Научная статья на тему 'Закономерности социальной системы защиты семьи и детства: методологические и методические аспекты'

Закономерности социальной системы защиты семьи и детства: методологические и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
945
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савинов Леонид Иванович

В статье выявляются и анализируются закономерности социальной системы защиты семьи и детства, освещаются методологические и методические аспекты ее возникновения, развития, современного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности социальной системы защиты семьи и детства: методологические и методические аспекты»

ного поведения ребенка как с собственными «родителями», так и со сверстниками из «обычных» семей. Кроме того, здесь будет нужна работа с большинством — семьями гетеросексуальной направленности, включая семьи с детьми младшего школьного возраста, когда интерес учащихся к родите-

Поступила 28.11.11.

лям одноклассников становится далеко не праздным. Иначе говоря, защищать нужно как интересы меньшинств, так и духовное и социальное здоровье большинства, задетое социальными и политическими экспериментами в столь тонкой человеческой сфере, как брачно-семейная.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Л. И. Савинов

В статье выявляются и анализируются закономерности социальной системы защиты семьи и детства, освещаются методологические и методические аспекты ее возникновения, развития, современного состояния.

В основе понятия «закономерность» лежит понятие «закон», а поскольку предметом нашего внимания являются закономерности социальной системы, то логично обратиться к такому понятию, как «социальные законы». В первом томе Социологической энциклопедии представлено определение понятия «законы социальные» — это «необходимая, объективно существующая связь между социальными явлениями и процессами, проявляющаяся в социальной деятельности людей, ставящих перед собой осознанные цели и задачи. В социологии социальные законы выступают как объективные тенденции, определяющие основные линии развития тех или иных социальных общностей. В отличие от законов динамических, позволяющих точно определить состояние системы в определенные промежутки времени, социальные законы относятся к вероятностным, или статистическим. Они по-разному проявляются в различных исторических ситуациях. При классификации законов их различают по предметной области, по степени общности; а также разделяют на законы функционирования, изменения и развития» [11, с. 317].

Из истории науки хорошо известны имена великих ученых, исследующих те

или иные общественные закономерности и общественные законы. Идея закономерного характера исторических процессов представлена в трудах Аристотеля; французские материалисты (Тверри, Гизо и др.) признавали наличие общественных закономерностей; Ф. Гегель в своих взглядах представлял идеи закономерностей общества в основе развития, внутренних связей истории; К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали законы общества с позиций материалистического понимания истории.

По вопросу о соотношении понятий «законов» и «закономерностей» в истории науки велась и ведется дискуссия. Имеется ряд мнений, в качестве примера приведем одно из них. Современный отечественный философ и социолог П. Д. Павленок отмечает: «...закон предусматривает более жесткие связи между какими-то явлениями (например, кипение воды при определенной температуре и давлении), которые характерны для природных, технических процессов. Закономерностям присущи менее жесткие связи явлений, и они характерны для общественных процессов. Например, закон (закономерность) классовой борьбы, открытый французскими историками и английскими политэкономами в XVIII в., может

© Л. И. Савинов, 2012

проявиться в форме революции, гражданской войны, но не обязательно в таких формах столкновения противоположных классов и социальных групп» [12, с. 15].

Под социальной закономерностью в отмеченной энциклопедии понимается «...объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной системы либо его отдельных подсистем. Обнаружение закономерности (например, статистической) может явиться первым звеном в изучении социальных явлений, но только дальнейшее углубление в сущность явлений и процессов, охватываемых данной закономерностью, может привести к открытию закона. Закономерность, таким образом, выступает эмпирической, конкретно-реальной формой существования социального закона, лежащего в ее основании. В непосредственной действительности, в чувственно данной конкретности социальные законы проявляются лишь в приближении, в тенденции» [11, с. 316].

Отечественный ученый, один из родоначальников логической социологии А. А. Зиновьев, изучая социальные законы, обращает внимание еще на одно понятие, это «закономерные явления». По мнению ученого, «...надо различать законы и следствие действия законов — закономерные явления. Люди, например, давно заметили регулярность смены времени суток и закрепили это знание в суждениях, выражающих уверенность в том, что на смену дня обязательно придет ночь, а на смену ночи — день. Но это не значит, будто они открыли закон природы, вследствие которого происходит смена дня и ночи. Обычно эмпирические законы... и закономерные явления не различают и в качестве суждений законов рассматривают обобщения наблюдаемых фактов, подкрепляемые многократными повторениями и не сталкивающиеся с противоречащими фактами» [3, с. 38 — 39].

Интерпретация социальных закономерностей состоит в том, что они объективны и необходимы именно данной конкретной социальной системе. Следовательно, их нельзя представить в качестве факторов, влияющих на систему извне. Изменения, происходящие в социальных системах, означают, что идет процесс изменения и системы, и закономерностей данной системы. Социальные закономерности не способны существовать независимо от социальных систем, от объектов существования, которым они имманентно присущи.

Наряду с объективностью, характеризующей закономерности, им также присущи повторяемость, универсальность, интеграль-ность, системность, их проявление связано с деятельностью человека, они изменчивы вместе с изменениями самих социальных систем. Гипотетически можно высказать предположение о том, что социальные закономерности являются не только продуктом социальной системы, но и сами социальные системы должны испытывать воздействие соответствующих социальных закономерностей.

Социальные законы имеют силу, если есть соответствующие социальные объекты. Это, по меньшей мере, означает, что реальное и полное проявление закономерностей зависит от степени совершенства структуры социальной системы, от ее эмерджентных свойств, от ее наполнения действиями людей. Изучая закономерности социальной детерминации и основные принципы типоло-гизации социальных систем, Г. В. Осипов логично приходит к выводу: «Приближение целей личности, характера социальных действий индивидов к требованиям социальных законов прямо пропорционально совпадению целей общества и личности и обратно пропорционально степени различия между ними. Таким образом, чтобы способствовать этому приближению, необходимо знать не только формы проявления социальных законов в социальной деятельности людей, но и механизм формирования социальных интересов и отношений личности» [6, с. 166].

Социологи, составляющие программы исследования, направленные на познание социальных закономерностей, оказываются в непростой ситуации, обусловленной спецификой предмета исследования. Специфика определена тем, что социальные законы и закономерности нельзя наблюдать с помощью стандартных социологических методов наблюдения и опроса. В реальности законы действуют как скрытые механизмы явлений и нередко в качестве явных тенденций. Данные механизмы явлений, а также и тенденции в социальных системах проявляются. Следовательно, процесс познания социальных закономерностей, их наличия возможен по их проявлениям, но никаким образом не с помощью непосредственного наблюдения. Для социолога приемлемыми методами изучения социальных закономерностей могут быть логические операции, обобщения фактов, статистический анализ, контент-анализ, сравнения документальных и различных литературных источников.

Результаты познания, поясняющие характер, формы и типы проявления законо-

мерностей, не исчерпывают глубину познания закономерности как таковой. Процесс познания также не может гарантировать весь спектр знаний о приспособлении системы социальной защиты семьи и детства к окружающему миру. Оценка проявления социальной закономерности, качественных и количественных показателей, это не оценка морковки, где все видно через 7 — 8 месяцев. Социальное показывает себя через ряд лет.

На любого человека оказывают влияние закономерности той социальной системы, в которой проходит его жизнедеятельность. В то же время человеку, как правило, предоставляется право выбора своего поведения. Поведение людей по отношению к закономерностям можно изучить по степени совпадения или несовпадения и по их знанию или незнанию. В реальном своем поведении человек одни закономерности игнорирует (он их может просто и не знать), другие нарушает, а какие-то он учитывает на тот или иной период времени. В качестве подтверждения неоднозначных отношений человека к законам сошлемся на мнение А. А. Зиновьева. «Объективность социальных законов вовсе не означает, будто люди не могут совершать поступки, не считаясь с ними. Как раз наоборот, люди их обычно вообще не знают и постоянно игнорируют их, поступая так, как будто никаких таких законов нет. Но люди столь же часто игнорируют законы природы, отчего последние не перестают существовать»

[3, с. 41].

Методологические вопросы изучения проявления закономерностей обусловлены наряду с привязанностью их к анализу определенной социальной системы и с применением адекватных методов исследования, также и с уточнением вопроса, о каком количестве закономерностей должна идти речь. Открытие новых закономерностей в социальных системах зависит от научно-практических потребностей, от способов их открытия исследователями, от уровня совершенства и степени адекватности применяемых методик исследования, однако невозможно представить, чтобы число законов возможно было бы ограничить логически. Вопрос о количестве закономерностей связан с вопросом о их многообразии,

с вопросом о типологизации закономерностей, со структурой системы и уровнем ее развития, со степенью профессионализма ученых.

В период господства идеологии марксизма-ленинизма в СССР выделялся всеобщий закон народонаселения — это закон развития народонаселения1 Все законы народонаселения подразделялись на две группы в зависимости от исторических границ их действия на общие и на специальные. К. Маркс отмечал, что «...всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особен-

ные, имеющие историческии характер законы народонаселения» [5, с. 646]. В демографии в тот же исторический период отечественные ученые отмечали 3 основные группы законов: 1) законы социального движения населения; 2) законы пространственного движения населения; 3) законы естественного движения населения. Среди законов народонаселения выделялись демографические и социологические законы.

Современной системы социальной защиты семьи и детства, имеющейся в России, естественно в условиях СССР быть не могло. Однако это не означает, что семья, детство и материнство не имели помощи со стороны власти и самого общества в целом. Защита и поддержка семьи и детства существовала, но это все происходило в рамках другой социальной системы, которая отсутствует сегодня в современной России.

Специфика социальной системы защиты семьи и детства состоит в том, что она складывается на базе конкретной социальной общности. Существует сложная иерархия социальных систем, качественно различающихся между собой. Социальная система защиты семьи и детства взаимодействует с системами как более общего порядка (общество, экономическая, политическая, идеологическая), так и системами менее общего порядка, например, с семьей. Структура социальной системы защиты семьи и детства как функциональное единство совокупности элементов зависит от взаимодействия с системами любого порядка, а также и от взаимодействия элементов, входящих в систему. Для предмета нашего научного интереса основополагающее значение имеет отношение к понятию «зависимость» широко изве-

1 «Содержание всеобщего закона народонаселения сводится к следующему: развитие народонаселения есть поступательный, от одной общественной формации к другой, процесс развития основной производительной силы общества, т. е. процесс увеличения, усложнения и возвышения способностей и потребностей населения, обусловленный развитием способа производства и выражающийся в изменении различных демографических структур» [8, с. 86].

стного польского социолога Яна Щепань-ского. «Понятие зависимости играет в социологии важную роль в том отношении, что анализ зависимости — это основа установления законов» [14, с. 94].

Фактор зависимости далеко не единственный, на который необходимо обратить внимание при исследовании проявления закономерностей в социальной системе защиты семьи и детства. В данной статье мы уже отмечали, что деятельность закономерностей можно изучать при рассмотрении тенденций, характерных для социальных систем. Закономерности, присущие социальной системе защиты семьи и детства, имеют возможность для своего проявления и в следующих характеристиках данной системы — это право, экономика, мораль, религия, социализация, отношения между полами, а также в неожиданных следствиях, возникших в результате запланированных или реализуемых действий государства, направленных на поддержку семьи, детства и материнства. Понятно, что предлагаемый перечень характеристик, которые указывают на многообразие и сложность системы социальной защиты семьи и детства, не может быть полным, тем более окончательным.

9

Проявление социальных закономерностей изучается особым набором научных методов, о которых мы уже упоминали, а также всесторонним анализом самой системы социальной защиты семьи и детства. Мы не представляем здесь детального анализа самой системы социальной защиты семьи и детства, однако считаем нашей необходимостью отметить те изменения, которые могут быть полезными посредством указания на место или роль проявления закономерностей.

Во-первых, по мнению Николаса Лума-на, теория систем должна отказаться от одной из своих любимых идей — от того, чтобы из казуальных отношений между системой и окружающим миром заключать о приспособлении системы к ее окружающему миру. Замкнутые системы до определенной степени сами порождают свои степени свободы. Им представлен вывод, что «...совокупный эффект состоит не в приспособлении, а в усилении отклоняющихся форм» [4, с. 143]. В качестве аргументации приве-

дем пример, который характеризует государство как инструмент патриархата с соответствующим проявлением социальных закономерностей. При современных масштабах распространения демократии, гуманности, равенства прав и т. д., казалось бы, вопросы равенства полов, что составляет один из элементов системы защиты семьи, будут решаться по ценностям цивилизованного общества. Однако, когда государство продолжает базироваться на скрытых посылках маскулинной власти, женщины не в состоянии преодолеть свою подчиненность с помощью государственных организаций.

Во-вторых, известно, что большинство систем не способны покрыть поле совокупной соответствующей практики. Поддержка и помощь семье и детям может происходить и вне соответствующей социальной системы. Не исключено, что и в данном варианте опыта могут проявляться закономерности, они также будут социальными.

В-третьих, классическая социология изучает социальные системы, которые берутся в определенный период статичными. Нельзя не согласиться с точкой зрения Алена Турена, что от идеи неподвижного общества жестоко пострадали научные исследования [13, с. 27]. Й дело-то не только в том, что изменяются социальные системы, динамизм, несомненно, присущ и проявлениям, указывающим на присутствие закономерностей.

В-четвертых, возникают новые трудности в объективном исследовании проявления закономерностей в условиях воспроизводства системой самой себя^ (воспроизводство — это свойство присуще любым системам) и в то же время система как в правовом, так и в практическом плане занимается воспроизводством неравенства и привилегий. Тогда возникает вопрос из области логики: в процессе воспроизводства системой социального неравенства имеют ли место быть социальные закономерности?

Что касается эмпирического подтверждения проявления закономерностей системы социальной защиты семьи и детства, то логично вернуться к характеристикам данной системы:

1. На основе характеристики зависимости в системе социальной защиты семьи и детства можно видеть целый набор зако-

2 Концепция «гомеостатических механизмов», существующих в семьях для сохранения равновесия, получила клиническое и экспериментальное подтверждение. Семья также воспроизводит некоторые функции других членов для защиты «баланса» семьи как единого целого [2, с. 31—33]. Еще одним из примеров, на наш взгляд, воспроизводства семьи как системы является социальная закономерность, когда в неполной семье мать берет на себя и материнские, и отцовские функции.

номерностей. Например, имеется группа закономерностей, которые начинают проявляться на основе биологических данных членов семьи. Причем биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок социального поведения. Данная зависимость заметна в таких закономерностях, как: рост численности населения, возраст вступления в брак, рождение первенца, пол ребенка, жизненные циклы семьи и т. д. В процессе проявления закономерности ее биологическая и социальная составляющие являются органично едиными. В качестве примера приведем слова из народной песни «Батюшка с матушкой неправдою живут, младшую сестрицу вперед замуж отдают». Еще одним примером проявления биологической закономерности и ее связи с социальными ценностями служит зависимость судьбы многих царей от наличия у них детей мужского пола.

На наш взгляд, методологические вопросы о познании состояния и сущности закономерностей следует отличать от вопроса об их происхождении. Истоки биологического и социального поведения людей расположены в биологической и социокультурной матрице человека. Законы природы не меняются, но меняется сама природа. Например, для осуществления закона природы — воспроизводства себе подобных — создатель подарил кукушке ум, чтобы компенсировать отсутствие материнской привязанности. Социокультурные матрицы менее надежны; они более изменчивы по сравнению с биологическими, где тоже происходят процессы мутации и адаптации.

В культуре русского народа в течение жизнедеятельности 4 — 5 последних поколений исчезла социальная закономерность по защите детей-сирот в общине, суть которой выражена в поговорке: «Кормится сирота — растет для общины работник». «Сын полка» в качестве исторического примера, вероятно, был одним из последних осколков общинных закономерностей. Государство, «вытравливая» общинный дух из социокультуры, ослабляя институт семьи, беря на себя задачу родительских функций, вторгается в природу социокультурной матрицы человека.

Противоречия между структурами государства и семьи и системный кризис, свойственный современной России, способствовали негативному проявлению одной из основных социально значимых закономерностей — это воспроизводство населения. Закон воспроизводства себе подобных среди русского народа реализуется неудовлет-

ворительно, силы народа надорваны, начиная с 1992 г. идет процесс депопуляции. Закономерности системы на основе зависимости многократно представлены у Б. Рассела в его книге «Брак и мораль» [7]. Автор не один раз напоминает, что само существование рода человеческого зависит от того, насколько глубоко чувство любви, соединяющее духовно и телесно мужчину и женщину. Зависит оно также от того, насколько серьезно они осознают свою ответственность, беря на себя заботы о воспитании своих детей.

Социальные закономерности семьи многолики, этому имеются подтверждения из сферы морали. Отечественный этик А. П. Скрипник, исследуя историю и природу морального зла, поясняя его основания и истоки, приходит к размышлениям, имеющим прямое отношение к нашей теме. Он отмечает, что «...существует определенная зависимость между материальной обеспеченностью родителей и сложностями в воспитании детей: чем трудолюбивее и способнее родители, тем менее обязателен труд для детей» [9, с. 344]. Пониженная ценность трудолюбия является одним из источников распространения иждивенчества. С данным явлением хорошо знакомы социальные работники.

2. Также могут быть многочисленными закономерности, проявление которых наблюдается в разных тенденциях, свойственных анализируемой социальной системе. Среди причин смертности в мире на втором месте стоят новообразования, а в России — несчастные случаи, отравления и травмы (на первом месте и в мире, и в России — болезни системы кровообращения). Смертность от убийств, самоубийств, отравления алкоголем и травм носит ярко выраженную социальную окраску и является закономерностью прогрессирующего неблагополучия в обществе.

В общей эволюционной тенденции развития семьи явно проявляют себя следующие закономерности: «упадок власти отцов»; в случае конфликта между супругами вступает в силу этический принцип, согласно которому интересы детей надо поставить выше права на любовь. С данным принципом система социальной защиты семьи и детства встречается регулярно.

Социальный институт семьи не остался вне тенденции, связанной с усилением межинституциональных отношений; широко известно о вмешательстве в институт семьи таких институтов, как государство, религия и наука. В процессе данных отно-

ВЕСТНИК Мордовского университета |2012 | № 1

#

шений формируются и проявляются новые социальные закономерности, для которых в прошлые исторические времена не было оснований. Например, Бертран Рассел указывает на закономерность, которая институту семьи приносит серьезный вред, так как, по его мнению, «...узурпации государством отцовских прав не видно конца» [7, с. 165].

Общечеловеческие закономерности конкретизируются в более четко проявляемые закономерности, так большее равенство заставляет более глубоко и остро осознавать существующее неравенство, которое не только не исчезает из социокультуры, но становится еще более заметным и разнородным. Например, против равноправия женщин мужская, субкультура использует, проверенные историей эффективные социальные закономерности, на которые указывает немецкий социолог Бек. «С точки зрения мужчин, все это отнюдь не ущемление прав женщин, а неизбежная закономерность... Превращение женского вопроса в вопрос детский — самый прочный бастион против равноправия женщин» [1, с. 155]. Действует испытанная веками технология: «...где грозит равноправие, зови на помощь природу». Из способности женщины к деторождению с необходимостью следует ее ответственность за детей, семью, домашний быт и т. д.

Проблема исследования проявления закономерностей существенным образом пополняется, когда наука касается моральных норм отношений между членами семьи, между семьей и государством. Отношение населения России к материнскому капиталу как к'несомненно одному из наиболее значимых видов материальной помощи семье и сегодня неоднозначно. Этическо-экономические дилеммы в социокультуре («детей нельзя рожать за деньги») не способны иметь одного ответа.

4. Данный вывод косвенным образом находит подтверждение и в собственно правовой сфере защиты семьи и детства. Члены семьи, с одной стороны, находятся под защитой государственного права, но с другой стороны, индивидуальное право (возрастное, половое, экономическое, отцовское, материнское) также функционирует внутри семьи. Данную социальную закономерность можно представить в качестве известного выражения: «публичное право приходит и уходит, а частное право остается». В современном мире происходят очень быстрые изменения. «В современной культуре „вседозволенность", когда спутались понятия законный брак с сожительством, отец в России может показаться своей дочери тираном

с феодальными замыслами, если присоединится к словам другого отца, жителя Троб-риандских островов, который говорит юноше, ставшем любовником его дочери: „Ты спишь с моей дочкой. Хорошо. Но теперь ты должен жениться на ней"» [7, с. 137]. В системе социальной защиты семьи и детства проявляются и такие закономерности, которые законом сложно объяснить. К ним мы относим устоявшуюся в нашем обществе закономерность, по которой закон усыновления является сложнее закона отказниче-ства.

Оценку влияния управленческих решений на закономерности можно видеть на

жизнедеятельности новых поколений. Лишь

«

с появлением новых поколений можно говорить об уровне совершенствования системы социальной защиты семьи, материнства и детства. И в то же время напряжение между системой и ее закономерностями, с одной стороны, и реальным миром — с другой, не может быть снято. В условиях мало-детности и бездетности, в условиях широкого распространения социальных аномалий (пьянство, насилие, наркомания, преступность) сложно ожидать, чтобы система социальной защиты семьи и детства была созидательной. Если в нашем обществе уделяется определенное внимание экономической стороне жизнедеятельности семьи, то внутренний мир семьи, имеющий сущностные общечеловеческие силы, просто забывается. Вся история людей свидетельствует о том, что основным защитником детей является мать. Мать для ребенка ассоциируется с пищей, безопасностью и любовью. Любовь как одна из созидательных сил, объединяющих людей, наполнена социальными закономерностями, проявляющимися в творчестве и в возвышении человеческих отношений, а также и в прощении нашего многообразного эгоизма и многоликой девиации. Особым защитником для младшего был старший брат. Семья с единственным ребенком, тем более неполная семья, — это системы малоустойчивые; «...неродившийся младший мог бы, появись он на свет, преподать старшему такие уроки, какие .не в состоянии преподать никакой учитель» [10, с. 39]. Если в социокультуре функция защитника детей во многом природой отдана женщине-матери, то защитником женщин и самой семьи та же природа в совокупности с социокультурой назначила мужчину. Это все так, однако, не следует забывать, что семья такова, каково общество. Поэтому корни закономерностей системы социальной защиты семьи и детства расположены в обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек ; пер. с нем. — М. : Прогресс-традиция. — 2000. — 384 с.

2. Барнз Д. Г. Социальная работа с семьями в Англии / Д. Г. Барнз. — М. : Центр общечело-веч. ценностей, 1993. — 170 с.

3. Зиновьев А. А. Логическая социология / А. А. Зиновьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Моск. туманит, ун-т, 2003. — 400 с.

4. Луман Н. Общество как социальная система / Н. Луман. — М. : Логос, 2004. — 232 с.

5. Маркс К. Сочинения : в 23 т. Т. 1 : Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Гос. изд-во полит, лит., 1960. — 907 с.

6. Осипов Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика / Г. В. Осипов. — М. : Норма, 2000. - 543 с.

7. Рассел Б. Брак и мораль / Б. Рассел. — М. : Крафт+, 2004. — 272 с.

8. Система знаний о народонаселении / под ред. Д. И. Валентея. — М. : Статистика,

1976. - 368 с.

9. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. — М. : Политиздат, 1992. — 351 с.

10. Сови А. Общая теория населения : в 2 т. / А. Сови. — М. : Прогресс, 1977. — Т. 2. —

519 с.

«

11. Социологическая энциклопедия : в 2 т. / Нац. обществ.-науч. фонд ; рук. проекта Г. Ю. Семигин, гл. ред. В. Н. Иванов. — М. : Мысль, 2003. — Т. 1. — 694 с.

12. Социология : учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Маркетинг, 2002. — 1036 с.

13. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / А. Турен. — М. : Науч. мир, 1998. - 204 с,

14. КЦепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. —1 М. : Прогресс,

1969. - 240 с.

Поступила 28.11.11.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

щ

Л. И. Савинов, Е. Н. Коломасова

В статье анализируются современные тенденции изменения института семьи, раскрывается ее роль ¡з жизни современного человека, выявляются ее проблемы и причины их возникновения, даются теоретические и практические ответы относительно путей их решения.

Семья и общество на протяжении многих веков остаются в неразрывной взаимосвязи. Общеизвестен ряд высказываний, подтверждающих данную взаимосвязь, — каково общество, такова и семья, семья — это ячейка общества, общество — семья семьи. Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных

отношений. А через семейно-родственные отношения люди воспринимают социальный опыт, традиции и обычаи; т. е. реализуется закон преемственности и сохранения постоянства в культуре.

Семья, являясь социальным институтом и малой социально-психологической группой, незаменима для естественного и гармо-

© Л, И. Савинов, Е. Н. Коломасова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.