Научная статья на тему 'Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации'

Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10878
803
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ-ЦЕЛИ / ЦЕННОСТИ-СРЕДСТВА / ЦЕННОСТИОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Е. В.

Освещаются вопросы, связанные с осмыслением аксиологического подхода, с разницей определений ценностей в различных науках. Даются классификации ценностей в общем понимании, а также типологии ценностей, относящиеся непосредственно к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации»

УДК 371.123+37.013.73

ББК Ч4в ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01; 13.00.02

Е. В. Коротаева

Екатеринбург

Е. Н. Матвейчук

Советский

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА: ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиология; ценности; ценности-цели; ценности-средства; ценности-

отношения; общественно-педагогические ценности; профессионально-групповые ценности; личностно-педагогические ценности

АННОТАЦИЯ. Освещаются вопросы, связанные с осмыслением аксиологического подхода, с разницей определений ценностей в различных науках. Даются классификации ценностей в общем понимании, а также типологии ценностей, относящиеся непосредственно к педагогической деятельности.

E. V. Korotayeva

Ekaterinburg

E. N. Matveychuk

Sovetsky

PROFESSIONAL VALUES OF THE PEDAGOGICAL PROFESSION: CONCEPTS AND CLASSIFICATIONS

KEY WORDS: axiology; values; values purposes; values means; values of the relations; public and pedagogical values; professional and group values; personal and pedagogical values.

ABSTRACT. This article is based on the analysis of the axiological theory. The author introduces a variety of the value definitions in different sciences; examines the value classifications in their general meaning and describes types of the values in the pedagogical context.

Аксиологическая проблематика относится к тем вопросам, которые определяют как «вечные». Зародившись первоначально в философии, аксиологический (от гр. axia — ценность и logos — слово, учение) подход охватывает в настоящее время все сферы социально-гуманитарного знания. Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций в научной литературе освещается достаточно подробно в работах психологов, социологов, культурологов, педагогов: К. А. Абульхановой-Славс-кой, В. Г. Алексеевой, А. А. Бодалева, Н. В. Ивановой, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла и др.

При этом собственно определения дефиниции «ценности» разнятся в зависимости от той или иной научной направленности. Так, в психологии ценность определяется как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, их соответствие основным потребностям общества и индивида [2. С. 507]. С. Л. Рубинштейн утверждал, что ценность — это определенная значимость для человека чего-то в мире и только признаваемая ценность способна выполнять

важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира повеления [8. С. 168].

Социологии настаивают на том, что ценность — это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); при помощи ценности характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности [1. С. 608].

С позиции культурологического подхода ценности — это компонент культуры. По мнению А. Г. Здравомыслова, мир ценностей — это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей. Ценности можно рассматривать как регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данной культуры артефактах (материальных и идеальных продуктах). Культурная норма — общепризнанное требование и соответствующее правило, регулирующее поведение людей, — всегда соотносится с определенными ценностями. Во многих культурных процессах ценности иг-

© Коротаева Е. В., Матвейчук Е. Н., 2012

рают роль эталонов, с их помощью деятельность становится мотивированной, осмысленной [3].

Таким образом, ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека. Особую значимость аксиологический подход имеет для современного образовательного процесса, поскольку каждая эпоха накладывает свой отпечаток на вопросы «кто учит?», «зачем учит?», «чему учит?». Этот аспект постоянно обсуждается и изучается педагогами — и теоретиками, и практиками (В. С. Безрукова, В. А. Болотов,

A. Данилюк, М. Н. Дудина, Э. Ф. Зеер, Е. В. Коротаева, М. М. Лёвина, А. К. Маркова, И. В. Метлик, В. А. Сластенин,

B. Д. Шадриков, Л. Л. Шевченко и др.).

Понятие «ценность» эквивалентно некоторому комплексу явлений, которые терминологически обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н. Ф. Добрынин называет их значимостью, А. И. Божович — жизненной позицией, А. Н. Леонтьев — значением и личностным смыслом, В. Н. Мясищев — психологическими отношениями.

Разница в понимании сути самого явления обусловливает и разницу в его классификациях и типологиях.

Например, согласно точке зрения основоположника гуманистической психологии

А. Маслоу, имеет смысл выделить две группы ценностей: высшие — б-ценности (ценности бытия), присущие самоактуализи-рующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность) и низшие — Э-ценности (дефициентные), ориентированные на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фруст-рирована [7].

В концепции личности В. Франкла обнаруживается иной подход. Он полагает, что имеет смысл выделить три группы ценностей; ценности творчества — наиболее естественные и важные, но не необходимые; основным путем их реализации является труд; ценности переживания, к которым прежде всего относится любовь, являющаяся единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности (однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни); ценности отношения, отраженные в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь (боль, вина, смерть) [10].

По мнению М. Рокича, ценности разделяются на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-

средства (инструментальные ценности), каждая из которых обладает своими характеристиками. Терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. При этом они носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность, т. е. они схожи у большинства людей. Инструментальные же ценности — это убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Эти и некоторые другие подходы стали базисом для аксиологической педагогики и соответствующих подходов в классификациях ценностей образования.

Так, З. И. Равкин выделяет четыре группы ценностей: социально-политические, интеллектуальные, нравственные и ценности профессиональной педагогической деятельности.

Б. Т. Лихачев, исследуя проблему воспитательных ценностей, называет в качестве основных: духовно-космические, общенациональные, государственно-общественные, социально-адаптационные, нравственно-эстетические и экологические, индивидуально-личностные ценности. Такой перечень воспитательных ценностей, по его мнению, может быть положен в основу программы воспитания школьников.

В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова предлагают несколько иной подход к проблеме классификации образовательных ценностей. Они исходят из того, что такие ценности являются образцами ориентации сознания и поведения личности и выделяют доминантные, нормативные, стимулирующие и сопутствующие ценности. Стоит отметить, что во многом этот подход нашел свое отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы А. Я. Дани-люк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) [9].

И. Ф. Исаев предлагает следующую классификацию профессиональных ценностей педагога:

- ценности-цели — ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности педагога;

- ценности-средства — ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности;

- ценности-отношения — ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма

функционирования целостной педагогической деятельности;

- ценности-знания — ценности, раскрывающие значение и смысл психологопедагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности;

- ценности-качества — ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, профессиональных качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, проявляющихся в специальных способностях: способности к творчеству, способности проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия и др. [5. с. 77—78].

Очевидно, предложенная И. Ф. Исаевым классификация выстроена на идее комплексного осмысления педагогической деятельности как базиса педагогической профессии.

В этом отношении подход ряда ученых отличается тем, что в основу классификации положен социально-педагогический аспект: вписанность педагогической деятельности в структуру социума и социальных отношений. В связи с этим авторы выделяют общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуальноличностные ценности.

Общественно-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Эти идеи, представления, нормы и правила регламентируют воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества.

Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Они выступают ориентирами педагогической деятельности. На формирование профессионально-групповых ценностей, как мы уже отмечали ранее [6. С. 34], оказывают самое серьезное влияние СМИ, общественное мнение, набирающее силу благодаря открытости Интернет-пространства, религия, мораль и т. д.

Личностно-педагогические ценности — это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность. Согласно мнению Э. Ф. Зеера, анализ личности спе-

циалиста той или иной профессии, его отношения к миру невозможен без изучения системы его ценностных ориентаций, которые являются одним из центральных личностных образований. В зависимости от структуры ценностных ориентаций личности, сочетания и степени предпочтения относительно других ценностей можно определить, на какие цели направлена профессиональная деятельность человека [4.

С. 100—101].

При этом нельзя забывать о том, что в процессе обретения субъективного опыта, осмысления общественных и групповых ценностных установок изменяется и мировоззренческая картина мира индивида, а это в определенных условиях может в свою очередь повлиять и на формирование профессионально-групповых ценностей. Таким образом, все три вида ценностей оказываются взаимосвязанными между собой. Каждый педагог, аккумулируя общественнопедагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций. Учитель в итоге выступает своеобразным проводником, который «помогает учащимся наметить жизненную траекторию развития от актуальных к потенциальным, духовным ценностям» [6].

Подведем некоторые итоги. Определимся прежде всего с ключевыми понятиями.

Профессиональные ценности — это те ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Это также средства, обеспечивающие личностный социально значимый результат любой профессиональной деятельности.

Педагогические ценности — это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности.

Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически, в ходе развития общества, института образования и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений.

Педагогические ценности являются ориентиром и стимулом социальной и профессиональной активности педагога, они гуманистические по природе и сущности, так как сосредоточивают в себе широкий спектр всех духовных ценностей общества. Профессиональные ценности педагогов должны составлять целостную систему, только в этом случае они смогут исполнять

роль главных ориентиров для их профессиональной деятельности. На их основе образуется ценностное сознание педагога, которое является итогом не только его эмоционального отзвука на явления жизни и профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого понимания и личностного принятия; осуществляется становление гуманистически ориентированного педагогического мировоззрения, системы профессионально-ценностных ориентаций на общение с учащимися, их развитие и личностное становление, творчество в рабо-

те, реализацию высокого социального назначения своей профессии, сотрудничество с коллегами и т. д.

Профессионально-групповые и личностно-педагогические ценности формируют профессионально-педагогическую культуру педагога, благодаря которой он определяет отношение к своей деятельности, ее целям и средствам, свойствам личности, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как к звену той системы, которая определяется педагогической деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. АСМОЛОВ А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа. М. : Изд. центр «Академия», 2002.

2. ЕНИКЕЕВ М. И. Психологический энциклопедический словарь. М. : ТК Велби ; Изд-во «Проспект», 2006.

3. ЗДРАВОМЫСЛОВ А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. : Политиздат, 1986.

4. ЗЕЕР Э. Ф., ПАВЛОВА А. М. Психология профессионального образования : практикум. М. : Изд.

центр «Академия», 2008.

5. ИСАЕВ И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М. : Академия, 2002.

6. КОРОТАЕВА Е. В. Педагогическая аксиология как основа духовно-нравственного воспитания // Русский язык в школе. 2011. № 11.

7. МАСЛОУ А. Психология бытия / пер. с англ. О. О. Чистякова. М. : Изд-во «Рефл-бук, Ваклер», 1997.

8. РУБИНШТЕЙН Л. С. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 2.

9. СЛАСТЕНИН В. А., ЧИЖАКОВА Г. И. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие. М. :

Академия, 2003.

10. ФРАНКЛ В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. С. Белкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.