Научная статья на тему 'Япония: специфика социокультурного развития'

Япония: специфика социокультурного развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2358
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кожемякина М.М., Виноградова А.И.

Рассматриваются особенности культуры народа, причины возникновения традиций, их специфика, роль и место в жизни и развитии страны. Подчеркивается уникальность и самобытность культуры, охватывающей все сферы жизни японцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Япония: специфика социокультурного развития»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Однако психология человека такова, что стараясь получить желаемое, у отдельных индивидов, неосознанно запускается механизм: считывание образа-порождение «желания-действие-результат» (покупка). Люди стремятся приобщиться к элитной жизни и незаметно для себя, начинают усердней работать, действовать и делать шаги к своей цели, что в конечном итоге приводит к реализации желания. Безусловно, не все могут добиться этого, но тем не менее люди ищут способы, чтобы хоть как-то приобщиться к миру с картинки. Они покупают поддельные вещи известных брендов, сотовые телефоны, похожие на те, которые необходимо иметь, бриллианты заменяют фианитами, а отдых в пятизвёздочном отеле на Мальдивах, превращается в хороший отель в Турции. Из этого следует, что глянцевые журналы формируют в сознании потребителя иллюзию идеальной жизни, где привилегированное положение занимает исключительно роскошь.

Подводя итог, можно сделать вывод. Глянцевый продукт прививает специфическую культуру, обладающую определенным набором ценностей и культурных норм. С одной стороны, глянцевые СМИ, напоминают своей целевой аудитории, о том уровне и качестве жизни, которого они обязаны придерживаться в силу своего социального статуса, а с другой стороны, глянцевая периодика, оказывает неосознанное влияние на неплатежеспособный, для журнала, слой населения. Она подталкивает индивида к действиям, для достижения того уровня жизни, в котором начи-

нают работать законы и правила «глянца». Однако не на всякого члена общества можно повлиять и приобщить к красивой жизни. Это связано не только с тем, что каждый отдельный потребитель, в силу своих индивидуальных особенностей, воспринимает продукт со своей точки зрения, и не считает это нужной частью своего существования, а так же с зависимостью от основного манипулирующего фактора - общества. Оно играет непосредственную роль в процессе формирования культурных норм. Влияние социального окружения осуществляется через общение, по средствам которого прививаются нормы. Исходя из этого, нельзя однозначный говорить о том, что только глянцевые журналы формируют определенные культурные нормы. Социум выступает сильнейшим механизмом, навязывающим правила поведения, внешнего вида и самого уровня жизни.

Библиографические ссылки

1. Культурология. ХХ век [Электронный ресурс] // Энциклопедия. URL: http://www.cyclopedia.ru/68/205/ 2134804.html.

2. Аналитика культурологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/ 464-article_4 7.html.

3. Психология : электронная версия журнала [Электронный ресурс]. URL: Psychologies http://www. wday.ru/psychologies/

© Ковригина А. В., 2012

УДК 168.522

М. М. Кожемякина Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЯПОНИЯ: СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Рассматриваются особенности культуры народа, причины возникновения традиций, их специфика, роль и место в жизни и развитии страны. Подчеркивается уникальность и самобытность культуры, охватывающей все сферы жизни японцев.

Изучение культуры Японии на примере ее лучших традиционных и современных образцов позволяет сформировать широкий взгляд на мировую культуру в целом, предоставляет возможность приобщиться к лучшим образцам мировой культуры. Во многом из-за своей уникальности, загадочности и неизведанности Япония и привлекает внимание к своей культуре, истории, особенностям.

Для Японии характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, то есть устоев, опирающихся на многолетний (а иногда и вековой) опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Даже в наиболее подвижной сфере развития общества - экономике, показавшей чудеса модернизации и выведшей современную Японию на второе место в капиталистическом мире, иногда новое тесно переплетается со старым,

подчас создавая прочный фундамент поступательного движения.

В конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло, изучая страну, которую он назвал по аналогии с Китаем (Сина) «Сипангу», так писал о японцах «... идолопоклонники, которые ставят сами себя в зависимость только от своего статуса». Он считал их странными, обособленными и очень непохожими на других людей [2, с. 200].

Япония расположена на островах Тихого океана, которые находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. С XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

получило творческое развитие национальное своеобразие.

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада [1, с. 305].

Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан [1, с. 308]. Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее.

Японская литературная традиция считается весьма древней и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к несравненно более раннему периоду. Возникновение же письменной литературы связано с заимствованием китайской иероглифической письменности, на основе которой в IX в. был разработан японский алфавит - кана, служивший для передачи фонетического строя японского языка.

Некоторые ремесла и искусства, которыми в Японии занимались ещё несколько веков назад, до сих пор развиваются и привлекают внимание людей. Те-атр-это одно из достояний этой самобытной страны. Всего насчитывается пять основных направлений в театре - это кабуки, бугаку, ноо, кёген, и бунраку. Японское театральное искусство - это уникальная смесь традиций, обычаев и особенностей японского народа, которая даже с течением времени не теряет своего таинства и очарования для зрителей [1, с. 320].

Японцы любят дарить друг другу подарки и делают это весьма часто. Европейцы привыкли просто дарить подарки, если им хочется это сделать, у японцев же в обязательном порядке должен быть ответ на подарок, причём равной стоимости. Возможно, такие культурные отличия коренятся в отличиях религиозных: религии Запада предполагают, что давать лучше, чем получать, а японцы очень часто делают подноше-

ния своим богам в надежде на благосклонность в ответ.

Чайная церемония - это строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Чайная церемония восходит к обычаю, берущему свое начало в VII веке, употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии с 729 года и сохраняется почти неизменным по сей день. Чайная церемония - воплощение единства творческого начала, восприятия природы, религиозно-философского настроения и социального общения.

Миниатюрная скульптура нэцкэ получила широкое распространение в XVIII - первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к поясу с помощью брелока-противовеса.

Икебана - традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана - это «цветы, которые живут». Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого - вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икебаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Таким образом, можно сказать, что японская культура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовностью самопожертвования самураев. Традиционная культурная основа настолько важна для самих японцев, особенно в условиях, стремительно меняющегося послевоенного мира высоких технологий, что в 1950 году правительство обнародовало закон, известный как Акт о культурном достоянии. Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал - мира природы и мира человека. При этом то «мир природы выражался через образ человека, то, наоборот, мир человека олицетворялся через образы природы» [2, с. 136].

Библиографические ссылки

1. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусства стран Дальнего Востока. М. : Искусство, 1979.

2. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. М. : Наука, 1985.

© Кожемякина М. М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.