Научная статья на тему 'Пальчиковая гимнастика как метод развития моторики рук в начальной школе'

Пальчиковая гимнастика как метод развития моторики рук в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2071
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА УПРАЖНЕНИЙ / РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимальдинова З. Р.

По данным статических исследований, среди детей, поступающих в 1 класс, 55 % – это дети, имеющие те или иные речевые нарушения, разной степени выраженности. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. В статье представлена методика занятий «Пальчиковым творчеством», которые помогут развить речь и мелкую моторику детей в доступной игровой форме. Данная работа адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, педагогам-психологам общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пальчиковая гимнастика как метод развития моторики рук в начальной школе»

2. Гаджиева УБ. Социально-психологические особенности студенческого возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/index. php/2009-07-01-10-21-16/6468-2013-02-16-09-12-11 (дата обращения: 10.08.13).

3. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. - 1996. - Вып. 54, № 183. - С. 121-125.

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1222 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.

6. Круглый стол «Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде», 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psy-chology.ru/internet/round/140400 (дата обращения: 18.08.2013).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РУК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Гимальдинова З.Р.*

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Лесосибирск

По данным статических исследований, среди детей, поступающих в 1 класс, 55 % - это дети, имеющие те или иные речевые нарушения, разной степени выраженности. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. В статье представлена методика занятий «Пальчиковым творчеством», которые помогут развить речь и мелкую моторику детей в доступной игровой форме. Данная работа адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, педагогам-психологам общеобразовательных школ.

Ключевые слова пальчиковая гимнастика, младшие школьники, методика упражнений, развитие мелкой моторики.

«Вот мы и в первом классе!» - с гордостью говорят родители. Новые карандаши и ручки лежат в новом пенале, новые тетради аккуратно уложены в свежекупленный ранец, новая форма ладно сидит на подтянутом первоклашке и ... новые проблемы. Почему ребёнок, умеющий читать, считать, знающий определённое количество стихов наизусть и стремящийся поскорее стать Учеником, приходит из школы огорчённый, почему палочки и крю-

* Учитель-логопед.

чочки в его прописи получаются вкривь и вкось, и почему со всей меньшей охотой собирается наш герой на уроки?

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей школьного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук [1], развить речевую деятельность. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия [3]. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие, и освоение навыка письма находятся в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и письмо, и речь [3]. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения [5].

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу, в дошкольных учреждениях. А ответственные родители продолжают эстафету, занимаясь с детками в свободное время дома. В школах же упражнения на мелкую моторику сводятся, в основном, на пятиминутки физкультуры во время уроков. Знаменитое: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» [1], известное нам с детских лет... Родители считают, что «детские забавы» должны остаться в прошлом, пальчиковая разминка

постепенно забывается. Ритм жизни первоклашки стремительно растёт: уроки, кружки, дополнительные занятия. Мамы (бабушки, няни), лихорадочно подгоняя ребёнка, сами застёгивают ему одежду и обувь: «Время, время! Через 10 минут музыкальная (спортивная, английская и т.д.) школа!» Какая уж тут пальчиковая гимнастика? И ребёнок лишается последней возможности разработать координацию мышц рук и пальцев. Но так ли отличается «свежеиспечённый» первоклассник от воспитанника старшей группы детского сада? Готова ли его рука ко всем этим палочка, крючочкам, закорючкам, которые ни в какую не хотят становиться похожими на стройный ряд прописных букв? Конечно, нет! А если учесть, что много детей сейчас идёт в школу, не достигнув семилетнего возраста, становится очевидной необходимость применения пальчиковой гимнастики в начальной школе (особенно в 1 классе).

Главная цель пальчиковой гимнастики, её главная полезная функция, как очевидно из вышеизложенного - стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, и подготовка руки к письму [2]. Но параллельно с основной, пальчиковая гимнастика решает и дополнительные задачи, обусловленные особенностями младшего возраста детей:

1. учит концентрации внимания и умению слушать преподавателя;

2. реализует потребность детей младшего школьного возраста в игре;

3. развивает эмоциональную восприимчивость и художественное мышление;

4. даёт ребёнку возможность раскрыть и проявить творческие способности.

Конечно, несколько минут пальчиковых упражнений в день на уроке - это хорошо. Но недостаточно. По ФГОС в первых классах с 2011-2013 учебного года вводится так называемая внеурочная деятельность. Если к разминке на уроках добавить занятия «Пальчиковым творчеством» (это, пожалуй, самое правильное название) два раза в неделю, результат может быть прекрасным! Сразу стоит оговориться, что группа должна быть небольшая, чтобы педагог имел возможность уделить внимание каждому ребёнку.

Методика занятий «Пальчиковым творчеством».

1. Для начала следует разогреть мышцы кистей и пальцев рук. Для этого прекрасно подходят упражнения, имитирующие работу с пластилином (это знакомый абсолютному большинству детей вид деятельности, поэтому им не составляет труда вызывать в памяти определённые ассоциации):

- «скатать» между ладоней шарик, брусочек, размять лепёшку;

- то же самое сделать между большим (1) и остальными пальцами [4].

2. Далее следует группа упражнений на напряжение и расслабление мышц. Их суть - в фиксации определённого положения кистей или пальцев рук. Чтобы детям было интересно, с каждым заданием следует связать знакомые ассоциативные образы (например: сжатый-разжатый кулак - солнышко спит - солнышко проснулось, раскрытая напряжённая ладонь - дерево, и т.д.) [6].

3. Следующая группа упражнений - динамическая - демонстрация серии движений, иллюстрирующих определённый текст. Воспитанники должны продемонстрировать умения и навыки, приобретённые на предыдущих этапах занятия.

- прослушать, проанализировать с педагогом текст, выучить его;

- подобрать подходящие движения, выучить их сначала по отдельности. На данном этапе работы подключается очень важные составляющие - речь и творческая фантазия;

- соединить все выученные элементы в единое целое. В конце этого этапа дети ощущают себя настоящими артистами.

Так как с этого момента равноправным «участником» процесса становится речь, стоит несколько отойти от основной темы. Чтобы речь была отчётливой, а звуки - правильно сформированными, одной пальчиковой гимнастики мало. Поэтому желательно, чтобы данная часть занятий содержала элементы дыхательной, мимической и речевой разминки.

4. Последняя группа - музыкальная. Этот этап требует специальной подготовки педагога. К уже освоенным приёмам добавляется вокализированное исполнение заданного текста. Это более сложные, но интересные упражнения. Если педагог не владеет музыкальным инструментом, но имеет хороший музыкальный слух, можно воспользоваться аудио записями (методика вокализации пальчиковых упражнений подробно описана в пособии под названием «Пальчиковая гимнастика», изданном Центром развития детей «Анима» в Санкт-Петербурге в 2007 году).

Если педагог решает включить эту группу упражнений в систему занятий, следует обратить его внимание, что работа с голосом требуем подготовки в виде звукоподражательных упражнений, дыхательной гимнастики и распевок.

5. В конце занятия, если остаётся несколько минут свободного времени, можно поиграть в игру «Волшебный мешочек». Суть игры проста: в непрозрачный мешочек помещаются несколько случайно выбранных или тематически подобранных предметов. Задача ведущего ребёнка выбрать один предмет и, не доставая и не рассматривая, опираясь только на тактильные ощущения, описать его. Остальные дети должны угадать, что за предмет. Эта игра хороша тем, что она имеет простые правила, не требует особой специальной подготовки. В результате у детей развивается словарный запас, они учатся правильно формулировать и излагать свои мысли. А главная цель игры - развитие гибкости, чувствительности пальцев и мелкой моторики рук.

6. Обязательное домашнее задание:

- повторение пройденного на занятии;

- творческое задание на предложенную тему, которое явится прекрасным стимулом интереса ребёнка к самостоятельной работе. Желательно вовлечение родителей в процесс творчества - это психологически сблизит ребёнка с родителями и вызовет уверенность в их заинтересованности в жизни и учёбе школьника [2].

Полезным и интересным может быть использование на занятии наглядного материала (фотографий, картинок). Они помогут активизировать ассоциативное и образное мышление, а также придадут игровой характер занятию. Все вышеперечисленные пункты вводятся постепенно, по мере освоения детьми материала.

Пальчиковая гимнастика - это доступный каждому ребёнку вид творчества, повышающий уровень успеваемости, а, следовательно, и успешности, позволяющий раскрыть свою творческую индивидуальности, обогатить словарный запас, познакомиться с новым поэтическим и музыкальным материалом, в том числе фольклорным. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Учителем-логопедом работаю третий год. Большим успехом у моих ребятишек пользуется «Пальчиковая гимнастика за пять минут», с помощью которой детей можно легко организовать на плодотворную работу и, заодно, «разогреть» детские пальчики, а значит, и помочь хорошей работе язычка.

Список литературы:

1. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. - 1999. - № 8.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2001.

3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и др. - М., 1999.

4. Марина З.С. Лепим из пластилина. - СПб., 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. -СПб: Лениздат, издательство «Союз», 2001.

6. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 2000.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ИТОГИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

© Гроза Е.Н.*

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Сургут

В статье представлена функционально-деятельностная модель организационно методического сопровождения деятельности учреждения

* Аспирант кафедры Теории и методики профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.