епархии (1801-1882). Между 1830-1920 годами компания Брейнбауэр была одной из самых известных австрийских компаний по производству органов. Около 300 органов для церквей в стране и за рубежом были изготовлены в Оттенсхайме (ранее — в Хай-бах-об-дер-Донау), на Дунае в Верхней Австрии.
2 Kögler — органостроительная компания Верхней Австрии, базирующаяся в Санкт-Флориане, является преемником Верхнеавстрийского института органостро-ения, затем компании Orgelbau Breinbauer.
3 Иллюстрации к данной статье представлены в цветном вкладыше. Источник данной иллюстрации: https://www.pfarreansfelden. at/Brucknerorgel.html
4 Иоганн Якоб Хаас (Johann Jakob Haas, годы жизни неизвестны) — австрийский органо-строитель XVIII века.
5 Матеус Маурахер (Mathäus Mauracher, 1818-1884) — австрийский органострои-тель XIX века из известной семьи художников, скульпторов и органостроителей Маурахеров. Органостроитель пользовался большим уважением у Антона Брукнера.
6 Сведений о диспозиции органа, к сожалению, нет.
7 Источник иллюстрации: https://www. dioezese-linz.at/pfarre/4165/kirche/fotos
8 Франц Ксавер Крисманн (Franz Xaver Chrismann, 1726-1795) — словенский орга-ностроитель XIX века.
9 Иллюстрация из личного архива автора.
10 Источник иллюстрации: https://fr.wikipedia. org/wiki/Ancienne_cath%C3%A9drale_ de_Linz#/media/Fichier:Alter_Dom_-_ Brucknerorgel.jpg
11 Брукнер так любил этот орган, что, покидая Линц, написал на верхнем крае консоли слово «прощай».
12 Источник иллюстрации: https:// de. m.wikipedia.org/wiki/ Datei :Stadtp fa rrkirche_Steyr_-_ Mittelschiff_4.jpg
13 Источник иллюстрации: https:// de.wikipedia.org/wiki/Johann_Lachmayr#/
media/Datei:Reichenthal_Pfarrkirche_-_ Innenraum_2_-_Orgel.jpg
14 Источник иллюстрации: https://organindex. de/index.php?title=Datei:Buckow-Orgel_ Spielschrank_rechts_03.jpg
15 Йозеф Лойп (Joseph/Josef Loyp, 18011887) — один из самых известных венских органостроителей XIX века. Он создал множество органов в Вене и Нижней Австрии.
16 Источник иллюстрации: https:// organindex.de/index.php?title=Datei:Wien-Piaristenkirche-Buckow-Orgel.jpg
17 В годы пребывания в Линце Брукнер изучал музыку у венского теоретика Симона Зехтера в период с 1856 по 1861 год. 19 ноября 1861 года Брукнер сдал экзамен по игре на органе церкви пиаристов в Вене перед комиссией, в которую входили Йозеф Хелльмесбергер (Joseph Hellmesberger, 1855-1907), Симон Зехтер (Simon Sechter, 1788-1867), Отто Дессоф (Otto Dessoff; 1835-1892) и Иоганн фон Гербек (Johann von Herbeck; 1831-1877).
18 Источник иллюстрации: https://www.dewiki. de/Media/Datei :Bad_I schl_-_Kirche%2 c_ Orgelempore.JPG
19 Источник иллюстрации: http://orguesfrance. com/FurstenfeldbruckStMariaHimmelfahrt. html
20 Источник иллюстрации: https:// www.volksschulesteinbachandersteyr. at/aktivit%C 3%A4ten-2 0 17-2018/ kremsm%C3%BCnster-4-kl/
21 Источник иллюстрации: https://organindex. de/index.php?title=Datei:Bad_Goisern_ evang_Prospekt2.jpg
22 Источник иллюстрации: https://organindex. de/index.php?title=Datei:Bad_Goisern_ evang_Prospekt2.jpg
23 В таблице использованы следующие обозначения: * = содержит трубы из предыдущего органа 1630 года; (М) = новые трубы от М. Маерца 1850 года; (S) = реконструировано органостроительной компанией Sandt^r в 1978 году.
24 Источник иллюстрации: http://www. antonbruckner. at/Gedenkstaetten. php?Staette=42&Ortid=72
25 Йоханн Фройндт (Johann Georg Freindt, ?-1678) — один из известных органо-строителей XVII века в Дунайском регионе.
26 Источник иллюстрации: https:// de.m.wikipedia.org/wiki/Datei:Schlierbach_ Stiftskirche_Schlierbach_Innen_Orgel_1.JP
Николаус Руммель (Nicolaus Rummel, 1708-1794) иммигрировал в Линц из Ротен-бург-об-дер-Таубер. Предполагается, что Руммель присутствовал в брненской мастерской Франца Антона Рихтера (16881765). Корпус его органа для приходской церкви Святого Петра в дер Ау (сейчас в приходской церкви Святого Георгия в Пюргге) имеет сходство с корпусом брнен-ской мастерской.
Иоганн Игнац Эгедахер (Iohann Ignaz Egedacher, 1675-1744) — южно-немецкий органостроитель, один из главных представителей династии органостроителей Эгедахеров.
Источник иллюстрации: https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0 %D0%B9%D0%BB:Stift_Wilhering_Kirche_ 0rgel_01.jpg
Аристид Кавайе-Колль (1811-1886) — крупнейший органный мастер XIX века во Франции. Французским мастером более века назад был установлен легендарный орган в Большом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Источник иллюстрации: https://
ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0 %D0%B9%D0%BB: 0rgan_of_Notre-Dame_ de_Paris.jpg
Йозеф (или Джозеф) Мерклин (Joseph
Merklin; 1819-1905) — французский орга-
ностроитель, кавалер Почётного легиона.
Источник иллюстрации: https://commons.
wikimedia.org/wiki/File:Nancy_St._
Le%C3%B3n_Innen_0rgel_2.jpg
Источник иллюстрации: https://ru.wikipedia.
org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1
%86%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%B4
%D0%BB%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D
0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D1%
81_%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B5
%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE
27
28
29
30
31
32
33
34
Список литературы_
References_
1. Друскин М. С. Брукнер. Симфоническое творчество. Режим доступа: https://www. belcanto.ru/bruckner_symphony.html (Дата обращения: 2 июня 2023).
Druskin M. Brukner. Simfonicheskoye tvorchestvo [Symphonie creativity]. Available at: https://www.belcanto.ru/bruckner_
symphony.html. (Accessed: 2 June 2023). (In Russ.)
2. Кёнигсберг А. К., Михеева Л. В. 111 симфоний. СПб.: Культ-информ-пресс, 2000. С. 265-275.
Kenigsberg A. K., Mikheyeva L. V. 111 simfoniy [111 symphonies]. Saint Petersburg, Kul't-inform-press, 2000, pp. 265-275. (In Russ.)
3. Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische Gesamtausgabe. Bd. XXIV/ 1: Briefe (1852-1886) / Vorgelegt von A. Harrandt und O. Schneider. Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen BrucknerGesellschaft, 2009. 369 s.
Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische Gesamtausgabe. Bd. XXIV/ 1: Briefe (18521886). Ed. A. Harrandt, O. Schneider. Wien, Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft, 2009, 369 s. (In German).
4. Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische Gesamtausgabe. Bd. XXIV / 2: Briefe (1887-1896) / Vorgelegt von A. Harrandt und O. Schneider. Wien: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen BrucknerGesellschaft, 2003. 383 s.
Anton Bruckner Gesamtausgabe: Kritische Gesamtausgabe. Bd. XXIV / 2: Briefe (1887-1896). Ed. A. Harrandt, O. Schneider. Wien, Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft, 2009, 369 s. (In German).
5. Augsburger Orgelnacht. Режим доступа: http://www.augsburger-orgelnacht.de. (Дата обращения: 1 апреля 2019). Augsburger Orgelnacht. Available at: http:// www.augsburger-orgelnacht.de, svobodnyy (Accessed: 1 april 2019). (In German).
6. Biba O. Anton Bruckner und die Orgelbauerfamilie Mauracher // Bruckner-
Studien. Festgabe der Österreichischen Akademie der Wissenschaften zum 150 Geburtstag von Anton Bruckner / Hrsg. O. Wessely. Wien: Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1975. S. 143-162. Biba O. Anton Bruckner und die Orgelbauerfamilie Mauracher. BrucknerStudien. Festgabe der Österreichischen Akademie der Wissenschaften zum 150 Geburtstag von Anton Bruckner. Ed. O. Wessely. Wien, Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1975, s. 143-162. (In German).
7. Die Hauptorgel an der Westempore der Stiftskirche Wilhering. Режим доступа: https:// www.orgelbau.ch/de/orgel-details/801680. html. (Дата обращения: 2 июня 2023).
Die Hauptorgel an der Westempore der Stiftskirche Wilhering. Available at: https:// www.orgelbau.ch/de/orgel-details/801680. html. (Accessed: 2 June 2023). (In German).
8. Die Orgel der Stadtpfarrkirche Steyr. Orgelweihe 16 Dezember 1962. Режим доступа: http://steyr.dahoam.net/?p=7655. (Дата обращения: 2 июня 2023).
Die Orgel der Stadtpfarrkirche Steyr. Orgelweihe 16 Dezember 1962. Available at: http://steyr.dahoam.net/?p=7655. (Accessed: 2 June 2023). (In German).
9. Grasbergher R., Partsch E. W. Bruckner skizziert. Wien, 1991. S. 37. Grasbergher R., Partsch E. W. Bruckner skizziert. Wien, 1991, s. 37. (In German).
10. Habert J. E. Etwas über große Orgeldispositionen // Gmundner Wochenblatt, 26. Jg., № 21, 23. Mai 1876. S. 132.
Habert J. E. Etwas über große Orgeldispositionen. Gmundner Wochenblatt. 26. Jg., по. 21, 23. Mai 1876, s. 132. (In German).
11. Heigelmayer F. Dr. Anton Bruckner in Perg, in Florian und Konrad Eibensteiner // Das Heimatbuch von Perg. Perg, 1933. S. 130-133. Heigelmayer F. Dr. Anton Bruckner in Perg, in Florian und Konrad Eibensteiner. Das Heimatbuch von Perg. Perg, 1933, s. 130-133. (In German).
12. Karner M. Anton Bruckner's Organ Recitals in France and England // The Musical Times. Vol. 78, no. 1128 (Feb., 1937), pp. 117-119. Published By: Musical Times Publications Ltd. Режим доступа: https://www.jstor.org/ stable/920730 (Дата обращения: 2 июня 2023).
Karner M. Anton Bruckner's Organ Recitals in France and England. The Musical Times.
Vol. 78, no. 1128 (Feb., 1937), pp. 117-119. Published By: Musical Times Publications Ltd. Available at: https://www.jstor.org/ stable/920730. (Accessed: 2 June 2023). (In English).
13. Linnincher F. Chorherrenstift St. Florian. Режим доступа: http://steyr.dahoam.net/wp-flippingbooks/Fuehrer_St_Florian_1951/2/ (Дата обращения: 2 июня 2023). Linnincher F. Chorherrenstift St. Florian. Available at: http://steyr.dahoam.net/wp-flippingbooks/Fuehrer_St_Florian_1951/2/ (Accessed: 2 June 2023). (In German).
14. Linzer Zeitung. 15 November, 1855.
Linzer Zeitung. 15 november, 1855. (In German).
15. Reiter L. Aus der Geschichte der Ischler Orgeln Festschrift zur Orgelweihe 1993 // Kaiserjubiläumsorgel Bad Ischl / Hrsg. J. Hammerl. Gmunden, 1993. S. 7-10. Reiter L. Aus der Geschichte der Ischler Orgeln. Kaiserjubiläumsorgel Bad Ischl. Ed. J. Hammerl. Gmunden, 1993, s. 7-10. (In German).
16. Scheder F. Anton Bruckner Chronologie Datenbank. ABIL 21.11.2017. Режим доступа: http://www.abil.at/Datenbank_ Scheder/Bruckner_Chonologie.php?we_ objectID=10136 (Дата обращения: 2 июня 2023).
Scheder F. Anton Bruckner Chronologie Datenbank. ABIL 21.11.2017. Available at: http://www.abil.at/Datenbank_
Scheder/Bruckner_Chonologie.php?we_ objectID=10136 (Accessed: 2 June 2023). (In German).
17. Schnürl K. Drei niederösterreichische Bruckner-Orgeln. Tulln-Langenlois-Krems // Bruckner-Studien. Festgabe der Österreichischen Akademie der Wissenschaften zum 150 Geburtstag von Anton Bruckner / Hrsg. O. Wessely. Wien: Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1975. S. 162-169.
Schnürl K. Drei niederösterreichische Bruckner-Orgeln. Tulln-Langenlois-
Krems. Bruckner-Studien. Festgabe der Österreichischen Akademie der Wissenschaften zum 150 Geburtstag von Anton Bruckner. Ed. O. Wessely. Wien, Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1975, s. 162-169. (In German).
18. Schütz Loip Joseph // Österreichisches Biographisches Lexikon 1815-1950. (ÖBL). B. 5. Wien: Akademie der Wissenschaften, 1972. S. 335.
Schütz Loip Joseph. Österreichisches Biographisches Lexikon 1815-1950. (ÖBL). V. 5. Wien, Akademie der Wissenschaften, 1972, s. 335. (In German).
19. Stift St. Florian. Режим доступа: http:// www.stift-st-florian.at/musik/die-orgeln.html. (Дата обращения: 2 июня 2023).
Stift St. Florian. Available at: http://www. stift-st-florian.at/musik/die-orgeln.html. (Accessed: 2 June 2023). (In German).
20. Töpfer J. G. Die Orgelbau = Kunst nach eine Neue Theorie // Reuter 7025 u. 7026. MGG XIII. S. 450 f.
Töpfer J. G. Die Orgelbau = Kunst nach eine Neue Theorie. Reuter. 7025 u. 7026 MGG XIII, s. 450 f. (In German).
21. Walterskirchen G. Orgeln und Orgelbauer in Salzburg vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Diss. mschr. Salzburg, 1982. S. 166-214. Walterskirchen G. Orgeln und Orgelbauer in Salzburg vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Diss. mschr. Salzburg,1982, s. 166-214. (In German).
22. Wilhering. Режим доступа: https://www. orgelbau.ch/de/orgel-details/801660.html (Дата обращения: 2 июня 2023). Wilhering. Available at: https://www.orgelbau. ch/de/orgel-details/801660.html. (Accessed: 2 June 2023). (In German).
Об авторе_
Локотьянова Диана Евгеньевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки «Военного университета имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации. Москва, Россия.
Lokotyanova Diana (Evgenievna) — PhD Candidate of Art History, Associate Professor of the Department of Theory and History of Music of the Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Moscow, Russia. [email protected]
Иллюстрации к статье Д. Е. Локотьяновой «О церковных органах в музыкальной практике А. Брукнера»
Ил. 3. Фасад брукнеровского органа в монастыре Санкт-Флориан (фото автора данной работы!) Ил. 5. Корпус °ргана в приходской церкви Штайра
Ил. 6. Старый барочный корпус Ил. 7. Игровой стол органа Ил. 8. Проспект органа в церкви
органа в Райхентале
пиаристов с частями корпуса Йозефа Лойпа
Ил. 9. Корпус органа в Бад Ишле
Ил. 12-13. Римско-католическая церковь св. Агаты
Ил. 14. Проспект органа в Клостернойбургском аббатстве
Ил. 15. Проспект органа Матиса в историческом корпусе
Ил. 17. Орган Собора Парижской Богоматери
Ил. 19. Орган церкви Сен-Сюльпис в Париже