Научная статья на тему 'Социология родительства'

Социология родительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2985
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология родительства»

Социальная работа, система социальной

защиты и благотворительность

социология родительства

Л. И. Савинов, доктор социологических наук

Семья как социальный институт, малая социально-психологическая группа, живой социальный организм богата самыми разными, взаимосвязанными между собой, отношениями. Наиболее сложными из них являются отношения родства, базирующейся на родительстве. Родители — как для семьи, так и для социо-культуры в целом — немыслимы вне отрыва ролей отца и матери. Родительство в целом, его роли и функции немыслимы без детей.

В социологии и демографии родители — категория семейного состояния, указывающая на родственные отношения членов семьи и их детей. Родителями принято считать отца и мать (по прямой линии) своих детей. Правовым основанием для категории «родители» является происхождение детей (кровное родство), подтвержденное в установленном законом порядке. В нашей стране для этого необходимы документы, удостоверяющие запись о рождении. Российское законодательство наделяет родителей различными правами и обязанностями (право и обязанность на воспитание ребенка, причем мать и отец имеют равные права и несут равные обязанности в отношении детей). Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

В то же время родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют родительскими правами. Имеется и конституционная обязанность детей — заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Следовательно, под категорией «родительство» принято понимать социально узаконенную связь, традиционно закрепленные социокультурные отношения между родителями (которыми являются отец и мать или кто-либо один из них) и детьми. Данные отношения и связи основаны на кровных семейно-брачных узах или могут быть установлены в результате усыновления (удочерения).

Для социологов крайне важно, что биологические родители и их дети являются универсальной основой, фундаментом семьи как социального института, малой группы или социального организма. Естественно, семья не может быть ограничена только характеристиками родительства и вытекающими из нее социальными ролями. Есть множество других характеристик семьи; одни из них должны предшествовать родительству, например супружество, другие после принятия «данного родительства» существенным образом расширяют свою структуру и свои функции, например родство.

В подавляющем большинстве случаев родителями становятся супруги, где женщина (супруга) рожает ребенка (становится матерью), а мужчина (ее муж) становится отцом. Происходит данное обогащение ролей супружества ролями родительства, как правило, в нормальных семьях, где муж и жена является биологическими родителями своего ребенка. Т. А. Гурко предлагает семьи, где ребенок воспитывается обоими супругами, состоящими в первом браке, и у таких супругов нет помимо данного ребенка других родительских обязательств называться первобрачными семьями (intact families) [3].

Как и любые другие социальные явления, родительство кроме социально-нормативного,

© J1. И. Савинов, 2007

естественно-биологического основания имеет и другие, где понятие «родители» также используется. Социология семьи уже адаптировалась к разнообразным типам семьи с одним родителем. Внебрачная рождаемость, разводы, вдовство в современной социокультуре служат весьма распространенным основанием для роста числа семей с одним родителем.

Следующим основанием для родительства могут быть сводные семьи, где жена или муж (или каждый из них) до заключения брака уже имели одного или нескольких детей. Причем типология сводных семей по структурным составляющим неоднородна. Например, ребенок из сводной семьи может- иметь биологически родную мать или биологически родного отца; в то же время другой родитель приходится ему мачехой или отчимом. Случается, что вступают в брак супруги, уже имеющие детей; здесь у каждого ребенка один из родителей будет биологически родным, а другой — неродным. В реальной жизни встречаются и другие структурообразующие варианты сводных семей.

Как в России, так и во многих других странах в последние годы увеличивалось число родителей, не имеющих родных детей, однако посредством процессов усыновления или удочерения они становятся родителями.

Существуют и другие жизненные ситуации, так или иначе связанные с понятием «родители». Однако во всех данных типах есть общее основание — дети. В любом случае родителем можно стать только тогда, когда мужчина и женщина или кто-то из них обладает биологической, узаконенной или традиционно социально принятой связью с ребенком. Наличие ребенка, отношения с ним — основной отличительный признак ролей родителей и супругов.

В научной литературе родительство как предмет исследования, вероятно, педагоги изучали больше, чем социологи, и это вполне понятно, так как родители — это первые воспитатели, первые учителя ребенка. Уделяли также внимание разным вопросам, связанным с родительством, и другие науки: психология, медицина, юриспруденция.

Социальные роли отца, матери, сына, дочери относятся в социологии к институционализированным. Кроме того, имеются конвенциональные социальные роли, которые принимаются по соглашению, и индивид может или

принять их, или отказаться от них. Можно предложить рассматривать родительские соци- , альные роли отца и матери в качестве .функций социального статуса мужчины (мужа) и женщины (жены) в условиях семьи как малой социально-психологической группы. Поведение отца и матери в культуре является ожидаемым — это определенный вид деятельности, наполненный набором социально-значимых норм.

Семья старается демонстрировать ожидаемые, устойчивые образцы поведения. Родительские социальные роли детерминированы не только чувствами, эмоциями и отношениями, но и другими социальными институтами (культурой, государством, поселенческим сообществом, религией). Таким образом, с одной стороны родительство зависит от внутренних семейных факторов, а с другой — оно предопределено и внешними предпосылками.

Хорошо известно, что роли отца и матери весьма различны и разнообразны в зависимости от формы и содержания брачно-семейных отношений (многоженство, многомужество, нуклеарная семья, многодетная семья, неполная семья, приемная семья и т. д.). Не менее известно и различие между родительскими ролями (отца и матери) в православных и мусульманских семьях, в сельских и городских семьях, в семьях Англии и Японии и т. д.

Аспекты самых разнообразных ожиданий родительского поведения не устраняют возможности и необходимости через свою деятельность достичь одних и тех же целей. Китайский мудрец Конфуций видел в семье естественный способ самореализации личности. Он считал семью, семейный быт началом всех добродетелей. По его мнению, управление государством можно доверить только тому, кто умеет управлять собственным домом. Цель — максимальное раскрытие человека для семьи, вероятно, не только одна из важнейших, но и одна из самых сложных. Родители сознательно стремятся к гармоничному развитию своих детей, всем хорошо известна физическая связь между родителями и детьми. Родители, желают того или нет, передают своим детям свой телесный организм со всеми его положительными и отрицательными качествами. Здоровое поколение передаст сильный и здоровый организм, слабое — слабый. Поэтому наиважнейшая ответственность родителей перед детьми

есть ответственность физическая. Размножать слабых и больных потомков ни в одной из мировых культур не считалось заслугой родителей. Отсюда одна из целей родителей — родить и вырастить крепкого и здорового ребенка. Наряду с заботой о здоровье ребенка родители также постоянно должны быть ответственными за его духовное развитие. Постоянное совершенствование и возрастание у ребенка духовной энергии, самодеятельности, воли, стойкости, чистых моральных помыслов является благородной целью родительских забот. Гармонично развитым ребенку невозможно стать, если родители не будут усваивать

двух отцов (биологических родителей и усыновивших).

Семейная жизнь иногда заменялась общественными формами существования. Энтони Гидденс приводит пример Общины Онейда из Новой Англии (США), существовавшей в середине XIX в. Каждый мужчина общины был женат на каждой из женщин, и все они считались родителями всех детей коммуны. Коммуна просуществовала около 30 лет, достигла численности 300 человек и распалась [2]. Более известны в наше время израильские кибу-цы — сообщества семей и индивидов, совместно воспитывающих детей. Здесь забота о детях воспринимается как дело всей об-

вместе с ним достижения современной культуры. У семьи есть уникальные возможности привить ребенку чувство любви, свободы, уважения, долга, стремление к творчеству и познанию.

Родительство богато реальными примерами, свидетельствующими о взаимосвязи биологического и социального. Мы уже отмечали высокую значимость родительского альтруизма в становлении человечества, однако, как и многое другое социально значимое явление, его нельзя абсолютизировать. Случаи, когда женщина-мать, идеализируя свое дитя, свою заботу о нем и ответственность за него, не предоставляет возможности ребенку самостоятельно развиваться и осваивать мир, не так уж редки.

Биологические характеристики присутствуют и в таком социологическом понятии, как типология родительства.

Базовым типом родительства служит ядро семьи, где под понятием «родители» подразу- ставших отцом и матерью, поскольку у них

есть их родное дитя, не является единственной. «Оказавшись перед выбором из двух крайностей — семья или несемья, — все большее число людей теперь "выбирает" третий путь: противоречивую, плюралистическую суммарную биографию на переломе. Этот биографический плюрализм жизненных форм, то есть

щины, а не отдельной семьи.

Встречаются случаи, когда гомосексуальные семьи имеют на попечении детей. Социальная жизнь здесь еще раз указывает на черту разнообразия, так как непросто разобраться, кто является «папой», а кто «мамой».

Наука вносит свой вклад в типологию родительства с помощью метода искусственного осеменения. Биологический «отец» неизвестен, а разнообразие черт родительства зависит от семейного положения женщины (одинокая; замужем, но своих детей нет; женщина в качестве одного из супругов гомосексуальной семьи и т. д.). Донорское материнство служит еще одной основой для разнообразных типов родительства.

Представленная нами типология указывает, что сегодня базовый тип родительства как форма совместной жизни законных супругов,

мевается отец и мать как единое целое.

Вторым типом родительства являются результаты распада ядра семьи (родители как нечто целое) на составные части материнства и отцовства. Здесь налицо биологический фактор.

Сводная семья — еще один тип родительства. Это семья, в которой хотя бы один из взрослых не является биологическим родителем (хотя бы у одного из родителей имеются дети от предыдущих браков).

Еще один тип родительства — практика усыновления. Здесь лица, не являющиеся биологическими родителями, публично, на определенных законом правах и обязанностях по отношению к детям, заявляют об установлении

смена семей, соединенная и прерываемая другими формами совместной или одинокой жизни, становится (парадоксальной) "нормой" общности и противостояния мужчин и женщин в условиях индивидуализации» [1, с. 173]. Индивидуализация, одиночество в семье, эгоизм внутри семейного организма, самостоятельность в малой социально-психологической родства с ребенком. Нередко получается так, группе, которой является семья, сегодня как

что усыновленные дети имеют двух матерей и для науки, так и для реальной жизни

при

вычные явления. С одной стороны, распад ядра семьи (родительства) теоретически объясняется: «от однородного к разнородному» (Г. Спенсер), «разрыв корней» (М. Хайдег-гер), «расширяя бытие, теряем сущность» (К. Ясперс). В этом направлении родитель-ство распадается не только на материнство и отцовство — распадаются, разветвляются и делятся на разные типы, формы и сочетания уже сами по себе материнство и отцовство, появляются новые основания для родительства. Непроста роль ребенка: он не выбирает родителей, его положение не завершается формой совместной жизни только с одним родителем или совместным проживанием с чужими по крови взрослыми людьми, являющимися официально его родителями. Все более редкими становятся ранее органические связи семьи и индивидуальных биографий, в которых ребенок был не только естественным украшением на фото «пожизненной единой семьи», но и ее «доказательством», «преемником». У ребенка гораздо меньше возможностей по сравнению со взрослыми людьми, заинтересованными в роли быть его родителями, стать, как и они, самостоятельным. Ему одному крайне тяжело выполнять возложенную на него общемировым опытом и общемировой социокульту-рой миссию связующей нити межпоколенных

для жизнедеятельности родителей, формируют правила игры и в фамилистической культуре принимают облик индивидуального.

В культуре распада на детей возложена обязанность исполнять роли точек отсчета; в условиях, где все быстро меняется и господствует неуверенность, дети — постоянные и незаменимые социокультурные ценности. «Ребенок становится последней, нерасторжимой, незаменимой первичной связью. Партнеры приходят и уходят. Ребенок остается» [1, с. 177]. Поэтому нельзя не отметить другую сторону векового конфликта между мужчиной и женщиной; между общественной организацией жизни, каковой является семья, и личной самостоятельностью, тяготеющей к индивидуализации; между родителями и детьми. Третья сторона — это положение и судьба самого ребенка. Ожесточенная борьба за детей до развода, во время развода и после него; нарастающее стремление супругов, которым природа не предоставила подобную возможность, обзавестись чужим ребенком. В условиях низкой рождаемости единственные дети становятся редкой ценностью, но, как и все редкое, значимость и ценность ребенка существенно возрастают сегодня. Несомненно, дети облада-

О

ют и другими существенными для родителем качествами. Дети всегда спасали от одиноче-

отношений, являться точкой отсчета родства и ства, наличие ребенка

сдерживающий фак-

родительства.

С другой стороны, ребенок по многим основаниям становится помехой для распада брач-

U

но-семеиных отношении, для многоликости института родительства. Дети всегда были скрепляющей, объединяющей людей потребностью и ценностью. Общепринято считать, что дети — цветы жизни, но чтобы эти цветы росли и распускались, родители должны вкладывать в них чувства, эмоции, надежды, планы, труд, время и деньги. Ребенок в той или иной степени сковывает свободу действий своих родителей: с ним приходится считаться.

Традиционное единство семьи, родительства и детства распадается. Родители, а дети тем более, далеко не всегда понимают, что основные удары наносит рыночная система. Многие родители укоряют себя в том, что они не сумели приспособиться, остановить процессы расщепления, бросили детей на произвол судьбы. Несомненно, вину со многих из них снять нельзя, однако внешние силы создают условия

тор ухода мужчины из семьи или прекращения отношений с женщиной. Рождение ребенка — реальный, бесспорный факт признания ближайшим окружением, родственниками родителей как мужской, так женской дееспособности. Реализация мужской и женской части воспроизводства поколения всегда почиталась в культуре, высоко ценилась как в макро-, так и в микросреде человеческих сообществ, и ей принадлежит основа процесса становления и реализации личностных способностей.

Все указанные ценности детства обладают интегральными качествами разного уровня и относятся к анахроничному социальному опыту вне которого немыслимы родительство, семья и культура в целом. Современное российское общество предпринимает масштабные попытки привить «новые» традиции отношения к детям. Наиболее известные подобные явления — социальное сиротство, детская проституция и рост преступности среди несовершеннолетних.

В обществе, где происходит одновременно не только переоценка существовавшей системы ценностей, но и отсутствует основа для оценочных суждений, дети и родители имеющиеся противоречия (еще раз отметим, что в большинстве своем противоречия и условия для них создает само общество) разрешают

В процессе воспроизводства института ро-дительства современные родители сталкиваются с рядом новых проблем. Например, снижение рождаемости порождает ряд сложных проблем, в том числе и для родительства, так как ослабляет систему социальной сплоченности через сужения родственных связей. Фран-

по-своему. Родители зачастую не только не цузский демограф А. Сови, рассуждая о поло-занимаются воспитанием детей, но и нередко используют их в корыстных интересах. А дети, лишенные родительской любви и заботы, не

жении единственных детей в семье, отмечает, что «колоссальной инвестицией в область воспитания и обучения, инвестицией, ничего не имея своей точки отсчета, как в семье, так и в стоившей обществу в целом, явилось простое школе, мечущиеся в поисках рангового порядка своего поведения, становятся сиротами, преступниками, наркоманами.

В истории человечества родители и дети связаны взаимными моральными обязательствами на протяжении всей жизни. Более

О

того, когда родителей уже нет в живых, дети памятью о них, своим отношением и действиями способствуют тому, что социально-психологическая жизнь родителей продолжается. Цепь взаимосвязи и взаимных обязательств внутри семьи никогда не рвется. Люди давно поняли, что семья как целое, как система обладает огромным духовным потенциалом, и в первую очередь проблема содержания нетрудоспособных (детей, пожилых, инвалидов и больных) вполне достойным образом решалась в семье с использованием духовного ресурса межпоколенческой преемственности. Все великие общества, как в прошлом, так и сегодня, подтверждают исключительную роль семьи и родительства в деле влияния на социальный порядок.

Родительство как социальный институт немыслимо ограничить конкретными родителями одного поколения. Жизнь продолжается и по линии родительства; родители, воспитывая своих детей, одновременно готовят и будущих родителей. Любая материя, любой социальный институт обладают свойством самоорганизации. Следовательно, родители, начиная от самых молодых мам и пап и до «освобожденных» родителей0, которым нужно готовиться к

соревнование между братьями и сестрами в рамках самой семьи. Буржуа, отказавшийся иметь второго ребенка, чтобы оплачивать наставника своего первенца, не подумал о том, что этот неродившийся младший мог бы, появись он на свет, преподать старшему такие уроки, какие не в состоянии преподать никакой учитель» [6].

Явный отказ российского общества воспроизводить себя приведет к таким последствиям, о которых досконально сегодня знать невозможно, однако широкое распространение бездетных семей (супруги по разным причинам не являются родителями), одиноких родителей, родителей-заместителей биологических родителей и других альтернативных форм по отношению к традиционному институту родительства может привести, по мнению Алана Карлсона, к исключению родительства из возможных вариантов выбора [4].

Проблемы родительства, как и более широкие проблемы семьи и общества, не могли не

и

О

о

выполнению новых семейных ролей дедушки и бабушки, непрерывно своими отношениями

сказаться на выполнении родителями ролей отца и матери. Мы уже отмечали, что наряду с другими основаниями родительство имеет и биологическую основу. Невидимые, но крайне важные связи соединяют мать с ребенком. «Преисполненное любви самопожертвование по отношению к ребенку от природы свойственно матери. Оно не может быть прописано врачом или психотерапевтом, однако имеет огромное значение для психического здоровья ребенка» [9]. Требуются большие усилия, чтобы отделить от женщины материнские родительские функции. Роль отца в гораздо боль-

и своей деятельностью воспроизводят соци- шей степени зависит от культуры, обычаев и

альный институт родительства.

традиций, от брачно-семейного законодатель-

0 «Освобожденные родители» — родители (супруги), оставшиеся одни, так как дети уже выросли и живут от них самостоятельно. (См.: От Я до Мы: азбука семейной жизни / сост. С. В. Ковалев. М., 1989. С. 308 - 312).

ства. История богата примерами, где мужчину с большими усилиями заставляют выполнять отцовские обязанности. Роли матери более свойственны черты всеобщности и стабильности. Сошлемся на авторитет Френсиса Фукуя-ма, соглашавшегося с другими исследователями, показывающими, что мать и младенец спонтанно обмениваются информацией и взаимодействуют разнообразными способами, которые регулируются скорее генетическими, нежели культурными традициями... Роль мужчины в воспитании детей более проблематична [7, с. 137]. Мать примерно до того времени, пока ребенку не исполнится год, в качестве субъекта отдельна от ребенка, но неотделима от него. Пик стадии «двуединства мать — ребенок» приходится на 4 — 5-й месяцы жизни младенца2*.

Рассуждая о биологических основаниях рождения, естественно, нельзя сбрасывать совершенно характеристики отца. Состояние здоровья супругов, их возраст, пагубные привычки и многие другие свойства оказывают прямое влияние на здоровье младенца. Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр отмечал, что «характер, т. е. воля наследуется человеком от отца, а интеллект — от матери» [8].

Истоки специфики родительских ролей материнства и отцовства (при общепринятом мнении о невозможности отрицать их природные различия) необходимо искать в социальных началах. В социологии семьи принято считать, что профессиональная занятость именно отца-мужчины во многом предопределяет социальный статус семьи в целом. Мужчина представляет семью в обществе; женщину-мать воспринимают как представителя семьи. Даже если она работает на производстве и имеет заработок, в обществе не принято считать ее независимым от семьи, от мужа человеком. Данная социокультурная установка, несомненно, влияет и на институт родительства. Первая обязанность отца в семье — обеспечивать семью средствами. Данный фактор наряду с тем, что мужчина «свободнее» и ближе к обществу, создает серьезные предпосылки воспитания у детей потребности быть незави-

симым и воспринимать мир реально. Отца в отличие от матери дитя уже с момента формирования самых первых впечатлений воспринимает как отдельного от себя человека. По социальному предписанию, женщина в отличие от мужчины должна обретать первичную идентичность в семье. Естественно, женская идентификация преимущественно родительская, в то время как мужская — преимущественно гендерно-ролевая.

Родители — первые образцы для восприятия отцовства и материнства. Тот факт, что роль отца в гораздо большей степени задается социально по сравнению с ролью матери, адекватным образом воспринимается и подрастающим поколением. Родительские роли различны в разных обществах, и это также видят дети. Доминант социальности в восприятии родительской роли отца в семье является ведущим и развивается у мальчика с помощью идентификации с распространенными культурными стереотипами (мужественность, мужчина, отец) в условиях отсутствия отца в семье.

Акцентируя внимание на определяющей основе социальности отцовства, мы не склонны приуменьшать значимость данного фактора для материнства. Интересно проследить эволюционные трансформации института родительства, ролей отца и матери в межпоколенных отношениях, на разных этапах семейной жизни, а также когда родителями становятся представители разных фамилистических субкультур. При сравнении материнства и отцовства в области социологии семьи можно выделить ряд наиболее часто встречающихся предметов исследования. Развитие общества содействовало отлучке мужчин из дома, из семьи. Данный факт наряду с техническими прогрессом способствовал закреплению точки зрения о том, что мир осваивают и развивают мужчины. Роль отца как посредника между обществом и семьей была освещена его востребованностью в деле «освоения и развития мира».

Чувство отцовства как в культуре в целом, так и в конкретной семье возникает после уже явно принятого и реально проявляемого чувства материнства. Этнографическая и со-

2) При рождении младенец не различает субъект себя и объект другого... Младенец переживает себя как продолжение мира и как слитого с ним вообщеэто свойство самого раннего периода жизни называют период первичной идентификации... В этот период младенец «когнитивно нарциссичен; его переживания «Я» является переживанием всего и вся в мире. (См.: Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера. М., 2006. С. 76)

циологическая литература характеризует «от-

О

цовскии дар» как явление, умеренно распространенное. Мужчина становится супругом и родителем-отцом в первую очередь не из-за своего желания иметь детей, а из-за явного стремления к монопольному обладанию любимой женщиной.

В современном мире укрепляется понимание высокой профессиональной значимости родительских ролей. Материнство и отцовство все в больших количествах стран становятся в ранг профессий. Это явление в социо-культуре ново и не имеет однозначной оценки. Во-первых, сегодня практически во всем мире государственное законодательство вмешивается в отношения между родителями и детьми, увеличиваются масштабы вмешательства государства в брачно-семейные отношения. Государство вмешивается не только тогда, когда родители плохо воспитывают своих детей, безответственно относятся к их здоровью или даже практически забывают о них, как в случаях социального сиротства. В наше время родители практически лишены самостоятельных прав влияния на детей. Например, если брак не зарегистрирован, отец не имеет прав на своих детей. Культура практически

функции отца относительно института роди-тельства, все в большей и в большей степени

О

становится актуальной для данного социального института. Современное родительство вне законодательства практически немыслимо. По мнению Б. Рассела, поскольку государство берет на себя и биологическую функцию отца, теряется всякий смысл и необходимость присутствия отца ребенка в семье3).

Реальность родительства сегодня такова, что без государственной системы социального обеспечения невозможно представить жизнедеятельность семьи. Но мы очень далеки от мнения, что государственная поддержка и защита семьи, материнства и детства является единственно верным и реально эффективным способом, способствующим росту благополучия семьи, семейному счастью, стабильности брачно-семейных отношений и ожидаемой результативности в деле социализации подрастающего поколения.

Во многих странах, включая Россию, родители верят, что только государство с помощью своей системы социальной защиты избавит родителей от многих проблем. Люди ждут помощи от государства. Однако более внимательное рассмотрение взаимосвязи, с одной адаптировалась к государственным нормам, ре- стороны, институтов семьи и родительства, а с

гулирующим вопросы использования детского труда, введение обязательного образования

О

другой

института государства, показывает,

О

О

о

для детей, поддержку детеи-инвалидов, детей,

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проживающих с одним родителем, или детей, чьи родители лишены родительских прав. История богата примерами вмешательства в институт родительства, когда власть выражала недовольство политическими или религиозными воззрениями родителей. Нередки случаи,

и

когда детей отлучали от родителей.

Тенденция, суть которой состоит в том, что в современной культуре государство берет

что государственная система социальной защиты не решила глубоких социальных проблем семьи и родительства4*

Государство просто приняло на себя роль отца, обеспечивающего безопасность матери и детей и предоставляющего средства на воспитание потомства. Сравнивая взнос в семейный бюджет со стороны «государства всеобщего благосостояния» с результатами «социального урона, связанного с распадом семьи», Ф. Фуку-яма выразил сомнения, что государство явля-

3) Биологическая функция отца как родителя состоит в поддержании жизнедеятельности ребенка до тех пор, пока он не будет способен зарабатывать себе на хлеб (см. подробнее о взаимоотношениях семьи и государства: Рассел Б. Брак и мораль. С. 164 — 173).

4) Более того, можно сделать прямо противоположный вывод, что система государственной социальной помощи является одной из причиной распада семей, а не средством сплоченности. В тех странах, где уровень социального обеспечения семей является высоким, наблюдается также высокий уровень раз-водимости, внебрачной рождаемости. «Наиболее высокий уровень внебрачной рождаемости обнаруживается в эгалитарных скандинавских странах, таких как Швеция и Дания, — в которых свыше 50 % ВВП обращается через государственные институты. Это сравнимо с США, в которых менее чем 30 % ВВП расходуется правительством и которые имеют более высокий уровень неравенства, хотя и более низкий уровень внебрачной рождаемости. Япония и Корея, тратящие относительно небольшой процент бюджета на систему государственной социальной помощи бедным, также отличаются одним из самых низких уровней разводов и внебрачной рождаемости. (См.: Фуку яма Ф. Великий разрыв. С. 96 — 97).

ется адекватным заместителем отцов, так как они не только обеспечивают своих детей ресурсами, но и играют роль в социализации и

воспитании [9, с. 97].

Социальные инновации, вторгшиеся в мно-

говековой социальный опыт, могут дать как положительные, так и отрицательные результаты; важно еще и то, что наши возможности предвидения и прогнозирования последствий использования разнообразных «социальных вакцин» в «тело социокультуры» крайне ограниченны. Современная наука практически ничего пока не способна сказать по ряду противоречий между родительством и государством. Ф. Кафка описывает глубоко историческую, душевную предрасположенность спасительного отцовского счастья — «сидеть возле колыбели своего ребенка напротив мате- как социальный институт, малая социально-ри... теперь дело не в тебе, а ты только этого и хочешь» [5].

деятельности, работающий должен получать зарплату за работу. Под влиянием в первую очередь материальных благ происходит извращение естества. Сегодня медицина, материальные и жилищные приманки и посулы, политика трудозанятости, образование и карьера, социально-психологические климат и риски — основные средства, с помощью которых государство контролирует материнство. По мнению Б. Рассела, «наша цивилизация в том виде, в каком она существует, имеет сильную тенденцию к исчезновению у женщин материнского чувства»б) Социологический

анализ взаимодеиствия семьи и государства, несомненно, один из интереснейших предметов в области социологии семьи. Нельзя не отметить следующее: семья

Мы не в состоянии представить государство в роли отца, сидящего у колыбели своего ребенка. Даже в больном сознании не воз-

психологическая группа и живои социальный организм — явление в истории человечества более древнее по сравнению с государством. Общеизвестно: то, что является более древним, не в состоянии подчиняться (тем более полно-

можно представить, как может сын продол- стью) более ранним организациям. Поскольку

это тем не менее происходит, возможно, разрешение противоречий будет осуществляться по

жить «путь отца-государства», или переживания Гарри Поттера, когда он ощутил, что отец живет в нем5).

История семьи богата и другими многовековыми технологиями, благодаря которым система «личность — семья — общество» является цельной. Для православной культуры родитель-ства отметим основополагающие наставления из Священного Писания: «Родители, не раздражайте чад своих» и «Чти отца и мать свою». Понятно, что и здесь речь идет не о государстве.

Государство «эффективно» заменяет в организме семьи не только отцовские роли и функции, но и «успешно» вторгается в роли матери, где из-за ее естественной близости с ребенком что-то изменить крайне сложно. Политики и управленцы, используя науку, целеустремленно превращают материнство в профессию. Как и в любой другой профессиональной

следующим сценариям.

1. Противоречия будут усиливаться, в результате чего и государство, и семья будут нести тяжелые утраты.

2. Процесс глобализации будет иметь мировые успехи и появятся новые условия для разрешения проблем семьи.

3. Культура на время отдаст предпочтение индивидуализму, и, опираясь на экономику, технику, медицину, выборочно придется контролировать результаты семейной жизнедеятельности.

Вполне возможны и другие сценарии разрешения одного из вечных противоречий социокультуры, каким является противоречие между семьей и обществом. Сегодня можно с абсолютной уверенностью утверждать только

5) Ты думаешь, что мертвые, которых мы любили, навсегда нас покинули? Но ведь мы их зовем, когда нам плохо. Твой отец живет в тебе, Гарри, и он, очевидно, явил себя, когда ты в нем нуждался, и ты вправду видел отца этой ночью, Гарри. Ты нашел его в своем сердце. (Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Тайная комната. М., 2002. С. 501).

6) Ученый отмечал и другие возможности, имеющиеся у государства по вопросам влияния на семью: улучшение здоровья населения, повышение уровня образования, контроль за семейным насилием. «Если государство займет место отца, это будет благом для развития цивилизации, при условии, что государство станет мировым; однако до тех пор, пока интересы государств чисто националистические и милитаристические, это будет создавать все возрастающую опасность гибели цивилизации в результате войны» (С. 172 — 173).

одно: вся предыдущая история человеческого сообщества вне семьи, вне вечной взаимосвязи родительства и детства была бы немыслимой.

Семья была и остается великой и естественной школой человечества, а истоки необходимо беречь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. М., 2000.

2. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. М., 1999.

3. Гурко Т. В. Родительство: социологические аспекты / Т. В. Гурко. М., 2003.

4. Карлсон А. Общество — Семья — Личность: социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / А. Карлсон. М., 2003.

5. Кафка Ф. Америка: роман; Процесс: роман; Из дневников / Ф. Кафка. М., 1991.

6. Сови А. Общая теория населения: в 2 ч., Ч. 2. Жизнь населений / А. Сови. М., 1977.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. М., 2004.

8. Шопенгауэр А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М., 1992.

9. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей / Г. Эберлейн. М., 1981.

Поступила 11.04.07.

дифференцированный подход в социальной работе с неполными семьями: теоретические и практические аспекты

Е. В. Камышова, кандидат социологических наук

Неполные семьи в современной России и ного времени по формальному признаку при-

Республике Мордовия в большинстве своем относятся к категории нуждающихся в повышенной социальной защите, что объективно связано с наличием в них многих материальных, психолого-педагогических, жилищно-быто-вых и иных проблем.

Профилактика и разрешение трудностей в конкретной неполной семье во многом зависят от учета при организации и осуществлении социальной работы особенностей ее функционирования в зависимости от принадлежности к одному из традиционно выделяемых ее типов (семья одиноких матерей, семья разведенных супругов, семья, потерявшая кормильца). Другими словами, важно осуществление дифференцированного подхода в социаль-

надлежности семьи к той или инои категории. Применительно к неполной семье данный подход предполагает всесторонний учет особенностей ее социального статуса в зависимости от принадлежности к тому или иному типу, вследствие чего подбираются индивидуальные технологии социальной работы.

В каждом типе неполных семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания и социализации детей. Возможности для разви-

О

тия ее членов, в частности детей, ставятся в каждой семье в зависимость от отношений внутри ее, от педагогической культуры родителей и родственников, от особенностей социаль-

ной работе с семьей, под которым понимают

ного окружения, а также от ее материального положения. К тому же одни и те же, казалось предоставление льгот, пособий, компенсаций, бы, трудности по-разному осложняют жизнь психолого-педагогической, социально-правовой разных типов неполных семей. В результате в и других видов помощи в течение определен- осиротевших, разведенных, а также в семьях

© Е. В. Камышова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.