Научная статья на тему 'О систематизации понятий педагогики'

О систематизации понятий педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОНЯТИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ОБРАЗОВАВШИЙСЯ ЛИЧНЫЙ РЕСУРС / SYSTEM OF NOTIONS / EDUCATION / EDUCATED PERSON / GENERATED PERSONAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

В статье говорится о необходимости систематизации понятий педагогики. Автор считает, что, пришло время дополнить принцип плюрализма, который главенствовал в педагогике в период накопления научных фактов и стал причиной появления многочисленных разнообразных толкований образования как социального явления, требованием соответствия теоретических конструктов положениям и постулатам общей методологической базы. В качестве таковой предлагается человекоориентированная системно-синергетическая методология, которая могла бы объединить результаты разрозненных исследований в целостное, полнокровное научное направление. Поскольку в любой теории существует фундаментальный терминологический аппарат, в статье подробно рассмотрены понятия «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека», характеризующие, с точки зрения автора, ядро педагогики. Показано, что данные понятия имеют сложную структуру. «Образование человека» включает такие компоненты, как обучение, воспитание и самообразование, которые, в свою очередь, распадаются на более частные составляющие. К элементам «образовавшегося личного ресурса» (пополненного благодаря образованию) относятся знания, умения, присвоенные в ходе образования ценности, сформировавшаяся субъектность, а также качественные показатели здоровья индивида. Ключевые термины педагогики, с помощью которых описываются явления, касающиеся процесса образования, можно представить в виде трехуровневой системы, где на первом уровне располагаются понятия, характеризующие виды образования; на втором – находится группа понятий, связанных с видами образовавшегося ресурса человека; на третьем – система обобщенных понятий, объединяющих два предыдущих уровня и отражающих их бинарные отношения. Предлагаемый конструкт упорядочения понятийного аппарата педагогики, выстроенный в соответствии с универсаль ными правилами систематизации объектов любой природы, вносит определенность в теоретические представления об образовании человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О систематизации понятий педагогики»

Образование и наука. 2013. № 4 (103)

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.18+378.322

Г. Н. Сериков

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. В статье говорится о необходимости систематизации понятий педагогики. Автор считает, что, пришло время дополнить принцип плюрализма, который главенствовал в педагогике в период накопления научных фактов и стал причиной появления многочисленных разнообразных толкований образования как социального явления, требованием соответствия теоретических конструктов положениям и постулатам общей методологической базы. В качестве таковой предлагается человеко-ориентированная системно-синергетическая методология, которая могла бы объединить результаты разрозненных исследований в целостное, полнокровное научное направление.

Поскольку в любой теории существует фундаментальный терминологический аппарат, в статье подробно рассмотрены понятия «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека», характеризующие, с точки зрения автора, ядро педагогики. Показано, что данные понятия имеют сложную структуру. «Образование человека» включает такие компоненты, как обучение, воспитание и самообразование, которые, в свою очередь, распадаются на более частные составляющие. К элементам «образовавшегося личного ресурса» (пополненного благодаря образованию) относятся знания, умения, присвоенные в ходе образования ценности, сформировавшаяся субъектность, а также качественные показатели здоровья индивида.

Ключевые термины педагогики, с помощью которых описываются явления, касающиеся процесса образования, можно представить в виде трехуровневой системы, где на первом уровне располагаются понятия, характеризующие виды образования; на втором - находится группа понятий, связанных с видами образовавшегося ресурса человека; на третьем - система обобщенных понятий, объединяющих два предыдущих уровня и отражающих их бинарные отношения. Предлагаемый конструкт упорядочения понятийного аппарата педагогики, выстроенный в соответствии с универсаль-

ными правилами систематизации объектов любой природы, вносит определенность в теоретические представления об образовании человека.

Ключевые слова: система понятий, образование, образованный человек, образовавшийся личный ресурс.

Abstract. The paper emphasizes the necessity of systemizing the pedagogic concepts to complement the pluralism principle dominating in pedagogy over the recent years. The author recommends the person oriented systematic synergetic methodology combining various research data into a holistic scientific approach.

The paper regards education as the core pedagogic concept - including training, upbringing, self-education, their respective subcomponents, and generated personal resource. The elements of personal resource combine the acquired knowledge, skills and values, developed subjective attitudes and individual health data. The key pedagogic terms describing the educational process are represented by a three-level system; the first level involves the educational form concepts, the second - generated personal resource, the third - summarized notion system combining the previous levels and reflecting their binary relations. The given construct systemizes the pedagogic conceptual apparatus and clarifies the theoretical notion of personal education.

Keywords: system of notions, education, educated person, generated personal resource.

Развитие педагогики как науки об образовании человека происходило по принципу плюрализма способов построения теоретических конструктов (понятий, правил логического вывода и т. д.), что привело к появлению многочисленных и разнообразных толкований образования как социального явления. Однако опора на принцип плюрализма педагогических исследований была вполне оправдана только в период накопления научных фактов как различных интерпретаций явлений в практике образования людей. Вряд ли кто будет возражать, что в современной педагогике уже разработано и существует параллельно огромное количество различных теоретических конструкций, которые сходны по существу. Дальнейший их рост без систематизации становится бессмысленным. Подобное «топтание на месте» чревато угрозой утраты доверия к педагогике как к научной отрасли.

Думается, что настало время перейти от накопления научных фактов к выделению и акцентированию того позитива, который есть сегодня педагогике. Это был бы качественно иной этап ее развития, характеризующийся появлением целостных, стройных, убедительных теорий, каждая из которых выстраивается на определенных методологических основаниях, т. е. принцип плюрализма следует дополнить требованием соответствия теоретических конструктов положениям и постулатам общей методологической базы, которая объединит результаты исследований в целостное, полнокровное научное направление.

Прогрессивным тенденциям в развитии социальных отношений соответствует мировоззрение, в котором главная ценность -человек и которое опирается на единение людей, на упорядочение их взаимодействия друг с другом. Педагогика же призвана отражать явления, связанные с формированием личностей, в том числе и прежде всего с позиций общечеловеческих ценностей. Поэтому в основании построения педагогической теории должна, естественным образом, находиться гуманноориентированная, или чело-векоориентированная, системно-синергетическая методология [5, 6]. Руководство данной методологией даст исследователям сферы образования и педагогики ясную установку на приоритет человека в процессе обучения и воспитания, выдвинет на первый план решение проблем взаимоотношений в обществе педагогическими средствами.

С позиций человекоориентированной системно-синергетичес-кой методологии, основная цель образования - поиск научно обоснованных методов ненасильственной интеграции человека в общественные отношения, его гармоничной адаптации в социальном окружении при обязательном условии сохранения (укрепления) его здоровья, природоопределенной индивидуальности и иных уникальных особенностей внутреннего мира, которые составляют его личный ресурс, необходимый для продолжения и развития благополучной, успешной и эффективной жизнедеятельности. Следовательно, главной задачей образования необходимо признать пополнение личного ресурса каждого учащегося.

Личный ресурс человека - это совокупность «внутренних сил», позволяющих ему активно проявлять себя в качестве субъекта собственной жизнедеятельности во взаимодействии с внешним окружением [8]. Если к образованию подходить как к процессу и результату развития личных ресурсов обучающихся, то его следствия целесообразно представлять целостно, а не сводить к отдельным усвоенным знаниям, умениям, навыкам или даже к компетентностям.

Целостно же отражать разные аспекты образования человека в теоретических конструктах педагогике позволит именно опора на гуманноориентированную системно-синергетическую методологию. Тогда, с нашей точки зрения, педагогическая наука обретет продуктивный вектор поиска и проектирования методических замыслов (педагогических технологий), способов учебно-педагогического сотрудничества участников образовательного процесса, ориентированного на ценности человеческой жизнедеятельности. Реализация этих методик, технологий, способов в социальной действительности (в том числе, и в области образования), в свою очередь, будет способствовать развитию лично ценных и общественно значимых качеств участников (субъектов) образования. Причем речь идет не только о тех, кто учится, но и обо всех тех, кто как-либо причастен к образованию. Синергетический компонент данной методологии обеспечит интеграцию личных ресурсов людей в целостный человеческий ресурс социума (отдельной группы или общества в целом); метод систематизации послужит упорядочению развившихся личных ресурсов каждого и объединенного человеческого ресурса общности для дальнейшего совместного пользования продуктом (результатом) образования. Таким образом, детализированный процесс образования может служить одной из возможных интерпретаций установления социально привлекательных взаимоотношений между партнерами, озабоченными одними и теми же проблемами.

Понятно, что подобная краткая характеристика человекоори-ентированной системно-синергетической методологии не дает полных представлений о ее возможностях в решении назревших задач образования и не исчерпывает всего ее содержания. Собст-

венно, это и не является целью нашей статьи. Мы лишь хотим обратить внимание на острую необходимость систематизации понятийного аппарата современной педагогики, который требуется для продолжения педагогических исследований, направленных на построение целостной, гармоничной, отвечающей существующим реалиям теории образования человека. А указанная методология представляется наиболее перспективным основанием для преодоления обозначенной проблемы.

В любой теории существует фундаментальный терминологический аппарат. К общим понятиям, характеризующим ядро педагогики, следует отнести собственно «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека». Рассмотрим каждое из этих понятий.

Образование человека принято традиционно трактовать, обозначая две неразрывные ведущие составляющие процесса формирования и развития личности - обучение и воспитание. Однако на деле, как ни странно, далеко не всегда соблюдаются должные равные пропорции обучения и воспитания, а иногда и вовсе игнорируется взаимосвязь между ними. В последние десятилетия вообще наблюдается тенденция разрушения их целостности: обучение явно стало доминировать, а воспитание в образовании ушло на последний план.

Рассуждая о взаимосвязи между обучением и воспитанием, разные авторы представляют образование как систему определенных элементов. В свою очередь, в воспитании выделяют системы собственных элементов. Существуют различные интерпретации систем обучения и систем воспитания [2-4, 7, 9 и др.].

С позиции же гуманноориентированной системно-синергети-ческой методологии важно подчеркнуть, что образование человека - это процесс развития, который происходит путем обмена информацией с окружающей средой, т. е. образование не ограничивается влиянием на человека только обучения и воспитания в специально организованных для этого учреждениях, а включает также иные аспекты отношений с отдельными, порой очень разными людьми, общественными группами, организациями или целыми социальными институтами. Другими словами, каждый «образую-

щийся» человек является еще и субъектом самообразования, вольно или невольно откликается на социальные воздействия и самоопределяется в отношении как к самому себе, так и к своему окружению (рис. 1).

Рис. 1. Образование человека как система

В таком подходе к образованию обнаруживается специфика аспектов отношений человека с различными источниками информации. Обучаясь, человек обязан усваивать содержание образования, которое принято, как правило официально, считать необходимым для его жизнедеятельности. В процессе воспитания он приобретает опыт, важный для социализации. Благодаря самообразованию он может удовлетворять личные образовательные потребности. Во взаимодействии с различными социальными институтами индивид получает опыт отношений с окружающей средой. Усваивая информацию из доступного окружения, он начинает пользоваться ею в своей жизнедеятельности.

Образование, бесспорно, меняет качества личности, но по поводу сути этих перемен опять-таки есть разные точки зрения. Очень часто фиксация данных метаморфоз ограничивается констатацией приобретения человеком определенных знаний, умений и навыков, компетентностей и др. При этом вне зоны внимания остаются так называемые побочные эффекты (например, появление новых возможностей в отношениях с самим собой и с окруже-

нием); т. е., фактически, отсутствует целостное представление о влиянии образования на человека, о последствиях этого процесса, отражающихся на качестве его жизни.

Любой человек как явление многогранен и уникален, тем более это утверждение справедливо применительно к образованному человеку. Описать данный феномен досконально пока нереально, если вообще возможно. Однако для педагогики и измерения результатов образования важно выявить и обозначить, хотя бы в общем виде, изменения личного ресурса человека, или, иначе, его «образовавшийся ресурс». Выделим наиболее значительные аспекты трансформаций, происходящих с личностью в процессе образования.

Как было сказано ранее, образованность не следует отождествлять только со знаниями и умениями, приобретенными посредством обучающих и воспитательных мер. Образованный человек становится обладателем целой совокупности различных новообразований - новых видов личных ресурсов, которые все вместе и составляют его «образовавшийся ресурс». К видам образовавшегося личного ресурса правомерно отнести как знания и умения, так и присвоенные ценности, сформировавшуюся субъектность, а также качественные изменения здоровья индивида. Сделаем небольшие пояснения к каждому из названных видов.

Знания представляют собой полученные и усвоенные сведения об окружающем мире, почерпнутую из опыта человечества информацию о различных сферах деятельности, а также о том, как используется и как может использоваться накопленный социальный опыт. Благодаря наличию определенного багажа знаний человек может постигать себя как индивидуальность. Фактически знания являются предпосылкой компетентностей, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, проявляющихся в способностях к осуществлению реального, жизненного действия, готовности выносить суждения и решать конкретные разнообразные задачи, в том числе личные и социальные.

Компетентность, кроме знаний, подразумевает и умения - приобретенные способности и навыки выполнять определенные дейст-

вия, совершать акты, деяния, опираясь на свои знания и на личный опыт их применения. Умения человека характеризуют его процессуально- деятельностную состоятельность. Как вид личного ресурса, развившийся в образовании, умения человека можно разделить на когнитивные и созидательные. Первые способствуют реализации познавательных компетенций человека, а вторые - созидательных, проявляющихся в его творческой деятельности. Созидательные компетенции предопределяют готовность человека применять обретенные знания и умения «за пределами своего образования».

Усвоенные знания и умения, безусловно, связаны с формированием личных ценностей. Воплощая какие-либо компетенции, получая и перерабатывая необходимые для этого сведения, человек так или иначе проявляет собственное отношение к ним и к используемым умениям. Так, социально значимые ценности становятся его личным достоянием. Приобретенные знания и умения интегрируются в личных ценностях, вследствие чего у человека появляется новое качество личных ресурсов, которое называется образованностью [6, с. 8].

Образованность как интегративный вид личного ресурса способствует самоопределению и самовыражению индивида. Благодаря ей человек становится способен не только ставить цели, но и добиваться их, т. е. превращается в субъекта собственной жизнедеятельности. Субъектность - вид личного ресурса, в основе которого лежит самоуправление, появлению и развитию которого предшествует педагогическое сопровождение образовательного процесса, поэтому субъектность правомерно считать одним из следствий образования.

Образование, конечно же, влияет и на состояние здоровья людей. С одной стороны, они получают знания о необходимости здорового образа жизни, обретают умения поддерживать его; с другой стороны, тратят немалые личные физические ресурсы. Самочувствие обучающихся и завершивших обучение во многом зависит и от того, является ли сохранение собственного здоровья их личной ценностью; насколько эффективно они могут регулировать личную работоспособность, снижать риски переутомления и какова их выносливость к нагрузкам.

Таким образом, все перечисленные виды личного ресурса человека, который пополняется в процессе его образования, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Степень сформированности каждого элемента образовавшегося ресурса человека в отдельности и всех их в целом показывает, в какой мере он созрел для самоуправления собственной жизнедеятельностью. Схематично содержание понятия «образовавшийся ресурс человека» представлено на рис. 2.

Рис. 2. Понятие «образовавшийся личный ресурс человека»

Оформившийся образовавшийся ресурс ни в коем случае не является завершающей фазой развития человека - это диалектическое явление. Приступая к получению образования, человек уже обладает каким-либо потенциалом, синтезирующимся с вновь приобретаемыми на каждой ступени образования видами ресурсов. Регулярное пополнение ресурсных запасов обусловливает постепенные изменения свойств личности, которые, в свою очередь, влияют на дальнейшее направление и характер индивидуальной траектории образования. Фактически образование человека и его

следствия связаны между собой бинарным отношением, которое проецируется на отношения понятий «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека» в педагогике: образование обусловливает изменения в личном ресурсе, а изменившийся личный ресурс служит причиной изменений в образовании.

Выше было показано, что понятия «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека» имеют сложную структуру: первое включает такие компоненты, как обучение, воспитание и самообразование, которые распадаются на более частные составляющие; во второе входят субъектность, образованность, здоровье и личные ценностные ориентации по отношению к себе и к окружению, и каждый из перечисленных элементов можно представить через специфические признаки и наиболее существенные взаимосвязи между ними. Бинарные отношения между данными многокомпонентными понятиями определяют структуру фундаментальной системы понятий педагогики. В содержательном аспекте эта система отражает социальное влияние на человека. В бинарных отношениях между образованием человека и образованным человеком выражается также саморегулирующееся взаимодействие субъектов их осуществления. Поэтому отличительными признаками системы понятий «образование человека» и «образовавшийся ресурс человека» являются не только те, которые характеризуют каждый ее элемент. К ним относятся еще и признаки бинарных отношений между участниками образования как субъектами исполнения принятых на себя компетенций во взаимодействии с партнерами (рис. 3).

Понятие

Понятие -> «образовавшийся

«образование человека» <- личный ресурс

человека»

Рис. 3. Обобщенная система понятий

Ключевые понятия педагогики, с помощью которых описываются явления, касающиеся процесса образования, можно представить, согласно правилу «от частного к общему», в виде трех-

уровневой системы, где на первом уровне располагаются понятия, характеризующие виды образования (обучение, воспитание, самообразование); на втором уровне находится группа понятий, связанных с видами образовавшегося ресурса человека (знаниями, умениями, образованностью, здоровьем, ценностями индивида и его субъектностью); на третьем - система обобщенных понятий, объединяющих два предыдущих уровня и отражающих их бинарные отношения.

Предлагаемый конструкт упорядочения понятийного аппарата педагогики, выстроенный в соответствии с универсальными правилами систематизации объектов любой природы, вносит определенность в теоретические представления об образовании человека.

Литература

1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: мо-ногр. М.: Академия естествознания, 2010. 340 с.

2. Загвязинский В. И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 1999. № 1. С. 34-36.

3. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова, 2002. 126 с.

4. Котлярова И. О. Инновационные образовательные системы // Вестник ЮУрГУ. Сер. Образование, здравоохранение, физическая культура. Вып. 15, № 13 (113). 2008. С. 12-24.

5. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: моногр. Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1999. 242 с.

6. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека: моногр. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.

7. Сериков Г. Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований. М.: Владос, 2005. 440 с.

8. Сериков Г. Н. Гуманно ориентированная системно-синер-гетическая интерпретация человеческого ресурса // Вестник ЮУрГУ.

© Н. В. Силкина, Н. О. Ваганова

Сер. Образование. Педагогические науки. Вып. 10, № 36 (212). 2010. С. 9-17.

9. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. М.: Магистр-Пресс, 1999. 267 с.

УДК 377.112-057.85

Н. В. Силкина, Н. О. Ваганова

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Эволюция современного образовательного процесса и возросшие требования работодателей к качеству профессионального обучения стали причиной организации университетских комплексов, которые призваны осуществлять преемственность уровней образования, модернизировать систему подготовки специалистов, обеспечивать эффективное учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между своими структурами, равенство и соблюдение их интересов. Однако рассогласованность действий преподавательского состава среднего и высшего звена препятствует продуктивному функционированию данных комплексов.

В статье рассматриваются сходство и различие государственных требований к аттестации, повышению квалификации и собственно деятельности педагогов среднего профессионального образования и научно-педагогических кадров высшей школы в структуре университетского комплекса.

На основе проведенного сравнительного анализа нормативных документов даны определения понятий «преподаватель профессиональной образовательной организации (СПО)» и «преподаватель образовательной организации высшего образования (ВПО)», выдвинуты предложения о формировании единых критериев оценки деятельности педагогических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.