Научная статья на тему 'Проектная деятельность как способ реализации системы работы по развитию мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией'

Проектная деятельность как способ реализации системы работы по развитию мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
380
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серикова Екатерина Сергеевна, Макарова Наталья Викторовна

В данной статье описан опыт реализации проектной деятельности в рамках систематической работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук детей со стёртой дизартрией. Приведены данные экспериментального исследования, их качественно-количественный анализ, а также поэтапное планирование деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серикова Екатерина Сергеевна, Макарова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как способ реализации системы работы по развитию мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией»

результатов овладения иностранному языку как частью иноязычной культуры во многом зависит от того, насколько профессионально умеет учитель наполнить им содержание обучения.

Лингвострановедческое и социокультурное образование на уроках иностранного языка имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры и способствует более осознанному овладению иностранным языком как средством общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопянц, А.М. Прагмалингводидактика - современная парадигма обучения иностранным языкам // ИЯШ, 2009. - №3. - С.17-21.

2. Городецкая, Л.А. Лингвокультура и лингвокультурная компетентность. - М.: КДУ, 2009. - 264 с.

3. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.

4. Томахин, Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? // ИЯШ. - 1996. - N°6. - С. 22-27.

Е. С. Серикова, Н. В. Макарова

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: В данной статье описан опыт реализации проектной деятельности в рамках систематической работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук детей со стёртой дизартрией. Приведены данные экспериментального исследования, их качественно-количественный анализ, а также поэтапное планирование деятельности.

Ключевые слова: мелкая моторика, стёртая дизартрия, проектная деятельность.

E.S. Serikova, N.V. Makarova

PROJECT ACTIVITIES AS A WAY OF IMPLEMENTING THE WORK SYSTEM FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL MOTORCY IN CHILDREN WITH EASY DYSARTRIA

Abstract: This article describes the experience of the implementation of project activities in the framework of systematic work on the development of subtle differentiated movements of the fingers of children with erased dysarthria. The data of experimental research, their qualitative and quantitative analysis, and also stage-by-stage planning of activity are given.

Key words: fine motor skills, erased dysarthria, project activity.

Актуальность проблемы развития мелкой моторики подтверждается обоснованным научным фактом о связи между развитием мелкой моторики и речью, памятью, мышлением (М.М. Кольцова, В.А. Сухомлинский, М. Монтессори, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев). По мнению ученых, формирование речи и когнитивных способностей напрямую связано с развитием тонких движений пальцев рук.

По мнению Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой, дизартрия является распространённым речевым нарушением среди дошкольников [7]. Это нарушение речи нередко имеет смешанный характер и сочетается с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, заиканием и др.

Стёртая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [1].

Изучением диагностики и коррекции стёртой дизартрии у детей занимались Е.Ф. Архипова, О.В. Правдина, О.А. Токарева. Согласно мнению авторов, у детей данной категории в симптоматике отмечается «смытость» артикуляции, что характерно для сложной дислалии [1; 11; 13]. Вопросы дифференциации обучения раскрываются в трудах Л.В. Лопатиной, Е.Ф. Соботович [7; 12].

У детей со стёртой дизартрией выявляется моторная неловкость, ограниченность мышечного объема и повышенная утомляемость при нагрузках. Нарушение координационных способностей проявляется в невозможности устоять, либо попрыгать на одной ноге, пройти по «тропинке», «мостику» и др. У таких детей отчетливо видна моторная несамостоятельность, присутствует отставание в темпе и ритме движений, нарушена переключаемость и точность. Также у детей с дизартрией возникают трудности при имитации следующих движений: «как прыгает зайчик», «как крадется лиса», «как идёт солдатик».

Имеют место сложности при овладении навыков самообслуживания: дети не могут застегнуть пуговицу, молнию, завязать шнурки, неправильно удерживают карандаш.

Особенно ярко моторная неловкость проявляется во время занятий с использованием техник аппликации и лепки из пластилина: значительно снижается скорость выполнения, возникают трудности в определении пространственного расположения предметов. Дети-дизартрики не могут выполнять элементарные действия с бумагой на занятиях по оригами вследствие отсутствия координированных движений и пространственной ориентировки.

При выполнении различных проб пальчиковой гимнастики проявляется нарушение тонких дифференцированных движений: невозможность повторить без помощи взрослого ту или иную пальчиковую позу по подражанию, удержать её, возникают трудности с переключаемостью в динамических пробах. Большинство дошкольников не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы и другие мелкие детали, не проявляют интерес к конструктору и не любят рисовать (Е.Ф. Архипова). Такие дети сталкиваются с затруднениями в ситуациях, где необходимо точное движение кистей и пальцев рук.

В настоящее время развитием и коррекцией мелкой моторики занимаются специалисты в области логопедии, педагогики, физиологии и психологии. Практика показывает, что эта проблема особенно актуальна и важна в работе с детьми, имеющими стёртую дизартрию. Исследования И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, И.С. Лопухиной, М.А. Поваляевой, И.Б. Карелиной выявили, что у данной категории детей особенно страдают тонкие движения пальцев и кистей рук [6; 8; 10; 4].

Спонтанный выход на онтогенетически нормальный путь развития ребёнка с дизартрией невозможен, ввиду нарушения деятельности центральной нервной системы. Поэтому для детей-дизартриков требуется специальная, систематическая и упорная работа.

Несмотря на достаточно подробное освещение вопросов коррекция мелкой моторики в специальной литературе, а также на значимость теории взаимосвязи развития моторики и речи, нами определена необходимость глубокого изучения данной темы. Это связано с тем, что в настоящее время в системе дошкольного образования еще недостаточно раскрыты вопросы методического сопровождения процесса коррекции недостатков мелкой моторики у детей с дизартрией для педагогов, осуществляющих работу с дошкольниками.

Все вышесказанное послужило основой для создания проекта, направленного на разработку системы развивающей работы по развитию мелкой моторики с использованием ручного труда у детей со стёртой дизартрией.

Цель проекта: создание условий для преодоления недостатков мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

Задачи проекта:

1. Разработать программу экспериментального изучения состояния мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

2. Проанализировать результаты экспериментальной работы с детьми со стёртой дизартрией.

3. Разработать систему коррекционно-развивающей работы по улучшению состояния мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию и коррекции мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией с использованием ручного труда.

Методы проектной деятельности: анализ литературы, методы диагностического обследование, наблюдение, эксперимент, количественно-качественная обработка результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/сад № 66 «Теремок».

Экспериментальная группа: 11 детей в возрасте от 5 до 6 лет, имеющие логопедическое заключение: дизартрия.

Практическая значимость проекта заключается в том, что опыт изучения данного вопроса может использоваться в деятельности педагога.

Срок реализации проекта: с сентября 2018 года по апрель 2020 года.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный этап

Данный этап предполагает подготовку к реализации проекта и включает в себя следующие задачи:

- поиск проблемы;

-разработка цели и задач проекта;

- составление плана работы;

- изучение необходимой литературы;

- овладение терминологией.

2. Диагностический этап

На данном этапе проективной деятельности проводится подготовка и проведение экспериментального изучения развития мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

Задачи диагностического этапа:

-разработка программы экспериментального исследования;

- проведение исследования;

- сбор данных;

- фиксация результатов исследования;

качественный и количественный анализ результатов исследования;

3. Поисково-исследовательский этап

На данном этапе, на основе результатов экспериментального изучения, происходит изучение и поиск необходимого информационного оснащения. Решаются следующие задачи:

изучение методов работы по улучшению состояния мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией;

- изучение влияния ручного труда на развитие мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией;

- составление перспективного плана работы;

- подбор традиционных и нетрадиционных форм работы;

- подбор необходимых упражнений и заданий;

4. Формирующий этап

На данном этапе происходит осуществление деятельности в соответствии с планированием и реализуются следующие задачи:

-разработка календарно-тематического планирования деятельности;

- разработка конспектов занятий с использованием ручного труда;

- организация кружка «Весёлые ладошки», в рамках которого будет реализована технология с использованием ручного труда;

5. Заключительный этап

На заключительном этапе проводится повторное экспериментальное изучение уровня развития мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией. Реализуются следующие задачи:

- проведение контрольного экспериментального исследования;

- качественный и количественный анализ результатов исследования;

- фиксация изменений результатов экспериментального исследования;

- составление методических рекомендаций для воспитателей по развитию и коррекции моторики у детей со стёртой дизартрией;

-формирование заключения о проделанной работе;

- анализ эффективности проделанной работы.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

2. Стимуляция речевого общения ребёнка.

3. Развитие тонких движений пальцев и кистей рук.

4. Формирование согласованности действий кистей и пальцев рук.

5. Нормализация мышечного тонуса.

6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

7. Формирование предпосылок трудовой деятельности.

Описание реализации проекта 1. Организационно-подготовительный этап (сентябрь - ноябрь 2018)

Изучение специальной литературы показало, что речь ребёнка формируется благодаря жестовому общению, речевое развитие идёт параллельно с развитием функций рук. Исследователь детской речи М.М. Кольцова выявила, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией [5]. Поскольку речь играет важную роль в развитии ребёнка, любые недостатки в формировании речи отражаются на развитии ребёнка в целом.

В связи с этим развитие ручной моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. У детей с хорошо развитыми тонкими движениями рук развиваются моторные зоны головного мозга, в том числе, речевая. Кроме того, у детей с развитой мелкой моторикой движения кистей и пальцев скоординированы, что позволяет обладать навыками быта, самообслуживания и учебными навыками такими, как, например, подготовка руки к письму, рисованию.

Несмотря на достаточно подробное освещение вопросов коррекция мелкой моторики в специальной литературе, а также на значимость теории взаимосвязи развития моторики и речи, нами определена необходимость глубокого изучения данной темы. Это связано с тем, что в настоящее время в системе дошкольного образования еще недостаточно раскрыты вопросы методического сопровождения процесса коррекции недостатков мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи для педагогов, осуществляющих работу с дошкольниками.

2. Диагностический этап (декабрь 2018 - февраль 2019)

Нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение состояния мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Для проведения исследования нами была разработана диагностическая программа, в основу которой были положены методические рекомендации Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук [3]. Задания, включенные в данную программу, были направлены на способности выполнять статические, динамические и координационные

упражнения. При первом выполнении необходимых заданий детям был предложен наглядный образец и словесная инструкция. Задания были следующими:

1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

2.«Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счет до 10). Выполняется 2 - 3 раза.

3.«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счет до 8). Ребенок должен удержать три пальца вместе в напряженном состоянии.

4.«Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счет до 10). Выполняется 3 - 4 раза.

5.«Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряженными (под счет до 10).

6.«Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (подсчет до 10).

7. «Кулак - ребро - ладонь»

Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей - наоборот.

8. Упражнение «Коза-заяц».

Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребенок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3 - 4 раза.

9.Вырезание ножницами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детям предлагается разрезать лист бумаги по прямой линии.

10.Обрывание листа бумаги.

Детям необходимо оборвать лист бумаги по прямой линии.

11. Захват карандаша.

Ребенку предлагается на листе бумаги и разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее десяти). Фиксируется, как ребенок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

12. «Посолим суп».

Ребенку предлагается посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следят, чтобы ребенок производил движение медленно, как бы растирая комочек соли.

13. «Пальчики здороваются»

1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

3. Выполнить аналогичное задание пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки, похлопать подушечками пальцев, начиная с большого.

5. Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередно, начиная с большого пальца, движение - касание всех пальцев.

14. «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Н.И. Озерецкого).

Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.

После выполнения упражнений ребёнком производится оценка каждого задания по четырехбалльной системе оценивания, согласно данным критериям:

4 балла - задания выполняются правильно;

3 балла - задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

1 балл - для выполнения задания требуется помощь со стороны взрослого;

0 баллов - задания не выполняются.

Полученные данные по обследованию мелкой моторики анализируются: подсчитывается суммарное количество баллов, в соответствии с которыми определяются следующие четыре подгруппы:

(56 - 50 баллов) - высокий уровень развития мелкой моторики;

(49 - 43 баллов) - средний уровень развития мелкой моторики;

(41 - 35 баллов) - низкий уровень развития мелкой моторики;

(не больше 34 баллов) - очень низкий уровень развития мелкой моторики.

Анализ материалов исследования

Качественный анализ материалов исследования показал, что у большинства детей нарушена переключаемость движений, возникали трудности при обрывании и разрезании листа бумаги. А также при удержании статических упражнений «Коза», «Заяц», «Вилка», «Кольцо». Количественный анализ представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты обследования мелкой моторики детей (в баллах)_

Номер задания

Имя ребёнка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Общее количество набранных баллов

Арсений З. 2 3 2 4 3 3 3 3 4 3 3 2 3 3 41 балл

Виталий Х. 4 3 1 4 3 1 2 1 4 3 2 3 2 2 35 баллов

Варвара О. 3 2 2 4 4 3 3 2 0 1 4 3 3 3 37 баллов

Артём С. 4 3 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 3 4 53 балла

Станислав П. 4 3 3 4 3 3 1 1 4 2 3 2 2 1 36 баллов

Даниил К. 3 3 3 0 3 3 2 1 4 1 4 4 2 3 36 баллов

Ксения К. 4 4 4 4 4 4 4 3 4 3 3 4 3 4 52 балла

Кирилл Д. 4 1 3 4 3 3 3 1 4 3 1 3 1 3 37 баллов

Валентин В. 4 3 3 4 3 3 3 1 2 3 2 2 2 2 35 баллов

Дмитрий Б. 3 3 3 4 2 3 2 2 4 3 3 2 0 2 36 баллов

Елисей В. 3 1 1 3 3 1 2 1 1 2 3 1 0 2 24 балла

Таким образом, у 73% испытуемых констатирован низкий уровень развития мелкой моторики: имеют

место нарушения переключаемости, неточные, смазанные движения, неправильное удержание карандаша и ножниц.

18% испытуемых составляют дети с высоким уровнем развития мелкой моторики: задания выполнены верно, за исключением незначительных ошибок.

У 9% испытуемых констатирован очень низкий уровень развития мелкой моторики: мелкая моторика сильно отстаёт от возрастной нормы, при выполнении требуется помощь со стороны взрослого.

Испытуемых со средним уровнем развития мелкой моторики не выявлено.

Анализ материалов исследования представлен на Рисунке 1.

■ Дети с высоким уровнем

разв1 ши мелкой моториьлI

■ Дети со средним уровнем развития мелкой моторики

■ Дети с низким уровнем развития мелкой моторики

■ Деш с очень низким уровем развития мелкой моторики

Рис. 1 - Процентное соотношение результатов экспериментального исследования

Результаты экспериментального исследования показали, что большая часть детей со стёртой дизартрией имеет низкий уровень развития движений кисти и пальцев рук. Дошкольники испытывают трудности в удержании статических упражнений, не владеют навыками вырезания и обрывания листа бумаги, нуждаются в помощи взрослых при выполнении заданий.

3. Поисково-исследовательский этап (март - август 2019)

В данный момент наш проект реализуется на 3 этапе.

На основе результатов экспериментального исследования нами были изучены методы коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией.

Изучение специальной литературы показало, что традиционно для коррекции мелкой моторики используются следующие методы работы: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая

гимнастика, задания со шнуровками, молниями, застежками и нанизыванием бусин. Об этом свидетельствуют апробированные методики И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, И.С. Лопухиной [6; 8].

Для достижения более эффективных результатов в работе с детьми мы предлагаем разработать систему коррекционно-развивающих занятий с использованием ручного труда, поскольку трудовая деятельность является неотъемлемой частью жизни человека. Благодаря ручному труду ребёнок расширяет знания об окружающем мире, развивает тонкие движения пальцев и кистей рук.

В методической литературе нами изучаются разработки С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, И.А. Лыковой [2; 9].

4. Формирующий этап (сентябрь 2019 - февраль 2020)

На данном этапе планируется разработать календарно-тематическое планирование деятельности. В содержание будет входить работа с различными материалами: глиной, пластилином, солёным тестом, природными материалами, подручными материалами, бумагой с разной фактурой, картоном, красками и тканью. Такое многообразие видов ручного труда способствует широкому познанию ребёнком окружающего мира, вызывает интерес.

Реализация технологии ручного труда планируется в рамках кружка «Весёлые ладошки», как дополнительная образовательная деятельность детей.

5. Заключительный этап (март - апрель 2020)

На заключительном этапе будет проведено повторное экспериментальное изучение уровня развития мелкой моторики у детей со стёртой дизартрией, а также анализ и эффективность проделанной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. - М. Аст Астрель, 2007. - 320 с.

2. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербинина, С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: учебное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 185 с.

3. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / ред. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2015. - 152с.

4. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / Дефектология. - 2000, N° 1. - 4с.

5. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. - Москва: Советская Россия, 1973. - 34 с.

6. Левченко, И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

7. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / ред. Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: Союз, 2000. - 192 с.

8. Лопухина, И.С. Логопедия - речь, ритм, движение/ ред. И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. - 256 с.

9. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду: старшая группа. - М.: Цветной мир, 2011. - 144 с.

10. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.

11. Правдина, О. В. Логопедия: учебное пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.: ил.

12. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики: научная статья / Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Журн. Дефектология. - М., 1974, №4. - 7с.

13. Токарева, О. А. Дизартрия: учебное пособие / О.А.Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / ред. С. С. Ляпидевский. -М.: Медицина, 1969. - 42 с.

Т.Д. Скуднова, Н.А. Ганжела

ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей старшеклассников средствами дизайн-деятельности. Показана роль элективных курсов и внеурочной деятельности в решении задач развития креативного мышления и навыков дизайн-деятельности.

Ключевые слова: дизайн-деятельность, творческие способности, креативное мышление, элективные курсы, старшеклассники.

T.D. Skudnova, N.A. Ganzhela

DESIGN ACTIVITIES AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF HIGH

SCHOOL STUDENTS

Abstract. The article deals with theoretical aspects of development of creative abilities of senior pupils by means of design activity. The role of elective courses and extra-mural activities in the development of creative thinking and skills of design activity.

Key words: design, creativity, creative thinking, elective courses, high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.