Научная статья на тему 'Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели'

Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ОКРУЖЕНИЯ / ОСВОЕНИЕ УМЕНИЙ / ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСВОЕННЫМИ ЗНАНИЯМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В САМООБРАЗОВАНИИ / ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ С ПЕРСПЕКТИВАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATION / ASSIMILATION OF KNOWLEDGE / SKILLS DEVELOPMENT / USAGE OF ACQUIRED KNOWLEDGE / COMPETENT IN SELF-EDUCATION / HEALTH PRESERVATION SKILL / SELF-DETERMINATION / PROSPECTS OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

Ожидаемый (востребованный, осмысленный, но не ставший пока реальностью) результат предстоящего образования рассматривается как цель образования человека, а ее образ интерпретируется в статье как социально значимая образованность человека. Она характеризуется целостностью знаний человека об отношениях с собой, с другими людьми, с иными представителями окружения, умений и навыков пользоваться ими в своей жизнедеятельности, а также личностными качествами, способствующими успешному осуществлению жизнедеятельности человека. Достижение социально значимой образованности предполагает необходимость решения ряда задач в образовательных отношениях человека с собой и с партнерами, содержание которых обусловлено ее признаками. К ним отнесены следующие задачи: усваивать знания об отношениях людей с собой и с окружением; осваивать умения пользоваться знаниями об отношениях с собой и с окружением в жизнедеятельности; овладевать навыками пользования знаниями и умениями в отношениях с собой и с окружением; становиться компетентным в самообразовании; вырабатывать навык здоровьесбережения; самоопределяться с перспективами жизнедеятельности. Обосновывается, что активное участие человека в решении комплекса этих задач способствует продвижению его образованности к социально значимому образу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS TO DIRECT EDUCATION TOWARDS SOCIALLY IMPORTANT GOAL

The expected (required but not real) result of the education is considered to be its goal. The goal’s image is interpreted in the article as socially important education of a human being. It is characterized by the integrity of human knowledge about the relationship with oneself and others; skills to use in life; personal qualities that contribute to the success of human life. To achieve the socially important education you need to solve various tasks in the educational relationships of a man with oneself and with others. The content of these tasks is preconditioned by the characteristics of the socially important education and its properties. So, the tasks are: to get knowledge about the relationship of people with each other and with the environment; to develop the ability to use knowledge about the relationship with oneself and with the environment; to develop the skills necessary to use in dealing with each other and with the environment; to become competent in self-education; to develop the skill of health saving; to define the prospects of human life. The rationale is given that the active participation of a human being in the solution of complex problems will help to advance his education to a socially meaningful way.

Текст научной работы на тему «Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели»

Непрерывное образование в течение жизни

УДК 37.014.7 ББК Ч404

ЗАДАЧИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ЦЕЛИ

Г.Н. Сериков

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Ожидаемый (востребованный, осмысленный, но не ставший пока реальностью) результат предстоящего образования рассматривается как цель образования человека, а ее образ интерпретируется в статье как социально значимая образованность человека. Она характеризуется целостностью знаний человека об отношениях с собой, с другими людьми, с иными представителями окружения, умений и навыков пользоваться ими в своей жизнедеятельности, а также личностными качествами, способствующими успешному осуществлению жизнедеятельности человека. Достижение социально значимой образованности предполагает необходимость решения ряда задач в образовательных отношениях человека с собой и с партнерами, содержание которых обусловлено ее признаками. К ним отнесены следующие задачи: усваивать знания об отношениях людей с собой и с окружением; осваивать умения пользоваться знаниями об отношениях с собой и с окружением в жизнедеятельности; овладевать навыками пользования знаниями и умениями в отношениях с собой и с окружением; становиться компетентным в самообразовании; вырабатывать навык здоровьесбережения; самоопределяться с перспективами жизнедеятельности. Обосновывается, что активное участие человека в решении комплекса этих задач способствует продвижению его образованности к социально значимому образу.

Ключевые слова: образованность человека; усвоение знаний об отношениях людей друг с другом и с иными объектами окружения; освоение умений; овладение навыком пользоваться усвоенными знаниям; компетентность в самообразовании; овладение навыком здоровьесбережения; самоопределение с перспективами жизнедеятельности.

Введение. Успешность жизнедеятельности человека в социальном окружении существенно зависит от развития его личного энергоресурса [13], которому в значительной мере должно способствовать образование. Не случайно государственно-общественная система образования сориентирована на приобщение обучающихся к социально значимому образу жизнедеятельности. Представляется разумной мысль о том, что социально значимый образ жизнедеятельности должен быть привлекательным и для каждого человека, если он при этом имеет возможности самореализоваться ценными для себя способами. Тогда, скорее всего, правомерно ожидать гармоничного сочетания личных и общественных интересов, проявляющихся в отношениях человека с собой и с окружением.

Отсюда понятно, что общество должно бы ориентировать на социально значимую цель как на образ, на который следует ориен-

тироваться образованию каждого человека. Безусловно, любая образовательная система выстраивается в соответствии с каким-то способом, поставленной целью. Разумеется, что в государственно-общественной системе образование такого рода цель носит социально значимый характер. Важно, чтобы соответствующая цель удовлетворяла бы и образовательные потребности обучающихся. Для этого она должна быть выражена понятным способом как для сопровождающих образование человека, так и для него самого. Критерии представления социально значимой цели образования исследованы во многих работах [4-6, 10, 13, 14].

Нами разработана структурно и функционально определенная форма представления цели образования в виде модели социально значимой образованности человека [11, 12]. Образованный человек как идеал описан по актуальным в 70-х гг. прошлого столетия критери-

ям Р.С. Питерсом [16]. Однако сегодня «общество, в котором преобладают интеллектуальные работники, предъявляет новые и еще более жесткие требования к социальной деятельности и социальной ответственности людей. Сегодня необходимо заново осмысливать, что такое образованный человек» [9]. Элементами разработанной нами модели социально значимой образованности человека являются знания об отношениях людей с собой и с окружением, умения усваивать соответствующие знания и пользоваться или в образовательных и иных видах отношений с собой и с представителями окружения, а также навыки в этом. К элементам социально значимой образованности отнесены и личностные качества человека, развивающиеся в образовательных и иных отношениях с собой и с представителями окружения. Структурируясь, названные элементы образованности человека обусловливают его компетентность в соответствующих отношениях с собой и с партнерами, а также здоровье в трех его измерениях. Функционально образованность человека представлена его готовностью в реализации прогрессивных устремлений государства и общества [11].

Продвижению образования человека к социально значимой образованности могут способствовать задачи, в решении которых он должен бы принимать активное участие как субъект образовательной деятельности в отношениях с партнерами и с собой. К ним отнесены следующие задачи: усваивать знания от отношениях людей с собой и с окружением; осваивать умения пользоваться знаниями об отношениях с собой и с окружением в жизнедеятельности; овладевать навыками пользования знаниями и умениями в отношениях с собой и с окружением; становиться компетентным в самообразовании; вырабатывать навык здоровьесбережения; самоопределяться с перспективами жизнедеятельности. Постановке этих задач посвящена данная статья.

Задача 1. Усваивать знания

об отношениях людей с собой

и с окружением

Социальный образ жизнедеятельности человека обусловливает необходимость усвоения знаний, полезных в осуществлении цивилизованных отношений с окружением. Такого рода отношения складывались веками, вследствие чего определились параметры социально ценных отношений человека с собой,

с людьми, с представителями флоры и фауны. Безусловно, имеют место (порой существенные) различия в трактовках цивилизованных отношений [5, 7, 8, 14]. Однако это не означает полного отсутствия ориентиров для человека относительно его отношений с кем-то (чем-то). Таким ориентиром может быть социальный опыт отношений людей с собой, друг с другом и с иными аспектами окружения.

Тогда первоочередной задачей образования следует признать усвоение человеком знаний об отношениях людей с собой и с окружением. Именно такие знания правомерно положить в основу его социально значимой образованности. Действительно, знания об отношениях людей с собой и с окружением, с одной стороны, являются осмысленным следствием ознакомления человека с социальным опытом осуществленных людьми отношений в истории развития человеческой цивилизации. С другой стороны, усваивая соответствующий социальный опыт, человек получает возможность анализировать его и сравнивать с современным состоянием отношений людей с собой и с окружением. С третьей стороны, это может способствовать самоопределению человека относительно личной ценности тех или иных отношений с собой и с окружением.

В то же время, знания об отношениях людей с собой и с окружением представляют сложное новообразование в его внутреннем мире. Их характеризует взаимосвязанное единство, по крайней мере, трех элементов. Это знания о человеке как феномене, развившемся на основе природоопределенной уникальности в условиях социальной действительности. Это знания о разнообразии окружающего мира, который обусловливает особенности проявления человеком природо-определенной уникальности. Наконец, речь идет о знаниях человека выстраивать отношения с собой и с окружением, способствующие развитию лично ценных и социально значимых признаков его образованности.

Чтобы знать об отношениях людей с собой и с окружением, человеку необходимо усвоить социальный опыт, в котором отражены характерные сведения о людях, об их отдельных представителях, о зависимостях проявления себя в условиях окружения. Отражению соответствующих особенностей людей посвящены многообразные направления че-

ловековедческих исследований, достижения которых еще довольно далеки от завершения [2, 3, 6, 7]. Усвоение толики сведений о результатах человековедческих исследований не только полезно, но и необходимо каждому человеческому индивиду. Благодаря усвоенным знаниям в области человековедения человек не только осведомляется об общих признаках, характерных для человеческого индивида и его повеления в социальном окружении.

Опираясь на соответствующие знания, каждый человек может осуществлять перенос их на себя. Осмысливая усваиваемую информацию, он может соотносить ее с собой, с собственным внутренним миром, осознавать свои возможности (развившийся личный энергоресурс) в жизнедеятельности. Тем самым, усваиваемые сведения о человековедении могут способствовать развитию самосознания человека - важной предпосылки в отношениях с собой и с окружением.

В то же время отношения с собой и с окружением могут быть успешными, если человек опирается на знания о свойствах окружающего его реального мира. Основу соответствующих знаний человека составляют сведения, которые он может получать из разных источников. Извлекая из них информацию, человек формирует собственные представления о разных сторонах окружающего его мира. Накапливаясь, извлеченная человеком информация о разных сторонах окружения становится основой его знаний о нем. Такого рода знания можно образно назвать «книжными». В них выражены чьи-то сведения о тех или иных сторонах реального мира. Тем не менее, усвоение человеком подобных знаний может оказаться полезным и в реальных отношениях с кем-то (чем-то).

Дело в том, что, усваивая сведения об окружении из разных источников, человек, вольно или невольно, соотносит их с собственным опытом жизнедеятельности. Успешная апробация соответствующих знаний в личном опыте отношений с представителями окружения усиливает его уверенность в их полезности для себя. Неудачи же побуждают человека усомниться в соответствующих знаниях, что может служить основанием скептицизма относительно их соответствия реалиям. Тогда у человека появляется шанс найти объяснение свершившимся неудачам, что приводит к поиску дополнительной информации,

усвоение которой может привести к коррекции усвоенных знаний об окружении.

Знания об отношениях между представителями реального мира могут служить для человека своеобразным ориентиром в выстраивании отношений с собой и с окружением. Опираясь на усвоенные знания, человек может обогащать личный опыт отношений и с собой, и с представителями окружения. Разумеется, одних знаний об отношениях людей с собой и с окружением недостаточно для выстраивания реальных отношений с кем-то (чем-то). В таких знаниях отражена лишь одна сторона триады знаний, необходимых человеку для выстраивания продуктивных отношений с кем-то (чем-то). Только в совокупности со знаниями в области человековедения (в частности, - о себе, и о партнерах - второй стороне отношений) можно вести речь о выстраивании продуктивных отношений человека собой и с окружением.

Таким образом, знания об отношениях людей с собой и с окружением предстают как целостное новообразование, развивающееся вследствие интеграции (самосистематизации) усваиваемых знаний в области человековедения, об окружении человека и об отношениях между людьми, людей с иными объектами окружения. Соответствующее новообразование возникает не одномоментно. Правомерно предположить, что развитие знаний человека об отношениях с собой и с окружением происходит по законам онтогенеза системы [1]. При этом не следует забывать о том, что речь идет о развитии нематериальной системы во внутреннем мире человека. На ее развитие влияют как природоопределенные особенности человека, так и социально обусловленный образ его жизнедеятельности.

В процессе осмысления сведений о возможных отношениях людей с собой и с окружением возникают предпосылки зарождения личностной позиции человека. Осознавая неразрывное единство себя с окружением, человек, вольно или невольно, приходит к неизбежности поиска компромисса между собственными потребностями и целесообразностью учета потребностей партнеров, реакций представителей экосферы на те или иные действия с его стороны. Это, безусловно, сказывается на личностной позиции человека как мнении о целесообразности ориентироваться в отношениях с партнерами не только на себя, но и на них. Тем самым, самосознание человека

в процессе осмысления сведений может способствовать зарождению социально ориентированной личностной позиции.

Извлекая информацию об отношениях людей с собой и с окружением, человек может мысленно переносить ее на себя, на воображение отношений с кем-то (чем-то). Это способствует неформальному отражению соответствующей информации во внутреннем мире человека. Его знания об отношениях людей с собой и с окружением, тем самым, преобразуются из осведомленности в качественно иное состояние, характеризующееся признаком сопричастности к осмысленному социальному опыту.

Скорее всего, знакомство человека с социальным опытом отношений людей с собой, друг с другом, с разными представителями экосферы в его целостной интерпретации может способствовать активизации мыслеобра-зования человека. Осведомленность об отношениях между людьми и экосферой вольно и невольно подталкивает человека к осмыслению этого опыта в аспекте возможного перенесения на себя, на отношения с собой и с окружением. Мысленный перенос на себя осознанного социального опыта отношений кого-то с кем-то (чем-то) становится теоретически усвоенным знанием человека об отношениях с собой и с окружением. Поэтому теоретические знания целесообразно рассматривать как стадию усвоения человеком знаний об отношениях с собой и с окружением.

Задача 2. Осваивать умения

осуществлять отношения с собой

и с окружением

Очевидно, усвоение знаний происходит в специфических отношениях человека с собой и с окружением. Проявляя активность в восприятии сведений, человек взаимодействует с их носителем, совершая необходимые для этого действия. Извлекая информацию из соответствующих сведений, он совершает умственные действия, находясь в отношениях с собой. Осмысление извлеченной информации может происходить как во взаимодействии с партнерами, так и в отношениях с собой. Умозрительные же выводы, относящиеся к теоретическим знаниям человека, делаются в отношениях с собой. При этом правомерно констатировать, что усвоенные теоретические знания человека предопределены не только содержанием воспринятых сведений, но и умениями извлекать информацию, осмысли-

вать ее и делать умозаключения. В своей совокупности они относятся к познавательным умениям человека.

По своей сути указанные и иные виды познавательных умений представляют собой процессуально-действенный аспект соответствующих отношений человека с собой и с окружением. Выражаются они способностью человека успешно усваивать знания в отношениях с собой и с окружением. Фактически, освоение человеком умений происходит в практике его отношений с собой и с окружением. Совершая определенные действия (последовательности таковых), человек учится делать это уверенно четко и без промедления. В соответствующем процессе он извлекает информацию, опираясь на которую регулирует свои действия в осуществляющихся отношениях с собой и (или) с окружением. В отличие от усвоения теоретических знаний, освоение умений сопровождается информацией об обратной связи (о том, насколько успешны совершенные действия). Это является основанием немедленного реагирования человека на нее.

Одной из особенностей освоения умений усваивать знания об отношениях людей с собой и с окружением является овладение комплексами действий. Речь идет об освоении умений соединять осмысленную информацию об окружении с информацией о человеке и об отношениях людей между собой, а также с иными представителями окружения. Это лежит в основании зарождения теоретического знания человека об отношениях с собой и с окружением. Кроме того, освоение умений усваивать знания происходит в образовательных отношениях с партнерами. Поэтому у человека существует возможность пользоваться усвоенным теоретическим знанием в образовательных отношениях с партнерами. Тогда его теоретические представления об умениях усваивать знания об отношениях людей с собой с окружением могут вольно или невольно апробироваться в практике образовательных отношений с партнерами. Тем самым, существует уникальная возможность корректировать собственные теоретические представления об отношениях с собой и с окружением, приводить их в соответствие с личным опытом.

Так как освоение умений усваивать знания об отношениях людей с собой и с окружением происходит в реальных образовательных отношениях с партнерами, то это сказы-

вается на особенностях их освоения. Дело в том, что освоение умений человека происходит не умозрительно, а в действиях (во взаимодействии с кем-то). Поэтому теоретические представления о соответствующих действиях (о взаимодействии) перманентно переходят в стадию их практического исполнения. Другими словами, освоение умений человека предстает синтезом умственных (теоретических) представлений о том, «как это следует делать» и его практических действий, которые он смог осуществить при этом. Тем самым, осваиваемые умения характеризуются не столько представлениями о возможных действиях, сколько способностью их воспроизводить в соответствующих отношениях с собой и (или) с окружением.

Сложность освоения умений человека, направленных на усвоение знаний об отношениях людей с собой и с окружением, обусловлено необходимостью воспроизведения комплекса действий, относящихся к усвоению интегрированных знаний об отношениях людей с собой и с окружением. Здесь не должно быть каких-то рецептов в совершении человеком определенных комплексов действий без учета его природоопределенной специфики. Привлекательнее видятся предложения человеку находить свои действия, направленные на освоение умений усваивать знания об отношениях людей с собой и с окружением, ориентируясь на примеры социального опыта об этом. Искать и находить собственную стезю в освоении умений усваивать знания относится к овладению умениями учиться.

Умения учиться включают в себя умения усваивать знания, но не сводятся к ним. Дело в том, что в процессе освоения умений усваивать знания человеку приходится совершать не только познавательные действия, но и настраивать себя на соответствующие образовательные отношения как с собой, так и с партнером. Речь идет о том, что в процессе усвоения знаний человеку приходится проявлять свою субъектность. Для успешного ее проявления необходимо осваивать не только процессуальные аспекты, относящиеся к усвоению знаний, важно и овладевать умениями самоуправления образовательной деятельностью в отношениях собой и (или) с партнерами. Соответствующие умения многоаспектны.

Выстраивая отношения с собой в процессе усвоения знаний, человек, как субъект собственной жизнедеятельности, должен нау-

читься рационально пользоваться развившимся личным энергоресурсом. Для этого важно уметь адекватно оценивать возможности в усвоении комплекса знаний об отношениях людей с собой и с окружением. На основе самооценки состояния развившегося личного энергоресурса нужно уметь распределять его так, чтобы успешно усваивать знания об отношениях людей с собой, между собой и с окружением, не нанося вреда собственному здоровью. При этом важно не только осмыслить план собственной образовательной деятельности, но уметь исполнять его так, чтобы добиться спехов в усвоении знаний и не навредить своему здоровью.

Освоение умений самоуправления образовательной деятельностью в отношениях с собой в процессе усвоения знаний об отношениях людей друг с другом и с иными представителями окружения зависит от инициативности человека в проявлениях своей субъектно-сти. Опираясь на нее, он целенаправленно ищет способы проявления себя в отношениях с доступными ему сведениями, относящимися к социальному опыту отношений людей между собой и с иными представителями окружения. При этом ему следует учитывать возможные изменения в личном энергоресурсе в процессе образовательной деятельности. Речь идет об осмыслении своих отношений с усваиваемыми сведениями, а также целей их усвоения. Опираясь на самосознание своих возможностей в усвоении знаний об отношениях людей друг с другом и с иными представителями окружения, человек может целенаправленно учиться умениям самоуправления усвоением соответствующих знаний, опираясь на себя.

Безусловно, в освоении умений самоуправления образовательной деятельностью, человек может опираться на сведения о соответствующем социальном опыте. Для этого ему следует существенно расширить объем сведений для усвоения. Речь идет о необходимости познания той части социального опыта, в сведениях о которой отражена информация об управлении, об особенностях самоуправления. Представляется, что усвоение человеком такого рода знаний не только полезно ему, но необходимо как ориентир в освоении умений самоуправления процессом усвоения знаний в отношениях с собой. Пользуясь соответствующими знаниями, человек может успешно осваивать умения самоуправ-

ления усвоением иных знаний в отношениях с собой, например, в самообразовании.

Следует иметь в виду, что социальный опыт в области управления (самоуправления) относится к сведениям об отношениях людей друг с другом, с иными представителями окружения. Важно, чтобы такого рода сведения своевременно оказались в поле зрения образующегося человека. Тогда, усваивая на их основе знания об отношениях людей с кем-то (чем-то), человек может воспользоваться соответствующими теоретическими знаниями в освоении умений самоуправления образовательной деятельностью в отношениях с собой. Тем самым, теоретические знания об отношениях с кем-то (чем-то) человек может использовать в практике образовательных отношений с собой, способствуя освоению умений самоуправления образовательной деятельностью.

В процессе усвоения знаний о любых отношениях людей друг с другом, с иными представителями окружения, важно обратить внимание образующегося человека на сведения о здоровье и здоровьесбережении. Усваивая соответствующие знания на основе ознакомления с такого рода сведениями о социальном опыте, человек может учиться умениям применять их к себе, к отношениям с собой и с окружением. Это позволит уже в образовательных отношениях с собой выстраивать процесс усвоения знаний об отношениях людей друг с другом, с иными представителями окружения, совмещая со здоровьесбережени-ем путем экономного использования личного энергоресурса своего здоровья. Это способствует дополнению умений самоуправления усвоением знаний об отношениях людей друг с другом с иными представителями окружения элементами управления своим здоровьесбе-режением.

Более того, опираясь на умения самоуправления здоровьесбережением, человек может переносить их на иные отношения с собой. Тем самым, усвоенные теоретические знания человека о здоровье и здоровьесбе-режении, дополненные соответствующими умениями пользоваться ими в своей жизнедеятельности, примут практико-ориентиро-ванный характер, а умения самоуправления здоровьесбережением позволят рационально распоряжаться собственным здоровьем. Фактически, в отношениях с собой, человек, пользуясь знаниями о самоуправлении, приобретает способность не только качественно

учиться, но и бережно относиться к использованию собственного здоровья в разных аспектах жизнедеятельности. Забота о сохранении собственного здоровья благодаря умениям самоуправления здоровьесбережением становится не просто декларацией, а реальным аспектом жизнедеятельности человека.

Усвоение знаний и освоение умений человеком происходит не только в отношениях с собой, но и с партнерами. Более того, образовательные отношения с собой и с партнерами тесно переплетаются между собой. Это в полной мере относится и к освоению человеком умений усваивать знания об отношениях людей друг с другом, с иными представителями окружения. При этом отношения с партнерами вносят свою специфику как в усвоение знаний, так и в освоение умений. Соответствующая специфика обусловлена тем, что отношения человека с партнерами являются одним из аспектов социальных отношений, в котором проявляются признаки взаимодействия людей друг с другом. Отсюда понятно, что в образовательных отношениях человека с партнерами, направленных на освоения умений усваивать знания об отношениях людей друг с другом и с иными представителями окружения, можно обнаруживать признаки усваиваемых знаний, соответствующих этому явлению осваиваемых умений.

Усвоение знаний об отношениях людей друг с другом, с иными представителями окружения должно бы стать еще одним условием становления социально значимых личностных качеств человека. Усваивая знания такого рода, человек может соотносить их с собой. Применяя элементы знаний к отношениям с партнерами и собой, человек может самоопределяться в том, насколько социально значимые личностные качества людей соответствуют его природоопределенной специфике. Безусловно, это поможет человеку в целенаправленном развитии своих личностных качеств. Практика реальных образовательных отношений с партнерами также может служить весомой предпосылкой в выстраивании иных отношений с собой и с окружением.

Необходимость проявления социально значимых личностных качеств в образовательных отношениях с партнерами побуждает человека осваивать умения цивилизованного взаимодействия с партнерами. Усваивая знания о цивилизованных отношениях людей

друг с другом, человек может опираться на них во взаимодействии с партнерами, осваивая, тем самым, соответствующие умения. Возможно, ему может потребоваться прилагать усилия для сдерживания неуместных во взаимодействии с партнерами эмоций. Тем самым, его самоуправление во взаимодействии с партнерами пополняется новым элементом, важным для выстраивания цивилизованных отношений с партнерами. Соответствующий аспект умений самоуправления человека зарождается в образовательных отношениях с партнерами.

Более того, в образовательных отношениях с партнерами человек на практике может осваивать умения самоуправления на основе субъект-субъектного взаимодействия с ними. Речь идет об особом виде самоуправления в группе партнеров, между которыми каким-то образом распределены субъектные полномочия. Осваивая умения исполнять определенные полномочия в групповом самоуправлении, человек одновременно учится сотрудничеству с партнерами. Соответствующие умения являются важной предпосылкой развития социально значимых личностных качеств человека. Ориентируясь на сотрудничество с партнерами, человек учится проявлять себя соответственно в отношениях с собой и с окружением.

Словом, освоение умений усваивать знания об отношениях людей другу с другом, с иными аспектами окружения тесно связано с соответствующими знаниями человека. Речь идет о двусторонней связи. С одной стороны, освоение умений усваивать знания об отношениях людей с кем-то (чем-то) предполагает не только опору на усвоенные знания, но и усвоение знаний о том, как это делать. Другими словами, осваиваемые умения базируются на сведениях о социальном опыте в этой сфере. С другой же стороны, освоенные умения усваивать знания об отношениях людей друг с другом, с иными представителями окружения обогащают личный энергоресурс человека процессуально-действенным аспектом осуществления не только образовательных, но и, возможно, иных отношений с собой и с окружением.

Дело в том, что пользование знаниями и умениями вне рамок образовательных отношений далеко не всегда может происходить автоматически, само по себе, без целенаправленных усилий (действий) со стороны человека. Так или иначе, человеку необходимо

соотносить усвоенные знания об отношениях людей друг с другом или с иными представителями окружения с конкретной ситуацией, с особенностями решаемой задачи. Для этого следует уметь интерпретировать усвоенные знания способом, соответствующим данной ситуации, особенностям решаемой задачи. Такого рода умения человека могут зарождаться в образовательных отношениях с собой и с партнерами. Однако их развитие происходит в опыте пользования знаниями и умениями в разного рода отношениях с собой и с представителями окружения.

Задача 3. Овладевать навыком пользования знаниями и умениями в отношениях с собой и с окружением Овладение навыком пользования знаниями и умениями в различных отношениях человека с собой с окружением должно бы стать одной из задач его образования. Другими словами, образование человека не должно ограничиваться усвоением теоретических знаний об отношениях людей друг с другом и с иными представителями окружения, а также освоением умений их усваивать. Важно, чтобы в образовательных отношениях с собой и с партнерами человек учился овладевать навыком пользования усвоенными теоретическими знаниями в решении задач, актуализировавшихся в практике отношений с собой и (или) с представителями окружения. Овладение соответствующим навыком, в частности, предполагает освоение умений корректного пользования теоретическими знаниями в реальных отношениях с собой и с окружением.

Возможности овладевать навыком пользования знаниями и умениями в образовательных отношениях человека с собой и с партнерами довольно разнообразны и разно-плановы. Рассматривая навык как устойчивую способность человека действовать уверенно, не прибегая к поэлементной сознательной регуляции и к самоконтролю в образовательной деятельности, можно обнаружить различные аспекты соответствующих возможностей образующегося человека. Их претворение в реальные навыки совершения человеком образовательной деятельности правомерно рассматривать в качестве фундаментального основания овладения навыком пользования теоретическими знаниями о разных аспектах отношений людей и умениями их усваивать в разнообразных отношениях с собой и с окружением.

В регулярно осуществляющемся усвоении человеком знаний таятся возможности овладения навыком познания не только окружения, но и себя. Усваивая те или иные фрагменты знаний о разных аспектах социальных отношений, человек попутно овладевает навыками быстро и точно действовать в знакомых образовательных ситуациях, высвобождая сознание на усвоение новых для себя сведений об отношениях кого-то с кем-то (чем-то). Благодаря этому, его навыки в усвоении знаний не сводятся к абсолютному автоматизму. Усвоенные знания и освоенные познавательные умения, необходимые в продолжение усвоения новых для него знаний, возвращаются под контроль сознания. Тем самым, навык усвоения знаний остается «открытым» для прогрессивного развития.

К тому же, навык как следствие регулярного усвоения человеком знаний становится устойчивым результатом его образовательной деятельности. Тенденция к устойчивости соответствующего навыка прогрессивна в том смысле, что благодаря ей постепенно зреет привычка человека постоянно учиться, экономно пользуясь общими запасами личного энергоресурса. Высвобождающийся же при этом личный энергоресурс может использоваться в иных аспектах жизнедеятельности. В этом видится ценность регулярного овладения человеком навыком усвоения знаний.

Накопление навыков в освоении значительного количества умений обусловливает новое качество личного энергоресурса человека - умелость. Благодаря умелости человек становится способным не только осваивать новые для себя умения, но и овладевать навыками пользования ими вне образовательных отношений с собой и с партнерами. Умелость человека, развившаяся в образовательных отношениях с собой и с партнерами, становится внутренней предпосылкой переноса соответствующего опыта на иные виды отношений с собой и с окружением. Происходить это может только при освоении умений пользования усвоенными знаниями, освоенными умениями и накопленными навыками в различных аспектах многообразных отношений с собой и с окружением.

Фактически, в образовательных отношениях с партнерами человек не только усваивает знания об абстрактных для него социальных отношениях и (или) осваивает умения осуществлять некие виды действий. Он узнает

что-то о себе, о партнерах, об отношениях с собой и с партнерами. У него есть возможность сравнивать усвоенные теоретические знания о социальных отношениях с реализующимися при его участии образовательными отношениями. Где-то усвоенные теоретические знания могут оказаться полезными в отношениях с кем-то, где-то ему не удается результативно воспользоваться ими. Какие-то освоенные умения и приобретенные навыки образовательной деятельности оказываются пригодными в осуществлении взаимодействия с партнерами. Другие, может быть, нет. Так или иначе, человек как-то учится участию в образовательных отношениях с собой и с партнерами.

Наряду с усвоением (может быть, непроизвольным) соответствующих знаний и с освоением умений продуктивно участвовать в образовательных отношениях с партнерами, человек накапливает собственный опыт в этом. Накапливая опыт участия в образовательных отношениях с собой и партнерами, человек овладевает навыком выстраивания своего поведения в продолжение образования. Такого рода навык может оказаться полезным ему в пользовании знаниями и умениями в различных видах отношений с собой и (или) с окружением. Скорее всего, полезность опыта участия человека в образовательных отношениях с собой и с партнерами обусловлена успехами не только в усвоении теоретических знаний, в освоении умений пользоваться ими в виртуальных ситуациях, в овладении соответствующим навыком. Не менее важно, чтобы соответствующие знания, умения и навыки систематически подкреплялись успехами в пользовании ими при выстраивании человеком целенаправленного проявления себя в образовательных (вообще говоря, и в иных) отношениях с кем-то (чем-то).

Возвращаясь к целесообразности пользования человеком приобретенными в образовательных отношениях с собой и с партнерами знаниями, умениями и навыками в различных отношениях с кем-то (чем-то), подчеркнем, что многое в этом зависит от него самого. Прежде всего, речь идет о настрое человека на поиск возможностей применения приобретенных в образовательных отношениях с собой и с партнерами знаний, умений и навыков в иных отношениях с кем-то (чем-то). Другими словами, стремясь применять усвоенные знания, освоенные умения, приобретенные

в образовательных отношениях навыки в нестандартных ситуациях, человек учится это делать. Опыт же участия в образовательных отношениях с кем-то (чем-то) полезен при этом хотя бы потому, что человек может воспользоваться им как ориентировочной основой в овладении навыком применения знаний и умений в поиске успешного для себя (желательно, и без ущерба окружению) выхода из нестандартной ситуации. Продолжительное следование принципу - систематически искать возможности применения знаний, умений, навыков, развившихся личностных качеств в выстраивании своего поведения в иных отношениях с собой и (или) с представителями окружения, скорее всего, будет способствовать овладению навыком пользования развившимся в образовании человека личным энергоресурсом в разных отношениях с собой и с окружением. Как субъект своей жизнедеятельности человек, стремящийся пользоваться социальным опытом в отношениях с собой и с окружением, просто обязан овладевать навыком пользования, прежде всего, знаниями и умениями, а также опытом участия в образовательных отношениях в разнообразных отношениях с собой и с окружением. Овладение же соответствующим навыком возможно только в реальных отношениях с собой и с окружением.

Решение этой задачи образования человека служит связующим звеном между образовательными отношениями с собой и с партнерами, иными видами его отношений с кем-то (чем-то). Зарождаясь в недрах участия в образовательных отношениях с собой и с партнерами, навыки человека постепенно расширяются и должны бы углубляться. Накапливаясь, они каким-то образом могут структурироваться, усиливая тем самым «образовательный эффект» развившегося личного энергоресурса образующегося человека. Следование принципу систематического поиска возможностей применения развившегося личного энергоресурса в выстраивании своего поведения в отношениях с кем-то (чем-то) будет способствовать овладению навыком пользования результатами образования в разных аспектах жизнедеятельности человека.

Задача 4. Становиться компетентным

в самообразовании

Сохранение (лучше - усиление) предрасположенности личности к образованию следует рассматривать как необходимое условие

самообразования человека. Предрасположенность личности к образованию является внутренним основанием мотивации самообразования человека. Благодаря ей активируется (возбуждается) потребность человека, определяется ее направленность на усвоение новых для себя знаний, на освоение познавательных умений, на овладение навыком совершения образовательных отношений с собой.

Безусловно, на мотивацию самообразования человека влияет не только позитивно развивающаяся предрасположенность его личности к образованию. Существенными факторами мотивации самообразования могут быть «сигналы извне». В частности, целенаправленно создаваемые условия образовательной деятельности человека могут либо способствовать усилению его убежденности в целесообразности самообразования, либо наоборот. Не следует игнорировать и возможности влияния на мотивацию самообразования человека иных условий, сопутствующих его образованию. Тем не менее, решающая роль в изменениях мотивации самообразования принадлежит человеку, в частности, предрасположенности его личности к образованию.

Дело в том, что успешность самообразования человека зависит не только от позитивного настроя на самостоятельное усвоение знаний о себе и (или) об окружении, на освоение значимых для него умений, на овладение навыком образовательных отношений с собой. Надо еще знать о том, что такое самообразование, уметь самостоятельно осваивать умения осваивать информацию из разнообразных источников, владеть навыком образовательных отношений с собой. Фактически, речь идет о том, что успешность самообразования человека зависит не только от его желаний быть независимым от партнеров в образовательных отношениях с ними. Она обусловливается и тем, насколько он компетентен в образовательных отношениях с собой, т. е. и в самообразовании.

Поэтому представляется целесообразной постановка задачи становления компетентности человека в самообразовании, в рамках его образовательных отношений с партнерами и с собой. В обобщенном плане она могла бы звучать примерно так: учиться усваивать знания об особенностях самообразования, осваивать умения самостоятельно извлекать информацию из разных источников

и оценивать ее значимость для себя, а также овладевать навыком самоуправления образовательными отношениями с собой, не забывая при этом о сохранении предрасположенности к образованию в образовательных отношениях с собой и с партнерами.

Сформулированная таким образом задача образования не будет противоречить поставленной цели - достижения социально значимой образованности человека. Действительно, направленность образования на развитие социально значимых признаков образованности человека, так или иначе, способствует тому, чтобы его самообразование не шло во вред ни ему, ни окружению. Развивающаяся же в образовательных отношениях в с собой и с партнерами компетентность человека в самообразовании пополняла бы его личный энергоресурс способностями не только удовлетворять свои познавательные потребности, но и пользоваться усвоенными знаниями, освоенными умениями и навыками в исполнении возложенных на него социальных ролей, оставаясь при этом уникальной личностью.

Решение этой задачи должно бы стать заботой как государства и общества, отдельных социальных групп, так и самого человека. Речь идет о том, чтобы совместными усилиями, направленными на поддержку человека в позитивном развитии его готовности к самообразованию можно было сохранять и укреплять его естественную предрасположенность к образованию. Однако далеко не все социальные структуры озабочены целенаправленной подготовкой людей к самообразованию. Многим представителям государства и общества задача образования видится в побуждении людей к усвоению заранее регламентированных и отфильтрованных (стерилизованных) сведений о части социального опыта. Видимо, в этом есть определенный смысл, но вряд ли следует ограничиваться этим, игнорируя, может быть, нестандартные образовательные потребности образующегося человека.

Так или иначе, каждый образующийся человек, участвуя в образовательных отношениях с партнерами, может озаботиться тем, как продуктивно удовлетворять свои образовательные потребности, пользуясь самообразованием. Делать это можно, конечно, методом «проб и ошибок», игнорируя опыт образовательных отношений человека с партнерами. Такой путь вряд ли можно отнести к однозначно верному, т. е. определенно приводя-

щему к успеху в достижении лично значимых познавательных целей. Другое дело, если человек, стремящийся к успешному самообразованию, опирается на положительный опыт образовательных отношений с партнерами. Действительно, вследствие такого опыта, человек усвоил (пусть и пользуясь отфильтрованными сведениями) знания, освоил умения их усваивать. Соответствующими элементами личного энергоресурса вполне можно пользоваться и в самообразовании.

Более того, в образовательных отношениях с партнерами таится значительный резерв для познавательных возможностей человека. Систематическое осмысление человеком проявлений партнерами себя при исполнении полномочий в образовательных отношениях с ним, с другими обучающимися должно бы быть направлено на извлечение полезной для него информации. Усваивая ее, человек обогащается знаниями о том, какие сведения о накопленном социальном опыте остались вне рамок осуществленных образовательных отношений с ним. Тем самым, приоткрываются горизонты возможного познания человека, например, в образовательных отношениях с собой. Осознание чего-то важного для себя, скорее всего, будет способствовать мотивации узнать это, может быть, в образовательных отношениях с собой. Следовательно, соответствующий мотив может стать весомой предпосылкой осуществления самообразования.

Приступить к реализации соответствующего намерения человек может, опираясь на опыт, приобретенный в осуществившихся образовательных отношениях с кем-то из партнеров. Путем рефлексивного осмысления своих образовательных отношений с партнерами, человек может апробировать какие-то их элементы в самообразовании. Какие-то аспекты подобной апробации могут оказаться вполне успешными. В чем-то его могут ожидать неудачи. Это вполне естественно, так как образовательные отношения человека с собой, без профессионального сопровождения извне, таят в себя много неизвестного для него. Прежде всего, важно осмысливать встающие перед ним проблемы самообразования и пытаться находит приемлемые для себя их решения, пользуясь возможностями сотрудничества с партнерами в образовательных отношениях с ними (с кем-то из них).

Обогащая опыт образовательных отношений с партнерами, человек может не только

усваивать те знания, осваивать умения, которые определены кем-то извне. Он, одновременно, может учиться пользоваться различными источниками информации в усвоении соответствующих знаний, апробировать разные действия, направленные на освоение умений. Осуществляя осмысленных выбор источников информации, средств освоения умений, человек обогащает самосознание в аспекте отношений с источниками информации, с процессуально-действенными операциями, значимыми для него не только в педагогически сопровождаемой образовательной деятельности, но и в самообразовании. Тем самым, в образовательных отношениях с партнерами, прежде всего, с педагогами, с иными специалистами, человек может самоопределяться с источниками информации, с процессуально-действенными средствами образовательной деятельности, которыми предпочтительнее пользоваться и самообразовании.

Опыт образовательных отношений с партнерами может быть полезным ему и в аспекте систематизации информации, отобранной для самообразования. Это, пожалуй, один из самых сложных вопросов, ответы на который могут влиять на успех самообразования. Дело в том, что, как правило, образовательные отношения человека проектируются кем-то извне. В частности, содержание образования привносится в практику образовательных отношений как довольно определенная данность, пользуясь которой, человек должен усваивать знания, осваивать умения, овладевать навыками самоуправления образовательной деятельностью, приобретать личностные качества. В образовательных отношениях с собой человеку необходимо самостоятельно проектировать содержание самообразования (либо подбирать подходящие для него варианты содержания самообразования).

В какой-то степени этому можно учиться и участвуя в образовательных отношениях с партнерами. Прежде всего, для этого необходимо опережающее осмысление человеком содержания образования, являющееся предметом его образовательных отношений с партнерами. Речь идет и о предварительном ознакомлении с содержанием образования, и о постепенном осмыслении логики содержания образования в процессе осуществления образовательных отношений с партнерами. Кроме того, важно, чтобы образующийся человек систематически участвовал в обсужде-

нии содержания образования с партнерами (прежде всего, с педагогами). Тогда у него постепенно могут проясняться (осознаваться) контуры содержания образования, что, скорее всего, полезно при систематизации содержания самообразования. Сам процесс самообразования будет тогда выстраиваться на основе сознания того, что следует делать ради удовлетворения познавательных потребностей.

При этом необходимо иметь в виду, что в самообразовании человек, вольно или невольно, является ведущим субъектом образовательных отношений с собой, и, возможно, с партнерами, если таковые появляются. Поэтому готовность к самоуправлению участием в образовательных отношениях с собой и с партнерами является ведущим фактором осуществимости самообразования человека. Теоретически, субъект-субъектные образовательные отношения могут вполне способствовать позитивному развитию его готовности к самоуправлению собственной самообразовательной деятельностью. Однако происходит оно не само по себе в условиях участиях человека в субъект-субъектных отношениях с кем-то. Многое зависит от намерений активно проявлять субъектные качества личности в реализации субъект-субъектных образовательных отношений с собой и с партнерами.

В образовательных отношениях с собой в процессе самостоятельной работы человек может выстраивать образовательную деятельность так, чтобы успешно решать стоящие перед ним образовательные задачи. Он сам планирует процесс самостоятельной работы, распределяет личный энергоресурс, реализует свои планы. Фактически, в образовательных отношениях с собой, осуществляющихся в самостоятельной работе, человек имеет значительные возможности для того, чтобы учиться самоуправлению собственной образовательной деятельностью. Безусловно, самостоятельную работу обучающихся правомерно рассматривать как важное средство развития способностей к самоуправлению не только образовательной деятельностью, но и фрагментами самообразования, которые каждый из них может совмещать с решением образовательных задач.

Действительно, в самостоятельной работе человек может углубленно осмысливать какие-то проблемы, возникающие перед ним. Осуществляя поиск возможных ответов на проблемные вопросы, человек может прийти

к необходимости пополнить своих знания, обращаясь к источникам информации. Успешный поиск информации, способствующей ответу на проблемный вопрос, несомненно, будет способствовать усилению мотивации обращения к самообразованию впредь. Самостоятельно организованный поиск сведений, оказавшихся полезными при ответе на соответствующий вопрос, правомерно рассматривать как позитивный опыт самообразования человека.

Итак, в образовательных отношениях человека с собой и с партнерами объективно существуют предпосылки для становления его компетентности в самообразовании. Находясь в соответствующих отношениях с собой и с партнерами, человек узнает проблемы, решением которых озабочена цивилизация. У него есть возможности осваивать умения, значимые при решении тех или иных проблем такого рода. В образовательных отношениях с партнерами и с собой человек может приобретать опыт самообразования, необходимый при осмыслении проблем, при осознании их значимости для него и окружения, при поиске ответов на вопросы, относящиеся к содержанию той или иной проблемы.

Задача 5. Вырабатывать навык

здоровьесбережения

В образовательных отношениях с собой и с партнерами должна бы развиваться приверженность личности человека здоровому образу жизнедеятельности. Усиливающаяся приверженность личности к здоровому образу жизнедеятельности становится доминантой в мотивации здоровьесбережения человека. Опираясь на знания о здоровье и умения здо-ровьесбережения, усвоенные в образовательных отношениях, и руководствуясь приверженностью личности здоровому образу жизнедеятельности, образующийся человек может самостоятельно (в отношениях с собой) вырабатывать навык личного здоровьесбережения.

Фактически, это означает, что каждый образующийся человек, предварительно подготовленный к признанию преимуществ здорового образа жизнедеятельности, усвоивший необходимые для этого знания и освоивший соответствующие умения, может ставить перед собой задачу - вырабатывать навык здоровьесбережения. Ее решение становится важной целью жизнедеятельности человека, который в здоровьесбережении видит способ расширения и углубления своих возможно-

стей активного участия в социальных отношениях с государством и обществом, а также -в самореализации. При этом человек должен быть убежденным в целесообразности здо-ровьесбережения, совмещаемого с активным участием в исполнении значимых для него социальных ролей, включая и социально значимое образование.

Навык здоровьесбережения человека важен, вообще говоря, во всех аспектах его жизнедеятельности. Однако ведущая роль в его выработке, скорее всего, принадлежит образованию. Это обусловлено хотя бы тем, что устремленность к социально значимой цели образования предполагает не только приобщение человека к достижениям цивилизации, но и создание благоприятных условий для позитивного развития его личного энергоресурса как в аспекте компетентности, так и в сохранении здоровья. Поэтому в образовании человека важная роль должна отводиться выработке навыка здоровьесбережения как средства сдерживания преждевременного ухудшения здоровья в его трех ипостасях (тела, души и духа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целенаправленно вырабатывать навык здоровьесбережения человек может в образовательных отношениях с собой, опираясь на усваиваемые знания о здоровье и о том, как можно способствовать его сохранению (укреплению). Опираясь на соответствующие знания, человек ищет варианты того, как можно их использовать относительно сбережения своего здоровья. Другими словами, он учится осваивать умения пользоваться соответствующими знаниями применительно к себе, к своему образу жизнедеятельности. Это непростая задача, так как одно дело знать о том, что полезно, а что вредно для сохранения здоровья человека. Совсем другое дело - руководствоваться этими знаниями в своей жизнедеятельности, когда велик соблазн «вкусить запретный плод». Преодолевать такого рода соблазны трудно.

Поэтому каждый человек, принявший решение вырабатывать навык здоровьесбере-жения, должен осознать те перипетии, которые ожидают его. Для этого следует осмыслить резервы личного энергоресурса, которыми он может пользоваться, осваивая умения здоровьесбережения, и вырабатывая соответствующий навык. Благодаря этому самосознание человека пополняется самооценкой своих возможностей того, насколько развив-

шийся личный энергоресурс достаточен для осуществления тех или иных действий, с той или иной мерой интенсивности, на которые он может рассчитывать, осуществляя выработку навыков здоровьесбережения. Заметим, что речь идет не об отказе вырабатывать навык здоровьесбережения, а только о темпах целесообразного продвижения в этом направлении (не в ущерб здоровью).

Самосознание личности в отношениях со здоровьесбережением является важным внутренним условием, предвосхищающим реализацию намерений человека вырабатывать навык здоровьесбережения. Опираясь на него, человек может утвердиться в личностной позиции относительно того как выстраивать образовательные и иные отношения с собой так, чтобы не в ущерб кому бы то ни было способствовать сохранению и (там где это возможно -укреплению своего здоровья). Соответствующая личностная позиция человека станет доминантой в реализации его намерений вырабатывать навык здоровьесбережения сообразно его особенностям и с учетом тенденций в изменении состояний образовательных, прежде всего, отношений с собой и с партнерами.

Очевидно, что личностная позиция человека обусловлена не только внутренними, но и внешними условиями, значительная часть которых является заметным фактором влияния на ее возможные изменения. Условия, характеризующие образовательное пространство человека, а также условия среды его обитания, так или иначе сказываются на личностной позиции человека в целом и относительно целесообразности здоровьесбережении -в частности. Опять же, человеку следует выстраивать личностную позицию относительно здоровьесбережения, ориентируясь на социально значимую ценность здоровья людей. Тогда в своем окружении он найдет социальные (в том числе - педагогические) условия, на которые может опираться при уточнении личностной позиции относительно целесообразности вырабатывать навык здоровьесбере-жения. В конце концов, от человека, от его личностных качеств зависит решение вырабатывать или нет навык здоровьесбережения.

Ведя речь о навыке здоровьесбережения, человеку следует определиться с тем, как добиться гармонизации телесного, душевного и духовного (нравственного) аспектов целостного здоровья. Таким образом, вырабатываемый навык здоровьесбережения обусловит

преобладание тенденций к целостности в развитии здоровья человека. Гармония тела, души и духа способствует не только чистоте отношений с собой, но и бескорыстности в отношениях с представителями социального окружения, а также бережливости в отношениях с природой. Именно так видится идеал здоровья человека, успешно осуществляющего жизнедеятельность в отношениях с собой и с окружением. В образовательных отношениях с собой или с партнерами человек должен бы учиться овладению социально значимыми личностными признаками, которые могли бы способствовать выработке навыка здоровье-сбережения с ориентиром на образ идеального здоровья.

Каждый человек каким-то образом овладевает представлением об идеале здоровья. Соотнося его с собой, он может выстроить субъективный образ собственного здоровья, я также определиться с тем, как можно способствовать сбережению его положительных сторон и преодолению негативных проявлений своего здоровья. При этом образ идеального здоровья может служить ориентиром здоровьесбережению с естественными поправками относительно своего здоровья. Путем соотнесения состояния своего здоровья с образом идеального здоровья, человек может уяснить свои намерения относительно здо-ровьесбережения. Тем самым, он самоопределяется относительно того, на какие аспекты своего здоровья следует обращать первостепенное внимание в здоровьесбережении, а также в том, как ему следует осуществлять здоровьесбережение.

Дело в том, что в жизнедеятельности человека, в частности, и в образовании, можно обнаружить многочисленные факторы, составляющие угрозу его здоровью. Знание такого рода факторов, умение преодолевать их влияние является необходимым условием осознанного здоровьесбережения. Поэтому, ведя речь о выработке навыка здоровьесбере-жения, необходимо опираться на соответствующие аспекты знаний и умений человека. Действительно, опираясь на знания и умения, человек может мысленно выстраивать образ своих действий, направленных на предупреждение возможного вреда своему здоровью. Понятно, что в здоровьесбережении вряд ли целесообразно ограничиваться механическим повторением какого-то набора действий, которые могли бы способствовать выработке навыка здоровьесбережения.

Дело в том, что в отношениях человека с собой и с окружением возможны различные ситуации, выход из которых требует нестандартных действий. Тогда человек должен искать и находить такие действия, которые не наносили бы существенного вреда его здоровью. При этом важно, чтобы такие действия не провоцировали бы представителей окружения к противостоянию намерениям человека беречь свое здоровье. Безусловно, это сложная задача, решение которой требует проявлений человеком не только твердости и упорства в выработке навыка здоровьесбере-жения. Важно также проявлять креативность и изобретательность для того, чтобы не провоцировать партнеров к действиям, противоречащим осуществлению человеком намерений вырабатывать навык здоровьесбережения.

Если вернуться к возможностям выработки человеком навыка здоровьесбережения в образовательных отношениях с партнерами и с собой, то здесь не должно бы быть больших проблем. Действительно, формально все участники образовательных отношений должны способствовать выработке образующимися людьми навыков здоровьесбережения. Однако значительным препятствием осуществлению такого рода намерений со стороны партнеров является диалектическое противоречие между необходимость решать образовательные задачи в нормативно установленные сроки и развившимся личным энергоресурсом (в том числе, - и здоровья) образующегося человека. Дело в том, что достижение успехов в развитии образованности может приносить вред здоровью человека. Чтобы снизить риски такого вреда необходимо проявлять заботу о здоровье обучающихся.

Овладение навыком здоровьесбережения должно стать важным результатом образования человека. Выработка же навыков здо-ровьесбережения является задачей, успех в решении которой зависит, прежде всего, от него самого. Действительно, в образовательных отношениях с партнерами человек получает возможность усваивать знания о здоровье, которые он может соотносить со здоровьем своего тела, души и духовности (нравственности). Умения применять соответствующие знания в отношениях с собой и с партнерами он осваивает в образовательном процессе. Имеются возможности осваивать их и в иных отношениях с кем-то (чем-то). Будет ли человек регулярно делать это по собст-

венной инициативе - зависит от него самого, от личностной позиции относительно здо-ровьесбережения.

Роль партнеров, конечно, не следует игнорировать. Тем не менее, сам человек как субъект собственной жизнедеятельности должен определиться «с кем ему по пути». Справедливости ради следует обратить внимание на то, что далеко не всегда человек способен противостоять негативным соблазнам в своем окружении. Поэтому, ведя речь о выработке человеком навыка здоровьесбережения, следует обратить внимание на самовоспитание человеком соответствующих личностных качеств. Речь идет о том, что выработка навыка здоровьесбережения должна сопрягаться с самовоспитанием сильной воли, твердого характера и самосознания ценности своего здоровья и иных личностных качеств. Целенаправленная выработка соответствующего навыка скорее способствует, нежели нет росту его качества по признаку успешности и личной удовлетворенности в разных аспектах жизнедеятельности.

Задача 6. Самоопределяться

с перспективами жизнедеятельности

Образование человека, так или иначе, способствует развитию его сознания. Ориентируясь на достижение социально значимой образованности, человек постепенно осознает неразрывность связей своей жизнедеятельности с тенденциями общественного развития. Признавая ценность прогрессивных устремлений общества, он, рано или поздно, начинает задумываться о собственном месте в соответствующих социальных отношениях. Его самосознание развивается вследствие осмысления неразрывного единства своей жизнедеятельности с окружением. У него постепенно зреет социально ориентированная личностная позиция. Опираясь на происходящие изменения во внутреннем мире, человек, вольно или невольно, мысленно и в действиях апробирует разные социальные роли, инстинктивно и (или) осознанно пытаясь найти приемлемые для себя и полезные для окружения варианты своего участия в общественных отношениях.

Тем самым, образующийся человек активирует развивающийся личный энергоресурс для того, чтобы самоопределиться с перспективами собственной жизнедеятельности. Актуальность задачи - самоопределения человека с перспективами жизнедеятельности -

обостряется тогда, когда человеку приходится решать значимые для него проблемы. Образование призвано решать задачу «готовить человека как понимающего и принимающего задачи социума, способного жить и общаться внутри него, и одновременно - как способного менять самого себя и наличное бытие» [4]. Успех же ее решения существенно зависит от развившейся способности человека мобили-зовывать свой личный энергоресурс на выбор в приемлемых для него и социально значимых вариантов участия в общественных отношениях. Развитие же соответствующих способностей человека происходит вследствие постепенного осознания себя в отношениях с окружением.

Это одна из сложнейших задач образования человека. Дело в том, что перспективы жизнедеятельности человека зависят не только от него самого, от его потребностей. Существенное влияние на них оказывают изменения условий его жизнедеятельности в окружающем пространстве. К тому же, развивающаяся образованность человека влияет на его взгляды, на отношения с собой и с окружением. Фактически, перспективы жизнедеятельности человека относятся к неопределенному (эфемерному, призрачному) ее продолжению. Поэтому мысленно можно представлять различные (в том числе - и фантастические) варианты продолжения своей жизнедеятельности. Теоретически каждый из них правомерно относить к возможным перспективам жизнедеятельности человека. Однако неопределенность перспектив жизнедеятельности человека совсем не означает бесполезности самоопределения с ними.

Размышляя о перспективах жизнедеятельности, человек должен полагаться не только на свои внутренние запросы, которые частично обусловлены и развившимся уровнем его образованности. Не менее важно, чтобы человек ориентировался и на свое окружение. Прежде всего, речь идет о социальном окружении, которое характеризуется своими признаками сосуществования людей друг с другом, а также с природными ресурсами. Осознание себя частью окружающего мира должно бы побуждать человека к поиску лично ценных и социально значимых вариантов самоопределения относительно участия в общественных отношениях, не игнорируя при этом и отношения с собой, с близкими по взглядам на жизнь людей.

Вольно или невольно, человек обнаруживает вокруг себя некоторые виды общественных отношений. Прежде всего, это отношения в семье, в быту, участие в которых происходит неизбежно. В зависимости от социальных ролей, которые человек исполняет в семейных отношениях, либо наблюдая в своем ближайшем окружении, находится его мнение о ценности подобных отношений для себя. Задумываясь о том, что происходит в семейных отношениях вокруг него, осведомляясь о семенных отношениях из различных источников информации, человек выстраивает мысленный образ ценных для него семейных отношений.

Наряду с семейными отношениями человек рано вовлекается в неформальные отношения с людьми. Это могут быть сверстники, люди постарше либо, наоборот, помладше. Отношения с ними, если они осуществляются регулярно, правомерно относить к виду общественных отношений. Участвуя в них, человек принимает на себя (может быть, с согласия партнеров) определенные социальные роли. Исполняя их, он проявляет себя как-то, что вызывает определенные отклики со стороны партнеров. Размышляя об этом, человек должен стремиться осознавать, какие его действия в отношениях с кем-то оказались приемлемыми для партнеров, а какие - нет. Поступая так регулярно, человек постепенно самоопределяется с перспективами неформальных отношений с партнерами.

Довольно рано человек вступает в образовательные отношения с собой и с партнерами. Это особый вид социальных отношений человека, характеризующийся тем, что в нем сочетаются неформальные и формальные аспекты. К тому же, участие человека в образовательных отношениях продолжительно, в идеале - на протяжении всей жизнедеятельности. Поэтому возможностей самоопределиться с перспективами жизнедеятельности в образовательных отношениях у человека довольно много. Так или иначе, каждый человек как-то определяется и с перспективами участия в образовательных отношениях с собой и (или) с партнерами. Другое дело, что далеко не всегда человек делает это обоснованно.

Участвуя в образовательных отношениях с партнерами, человек исполняет те полномочия, которые непосредственно возложены на него. Безусловно, это связано с нагрузкой на него, преодоление последствий которой вызывает не всегда позитивные эмоции. Более

того, далеко не все аспекты образовательных отношений с партнерами соответствуют уровню развившегося личного энергоресурса. Что-то ему сложно понять и тем более принять как важное событие в жизнедеятельности. Конечно, все это вызывает рост негативного отношения к продолжению образования. Справляться с такой тенденцией в развитии отношений человека к продолжению образования можно лишь на ранней стадии зарождения негативного отношения к формальным аспектам образования.

Для этого важно, чтобы участие образующегося человека в формальных образовательных отношениях с партнерами сопровождалось систематическим осмыслением свершившихся фактов с позиции поиска позитивов для себя. Речь идет о том, что анализируя последствия своего участия в образовательных отношениях с партнерами, важно сосредоточиваться на возможной пользе для себя, для перспектив достигнутых результатов в продолжение жизнедеятельности. Осознавая это, человек может легче преодолевать негативные эмоциональные переживания, быстро забывая их. В то же время, найденные предположения о пользе свершившегося участия в образовательных отношениях с партнерами могут служить основанием продолжения образования в формальных образовательных отношениях с ними.

Не следует забывать и об образовательных отношениях с собой как предпосылке возможной коррекции перспективных результатов свершившихся образовательных отношений с партнерами. Действительно, образовательные отношения человека с собой в значительно меньшей степени обременены формальными аспектами. Следовательно, он может осмысливать влияние своего образования на перспективу жизнедеятельности, опираясь на себя и оставаясь наедине с собой. В отношениях с собой человек, в принципе, может беспристрастно рассуждать о пользе тех или иных результатов образования. Естественно, что он должен настраивать себя на это, справляясь, одновременно, с негативами эмоциональных переживаний. Тогда, безусловно, в образовательных отношениях с собой человеку следует искать доводы о пользе образования для перспектив своей жизнедеятельности.

Постоянно поддерживаемый позитивный настрой на продолжение образования как со

стороны партнеров, так и им самим, правомерно признать необходимым условием успешного самоопределения человека в перспективах жизнедеятельности. Тогда образовательные отношения человека с партнерами и с собой будут сориентированными на усвоение знаний, значимых для него, в разных аспектах самоопределения с перспективами собственной жизнедеятельности. Опираясь на усваиваемые знания об отношениях людей друг с другом, с иными аспектами окружения, человек может обоснованно переносить их на себя, на собственные отношения с кем-то (чем-то). Тем самым, его представления (образы отношений с собой, с семьей, с ближайшим окружением) могут в чем-то уточняться, с учетом усвоенных теоретических знаний, освоенных умений и выработанного навыка пользования ими, а также развившихся при этом личностных качеств.

В образовательных отношениях с партнерами человек учится проявлять себя в соответствии с нормами и правилами взаимодействия с ними. Этому должны бы способствовать условия образовательного пространства, а также действия партнеров, обладающих общепринятыми нормами взаимодействия с каждым образующимся человеком. Тогда в процессе образовательных отношений с партнерами он овладевает навыком цивилизованного проявления себя в отношениях с кем-то (чем-то). В образовательных отношениях с собой человеку следует убеждать себя в целесообразности поддерживать отношения с партнерами, не противоречащие общепринятым нормам и правилам. Более того, он может переносить соответствующее поведение на иные виды отношений с кем-то (чем-то). Конечно, это требует от человека опреде-ленных усилий для того, чтобы по своей инициативе поддерживать цивилизованные отношения с партнерами.

Вырабатывая навык цивилизованных отношений с партнерами, человек способствует самоопределению как гражданин своей страны. Его личностная позиция в аспекте целесообразных отношений с кем-то (чем-то) будет определяться в соответствии с навыком взаимодействия с партнерами. Человек с такой личностной позицией становится убежденным сторонником выстраивания перспектив в своей жизнедеятельности, с учетом тенденций в развитии социальных отношений, поддерживая прогрессивные устремления общества.

Важно, чтобы каждый человек овладевал такими социально значимыми профессиональными полномочиями, к которым он предрасположен. Выбор человеком профессии должен бы базироваться на длительном осмыслении своих потенциальных способностей к тем или иным видам предстоящей профессиональной деятельности. Речь, фактически, идет о лонгитюдном профессиональном самоопределении человека. Успешное профессиональное самоопределение правомерно рассматривать как важный аспект самоопределения человека с перспективами жизнедеятельности. Действительно, оно обусловливает корректный выбор направления профессионального образования, успехи в позитивном развитии профессиональной образованности, а также чувственно-эмоциональное благоприятствование как в профессиональном образовании, так и при исполнении соответствующих профессиональных полномочий. Поэтому-то корректное профессиональное самоопределение человека обусловливает и перспективы его жизнедеятельности.

Отсюда понятно, что, участвуя в образовательных отношениях с собой и с партнерами, человек должен бы значительное внимание уделять профессиональному самоопределению. Систематический поиск своей ниши в производственных отношениях может оказаться полезным человеку и в выборе направления профессионального образования, и в успешном овладении основами ценной для него и значимой для общества профессии. Более того, в процессе усвоения знаний о выбранной профессии, освоении умений пользоваться ими, овладении соответствующим навыком развивается профессиональное самоопределение человека, если он систематически размышляет о возможностях пользоваться своими достижениями в предстоящей профессиональной деятельности.

Впрочем, в процессе профессиональной деятельности профессиональное самоопределение человека продолжается, если он сориентировал себя на осмысление перспектив своей жизнедеятельности. Более того, со временем человек осознает тесную связь себя, своей жизнедеятельности с окружением. У него определяются доминанты ценности относительно различных аспектов своей жизнедеятельности. Его самоопределение приобретает признаки интеграции отношений к себе, к семье, к обществу. Доминирующие ценности

начинают довлеть над остальными. На соответствующей основе он и самоопределяется с перспективами своей жизнедеятельности. Как это происходит и (или) происходит ли вообще, зависит от результатов самоопределения человека в процессе образования.

Выводы. Решение комплекса задач, выстроенного по основанию социально значимой образованности как перспективной цели образования человека, может способствовать успеху его участия в образовательных отношениях с собой и с партнерами. Успешное их решение может способствовать развитию социально значимой образованности человека с индивидуальной спецификой. Отклонение образованности человека от образа (от модели) обусловливается влиянием на него многочисленных объективных и субъективных факторов. Поэтому-то образ социально значимой образованности следует рассматривать как ориентир образовательной деятельности человека, направленной на успешные перспективы жизнедеятельности при сохранении паритета отношений с собой и с окружением.

Литература

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. -263 с.

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев. - М. : Наука, 1977. - 381 с.

3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. / В.А. Беликов. -М. : Академия Естествознания, 2010. - 340 с.

4. Даутова, О.Б. Идеал и цели образования: образованность как культура ответственности / О.Б. Дайтова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. -http://cyberleninka.ru/article/n/ideal-i-tseli-obrazovaniya-obrazovannost-kak-kultura-otvetstvennosti (дата обращения: 28.06.2015).

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М. : Издат. корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

6. Котлярова, И. О. Систематизация критериев качества университетского образования /И.О. Котлярова //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2005. - № 15 (55). -С. 29-37.

7. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема

общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1975. -С. 124-135.

8. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с. -(Мастера психологии).

9. Новиков, А.М. Понятие «образованность» в постиндустриальном обществе / А.М. Новиков. - www.anovikov.ru (дата обращения: 28.06.2015).

10. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса /И.О. Кот-лярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, О.А. Хан-жина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2008. - № 29 (129). - С. 34-54.

11. Сериков, Г.Н. Личный энергоресурс как основа жизнедеятельности человека / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2014. -Т. 6, № 1. - С. 7-19.

12. Сериков, Г.Н. Социально значимая образованность как перспективная цель образования человека / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 1. - С. 47-56.

13. Сериков, Г.Н. Уточненное понятие «образованность человека» / Г.Н. Сериков // Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - С. 32-38.

14. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с. -(Мастера психологии).

15. Martin, J.R. Educational theory / J.R. Martin // Board of Trustees of the University of lilinoi. The Ideal of the Educated Person. -1981. - Vol. 31, No. 2. - С. 97-109.

16. Peters, R.S. Education and the Educated Man. A Critique of Current Educational Aims /R.F. Dearden, P.H. Hirst and R.S. Peters. -London: Routledge & Kegan Paul, 1972.

Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), ppo_00@mail.ru.

Поступила в редакцию 18 апреля 2015 г.

TASKS TO DIRECT EDUCATION TOWARDS SOCIALLY IMPORTANT GOAL

G.N. Serikov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ppo_00@mail.ru

The expected (required but not real) result of the education is considered to be its goal. The goal's image is interpreted in the article as socially important education of a human being. It is characterized by the integrity of human knowledge about the relationship with oneself and others; skills to use in life; personal qualities that contribute to the success of human life. To achieve the socially important education you need to solve various tasks in the educational relationships of a man with oneself and with others. The content of these tasks is preconditioned by the characteristics of the socially important education and its properties. So, the tasks are: to get knowledge about the relationship of people with each other and with the environment; to develop the ability to use knowledge about the relationship with oneself and with the environment; to develop the skills necessary to use in dealing with each other and with the environment; to become competent in self-education; to develop the skill of health saving; to define the prospects of human life. The rationale is given that the active participation of a human being in the solution of complex problems will help to advance his education to a socially meaningful way.

Keywords: education; assimilation of knowledge; skills development; usage of acquired knowledge; competent in self-education; health preservation skill; self-determination; prospects of life.

References

1. Aver'yanov A.N. Sistemnoe poznanie mira: Metodologicheskie problemy [Knowledge of the World: Methodological Problems]. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 263 p.

2. Anan'ev, B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the Problems of Modern Knowledge of Man]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 381 p.

3. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost' [Education. Activities. Personality]. Moscow, Akademiya Estestvoznaniya Publ., 2010. 340 p.

4. Dautova O.B. [Ideal and Goal of Education: Education as a Culture of Responsibility]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ideal-i-tseli-obrazovaniya-obrazovannost-kak-kultura-otvetstvennosti (accessed 28.06.2015).

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational Psychology]. Moscow, Logos Publ., 2000. 384 p.

6. Kotlyarova I.O. [Ordering of Quality Criteria for University Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Health, Physical Culture, 2005, no. 15 (55), pp. 29-37. (in Russ.)

7. Lomov B.F. [Communication as a Problem of General Psychology]. Methodological problems pro-social psychology, 1975, pp. 124-135. (in Russ.)

8. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 352 p.

9. Novikov A.M. Ponyatie "obrazovannost"' v postindustrial'nom obshchestve [Concept of Education in the Post-Industrial Society]. Available at: www.anovikov.ru (accessed 28.06.2015).

10. Kotlyarova I.O., Serikov G.N., Serikov S.G., Khanzhina O.A. [Performance Evaluation of the Quality of the Results of the Educational Process]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Health Care, Physical Culture, 2008, no. 29 (129), pp. 34-54. (in Russ.)

11. Serikov G.N. [The Social Significant Education as a Long-Term Goal of a Person]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical Sciences, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 47-56. (in Russ.)

12. Serikov G.N. [The Refined Concept of "Educated Man"]. Chelovekoorientirovannoe upravlenie sberezheniem lichnykh energoresursov uchastnikov obrazovaniya [Man Oriented Management of Personal Energy Saving Participants Education], 2014, pp. 32-38. (in Russ.)

13. Serikov G.N. [Personal Energy as the Basis of Human Life]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical Sciences, 2014, vol. 6, no. 1, pp. 7-19. (in Russ.)

14. Chaldini R. Psikhologiya vliyaniya [Psychology of Influence]. St. Petersburg, Peter Publ., 2007. 288 p.

15. Martin J.R. [Educational Theory]. Board of Trustees of the University of lilinoi. The Ideal of the Educated Person, 1981, vol. 31, no. 2, pp. 97-109.

16. Peters, R.S., Dearden R.F., Hirst P.H. Education and the Educated Man. A Critique of Current Educational Aims. London, Routledge & Kegan Paul, 1972.

Received 18 April 2015

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Сериков, Г.Н. Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 3. - С. 28-46.

FOR CITATION

Serikov G.N. Tasks to Direct Education Towards Socially Important Goal. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 3, pp. 28-46. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.