Научная статья на тему 'Взаимодействие учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств России'

Взаимодействие учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств России»

Культура и образование № 1 (08)

В И Солодухин

кандидат педагогических наук, профессор, проректор Учебно-методического объединения МГУКИ

Взаимодействие учебно-методического объединения с вузами культуры и искусств России

В условиях диверсификации образования, расширения академических свобод, вариативности и альтернативности образования изменяется стратегия подготовки специалистов в вузах культуры и искусств. Она строится с учетом развития социально-культурной и экономической ситуации в регионах России, требований рынка труда и занятости. Современная социально-культурная ситуация требует от будущего специалиста владения высоким уровнем теоретических знаний и практических умений, социальной ответственности, профессиональной компетентное ти, коммуникативных умений и навыков. Разработка содержания, условий, педагогического сопровождения подготовки специалистов для сферы культуры и искусства является целью взаимодействия Учебно-методического объединения и вузов культуры и искусств России.

Общеизвестно, что взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностну» связь всего живого. Взаимодействие является универсальной формой развития, взаимного изменение взаимодействующих сторон как в природе, так и обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние.

Взаимодействие в обществе имеет социальный характер, оно обусловлено временем, уровнем развития цивилизации, поэтому взаимодействие в системе «УМО - вузы культуры и искусств» есть социальное взаимодействие, под которым понимается совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек, и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний.

В этом значении любая предметная деятельность человека (группы людей), его общение, процессы взаимопомощи, сопереживания, сотрудничества есть социальное взаимодействие. Совместное осмысление практики социально-культурного развития России, профессионально значимой информации для подготовки будущего специалиста есть также взаимодействие, которое предполагает организацию совместной деятельности, в которой бы проявлялась субъектив-

УМО: поле взаимодействия и партнерства

ная позиция всех участников. С этой точки зрения взаимодействие - это: 1) организация связей, контактов, ведущих к обогащению результатов совместной деятельности по развитию профессионального образования, культурной политики, развитию отрасли в целом; 2) организация отношений, общения людей разного социального статуса, профессионального и научного опыта при определении направлений и перспектив развития высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в основе которых добровольность, общность государственных интересов, равенство и полезность. В психологии взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию новых (инновационных) структур (С.Ю. Головин, Л.С. Выготский и др.).

В педагогической науке (В.И. Загвязинский, Л.А. Левшин, Х.Й. Лийметс и др.) взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Оно обеспечивает развитие образовательной системы в вузах культуры и искусств, способствует инновационному развитию образовательных учреждений, совершенствует личность будущего специалиста. В основе педагогического взаимодействия лежат сотрудничество и партнерство, являющиеся началом социальной жизни людей. Организация партнерского взаимодействия, привлечение к разработке новой стратегии развития системы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства является приоритетной деятельностью УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. В 2009 году нашему УМО исполнится 15 лет. Созданное в 1994 году, сегодня оно объединяет 67 вузов России, реализующих традиционные специальности для вузов культуры и искусств. Среди них 17 профильных университетов, академий и институтов культуры и искусств, обеспечивающих отрасль высококвалифицированными специалистами. В общей сложности вузы культуры и искусств готовят специалистов более чем по 40 специальностям и направлениям. Позиционируя деятельность вузов культуры и искусств, УМО решает две стратегические задачи в образовательной политике отрасли: 1) повышение статуса вузов культуры и искусств в российском и мировом образовательном пространстве; 2) масштабную работу по обновлению структуры и содержания профессионального образования в связи с модернизацией российского образования и вхождением в образовательное пространство мира. Развитие партнерского взаимодействия в процессе реализации данных задач осуществлялось на нескольких уровнях.

Во-первых, на отраслевом уровне - уровне участия министерств (образования и культуры), руководителей департаментов в формировании и управлении образовательной политикой в отрасли. Во-вторых, на региональном уровне - уровене субъектов Российской Федерации, определяющих заказ на подготовку специалиста и его профессиональные компетенции.

В-третьих, на территориальном уровне - уровене городского округа, муниципального района или образования, позволяющем интегрировать возможности территории и вуза в развитии культурной политики. Результатом интегрированного взаимодействия всех уровней явилось утверждение в декабре 2006 года Программы деятельности УМО на период до 2010 года, основанной на активном привлечении социальных партнеров к участию в разработке стратегии развития образования в сфере культуры и искусства, к разработке и внедрению нового поколения ФГОС В ПО. Реализуя данную программу, региональные вузы - члены УМО провели в своих регионах социологическое исследование студентов, педагогов, работодателей с целью выявления совокупности профессиональных компетенций. Они были обсуждены на заседаниях учебно-методических советов по направлениям и представлены на обсуждение широкой российской и международной общественности на международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств Российской Федерации в мировом образовательном пространстве» (май 2007 г.).

На международном форуме был принят стратегический документ - «Концепция развития вузов культуры и искусств на период до 2015 года». Он определил генеральные направления развития партнерского взаимодействия УМО и вузов культуры и искусств России по развитию транснационального образования, повышению качества образовательных услуг, развитию информатизации образовательного и управленческого процессов и др. Однако особое внимание в Концепции уделено развитию партнерства - взаимодействия вузов с профессиональным сообществом. Среди основных направлений деятельности можно выделить следующие:

- усиление возможностей трехступенчатой системы подготовки кадров в вузах культуры и искусств: среднее профессиональное образование - высшее

- послевузовское образование;

- совершенствование организационно-управленческого механизма сотрудничества и партнерства колледж-вуз: создание профильных методических советов, разработка сопряженных федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, основных образовательных программ, профессиональных образовательных программ, учебных планов и т.д.;

- развитие и поддержание сетевого взаимодействия с отраслевыми организациями на национальном и

Культура и образование N21 (08)

международном уровне по академической мобильности, признанию квалификаций, взаимному подтверждению дипломов и т.д.;

- создание системы постоянного мониторинга в регионах страны, долгосрочного прогнозирования рынка труда и занятости в соответствии с требованиями гражданского заказа общества на подготовку кадров;

- контрактная (целевая) подготовка специалистов для учреждений культуры и искусств российских регионов;

- проведение стартового статистического анализа и формирование системы целевого мониторинга состояния кадровых ресурсов отрасли по базовым параметрам (общая численность, социально-демографические параметры, базовое образование, время получения образования, профиль и сроки переподготовки и т.п.), аналитическое исследование состояния, оценка показателей, прогноз развития с целью определения кадровой емкости отрасли;

- создание реестра рабочих мест, номенклатуры существующих должностей в учреждениях и органах управления сферой культуры и искусства, разработка модели модернизации номенклатуры рабочих мест с учетом инновационных тенденций в отрасли, принятие программы формирования новых рабочих мест для специалистов нового профиля с учетом их деятелыюстного функционала и др.

Данные направления со всей очевидностью показывают наличие взаимного интереса между взаимодействующими сторонами по развитию собственных внутренних структур. И это не случайно, поскольку взаимодействие всегда сопровождается движением, передачей информации, выступает источником саморазвития всех участников процесса взаимодействия.

Наиболее широкое взаимодействие осуществляется У МО с вузами культуры и искусств по разработке

ФГОС впо-з.

Взаимодействие на отраслевом уровне связано с организацией и проведением рабочих совещаний в Мин-культуры и Минобрнауки России, позволившим определить общие подходы к разработке ФГОС ВПО-З по основным направлениям и специальностям. Взаимодействие регионального уровня обеспечило проведение заседаний учебно-методических советов в региональных вузах культуры и искусств: по социально-культурной деятельности в Тамбовском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств; по народной художественной культуре в Кемеровском государственном университете культуры и ис-

кусств и Самарской государственной академии культуры и искусств; по библиотечно-информационной деятельности в Орловском государственном институте искусств и культуры. Привлечение регионального научно-педагогического и профессионального сообщества позволило определить задачи и сроки разработки стандартов нового поколения по каждой образовательной области; разработать варианты содержания учебных циклов, трудоемкость (зачетные единицы) перечня дисциплин, определить профили профессиональной подготовки и др. Такая работа позволила обеспечить включенность сообщества в разработку нового поколения стандартов, их приближенность к региональным запросам рынка труда и вакансий.

Партнерское взаимодействие осуществлялось УМО и вузами культуры и искусств в процессе работы:

1) над учебно-методическим обеспечением образовательного процесса. Так, в экспертизе учебной и учебно-методической литературы приняли участие члены учебно-методических советов, наиболее опытные специалисты Московского, Санкт-Петербургского, Казанского государственных университета! культуры и искусств и других вузов. Анализ показаг что такая работа в значительной степени повысила качество образования по закрепленным за УМО направлениям и специальностям. Так, в 2006/07 учебном году гриф УМО получило 61 учебное издание в т.ч. по напрвлениям: народная художественна« культура - 34; социально-культурная деятельноста - 17; библиотечно-информационная деятельности- 7; режиссура театрализованных представлений праздников - 3;

2) по экспертизе образовательных программ, откри^ ваемых в системе ВПО РФ. За 2007 год члены уче но-методических советов рассмотрели 27 пакета* документов, подготовили 25 положительных мот« вированных заключений для открытия направлена и специальностей: звукорежиссура театрализовав ных представлений и праздников - 1; режиссур театрализованных представлений и праздников -библиотечно-информационная деятельность - 3: родная художественная культура и народное хул жественное творчество - 9; социально-культуря* деятельность - 7.

Таким образом, поле взаимодействия и партнере4* УМО и вузов культуры и искусств России имеет статочно много направлений деятельности, кото», позволят повысить качество работы вузов по пол товке конкурентоспособного специалиста, востре^ ванного на региональном рынке труда и занятост»

1. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.

2. Концепция развития вузов культуры и искусств на период до 2015 года. М.: МГУКИ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.