Научная статья на тему 'Значение ценностей и ценностных ориентаций в педагогическом взаимодействии'

Значение ценностей и ценностных ориентаций в педагогическом взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1704
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / THE VALUE OF EDUCATION / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Анна Сергеевна

Рассматриваются ценности и ценности ориентации, оказывающие существенное влияние на педагогическое взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходят изменения в ценностных ориентациях всех его субъектов, что подтверждается результатами эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN PEDAGOGICAL INTERACTION

The main idea of the article is that values and value orientations exert influence on the pedagogic interaction. But during this interaction changes of a person's value orientations take place; this fact is confirmed by the results of the empirical research.

Текст научной работы на тему «Значение ценностей и ценностных ориентаций в педагогическом взаимодействии»

УДК 37.013

А. С. Коротаева Екатеринбург ЗНАЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.00

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценности; ценностные ориентации; ценность образования; педагогическое взаимодействие.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются ценности и ценности ориентации, оказывающие существенное влияние на педагогическое взаимодействие. В процессе этого взаимодействия происходят изменения в ценностных ориентациях всех его субъектов, что подтверждается результатами эмпирического исследования.

A. S. Korotaeva Ekaterinburg IMPORTANCE OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN PEDAGOGICAL INTERACTION

KEY WORDS: values; value orientations; the value of education; pedagogical interaction.

ABSTRACT. The main idea of the article is that values and value orientations exert influence on the pedagogic interaction. But during this interaction changes of a person’s value orientations take place; this fact is confirmed by the results of the empirical research.

Н

а сегодняшний день исследователи из разных областей соци-

альное и культурное значение определения явлений действительности (В. Виндель-банд, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Б. В. Орлов, Г. Риккерт и др.). Все разнообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений рассматривается как «предметные ценности» и как объекты ценностного отношения, т. е. оценивается в категориях добра и зла, истины и неисти-ны, красоты и безобразия, допустимого и запретного и т. д. [12. С. 764].

ально-гуманитарного знания уделяют внимание аксиологическому направлению, изучая категорию ценностей и ценностных ориентаций. Специфика определения категории «ценности» зависит от сферы научного знания, в рамках которой она рассматривается.

Так, в философии к категории «ценность» обращаются для указания на соци-

© Коротаева А. С., 2011

В социологии ценности определяют как свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта; характеризуют социально-историческое значение их для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности [9. С. 609]. К этой категории обращались такие социологи, как А. С. Ахиезер, А. Г. Здравомыслов, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, П. Сорокин, Р. Мертон, В. А. Ядов и др.

В культурологии (Г. П. Выжлецов,

A. Кребер, К. Клакхон и др.) ценности рассматриваются как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, которые составляют основу нравственных убеждений, принципов людей.

В психологии категория «ценность» определяется как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений [4. С. 323]. Ценностная проблематика в психологии широко представлена в работах Б. Г. Ананьева, В. Билкски, А. Маслоу,

B. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла и др. Как отмечает Н. И. Глушкова, ценности, организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение задают важнейшие смыслы человеческой жизни [2].

Таким образом, ценность является одной из наиболее общих и фундаментальных категорий, широко представленных в трудах исследователей социально-гуманитарных наук. Исходя из этого потребовалось введение отдельных уточняющих, аксиологически ориентированных понятий и определений, таких, как «система ценностей», «ценностные представления», «ценностные идеалы» и др.

К наиболее разрабатываемым понятиям относится понятие «ценностные ориентации», т. е. «индивидуальные эквиваленты ценности».

Согласно точке зрения психолога Н. Ю. Зыковой, ценностные ориентации включают в себя и ценностное отношение как переживание значимости объекта, и ценностную установку в качестве осознания своей оценки объекта, и готовность действовать в соответствии с имеющейся системой ценностей. Ценностные ориентации выполняют функцию регулятора поведения человека, определяя отношение личности к значимым сферам жизни. Наличие устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем ее зрелости [5]. В данной трактовке показательна позиция психологов, указывающих на зрелость личности только при обладании устойчивыми ценностными ориентациями, которые, однако, характеризуются изменчивостью, особенно на первых этапах жизни человека.

Особое внимание к аксиологической проблематике уделяется в педагогике. К ценностям и ценностным ориентациям обращались такие исследователи, как В. И Горовая, Т. И. Власова, В. А. Сласте-нин, Г. И. Чижакова и др.

В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев отмечают, что ценности непервичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждают важность того, что создано людьми в процессе истории. В обществе, считают авторы, все происходящие события важны, но в педагогике к ценностям относят прежде всего положительно значимые факты и явления, которые относятся к социальному прогрессу [11].

Л. П. Крившенко понимает ценности как некие идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие в качестве эталонов должного для какого-либо общества и являющиеся ценностными ориентирами как для всего человечества, так и для отдельного человека [8. С. 254].

Ценностные ориентации В. А. Сласте-ниным и Г. И. Чижаковой понимаются как система устойчивых отношений

личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества [10. С. 137]. Иными словами, подчеркивается, что ценностные ориентации различны и касаются как самой личности, так и мира вокруг нее.

Важно отметить, что ценности и ценностные ориентации формируются в результате взаимодействия людей, поскольку, согласно точке зрения Е. В. Ко-ротаевой, «взаимодействие в различных его проявлениях формирует личностное пространство человека» [6], а значит, и его ценностные ориентации.

Очевидно, что особое влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает образовательная среда, еще в детстве организующая контакт со «значимыми взрослыми» — ближайшими родственниками, воспитателями, учителями.

Как отмечают В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев, любое педагогическое взаимодействие характеризуется наличием множества отношений, между учителем и учеником, учеником и коллективом, учащимся и объектом усвоения и т. д. [11]. Очевидно, что во время педагогического взаимодействия могут измениться ценностные ориентации участников этого процесса. Причем преобразования могут произойти как у воспитуемого, так и у самого педагога. Ригидность (от лат. rigidus — твердый, жесткий; затрудненность в измениии намеченной субъектом программы деятельности в соответствии с требованиями ситуации) педагога может привести к тому, что учащиеся будут избегать контактов с ним. Любой человек, особенно ребенок, обрадуется признанию своей правоты, истинности своих слов и позиций, у него повысится самооценка, желание работать в будущем. Если же установки и ценности субъекта взаимодействия не принимаются во внимание, то это неблагоприятным об-

разом скажется на формировании и развитии конструктивных взаимоотношений. Следовательно, внимание педагога к ценностным ориентациям учащегося может стать мотивом для продолжения его учения, но может оказаться и препятствием к его развитию.

Изменения ценностных ориентаций могут иметь как запланированный, так и стихийный характер. В первом случае имеет смысл говорить об одном из элементов педагогического взаимодействия — педагогическом воздействии. Противоречивость его заключается в том, что эффективность воздействия не всегда напрямую связана со способами и средствами его достижения. Другими словами, можно заставить ребенка сделать что-то, используя угрозы, а можно убедить его, опираясь на рефлексивность, адекватность обратной связи педагога и воспитанника. Тогда, воспринимая мир сквозь призму собственных и предлагаемых ценностей, воспитанник решает, что ему следует знать и делать, а что нет, более или менее осознанно выбирает свою будущую судьбу и т. д.

Отметим, что в этих ситуациях выбора особую роль играет образование. При этом образование само по себе может одновременно рассматриваться как терминальная (жизненно определяющая) и инструментальная ценность.

В качестве терминальной ценности образование исследуется целым рядом ученых (Б. С. Гершунский, А. Н. Джурин-ский, М. В. Кларин, Н. Смелзер и др.), определяющих образование как «опору духовности и очаг приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей» [3. С. 188], как «системообразующий фактор духовной интеграции социумов» [1. С. 185]. Образование может рассматриваться как ценность государственная, как ценность общественная и как ценность личностная. Образование, будучи сферой духовной жизни общества, является объективной

общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Однако ценности образования могут не совпадать с ориентациями общества. Образовательные ценности являются не репродуктивными, а продуктивными, способными определять дальнейшую стратегию образования и оказывать влияние на базовые процессы, происходящие в культуре и обществе. Иными словами, если в культуре и обществе доминируют ценности потребления, то это не означает, что результатом педагогического взаимодействия необходимо получить идеального потребителя, скорее цель будет заключаться в том, чтобы помочь личности сформировать культуру потребления.

При этом образование является и инструментальной ценностью, понимаемой как «формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим» [7. С. 427]. Здесь уже речь идет об образовательной системе, которая является не только сферой сохранения и передачи культурных ценностей от одного поколения к другому, но и условием, способствующим социальным изменениям в связи с внедрением новых технологических методов и переоценкой существующих знаний и т. д. Именно в образовании как инструментальной ценности и возникает вопрос о продуктивности педагогических взаимодействий.

Учащиеся звена школы включаются в образовательный процесс, не задумываясь о ценности образования. В несколько иной ситуации оказываются старшеклассники, для которых вопрос образования часто связан с их будущим, выбором их жизненной стратегии. Ценность образования для них связывается с возможностью продолжать обучение в вузе. Но, как отмечают социологи (Л. И. Бойко, Ю. Р. Вишневский и др.), и здесь об-

разование является инструментальной ценностью (по классификации М. Роки-ча), поскольку оно ценно не само по себе «здесь и сейчас», но возможностью в перспективе улучшить уровень жизни, завоевать определенный социальноэкономический статус, добиться определенных успехов.

В 2009/10 уч. г. кафедрой педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников, студентов второго и выпускного курсов Института педагогики и психологии детства. Всего был опрошен 121 человек. Основу диагностики составил адаптированный тест М. Рокича «Ценностные ориентации», базирующийся на ранжировании по степени значимости жизненных ценностей. Особое внимание исследователями уделялось ценности образования.

По результатам исследования оказалось, что все группы опрошенных ценности образования в среднем отдают 7-е место (6-е место у второкурсников, 7-е — у старшеклассников, 8-е — у пятикурсников), после любви, дружбы, здоровья, семьи, детей и хорошей работы. Но при этом под ценностью образования старшеклассники, второкурсники и пятикурсники понимают разное. Для учащихся 10—11 классов эта ценность в первую очередь связана с поступлением в вуз, они не относят к ней свое школьное обучение и возможное саморазвитие.

Другой подход обнаруживается во взглядах студентов второго курса, которые уже сделали свой первый профессиональный выбор, озабочены вопросом правильности этого выбора, соотнесением его с ожиданиями в будущем. Пятикурсники, выпускники, уже заканчивающие обучение в вузе, считают, что уже обладают такой ценностью, как образование, кроме этого, многие из них сами в дальнейшем станут ее транслято-

ПЕДАГОГИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 259

ром будущим поколениям. Следователь- ценностные ориентиры в отношении

но, за 5—7 лет существенно меняется своей профессии, своих подопечных,

смысл, вкладываемый в осознание обра- собственной деятельности и т. д. Тогда

зования как ценности, и это необходимо педагогическое взаимодействие не будет

учитывать педагогам, взаимодействую- сведено к нажиму, воздействию, но стащим с молодыми людьми разных воз- нет развивающей средой, в которой

растов. формируются, корректируются, укреп-

Таким образом, ценности и ценност- ляются ценностные ориентации всех

ные ориентации имеют важнейшее зна- участников этого взаимодействия.

чение для образовательного процесса. В этом контексте значение образова-

Постоянно оказываясь в ситуации педа- ния как терминальной и инструменталь-

гогического взаимодействия педагогу ной ценности просто трудно переоце-

более чем важно иметь собственные нить.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЕРШУНСКИЙ Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Совершенство, 1998.

2. ГЛУШКОВА Н. И. Психологическое изучение ценностных ориентаций учителей с различ-

ными индивидуально-типологическими особенностями. URL: http: //conf.stavsu.ru/ _WordDocs /683.doc.

3. ДЖУРИНСКИЙ А. Н. Развитие образования в современном мире. М. : Владос, 1999.

4. ДЬЯЧЕНКО М. И. Личность, образование, самообразование, профессия : краткий психол.

словарь. Мн. : Хэлтон, 1998.

5. ЗЫКОВА Н. Ю. Развитее профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Курск, 2006. URL: http://www.kursk— uni.ru/pdf/dis9.pdf

6. КОРОТАЕВА Е. В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования. URL: http://www.zrns.ru/2mongr_avtor_korotaeva.html

7. СМЕЛЗЕР Н. Социология. М. : Феникс, 1994.

8. ПЕДАГОГИКА : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. М. : Проспект, 2004.

9. РОССИЙСКАЯ социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М. : Изд. группа НОРМА-ИНФА М, 1998.

10. СЛАСТЕНИН В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М. : Академия, 2003.

11. СЛАСТЕНИН В. А., ИСАЕВ И. Ф., МИЩЕНКО А. И., ШИЯНОВ Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. : Школа-Пресс, 2000. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/index.php.

12. ФИЛОСОФСКИЙ энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др]. М. : Сов. эн-цикл., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.