Научная статья на тему 'CD-ROM образовательный комплекс по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» в AutoPlay Media Studio'

CD-ROM образовательный комплекс по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» в AutoPlay Media Studio Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мядзюта Г. А., Затулий А. И.

В статье анализируется опыт создания CD-ROM обучающего образовательного комплекса в AutoPlay Media Studio по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мядзюта Г. А., Затулий А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CD-ROM образовательный комплекс по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» в AutoPlay Media Studio»

будущих инженеров в техническом вузе можно сделать вывод о том, что повышается качество самостоятельной работы, а также всего учебного процесса в целом.

При использовании в образовательном процессе технического вуза информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов инженерного профиля. Все это, по нашему мнению, способствует формированию информационной компетентности студентов, придает их самостоятельной работе новый облик, позволяет не только закреплять полученные знания и навыки, но и управлять самостоятельной работой, формируя основы для дальнейшего самообразования и профессионального роста.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.

2. Оксман В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность // Высшее образование России. - 1994. - № 4. - С.68-69.

3. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов // Высшее образование в России. - 1994. - № 3. - С. 20-26.

CD-ROM ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» В AUTOPLAY MEDIA STUDIO

© Мядзюта Г.А.*, Затулий А.И.Ф

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В статье анализируется опыт создания CD-ROM обучающего образовательного комплекса в AutoPlay Media Studio по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники».

Интернет-технологии стали важной частью современной цивилизации и качественно изменили отношения между различными социальными группами, профессионально работающими с информацией. По меткому наблю-

* Студент кафедры «Системы автоматизированного проектирования».

* Профессор кафедры «Системы автоматизированного проектирования», доктор технических наук, доцент.

дению И.В. Сибирякова появилась интернет-интеллигенция. Вместе с тем, на первое место в иерархии моральных ценностей многих россиян вышли ценности успеха и материального благополучия. А это означает зарождение иного механизма культурных новаций, иных образовательных технологий (e-learning [1]).

По заданию кафедры САПР Дальневосточного государственного университета путей сообщения в AutoPlay Media Studio под авторский курс профессора А.И. Затулий был разработан CD-ROM учебник, включающий медиа-представление курса, рабочую программу, комплект лекций-презентаций, материалы к теоретической части, лабораторный практикум, видеоиллюстративный материал, систему контроля знаний. Блок-схема курса «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» приведена на рис. 1.

При всей проблемности web-полей важным является тот созидательный потенциал, которым интернет обладает. В частности весьма перспективным направлением является электронное (цифровое) образование, позволяющее компактно представлять обучающие курсы от рабочей программы до видеоиллюстративного материала и лабораторного практикума.

Обширный спектр web-проблем «человека информационного», «человека виртуального» актуализирует необходимость их структурирования. Сложность поиска эффективных путей решения связана с тем, что web-проб-лемы не являются дискретными (локальными, обособленными), они принципиально комплексны и требуют комплексного же, рассмотрения. Многофакторный анализ совокупности WWW-проблем проведен на основе объединения теоретических и практических исследований, включающих библиографический анализ российских и зарубежных источников, дискуссионную практику, анкетирование, интервьюирование, опрос мнений в студенческой среде Дальневосточного региона России. Кроме того, учитывались мнения интернет-пользователей, высказываемые на форумах, в чатах и блогах [2].

Среди наиболее значимых технико-техногенных проблем виртуальной реальности следует выделить: проблемы высокоскоростного обновления компьютерной техники и программного обеспечения. Киберперступность, кибершпионаж, проблемы защиты информации, роста объемов информационных полей, переизбытка информации, накопления информационного мусора и прочее.

Виртуальная преступность - еще одна из трудноразрешимых проблем интернета. К киберпреступности относятся следующие виды противоправных действий: компьютерное хулиганство, в частности, взлом программ и коммуникаций (хакерство); деятельность киберсквоттеров - специфический тип мошенничества в сети, основанный на захвате доменов, детская порнография, кибершпионаж. Технические проблемы хакерства за рубежом изучали С. Мак-Клар, С. Шах, К. Хеменвей; в России - М.Е. Фленов, Р.И. Дрем-люга. Отдельную трудноразрешимую проблему составляют «психи и мань-

яки» Интернета, в первую очередь потребители детской порнографии. Попытки исследования этой проблемы предпринимали М. Бэнкс, М. Тэйлор. Серьезную проблему представляет безнаказанное мошенничество и вредительство в сети, киберсквотерство и прочие сетевые преступления, исследованию которых посвящены работы И.М. Рассолова, М.Е. Фленова, N. Beau-rain, E. Jez и др.

Серьезную проблему составляют изменение темпоральности жизни человека, радикальное ускорение ритмов жизни и проблемы психопатологий. Проблемы здоровья людей-виртуалов, вредные привычки - сидячий, малоподвижный образ жизни, еда за клавиатурой, нарушение режима сна вызывают обеспокоенность ученых. Среди предполагаемых проблем ближайшего будущего - проблемы трансгенной инженерии, возможность совершенствования человека как биологического вида, адаптированное под задачи информатики и вычислительной техники посредством биочипов-имплантов.

Отдельный блок проблем составляют морально-этические проблемы информатики и вычислительной техники - общее измельчание личности: бездуховность, безразличие, практицизм, цинизм, скептицизм и прочее, негативные трансформации моральных принципов. Нарушение адекватности человеческого поведения в реальности, перенос виртуальных стрессов в реальную жизнь вызывает утрату жизненных ориентиров, патоморфоз личности в виртуализирующемся обществе, «расслоение» структуры личности (шизоидность виртуальной культуры).

Отдельный блок проблем составляют морально-этические проблемы информатики и вычислительной техники - общее измельчание личности: бездуховность, безразличие, практицизм, цинизм, скептицизм и прочее, негативные трансформации моральных принципов. Нарушение адекватности человеческого поведения в реальности, перенос виртуальных стрессов в реальную жизнь вызывает утрату жизненных ориентиров, патоморфоз личности в виртуализирующемся обществе, «расслоение» структуры личности (шизоидность виртуальной культуры).

Медленно решаются эстетические проблемы информатики и вычислительной техники - проблемы виртуального искусства [3], анти-искусства, псевдо-искусства, не-искусства, масс-культа и виртуального китча. Практически не изучены и в российских сетях не используются возможности кан-зай-дизайна, альтернативного дизайна, фрактальной геометрии, феррофлю-идного искусства. Необходимо художественно-эстетическое облагораживание web-пространства, виртуальных ландшафтов.

Учебник (по аналогии с исследованиями А.Б. Немцова [4]) реализован в среде AutoPlay Media Studio в виде программной оболочки, включающей набор взаимосвязанных модулей (презентационных материалов, страниц текста, фрагментов медиа, тестовых заданий, лабораторных работ), распределённых таким образом, чтобы облегчить обучающимся усвоение курса.

Представление электронного учебного комплекса

Рабочая программа курса «СПИ и ВТ»

Задать вопрос автору

Лекция I Информатика и вычислительная техника: актуальность, значимость, проблемы

Лекция 2 Современный компьютер как совокупность программных и аппаратных средств. Технико-техногенные проблемы

Лекция 4 Лавинообразный рост объемов информационных полей, проблемы информационного мусора. Ускорение ритмов жизни человека, проблемы I iCHxoiгатологий

Лекция 5 Проблемы здоровья люден-внртуалов, вредные привычки, нарушение режима сна

Лекция 6 Морально-этические проблемы информатики и вычислительной техники

Лекция 7 Патоморфоз личности. «Расслоение» структуры личности. бесконечность вариантов самоидснтификащш

Монография «Виртуальность как социокультурный феномен: Аретея и аретенты» с. 19-44

Монография «"Человек виртуальный" в информационном пространстве генезис и формирование виртуальной культуры» с, 33-43, 60-7S

Монография «"Человек виртуальный" в информационном пространстве генезис и формирование виртуальной культуры» с. 33-53

Лекция 3 Проблема виртуальной преступности и компьютерного хулиганства. Конвенция «О преступности в сфере компьютерной информации»

Монография «Виртуальность как социокультурный феномен: Аретея и аретенты» с. 71-75

Монография «"Человек виртуальный" в информационном пространстве генезис

и формирование виртуальной _культуры» с. 33-53_

Статья Корнев В. В. «Синдром перепроизводства в сети»

Статья Бирюкова Э, А. «Апробация этико-внртуальной пирамиды теории психологического отражения»

СПИиВТ лекция 1 ч,1

СПИиВТ лекция 1 ч,2

Лекция 8 Эстетические и языковые проблемы информатики и ВТ

Тесты I | Рекомендуемая литература

Moi Ю1 рафи я « Вир гуал ы юсть

как социокультурный феномен: Аретея и аретенты» с- 45-56, 77-86

СПИиВТ лекция стили I

СПИиВТ лекция 6

Z

J

ВилСО-HJШЮСТрЭТ J.JIL.L'

материалы

Рис. 1. Блок-схема CD-ROM формата курса «современные проблемы информатики и вычислительной техники»

В качестве «фишек» программной реализации использовались элементы фильмов Л. Бунюэля «L'AGE D'OR» (1930 г.), Ж. Эпштейна «La Chute de la Maison Usher» (1928 г.), М. Рэя «L'Étoile de men> (1928 г.). Применялись стандартные варианты, реализующие связь с автором образовательного курса и не-

стандартные варианты опросных (тестовых) заданий. Презентационные модули курса сохранены в демонстрационном формате Power Point .ppsx, что позволяет сохранить целостность презентаций и, одновременно, продемонстрировать лекционные материалы в компактной форме. Помимо этого внутри образовательного комплекса использовались звуковые музыкальные файлы, аудиофайлы комментариев автора и видеофайлы, полученные в результате автоматического захвата изображения и звука. В перспективе подобного типа образовательные комплексы целесообразно дополнять многоступенчатыми лабораторными работами с возрастающей сложностью, причем желательно, чтобы студент мог отправить преподавателю свои «наработки» по электронной почте. Авторы полагают, что нацеленность образовательного комплекса на творческую реализацию обучающихся, и есть главное достоинство CD-ROM учебника.

Список литературы:

1. Материалы V Международной выставки-конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Moscow Education Online» V International conference on technology Supported Learning & Training «Moscow Education Online» [Текст]: V International conference on technology Supported Learning & Training «Moscow Education Online», 19-21 октября: сборник материалов. - М.: РВ-Принт, 2011. - 188 с.

2. Затулий А.И. «Человек виртуальный» в информационном пространстве: генезис и формирование виртуальной культуры: монография / А.И. Затулий, Е.М. Бурнаева. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2011. - 121 с.

3. Popper F. From technological to virtual art / Frank Popper. - Cambridge, Mass.; London: MIT press, cop. 2007. - xii, 459 с.

4. Немцов А.Б. Образовательные комплексы распределенных систем дистанционного обучения для специалистов предприятий железнодорожного транспорта: дисс. ... канд. техн. наук: 05.13.01 / Немцов Александр Борисович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. технол. ин-т]. - СПб., 2008. - 150 с.

WEB-QUEST - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Панкова Т.В.*

Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Егорьевск

Одним из условий успешной подготовки будущего учителя иностранного языка может служить применение технологии web-quest.

* Доцент кафедры Технологии, информатики и управления, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.