Научная статья на тему 'Социально значимые аспекты самоопределения личности'

Социально значимые аспекты самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
672
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SELF-IDENTITY / PERSONAL POSITION / CIVIL SELF-IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

В современных условиях развития общества России ХХI века недостаточно раскрыты социально значимые особенности самоопределения личности. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречий между человеческими потребностями в самореализации и социально обусловленными ограничениями в отношениях человека с собой и с окружением. Цель исследования состояла в выявлении социально значимых аспектов самоопределения личности, характеризующих все стороны жизнедеятельности людей. Осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез специфики самоопределения личности и ее социально значимых аспектов. Выявлены социально значимые аспекты самоопределения личности, к которым отнесены профессиональное и гражданское самоопределение, а также самоопределение относительно целей и задач самореализации в профессиональном, общественном и семейном аспектах жизнедеятельности человека. Самоопределение личности представлено как многоаспектное динамическое явление, отражающее типичные аспекты жизнедеятельности человека в отношениях с собой и с окружением. Авторское понимание самоопределения может служить ориентиром для участников образования для постановки целей образовательного процесса, а также его дальнейшего проектирования и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY SIGNIFICANT ASPECTS OF SELF-IDENTITY

The socially significant features of self-identity for the Russian society of the 21st century have not been studied much. The actuality of the paper lies in the contradiction between human needs for self-realization and social constraints in human relationships both with each other and with the environment. The study is aimed to identify socially significant aspects of self-identity that characterizes all aspects of people’s life. The literature on the subject of self-identity was analyzed. The synthesis of the specifics of self-identity and its socially significant aspects was made. The socially significant aspects of self-identity were defined. They are: professional and civic self-identity, self-identity based on the goals of self-realization in the professional, social and family aspects. Self-determination of the individual is represented as a dynamic multi-faceted phenomenon that reflects the typical aspects of human life in relationship both with oneself and with the environment. Author's understanding of self-identity can serve as a basis for educators to set the goals of educational process, to its further design and implementation.

Текст научной работы на тему «Социально значимые аспекты самоопределения личности»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378.03 + 316.37 ББК Ч448.00 + С53

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ АСПЕКТЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Г.Н. Сериков

В современных условиях развития общества России ХХ1 века недостаточно раскрыты социально значимые особенности самоопределения личности. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречий между человеческими потребностями в самореализации и социально обусловленными ограничениями в отношениях человека с собой и с окружением. Цель исследования состояла в выявлении социально значимых аспектов самоопределения личности, характеризующих все стороны жизнедеятельности людей. Осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез специфики самоопределения личности и ее социально значимых аспектов. Выявлены социально значимые аспекты самоопределения личности, к которым отнесены профессиональное и гражданское самоопределение, а также самоопределение относительно целей и задач самореализации в профессиональном, общественном и семейном аспектах жизнедеятельности человека. Самоопределение личности представлено как многоаспектное динамическое явление, отражающее типичные аспекты жизнедеятельности человека в отношениях с собой и с окружением. Авторское понимание самоопределения может служить ориентиром для участников образования для постановки целей образовательного процесса, а также его дальнейшего проектирования и реализации.

Ключевые слова: самоопределение, личностная позиция, гражданское самоопределение, профессиональное самоопределение, общественные отношения

Поступательное развитие личностной позиции человека обусловливает его потребности в поиске своего места в жизненном пространстве [1, 2, 6, 7, 10, 13]. Опираясь на осмысление своих особенностей, на представление себя в отношениях с кем-то (чем-то), на осознаваемое мнение о потребностях в отношениях с окружением, человек постепенно приходит к самоопределению в отношениях с собой и с окружением. По сути, самоопределение личности является видом личностной позиции человека, относящимся к выявлению и утверждению собственного мнения относительно предпочтений в отношениях с кем-то (чем-то) в жизненном пространстве. При этом социально ориентированная личностная позиция человека побуждает его к самоопределению в отношениях с обществом, ориентируя на использование личного энергоресурса с тем, чтобы приносить пользу оному.

Самоопределение личности базируется на потребностях человека участвовать в социальных отношениях с тем, чтобы занять соб-

ственную нишу, опираясь на осознаваемые тенденции в развитии личного энергоресурса. Речь идет о поиске человеком приемлемого для себя сегмента социальных отношений, находясь в котором он может успешно сочетать самореализацию с продуктивным исполнением социальных ролей. Поэтому для самоопределения личности недостаточно осмысливать свой внутренний мир и на этой основе определяться с позицией относительно участия в социальных отношениях. Необходимо приобретение личного опыта в использовании различных социальных ролей с тем, чтобы найти те из них, которые поддаются успешному освоению и приносят при этом эмоционально-чувственного удовлетворение.

Отсюда ясно, что самоопределение личности зарождается и зреет в совершении человеком отношений с кем-то (чем-то) [3-5, 8]. При этом рефлексия осуществленных отношений способствует самосознанию, насколько ценны для него отношения с теми или иными представителями окружения, что явля-

ется предпосылкой зарождения личностной позиции относительно их ценностей для себя. Выявление же ценности для себя элементов совершенных отношений с кем-то (чем-то) способствует самоопределению в самореализации, сочетаемой с исполнением подобных социальных ролей. Тем самым следует признать, что самоопределение личности происходит вследствие длительного опыта человека в осуществлении разнообразных отношений с окружением, сопровождающимся постоянным осмыслением своих возможностей в достижении успехов и в получении удовольствия при этом [4, 9, 11, 12].

Понятно, что самоопределение личности существенно зависит от разнообразия и многообразия опыта совершенных отношений с кем-то (чем-то), а также от осмысления и осознания его ценности как для себя, так и для окружения. Поэтому, характеризуя самоопределение личности человека, следует иметь в виду не только его осведомленность о разных аспектах окружения и умозрительную ценность каких-то из них для себя. Значительно важнее испытать свое отношение к тем или иным аспектам окружения в реальных отношениях с ними. О самоопределении личности в чем-либо правомерно вести речь по результатам его отношений с соответствующими аспектами жизненного пространства. Однако не следует игнорировать ценность осведомленности (знаний) человека в его самоопределении. Она служит информационной предпосылкой, так или иначе побуждающей человека к опыту отношений с кем-то (чем-то).

Скорее всего, самоопределение человека зарождается в усвоении знаний и в освоении умений пользоваться ими. Усвоенные знания, освоенные умения, опыт образовательной деятельности способствуют становлению личностной позиции человека как зреющего мнения о различных аспектах отношений с собой и с окружением. Соответствующее мнение служит самоопределению человека относительно выбора вариантов отношений с кем-то (чем-то), не противоречащих его личностной позиции. Опыт же тех или иных отношений является апробацией занятой личностной позиции. В случаях успеха занятой человеко-личност-ной позиции в свершившихся отношениях его самоопределение относительно ее усиливается. В противоположном случае обостряется противоречие между осознанным образом личностной позиции и результатами свершившихся отношений. Это вносит элемент

неопределенности в самоопределение человека относительно соответствующих аспектов отношений с собой или с окружением.

Неудачи человека в результатах отношений с кем-то (чем-то), преследующие его регулярно, могут служить основанием внесения корректив в личностную позицию. Если это поможет достижению успехов в продолжении подобных отношений, то самоопределение человека относительно соответствующих аспектов личностной позиции подтвердит свою правомерность. В целом сочетание умозрительного мнения человека о чем-то (ком-то) с опытом отношений с чем-то (кем-то) является ведущим основанием его самоопределения относительно соответствующих аспектов себя, окружения, продолжения отношений с теми или иными представителями окружения. Это относится к самоопределению человека во всем спектре его отношений с собой и с окружением. С точки зрения социальной значимости особую ценность представляют гражданское и профессиональное самоопределение личности.

Гражданское самоопределение личности представляет собой прижизненно приобретаемое человеком свойство, выражающееся в выборе своей позиции по отношению к изменениям в обществе (в сфере социальных отношений). Оно обусловлено необходимостью осмысления общественных отношений к тому, что происходит в социальной сфере. Опираясь на ведущую тенденцию в развитии личностной позиции, человек ищет важные для себя решения, которые кладутся в основу его участия в тех или иных отношениях с теми или иными представителями социального окружения. Фактически гражданское самоопределение личности характеризует не только ее собственную позицию по отношению к тем или иным процессам, происходящим в обществе, но и побуждает личность к действию в соответствии с собственной позицией, направленному на благо общества.

При этом гражданское самоопределение личности происходит на фоне всего многообразия изменений, проявляющихся в общественных отношениях, на разных уровнях их представления. Как субъект собственной жизнедеятельности человек активно включается во взаимодействие с единомышленниками с целью поддержания общими делами тех изменений, которые соответствуют тенденции развития его личностной позиции. В крупномасштабных изменениях общественных от-

Сериков Г.Н.

Социально значимые аспекты самоопределения

личности

ношений (на уровне государства, международного плана) гражданское самоопределение личности выражается в форме моральной и материальной поддержки того, что соответствует его личной позиции. На этом уровне гражданское самоопределение личности предполагает опору на те ценности, с которыми человек себя идентифицировал в мировом социокультурном пространстве.

Так или иначе, гражданское самоопределение личности происходит на фоне общественных отношений, свидетелем которых является человек. Участвуя в семейных, образовательных, производственных отношениях, человек не только усваивает информацию об истории общественных отношений, традициях предков, общественном мнении, перспективах развития общества. По мере своих возможностей он участвует в отношениях с партнерами, осваивая умения настраивать их на деловой лад. На этой основе зарождается и зреет личностная позиция человека относительно самоопределения в отношениях с разными аспектами и уровнями общества. В зависимости от опыта (теоретического и практического) участия в общественных отношениях находится состояние развития гражданского самоопределения личности.

К социально ценным имеет смысл относить такие состояния в развитии гражданского самоопределения личности, которые базируются на паритете личных и доминирующих общественных ценностей. Опираясь на гражданское самоопределение, личность, с одной стороны, должна бы стремиться к налаживанию позитивных отношений с партнерами в разных аспектах социальных отношений, вкладывая в это свой энергоресурс. Как субъект собственной жизнедеятельности человек мог бы активно участвовать в социально полезных делах. Для этого, с другой стороны, социально ценное гражданское самоопределение личности предполагает самосовершенствование личного энергоресурса, значимого в социальных отношениях с кем-то (чем-то). Расширение и углубление содержания личного энергоресурса вполне может способствовать осуществлению замыслов, соответствующих социально ценному гражданскому самоопределению личности.

Социально ценным аспектом жизнедеятельности человека является его участие в производственных отношениях. Как представитель производительной силы человек ценен вкладом в продукт социального производства.

Соответствующий вклад человека зависит не только от его гражданской позиции, но и от профессиональной квалификации, влияющей на исполнение возложенной на него компетенции в производственных отношениях. Являясь элементом личного энергоресурса, профессиональная квалификация обусловлена не только образованностью человека, но и его природоопределенной предрасположенностью к исполнению тех или иных профессиональных компетенций. В связи с этим правомерен вывод о социальной значимости профессионального самоопределения личности. По сути, оно предопределяет не только социальную ценность участия человека в производственных отношениях, но и является лично значимым для него как субъекта своей жизнедеятельности в целом.

Отсюда ясно, что профессиональное самоопределение личности должно быть в центре внимания как общества, так и самого человека. Понятно, что оно базируется не только на его знаниях о сфере производственных отношений и на умениях соотносить их с собой. Несомненно, это важно в плане осознания своего отношения к тем или иным профессиям, а также самооценки своей роли в исполнении тех или иных компетенций. На этой основе развивается личностная позиция человека относительно участия в производственных отношениях как субъекта исполнения приемлемых для него профессиональных компетенций. Она может служить основанием (мотивом) становления профессионального самоопределения личности.

Отсюда понятно, что важным условием профессионального самоопределения личности является не только теоретическое образование, но и опыт участия в производственных отношениях или хотя бы их имитациях. Только тогда человек не только осознает ценность для себя той или иной профессии, но и почувствует ее свойства на себе. Следовательно, профессиональное самоопределение личности предстает как длительное явление осуществления его отношений с собой, со сферой образования, с производством. В процессе этих отношений человек убеждается в ценности для себя выбора профессии, в полезности ее совершения, в значимости своего вклада в общественное производство. Профессиональное самоопределение личности характеризуется также и тем, что человек способен выстраивать перспективы своей профессиональной деятельности.

Фактически осмысление перспектив профессиональной деятельности человека в том или ином плане происходит с момента зарождения профессионального самоопределения его личности. Задумываясь о той или иной профессии, человек мысленно выбирает варианты исполнения тех или иных ролей в ней. Узнавая о разных профессиях, он останавливает свой выбор на тех, которые привлекательны для него. Размышляя о своем выборе, человек выстраивает мысленно свои отношения с кем-то (чем-то), относящиеся к выбранной профессии. Определившись с выбором профессии, человек усваивает знания о ней, осваивает умения пользоваться ими в плане возможного применения к исполнению компетенций в выбранной профессии.

Профессиональное образование предполагает не только усвоение специальных знаний и освоение умений пользоваться ими. Наиболее ценным в смысле профессионального самоопределения личности в профессиональном образовании являются производственные практики. В процессе их прохождения человек может уточнять для себя меру ценности выбранной профессии, убеждаться в том, насколько она значима для него. Его личностная позиция корректируется на основе самоанализа отношений с собой и с объектом производственной практики. В зависимости от этого находятся перспективы развития профессионального самоопределения личности. В таком смысле профессиональное образование, включая производственные практики, является периодом возможных кризисов в профессиональном самоопределении личности.

В зависимости от результатов профессионального самоопределения личности в процессе профессионального образования находится тенденция дальнейшего развития самоопределения. Так или иначе, профессиональное самоопределение личности продолжится в профессиональной деятельности. Понятно, что проблема профессионального самоопределения личности стоит перед человеком на протяжении всей профессионально активной стадии его жизнедеятельности. Пока человек участвует в производственных отношениях, ему приходится искать ответы на какие-то вопросы, относящиеся к профессиональной деятельности. Найденные ответы на некоторые из них служат признаками изменений в профессиональном самоопределении личности.

Следует подчеркнуть, что профессиональное самоопределение личности развива-

ется на фоне иных аспектов ее самоопределения. Отсюда следует, что свойства профессионального самоопределения личности зависят и от содержания и гражданского самоопределения, и от личностной позиции человека относительно разных аспектов его отношений с собой и с окружением, и от развившегося самосознания личности. Огромное значение для профессионального самоопределения имеет состояние и тенденции развития сферы производственных отношений. Являясь внешними условиями жизнедеятельности человека, производственные отношения сказываются неким образом на профессиональном самоопределении личности. Вольно или невольно, человек извлекает информацию о профессиональных аспектах жизнедеятельности, служащую источником отношения человека как к сфере производства в целом, так и к отдельным профессиям, относящимся к ней.

Вместе же гражданское и профессиональное самоопределение личности правомерно отнести к ядру ее самоопределения в целом. Действительно, преобладающая доля жизнедеятельности человека происходит на фоне общественных и профессиональных отношений с партнерами. Это является весовым основанием зарождения и становления как гражданского, так и профессионального самоопределения личности каждого человека. Однако при этом не следует забывать и о том, что всегда и везде человек стремится сохранять себя как самореализующуюся индивидуальность. В таком случае гражданское и профессиональное самоопределение дополняются элементами личного. Следовательно, параллельно человек самоопределяется по отношению к социокультуре (нормам морали, права, иным ценностям) в самореализации и других аспектах жизнедеятельности. Это позволяет констатировать объективную целесообразность самоопределения личности человека во всех видах отношений с собой и с окружением. Целостное самоопределение человека относится не только к его личности, но и к индивидуальности, с которой он себя идентифицировал (определился в самосознании).

Литература

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: МГУ, 1977. -238 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -288 с. - (Мастера психологии).

3. Андреев, В.И. Педагогика творческого

Сериков Г.Н.

Социально значимые аспекты самоопределения

личности

саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - Кн. 1. -567 с.

4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

5. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства / К.Я. Вазина. - Челябинск, 1997. -240 с.

6. Гершунский, Б. С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития / Б. С. Гершунский. - М. : Пед. о-во России, 2001. - 459 с.

7. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Мас-лоу; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пук-зырея // Психология личности: тесты. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с.

8. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А. Милославский. - М.: Педагогика, 1991. -152 с.

9. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

10. Репецкий, Ю.А. Личностное самоопределение - ключевой фактор образования взрослых / Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 1999. - № 2. - С. 32-38.

11. Савиных, В.Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска / В.Л. Савиных. - Курган: Зауралье, 1999. -331 с.

12. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

13. Сухобская, Г. С. Условия включения пожилых людей как активных субъектов в жизнь современного социума // Социальный работник как андрагог / Г.С. Сухобская. -СПб. ; Иркутск, 2001. - С. 95-106.

Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), ppo_00@mail.ru.

Поступила в редакцию 30 августа 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2014, vol. 6, no. 4, pp. 27-32

SOCIALLY SIGNIFICANT ASPECTS OF SELF-IDENTITY

G.N. Serikov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, ppo_00@mail.ru

The socially significant features of self-identity for the Russian society of the 21st century have not been studied much. The actuality of the paper lies in the contradiction between human needs for self-realization and social constraints in human relationships both with each other and with the environment. The study is aimed to identify socially significant aspects of self-identity that characterizes all aspects of people's life. The literature on the subject of self-identity was analyzed. The synthesis of the specifics of self-identity and its socially significant aspects was made. The socially significant aspects of self-identity were defined. They are: professional and civic self-identity, self-identity based on the goals of self-realization in the professional, social and family aspects. Self-determination of the individual is represented as a dynamic multi-faceted phenomenon that reflects the typical aspects of human life in relationship both with oneself and with the environment. Author's understanding of self-identity can serve as a basis for educators to set the goals of educational process, to its further design and implementation.

Keywords: self-identity, personal position, civil self-identity, professional self-identity, public relations.

References

1. Anan'ev B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the Problems of Modern Human Science]. Moscow, MGU Publ., 1977. 238 p.

2. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmetpoznaniya [Man as an Object of Cognition]. St. Peterburg, Piter Publ., 2001. 288 p.

3. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Innovatsionnyy kurs [Pedagogy Creative Self-Development. Innovative Course]. Kazan', KGU Publ., 1996. 567 p.

4. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and Understanding of Human to Human]. Moscow, MGU Publ., 1982. 200 p.

5. Vazina K.Ya. Samorazvitie cheloveka i tekhnologicheskaya organizatsiya obrazovatel'nogo pro-stranstva [Self-Development of Human and Technological Organization of Educational Space]. Chelyabinsk, 1997.240 p.

6. Gershunskiy B.S. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: problemy stanovleniya i razvitiya [Civil Society in Russia: Problems of Formation and Development]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2001. 459 p.

7. Maslow A. Samoaktualizatsiya [Self-Actualization]. Moscow, MGU Publ., 1982. 288 p.

8. Mislavskiy Yu.A. Samoregulyatsiya i aktivnost' lichnosti v yunosheskom vozraste [Self-Regulation and Activity of the Person at Youthful Age]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 152 p.

9. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and Personal Self-Determination]. Moscow, Institut prakticheskoy psikhologii Publ., 1996. 256 p.

10. Repetskiy Yu.A., Semenov I.N. [Personal Self-Determination - a Key Factor in Adult Education]. World Psychology. Scientific-methodical Journal, 1999, no. 2, pp. 32-38. (in Russ.)

11. Savinykh V.L. Professional'noe samoopredelenie podrostkov gruppy riska [Professional Self-Determination Teenagers at Risk Groups]. Kurgan, Zaural'e, 1999. 331 p.

12. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Human Development]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.

13. Sukhobskaya G.S. [Conditions of Including Older People as Active Agents in the Life of Modern Society]. Social Worker as andragogue, 2001, pp. 95-106. (in Russ.)

Received 30 August 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.