Научная статья на тему 'Развитие навыков письма у детей старшего дошкольного возраста через систему пальчиковых игр и упражнений'

Развитие навыков письма у детей старшего дошкольного возраста через систему пальчиковых игр и упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Ф. Х.

В статье представлены авторские выдержки разработанного занятия по развитию навыков письма у детей старшего дошкольного возраста через систему пальчиковых игр и упражнений. Данная технология может быть использована в качестве шаблона воспитателями и родителями в процессе планирования и проведения занятий по развитию навыков письма у детей в дошкольном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джафарова Ф. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков письма у детей старшего дошкольного возраста через систему пальчиковых игр и упражнений»

Дети считают, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Ягодин Г. А. отмечает, что «многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве. В таком возрасте формируется основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы. Большое значение имеет формирование у детей способности подчиняться определенным правилам.

Исходя из личного опыта работы с детьми младшего и среднего возрастов я пришла к выводу: при ознакомлении дошкольников с основами экологического воспитания необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей, из возрастные особенности.

В младшей группе малыши должны видеть яркие краски окружающего мира.

Наблюдать за ярко выраженными явлениями природы и изменениями в ней.

В устаревший список необходимых программных комнатных растений нужно добавить новые, которые сейчас можно приобрести в огромном ассортименте.

В работе помогут и самодельные приборы для игр с водой и песком, и изготовленные своими руками пособия, демонстрационный материал, которые привлекут детей младшего возраста к знакомству с окружающим миром.

Дошкольникам старшего возраста необходимо создать центры для

Познавательной, опытнической и исследовательской деятельности.

Наряду с научностями в них должны прослеживаться результаты самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Список литературы:

1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - 2005.

2. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - 2009.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

© Джафарова Ф.Х.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546, г. Екатеринбург

В статье представлены авторские выдержки разработанного занятия по развитию навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

* Воспитатель 1 категории.

через систему пальчиковых игр и упражнений. Данная технология может быть использована в качестве шаблона воспитателями и родителями в процессе планирования и проведения занятий по развитию навыков письма у детей в дошкольном учреждении.

Для быстрого и правильного формирования навыков письма у детей дошкольного возраста педагогам дошкольных учреждений и родителям необходимо не только во время задействовать деятельность ребенка упражнениями на развитие мелкой моторики, но и ближе к дошкольному возрасту усилить объем и уровень данной работы.

Одной из наиболее актуальных и результативных работ в области развития навыков письма у дошкольников является использование системы пальчиковых игр и упражнений. Очень важно в необходимом объеме подготовить кисть ребенка до того как он пойдет в школу, чтобы рука была уже подготовлена к восприятию более мелких письменных символов: букв и цифр.

К старшему дошкольному возрасту ребенок уже умеет выполнять простые и средней сложности действия, которые требуют от него внимательности, сосредоточенности, а также определенных усилий со стороны двигательных функций кисти и автоматизма психических процессов нервной системы (умение правильно держать кисточку, карандаш, столовые приборы).

Поэтому последовательным этапом в данной работе будет являться усложнение выполняемых руками действий: одновременное задействование обеих кистей, разработка графических умений, разнообразие и усложнение имеющихся графических навыков. Данные процессы, направленные на ускорение оформления мелкой моторики, объединены мною в комплекс занятий.

Цель занятий: развить навыки письма у детей старшего дошкольного возраста, используя упражнения и игры по пальчиковой системе.

Рекомендованное количество занятий: не реже раза в неделю в течение полугода до перехода детей в подготовительную группу.

Задачи планирования и проведения занятий:

1. определить текущий уровень развития графических умений детей;

2. структурировать имеющийся материал по системе пальчиковых игр: выделить наиболее занимательные, эффективные и соответствующие возрасту детей игры и упражнения;

3. проводить занятия по развитию навыков письма у детей в рамках последовательных этапов: разминка - графическое написание - игра;

4. повышать работу по усилению работоспособности детей, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), оказывать помощь в снятии тревожности и напряжения.

Определение текущего уровня развития графических умений у детей необходимо проводить на первоначальном этапе для того, чтобы подобрать игры и упражнения соответствующей интенсивности и суметь правильно распределить нагрузку на детский организм. Если ребенку легко удается

обвести рисунок по точкам, быстро повторить легкие пальчиковые упражнения, это говорит о возможности усложнения занятий и возможности перехода к дальнейшей работе над развитием навыков письма.

Если же в группе есть дети, у которых данные навыки слабо развиты, следует составить индивидуальный план работы с ними, подобрав более легкие для разучивания и запоминания упражнения, либо усилить количество проведения таких занятий специально для них, чтобы дети смогли быстрее достичь необходимого уровня подготовки кисти к графической работе.

Наиболее оптимальным вариантом проведения данных занятий является структурная схема «разминка - графическое написание - игра».

Таблица 1

Упражнения для заключительной части первого этапа

Деревянная пуговка с иголкой На фанере, либо уплотненном картоне обводятся круги по размеру сопоставимые с чашкой (на каждого ребенка), круги вырезаются, отдельно воспитателем прорезаются дырочки-отверстия по четыре штуки на каждую «пуговку». Также потребуется шнурок, который дети будут продевать в отверстия, как будто сшивая пуговку узором. Узор выдается детям на карточках, специально подготовленных педагогом (крестик, квадратик и другие). В первый раз следует детям разрешить изобразить свой узор, чтобы они привыкли держать «иголку», а на дальнейших занятиях можно ввести соревновательный элемент: кто из детей «пришьет» больше пуговок за отведенное время. Стоит помнить, что на одну пуговку требуется один шнурок и одна карточка с узором, поэтому стоит запастись ими, так как дети достаточно быстро осваивают их.

Планшет с пуговицами Развивает мелкую моторику не хуже, чем предыдущая техника. На картон канцелярскими резиночками крепятся пуговки разных размеров и фактур. Воспитатель заранее подготавливает карточки с цифрами от 5 до 10. Ребенку необходимо поднять столько пуговок вверх, сколько воспитатель покажет на карточке. Так как пуговки достаточно разные, пальчики ребенка каждый раз применяют разные усилия, чтобы обхватить пуговку, либо поднять. Данная игра интересна детям, так как они стараются не только поднять правильное число пуговок, но и сделать это быстрее. Каждый раз когда поднимается следующая пуговица издается звонкий звук, который помогает другим детям считать вместе вслух.

Пластилин Детям раздается пластилин на несколько минут, необходимо чтобы они размяли его и раскатали в «поле». Теперь кончиками пальцев они изображают цыплят и гусей, - щипая травку. Данные движения помогают сформировать правильную рефлексию в захвате ручки, для того чтобы в дальнейшем данный процесс шел гораздо быстрее и более автоматически. Необходимо помнить, что на первых занятиях детям необходимо продемонстрировать технику правильного выполнения пощипываний «поля»: тремя пальчиками, соответствующими движениями.

Первый этап «разминка» включает разминку пальчиков и их последующий массаж с использованием различных предметов. Для начала предстоит разогреть пальчики: согнуть-разогнуть несколько раз как вместе так и по отдельности, растереть ладошки между собою, хорошенько помять руки, чтобы разогрелся каждый пальчик в отдельности, даже можно сделать неболь-

шие пощипывающие движения подушечек пальцев. Следует помнить, что движения должны перетекать плавно сверху вниз от кистей до пальцев без особых перенапряжений и дискомфорта.

После этого можно переходить к более интенсивным упражнениям, которые подготавливают детские ручки к активной работе, которая последует в дальнейшем. Заключительная часть первого этапа связана с хватательно-щипательными движениями и одновременным развитием интеллектуальных навыков ребенка. Для этого можно использовать деревянную пуговку с иголкой, планшет с пуговицами разных размеров и фактур, платислин, счетные палочки, пазлы, бусины, кнопки, песок, мозаики.

Данные упражнения занимают не более 5 минут и являются отличной разминкой перед следующим этапом. «Графическое написание» является вторым этапом занятия, к его началу кисть ребенка уже достаточно разогрета и может приступить к более сложным упражнениям, требующим от детей сосредоточенности и внимательности. Детям раздаются листы с заданиями: упражнения предполагают обведение по контурам границы различных объектов. Это могут быть изображения предметов, животных, цифр. В первые несколько занятий следует выбирать для проработки одинаковые группы изображений: либо объекты, либо цифры.

Таблица 2

Театры, используемые для проигрывания сценариев

После освоения правил работы и более аккуратного заполнения шаблонов, детям можно предлагать различные объекты. Ребятам всегда интересно узнать, что у них получится в итоге, после того как они сумеют обвести все точки по контуру. Те ребята, которые быстро справляются с этим заданием, успевают раскрасить свои работы. Но не реже одного раза в месяц стоит давать в этой части упражнений контуры цифр, либо более мелкое расположение точек рисунка, - чтобы еще сильнее тренировать согласованное движение пальчиков и кисти.

Заключительным этапом является часть занятия «Игра», которая включает различные пальчиковые игры. В настоящее время существует множество разнообразных игр и упражнений по системе пальчиковых игр, поэтому при выборе игр и упражнений для занятий необходимо руководствоваться наличием в них как можно более разнообразных двигательный элементов: сгибаний, разгибаний, хлопков, щипаний и других движений руками и пальцами.

Пальчиковые игры - это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. С детьми можно проигрывать сценарии народных сказок, используя различные виды театров (пальчиковый, картины на руке, варежковый, стендовый на фланелеграфе), а также самостоятельно придумывать истории.

Следует чередовать игры с проигрыванием забавных и легко запоминающихся стихотворений для пальчиков. Наиболее интересными и разнообразными в движениях пальчиками в процессе упражнения и подходящими соответствующими возрасту ребенка являются «Помощники», «Осенние листья», «Игрушки», «Рыбка». Для ознакомления и возможного дальнейшего использования они представлены в табл. 3.

Завершать занятия следует массажом кистей, так же как это происходило вначале занятия, но в завершении необходимо погладить пальчики, замедляя выполнения движений: ручки детей очень хорошо потрудились и заслужили отдых.

Данные занятия развивают мелкую моторику при этом одновременно развивается память и внимание ребенка. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормальных показателей. Такой ребенок начинает быстрее логически рассуждать и легче переносит обучение.

Необходимо помнить, что подготавливая руку ребенка к письму, мы подготавливаем его к правильному письму в течение всей жизни, чтобы почерк был красивым и рука не уставала. Ведь, если для ребенка выведение первых элементов письма окажется игрой и постепенным усложнением, которое можно получить в рамках данного занятия, то намного легче будет происходить процесс обучения уже в рамках школьных занятий.

Таблица 3

Стихотворения и движения для пальчиковых игр

Текст стихотворения Совершаемые движения

«Игрушки»

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино, поочерёдно загибают пальчики

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять поочерёдно разгибают пальчики

Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

«Осенние листья»

Раз, два, три, загибают пальчики,

Четыре, пять, начиная с большого

Будем листья собирать. сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы,

Листья рябины, Листики тополя, загибают пальчики, начиная с большого

Листья осины,

Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. «шагают» по столу средними и указательными пальчиками

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга

Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит

Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. загибают пальчики по одному, начиная с большого

Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой по кругу

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. загибают пальчики по одному, начиная с большого

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. сложенными вместе ладонями дети изображают рыбку

Рыбка, рыбка, озорница, грозят пальчиком

Мы тебя хотим поймать. медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула, изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла. делают хватательные движения

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. снова «плывут»

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, АСТ, 2007.

2. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. - М.: Детство-Пресс, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.