Научная статья на тему 'Интеграция учебной и воспитательной работы в процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов'

Интеграция учебной и воспитательной работы в процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / УЧЕБНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INTEGRATION / PEDAGOGICAL AXIOLOGY / STUDENTS / FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES AMONG FUTURE TEACHERS / ACADEMIC AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюнина А. С.

Рассматриваются проблемы педагогической аксиологии, выявляются основы профессионально-ценностных ориентаций. Особое внимание уделяется возможностям интеграции учебной и воспитательной работы в процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF ACADEMIC AND EDUCATIONAL WORK IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS AMONG FUTURE TEACHERS

In the article the issues of pedagogical axiology are discussed, the basis of professional value orientations are revealed. The author pays particular attention to the possibility of integration of academic and educational work in the process of formation of professional value orientations among future teachers.

Текст научной работы на тему «Интеграция учебной и воспитательной работы в процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов»

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 3 7 8.147 ББК Ч448.98

ГСНТИ 14.01.07

Код ВАК 13.00.01

А. С. Андрюнина

Екатеринбург

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграция; педагогическая аксиология; студенты; формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов; учебная и воспитательная работа.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы педагогической аксиологии, выявляются основы профессионально-ценностных ориентаций. Особое внимание уделяется возможностям интеграции учебной и воспитательной работы в процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов.

A. S. Аndryunina

Ekaterinburg

INTEGRATION OF ACADEMIC AND EDUCATIONAL WORK IN THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS AMONG FUTURE TEACHERS

KEY WORDS: integration; pedagogical axiology; students; formation of professional values among future teachers; academic and educational work.

ABSTRACT. In the article the issues of pedagogical axiology are discussed, the basis of professional value orientations are revealed. The author pays particular attention to the possibility of integration of academic and educational work in the process of formation of professional value orientations among future teachers.

Аксиология в последние годы становится все более востребованной в научном мире, ее понятийный и категориальный аппарат детализируется и уточняется. При этом появляется множество новых направлений: правовая аксиология, аксиология досуга, аксиология культуры и др. Изучение ценностей в образовательном процессе происходит в рамках педагогической аксиологии, которую определяют как науку о ценностях образования: о системе значений, норм, идеалов, регулирующих взаимодействие в образовательной сфере и формирующих соответствующий компонент в структуре личности, их природе, функциях, взаимосвязях [1. С. 8]. Педагогическая аксиология пересекается с педагогикой взаимодействия, поскольку описывает процессы взаимовлияния различных субъектов образовательного процесса.

Категория ценностей является одной из важнейших для педагогики. К исследованию этого понятия обращались Б. С. Брушлин-ский, В. И Горовая, Т. И. Власова, Н. Д. Ни-кандрова, В. М. Розина, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, П. Г. Щедровицкий и др.

Основная трактовка ценностей применительно к педагогическому процессу, согласно Л. П. Крившенко, сводится к их пониманию как неких идей, воплощающих общественные идеалы, выступающих в качестве эталонов должного для какого-либо общества и являющихся ценностными ори-

ентирами как для всего человечества, так и для отдельного человека [6. С. 254]. Н. А. Асташова определяет ценности как «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» [1]. В. А. Сластенин и И. Ф. Исаев в педагогике к ценностям причисляют прежде всего положительно значимые факты и явления, которые относятся к социальному прогрессу [9]. Подобная точка зрения обусловлена воспитательным потенциалом, заложенным в категории ценности.

Однако понятийный аппарат педагогической аксиологии не ограничивается категорией «ценности». Для этой науки значимы такие понятия, как система ценностей, ценностная установка, ценностная ориентация и др.

В. А. Сластенин и Г. И. Чижакова ценностные ориентации понимают как систему устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества [10. С. 137]. Здесь подчеркивается, что ценностные ориентации различны и касаются как самой личности, так и мира вокруг нее; при этом они меняются под воздействием многих факторов — взросления, изменения социального статуса, семейного положения и др. Одним из наиболее суще-

ственных факторов, оказывающих влияние на ценностные ориентации, является трудовая деятельность. В связи с этим ряд исследователей (М. Я. Дворкина, И. О. Загашев,

Н. Ю. Зыкова, В. А. Мальцев и др.) посвящает свои труды исследованию профессионально-ценностных ориентаций.

Е. А. Климова считает, что, помимо всеобщих профессионально-ценностных ориентаций (общее отношение к труду, восприятие себя как профессионала и т. д.), у каждой профессии есть свой набор ценностных ориентаций, специфичных для данной трудовой деятельности. В связи с этим в работах И. Ф. Исаева, А. В. Петровского, Н. Г. Руденко, В. А. Сластенина, М. Г. Ярошевского и др. исследуются особенности профессионально-педагогических ценностных ориентаций.

Профессионально-педагогические ценностные ориентации, по Ю. А. Райсвих, — совокупность педагогических ценностей, принятых и осознанных личностью учителя, которые образуют консолидирующую основу направленности личности и выступают своеобразным регулятором отношения учителя к окружающей действительности, к собственной деятельности и к другим членам коллектива и общества [7]. З. Н. Кур-лянд отмечает, что наличие профессионально-ценностных ориентаций предполагает существование относительно стойкой системы направленности интересов на педагогическую деятельность и потребности в ней, причем формирование этой системы наиболее эффективно происходит в процессе самой педагогической деятельности [5].

Мы под профессионально-педагогическими ценностными ориентациями понимаем осознаваемую и разделяемую педагогом систему ценностей, представлений, отношений, связанных с профессией, определяющих общую направленность педагогической деятельности, а также выбор путей и средств овладения знаниями, умениями, которые необходимы для оптимального выполнения профессиональных функций. Очевидно, что аксиологические ориентиры по отношению к будущей профессии закладываются еще в процессе профессионального обучения — в педагогическом вузе, колледже. И именно они должны стать базисом, определяющим характер всей трудовой деятельности индивида.

Как отмечают ученые и общественные деятели, для современных студентов педвуза характерна несформированность профессионально-педагогических ценностных ориентаций. Отсутствие молодых кадров в педагогической среде приводит к «старению» профессии; в «Концепции Федеральной це-

Аксиологическая составляющая в ГОС ВПО 031100

левой программы развития образования на 2011—2015 годы» отмечается, что «лишь 30% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы, а в отдельных субъектах Российской Федерации после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования».

Именно поэтому все актуальней становится проблема формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций у будущего педагога в процессе вузовского обучения. И. И. Калина, Н. С. Лап-ханова, Н. Н. Никитина, В. А. Сластенин, О. Г. Хмелева и др. считают, что необходима специальная работа, направленная на развитие профессионально-ценностных ориентаций у учителя.

Продуктивность той или иной деятельности определяется совокупностью таких компонентов, как цель, содержание, формы, контроль и оценка. Согласно требованиям ГОС ВПО, выпускник — бакалавр педагогики обязан «способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов». Собственно, это и есть цель профессионального обучения. Фактически речь идет о том, что за время обучения у студента должны быть сформированы профессионально-ценностные ориентации, и он должен быть готов к трансляции своих ценностей воспитанникам.

Проанализируем содержательный аспект вузовского образования будущих педагогов с точки зрения формирования профессионально-ценностных ориентаций.

Для того чтобы содержание образования подкрепляло систему ценностных ориентаций по отношению к будущей профессии, необходимо, чтобы оно пронизывало все учебные циклы: ГСЭ (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины); ЕН (общие математические и естественнонаучные дисциплины); ОПД (общепрофессиональные дисциплины); ДПП (дисциплины предметной подготовки); ФТД (факультативные дисциплины).

Однако контент-анализ показывает, что даже в рамках преподавания такой педагогически ориентированной специальности, как 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования», ГОС ВПО предлагает не так уж много дидактических единиц, связанных с аксиологией (табл. 1).

Таблица 1

«Педагогика и методика дошкольного образования»

Цикл дисциплин Учебная дисциплина Дидактические единицы

ГСЭ Культурология Культурные ценности и нормы

Философия Нравственные ценности. Эстетические ценности. Религиозные ценности

ОПД Психология Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм

Общая педагогика Воспитание как социально организованный процесс интеграции человеческих ценностей

ДПП Дошкольная педагогика Воспитательно-образовательная ценность игрушки

Теория и методика дошкольного образования Природа как самоценность

Таблица 2

Аксиологическая составляющая в ГОС ВПО 540600 с получением степени «бакалавр педагогики»

ГСЭ Философия Нравственные ценности. Эстетические ценности. Религиозные ценности

Отечественная истори» Развитие ценностного отношения к духовным традициям народов России

ОПД Введение в педагогическую деятельность Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики

Практическая педагогика Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности

Подобная ситуация обнаруживается в стандарте подготовки 540600 с получением степени бакалавра педагогики (табл. 2). При этом в ГОС ВПО по направлениям бакалавриата (540603 «Игровые технологии в дошкольном образовании», 540605 «Технологии подготовки специалиста дошкольного образования», 540606 «Управление дошкольным образованием» и др.) в цикле ДПП аксиологическая составляющая отсутствует даже на уровне номинации (дидактических единиц). Это изначально обедняет идею полноценной подготовки будущего педагога, поскольку не предполагает целенаправленного формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций в процессе лекционных и практических занятий.

Как видно, на такой содержательной основе сформировать у студентов ценностное отношение к своей будущей деятельности представляется непростой задачей. Конечно же, многое зависит от преподавателя, его собственной целевой установки, однако сама идея профессионально-ценностных ориентиров в педагогической профессии при такой ситуации присутствует лишь имплицитно.

Не случайно В. А. Сластенин подчеркивал, что «сложившаяся система педагогического образования ... не создает условий, побуждающих его <педагога> к поиску личностно-значимого смысла профессии, к профессиональному самоанализу, не формирует его как носителя педагогической рефлексии» [8. С. 20]. Подобную точку зрения в той или иной мере разделяют Г. Д. Бабушкин, М. В. Велиев, Н. П. Гапон, Т. Н. Никитина, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.

Для решения обозначенной проблемы Е. А. Коростелева, Н. С. Лапханова, Ю. А. Рай-свих и др. предлагают усилить содержательную часть обучения введением дополнительных спецкурсов, в рамках которых студенты овладевают аксиологическими знаниями о ценностях, ценностных ориентациях, ценностном отношении, профессионально-ценностных ориентациях. Цель таких спецкурсов состоит в формировании у будущих педагогов целостного представления о педагогической аксиологии, ее значении в образовательной практике, многообразии проявлений ценностного отношения к общим и частным аспектам образовательного пространства. Однако ограничиться содержательным компонентом в формировании профессионально-ценностных ориентаций нельзя. Необходим поиск единства формы и содержания, приводящий к значимому результату.

На процесс выработки профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов огромное влияние оказывает такая форма обучения, как производственная практика, направленная «на отработку профессионально-педагогических умений, овладение умениями и навыками самостоятельного ведения педагогического процесса и методической работы в дошкольном образовательном учреждении, освоение форм, методов и средств организации преподавания психолого-педагогических и специальных дисциплин».

По мнению И. Е. Емельяновой, именно педагогическая практика способствует переводу общественно-педагогических и профессионально-групповых ценностей в личностную систему обучающихся, что во многом определяет уровень развития специа-

листа и эффективность его деятельности [3]. В процессе освоения практических умений и навыков закрепляются профессионально-педагогические ценностные ориентации, актуализируются такие личностные функции будущих педагогов, как самосознание, профессиональное саморазвитие и самообразование. В результате педагогической практики у будущих педагогов появляется уверенность в правильности выбранной профессии (Н. Н. Маняйкина, Ю. А. Райсвих и др.).

Однако стоит учитывать и потенциал, заложенный в воспитательной деятельности, реализуемой вузом. Т. Л. Иванайская, Л. Я. Рубина и др. считают, что студент, включаясь в многообразные виды воспитательной деятельности, не только качественно «входит» в профессиональную деятельность, но и вступает в «новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного самосовершенствования.

К сожалению, опросы, проводимые в студенческой среде, демонстрируют, что большая часть подобных мероприятий связана с календарными праздниками, традициями студенческой жизни, не решает проблемы профессионального становления и формирования ценностного отношения к будущей трудовой деятельности. Однако существуют и направления воспитательной работы, связанные с формированием профессионально-ценностных ориентаций в воспитательной деятельности. Так, исключительные возможности предоставляют педагогические отряды.

Р. А. Литвак, Р. М. Ситько, Е. Н. Соро-чинская, Е. М. Харланова, А. Н. Чиж и др. изучали воспитательный потенциал студенческих педагогических отрядов как фактор профессионально-личностного становления студентов. Е. М. Шпрокина отмечает, что «в процессе подготовки педагогического отряда большое внимание уделяется процессу становления его членов как педагогов, заключающегося в формировании педагогической компетентности членов педагогического отряда как педагогов, в формировании гуманистической педагогической позиции и мотивации будущих педагогов к педагогической деятельности» [11]. Иными словами, вступление в педагогический отряд говорит о наличии у студентов сформированных профессионально-педагогических ценностных ориентаций, а пребывание в отряде их развивает.

Л. В. Ведерникова считает необходимым условием для формирования профессионально-ценностных ориентаций создание «студенческого педагогического клуба», сконцентрированного на двух видах деятельности: встречах с практикующими

«самобытными» педагогами и чтении педагогически ориентированных произведений. Целью такого клуба является знакомство с уже существующими педагогическими ценностями, которые студенты могут проанализировать, осознать и принять.

Г. А. Ашихмина и С. С. Кудрявкин предлагают использовать в воспитательной деятельности «деловые игры как разновидность креативных технологий» для создания «предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности». В своей практике они проводят игровые конференции «Ярмарка методических идей», видеомост «Школа — филологический факультет», «Сказочное путешествие в страну Школяндия» [2. С. 157]. Такие точечные мероприятия, объединенные общей целью, играют существенную роль в формировании профессионально-педагогических ценностных ориентаций.

Таким образом, проблемой формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов занимается достаточно большое количество ученых прошлого и современности. Однако в реальной практике этот процесс дискретен, представлен отдельными направлениями: в аудиторной работе — спецкурсами, исследовательской деятельностью (Н. С. Лапханова, Е. А. Климова, Ю. А. Райсвих и др.), во внеаудиторной работе — производственной практикой, педотрядами, конкурсами профессионального мастерства, волонтерской деятельностью и пр. (Г. А. Ашмхмина, Л. Я. Рубина, Е. Н. Сорочинская, Е. М. Харланова и др.).

Указанные направления выполняют определенные функции — знакомства с существующими педагогическими ценностями, их осознание, — но для достижения значимого результата необходимо, чтобы эти функции были интегрированные в целостную систему.

Именно интеграция (от лат. integer — целый), по мнению Е. В. Коротаевой, обусловливает структуру системы формирования профессионально-ценностных ориентаций (от низшей ступени к высшей, от знакомства до принятия и трансляции), ее содержание (с преемственными, внутри- и межпредметными связями), а также предопределяет направленность и способы взаимодействия субъектов (деятельностную ап-робрацию, трансляцию), включенных в образовательную деятельность [См.: 4. С. 18].

Представленные подходы имеют целью формирование профессионально-педагогических ценностных ориентаций у студентов, но затрагивают только определенные аспекты этого процесса, далеки от комплексного подхода. Между тем только интегративный подход к учебной и воспитательной

деятельности способен решить обозначенную проблему.

Сегодня большое внимание уделяется и вопросу применения интеграции в образовательном процессе средних и высших учебных заведений (И. Б. Богатова, В. Г. Иванов, Е. М. Стрижевская и др.). Интеграционные подходы к обучению позволяют увязать личностные и профессиональные устремления студентов, помогают им в формировании самооценки и повышают качества подготовки специалистов.

Итак, в целенаправленной работе по формированию профессионально-ценностных ориентаций должны интегрироваться подходы к учебной и воспитательной деятельности. Учебную деятельность необходимо дополнить спецкурсами по педагогической аксиологии, определенной тематикой курсовых и выпускных квалификационных работ, а также ценностно ориентированными заданиями на педагогическую практику. Воспитательная работа должна быть направлена на развитие студента как будущего

работника системы образования. Как показывает практика формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов Института педагогики и психологии детства УрГПУ, этому способствуют систематические научно-практические конференции, педагогический киноклуб, олимпиады по педагогике, ежегодные «недели педагогической науки и практики» и т. д.

Интеграция учебной и воспитательной работы создает условия для формирования профессионально-ориентированных представлений у студентов о сути и специфике педагогической деятельности, принятия и осознания системы ценностей, представлений, отношений, связанных с профессией педагога, трансляции и реализации профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих работников образования. Описанная интеграция позволяет не только говорить о значимых результатах педагогической деятельности, но и приходить к ним в процессе формирования профессиональноценностных ориентаций у будущих педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. АСТАШОВА Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / / Педагогика. 2002. № 8.

2. АШИХМИНА Г. А., КУДРЯВКИН С. С. Креативное педагогическое взаимодействие как механизм формирования инновационного образовательного пространства / / Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. М. : ИСЭПиМ, 2011.

3. ЕМЕЛЬЯНОВА И. Е. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической практики в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

4. КОРОТАЕВА Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург : СВ-96, 2011.

5. КУРЛЯНД З. Н. Личностно-ориентированное педагогическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций будущих учителей / / Народное образование. 2004. № 4.

6. КРИВШЕНКО Л. П., ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА М. Е. Педагогика : учебн. / под ред. Л. П. Крившенко. М. : Проспект, 2004.

7. РАЙСВИХ Ю. А. Этапы формирования профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущих учителей в контексте их профессионального обучения // иКЬ: http://old.kuzspa.ru/conf-feb-2009/ffles/l/raysvih.doc (дата обращения: 20.07.2012).

8. СЛАСТЕНИН В. А. О современных подходах к подготовке / / Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности : тез. Всерос. конф. М., 1996.

9. СЛАСТЕНИН В. А., ИСАЕВ И. Ф., ШИЯНОВ Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2008.

10. СЛАСТЕНИН В. А., ЧИЖАКОВА Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М. : Академия, 2003.

11. ШПОРКИНА Е. М. Формирование педагогического отряда учреждения отдыха и оздоровления детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. В. Коротун

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.