Научная статья на тему 'Исследование отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни'

Исследование отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1332
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

Целью данного исследования является анализ структурно-динамических особенностей субъективного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены средние значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах учащихся с различным уровнем интенсивности этого отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the attitude of schoolboys to health and the healthy way of life

Abstract The purpose of the given research is the analysis of structural dynamic features of the subjective attitude of schoolboys to health and a healthy way of life. In work average values of parameters of components of the subjective attitude to health in groups of pupils with a various level of intensity of this parameter are submitted.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

А.А. ПАШИН, Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Аннотация

Целью данного исследования является анализ структурно-динамических особенностей субъективного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни. В работе представлены средние значения показателей компонентов субъективного отношения к здоровью в группах учащихся с различным уровнем интенсивности этого

отношения.

Abstract The purpose of the given research is the analysis of structural - dynamic features of the subjective attitude of schoolboys to health and a healthy way of life. In work average values of parameters of components of the subjective attitude to health in groups of pupils with a various level of intensity of this parameter are submitted.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, субъективное отношение к здоровью, компоненты отношения.

Проведенными на рубеже третьего тысячелетия исследованиями отмечено крайне низкое состояние здоровья детей и подростков. По данным Российской ассоциации общественного здоровья, лишь 6,3% девушек и 10% юношей - выпускников школ - могут считаться здоровыми. Причины этого видятся и в неблагоприятной экологии образовательной среды, и в гиподинамии, и в отсутствии системы оздоровления детей в условиях учебного заведения и др.

Однако, на наш взгляд, первопричиной всего является дефицит ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей, родителей и педагогов.

Методологической основой предлагаемого исследования является концепция субъективных отношений личности, разработанная известным психологом В.Н. Мясище-вым, согласно которой все действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений. Определяя отношение как избирательную осознанную связь человека со значимым для него объектом или явлением, В.Н. Мясищев и его «школа» доказали, что продуктивность деятельности, ее структура, активность, характер, «доминирование в сознании и поведении зависят от отношения человека, от положительной или отрицательной значимости содержания процесса, от степени этой значимости для человека» [6, с. 344]. На обусловленность деятельности системой личностных отношений указывали также такие известные психологи, как Б.Г. Ананьев (1980), Б.Ф. Ломов (1984), Л.С. Рубинштейн (1989) и др. По мнению Б.Ф. Ломова, эффективность воспитательной работы определяется именно тем, как она формирует субъективные отношения личности.

Субъективные отношения описываются рядом параметров, среди которых важное значение имеет такой параметр, как интенсивность, показывающий, с какой си-

лой, в какой сфере проявляется это отношение. Поскольку процесс формирования субъективного отношения связан с изменениями в аффективной и познавательной сферах личности, касается практических умений, действий и, главное, совершаемых личностью поступков [5, 6, 7], С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1999) выделяют четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.

Перцептивно-аффективный компонент показывает особенности проявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни в эмоциональной сфере, т.е. насколько человек чувствителен к своим жизненным проявлениям, восприимчив к эстетическим сторонам здравосозидания, насколько действия и поступки - свои собственные и других людей - совпадают с его представлением о морали и этике.

Когнитивный компонент показывает, как проявляется отношение к здоровью в познавательной сфере: готов ли человек воспринимать поступающую информацию о здоровье, насколько он стремится к ее получению.

Практический компонент показывает, насколько человек готов участвовать в практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья, организуемой другими людьми, а также осуществлять эти действия по собственной инициативе.

Поступочный компонент характеризует активность личности, направленную на изменение отношения других людей (членов семьи, друзей, общества) к здоровью и ЗОЖ в соответствии с существующим у нее отношением.

Описанные выше параметры субъективного отношения использованы в нашем исследовании при создании и использовании психодиагностической методики для характеристики субъективного отношения школьников к своему здоровью и здоровому образу жизни.

(шШ)

Для изучения отношения к здоровью нами использовался тест «Индекс отношения к здоровью» [2]. Поскольку, как мы указали, для формирования субъективного отношения ведущее значение имеет развитие такого параметра, как интенсивность, то вначале мы рассмотрели зависимость между развитием интенсивности и его структурой. Для этого из числа всех обследуемых учащихся (п=1024) были составлены три группы. В одну -«среднюю» - вошли те, чьи показатели интенсивности отношения к здоровью и ЗОЖ находились в интервале М±1,55, в группу «активистов» - те, чьи показатели > (М+1,58), и в группу «отрицалов» - те, чьи показатели < (М-1,55). Учитывая то, что средний показатель интенсивности отношения к здоровью 1024 учащихся 5-11-х классов десяти школ г. Пензы, обследованных в 2006-2007 гг.,

составил (М±т)=32,97± 0,321, то в первую группу вошли учащиеся, набравшие < 18 баллов, во вторую - от 18 до 49 баллов и в третью - набравшие > 49 баллов по шкале интенсивности.

Как видно из диаграммы на рисунке, в группе «отрицалов» наиболее высокий уровень имеет перцептивноаффективный (эмоциональный) компонент, а уровень практического, поступочного, и особенно когнитивного компонентов, значительно ниже, когерентность низка (К=4,45).

Таким образом, можно сделать вывод, что при низком уровне интенсивности отношение к здоровью и здоровому образу жизни носит в основном эмоциональный характер при слабой потребности в знаниях и готовности к здравосозидательной активности.

И Практический Поступочный

Структура компонентов интенсивности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в группах с различным уровнем его развития

В группе «середняков» намечается тенденция наибольшего прироста практического компонента, он почти сравнивается с эмоциональным, структура интенсивности становится более когерентной (К=3,8). Показатели всех компонентов находятся хотя и на разных границах, но в пределах средних значений.

В группе «активистов» структура претерпевает качественные изменения: ведущим становится практический компонент, когнитивный поднимается до третьего, поступочный, хотя и остается на последнем месте, но его прирост, как и прирост когнитивного компонента, наиболее

заметен. Показатели всех компонентов значительно превосходят средние значения. Когерентность по сравнению с «отрицалами» и «середняками» достигает высокого уровня (К=2,05). Структура интенсивности отношения к здоровью становится более сбалансированной.

Показатели, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что при развитии отношения к здоровью от низкого к высокому эмоции постепенно утрачивают свое главенствующее значение, а в характеристике отношения ведущую роль приобретают когнитивный (интерес к знаниям о здоровье) и практический (умения в сфере здравосози-

(»Уі)

Значения средних показателей компонентов субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в группах с различным уровнем интенсивности этого отношения

Интенсивность Компоненты интенсивности отношения Когерентность

перцептивно- аффективный когнитивный практический поступочный

Низкая (п=127) М±m 14,80±0,23 6,54±0,20 2,09±0,15 3,60±0,17 2,57±0,13 4,45

Средняя(п=716) М±m 31,16±0,178 9,83±0,107 6,02±0,101 9,20±0,107 6,11±0,107 3,81

Высокая (п=181) М±m 52,90±0,30 14,03±0,16 12,32±0,21 14,30±0,16 12,25±0,18 2,05

дания) компоненты, что закономерно выражается в поступках личности (значительный рост поступочного компонента) и в поведении в целом.

Низкая когерентность компонентов интенсивности отношения к здоровью при их высоком уровне свидетельствует о том, что субъективное отношение приобретает форму установки, что выражается в «готовности к определенному характеру протекания деятельности по отношению к данному объекту» [3, 4, 8], т.е. в готовности к здравосозиданию. Это подтверждается динамикой показателя доминантности отношения к здоровью: от 4,5±

0,102 - в группе с низкой интенсивностью отношения

и 5,01 ±0,035 - в группе со средней интенсивностью до 5,513±0,068 - в группе с высокой интенсивностью. Межгрупповые различия достоверны для всех приведенных в статье параметров отношения (Р<0,01).

Таким образом, при развитии отношения к здоровью качественно меняется его структура, рост интенсивности отношения сопровождается повышением когерентности его компонентов. Можно предположить, что структурнодинамические особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни являются внутренним фактором, определяющим личностный характер здравосозидания, а их диагностика позволяет его прогнозировать.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.

2. Дерябо С., Ясвин В. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы. - 1999. - № 2. - С. 7-16.

3. Ильин Е. 'П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

4. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Изд-во «ИПП», 1995. - 356 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989.

8. УзнадзеД.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 452 с.

СЙ

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.