Научная статья на тему 'Женщины в составе региональных политических элит: к проблеме представительства'

Женщины в составе региональных политических элит: к проблеме представительства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
501
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / РОССИЙСКИЕ РЕСПУБЛИКИ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ЖЕНЩИНЫ / POLITICAL ELITES / GOVERNMENT BODIES / RUSSIAN REPUBLICS / REPRESENTATION / WOMEN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очирова Виктория Мункоевна

В статье на основе биографических документов автор анализирует состав политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва. Полученные данные позволяют акцентировать внимание на факте неравного представительства мужчин и женщин во власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the help of analysis of biographic documents the author reveals information on the structure of political elites of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tuva. The derived data allows focusing attention on the fact of unequal representation of men and women in government bodies.

Текст научной работы на тему «Женщины в составе региональных политических элит: к проблеме представительства»

Виктория ОЧИРОВА

ЖЕНЩИНЫ В СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ: К ПРОБЛЕМЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В статье на основе биографических документов автор анализирует состав политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва. Полученные данные позволяют акцентировать внимание на факте неравного представительства мужчин и женщин во власти.

On the base of analysis of biographic documents the author reveals information on the structure of political elites of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tuva. The derived data allows focusing attention on the fact of unequal representation of men and women in government bodies.

Ключевые слова:

политическая элита, органы власти и управления, российские республики, представительство, женщины; political elites, government bodies, Russian republics, representation, women.

ОЧИРОВА Виктория Мункоевна — к.и.н., доктнрант кафедры философии Бурятского госудирствснного униввреитета, и. УлвниУдэ ncMrova.v@yundex.ru

В результате переломных событий 1990- х гг. в России к власти пришла новая политическая элита, существенно отличаю -щаяся от прежней по ценностным ориентациям, механизмам и каналам рекрутирования, социально -демографическим параме -трам. В рамках данной статьи на примере республик Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва рассматривается актуальный вопрос представи -тельства женщин в составе органов государственной власти, что позволит дополнить представление о современных региональных политических элитах России. Отметим, что интересующий нас во -прос в данных республиках мало изучен, т.к. исследование различ -ных аспектов элитологии здесь только начинается. Источниками информации послужили официальные биографические справки представителей политических элит и материалы социологических исследований.

В СССР женщины составляли около трети номенклатуры, что было связано со спецификой советской кадровой политики, в которой делался акцент на выдвижение представительниц жен -ского пола на руководящие посты. Так, успешно функционировала система квот, предоставлявшая женщинам право участия в работе представительных органов власти. В результате «в 1980—1985 гг. доля женщин в Верховном Совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР — 32,8%; в Верховных Советах союзных республик

— 36,2%; автономных республик — 40,3%»'. Однако, несмотря на относительно благополучную ситуацию, в общей системе совет ских органов власти женщины, как правило, занимали второсте пенные номенклатурные должности (позиции секретарей первич -ных парторганизаций в здравоохранении, образовании, культуре, профсоюзных организациях). Важнейшие позиции номенклатуры были заняты преимущественно мужчинами. В конце 1980 х гг. каж дый второй мужчина нашей страны, имеющий высшее образова ние, занимал какой либо административный пост, среди женщин таких было только 7%2. В правительственной элите СССР с 1984 по 1990 г. были только три женщины, а в партийной элите в тот же период — только две.

1 Общая и прикладная политология / под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. — М.: МГСУ, Изд-во «Союз», 1997, с. 572.

2 Аристова М. Гендерный оттенок власти // Власть, 2008, № 11, с. 105.

В 1990 х гг. подавляющее большинство политической элиты было по прежнему представлено мужчинами. «При Ельцине из 145 членов правительства (ранг мини стров) с июня 1991 по октябрь 1993 г. женщин не было вообще. Общее коли чество женщин, выбранных в парламент при Ельцине, значительно сократилось. В парламентской элите их — 19 (8%)»!. Итоги выборов в Федеральное Собрание РФ, состоявшихся в декабре 1993 г., лишь немного улучшили картину. Низкое представительство женщин в органах власти отмечалось и на региональном уровне. В целом, на рубеже XX и XXI вв., согласно Реестру государственных должностей федеральных служащих, мужчины зани мали 94% высших, 85% главных и 68% ведущих должностей2.

Ситуация не изменилась и в первом десятилетии XXI в. — женщин в поли -тике все так же мало. В качестве исклю -чения можно назвать г. Санкт Петербург, Кемеровскую и Томскую обл., в которых четверть состава политических элит состояла из представительниц жен ского пола. В рейтинге влиятельных лиц Республики Бурятия были названы всего пять женщин: К.П. Альцман — прези -дент Союза промышленников и пред принимателей РБ, генеральный дирек тор АО «Улан - Удэнская тонкосуконная мануфактура»; Т.Г. Думнова — министр экономического развития и внешних связей РБ; В.Ц. Дамбаин — председатель госкомитета РБ по торговле, материаль ным ресурсам и услугам; Э.Б. Дудина — председатель правления Национального банка РБ; Д.Ц. Ринчинова — начальник Управления федеральной почтовой связи по Республике Бурятия3.

Результаты проведенного нами в 2010 г анализа официальных биографий пред ставителей исполнительных, законодательных/представительных и муни -ципальных органов власти республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва показали, что во всех регионах мужчины составляют подавляющее большинство в изучаемой

1 Лэйн Д. Перемены в России: роль политиче -ской элиты // Социологические исследования, 1996, № 4, с. 32.

2 Чирикова А., Лапина Н. Женщина в рос -сийской власти: мотивация и стили лидерства // Общество и экономика, 2009, № 6, с. 144.

3 Самые влиятельные люди России — 2003. —

М. : ИСАНТ, 2004, с. 104-107.

социальной группе. Доля женщин в респу -бликанских политических элитах крайне мала и колеблется в пределах 25-34% от их общего состава. Менее всего женщин в составе элиты Республики Бурятия — 25,5%, несколько больше в Республике Тыва — 33,7%. Если рассматривать отдельные виды политических элит, то лучше всего женщины представлены в муници пальной элите: 28,2% в Бурятии, 33,3% в Республике Саха (Якутия), 42,9% в Тыве. Наименьший процент женщин наблю дается в составе исполнительной элиты Тывы — 25,9%, а также законодатель -ной/представительной элиты Бурятии и Республики Саха (Якутии) — соответ ственно 19,7% и 22%.

Отметим, что для законодательных органов власти изучаемых регионов тра -диционно характерно численное преиму щество лиц мужского пола, в чем можно убедиться, если проследить динамику состава республиканских парламентов. Рассмотрим сложившуюся ситуацию в Бурятии. В действующем депутатском корпусе Народного Хурала Республики Бурятия IV созыва (общее число — 66 чел.) мужчины составляют 87,9% (58 чел.), жен -щины — 12,1% (8 чел.). Заметим, что дан -ное процентное соотношение выглядит несколько лучше по сравнению с III созы -вом Народного Хурала РБ (общее число — 65 чел.), где мужчин было 93,9% (61 чел.), а женщин — 6,1% (4 чел.). Незначительное число женщин наблюдается и в действую щем IV созыве Улан - Удэнского городского Совета депутатов (общее число — 26 чел.)

— 11,5% (3 чел.), в то время как мужчин — 84,5% (23 чел.).

В парламенте Республики Саха (Якутия) IV созыва 15,7% (11 чел.) женщин, что также сравнительно мало для корпуса, состоящего из 70 чел. Исследователи отмечают, что в 1993 г. (I созыв) по срав -нению с 1990 г. в законодательном органе власти республики наблюдалось увеличе ние представительства женщин до 6 чел.4, в то время как в высшем эшелоне испол -нительной власти в это время было всего 3 женщины, 2 из них находились в составе правительства5.

4 Тарасов Ю.С. Политическая элита Республики Саха (Якутия): социальные механизмы формиро -вания : автореф. дис. ... к.соц.н. — М., 1996, с. 18.

5 Тарасов Ю.С. Правящая элита Якутии: штрихи к портрету // Политические исследования, 1993, № 2, с. 172.

В парламенте Республики Тыва также существует проблема небольшого пред ставительства женщин. В Верховном Хурале РТ 1993—1998 гг. они составляли 14,8%; в Верховном Хурале РТ 1998— 2002 гг. — 9,3%; в Великом Хурале РТ 2002 г.: 13% — в Законодательной палате ВХ РТ, 25,9% — в Палате представителей ВХ РТ (больше 1/4 депутатских мест)1. Во II созыве Великого Хурала РТ соот -ношение женщин и мужчин следую щее: в Законодательной палате ВХ РТ 40,6% женщин (13 чел.) и 59,4% мужчин (19 чел.), в Палате представителей ВХ РТ 30,2% женщин (32 чел.) и 69,8% мужчин (74 чел.). Тем самым наблюдается существенное увеличение числа женщин в составе Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва: если в I созыве их было 13%, то во II созыве — уже 40,6%. Безусловно, сложившаяся ситуация в данном органе власти внушает оптимизм. Что каса -ется Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, то число жен щин здесь фактически неизменно: I созыв — 25,9%, II созыв — 30,2%.

Итак, представительство женщин в органах власти республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва незначительно, как и в целом по России. По мнению М. Аристовой, на высшем уровне феде ральной власти оно колеблется от 0 до 10%, на региональном уровне — от 0 до 40% (что и было подтверждено результатами нашего исследования), в органах местного самоуправления — от 0,45% до 62%. Тем самым женщины фактически исключены из состава высших органов власти.

Отметим, что подобного мнения при держиваются многие исследователи. Например, С. Айвазова также акценти рует внимание на четком «мужском» про филе российской власти, которая не учи тывает интересы женщин, их социальный опыт2. Между тем, женщины обладают таким же, как и мужчины, а зачастую и лучшим образованием, уровнем профес сионализма, опытом работы. Кроме того, женщинам в большей мере присущи важ

1 Тышта Е.В. Органы представительной власти как акторы регионального политического про цесса (на примере республик Тыва и Хакасия) : дис. ... к.полит.н., спец. 23.00.02. — Уфа : БашГУ, 2006, с. 82.

2 Айвазова С., Кертман Г. Мужчины и женщины

на выборах. Гендерный анализ избирательных кам паний 1999 и 2000 гг. в России. — М., 2000, с. 11.

нейшие для руководителя качества: гиб -кость, способность к диалогу, вниматель -ность, умение приспосабливаться, кон -центрироваться на главных проблемах, способность принимать решения в слож ных ситуациях, масштабно мыслить и т.д. И хотя потенциально женщины могут внести значительный вклад в россий -скую политику, однако, как и в советское время, они занимают незначительные посты. Так, исследователи отмечают, что женщины преобладают на нижних этажах власти, на должностях, не предполагаю щих принятия решений: это начальники несамостоятельных структурных подраз -делений, их заместители, консультанты, советники. В своей карьере они чаще останавливаются на уровне заместителя руководителя, который, как правило, является мужчиной.

Причины незначительной роли жен -щин в политике, как, впрочем, и во всем социуме, различны. М. Аристова назы вает следующие причины: исторические факторы (сначала мужская власть над женщиной наблюдалась в семье, затем в обществе и, наконец, установилась на уровне государства); рыночные реформы в России (которые привели к более высо кой оценке мужского труда и различию в уровне доходов); профессиональная сегрегация по признаку пола; эффект «стеклянного потолка» — невидимые и формально не обозначенные барьеры, которые препятствуют карьерному росту женщин, и др. Любопытная точка зрения высказывается группой авторов, согласно которой важной причиной «отторжения» женщин от верховных этажей власти является не адекватный новым полити ческим условиям стиль поведения самих женщин. Они «привыкли» к патерна -листской системе отношений с обще ством, гарантировавшей им определен ный политический статус за счет системы квот. В условиях ее отмены женщины не смогли в полной мере воспользоваться своими политическими правами, в т.ч. правом самовыражения, вести длитель -ную и изнурительную борьбу, отстаивать свои интересы3. Представляется, что определенная доля истины здесь име ется.

Среди факторов, тормозящих продви

3 Общая и прикладная политология / под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. — М.: МГСУ, Изд-во « Союз», 1997, с. 575.

жение женщин во власть, можно также назвать:

— отсутствие заинтересованности поли тической элиты, основной состав которой представлен мужчинами, во вхождении женщин в органы власти и управления и, как следствие, отсутствие поддержки в продвижении по карьерной лестнице;

— электоральные предпочтения граждан (избиратели, в т.ч. и сами женщины, вну -тренне тяготея к сильной власти, голосуют именно за политиков мужчин, которые, по их мнению, более способны к реши тельным и волевым действиям);

— специфику современной предвыбор ной борьбы в России, которая связана с тем, что в результате несовершенства изби рательных кампаний женщинам прихо -дится сталкиваться с фактами применения «черных» технологий со стороны конку рентов; следует также учитывать и разли чия в финансовых ресурсах мужчин и жен щин, которые играют значительную роль в современной предвыборной кампании;

— закрепившиеся традиционные пред

ставления о роли и месте женщины в обществе, как хранительницы семейного очага.

Вместе с тем следует отметить, что сегодня в данном вопросе наблюдается позитивная динамика. Так, на уровне главы государства акцентируется вни мание на факте неравного представи тельства мужчин и женщин во власти. Предпринимаются отдельные меры для решения данной проблемы: назначение женщин на ключевые должности в стране, формирование кадрового резерва, в кото рый активно включаются представитель ницы женского пола, и др. Возможно, сегодня постепенно происходит измене ние стереотипов внутри власти, и на смену доминирующей «мужской» культуре при ходит культура, в которой гендерные отличия теряют свое значение. Надеемся, что наметившиеся позитивные тенден -ции получат дальнейшее развитие, и женщины профессионалы смогут занять ключевые позиции в органах государст венной власти и управления России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.