Научная статья на тему 'Жанровая специфика и типология малой прозы «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского'

Жанровая специфика и типология малой прозы «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
404
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ ПРОЗА / ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ТИПОЛОГИЯ / "ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ" Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО / "THE DIARY OF A WRITER" BY F.M. DOSTOEVSKY / LITTLE PROSE / GENRE-PAINTING SPECIFICITY / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бакирова Лена Рифхатовна

В статье выявлена жанровая специфика и рассмотрена типология малой прозы как особенных художественно-публицистических текстов в составе «Дневника писателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of work is to expose the genre-painting specificity and typology of the little prose as particular artistically-publicistic texts in composition of «The Diary of a Writer».

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика и типология малой прозы «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского»

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА И ТИПОЛОГИЯ МАЛОЙ ПРОЗЫ «ДНЕВНИКА ПИСАТЕЛЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Л.Р. Бакирова

Ключевые слова: малая проза, жанровое своеобразие, типология, «Дневник писателя»

Ф.М. Достоевского.

Keywords: little prose, genre-painting specificity, typology, «The Diary of a Writer» by F.M. Dostoevsky.

На сегодняшний день в отечественном литературоведении нет сомнений в уникальности моножурнала «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. С 1873 года «Дневник писателя» издавался как рубрика в рамках журнала «Гражданин» князя В.П. Мещерского, а с 1876 года начал выходить самостоятельным изданием по подписке.

Жанровая природа «Дневника» неоднозначна и сложна, что связано с его оригинальностью: это «единоличный журнал-дневник» [Дмитриева, 1969, с. 25], «синтез единоличного журнала XVIII века и жанра романа-исповеди» [Дмитриева, 1969, с. 35]; «моножурнал», состоящий из отдельных фельетонов «во весь месяц, постепенно “формирующихся” в единую книгу...» [Туниманов, 1972, с. 166]; «организованная по собственным законам полифункциональная структура» [Волгин, 1978, с. 158], «По периодичности “Дневник” приближался к ежемесячному журналу, по объему - к большой ежедневной газете, а по признаку авторства - к отдельной книге» [Волгин, 1974, с. 156]; «новый публицистический жанр, названный “Дневником писателя” [Розенблюм, 1981, с. 54]; «дневник романиста» [Захаров, 1985, с. 204]; «итоговая книга Достоевского» [Акелькина, 1998, с. 13]; «произведение, синтетическое по своему характеру, художественно-публицистическое по своей природе» [Денисова, 2003, с. 39].

Объяснить парадокс явления «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского - значит понять и оценить его как новое жанровое образование. По нашему мнению, необходимо придерживаться определения В.Н. Захарова: «Следует различать “Дневник писателя” как жанр и как тип издания: жанр возник в 1873 году на страницах “газеты-журнала” “Гражданин”, тип издания сложился в 1876 году в связи с намерением Достоевского объявить издание “Дневника писателя” по подписке» [Захаров, 1985, с. 191].

В связи с тем, что «Дневник писателя» создавался в равной степени и Достоевским-публицистом и Достоевским-художником, по своей природе он представляет собой органическое единство художественного и публицистического начал, новое уникальное как для журналистики, так и для литературы образование, жанр которого определил сам Достоевский, назвав свое творение «Дневником писателя». Его синтетическая природа проявилась в сплаве разножанровых элементов: это публицистика, которая, тем не менее, несет на себе отпечаток художественного типа мышления писателя, литературная критика и собственно произведения малой прозы. Особенно актуальным представляется исследование жанровой специфики так называемой малой прозы «Дневника писателя».

Она обладает большой смысловой емкостью, лаконичностью и концентрированностью содержания. Однако такое определение представляется недостаточным, так как, пользуясь им, любой фрагмент из «Дневника» можно отнести к малой прозе. Отсюда вытекает необходимость конкретной родо-жанровой характеристики этих произведений. Используя метод исключения и полагая, что ни к эпосу, ни к драме, ни к лирике в чистом виде произведения малой прозы из «Дневника писателя» Достоевского не относятся, можно говорить об их внеродовой природе. Более того, по нашему мнению, малая проза Достоевского - это оригинальный авторский жанр, органично соединивший в себе два начала - художественное и публицистическое, что позволяет говорить о его амбивалентной природе. Под этим мы понимаем наличие в рассматриваемых произведениях, в отличие от других материалов, художественного вымысла, что делает их художественными и позволяет дифференцировать от остального публицистического пласта «Дневника».

Все тексты малой прозы «Дневника писателя» можно разделить на две группы. К первой относится фантастическая трилогия: рассказ «Бобок» (Записки одного лица), вошедший в «Дневник писателя» за 1873 год; «Кроткая» (фантастический рассказ), составивший ноябрьский номер за 1876 год и «Сон смешного человека» (фантастический рассказ), включенный во вторую главу апрельского номера за 1877 год. Это достаточно изученные, хорошо известные и «оторвавшиеся» от контекста «Дневника» произведения.

Ко второй группе принадлежат такие художественно-публицистические произведения малой прозы, как «Маленькие картинки», «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на елке», «Фельдъегерь», «Мужик Марей», «Столетняя», «Приговор», «Фома Данилов, замученный русский герой», «Похороны “Общечеловека”», многочисленные анекдоты и т.д.

Можно выделить восемь отличительных особенностей малой прозы «Дневника писателя». Во-первых, тема каждого произведения поднимается Достоевским еще за его пределами, в предыдущих главах и нередко продолжает обсуждаться в последующих. Так, например, рассказу «Мужик Марей» (первая глава

февральского номера «Дневника писателя» за 1876 год) предшествует глава «О любви к народу. Необходимый контракт с народом», в которой поднимается один из сквозных и важнейших вопросов «Дневника писателя» - вопрос о народе. Первая фраза в «Мужике Марее» строится как продолжение авторского рассказа, начало которого находится за пределами текста: «Но все эти professions de foi, я думаю, очень скучно читать, а потому расскажу один анекдот.» [Достоевский, 2006, с. 185]. Благодаря данному приему устанавливается внутренняя связь между всеми главами.

Таким образом, одной из особенностей малой прозы можно назвать нерасторжимую, тесную связь произведений с содержанием и формой «Дневника». Об этом писали И.Л. Волгин и В.Н. Захаров: «... публицистические моменты “Дневника” как бы “вдвинуты” в его художественную структуру и сами являются частью последней. Даже будучи лишенными в ряде случаев самостоятельного художественного значения, они находят свое место в общем художественном контексте, обнимаются общей художественной идеей и в конечном счете “работают на нее”» [Волгин, 1978, с. 158]; «Из всех рассказов в составе “Дневника писателя” лишь три могут быть изданы отдельно (“Бобок”, “Кроткая”, “Сон смешного человека”), остальные рассказы настолько тесно связаны с содержанием и формой “Дневника”, что существуют в его составе только как своеобразные художественные эпизоды, но не самостоятельные произведения» [Захаров, 1985, с. 204].

Во-вторых, сюжетообразующим фактором во всех произведениях малой прозы является текущий факт, воспоминание, письмо или впечатление от того или иного события, непосредственно пережитого автором. Таким образом, можно говорить о большой степени автобиографизма в текстах малой прозы «Дневника». Так, неоднократные встречи писателя с нищим мальчиком и посещение елки в клубе художников подтолкнули его к созданию рассказов «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на елке»; детское воспоминание о крепостном мужике Марее легло в основу рассказа «Мужик Марей»; газетное известие стало главным в очерке «Фома Данилов, замученный русский герой»; цепляясь за факт, рассказанный «одной дамой», Достоевский домысливает «Столетнюю».

В-третьих, автор соотносит тексты малой прозы со «злобой дня», событиями общественной и духовной жизни России. Так, факты турецкого насилия над славянами в Болгарии летом 1876 года, когда русские добровольцы отправлялись защищать своих братьев, проявляя бескорыстие и самоотверженность, подтолкнули Достоевского к созданию очерка «Фома Данилов, замученный русский герой»: «.люди покидали свои дома и детей и шли умирать за веру, за угнетенных, бог знает куда и бог знает с какими средствами, точь-в-точь как первые крестоносцы девять столетий тому назад в Европе.» [Достоевский, 2006, с. 16]. Эпидемия самоубийств среди молодежи в России в 70-х годах отразилась в триптихе о самоубийцах: «Два самоубийства», «Приговор», «Кроткая».

Можно также говорить о тематической и проблематической преемственности в рамках малой прозы, то есть о ее циклической природе. Так, народная тема, поднимаемая в «Маленьких картинках», «Фельдъегере», «Мужике Марее», «Столетней», становится центральной в очерке «Фома Данилов, замученный русский герой». Детская тема раскрывается в «Мальчике с ручкой», рождественском рассказе «Мальчик у Христа на елке», «Маленьких картинках». Тема самоубийства прослеживается в очерках «Два самоубийства», «Приговор», фантастическом рассказе «Кроткая». Тема истинности веры и безверия поднимается в пасхальном рассказе «Мужик Марей», очерках «Фома Данилов, замученный русский герой» и «Похоронах “Общечеловека”». Поэтому в рамках малой прозы «Дневника писателя» Достоевского можно выделить фантастическую трилогию - «Бобок», «Кроткая», «Сон смешного человека»; христианскую дилогию -рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» и пасхальный рассказ «Мужик Марей»; триптих о самоубийцах - «Два самоубийства», «Приговор», «Кроткая», триптих «Маленькие картинки». Таким образом, сквозные идеи и темы определяют циклическую природу малой прозы «Дневника писателя» Достоевского.

Следующей особенностью малой прозы «Дневника» является ее жанровая оригинальность. С этой точки зрения все тексты можно разделить на две группы. В первую входят не атрибутированные автором в жанровом отношении произведения. Среди них: «Приговор», «Фома Данилов, замученный русский герой», «Парадоксалист», «Похороны “Общечеловека”». Ко второй группе относятся по-разному определенные автором и требующие жанрового уточнения: «Фельдъегерь», «Мальчик у Христа на елке», «Маленькие картинки», «Мужик Марей», «Столетняя». И хотя почти каждому своему произведению писатель давал жанровое определение, сложность состоит в том, что одно и то же произведение он обозначал по-разному. Так, «Мужик Марей» назван им и анекдотом, и одним далеким воспоминанием, а «Фельдъегерь» - и анекдотом, и одним действительным происшествием, и отвратительной картинкой, и эмблемой. Отсюда встает задача более точной жанровой номинации.

Характерной чертой малой прозы является эмблематичность. По верному замечанию В.В. Борисовой, «эмблематика занимает важное место в художественном арсенале Ф.М. Достоевского. Ряд своих образов писатель безошибочно называл эмблемами, но следование риторической традиции не обернулось у него воспроизведением только готовых эмблем, а вылилось в творческое применение эмблематических принципов изображения мира и человека» [Борисова, 2003, с. 20]. Характерными примерами эмблематики Достоевского в «Дневнике писателя» являются, по ее мнению, «Фельдъегерь», «Столетняя», «Фома Данилов, замученный русский герой», «Мужик Марей».

И последней, главной, по нашему мнению, отличительной особенностью малой прозы «Дневника» является наличие в ней художественного вымысла или домысла, что и делает рассматриваемые тексты художественными. Вот как сам Достоевский описывает процесс превращения действительного факта в факт художественный: «Выслушал я в то же утро этот рассказ, - да, правда, и не рассказ, а так, какое-то впечатление при встрече со столетней... и позабыл об нем совсем, и уже поздно ночью, прочтя одну статью в журнале и отложив журнал, вдруг вспомнил про эту старушку и почему-то мигом дорисовал себе продолжение о том, как она дошла к своим пообедать: вышла другая, может быть, очень правдоподобная маленькая картинка» [Достоевский, 2006, с. 218]; «Я люблю, бродя по улицам, присматриваться к иным совсем незнакомым прохожим, изучать их лица и угадывать: кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует. Про мастерового с мальчиком мне пришло тогда в голову, что у него, всего только с месяц тому, умерла жена и почему-то непременно от чахотки» [Достоевский, 2006, с. 116]; «Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось.» [Достоевский, 2006, с. 154].

Таким образом, произведения малой прозы «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского можно определить следующим образом: это художественные тексты в прозе, характеризующиеся небольшим объемом, отличающиеся от других статей «Дневника» наличием художественного вымысла, обладающие рядом типичных для них признаков, таких как жанровое своеобразие и оригинальность, тесная и нерасторжимая связь с содержанием и формой «Дневника», соотнесенность с действительными событиями общественной и духовной жизни России, внутренняя циклизация и эмблематичность.

Литература

Акелькина Е.А. Пути развития русской философской прозы конца XIX века : автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Омск, 1998.

Борисова В.В. Эмблематика в творчестве Ф.М. Достоевского // Словесность. 2003. № 2.

Волгин И.Л. «Дневник писателя»: текст и контекст // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1978. Т. 3.

Волгин И.Л. Редакционный архив «Дневника писателя» (1876-1877) // Русская литература. 1974. № 1.

Денисова А.В. «Малые жанры» и жанровые лейтмотивы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского за 1873 год // Достоевский и современность. Материалы XVII Международных Старорусских чтений 2002 года. Великий Новгород, 2003.

Дмитриева Л.С. О жанровом своеобразии «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского (К проблеме типологии журнала) // Вестник Московского университета. Серия XI. Журналистика. 1969. № 6.

Достоевский Ф.М. Дневник писателя : в 2 т. М., 2006.

Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л., 1985.

Розенблюм Л.М. «Правда личная и общая». Истоки жанра «Дневника писателя» // Творческие дневники Достоевского. М., 1981.

Туниманов В.А. Публицистика Достоевского. «Дневник писателя» // Ф.М. Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.