Научная статья на тему 'Значение пальчиковой гимнастики для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста'

Значение пальчиковой гимнастики для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарев А. А.

В статье рассматривается формирование речи ребенка-дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики, приводятся упражнения для детей, сопровождающиеся стихотворным пояснением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение пальчиковой гимнастики для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Токарев, А.А.,

педагог- психолог,

ГБОУ детский сад № 659 Tokarev, A.A.,

ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается формирование речи ребенка-дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики, приводятся упражнения для детей, сопровождающиеся стихотворным пояснением.

IMPLICATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF FINGER GYMNASTICS COGNITIVE-STATE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN

SUMMARY. The article deals with the formation of speech, a preschool child with finger exercises, exercises for children are accompanied by a poetic explanation.

Ключевые слова: пальчиковая гимнастика, дети дошкольного возраста, формирование речи, коррекционно-развивающие занятия.

Keywords: finger gymnastics, preschool children, the formation of speech, correctional and developmental studies.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста играет важную роль. С ее помощью развиваются не только мелкая моторика и речевой центр ребенка, но и идет взаимодействие левого и правого полушария ребенка. Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза должна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте - в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.

Развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах.

Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется).

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Используя пальчиковую гимнастику в своих коррекционно-развивающих занятиях, видно, что детям нравиться пальчиковая гимнастика, которая также сопровождается интересными стихами.

Плюсы такой гимнастики - это стимуляция речевых и моторных зон мозга позволит ребенку быстрее сформировать речь, пальчиковая гимнастика для детей подходит в любом возрасте. Так, гимнастикой очень часто занимаются в детских садах, не только воспитатели, а также учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.

Не стоит забывать, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Такие действия допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.

Пальчиковую гимнастику следует начать с объяснения самого процесса игры: обязательно нужно рассказать ребенку, что вы сейчас будете делать, т.е. показать наглядно, это поможет более четкому усвоению и воспроизведению ребенком.

На первых этапах следует помогать ребенку поставить пальчики правильно. Но в дальнейшем Вы должны использовать только словесные указания.

Не ожидайте, что ребенок сразу же начнет выполнять все упражнения и повторять стихи за Вами. Внимание у детей достаточно ограничено, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможна работа только одной рукой. Будьте терпеливы, и Ваше чадо также со временем начнет повторять полностью все упражнение.

Практическая часть упражнений для развития мелкой моторики:

1. Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют несколько раз.

Стих: «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать».

2. Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнения несколько раз.

Стих: «Ежик топал по дорожке и грибочки нес в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, нужно пальцы загибать».

3. Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Стих: «Две веселые лягушки, ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят».

4. Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

Стих: «Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем разгибать».

ЛИТЕРАТУРА

1. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В. Узорова, Е.А.Нефедорова. - М. : АСТ - Астрель, 2003.

2. Галкина, Г.Г., Дубинина, Т.И. Пальцы помогают говорить [Текст] : коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. - М. : «Издательство «Гном и Д», 2005.

3. www.strana-sovetov.com

4. www.ilogoped.ru

5. www.zdobra.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.