Научная статья на тему 'Взаимосвязь субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей первокурсниц'

Взаимосвязь субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей первокурсниц Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / SUBJECTIVE ATTITUDE TOWARDS HEALTH / VALUES / LIFE SPHERES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Анна Георгиевна, Черкашин Виктор Иванович

В статье представлены результаты исследования субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей студенток первого курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE SUBJECTIVE ATTITUDE TOWARDS HEALTH AND THE SYSTEM OF VALUES OF FIRST YEAR FEMALE STUDENTS

In the article the results of survey on the subjective attitude towards health and the system of values of first year students are represented.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей первокурсниц»

УДК 371.7

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ И СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИЦ

INTERRELATION OF THE SUBJECTIVE ATTITUDE TOWARDS HEALTH AND THE SYSTEM OF VALUES OF FIRST YEAR FEMALE STUDENTS

© А.Г. Черкашина, В.И. Черкашин Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)

© A G. Cherkashina, V.I. Cherkashin Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье представлены результаты исследования субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей студенток первого курса.

In the article the results of survey on the subjective attitude towards health and the system of values of first year students are represented.

Ключевые слова: субъективное отношение к здоровью; жизненные ценности; жизненные сферы.

Keywords: subjective attitude towards health; values; life spheres.

На фоне ухудшающейся экологической и социальной обстановки проблема физического здоровья молодежи встает особенно остро.

Общеизвестно, что здоровых молодых людей с каждым годом становится все меньше и меньше. Курение, употребление алкоголя, наркотиков, загрязнение окружающей среды одерживают победу над физической культурой и здоровым образом жизни.

Наше здоровье зависит от множества причин. Если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, он сможет научиться сохранять оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценной жизни. Таким образом, через познание и улучшение психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать человека.

Здоровье, по Б.Д. Карвасарскому, -это способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности [4]. Понятие «психическое здоровье» тождественно понятию «целостность», которое включает в себя

гармоничное развитие психических и физических функций.

Согласно концепции позитивной психотерапии Н. Пезешкиана [6], здоровье рассматривается через модель четырех сфер переработки конфликта. Тот, кто равномерно распределяет свою энергию по таким сферам, как тело, деятельность, контакты и фантазии (будущее), имеет все шансы сохранять и развивать здоровье. Подобная схема может рассматриваться как идеальная, к которой стоит ежедневно стремиться.

Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное, экономическое, гуманистическое значение в период социально-экономической стабилизации. Все более распространенной становится точка зрения на здоровье как источник благополучной повседневной жизни.

Согласно В.П. Петленко, всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обусловливает здоровье, наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья [7].

Здоровье является основной жизненной ценностью человека. Здоровье, по мнению Г.С. Никифорова, В.А. Ананьева, И.Н. Гуревича [5], можно рассматривать как оптимальную предпосылку (условие) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что является

основой понимания, поиска смысла жизни, в конечном счете - самоосуществления человека на Земле.

Потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обусловливают субъективную оценку здоровья. В свою очередь, субъективное отношение человека к своему здоровью и здоровому образу жизни является важным фактором регуляции его поведения (В.П. Петленко, Г.С. Никифоров и др.), обеспечивая многообразие выбора, в частности, в реализации жизненных планов и профессиональном самоопределении.

Профессиональное и личностное самоопределение, выбор жизненных ори-ентаций и ценностей, вступление в самостоятельную жизнь в обществе приходится на период ранней взрослости - студенческий возраст (В.С. Агеев [1], О.А. Воронина [2], Е.П. Белинская и О.А. Тихоманд-рицкая [11]).

В.С. Агеев, О.А. Воронина, А.М. Сто-ляренко [10] считают студенчество особо значимой молодежной группой, обладающей специфическим положением, социальным статусом и имеющей определенные социально-психологические особенности. Общая деятельность в сочетании с однородностью возраста порождает у студентов общность потребностей, мотивов, интересов, ценностей и жизненных целей, способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения.

Субкультурой называют культуру относительно мелких групп, характеризующуюся рядом присущих только им особенностей. Субкультура подразумевает, как правило, собственные нормы, нравы и привычки, нередко противоречащие господствующим в обществе.

Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение молодых людей определяется средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми (Х. Ремшмидт) [8].

Общность молодых людей в студенческом возрасте обусловлена технологическим и социальным усложнением общественной жизни, появлением новых требований профессионального образования, личностной зрелости и социального положения.

Главный конституирующий момент социальной ситуации - молодой человек находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В этот период индивид конституирует себя как представитель определенного поколения. Обращенность в будущее становится основной направленностью индивида, а выбор профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределение, обретение своей идентичности -его главной проблемой, что превращается в «аффективный центр» жизненной ситуации, на котором концентрируются основная деятельность и интересы человека. Важную роль в этом играет оценка своих возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и др. Важнейшими психологическими предпосылками успешного социального самоопределения личности являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка.

Студенческий возраст - психологически напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

В связи с вышесказанным целью нашей работы было выявление взаимосвязи субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей студенток-первокурсниц Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (п = 156).

Субъективное отношение к здоровью измерялось с помощью психологического теста «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, В.И. Панов) [3]. В качестве наиважнейшего параметра субъективного отношения рассматривается интенсивность, которая является его структурно-динамической характеристикой. В структуре субъективного отноше-

ния личности выделяется перцептивно-аффективный (эмоциональный), когнитивный (познавательный), практический и поступочный компоненты. Соответственно данные компоненты характеризуют и субъективное отношение человека к своему здоровью.

Перцептивно-аффективный (эмоциональный) компонент показывает, насколько человек чувствителен к различным витальным проявлениям своего организма, восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.

Когнитивный (познавательный) компонент показывает, насколько человек готов воспринимать получаемую от других

Как показывает рисунок 1, уровень субъективной значимости компонентов здоровья не превышает среднего.

Субъективное отношение к здоровью проявляется больше всего в эмоциональном компоненте, на уровне своего самочувствия. Познавательный компонент занимает последнее место. Это говорит о том, что исследуемые проявляют недостаточно интереса к сбору информации в области здоровья. Причиной недостаточно серьезного субъективного отношения к здоровью, проявляемого в его четырех компонентах, по нашему мнению, является то, что среди

людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни и стремится сам получать такую информацию.

Практический компонент показывает, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, или по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Поступочный компонент показывает, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни, а также на своих знакомых, других людей, общество в целом (рис. 1).

множества других ценностей, ценность здоровья недостаточно доминантна.

Структура жизненных ценностей измерялась с помощью «Морфологического теста жизненных ценностей» (МТЖЦ) (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) [9] (рис. 2, 3).

Рисунки 2 и 3 иллюстрируют, что уровень жизненных ценностей и жизненных сфер не превышает среднего значения. Ведущими жизненными ценностями и сферами студенток-первокурсниц являются ценности активных социальных контактов, сохранения собственной индивидуальности, креативности; сферы обучения и образования, увлечений, семейной жизни.

Рис. 1. Иерархия компонентов реализации субъективного отношения к здоровью

Направленность студенток-первокурсниц противоречива: с одной стороны, стремление слиться с группой, значимость человеческих взаимоотношений, с другой -стремление к независимости от других, желание не поддаваться влиянию массовых тенденций. Такое видимое противоречие направленности объясняется, по-видимому, тем, что реализация ведущих ценностей происходит в сфере обучения и сфере увлечений, где выражается стремление к уста-

новлению хороших взаимоотношений с группой, желание быть принятым, не отставать от других. В то же время личность стремится подчеркнуть свою индивидуальность и неповторимость и, возможно, именно этим заинтересовать группу. Ведущее место сферы семейной жизни объясняется, скорее всего, тем, что исследуемый контингент является женским, и стремление к семейной жизни - один из показателей успешной личностной самореализации.

Рис. 2. Иерархия жизненных ценностей студенток-первокурсниц

Рис. 3. Иерархия жизненных сфер студенток-первокурсниц

Субъективное отношение к здоровью показало корреляционную взаимосвязь с жизненными ценностями и жизненными сферами (табл. 1). Интенсивность отношения

Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1

к здоровью предполагает наличие ценности достижения, проявляемой в сфере физической активности (р > 0,05). Только аффективный (эмоциональный) компонент имеет

прямые взаимосвязи с жизненными ценностями (духовное удовлетворение, активные социальные контакты, сохранение собственного престижа, высокое материальное положение, достижение) и жизненными сферами (профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, общественная активность, физическая активность (р > 0,05; 0,01). Ценности саморазвития, креативности и сохранения индивидуальности и сфера увлечений корреляционных взаимосвязей не показали.

Полученные результаты показывают, что субъективное отношение к здоровью и структура жизненных ценностей студенток-первокурсниц Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

имеют среднее значение и взаимосвязаны между собой. О собственном здоровье испытуемые задумываются лишь в случае плохого самочувствия, так как проблемы ухудшения их здоровья еще не так остры, как в более старшем возрасте. Только эмоциональный компонент субъективного отношения к здоровью является предпосылкой для формирования значимости ценностей.

Следовательно, для студенток-первокурсниц многообразие реализации жизненных ценностей в различных жизненных сферах на стадии профессионального и личностного самоопределения обеспечивается за счет хорошего самочувствия.

Таблица 1

Взаимосвязь субъективного отношения к здоровью и структуры жизненных ценностей

N = 148 Р < 0,05 = 0,160 Р < 0,01 = 0,210 Компоненты субъективного отношения к здоровью

Эмоциональный Познавательный Практический Поступочный Интенсивность отношения

Жизненные ценности

Саморазвитие -0,245

Духовное удовлетворение 0,177

Креативность

Социальная активность 0,187

Престиж 0,222

Достижение 0,245 0,203

Материальное положение 0,269

Жизненные сферы

Профессия 0,184

Обучение 0,273

Семья 0,221

Общество 0,240

Физическая активность 0,167 0,206

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М. : Московский ун-т, 1990.

2. Воронина О.А. Женщина - друг человека? // Человек. 1990. № 5. С. 48-58.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. 2000. № 4. С. 40-42.

4. Карвсарский Б.Д. Медицинская психология. Л. : Медицина, 1982.

5. Никифоров Г.С., Ананьев В.А., Гуревич И.Н. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб. : С.-Петербургский ун-т, 2000.

6. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт : пер. с англ., нем. М. : Смысл, 1993.

7. Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота. В 5 т. Т. 3. Физическое и психическое здоровье. СПб. : Питер, 1996.

8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. : Наука, 1994.

9. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению : метод. пособие. Самара : СаГа, 2001.

10. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. М. : Юнити-Дана, 2001.

11. Социальная психология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М. : Аспект-пресс, 1999.

Сведения об авторах

Черкашина Анна Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры физического воспитания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Черкашин Виктор Иванович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: cherka-anna@yandex.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.