Научная статья на тему 'Формирование культурных норм в глянцевых журналах'

Формирование культурных норм в глянцевых журналах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
620
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковригина А.В., Титов Е.В.

Еще с XVII века, глянцевые журналы начали играть существенную роль в жизни общества. Новое средство массовой информации, сделало мужчин более интеллигентными, а женщин-домохозяйками заботящимися о своей внешности. Сегодня, “глянец” продолжают выполнять роль обозревателя элитной жизни, выступать источником информации life-style и диктовать нормы, которым должны следовать в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культурных норм в глянцевых журналах»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

совому сознанию в целом и политическому сознанию в частности, подвержены активной эксплуатации в процессе осуществления информационного воздействия. В качестве примеров неэквивалентности двух пространств могут выступать следующие: а) мини-события реального пространства, которые могут становиться мини-событиями информационного пространства, и б) макси-события реального пространства, которые могут становиться мини-событиями реального пространства. Иными словам, массовое сознание, реагируя на информационную реальность, переносит эту реакцию на подлинную реакцию.

Таким образом, информационные технологии в политическом процессе в информационную эпоху играют исключительно важную роль в политической жизни общества. Они не только доносят политическую информацию до тех или иных социальных слоев, но, прежде всего, трансформируют ее в интересах

субъектов политики, способствуя тем самым интенсификации борьбы за политическую власть в обществе. Функционирование информационно-политических технологий объективно предполагает их непосредственную опору на средства массовой информации и коммуникации, которые помогают представить политическую действительность в выгодном для субъектов политики свете.

Библиографические ссылки

1. Василик М. А., Вершинин М. С. Политология : словарь-справ. М. : Гардарики, 2001.

2. Панарин И. Н. Информационная война и выборы. М. : ИД «Городец», 2011.

3. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М. : Аспект-пресс, 2011.

© Демкина А. А., 2012

УДК 316.75

А. В. Ковригина Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ НОРМ В ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛАХ

Еще с XVII века, глянцевые журналы начали играть существенную роль в жизни общества. Новое средство массовой информации, сделало мужчин более интеллигентными, а женщин-домохозяйками заботящимися о своей внешности. Сегодня, "глянец" продолжают выполнять роль обозревателя элитной жизни, выступать источником информации life-style и диктовать нормы, которым должны следовать в современном обществе.

Актуальность работы заключается в том, что печатные издания ненаучной тематики, прививают современному человеку вкус к определенному уровню жизни. Из контента журнала, который составляют рекламные фотографии «Модных Домов», ювелирных украшений, дорогих домов и машин, курортов класса люкс и элитных ресторанов, психологические статьи об отношениях между мужчиной и женщиной, советы по уходу за собой и правила жизни, человек получает представление о мире той социальной группы, к которой он принадлежит или хочет приобщиться.

Цель данной работы - рассмотреть формирование культурных норм на примерах крупных глянцевых журналов, таких как VOGUE, ELLE и Marie Claire. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- определить, что такое норма и какие функции она выполняет;

- раскрыть понятие «глянцевый журнал»;

- проанализировать контент глянцевых изданий и выявить какие нормы прививает глянцевый продукт.

Культурная норма - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Нормы выполняют ряд важнейших для общества функций: они упорядочивают поведение индивидов, регулируют общественные отношения, контролируют дивиантное

поведение, сегментируют индивидов по группам, а группы внедряют в общество [1].

Глянцевый журнал - это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики [2].

Издатели данных СМИ, дают четкое представление о том, как нужно жить, выглядеть и отдыхать индивиду современного общества. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в университете Ньюкасл, представления об идеальных внешних данных формируются именно из глянцевых журналов. [3] Девушки с идеальным стройным телом, роскошными волосами и гладкой кожей - вот, что демонстрируется в глянце, а, следовательно, это то, к чему хотят приобщить общество. Красочными фотографиями и ни к чему необязывающими статьями, глянцевые СМИ задают стандарты, к которому должны стремится члены социума. Под эти понятия попадают: внешний вид, салоны красоты, элитные квартиры, дорогие ювелирные украшения и машины, отдых на лучших курортах мира.

Несмотря на то, что глянцевые журналы ориентированы на определенную целевую аудиторию - людей социального класса выше среднего, способные приобрести вещи «от couture», - он попадает в руки среднему слою общества, что в результате может понизить их самооценку. Это связано с тем, что у этой части населения отсутствуют средства и возможности, для удовлетворения потребностей мира глянца.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Однако психология человека такова, что стараясь получить желаемое, у отдельных индивидов, неосознанно запускается механизм: считывание образа-порождение «желания-действие-результат» (покупка). Люди стремятся приобщиться к элитной жизни и незаметно для себя, начинают усердней работать, действовать и делать шаги к своей цели, что в конечном итоге приводит к реализации желания. Безусловно, не все могут добиться этого, но тем не менее люди ищут способы, чтобы хоть как-то приобщиться к миру с картинки. Они покупают поддельные вещи известных брендов, сотовые телефоны, похожие на те, которые необходимо иметь, бриллианты заменяют фианитами, а отдых в пятизвёздочном отеле на Мальдивах, превращается в хороший отель в Турции. Из этого следует, что глянцевые журналы формируют в сознании потребителя иллюзию идеальной жизни, где привилегированное положение занимает исключительно роскошь.

Подводя итог, можно сделать вывод. Глянцевый продукт прививает специфическую культуру, обладающую определенным набором ценностей и культурных норм. С одной стороны, глянцевые СМИ, напоминают своей целевой аудитории, о том уровне и качестве жизни, которого они обязаны придерживаться в силу своего социального статуса, а с другой стороны, глянцевая периодика, оказывает неосознанное влияние на неплатежеспособный, для журнала, слой населения. Она подталкивает индивида к действиям, для достижения того уровня жизни, в котором начи-

нают работать законы и правила «глянца». Однако не на всякого члена общества можно повлиять и приобщить к красивой жизни. Это связано не только с тем, что каждый отдельный потребитель, в силу своих индивидуальных особенностей, воспринимает продукт со своей точки зрения, и не считает это нужной частью своего существования, а так же с зависимостью от основного манипулирующего фактора - общества. Оно играет непосредственную роль в процессе формирования культурных норм. Влияние социального окружения осуществляется через общение, по средствам которого прививаются нормы. Исходя из этого, нельзя однозначный говорить о том, что только глянцевые журналы формируют определенные культурные нормы. Социум выступает сильнейшим механизмом, навязывающим правила поведения, внешнего вида и самого уровня жизни.

Библиографические ссылки

1. Культурология. ХХ век [Электронный ресурс] // Энциклопедия. URL: http://www.cyclopedia.ru/68/205/ 2134804.html.

2. Аналитика культурологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/ 464-article_4 7.html.

3. Психология : электронная версия журнала [Электронный ресурс]. URL: Psychologies http://www. wday.ru/psychologies/

© Ковригина А. В., 2012

УДК 168.522

М. М. Кожемякина Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЯПОНИЯ: СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Рассматриваются особенности культуры народа, причины возникновения традиций, их специфика, роль и место в жизни и развитии страны. Подчеркивается уникальность и самобытность культуры, охватывающей все сферы жизни японцев.

Изучение культуры Японии на примере ее лучших традиционных и современных образцов позволяет сформировать широкий взгляд на мировую культуру в целом, предоставляет возможность приобщиться к лучшим образцам мировой культуры. Во многом из-за своей уникальности, загадочности и неизведанности Япония и привлекает внимание к своей культуре, истории, особенностям.

Для Японии характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных устоев и новых обычаев и обрядов, то есть устоев, опирающихся на многолетний (а иногда и вековой) опыт, и новых направлений, вызванных к жизни изменившимися условиями существования. Даже в наиболее подвижной сфере развития общества - экономике, показавшей чудеса модернизации и выведшей современную Японию на второе место в капиталистическом мире, иногда новое тесно переплетается со старым,

подчас создавая прочный фундамент поступательного движения.

В конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло, изучая страну, которую он назвал по аналогии с Китаем (Сина) «Сипангу», так писал о японцах «... идолопоклонники, которые ставят сами себя в зависимость только от своего статуса». Он считал их странными, обособленными и очень непохожими на других людей [2, с. 200].

Япония расположена на островах Тихого океана, которые находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. С XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.