Научная статья на тему 'Система работы по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)'

Система работы по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРОТЕКА / ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ СО СТИХАМИ / ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА / УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ ПАЛЬЦЕВ РУК / СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ / ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ / FINGER GAME LIBRARY / FINGER GAMES WITH POEMS / FINGER GYMNASTICS / EXERCISES WITH OBJECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FINGER MOBILITY / COORDINATION OF MOVEMENTS / VISUAL-MOTOR COORDINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермаков Сергей Сергеевич

Цель и задачи статьи подготовить руку ребенка, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), к систематическому письму, увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Работа по развитию и коррекции мелкой моторики должна вестись параллельно с развитием речи, произвольного внимания, логического мышления; зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственного восприятия. Данная система развивающих мер применяется с постепенным возрастанием сложности, индивидуальным для каждого ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермаков Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF WORK ON THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF THE HAND AND FINGERS OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES)

The purpose and objectives of the article are to prepare the child's hand of students with mental retardation (intellectual disabilities) for systematic writing, increasing the mobility of fingers, developing their strength and flexibility. Work on the development and correction of fine motor skills should be carried out in parallel with the development of speech, voluntary attention, logical thinking, visual and auditory perception, memory, and spatial perception. This system of developmental measures is applied with a gradual increase in complexity, individual for each child.

Текст научной работы на тему «Система работы по развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТИ И ПАЛЬЦЕВ РУК У ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Ермаков С.С. Email: Ermak681@scientifictext.ru

Ермаков Сергей Сергеевич -учитель-дефектолог, Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с. Леуши, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Аннотация: цель и задачи статьи - подготовить руку ребенка, обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), к систематическому письму, увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Работа по развитию и коррекции мелкой моторики должна вестись параллельно с развитием речи, произвольного внимания, логического мышления; зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственного восприятия. Данная система развивающих мер применяется с постепенным возрастанием сложности, индивидуальным для каждого ребёнка.

Ключевые слова: пальчиковая игротека, пальчиковые игры со стихами, пальчиковая гимнастика, упражнения с предметами на развитие подвижности пальцев рук, согласованности движений, зрительно-двигательной координации.

SYSTEM OF WORK ON THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF THE HAND AND FINGERS OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES) Ermakov S.S.

Ermakov Sergey Sergeevich - Teacher-Defectologist, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - UGRA LEUSHINSKAYA BOARDING SCHOOL FOR STUDENTS WITH DISABILITIES, LEUSHI VILLAGE, KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - UGRA

Abstract: the purpose and objectives of the article are to prepare the child's hand of students with mental retardation (intellectual disabilities) for systematic writing, increasing the mobility of fingers, developing their strength and flexibility. Work on the development and correction of fine motor skills should be carried out in parallel with the development of speech, voluntary attention, logical thinking, visual and auditory perception, memory, and spatial perception. This system of developmental measures is applied with a gradual increase in complexity, individual for each child.

Keywords: finger game library, finger games with poems, finger gymnastics, exercises with objects for the development of finger mobility, coordination of movements, visual-motor coordination.

УДК 376.44

У значительной части обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеются двигательные и моторные нарушения. Недоразвитие моторики проявляется в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. У

большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы. Данные нарушения затрудняют овладение учебными навыками, особенно навыками письма, усвоению графических образов изученных цифр, букв и их соединений.

Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий по развитию и совершенствованию мелкой моторики кисти и пальцев рук:

- подготовить руку ребенка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к систематическому письму, увеличение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости;

- сформировать графические навыки письма;

- развивать ручную умелость, посредствами приемов рисования, штриховки, вырезания;

- снять физическую усталость и эмоциональное напряжение во время урока или занятия.

В школе-интернате разработана система коррекционной работы по развитию и совершенствованию мелкой моторики. Данная система включает в себя комплекс мер по развитию мелкой моторики, который из предложенных детям мероприятий позволяет выбирать ту деятельность, которая отвечает их склонностям и интересам. Для успешной реализации системы работы изготовлены наглядные пособия и тренажёры.

Работа по развитию и коррекции мелкой моторики ведётся параллельно с развитием речи, произвольного внимания, логического мышления; зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственного восприятия. Данная система развивающих мер применяется с постепенным возрастанием сложности, индивидуальным для каждого ребёнка.

Система коррекционной работы состоит из 4 направлений:

I. Пальчиковая игротека. Пальчиковая игротека позволяет увеличить подвижность пальцев, развить их силу и гибкость (таблица № 1). Работа с пальчиковыми играми проходит в определенной последовательности: упражнения для кистей рук, статические упражнения, динамические упражнения для пальцев.

Название приёма

Текстовое сопровождение Демонстрация (фотография)

1. Пальчиковые игры со стихами

Дом

Стул

Грабли

Дом стоит с трубой и крышей,На балкон гулять я вышел.

Ножки, спинка и сиденье -Вот вам стул на удивленье.

Листья падают в саду, Я их граблями смету.

%

Инсценировка сказки «Заяц и лиса»

Инсценировка стихотворения «Петушок и курочка»

2. Игры с пальчиками

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо

•ч

3. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры со счётными палочками и спичками

Рассмотрите фигуры на рисунке.

Выложите рисунок из палочек по образцу, а потом по памяти. (Фигуры и образцы рисунков постепенно усложняются, меняются, рисунки, состоящие из одного цвета полочек, двух

цветов, трёх; так же подразделяются по уровням сложности и т.д.)

Название приёма

Текстовое сопровождение

Демонстрация (фотография)

Выложи узор

Выложите на парте или листке бумаги в клетку орнамент по

образцу. (Образец рассматривается в течение нескольких секунд. В тетради отмечается рабочая строка.)

ЛММ

= II = II = II = III ШШШ + - + - + - +

// - // -// -// = // = // = // =

Загадочные палочки

Выполните упражнение по памяти или образцу, опираясь на содержание стихотворных

строчек Звёзды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают.

Дерево в саду стоит И ветвями шелестит.

4. Упражнения с предметами на развитие подвижности пальцев рук, согласованности _движений, зрительно-двигательной координации._

Игры с верёвочкой

Игры со школьными предметами

Цель таких игр - развитие координации движений рук, повышение коммуникабельности со сверстниками и педагогами.

Такие игры помогают учащимся расслабиться в течение урока, переключиться с одной деятельности на другую;

Игры с конструктором

Название приёма

Кукольный и пальчиковый театр

Текстовое сопровождение

Демонстрация (фотография)

Способствует работе над согласованностью движениями пальцев рук, развитием речи,

внимания и памяти. Инсценировка сказок, показ

сказки под озвучивание учителем, самостоятельный рассказ сказки.

Помогают развивать силу, тактильные ощущения, цветовое восприятие и воображение.

Игры с прищепками и пуговицами

Пуговичный массаж. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку;

поводите ладонями по поверхности, перебирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую, найдите и отберите все пуговицы одного цвета, двух цветов, выложи дорожку из пуговиц одного цвета и размера.

Составь любой предмет по _воображению._

II. Развитие графических навыков выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключается в:

- обводке контуров, лекал;

- воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

- штриховке в разных направлениях (существуют разные виды штриховок: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигуры. Перед учеником ставится задача: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, с одинаковым нажимом, при этом нужно не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши, а фломастеры для обводки контура);

- дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

- раскрашивании картинок;

- соединении точек, нанесенных на листе бумаги.

III. Упражнения, направленные на развитии мелкой моторики, ручной умелости и творческих способностей:

- плетение из бумаги, толстых ниток,

- плетение ковриков из бумажных полос,

- плетение косичек из шнурков, ниток, 2, 3,4 цветов,

- шитье по проколам или точкам, разметке,

- конструирование из бумаги, оригами,

- лепка из пластилина,

- аппликации,

- рисование в смешанной технике.

Такие упражнения укрепляют мышцы рук, таким образом вырабатываются ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

IV. Упражнения на расслабление, на снятие напряжения.

Самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Упражнения с массажными шариками суджок, упражнения с массажёрами выполняются обязательно каждой рукой по очереди, катание по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, от кончика пальца к его основанию.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) регулярной, используя разные формы работы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система коррекционной работы по развитию и совершенствованию мелкой моторики кисти и пальцев рук у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет скорректировать навыками систематического письма, рисования, ручного труда и ручной умелости в целом.

Список литературы /References

1. Вейзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вейзман. М., 1997.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Развитие речи -чтоб учиться и писать и красиво рисовать / под ред. С.Е. Гавриновой. Ярославль, 2000.

3. ИльинаМ.Н. Подготовка к школе / М.Н. Ильина. М., 2008.

4. Илюхина В.А. Волшебные линии / В.А. Илюхина. М., 2005.

5. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры/ И.И. Кобитина. М., 2001.

6. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. М., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Узорова О.В. Нефедова Е.А. 300 узоров / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. Балашиха, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.