Научная статья на тему 'Задачи массового спорта в регионе'

Задачи массового спорта в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
299
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи массового спорта в регионе»

ЗАДАЧИ МАССОВОГО

14 октября 2008 года прошло заседание президиума Госсовета и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физкультуры и спорта. Д.А. Медведев отметил, что «физкультурой и спортом регулярно занимаются 15% граждан страны. Это очень низкий, крайне низкий показатель». Можно оспаривать эти отлакированные функционерами цифры, быть реалистами.

Систематически занимающимися любой формой физической активности - самостоятельно или в организованной группе, может считаться только тот, кто занимается не менее 3-х раз в неделю, 10-11 месяцев в году, от 1,5 до 2 часов за одно занятие. Именно поэтому 40 минутные уроки школьной физической культуры, проходящие 2 раза в неделю, практически не приносят отдачи, а в старших классах просто игнорируются. То же самое можно сказать и о «пользе» дорогостоящих разовых акций - «Спорт - против наркотиков» и тому подобных. Их эффективность в России ничтожна.

Американские учёные долго исследовали более 5000 жителей своей страны, достигших возраста 90 лет, разного социального и материального уровня и цвета кожи. Оказалось, что долгожителей объединяло только одно - они каждый день потели. Посредством активного движения в течение дня они не только выводили шлаки из организма, но и вырабатывали гормоны удовольствия - эндорфины. Можно вырабатывать эндор-фины через обжорство, сигареты, алкоголь, наркотики, наконец. Но те, кто получают эндорфины от движения - спортивных игр, фитнеса, плавания и т.д. практически не нуждаются в сомнительном допинге, что доказано наукой.

В нашем городе с 270000 населением к систематически занимающимся можно отнести только ребят из детских спортшкол. А если учесть, что в Костроме тренеров по всем видам спорта около 100 человек и отнюдь не каждый из них занимается с максимальным количеством детей, ибо это материально не выгодно, то окончательная цифра, включая энтузиастов, занимающихся самостоятельно, не превышает 2%. И дело здесь отнюдь не только в новых спортсооружениях, как кажется некоторым.

В отличие от Запада, в России исторически не сложился приоритет здоровья каждого в отдель-

М.А. Милованов СПОРТА В РЕГИОНЕ

ности человека. У нас всегда жалели больных и убогих. Окончательно развратила людей «бесплатная» медицина. Можно было курить, пьянствовать, наплевательски относиться к себе и получать 100 процентные больничные листы и бесплатные санатории. На Западе поощряли здоровых, в России поощряли больных. На Западе наказывают экономически за излишний вес, курение, многократно увеличивая стоимость медицинской страховки и поощряют семьи, где родственники работника ведут здоровый образ жизни, ибо на работе он должен думать только о производстве. Здоровый ребёнок там экономически выгоден обществу. Именно поэтому возле каждой школы США два футбольных поля, бассейн и огромный спортивный зал с трибунами, где за школьников каждый выходной болеют родители, в чём можно убедиться, если смотреть не только их боевики и ужастики.

В Костроме 10% инвалидов, более 30% пенсионеров. Они чрезвычайно социально активны и требуют льготных медикаментов, дорогостоящего медицинского обслуживания. На этом фоне 25-35 летние родители, желающие, чтобы их дети приобщались к активному движению и не «нагружали» больницы как можно дольше, что было бы экономически выгодно региону, слышны очень мало. У нас нет видов спорта, как в Ярославле, например, хоккей, куда родители водили бы детей с меркантильными целями дальнейшего обогащения. Всё, что им нужно - занятость и здоровье своих детей, а отнюдь не спортивные разряды и звания, которые, кстати, существуют только в России, как атавизм.

Коренная ошибка нашего общества - отсутствие какой-либо превентивной работы для достижения цели и решения среднесрочных и долгосрочных задач. Яркий пример - всегда неожиданное начало зимы, распродажа детских садов и т.д. В городе хорошо работают всевозможные кружки и отделения по направлениям, не связанным со спортом - танцы, искусство, моделирование. Но в любом обществе 15-20% детей очень хорошо физически развиты, склонны к агрессии и выставлению своей силы напоказ, перед сверстниками. Если вовремя отдать их в спортивную секцию, то их негативная энергия начнёт выливаться в спортзале, а не на улице. Тренер, соот-

© М.А. Милованов, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

101

ветственно подготовленный, станет у них нередко первым авторитетом в жизни, фактически отцом, особенно в неполных семьях или в семьях, где отец злоупотребляет алкоголем. Экономя на спортивных школах, мы вынуждены содержать детские колонии. Дело в том, что воспитание здорового образа жизни у ребёнка на 100% зависит от личного примера уважаемого им взрослого и (или) хотя бы его заинтересованности, а не безразличия или демонстративного отрицания, т.е. курения на глазах ребёнка или употребления алкоголя.

Психологи предупреждают, что ребёнок действует не ради чуждых и не всегда ему понятных интересов взрослого, а потому, что тем самым он удовлетворяет собственные побуждения. Одной из таких внутренних необходимостей является зарождённая в виде инстинкта радость движения. Как развивать этот инстинкт, который может угаснуть, если в детских садах и начальной школе практически нет занятий по физической культуре в силу чисто административной неразберихи, царящей уже несколько десятилетий. С 10 лет убедить ребёнка заниматься физкультурой в школе, особенно при сдвоенных уроках, когда в маленьком зале по 50-60 человек одновременно, очень непросто. А если учесть ещё постоянное урезание денег на внеклассную (секционную) работу по физическому воспитанию, нереально. У школы в России, как и у самой страны, две беды -отсутствие воспитания и отсутствие мужчин в педагогических коллективах. Между тем, все до одного классики педагогики, и иностранные, и отечественные - мужчины. Лауреаты Всероссийских конкурсов учительского мастерства, руководители гороно и облоно - мужчины. С уходом из школ пионервожатых в начале 90-х вакуум воспитательной работы обнаружил себя в полной мере. Сейчас мы воспринимаем как должное, что в школах свыше 500 учеников будет работать участковый инспектор. Между тем, педагог по физической культуре мог бы спасти многих из тех, кто сейчас с 10 лет пьёт на улице пиво и курит, если бы имел возможность заниматься с ними с первого класса. Ан нет, учебная недельная нагрузка педагога средней школы - 18 часов, а педагога начального звена - 20. Разница в 2 часа - это и есть уроки физкультуры. Можно себе представить учителя начальных классов, проводящего урок в спортзале, если в программе его подготовки отсутствует методика предмета? Нет физкультуры в начальной школе - нет соревнований даже по

подвижным играм и «Весёлым стартам», где тренер из ДСШ мог бы приглянуть моторных ребят. Функционерам это не нужно - нет выполнения разрядов. Нет разрядов - хромает отчетность.

Между тем, если качественно подходить к развитию массового спорта, можно решить практически все социальные вопросы, ставящиеся перед руководством региона президентом и премьер-министром: развитие патриотизма (патриот спортивной команды, патриот школы, патриот города), реальное противодействие табакокурению, алкоголизму, наркомании, действенная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, подготовка молодёжи к службе в армии, управляемость проблемной молодёжью (если проблемы решаются превентивно), развитие функции «социального лифта» (когда ребёнок из малообеспеченной семьи имеет шанс попасть в элиту общества, став большим спортсменом), оздоровительная работа по месту жительства, становление крепкой, здоровой семьи, продление сроков жизни.

Могут быть решены и многие региональные задачи: закрепление кадров на селе, профилактика суицидов, оздоровительная работа в интернатах различного профиля, реальное противодействие пивному буму и вандализму среди молодёжи.

Спорт - достаточно консервативная отрасль. Всё те же понятия - мастерство и массовость. Тренер набирает три группы новичков по 1720 человек и получает за свой тяжёлый труд менее 3000 рублей. Для того, чтобы зарабатывать 12000-15000 рублей, необходимо 6-8 лет «пахоты» и избавление от 70-80% «неперспективных» детей . Именно поэтому многие родители детей, начиная с 4 лет не могут устроить своих чад в ДСШ. К сожалению, отрасль, задачи которой на 99% социальные - занять и оздоровить детей, рационально, интересно, с пользой для здоровья провести свободное время ребёнка, затем подростка, а в идеале взрослого человека и его семьи находится под полным контролем функционеров, получающих бонусы только за спортивные победы, которых сейчас нет - регион занимает в отчетности бывшего Госкомспорта и среди взрослых и среди детей 70-е места в России за 2007 год. Между тем, количество желающих делать карьеру в отрасли физической культуры и спорта -30 человек - один курс факультета физической культуры в год, причём отнюдь не все они «великие» спортсмены. И совсем ничтожное количе-

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

ство их остаётся в отрасли по выпуску. Поэтому призыв: «Построим спортивные Дворцы и всё у нас получится!» звучит крайне сомнительно.

Печально не только то, что Россия с 15% занимающихся физкультурой и спортом радикально отстаёт от Швеции и Финляндии, стран с не менее суровым климатом, где физически активны до 80% жителей . Печально, что наш регион и в стране отстаёт на 12-15 лет не только от Москвы, но и, к примеру, Мордовии, где около 900000 населения. Они не зациклились на 2 золотых медалях Пекина по спортивной ходьбе, а начали строить гимнастические залы под приглашённого к ним знаменитого тренера по спортивной гимнастике Леонида Аркаева.

К сожалению, в регионе никогда не было системного подхода к отрасли «Физическая культура и спорт». А это детские сады, общеобразовательные школы, ДСШ, подготовка кадров для отрасли, спортивный менеджмент, пресса и телевидение, системы массового спорта и спортивного мастерства. Вот только главные беды каждого звена:

Детские сады. необходимо законодательно подтягивать статус инструктора по физ.подготов-ке к статусу воспитателя, ибо инструктор имеет по ЕТС на один разряд ниже, но самое главное ему не идёт педагогический стаж. Инструкторов нигде официально не готовят, ибо на дошфаке только заочное отделение. А 30 минут занятий 2 раза в неделю по регламенту для шестилеток -это вообще пародия на здоровый образ жизни. В детские сады могут придти и студенты факультета физической культуры и тренеры из ДСШ. Но воз и ныне там.

Общеобразовательные школы. 5 ноября 2008 года президент Д.А. Медведев в своём первом послании стране сказал, что по здоровью школьников «просто ужасающая статистика». Должен быть «приоритет здорового образа жизни в школе». У нас же в большинстве школ просто нет уроков физкультуры в младших классах. До школы ребёнок должен учиться ходить и говорить, в школе сидеть и молчать. Пока преобладает точка зрения главы Татарстана М. Шаймиева: «Пусть бегают вокруг школы», это там где спортзалов нет или не хватает.

Детские спортивные школы. Пока ничем, кроме добровольных родительских пожертвова-

ний тренерам начального звена помочь нельзя. В схеме это выглядит так - 50 родителей (если их и детей устраивает тренер) собирают по 200 рублей и сдают их председателю родительского комитета. Получается 10000 руб. в месяц. Это устраивает всех, это стимул для тренера добросовестно работать, ибо в противном случае дети проголосуют ногами.

Более того, есть материальный стимул набрать ещё ребят, если тренер молод и небогат, а попробуйте найти богатого тренера, а не функционера.

Наше русское: «НИЗЗЯ!» у чиновников без желания оплатить пару дней работы опытного юриста и экономиста для создания типового положения для ДСШ, хотя за репетиторство по любому школьному предмету 200 рублей в час уже давно никто не берёт - дёшево, тем более, если официально. А как вам директора спортшкол без специального образования, бессмысленная взаимная многомиллионная аренда в пределах города только потому, что это школа города, а это области, хотя дети и там и там - жители Костромы. А директор ДСШ, у которого средний возраст тренеров приближается к 60 годам, на предложение взять на практику студентов факультета физической культуры, отвечающий: «А зачем нам конкуренты?»

Сейчас руководители области явно «повелись» на предложение функционеров повысить статус федераций по видам спорта, работающих на общественных началах, состоящих иногда из 3-4 человек. Работу этих подразделений на всероссийском уровне резко критиковал и В. Фетисов, ушедший в отставку, и новый министр спорта РФ В. Мутко за полную безответственность. Гораздо рациональнее взять опыт Ростовской области, одной из самых спортивных в России, где с 1994 года разведены функции облс-порткомитета, отвечающего за спортивное мастерство и горспорткомитета, отвечающего за спортивную массовость, т.е. дошкольный, школьный спорт, спорт по месту жительства, ветеранский спорт и т.д. При этом, перед функционерами, особенно массового спорта, должны стоять приоритеты родителей и их детей, т.е. жителей города, а не количество разрядников, по сути ещё послевоенные критерии.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.