Научная статья на тему 'Система спортивно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы'

Система спортивно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НИЗКАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Михаил Александрович, Цветков М. П.

Статья подчёркивает важность работы детско-юношеских спортивных школ дополнительного образования в деле укрепления здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система спортивно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы»

УДК 378

Милованов Михаил Александрович, Цветков М.П.

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

СИСТЕМА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Статья подчёркивает важность работы детско-юношеских спортивных школ дополнительного образования в деле укрепления здоровья детей.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительная деятельность, здоровый образ жизни, низкая двигательная активность, связь с родителями.

В новых социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при резком удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан меняют равнодушие и лень на активный интерес к здоровому образу жизни. Вслед за западными странами в России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Такая заинтересованность не приобрела ещё, к сожалению, черты устойчивой и целостной системы поведения. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, поэтому они слабо совместимы между собой. Старшее поколение, например, сейчас уповает на траволечение и самолечение, как наиболее дешёвые варианты коррекции здоровья. Но невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы здоровья граждан и здорового образа жизни.

Речь идёт о коренном изменении социального статуса физической культуры и спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей и престиж государства. Государство должно относиться к развитию физической культуры и спорта как к общегражданской деятельности, обеспечивающей и безопасность страны, и жизнеспособность её населения. Как носитель общественных интересов, государство должно сформировать общенациональную модель физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу - стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни.

На общероссийском уровне социальный эффект от такой политики может быть достигнут только при условии вовлечения в занятия физической культурой и спортом не менее 30% российских граждан.

Безусловно, легче всего начинать с наиболее лабильной и подвергающейся позитивной коррекции категории населения - детей школьного возраста. Опыт западных стран неоспоримо доказывает, что развитие спорта в школе приносит обоснованный экономический эффект всему государству.

Развитие физической культуры и спорта в системе общеобразовательных и спортивных школ, в том числе в дошкольном образовании, позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодёжь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты отечества и социально-экономического преобразования общества.

На заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 октября 2008 года в выступлении Президента РФ Д.А. Медведева было чётко сказано, что для развития спорта в России нужна выверенная стратегия, базовая цель которой - обеспечить занятия спортом не менее 80% детей. Для этого необходимо создать свою национальную структуру и систему развития физической культуры и спорта, работа над такой стратегией должна быть открытой.

В ежегодном послании Федеральному собранию РФ 5 ноября 2008 года Президент России Д.А. Медведев отмечает, что новый подход к спорту в школе является одним из базовых параметров модернизации школы, результатом которой должна стать национальная образовательная стратегия - «Наша новая школа».

© Милованов М.А., Цветков М.П., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

295

Сложившийся за предыдущие годы образ школьного учителя физической культуры как «человека со свистком» уже по определению не может положительно влиять на его социальный статус. Поэтому предложенное образовательным сообществом и поддержанное Президентом России объявление 2010 года в России Годом учителя является актуальным и значимым.

На прошедшей 11 февраля 2009 года коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников отмечалось , что существенным фактором, ухудшающим здоровье школьников, является низкая двигательная активность. Особую тревогу вызывает постановка физического воспитания в начальных классах общеобразовательных школ.

В то же время данные специалистов говорят о том, что если до 12-летнего возраста оградить подростка от вредных привычек (при активных занятиях спортом ), то его дальнейшая жизнь будет иметь устойчивый иммунитет от приобщения к асоциальным проявлениям.

Минобрнауки отмечает, что уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 1018%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Прагматичные родители 25-30 лет, выросшие и сформировавшиеся за пределами «бесплатной медицины» СССР, для которых нет ничего ценнее здоровья детей, ясно понимают следующее:

- даже если удастся устроить ребёнка в детский сад, там почти наверняка не будет инструктора по физической культуре, который профессионально заботился бы о двигательном режиме дошкольника. При наличии инструктора два занятия в неделю по 40 минут при 8 часах пребывания ребёнка для старших дошкольников - фактор, практически не влияющий на физическое развитие будущих школьников. А инструктор есть только в одном ДОУ из десяти. Да и очередь в детские сады уменьшается очень медленно;

- в начальной школе практически нет полноценных уроков, хотя наш регион одним из первых отчитался о введении третьего урока физической культуры в неделю;

- школьная физическая культура в России -это скорее государственная декларация, протокол о намерениях, ибо в западных странах созданы все условия, чтобы занятия были выведены за рамки учебного времени. Индивидуальные

шкафчики для переодевания, душевые, доступная спортивная форма, отличные спортзалы и бассейны, право широкого выбора вида спорта, который по душе ребёнку, престиж вхождения в сборную школы по национальному виду спорта, показ школьных соревнований по национальному телевидению;

- родители понимают, что гораздо важнее на начальном этапе развития ребёнка его полноценное здоровье, а не знания, даваемые в школе, только крепкое здоровье будет фундаментом успешной учёбы, ибо больной ребёнок, как правило, сосредоточен на своей болезни, и, следовательно, ему не до учёбы. Учёбу, в отличие от здоровья, всегда можно подкорректировать с помощью репетиторов, особенно на этапе определения с будущей профессией, когда круг предметов, необходимых в дальнейшем, резко снижается;

- с уходом из школы школьнику необходимо позитивное окружение из сверстников, которые бы не курили и не выпивали на переменах за углом школы.

Именно поэтому за последние 10 лет необычайно вырос интерес молодых родителей и, как следствие, их относительно молодых дедушек и бабушек к деятельности детско-юношеских спортивных школ. Как сказано в методических рекомендациях «Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в РФ», «непосредственно к компетенции спортшколы как образовательного учреждения» относятся следующие положения: разработка программы деятельности спортшколы с учётом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Т.е. здесь мы вплотную подбираемся к некому идеалу в реалиях нашей страны, когда интересы детей, родителей и общества совпадают. Как правило, это не так. Вспомним хотя бы многочисленных неформалов, миллионы юных компьютерщиков, зависших в «паутине», наркоманов и алкоголиков среди детей и подростков.

«При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей, начиная с 4-летнего возраста».

И эта часть рекомендаций очень прагматична, особенно для тех детей, кто в детский сад так и не

сумел попасть, ибо необходимость в общении в коллективе сверстников ещё никто не отменял.

Детско-юношеская спортивная школа делит подготовку своих воспитанников на 5 этапов:

- спортивно-оздоровительный (весь период). Основная задача - расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности;

- начальной подготовки - до 3 лет;

- учебно-тренировочный - до 5 лет;

- спортивного совершенствования - до 3 лет;

- высшего спортивного мастерства - 3 года и более.

Необходимо отметить, что спортивная школа является учреждением дополнительного образования детей и относится к типу образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие положительной мотивации личности учащихся к процессу познания и творчества, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах учащихся, общества, государства. Поэтому отсюда логически вытекают задачи учреждения дополнительного образования: обеспечение необходимых условий для укрепления здоровья, развития творческой личности, самоопределения и выбора профессии, вида трудовой деятельности детей в возрасте до 18 лет, социальная адаптация, формирование культуры, организация полноценного содержательного досуга.

Учитывая, что в философской, социологической и педагогической литературе принято различать три подсистемы личности: информационную, мотивационную и операциональную - и связанное с этим двоякое употребление терминов «воспитание», «образование», «обучение», необходимо рассматривать физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, подготавливающий личность к использованию духовных, социальных и материальных ценностей физической культуры, которая позволяет достичь высокой работоспособности и конкурентоспособности в современных жёстких условиях общества.

На взгляд авторов, несмотря на достаточно большой выбор в Костроме спортивных школ и культивирующихся в них видов спорта, оптимальную систему спортивно-оздоровительной деятельности, близкую к идеальной, сумели создать только в ДЮСШ .№1 по спортивной гимнастике. Важным критерием популярности и значи-

мости спортшколы является то, что существует большая очередь из детей, желающих попасть в эту школу, ибо имеющаяся материальная база требует значительного расширения.

Что же так привлекает в первую очередь родителей, ведь спортивная гимнастика не на слуху в обществе, которое любит футбол, хоккей, фигурное катание:

- самый ранний возраст начала занятий по сравнению с другими видами спорта (даже те родители, которые отдают ребёнка в гимнастику для формирования фундамента здоровья, а потом перехода в другой вид спорта, признают, что гимнастика, наряду с плаванием, наиболее гармоничный вид спорта);

- предельная демократичность, материальная доступность вида спорта (отнюдь не все родители могут позволить себе купить хоккейную форму стоимостью в несколько тысяч долларов и затем менять её каждые год - два, тогда как в гимнастике базовый комплект состоит из майки и трусов);

- молодой коллектив преподавателей, ведущих здоровый образ жизни в пределах и за пределами спортшколы, являющийся образцом для подражания не только детей, но и их родителей, ибо положительных примеров в обществе крайне мало;

- тесный контакт с родителями - по субботам проводятся открытые занятия для детей с родителями, родительский актив эффективно влияет в первую очередь на процесс оздоровления детей. В деле вовлечения в активные занятия детей особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной, что особенно отрадно: практически все родители не сводят пребывание детей в спортшколе к достижению высоких спортивных результатов ценой травм или нарушения здоровья, как это часто случается в видах спорта, где на «выходе» светят большие деньги;

- достаточно быстрые результаты работы: ребёнок становится организованнее, дисциплинированнее, собраннее, у него появляется цель в жизни, он спокойно проходит мимо киосков с пивом и энерготониками, ибо хорошее настроение он получает естественным, а не искусственным путём;

- у ребёнка появляется позитивное окружение, которое по влиянию может даже превышать

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

297

родительское, и есть примеры положительного влияния на родителей со стороны детей в деле проведения досуга;

- преподаватели школы не замыкаются на своём виде спорта, а огромное внимание уделяют закаливанию и игровым видам спорта для полноценного физического развития детей (возле школы и небольшой искусственный бассейн, и игровая площадка).

Итак, мы приходим к выводу, что наиболее рациональной формой проведения свободного вре-

мени ребёнка за пределами детского сада и школы является пребывание его в детско-юношеской спортивной школе, ибо на данном этапе развития общества только спортшкола способна обеспечить главные условия эффективного оздоровления: свободный выбор нравящегося ребёнку вида спорта, базовые санитарно-гигиенические условия и отсутствие накопления асоциальных привычек. Если же малыша по каким-то причинам не сумели определить в ДОУ то спортивная школа будет ещё и мощным социализирующим фактором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.