стандартные варианты опросных (тестовых) заданий. Презентационные модули курса сохранены в демонстрационном формате Power Point .ppsx, что позволяет сохранить целостность презентаций и, одновременно, продемонстрировать лекционные материалы в компактной форме. Помимо этого внутри образовательного комплекса использовались звуковые музыкальные файлы, аудиофайлы комментариев автора и видеофайлы, полученные в результате автоматического захвата изображения и звука. В перспективе подобного типа образовательные комплексы целесообразно дополнять многоступенчатыми лабораторными работами с возрастающей сложностью, причем желательно, чтобы студент мог отправить преподавателю свои «наработки» по электронной почте. Авторы полагают, что нацеленность образовательного комплекса на творческую реализацию обучающихся, и есть главное достоинство CD-ROM учебника.
Список литературы:
1. Материалы V Международной выставки-конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Moscow Education Online» V International conference on technology Supported Learning & Training «Moscow Education Online» [Текст]: V International conference on technology Supported Learning & Training «Moscow Education Online», 19-21 октября: сборник материалов. - М.: РВ-Принт, 2011. - 188 с.
2. Затулий А.И. «Человек виртуальный» в информационном пространстве: генезис и формирование виртуальной культуры: монография / А.И. Затулий, Е.М. Бурнаева. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2011. - 121 с.
3. Popper F. From technological to virtual art / Frank Popper. - Cambridge, Mass.; London: MIT press, cop. 2007. - xii, 459 с.
4. Немцов А.Б. Образовательные комплексы распределенных систем дистанционного обучения для специалистов предприятий железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. техн. наук: 05.13.01 / Немцов Александр Борисович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. технол. ин-т]. - СПб., 2008. - 150 с.
WEB-QUEST - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© Панкова Т.В.*
Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Егорьевск
Одним из условий успешной подготовки будущего учителя иностранного языка может служить применение технологии web-quest.
* Доцент кафедры Технологии, информатики и управления, кандидат педагогических наук.
Российская система образования стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Одним из таких путей развития можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в образовании.
На современном этапе медиатизации общества, с изменением информационного окружения обучение иностранному языку становится невозможным без медиакомпетентности студентов т.к. формирование единого мирового информационного пространства требует от человека умений грамотно оперировать медиаинформацией и осуществлять медиатизированное общение. Как результат, медиакомпетентность становится одним из важнейших качеств личности, а её формирование - одной из актуальных проблем общей педагогики.
В процессе исследования студентам, обучающимся по специальности 050303«Иностранный язык» (квалификация: учитель иностранного языка) было предложено ответить на вопросы анкеты:
1. Используете ли Вы в процессе подготовки к занятиям компьютер?
- да;
- иногда;
- нет.
2. Используете ли Вы на практике для проведения занятий Интернет?
- да;
- иногда;
- нет.
3. Какова цель использования Интернет современным учителем?
4. Что Вы используете в качестве источника информации о важных событиях?
5. Что необходимо для того, чтобы у учителей возросла потребность работы с материалами Интернета?
6. Укажите причины, по которым в школе информационные технологии не используются в должной мере?
7. Что необходимо для создания единой информационной среды образовательного учреждения?
8. Что изменится после формирования единой информационной среды в общеобразовательном учреждении?
9. Как вы понимаете термин «медиакомпетентность»?
Анализ данных, полученных в ходе опроса, показал, что только 45 % будущих учителей иностранного языка использует в своей работе компьютер, 26 % пользуется компьютером лишь иногда, а не использует - 29 % студентов. На сегодняшний день все школы города оснащены компьютерами и подключены к Интернету. Тем не менее, 30 % будущих учителей отметили, что не используют Интернет вообще, 56 % опрошенных иногда пользуется материалами Интернета, остальные 14 % указали, что обращаются к материалам Интернета, но при этом не сами осуществляют поиск информации, а просят знающих людей.
В качестве источников информации о важных событиях 45 % студентов отметили телевидение, 6 % - газеты, 35 % узнают новости в Интернете и 14 % - от других студентов. О целях использования глобальной сети мнения будущих учителей были сходны: 75 % опрошенных используют или хотели бы использовать Интернет для подготовки к урокам с целью поиска информации; 22 % - для получения новостей в сфере образования; 3 % - для общения с коллегами.
На вопрос «Что необходимо для того, чтобы у учителей возросла потребность работы с материалами Интернета?» ответы распределились следующим образом: «Увеличить финансирование школ для приобретения ими компьютерной техники и оплаты телекоммуникационных расходов» - 58 % опрошенных студентов; «Существенно увеличить количество современных компьютеров в школе, чтобы появилась возможность проводить занятия в сети Интернет на уроках)» - 41 %; «Необходимы курсы обучения навигации в сети Интернет и постоянное совершенствование знаний в области сетевых технологий» - 20 %.
Для создания единой информационной среды образовательного учреждения, по мнению опрошенных, необходимо: обучить учителей работе с компьютером (17 %), приобрести современную оргтехнику (48 %), организовать единую базу данных (35 %).
На вопрос «Что изменится после формирования единой информационной среды в общеобразовательном учреждении?» были получены следующие ответы: «Увеличится объем работ учителя» (31 %); «Улучшится качество преподавания» (29 %); «Повысятся возможности подготовки уроков (использование готовых цифровых образовательных ресурсов)» (23 %); «Вырастет информированность учеников и родителей» (21 %); «Уменьшится объем работы учителя» (16 %).
Полученные в ходе опроса ответы студентов дают основание сделать следующий вывод:
- на сегодняшний день в школах не хватает современных быстродействующих компьютеров, и многие опрошенные хотели бы иметь на своем рабочем месте именно такой компьютер;
- будущие преподаватели иностранного языка открыты к принятию и к использованию средств ИКТ в своей деятельности, мотивированы к работе в новом информационном пространстве;
- будущие педагоги нуждаются в повышении уровня медиакомпе-тентности.
Определение понятия «медиакомпетентность» вызвало большое затруднение и много споров. Остановились на следующем определении: ме-диакомпетентность - это интегративное личностное образование, характеризующееся:
- совокупностью системных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения медиа-технологиям,
- способностью выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиа-тексты в различных видах, формах и жанрах, и готовностью творчески их использовать в своей профессионально-педагогической деятельности;
- осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере медиа-технологий.
Стремительное развитие телекоммуникационных и информационных систем оказывает значительное влияние на систему образования в целом, что также приводит к появлению новых педагогических технологий обучения иностранному языку.
Анализ практики преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении показывает отсутствие целенаправленного педагогического руководства в области информационных технологий в целях формирования ме-диакомпетентности языковой личности студента. Действия педагогов по использованию информационных технологий в обучении иностранному языку являются несистематизированными, а вследствие этого неэффективными.
В настоящее время основная дидактическая цель применения информационных технологий сводится лишь к организации учебно-познавательной деятельности студентов, не используются возможности всего спектра медиа [1].
Поэтому необходимо изучение иностранного языка и языка медиа в едином комплексе. Это возможно реализовать через web-квесты.
Web-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure / Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Web - квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и информационно-коммуникационной компетентностью.
Задания web-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта возникала необходимость произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которая была найдена.
Подобная технология позволяет повысить эффективность обучения, за счет смены деятельности, выполнения интересных заданий и самостоятельной работы студентов, которое улучшает знания изучаемого языка и повышает уровень медиакомпетентности.
Изучение технологии web-квестов в рамках дисциплины «Технология обучения иностранному языку в телекоммуникационных системах» позво-
лило студентам перед выходом на педагогическую практику разработать свои первые web-квесты.
После завершения практики студентам было предложено ответить на вопрос: внесло ли какие-либо изменения в результаты практики изучение технологии web-quest. В своих ответах они отметили следующее: применение телекоммуникационных сетей в школе в сочетании с медиа-технологиями открывает новые возможности в изучении иностранного языка, основными из которых являются:
- расширение доступа к учебно-методической мультимедиа информации;
- повышение индивидуализации обучения, развитие базы для самостоятельного обучения;
- обеспечение проведения виртуальных учебных занятий в режиме реального времени;
- совместных исследовательских проектов;
- формирование сетевого сообщества школьников;
- выработка у обучаемых критического мышления, навыков поиска и отбора достоверной и необходимой мультимедиа информации.
Потребность современного общества в специалистах, уверенно владеющих иностранными языками, требует дальнейшего повышения эффективности обучения студентов вузов иностранному языку. Дополнительные возможности по повышению эффективности этого процесса открывают средства наглядности медиа-технологии [2].
Для реализации этих планов надо совсем немного:
- в перспективные планы научных исследований включить положения о проведении исследований по выявлению возможностей средств наглядности в преподавании учебных дисциплин, организации учебно-познавательной деятельности студентов;
- продолжить практику оборудования учебных кабинетов различными техническими средствами, средствами наглядности, позволяющими моделировать те или иные процессы и явления;
- регулярно проводить открытые занятия, на которых демонстрировать возможности средств наглядности и методические приемы их использования;
- систематически изучать, обобщать и внедрять передовой опыт использования средств наглядности в ходе преподавания иностранных языков;
- в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей предусмотреть занятия по методике разработки и применения медиатехнологий в учебном процессе.
Таким образом, для реализации тех задач, что стоят перед российской системой образования, необходимыми являются не только хорошая техническая оснащенность образовательных учреждений и подготовка программно-
го обеспечения, но и специальная подготовка преподавателя к использованию в своей работе различных медиа. Внедрение web-квестов в педагогический процесс позволяет подготовить в вузе специалиста, который соответствует требованиям, предъявляемым работодателями.
Список литературы:
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лин-гводидактика и методика: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во Академия, 2004.
2. Захаренкова И.В. Повышение эффективности обучения студентов вузов средствами наглядности: на примере иностранного языка: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 24 с.
3. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 4. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. - С. 15-21.
4. Панкова Т.В. Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов педагогического вуза: автореф. дисс. ... к.п.н. -Рязань, 2009. - 24 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
© Сергеева И.В.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Описывается методика разработки инновационного задания с решением задачи начертательной геометрии в среде AutoCAD. Задание включает демонстрационный пример с решением задачи, задание для самостоятельного решения и контроль с построением трехмерной модели пирамиды
В настоящее время в образовании возникла проблемная ситуация, связанная с существованием двух направлений его развития: традиционного и ннновационного, учитываюшего реальные перемены в характере общественного запроса к развитию личности, способной работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся жизненных ситуаций. Проблемой технического образования является подготовка кадров, способных решать задачи производства оснащенного современной сложной техникой.
Важнейшая цель современного профессионального образования - дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и навыков, дать уста-
* Доцент кафедры Инженерной графики.