Научная статья на тему 'Региональная политическая элита с точки зрения возрастного представительства'

Региональная политическая элита с точки зрения возрастного представительства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ / РЕГИОН РОССИИ / РЕСПУБЛИКА / БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ / МОЛОДЕЖЬ / POLITICAL ELITE / AGE STRUCTURE / RUSSIAN REGION / REPUBLIC / BIOGRAPHIC DATA / YOUTH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Очирова Виктория Мункоевна

В статье определены изменения возрастных характеристик региональных политических элит, происшедшие в постсоветский период. С помощью анализа биографических документов выявлен возрастной состав политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, что позволяет получить представление о социальной группе, управляющей сегодня данными регионами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the changes of age characteristics of regional political elite, happened during the post-Soviet period, are defined. By the analysis of biographic documents the age structure of political elite of republics of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tyiva is revealed, and that allows receiving representation on the social group governing of the given regions nowadays.

Текст научной работы на тему «Региональная политическая элита с точки зрения возрастного представительства»

Экспертиза

Виктория ОЧИРОВА

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

В статье определены изменения возрастных характеристик региональных политических элит, происшедшие в постсоветский период. С помощью анализа биографических документов выявлен возрастной состав политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, что позволяет получить представление о социальной группе, управляющей сегодня данными регионами.

In the article the changes of age characteristics of regional political elite, happened during the post-Soviet period, are defined.

By the analysis of biographic documents the age structure of political elite of republics of Buryatia, Sakha (Yakutia), Tyiva is revealed, and that allows receiving representation on the social group governing of the given regions nowadays.

Ключевые слова:

политическая элита, возрастной состав, регион России, республика, биографические справки, молодежь; political elite, age structure, Russian region, republic, biographic data, youth.

ОЧИРОВА

Виктория

Мункоевна —

к.полит.н.,

докторант

кафедры философии

Бурятского

государственного

университета

ochirova.v@yandex.ru

События 1990-х гг. послужили толчком к началу преобразований в различных сферах российского общества. Значительные перемены произошли и в области политики, в т.ч. в процессе формирования органов государственной власти, что повлияло на изменение состава политической элиты страны. К власти пришли люди младших возрастных групп, кардинально отличающиеся от своих предшественников по ценностным ориентациям и стилю управления, что оказало прямое влияние на выбор приоритетных направлений развития России.

Для советского времени было характерно, что возрастного ограничения для занятия ответственных должностей не существовало. Данный факт стал причиной постепенного старения политической элиты. Средний возраст лиц, начавших перестройку, составлял 68,5 лет. Каждый второй представитель высшего руководства того периода начал свою партийную карьеру еще при И.В. Сталине. Процесс омоложения политической элиты начинается после инициированного М.С. Горбачевым сокращения ее численности. В результате произошло значительное уменьшение состава КПСС, который в 1986 г. достиг рекордного уровня в 19 млн чел. К 1989 г. в рядах правящей партии уже находилось около 18 млн чел.1 В 1989 г. были отправлены в отставку 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК КПСС, из состава Политбюро выведены 23 человека. После этих замен Политбюро «молодеет» на семь лет, а ЦК КПСС — на пять. Обнаруживается тенденция ускорения темпа карьеры для номенклатурных чиновников, идет быстрое продвижение наверх их вторых и третьих эшелонов2. После выборов народных депутатов СССР в 1989 г. начинается приток в элиту новых людей, не связанных с институтом номенклатуры. Примерно в течение 10 лет путь в элиту оставался открытым, что значительно способствовало процессу ее омоложения. В этом отношении представляют интерес данные Д. Лэйна, который, сравнив возрастные показатели политических элит переходного периода в СССР и России, выявил, что элиты Б.Н. Ельцина в среднем на десять лет младше: 49% были в возрасте

1 Филиппов А.В. Новейшая история России 1945—2006 // http://www.prosv. ги/итк/1$1опуа

2 Крыштановская О.В., Хуторянский Н.В. Элита и возраст: путь наверх // Социологические исследования, 2002, № 4, с. 51

Таблица 1

Средний возраст элитных групп, гг.

Периодизация элит Высшее руководство Парламентская элита Прави- тельство Региональная элита В целом по когорте

Брежневская когорта 61,8 41,9 61,0 59,0 55,9

Горбачевская когорта 54,0 44,0 56,2 52,0 51,6

Ельцинская когорта 53,1 46,5 52,0 49,0 50,2

Путинская когорта 52 48,9 48,9 53,6 50,9

Таблица 2

Представительство возрастных когорт в региональных парламентах

в 1995—1997 гг., %

Представительные органы Возрастные когорты

до 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше

Парламенты республик РФ 1,1 13,7 47,9 28,7 8,6

Парламенты краев РФ 3,3 14,6 41,0 35,9 5,1

Парламенты областей РФ 2,2 15,7 47,2 29,1 5,8

Парламенты автономий РФ 0 18,4 58,1 20,7 2,8

Доля возрастных когорт в общей численности депутатов региональных парламентов 1,7 15,6 48,6 28,6 5,6

Доля возрастных групп в Государственной Думе РФ 2,9 18,8 33,9 32,3 12,1

под 50 лет, тогда как у М.С. Горбачева таких только 6%!. Формирование политической элиты в исполнительных органах власти в этот открытый период зачастую происходило путем карьеры «большого скачка», когда кандидат, приглашавшийся на ответственную должность, не имел необходимого управленческого опыта. Вместе с тем продолжал существовать и традиционный путь в элиту, заключавшийся в постепенном восхождении по лестнице государственной службы. Почти разрушенный институт номенклатуры стал восстанавливаться с 1995 г., что привело к возврату постепенности в движении карьеры. К началу 2000 г. случаев карьеры «большого скачка» почти не наблюдается, одновременно замедляется и процесс омоложения элиты. Таблица 1 позволяет про-

следить процесс изменения возрастных показателей элитных групп2.

В составе региональных политических элит в начале 2000-х гг. доминировала группа 50-летних. Они же, как правило, составляют большинство в данной социальной группе и сегодня, что отчасти подтверждается результатами проведенного анализа официальных биографий представителей политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия), Тыва (см. табл. 3).

Данные по общему массиву указывают, что по возрастному составу республиканские политические элиты представлены двумя доминирующими группами: от 40 до 49 лет и от 50 до 59 лет. Лица из этих возрастных групп характеризуются солидным жизненным опытом, наличием необходимых профессиональных знаний и деловых навыков, они потенциально имеют достаточно

1 Лэйн Д. Перемены в России: роль полити- -----------------

ческой элиты // Социологические исследования, 2 Крыштановская О.В., Хуторянский Н.В. Указ. 1996, № 4, с. 31. соч.

Таблица 3

Распределение политической элиты по возрастному составу, %

Возраст Бурятия Саха (Якутия) Тыва Данные по общему массиву

вид элиты вид элиты вид элиты « Ё а № 1? = те се 3 и а ев 3 &

3 я -а 4 о н в я ч о я О Я § 5 -а ч Ч и | ё се ш ^ * о н я о О ^ * £ ео Я 3 я -а Е= в В Я Я г 3 я -а 4 о н в я ч о я о я § 5 -а ч Ч и | Ё се ей ^ * о н я о О ^ * £ ее & ео Я 3 Я -а Е= в В Я Я г 3 я -а 4 н в я ч о я о я законодательная / представительная 3 X Л и 8 И 8 X Я

до 30 лет - - - 1,4 - - - - - - 0,5 -

от 30 до 39 лет 31,4 7,1 29,5 20,8 8,8 18,6 22,4 18,7 26,8 24,1 16 22,5

от 40 до 49 лет 22,9 42,9 27 30,6 35,3 40,7 32,8 31,3 39,3 29,9 35 34,3

от 50 до 59 лет 42,9 32,1 24,3 37,5 35,3 40,7 41,4 40,6 28,6 32,8 37,6 37

от 60 до 69 лет 2,8 14,3 19,2 9,7 14,7 - 3,4 9,4 5,3 12,2 8,8 6,2

70 лет и старше - 3,6 - - 5,9 - - - - 1 2,1 -

сил и времени для реализации своих планов. Вместе с тем заметим, что 50-летние представители элиты лидируют, хотя и с небольшим отрывом — около 2—3%. Сегодня они составляют большинство в составе исполнительных элит всех трех регионов, в то время как в 1990-х гг. в основном лидировала группа 40-летних. Так, в правительстве Республики Саха (Якутия) 1992 г. наиболее многочисленной являлась группа в возрасте до 50 лет (61% состава). По данным Ю.С. Тарасова, «четвертая часть (24,6%) членов правительства — люди моложе 40 лет, 36% имеют возраст от 40 до 50 лет и 39% — от 50 до 58 лет. Самому молодому министру исполнилось 35 лет, а самому пожилому — 58 лет»1. Исследователь отмечает, что в 1984 г. в правительстве региона не было лиц моложе 40 лет, 17% имели возраст от 40 до 50 лет, 70% — от 50 до 60 лет, 12% — свыше 60 лет. Тем самым доля элиты в составе правительства, имеющая возраст моложе 50 лет, составляла соответственно: в 1984 г. — 17%, в 1992 г. — 61%, в 1995 г. — 72%2. Таким образом, в

1 Тарасов Ю.С. Правящая элита Якутии: штрихи к портрету // Политические исследования, 1993, № 2, с. 171.

2 Тарасов Ю.С. Политическая элита Республики

Саха (Якутия): социальные механизмы формирования : автореф. дис. ...к.соц.н. — М., 1996, с. 16.

республике наблюдалось неуклонное омоложение состава правительства. Отметим, что средний возраст корпуса глав администраций в Якутии в 1992 г. был несколько выше: до 40 лет — только 6%, от 40 до 50 лет

— 46%, от 50 до 60 лет — 46%, от 60 до 65 лет — 1 чел. Тем не менее лица в возрасте до 50 лет составляли немногим более половины этой группы - 52%3.

Что касается других возрастных групп, то 30-летние сегодня составляют большинство лишь в муниципальной элите Республики Бурятия, 60-летние неплохо представлены в законодательных/пред -ставительных элитах Бурятии, Якутии, а также в муниципальной элите Бурятии. Доля остальных возрастных групп (до 30 лет и от 70 лет и старше) в составе политических элит незначительна.

Группы 40-летних и 50-летних, как показали результаты анализа, доминируют в большинстве выделенных видов элиты, в т.ч. и в законодательной/представительной элите.

Так, в Народном Хурале Республики Бурятия IV созыва обе доминирующие возрастные группы представлены в рав-

3 Тарасов Ю.С. Правящая элита Якутии: штрихи к портрету // Политические исследования, 1993, № 2, с. 172.

Таблица 4

Депутатский корпус Государственного собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия) по возрастному составу*

Возраст I созыв II созыв III созыв IV созыв

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

до 30 лет — — 1 1,5 — — — —

от 30 до 39 лет 12 23,5 16 23,8 9 13,0 6 8,6

от 40 до 49 лет 24 47,0 30 44,7 32 46,4 26 37,1

от 50 до 59 лет 14 27,4 17 25,4 19 27,5 23 32,9

старше 60 лет 1 1,9 3 4,5 9 13,0 15 21,4

Итого: 51 — 67 — 69 — 70 —

*По первым трем созывам использованы данные Д.Н. Бубякиной. См.: Бубякина Д.Н. Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и его личностный потенциал (опыт социально-политического анализа). — Якутск, 2003, с. 65.

ном процентном соотношении: от 40 до 49 лет - 33,3%, от 50 до 59 лет - 33,3%. Доля остальных групп выглядит следующим образом: от 30 до 39 лет — 4,5%, от 60 до 69 лет — 25,8%, от 70 лет и старше — 3,1%. Отметим, что в III созыве Народного Хурала РБ лидирующие позиции занимали 50-летние депутаты: от 50 до 59 лет — 38,5%, от 40 до 49 лет — 27,7%, от 60 до 69 лет — 27,7%, от 30 до 39 лет — 4,6%, от 70 лет и старше — 1,5%. В Улан-Удэнском городском Совете депутатов IV созыва наблюдается больше 30-летних и 40-летних лиц: от 30 до 39 лет — 30,8%, от 40 до 49 лет — 46,1%, от 50 до 59 лет — 23,1%.

Во всех созывах парламента Республики Саха (Якутия) большинство составляют депутаты в возрасте от 40 до 49 лет (см. табл. 4). Д.Н. Бубякина отмечает, что средний возраст депутатов первого созыва — 45 лет, второго — 47 лет, третьего — 49 лет. В парламенте фактически не представлена молодежь до 30 лет. Кроме того, резко снижается процент лиц в возрасте от 30 до 39 лет, в действующем созыве он составляет лишь 8,6%. Наблюдается постепенное увеличение числа депутатов старше 60 лет

— если в первом созыве был 1 представитель данной возрастной группы, то в четвертом созыве их уже 15 чел.

Итак, в составе республиканских парламентов, как, впрочем, и других органов власти, преобладают 40-летние и 50-летние депутаты. Данная тенденция характерна для большинства регионов России. Обратим внимание на тот факт, что в составе региональных политичес-

ких элит очень мало лиц моложе 30 лет. Между тем, сегодня руководство страны прилагает большие усилия по привлечению молодых людей в органы власти и управления. Например, можно отметить программу формирования кадрового резерва, которая открывает широкие перспективы для вхождения молодежи в структуры власти, пополнения из их числа состава политической элиты. Действительно, молодые люди сегодня должны стать важнейшим актором внутренней и внешней политики российского государства. Реформирование общества может быть эффективным и успешным лишь при активном участии молодежи в этом процессе. Только в этом случае возможно построить конкурентоспособную политическую систему, эффективную экономику, гражданское общество. Однако дискуссия между сторонниками и противниками привлечения молодежи во власть далека от завершения.

Результаты исследования показали, что среди руководителей разных уровней практически нет противников привлечения во власть молодежи. Среди возможных причин подобной позиции респондентов автором называются: резкая интенсификация работы во власти, ее интеллектуализация; изменение функций власти в условиях рынка; проникновение информационных технологий; возросший объем аналитической работы; появление новых финансовых технологий и др. Именно данные причины потребовали смены бывшего кадрового состава,

способного в основном или к налаживанию коммуникаций или к контрольным функциям, на новый тип чиновника, владеющего информационными технологиями, РЯ-технологиями, обладающего аналитическими способностями и др. Таким образом, чтобы выжить в административной системе, руководители вынуждены заменять старых работников на новых.

Вместе с тем большинство респондентов высказались за умеренное привлечение молодежи во власть, за соблюдение оптимального соотношения молодых и зрелых работников.

Причины позиции незначительного привлечения молодежи во власть заключаются, по мнению руководителя департамента образования администрации Архангельской области Александра Тарана, в следующем: «У современной молодежи сегодня нет массы запретов, которые были в советское время, из-за этого она более цинична. Не говоря уже о максимализме»1.

Наличие избирательной позиции по данному вопросу демонстрируют и молодые руководители, которые в целом очень высоко оценивают молодежный ресурс во власти, но убеждены, что возможностями молодежи как новаторов надо пользоваться дозированно, чтобы не разрушить систему в целом. «Там, где работа связана с новыми направлениями, новыми веяниями, экономическими, финансовыми, именно там нужны молодые специалисты, — убежден Олег Полухин, 38-летний руководитель юридического управления администрации города Воронежа. — А там, где устоявшаяся система, ее за что-нибудь дернешь, и она вся рассыплется, то там должны быть специалисты, которые имеют опыт, и большой. Какая сейчас может быть революция в жилищнокоммунальном хозяйстве? К ней никто не готов. <...> То же самое по другим направлениям, где существуют устоявшиеся правила, которые лучше сразу не ломать. А там, где это возможно, где нужен инвестиционный проект, инвес-

1 Чирикова А.Е. Субъекты кадровой политики в регионах: нужна ли молодежь российской власти? // http:// www.elis.pstu.ru

тиционная программа, там, наоборот, нужны молодые»2.

Причины осторожного отношения к молодежи во власти вполне понятны: отсутствие опыта работы, максимализм, рискованные новаторские решения существующих проблем и т.д. В отличие от них, ресурс работников зрелого возраста обладает рядом достоинств: наличием опыта работы в органах исполнительной власти, знанием аппаратной работы, осторожностью и взвешенностью в принятии решений и т.д.

На наш взгляд, молодежь во власти необходима. Опыт последних лет показывает, что значительная часть российской молодежи активно участвует в процессе построения нового государства, она оказалась способной к быстрому усвоению законов рыночной экономики и сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. Для эффективного решения стоящих задач органам власти нужны именно такие руководители, которые смогут работать в новых условиях, соответствовать требованиям модели государственного управления в условиях перехода к рыночной экономике, обеспечить создание демократического социального государства. Вместе с тем молодежь необходимо готовить к работе в органах власти. Молодые люди должны хорошо разбираться в структуре институтов власти, знать приоритеты государственной политики, проблемные сферы нашего общества и т.д.

Итак, в постсоветский период наблюдается возрастное обновление политических элит и изменение роли поколений в общественно-политической жизни общества. Анализ состава политических элит республик Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва выявил тенденцию к омоложению данной социальной группы, которая отмечается и по России в целом. Имеет место факт слабого представительства молодежи в составе элиты. Представляется, что наметившиеся изменения в кадровой политике откроют для молодых людей более широкие возможности продвижения наверх, что будет способствовать дальнейшему омоложению политической элиты.

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.