Научная статья на тему 'Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту'

Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ / ПАРАМЕТРЫ И КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ / PHYSIC CULTURE AND SPORT / THE RELATION TO THE PHYSIC CULTURE AND SPORT / TYPES OF THE RELATION / PARAMETERS AND COMPONENTS OF THE RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

В статье представлен анализ структурно-динамических и типологических характеристик отношения к физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашин Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту»

УДК 796+372

А. А. Пашин

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Аннотация. В статье представлен анализ структурно-динамических и типологических характеристик отношения к физической культуре и спорту.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, отношение к физической культуре и спорту, типы отношения, параметры и компоненты отношения.

Abstract. In article presents the analysis of the structural-dynamical and typical characteristic of the relation to the physic culture and sport.

Keywords: physic culture and sport, the relation to the physic culture and sport, types of the relation, parameters and components of the relation.

В существующем мире трудно найти какую-либо деятельность, так или иначе не связанную с физической культурой, поскольку каждый субъект деятельности - человек - является носителем ценностей физической культуры (физических и духовных), и они опосредованно или непосредственно отражаются в предметах деятельности. Это в первую очередь относится к оздоровительной деятельности, так как ее цели и содержание, связанные с формированием здоровой, всесторонне развитой личности, совпадают с целью физического воспитания в школе и других учебных заведениях: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. И оздоровительная деятельность, и деятельность по освоению ценностей физической культуры направлены на преобразование самого человека и в рамках учебных заведений немыслимы вне физического воспитания, представляющего в его современном понимании процесс формирования физической культуры личности или культуры здоровья. Оздоровительные ценности физической культуры так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание. Это и ценности интеллектуального характера: знания о средствах и методах физического и духовного совершенствования человека как основы организации здорового образа жизни, и умения и навыки по практической реализации этих знаний, и опыт по формированию потребностей и мотивов ценностного отношения человека к своему здоровью, социально-психологических установок на занятия физкультурно-спортивной деятельностью, и лучшие образцы этой деятельности, отражающие личные и общественные идеалы, и т.д. [1, 2].

В процессе освоения ценностей физической культуры удовлетворяется потребность человека в двигательной активности, осваиваются и совершенствуются нормы и правила личной гигиены, рационального питания, межличностного общения, методики закаливания и саморегуляции, познаются и на своем опыте осознаются законы биологического развития, т.е. идет развитие и совершенствование основных компонентов здорового образа жизни, формируется здоровый стиль жизни.

Все это объясняет выбор физической культуры и спорта в качестве основной сферы деятельности по формированию ценностного отношения к

здоровью и готовности к здоровому образу жизни и обусловливает необходимость исследования субъективного отношения учащихся к этим сферам культуры общества.

Методологической основой исследования субъективного отношения к физической культуре и спорту является концепция субъективных отношений личности, согласно которой действия и поступки человека обусловлены сложившейся у него системой субъективных отношений к объектам и явлениям окружающего мира, обеспечивающей продуктивность какой-либо деятельности [3-5].

В целях исследования нами был разработан тест «Индекс отношения к физической культуре и спорту», который состоит из трех субтестов. В первом, где определяется доминантность отношения к физической культуре и спорту, учащимся предлагалось проранжировать девять инструментальных ценностей, являющихся компонентами здорового образа жизни: «личная гигиена», «физическая культура и спорт», «правильное питание», «способность контролировать свои эмоции (психическая саморегуляция)», «культура общения», «духовность», «распорядок дня», «медицинское обслуживание», «отношения с противоположным полом». Ранг, который получает такая ценность ЗОЖ, как «физическая культура и спорт», является показателем доминантности отношения к ней.

Второй субтест для определения интенсивности отношения к физической культуре и спорту, построенный по принципу альтернативных ответов, представляет собой модификацию теста С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина «Индекс отношения к здоровью» и позволяет определить интенсивность отношения к физической культуре и спорту по следующим компонентам: перцептивноаффективному, когнитивному, практическому и поступочному [6].

Перцептивно-аффективный компонент отражает степень отношения к физической культуре и спорту в эмоциональной сфере, т.е. насколько человек чувствителен к различным событиям в мире спорта, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам физической культуры и спорта, способен получать радость от занятий физическими упражнениями и т.д.

Когнитивный компонент показывает, в какой степени проявляется отношение к знаниям в сфере физической культуры и спорта, насколько человека интересуют знания теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, пассивен или активен он в своих интересах.

Практический компонент измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к практическим занятиям физической культурой и спортом, насколько он готов включаться в занятия физическими упражнениями.

Поступочный компонент показывает, насколько человек своими поступками, совершаемыми в соответствии с его отношением к физической культуре и спорту, старается изменить свое окружение, повлиять на отношение окружающих к физической культуре и спорту, привлечь их к занятиям физическими упражнениями.

Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем шкалам. Он показывает, насколько сформировано отношение к физической культуре и спорту, с какой силой оно проявляется.

Третий субтест, предназначенный для определения ведущего типа мотивации в отношении к физической культуре и спорту, является модификаци-

ей теста, разработанного нами для исследования ведущего типа мотивации в отношении к здоровому образу жизни, с выделением тех же типов - эмоционально-эстетического, практического, познавательного и этического (прагматического) [7]. Из 12 пар ответов (варианты А и Б) учащимся предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант действия. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации поведения в сфере физической культуры и спорта.

Всего в исследовании отношения к физической культуре и спорту приняли участие более 900 учащихся общеобразовательных школ г. Пензы. Проанализируем структурно-динамические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту. Поскольку в оценке субъективного отношения к физической культуре и спорту наибольший интерес представляет такой параметр, как интенсивность, то вначале мы рассмотрели изменения структуры интенсивности отношения в динамике его развития. Для этого из числа обследуемых учащихся 4-11-х классов (п = 922) были выделены три условные группы. В «среднюю» вошли те, чьи показатели интенсивности отношения к физической культуре и спорту находились в интервале М ± 1,5а; в группу «фанатов» - те, чьи показатели превышали М ± 1,5 а; в третью группу вошли те, чьи показатели были ниже, чем М - 1,5а. Учитывая то, что средний показатель интенсивности отношения к физической культуре и спорту учащихся 4-11-х классов пяти школ г. Пензы, обследованных в 20082009 учебном году составил (М ± т) = 44,43 ± 0,338, то в первую (среднюю) группу вошли учащиеся, набравшие от 30 до 50 баллов (п = 701); в группу «фанатов» - те, чей показатель интенсивности > 60 баллов (п = 113); в группу «равнодушных к физической культуре и спорту» вошли учащиеся, набравшие < 29 баллов по шкале интенсивности (п = 108).

Структура компонентов интенсивности отношения к физической культуре и спорту в группах с различным уровнем его развития представлена на рис. 1.

низкий уровень средний уровень высокий уровень

Перцептивно-аффективный ■ Когнитивный ■ Практический ■ Поступочный

Рис. 1. Структура компонентов интенсивности отношения к физической культуре и спорту в группах с различным уровнем его развития

Как видно из диаграммы, в группе «равнодушных к физической культуре и спорту» максимальный уровень характерен для перцептивно-аффективного (эмоционального) компонента - 6,95. Уровень практического (5,8), когнитивного (4,8) и особенно поступочного (3,1) компонентов значительно ниже.

Таким образом, при низком уровне отношение к физической культуре и спорту носит в основном эмоциональный характер при низкой потребности в практических занятиях, слабой познавательной, организаторской и соревновательной активности.

В группе со средним отношением к физической культуре и спорту максимальное значение имеет уже практический компонент, по сравнению с уровнем предыдущей группы он вырос на 6,5 баллов. На втором месте - перцептивно-аффективный компонент, его прирост - 4,4 балла. Далее следуют познавательный и поступочный компоненты интенсивности, однако их прирост значительно более заметен (соответственно 5,9 и 5,5 баллов). Отношению свойственен практический характер. Когерентность, как и в группе с низким уровнем отношения к физической культуре и спорту, находится на невысоком уровне - 3,7.

В группе «фанатов» структура продолжает качественно изменяться: ведущими становятся когнитивный и практический компоненты, перцептивно-аффективный опускается до третьего места, далее следует поступочный компонент, который наряду с когнитивным при переходе от средней к высокой интенсивности имеет наибольший прирост (6,5 и 6,2 балла соответственно). Структура интенсивности отношения к физической культуре и спорту становится высоко когерентной (к = 1,85), т.е. все компоненты интенсивности хорошо сбалансированы. В группе фанатов отношение начинает носить познавательно-практический характер, проявляющийся не только в практической, но и в организационной пропагандистской деятельности, что позволяет говорить об этическом характере отношения (табл. 1).

Таблица 1

Значения средних показателей компонентов субъективного отношения к физической культуре и спорту в группах с различным уровнем интенсивности этого отношения

Интенсив- ность, М ± т Компоненты интенсивности отношения Когни- тивность

перцептивно-аффективный когнитивный практический поступочный

Низкая (п = 108) 20,54 ± 0,435 6,93 ± 0,246 4,76 ± 0,286 5,77 ± 0,227 3,08 ± 0,227 3,85

Средняя (п = 701) 42,83 ± 0,174 11,25 ± 0,90 10,68 ± 0,108 12,34 ± 0,084 8,56 ± 0,108 3,78

Высокая (п = 113) 64,40 ± 0,221 15,5 ± 0,092 16,9 ± 0,112 16,9 ± 0,074 15,1 ± 0,166 1,80

Показатели, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что при развитии отношения от низкого к высокому уровню качественно меняется его

структура: эмоции постепенно утрачивают свое главенствующее значение, и в характеристике отношения ведущую роль приобретают другие компоненты. Развитие отношения от низкого к среднему уровню детерминируется прежде всего практическим компонентом, а переход от среднего к высокому определяется прежде всего познавательным и поступочным компонентами. При высоком уровне интенсивности отношение носит познавательно-практический характер, ему также присущи интерес, осознание значимости физической культуры и спорта для достижения необходимого уровня физической подготовленности и здоровья, что выражается в агитационной пропагандистской деятельности, т.е. этическом типе деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Парные межгрупповые сравнения показали, что различия между средними показателями по соответствующим шкалам в группах с низкой, средней и высокой интенсивностью статистически значимы при р < 0,01 по ¿-критерию Стьюдента.

Таким образом при развитии отношения к физической культуре и спорту меняется его качественная структура, увеличивается когерентность компонентов его интенсивности.

Кроме субтеста по интенсивности, тест «Индекс отношения к физической культуре и спорту» включает в себя и субтест по доминантности. Параметр доминантности описывает отношения по оси «значимое - незначимое». Чем большую роль в жизни человека занимает отношение к физической культуре и спорту, тем более высокое место оно занимает в иерархии других отношений, тем более оно доминантно.

Исследование доминантности отношения к физической культуре и спорту у 922 учащихся 4-11-х классов выявило положительную динамику этого показателя по мере увеличения интенсивности отношения. В группе с низкой интенсивностью отношения к физической культуре и спорту показатель доминантности составил 4,61 ± 0,113, в группе со средней интенсивностью -7,07 ± 0,048, в группе с высокой интенсивностью - 8,45 ± 0,073. Все меж-групповые различия статистически достоверны при р < 0,01 по ¿-критерию Стьюдента. Следует отметить однонаправленность динамики параметров доминантности и интенсивности отношения к физической культуре и спорту, что свидетельствует о возрастании роли сознательной регуляции по мере его развития.

В возрастной динамике соотношение процентных показателей количества подростков с высоким и низким уровнем интенсивности представлено на рис. 2.

Как видно из графика на рис. 2, с 4-го по 6-й класс, а также в 10-11-х классах количество детей с высоким уровнем интенсивности отношения к физической культуре и спорту превышает количество школьников с низким уровнем, и обратный характер соотношения наблюдается в 7-9-х классах.

Не трудно предположить, что наиболее высокая интенсивность отношения к физической культуре и спорту - у подростков 4-6-х классов и у юношей и девушек - выпускников школы. Очевидно, что в 7-х и 9-х классах будут отмечены минимальные значения интенсивности, поскольку в этом возрасте более всего школьников с низким уровне интенсивности отношения к физической культуре и спорту.

зо

25

20

15

10

5

0

N. 26

19 20

\ 18 ^''■'ч>>^15 . ^ ' 1 а ✓ ч ✓ ч 13 14

У Г V А Л >•» 1 ? ^

- <Г 11 — 7" N^^11 9 9

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

о

Рис. 2. Возрастное соотношение количества школьников:

-----с высокой интенсивностью отношения к физической культуре и спорту;

----с низкой интенсивностью отношения к физической культуре и спорту

Следует отметить, что, говоря о низком уровне отношения к физической культуре и спорту, который отмечается у 10-12 % всех школьников, мы подразумеваем удовлетворительный уровень.

Очень низкий, неудовлетворительный уровень, когда показатель интенсивности < Мер - 2а, отмечен нами только у 2-3 % школьников. Но даже у этих школьников не зафиксировано отрицательного отношения к физической культуре и спорту. Говорить об отрицательной модальности можно лишь в том случае, когда интенсивность отношения не превышает трех баллов. Такой результат зафиксирован нами только в одном случае из 922 (~ 0,01 %).

Анализ структуры предпочтений какого-либо типа деятельности в сфере физической культуры и спорта позволяет судить о превалировании в мотивационной сфере личности школьника мотивов определенного типа: практических, эмоционально-эстетических, познавательных, этических (прагматических), т.е. о мотивационной направленности или определенном типе отношения к физической культуре и спорту.

В табл. 2 представлена структура мотивационной физкультурной направленности школьников с различным уровнем интенсивности отношения к физической культуре и спорту.

Как показали результаты тестирования среди школьников с низким уровнем интенсивности отношения к физической культуре и спорту (М < 29), более половины (52,8 %) составляют те, у которых ведущим типом мотивации, определяющим направленность и тип отношения, является эмоционально-эстетический. Школьников с познавательным типом - 13,8 %, с практическим и этическим (прагматическим) - по 16,7 %.

Среди школьников со средним уровнем интенсивности (29 < М < 60) резко снижается количество школьников с эмоционально-эстетическим типом отношения к физической культуре и спорту (с 52,8 до 23 %). В то же время более чем вдвое увеличивается процентный показатель учащихся с практическим типом (с 16,7 до 34,2 %), значительно возрастает доля этического типа (с 16,7 до 25,4 %), менее значимо - доля учащихся с познавательны типом мотивационной направленности в сфере физической культуры и спорта.

Таблица 2

Структура мотивационной направленности в сфере физической культуры и спорта школьников с различным уровнем отношения к физической культуре и спорту

Интенсивность Мотивационная направленность, % учащихся

эмоционально- эстетическая познавательная практическая этическая (прагматическая)

Низкая п = 108 52,8 13,8 16,7 16,7

Средняя п = 701 23,1 17,4 34,2 25,4

Высокая п = 113 13,2 24,8 35,4 26,6

В группе с высокой интенсивностью отношения к физической культуре и спорту больше всего тех, кто получает удовольствие от занятий физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, - 35,4 % (практический тип отношения). Более четверти (26,64 %) составляют те, кто занимается физкультурой и спортом ради здоровья, высокого уровня физической подготовленности, всестороннего физического развития, ради высокого спортивного результата (этический, прагматический тип отношения к физической культуре и спорту). Практически столько же (24,8 %) учащихся кроме практических действий интересуются основами теории и методики физического воспитания, для них физическая культура и спорт - это в первую очередь способ и средство познания себя и окружающего мира, возможность овладения новыми знаниями и умениями.

И наконец, 13,2 % учащихся с высокой интенсивностью имеют эмоционально-эстетический тип отношения в сфере физической культуры и спорта. Их объединяет восприятие красоты и гармонии тел спортсменов, выразительности движений, драматургии спортивной борьбы, желания личного совершенствования культуры движений и телесного образа.

Анализируя результаты исследования отношения к физической культуре и спорту можно выделить четкую тенденцию уменьшения количества школьников с эмоционально-эстетическим типом мотивации по мере роста интенсивности отношения к физической культуре и спорту и увеличения с практическим, познавательным и этическим типом, а также снижение роли перцептивно-аффективного компонента в структуре интенсивности отношения и возрастание значения когнитивного, практического и поступочного компонентов интенсивности отношения к физической культуре и спорту.

Для установления взаимосвязи отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту нами было проведено исследование, в котором приняли участие около 100 школьников, учащихся 5-11-х классов (по 14 мальчиков и девочек в каждом возрасте), которые с временным интервалом в семь дней выразили свое субъективное отношение к этим компонентам культуры. Анализ результатов исследования показал, что «здоровье» в иерархии жизненных ценностей значительно выше, чем «физическая культура и спорт» (коэффициенты доминантности соответственно составили 5,26 и 3,94 по семибалльной шкале). Коэффициент корреляции Браве - Пирсона, равный ±0,337, свидетельствует, что как ценности «здоровье» и «физическая культура и спорт»

в сознании школьников взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. более высокому уровню доминантности отношения к физической культуре и спорту соответствует более ценностное отношение к здоровью.

То же можно сказать и об интенсивности отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту (коэффициент корреляции равен +0,368), но с той лишь разницей, что в абсолютных значениях интенсивность отношения к физической культуре и спорту во всех компонентах (аффективно-перцептивном, когнитивном, практическом и поступочном) значительно выше, чем интенсивность отношения к здоровью.

Аналогичные исследования субъективного отношения к физической культуре и спорту и к здоровью, в которых приняли участие более 90 студентов первого курса ПГПУ им В. Г. Белинского, также выявили достоверность корреляционных связей показателей параметров (г = 0,341) по доминантности и (г = 0,348) по интенсивности.

Анализ мотивационно-типологических характеристик отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту показал, что в 88 % случаев (п = 188) тип мотивационной направленности в сфере физической культуры и спорта и в сфере здоровья совпадают.

Отмечая общие тенденции в структурно-динамических и мотивационно-типологических характеристиках отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту, можно сделать вывод, что физическая культура и спорт являются той сферой, где наиболее целесообразно формировать и развивать ценностное отношение к здоровью.

Список литературы

1. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. / В. И. Столяров. - М. : Флинта ; Наука, 2004. - 400 с.

2. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л. И. Лубышева. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

3. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В. М. Бехтерев. -СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1905. - 110 с.

4. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. - Пг., 1917. -386 с.

5. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. - 224 с.

6. Дерябо, С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения / С. Дерябо, С. Ясвин // Директор школы. - 1999. - № 3. - С. 7-16.

7. Пашин, А. А. Отношение учащихся к здоровью / А. А. Пашин // Физическая культура в школе. - 2008. - № 8. - С. 23-24.

Пашин Александр Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

E-mail: pollylina@mail.ru

Pashin Alexander Alekseevich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of physical training, Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky

УДК 796+372 Пашин, А. А.

Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту / А. А. Пашин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (16). - С. 161-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.