Научная статья на тему 'Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МОУ'

Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2550
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ПАЛЬЦЕВАЯ МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Марина Николаевна

Число детей, имеющих недоразвитие речи, к сожалению, возрастает с каждым годом. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. В логопедических группах МОУ НШСД №97 «Радость» есть дети с общим недоразвитием речи 1, 2 и 3 уровней. У этих детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп является развитие пальцевой моторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МОУ»

М. Н. Филатова, учитель-логопед МОУ НШДС компенсирующего вида № 97 «Радость», г. Астрахань

Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МОУ

Число детей, имеющих недоразвитие речи, к сожалению, возрастает с каждым годом. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. В логопедических группах МОУ НШСД № 97 «Радость» есть дети с общим недоразвитием речи 1, 2 и 3 уровней. У этих детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп является развитие пальцевой моторики.

с 2-летнего возраста. Осуществляют эту работу воспитатели всех возрастных групп под руководством логопеда во время режимных моментов, на всех занятиях, в играх.

В логопедических группах коррекционную работу проводит логопед. Малышам упражнения даются в упрощенном формате, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.

Комплекс мер, способствующих развитию движения рук

Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

• запускать пальцами мелкие волчки;

• разминать пальцами пластилин, глину;

• катать каждым пальцем камешки, шарики;

• сжимать и разжимать кулачки;

• двумя пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро;

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• кистями рук делать «фонарики»;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

• завязывать узлы на толстой веревке;

• застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки;

• игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

• складывать матрешек;

На карте головного мозга видно, двигательная речевая область является частью двигательной области. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Установлено, что на данном этапе развития детей около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Для стимулирования развития речи детей в нашем МОУ НШДС №97 организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная

• рисовать в воздухе;

• игры с песком, водой;

• рисовать, раскрашивать, штриховать;

• резать ножницами;

• рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками).

Требования к проведению пальчиковых игр

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Основные направления работы с детьми на занятиях

• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ежики», «скалочки», семена).

• Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

• Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков.

• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

• Работа с карандашом (обводка, штрихов-

ка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

• Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

• нахождение заданных предметов;

• угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь;

• сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Перечисленные задания используют и логопед, и воспитатели на разных видах занятий. Логопед проводит специальные подгруп-повые занятия по развитию мелкой моторики или включает задания на развитие моторики в свои занятия.

Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей логопедической группе

Продолжительность занятия 15 минут.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)

2. Работа с массажерами (валики, скалочки, «ежики», мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).

4. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).

• выкладывание контуров предметов,

• наматывание ниток на клубки,

• игровые упражнения с предметами.

5. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объем и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.

Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма.■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.